Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Ещё один Спит в гражданской одёжке - peace brother!История этого борта довольно насыщена событиями - побросала его жизнь, однако) И он до сих пор жив, здоров и летает: Live to fly - Fly to live!
Spitfire Mk IXb, MH434, серийный номер CBAF.IX552 был изготовлен на заводе Виккерс в Касл-Бромвич в августе 1943 года. 19 августа 1943 года MH434 был доставлен к месту службы в 222-ю эскадрилью RAF и получил там код «ZD-B», став персональным бортом командира звена из Южной Африки Генри «Пэта» Ларднер-Берка. На момент получения МН434 «Пэт» уже был асом с пятью победами, поэтому на борту МН434 в районе кабины были отметки воздушных побед и имя его жены, Милкрэйн. На счету «Пэта» было пять итальянских истребителей, сбитых, когда он находился на Мальте. В Европе Ларднер-Берк собъёт еще два Fw 190 и одержит одну совместную победу над Bf 109G. Так что - борт MH434 вполне себе боевой.
В октябре 1943 года Ларднер-Берк уехал на должность в штаб истребительного командования, а Spitfire MH434 летал в 349 и 350 бельгийских эскадрильях RAF. В течение второй половины 1944 года на вооружение стали поступать Spitfire Mk XVI с двигателем Packard Merlin и Spitfire Mk XIV с двигателями Griffon. Среди многих Mk IX, подлежащих списанию MH434 отправился на хранение, а в марте 1945 года был переведен в 9-ю ремонтную мастерскую в Косфорде для утилизации с конечной целью - списание.
Перспективы полетать у MH434 уже не было, но Голландии срочно потребовались спитфайры для восстановления военно-воздушных сил. Спитфайры были хорошо известны голландским пилотам сразу после войны, так как они воевали на спитах в RAF. В Англию отправились нескольких пилотов, чтобы они нашли Спитфайры в летном состоянии, протестировали их и подготовили к транспортировке. Двадцать шесть «Спитфайров» были упакованы в ящики, всего 52 ящика. Они были доставлены морем в Роттердам 13 июня 1947 года. Коллега МН434 в упаковочном ящике.
MH434, также разделенный на два ящика, ушел с двадцатью другими Спитфайрами в Индонезию. 22 июля транспорт прибыл в Батавию, где ящики со «Спитфайрами» были загружены на грузовики и доставлены через джунгли в Калиджати. Здесь в сентябре Спитфайры собрали и облетали. МН434 был присвоен код H-105 и начался его азиатский период службы.
Из интересного - на МН434 17 ноября 1947 года был проведен 65-минутный испытательный полет с 90-галлонным сбрасываемым баком, после чего пилот заявил, что это «похоже на танцы с 9-месячной беременной женщиной». Такие баки больше не использовались. 22 декабря 1947 года MH434 вместе с группой «Спитфайров» отправился в Семаранг, где ему был присвоен код H-68. 19 декабря 1948 года MH434 был задействован в боевых действиях против коммунистов со скромным название «Вторая полицейская операция». MH434 совершил в общей сложности 25 боевых вылетов.
В 1949 году МН434 не повезло - его пилот Нейвенинг, по его словам, был настолько впечатлён пейