Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Впервые про этот самолёт я прочитал в сентябрьском номере Крыльев Родины за 2008 год. Статья была весьма занудной и насыщенной техническими подробностями, и оттого показалась мне тогда не очень интересной. А вот самолёт запомнился. Этакий гибрид Ту-104 и DC-8. Особенно понравились аэродинамические тела на крыле. Привинченные туда во исполнение правила площадей. 

 Только много лет спустя я понял, что чего бы ни писали про А.Н. Туполева и его самолёты, некоторые вещи он понимал великолепно и многое делал не спроста. Ещё у Ту-16 на крыле появились большие гондолы, в которые убирались основные опоры шасси. Они самым естественным образом решали ровно те же проблемы, что специально добавленные инженерами Конвер при переходе от CV 880 к CV 990 аэродинамические тела: сохраняли площадь сечения постоянной. Но без громких криков про правило площадей. И такое решение (помимо прочего) позволило Ту-16/104/114/124/134/154 носиться на высоких околозвуковых скоростях…
Но сейчас не об этом. А о том, что в широкой продаже моделька заинтересовавшего меня самолёта почему-то не попадалась. Наверное потому, что крупнотиражных моделей просто нет. А искать забугорные ЛНДэшный F-RSIN, смолу или вакушку было лень. И вот в один прекрасный момент в разделе новостей М-Хобби я вижу модель Convair 880 от Восточного Экспресса. Ещё не оно, но очень близко. Затаив дыхание и скрестив пальцы начал просматривать каталоги магазинов и вот… Та-дам! Восточный Экспресс следом выдал и Convair 990. А тут как-раз новый год на носу. Оформил заказ Деду Морозу и он аккуратно положил искомую коробочку под ёлочку. Так что Новый Год стал по-настоящему праздничным.
Но праздники прошли, нас нагнали будни (С).
Пришла пора присмотреться к тому, что лежало под ёлочкой. И начать, пожалуй, стоит по-европейски – с цены «подарка». 3200 рублей (42-43 доллара по текущему курсу). Не сказать, что «ах, как много», но и не «за спасибо». С учётом того, что модель выполнена в технологии литья под низким давлением, цена вполне оправдана и ИМХО подразумевает, что создатели модели ориентировались не на рынок игрушек, а на моделистов. Что в свою очередь немного обязывает производителя следовать строгим требованиям копийности, местами даже в ущерб технологичности.
И вот с такими надеждами я взялся сравнивать модель с прототипом.
Но знакомство с моделью начинается с коробки.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Коробка практически идеальная. Гофрокартон с цветной наклейкой, плотный. Кроме наклейки сверху единственное её украшение – наклейка на узком торце.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Правда, проблемы начинаются уже на этом этапе. Крышка сделана отдельной, а не в виде клапана (что на мой взгляд чуть менее удобно, но отнюдь не криминально), а в целом коробка спроектирована из условия максимальной экономии материала. Т.е. так, что самая длинная литниковая рамка (с половинками фюзеляжа) помещается в неё с трудом.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

В коробке лежит 8 рамок из серого полистирола (рамок с деталями двигателей по 2 штуки) и одна из прозрачного, с общим количеством деталей в 157 штук. Для модельки в масштабе 1:144 просто отлично!

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Кроме этого в коробку упакована инструкция о 6 страницах формата А5:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой .

Цветной лепесток со схемой окраски и нанесения декалей:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

И два листа декали, но одном из которых дана белая подложка (и белый намордник на остекление кабины экипажа), что как-бы намекает на то, что основная декаль – лазерная и белый цвет в ней отсутствует в принципе. Так что не обольщайтесь белым цветом бумаги, на которой она напечатана. Чуть позже подозрения подтвердились, о том. Что декаль – лазерная и напечатана на листе бумаги со сплошной лаковой подложкой честно написано в нижней части лепестка со схемой окраски и нанесения декалей.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Облой на деталях местами таки присутствует, особенно на криволинейных поверхностях:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Что само по себе подразумевает сложности при стыковке деталей. В чём я легко убедился, попытавшись состыковать половинку фюзеляжа с нижней половинкой крыла. Не вышло. Подпиливать надо. Впрочем, для ЛНД это нормально. Расшивка тонкая внутренняя, на фюзеляже при приближении к стыку половин самым естественнотехнологическим образом сходящая на нет.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Каких-то особенно глубоких утяжин я не заметил, хоть поперву и принял за таковые выделяющиеся по блескучести пятна смазки, облегчающей извлечение отливок из пресс-форм:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Не переживайте, с этим на модели всё более-менее. Утяжн не видно, но не забудьте помыть модель перед сборкой.
Стыковка половин крыла, киля и стабилизатора реализована таким образом, чтобы задняя кромка образовывалась не стыком двух деталей, а оставалась целиком на одной из половин. Это позволило удержать толщину оной в разумных пределах, что, впрочем, не исключает необходимости ещё немного её подточить и выровнять:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

В общем, модель получилась типичной для ЛНД и Восточного Экспресса, покупайте – собирайте!
Можно было-бы на этом обзор и закончить, но Вы ведь от меня такой подлости не ждёте, не так ли?
Так что займёмся погружением в матчасть и более подробным сравнением модели с прототипом. И начнём, как всегда, с источников мудрости.
Про статью в Крыльях Родины №9/2008 я уже упоминал. Что любопытно, текст на Аирворе взят не оттуда, так что рекомендую. Про коммерческую эксплуатацию гораздо больше материалов в альманахе Мировая Авиация (№192 файл 0705 лист 01 и №194 файл 0705 лист 02). И это, пожалуй, всё…
Больше на русском ничего толком нет. Поиск информации на английском привёл вот к такой книжке Джона Проктора, лежащей в файлах на avsim.su:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Всячески рекомендую. Наиболее полный источник информации как о технических подробностях конструкции, так и о истории создания, доработок и эксплуатации. Причём как CV 880 так и CV 990. Но на английском.
Ещё нашлась вот такая книжка:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

С ней всё намного интереснее. Фактически это рекламная брошюра, изданная создателем самолёта. С большим количеством картинок из техописания, схемами различных систем и описанием их работы. Просто отличный материал для моделиста, да вот беда – написанный в ту пору, когда CV 990 ещё только проектировался. И поэтому посвящённый больше CV 880. А материалы про CV 990 надо проверять: путь от рисунков к первому прототипу (хоть и считавшемуся условно серийной машиной), затем к серийному варианту CV 990 и от него к CV 990A был не простым. С переделкой уже построенных машин. Но об этом позже.
А пока стоит упомянуть ещё пару важных источников. В первую очередь – вот этот фототстрел:
http://scalemodels.ru/news/5153-Walkaround-Convair-990-Coronado-Swiss-Museum-of-Transport-Lucerne-Switzerland.html
В объектив попала машина, декаль на которую уложена в коробку. Снимков её в сети не мало, но тут всё в одной куче.
И ещё одна ссылка, на совершенноволшебный архив фотографий, в который входит и архив компании Swissair:
http://ba.e-pics.ethz.ch/#1595600586304_1
Если в строке поиска набрать Convair то наступит полное, безразмерное счастье в виде очень качественных крупных снимков CV 880 и CV 990, летавших под флагом этой компании. Часто доступных к скачиванию. Категорически рекомендую!
Ну и, конечно, мимо Airliners.net и Jetphotos.net тоже пройти никак не получится.
А вот с чертежами беда. Их просто нет. Самое лучшее, что удалось найти – примитивные схемы (3 проекции) на airwar.ru, без сечений и с очень условными обозначениями дверей и иллюминаторов.
Вооружившись этим набором источников, попробуем разобраться, чем CV 990 отличался от CV 880, как он изменялся во время эксплуатации и на что похожа моделька из коробки.
Базовый комплект отличий включал в себя увеличение длины фюзеляжа, увеличение площади крыла (без увеличения размаха!) и увеличение длины основных опор шасси на десять дюймов. Да ещё и закрепили стойки к силовой конструкции крыла ниже, чем на CV 880. Что закономерно привело к необходимости ощутимо увеличить колею шасси, чтоб убирающиеся к центру фюзеляжа опоры могли уместиться в нишах. Ну и стояночный угол изменился – самолёт заметно опустил нос и задрал хвост. Вдобавок к этому, на самолёт установили уникальные «заднеприводные» двухконтурные двигатели. Если у нормального двухконтурника общий для обоих контуров вентилятор расположен спереди, то у этого вентилятор был расположен сзади. Являя собой продолжение лопаток турбины. Такое решение позволило избавиться от необходимости использовать длинный соосный вал, идущий от расположенной в задней части двигателя турбины к расположенному в передней части вентилятору, но породило кучу проблем с герметизацией корпуса на переходе от турбины к вентилятору. И всё это было заключено в единый капот.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

В общем, если отбросить занудные технические подробности, мотогондолы стали ощутимо толще, а на виде спереди стало заметно разделение внешнего и внутреннего контуров.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

На снимках – поздний и ранний вариант капотов. Обратите внимание на «глубину залегания» первого контура. Про аэродинамические тела на крыле я уже упоминал. В них придумали налить керосину (а чего объёму пропадать?!), и на всякий пожарный для уменьшения массы при необходимости выполнить экстренную посадку предусмотрели систему слива из них топлива. Тупо привинтив сзади сопло с клапаном. Сопло это работало по принципу аэрографа: благодаря скользящему снаружи с высокой скоростью воздуху керосин из бака буквально высасывало! Смотрелось это весьма впечатляюще:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Ни в одном источнике я не нашёл уточнений, были ли оные сопла установлены на всех четырёх аэродинамических телах, или только на внешних. Но приведённый выше снимок и заметное отличие формы хвостовой части оных тел намекает на то, что второй вариант более вероятен.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

А вот треугольные воздухозаборники в хвостовой части были на всех аэродинамических телах. Но возможно это воздухозаборники дренажа топливных баков.
Именно в таком виде и взлетел первый серийный CV 990 (N5601), попутно работавший первым прототипом.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Обратите внимание на прямую кромку пилонов внешних двигателей и гладкий (без установленных генераторов вихря) стабилизатор. Изменения конструкции в этих местах станут очевидными чуть позже.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Самолёт начали испытывать и что характерно, из него полезли косяки, не выловленные на этапе продувок в аэродинамической трубе. На стыке внутренних пилонов с крылом возникал вихрь, снижавший эффективность рулей высоты. А внешние двигателя при заполненных баках в аэродинамических телах начинали ощутимо трястись. Первую проблему решили, установив между фюзеляжем и внутренним пилоном щитки Крюгера.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Вторую проблему решили, сместив внешние двигателя назад на 29 дюймов, отчего на передней кромке внешних двигателей появился заметный излом.
Видимо на этом этапе на верхней и нижней поверхностях стабилизатора появились генераторы полезных вихрей (подробнее о них ниже, а пока просто обратите внимание на зубчики вдоль кромки стабилизатора), но в книге Проктора не упоминается.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Проблема, однако, была в том, что даже в таком, доработанном виде, самолёт ощутимо не дотягивал до обещанных характеристик. В основном по скорости. И по дальности (из-за повышенного расхода топлива). Что породило вполне естественные проблемы с и без того не многочисленными заказчиками. Но искусство переговоров творит чудеса. Заказантам дали скидку и пообещали после поставки машин в «текущем виде» предоставить комплект доработок, которые позволят дотянуть характеристики до обещанных. А заказанты, с грустью походив по рынку и осознав невозможность быстро получить вместо Конверов реактивные Дугласы или Боинги, согласились с предложением.
В общем, серия пошла, а на Конвере сосредоточились на выявлении и устранении аэродинамических косяков.
Таковые были выявлены в трёх местах. На нижней поверхности крыла в месте стыка с предкрылком возникали совсем не нужные вихри. Потолстевшие мотогондолы отнюдь не способствовали плавности обтекания, особенно не стыке со створками реверса. Ну и зализ крыла с фюзеляжем тоже создавал проблемы.
Первую проблему решили, заменив предкрылки на участке от внутреннего пилона до законцовки крыла щитками Крюгера.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Вторую – привинтив к мотогондоле за реверсом большой обтекатель, увеличивший длину мотогондолы на пару метров (что попутно потянуло за собой изменение конструкции реверса, а сам обтекатель при его срабатывании съезжал назад вместе с частью пилона). И сдвинув мотогондолу вперёд.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Кстати, на этом снимке – один и тот же самолёт до и после доработок. Так что все изменения хорошо видны.
А третью – изменив зализ.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

И вот тут начинается интересный нюанс. Изменённый самолёт получил индекс «А». Иногда его обозначают как CV 990A. В книге утверждается, что на 990 и 990А были получены разные сертификаты типа.
Я полез проверять это утверждение (благо сайт Федеральной Авиационной Администрации США работает и позволяет посмотреть сертификаты типа и карты данных к ним даже на очень старые самолёты) и тут меня ждало одно интересное открытие.
Никакого сертификата типа ни на Convair CV 990, ни на Convair CV 990А в природе не существует. Но долгие поиски по разным вариантам названий позволили таки найти упомянутый выше сертификат. В результате выяснялось, что в официальных документах самолёт назывался вовсе не Коронадо (это название вообще придумали швейцарцы), не CV 990 и даже не Convair. Согласно документов звали его General Dynamics Model 30. Или General Dynamics Model 30 A. Сертификат типа на него один и в карте данных к нему упоминается, что подвиды «30» могут быть переделаны в «30 А». Или, если быть точным, то подвидов чуть больше: 30-5 и 30А-5 (такие строились для American Airlines), 30-6 и 30А-6 (для Swissair) и 30-8 и 30А-8 (для Garuda, Varig и NASA). Причём поставленные в «первоначальном» варианте машины потом, как и предусматривалось контрактом, были доработаны до варианта A. А часть сразу вышла с завода как вариант А.
Но на этом работа над улучшением характеристик не закончилась. В попытке выжать ещё немного скорости за счёт улучшения аэродинамики компания Конвер предложила второй комплект доработок, включающий установку на заднюю часть мотогондолы ещё большего обтекателя (выступ в форме ногтя с одной стороны):

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Но при этом изменился и пилон (растолстев по крайней мере в задней части):

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Однако такую доработку проводили только на самолётах, поставленных в American Airlines (30А-5), остальные от неё отказались.
А теперь, понимая, чем отличались самолёты в разное время и в разных авикомпаниях, попробуем повнимательнее присмотреться к лежащим в коробке отливкам.
Внешние размеры были одинаковыми для всех модификаций. Так что начнём сравнение с них.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Сразу поясню: в таблице два варианта общей длины самолёта, т.к. в литературе я встретил два разных значения. Первое – в рекламной брошюре, второе – в книге Джона Проктора. Но модель неплохо коррелирует с обоими вариантами. Да и в целом в общие размеры модель укладывается неплохо. Проблемы возникают с хордой крыла (на модели крыло шире, чем должно быть согласно опубликованным данным) и колеёй шасси. Колея, наоборот, уже. Похоже, разработчики зевнули изменение колеи при переходе от CV 880 к 990, «старая» колея укладывается в модельные размеры гораздо лучше. А вот с хордой придётся разбираться.
Наиболее заметной деталью, отличающей CV 990 от CV 990A является размер и форма мотогондол. Судя по отливкам:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

В коробке лежит именно вариант CV 990A. Значит с графикой на него модель и надо сравнивать. А графики, как я уже заметил выше, не густо. Для начала попробуем прикинуть соответствие имеющихся чертежей прототипу. Вид сбоку неплохо совпадает по профилю, особенно если не смотреть на форму дверей, пилонов и положение двигателей (т.е. форму и размеры пилонов).

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

С видом сверху немного сложнее (трудно найти подходящую фотографию для сравнения), но видно, что в целом графика на самолёт похожа. По крайней мере, хорда крыла и положение двигателей и аэродинамических тел на нём, не смотря на некоторую «наклонность» снимка, неплохо совпадают с графикой.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Вид спереди тоже неплохо совпадает, с учётом обычных искажений, вызванных не совсем подходящим углом съёмки.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

А теперь попробуем утрамбовать в эту графику модель.
Фюзеляж в общем укладывается неплохо.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Долепленный на фото киль (на модели он отлит отдельно от фюзеляжа) подаёт некоторые признаки несовпадения с оригиналом. Особенно по хорде в нижней части. И как следствие – по задней кромке.
При сравнении крыла промелькнувшее при сравнении размеров модели с оригиналом опасение начинает подтверждаться:

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Крыло по хорде явно больше, чем должно быть, если судить по графике.
В общем, основные проблемы в соответствии модели прототипу начинают вырисовываться всё более отчётливо. Но прежде чем кидаться табуретками в разработчиков, давайте всё проверим ещё раз. Сравним фотографию крыла с фотографией самолёта сверху.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Всё по-прежнему плохо. Хорда не совпадает, причём по довольно хитрой схеме. У корня на одну величину, а у законцовки на другую. Не обращайте внимания на форму и размеры зализа: на снимке явно CV 990, а не CV 990A.
Попробуем сравнить и киль с оригиналом.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

При выравнивании проекций по передней хорде и по высоте линия стыка с фюзеляжем более-менее совпадает, а вот задняя кромка у модели явно не на месте. Если крыло по хорде переразмерили, то тут явно попытались сэкономить на пластике.
А вот стабилизатор неплохо совпал с фотографией.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Озадачившись такими исходными данными, перейдём к сравнению более мелких нюансов. Для начала посмотрим, что творится на модели с расположением дверей и люков.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Как видно из сравнения, семь номеров не угадал никто (С). Положение выделенных расшивкой дверей и люков категорически отказывается совпадать с таковым на фотографиях, при том, что положение выреза под переднюю опору шасси и начала форкиля совпадают неплохо. А заодно становится понятным, что за счёт промаха с размером хорды на модели похоже уехала вперёд передняя кромка крыла. А вот задняя кромка и зализ остались на своём месте.
На самолётах серии 30-6 похоже не было одного люка, изображённого на модели за задним багажным. На машинах, построенных для других заказчиков, он имеется, так что наличие его на модели вообще, а не на модели самолёта Swiss Air ошибкой не является.
Ещё одно сложное место – низ фюзеляжа в районе центроплана. На прототипе в этом месте располагались агрегаты системы кондиционирования. Довольно громоздкие. И для их размещения сразу за воздухозаборниками фюзеляж заметно утолщался. Утолщение постоянного сечения шло до ниш основных опор шасси, над тележками сечение ещё немного увеличивалось и за нишами плавно сходило на нет. На модели некоторые намётки на утолщение наличествуют, но гораздо менее выраженные, чем на самолёте, проигнорировано изменение сечения в районе ниш шасси и все вырезы кроме воздухозаборников. А за оными расположено по два эжектора…

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Ну и с обтекателем судя по всему трубы системы СКВ на модели путаница: он идёт строго по центру фюзеляжа в передней и в задней части, исчезая в выступе на брюхе, заметно превосходящем его по высоте.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

До куда оный обтекатель доходит и как выглядит можно рассмотреть на остальных снимках фотообзора, а для нас важно то, что на модели его изобразили и поверх выступа на брюхе, что не правда: в реальной жизни там широкая полоска обшивки (гораздо шире обтекателя), в которой он и прячется.
Следующий интересный момент – аэродинамические тела на крыле (рамка G на модели). Заметным внешним отличием оных (помимо размеров внешних и внутренних) является положение треугольного воздухозаборника. На первом прототипе (см. фотографию выше) он во всех случаях располагался на стороне аэродинамического тела, обращённой к фюзеляжу. На машине, на которую лежит декаль в коробке, воздухозаборники располагались на обращённых друг к другу сторонах аэродинамических тел (на внешнем – на обращённой к фюзеляжу стороне, на внутреннем – на стороне, обращённой наружу), см. рис. про сравнение пилонов на самолётах с двигателями «с ногтем» и без. На этих же снимках видно, что ширина нижней (плоской) части внешних аэродинамических тел практически вдвое шире, чем у внутренних.
На модели (судя по инструкции) предлагается сделать внутренние тела с воздухозаборниками с обеих сторон, а внешние – вообще без воздухозаборников. Плюс ширина дна у внутренних и внешних воздухозаборников в модели одинаковая, что явно не правда. Так что как минимум по форме и тут есть ошибки.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Однако спроектированы детали на рамке так, что склеить их по инструкции не получится: оба кончика отлиты на одной из половинок (чтобы сделать их более острыми), а склеивать такие половинки инструкция предлагает между собой. В общем, ошибка скорее в инструкции и набор позволяет сделать тела с воздухозаборниками с нужной стороны.
Контрольный выстрел – длина. Особенно интересно с этим разобраться в свете того, что с длиной хорды на модели явно ошибка. Если измерить пропорции на снимке самолёта сверху, то получится, что внешние тела в масштабе 1:144 должны быть 43-45 мм длиной, а внутренние – 39-42 (сравнивал на разных снимках + погрешности измерения). На модели же – 46 и 50 соответственно. Так что оные тела по длине переразмерены.
Что ещё можно сравнить с фотографиями? Наверное, только пропорции двигателей и пилонов, по крайней мере, внешних.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Мотогондолы на модели при масштабировании по диаметру явно длиннее, чем надо (по крайней мере, в районе заднего обтекателя) да ещё и капот обозначен расшивкой не верно (см. красные стрелки). Возможно проблема возникла от того, что ориентировались на самолёты American Airlines с ногтевидным обтекателем. Выступ (выколотка) на нижней части в месте стыка с задним обтекателем изображён правильно.
Пилон при привязке по излому на передней кромке явно взят от какого-то другого самолёта.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Задняя кромка получила какой-то излом, хотя на самолёте она плавно изгибалась вверх. Да ещё и с длиной похоже не всё в порядке, место стыка с крылом уплыло вперёд (т.е. пилон короче, чем надо). Вместе с тем нельзя не отметить, что в целом двигатель на модели спроектирован хорошо и собирается из 13 деталей каждый (не считая пилона).

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Вентилятор и компрессор внешнего контура отлиты неплохо и в принципе не требуют замены на фототравленные детали, хотя при желании их конечно можно улучшить.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Основная опора шасси на модели с точки зрения наличия основных конструктивных элементов на себя похожа. Два двузвенника, подкосы. А колесо так и вовсе очень похоже на себя (ну разве что на прототипе диск утоплен поглубже).

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Но вот геометрия вызывает много вопросов. Мало того, что по высоте (как выяснилось выше) стойка коротковата, так ещё и верхняя поперечная балка явно меньше по длине, чем надо. А кроме того на прототипе, в отличие от модели, она отнюдь не перпендикулярна стойке. В общем, и тут всё плохо. На этом фоне отсутствие рельефа на внутренней поверхности щитка ниши – это уже совсем мелочи.
Передняя же опора получилась очень неплохо. Двузвенник и цилиндры поворота опоры даются отдельными деталями.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Обильную перфорацию на складывающихся подкосах разработчики модели даже не пытались изобразить, что в принципе правильно – слишком уж мелкие это детали. Зато вот тут производителям фототравления есть где развернуться! Тем более, что антенны из этого самолёта почти не торчат, и даже приёмников воздушного давления было всего два, а не три.
Осталось рассмотреть всего несколько мелочей. На нижней стороне крыла возле задней кромки на прототипе было довольно много выколоток.
Шесть штук на участке от внешнего пилона до внутреннего аэродинамического тела

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Справа налево: большая овальная, две круглых, две каплевидных и одна квадратная аккурат под внутренним аэродинамическим телом.
И ещё одна – на внутреннем закрылке, между фюзеляжем и внутренним аэродинамическом телом.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

На модели же изображены всего две (каплевидные), немного не верные по форме (на прототипе они более широкие) да ещё пара обозначена квадратиками, что не верно применительно как минимум к одной из них.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Место, которое безусловно удалось воспроизвести разработчикам модели – стык стабилизатора с фюзеляжем. Так как стабилизатор был управляемым, для обеспечения плавного сопряжения фюзеляж в этом месте пришлось сделать плоским. Плоский участок присутствует как на самолёте так и на модели, и они похожи по форме и размеру. На модели даже воспроизвели панели, закрывающие вырезы в фюзеляже, имеющиеся в местах установки осей и подвижных элементов стабилизатора. И даже учли, что верхние панели меньше по размерам, чем нижние. Правда, сделали только две передние по полёту, а остальные проигнорировали. Но доклеить в нужных местах пластинки из полистирола это просто разминка в сравнении с тем, что ещё надо сделать, чтобы эта модель стала похожа на прототип.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

На задней части киля, как и на крыле, так же имеются выколотки, прикрывающие всевозможные приводы. И вот тут разработчики тоже хорошо постарались.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Как видите, всё необходимое, включая трубу на передней кромке и места установки пластин антенн на модели имеется. Можно поворчать про форму и размеры, но есть всё, причём с обеих сторон. И даже чуть-чуть больше, чем надо. Видите длинный ряд квадратных точек примерно в середине хорды? Так разработчики пытались изобразить генераторы вихрей. Но на киле их не было, они были только на стабилизаторе. Причём как на нижней поверхности, так и на верхней.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Это небольшие прямоугольные пластинки, выстроенные в ряд вдоль передней кромки руля высоты (перед ним).

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Ряд не сплошной: первые пять от корня стабилизатора идут в ряд, затем остальные двадцать три идут другим рядом, чуть смещённым вперёд по полёту.
Это первая модель в масштабе 1:144, на которой я увидел попытку производителя сымитировать эти элементы (не факт, что раньше никто не пытался, просто я не такого не видел).

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Имитация выполнена в виде ряда выделенных расшивкой квадратиков. И пусть их 19, а не 28, как на прототипе, да и уступ в ряду проигнорирован, но они есть. Как и круглая труба, торчащая из передней кромки. Что однозначно заслуживает похвалы. Не хватает только отгибающейся пластины за триммером у корня на задней кромке.
Что ещё осталось не описанным из пластика?
Очень прозрачный для ЛНД, похожий на прототип фонарь, данный с хорошим запасом по пластику от линии собственно окон, что существенно облегчит его подгонку к фюзеляжу.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Очень подробно деталированная кабина, которую даже можно будет рассмотреть через фонарь. Изображён практически весь интерьер кроме… педалей и штурвалов. И если педали действительно будет не видно, то зачем при таком подходе изобразили некий рельеф на приборной доске и меньшие по размеру подлокотники кресел, данные отдельными деталями, лично мне не понятно.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Вот, пожалуй и всё…
Посмотрим, на что похожа декаль?
При сравнении стоит помнить, что борт с регистрацией HB-ICC (двенадцатый построенный 990) встречался как минимум в трёх ипостасях: до доработок (в техническом облике 30-6), после доработок (в техническом облике 30А-6) но без обводки дверей и люков и после доработок с обводкой оных. Летал он с 1962 до 1975, прижизненный фотографий хватает, так что выбирайте осторожнее.
Начал я с полосок с изображениями дверей и иллюминаторов.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

И ими же закончил. Про цвет можно рассуждать долго, но я не колор-наци, так что ограничимся размерами и положением основных элементов. На левом борту передняя дверь на месте, а вот первый иллюминатор съехал назад. Следом за ним назад съехал и аварийный выход на крыло, расположенный (как и положено) на месте 19-го при счёте спереди иллюминатора. Ближе к хвосту уехала и задняя дверь, заодно став чуть уже, чем надо, а вот регистрация HB-ICC расположена как-раз на своём месте.

Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой

Справа всё сложнее. Тут передняя дверь уехала вперёд, потащив за собой всю линейку иллюминаторов, остальные двери и регистрацию на киле. Причём на разные расстояния...
Остальные элементы сравнивать по размерам уже не стал – нет смысла. Можно лишь добавить, что из крупных люков даны багажные, а мелкие лючки и все технологические надписи проигнорированы. Зато предложен слепой намордник на лобовое стекло, напрочь убивающий все труды по воспроизведению интерьера кабины экипажа (что плохо) и белый намордник с прозрачными окнами, позволяющий налепить переплёт фонаря, а не накрашивать его (что хорошо).
Пора подводить невесёлые итоги. При совпадении габаритов собственно самолёта на модели поползли размеры хорды крыла, размеры и положение основных опор шасси. Большое сомнение вызывает точность обводов киля, мотогондол, фюзеляжа под центропланом, аэродинамических тел и пилонов двигателей. Положение дверей и люков на модели не совпадает с тем, что запечатлено на фотографиях. Та же история и с декалью. Декаль не позволяет сделать прозрачными иллюминатора пассажирской кабины: просто вырубить чёрные слепые квадратики будет мало, надо как-то сымитировать тонкий белый обод вокруг иллюминатора. А декаль без «родной» белой подложка, белые элементы даны отдельно.
Большие сомнения вызывает приложенная схема окраски и нанесения декалей: на ней крыло и низ фюзеляжа равномерно окрашены в серо-голубой цвет, расшифровка которому не дана (прямоугольник с таким же оттенком я не нашёл). А на снимках фотообзора видно, что в этих местах присутствует два цвета: светло-серый и серебристый, с чётким переходом границ (например, зализ серый, а фюзеляж за его пределами – серебристый). Возможно самолёт частично перекрасили перед установкой в качестве памятника, а может и нет. Догадывайтесь сами. Или начинайте изучать матчасть, попутно рискуя прийти ко всем остальным нехорошим выводом про модель. Из положительных моментов стоит отметить подробную детализацию двигателя, кабины пилотов и попытку изобразить генераторы вихрей.
Что вообще можно собрать (теоретически) из этого набора? Проще всего General Dynamics Model 30А-6 и 30А-8. Варианты 30-5, 30-6 и 30-8 потребуют замены двигателей, пилонов и перепиливание зализа крыла, а для 30А-8 понадобится разобраться с пилонами. Впрочем, на фоне кровавого запила, который потребуется для того, чтобы собрать из этого набора заготовок модель, перечисленные выше доработки – это мелочи…
И да, надпись на коробке тоже не правильная. Индекс 990 должен быть с буквой А.
Стоило ли покупать эту модель? Знал бы про все нюансы – точно не стал бы…

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Pit в 25.02.2022 - 17:24
Коллеги, спасибо за отзывы.
Pavel_P в 26.02.2022 - 01:10
Тема: Обзор Восточной Экспресс 1/144 Convair 990 - под лупой
Хороший обзор. Бесспорно.
Dock в 03.03.2022 - 12:30
Весьма пользительные брошюрки
http://aviationarchives.blogspot.com/2022/03/convair-990-operations-manual.html
http://aviationarchives.blogspot.com/2022/03/convair-990-flight-manual.html
http://aviationarchives.blogspot.com/2022/02/convair-880990-article.html

Особенно - Convair 990 Operations Manual
Pit в 05.03.2022 - 14:43
Dock, огромное спасибо!
Искал эти мануалы, но не справился с Гуглем. В первой же книге куча размеров, которая помогла бы сделать оценку модели более точной. И эти мануалы однозначно пригодятся тем, кто захочет собрать именно модель!
Dock в 06.03.2022 - 01:09
Там же куча фоток еще
http://aviationarchives.blogspot.com/2022/03/convair-990-photos.html
http://aviationarchives.blogspot.com/2022/03/convair-880-photos.html
Pit в 06.03.2022 - 07:50
Спасибо ещё раз. Скачал архив на 990, посмотрел - увы, там полезного мало. Фотографии мелкие, иногда повторяющиеся, присутствует как минимум один скриншот из симулятора...
В приведённых в статье ссылках есть гораздо более интересные снимки и их, в принципе, хватило. Разве что не было хорошего крупного снимка строго сверху или строго снизу. Но его и в этом архиве нет.
Dock в 06.03.2022 - 12:13
Pit
Кашу маслом не испортишь. Предпочитаю иметь у себя ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ снимки, потому что не раз бывало, что, казалось бы, на малоинформативном фото что-то неожиданно находится.
Как-то так...
Dock в 10.03.2022 - 17:43
Свеженькое подъехало

# # # # # # # # # #

Если вдруг кому-то нужен будет ПДФ или полноразмерные картинки - милости просим в личку
Pit в 10.03.2022 - 20:10
Спасибо. Из ценного - хороший вид изнутри на капоты второго этапа модернизации модели 30А-5 (которые с "ногтем" со стороны фюзеляжа).
Pit в 21.03.2022 - 19:26
Ну вот, дошли руки разобраться с картинками из РЛЭ. Для начала нарезал оттуда профилей фюзеляжа, крыла и киля:

# # #

И начал их прикладывать к фотографиям:


# # #

Как видите, крыло как и раньше совпало очень хорошо, кроме хорды в корневой части и размеров аэродинамических тел (но об этом ниже). Внутренний закрылок определённо выступает назад больше, чем нужно. Киль на модели совсем не похож на себя.
А вот с фюзеляжем интереснее.

# #

Контуры более-менее совпадают, а вот двери и иллюминаторы съезжают порой на полшпации. Киль с фотографией совпал. Попытка сравнить сразу три элемента (фотографию прототипа, фюзеляж модели и профиль из РЛЭ) приводят к забавным результатам.

# # #

По левому борту положение дверей на графике совпадает с фотографией, крыло на модели уехало вперёд на одну шпацию. По правому борту снимок, с которым я сравнивал модель в статье, не совпадает с графикой. А вот другой снимок - совпадает вполне. Так что лучше ориентироваться на него. При сравнении с ним крыло на модели смещено вперёд на полшпации (а если верить графике из РЛЭ - то на полторы), а двери съехали вперёд. Да ещё и передняя велика по высоте. С люками же творится что-то непонятное.
Не будем их пока трогать, а обратим внимание на циферки, которыми обозначены шпангоуты на картинках из РЛЭ (графике). Те, кто сталкивался близко с буржуинской техникой, знают что это такое. Для остальных объясню. У нас шпангоуты нумеруются от носа к хвосту с разными забавными вариациями. На моём любимом Ми-8 они называтся 1н, 2н, 3н, 4н, 5н, 1, 2, 3, 3а, 4 и далее до балки а потом снова с единицы. Всё предельно просто и понятно :mrgreen:
У буржуев не так. Конкретно на этом типе (а может и ещё на каких, но НЯП расстояние может быть разным) точку отсчёта вынесли на 100 дюймов вперёд перед самолётом, а все шпангоуты пронумеровали в соответствии с расстоянием от этой точки. В дюймах. Кто не верит - можете убедиться самостоятельно, просто отняв от цифры на задней кромке фюзеляжа цифру на передней и умножив остаток на 25,4. Получите как-раз длину фюзеляжа в миллиметрах.
Такой подход позволяет не сравнивать картинки, а взяв в руки калькулятор и штангенциркуль сравнить расстояния на прототипе и на модели. У меня получилось вот что:

#

Передняя левая дверь уехала вперёд примерно на 1 мм, на столько же смещено вперёд собственно крыло. Задняя левая дверь уехала назад почти на 2 мм. Передняя правая дверь почти на своём месте. Задняя правая дверь уехала назад на пару миллиметров. Интереснее обстоят дела с аэродинамическими телами. В сравнении с фотографиями они длиннее, чем должны быть. А вот в сравнении с данными из РЛЭ - немного короче! Но ситуацию это не спасает, т.к. с шириной всё равно беда.
Смотреть на расстояние до передних кромок двигателя на общем виде не стоит, т.к. во-первых в РЛЭ данные на модель 30, а в коробке лежит 30А, а во-вторых не понятно, брались данные до сдвига внешних двигателей назад или после.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy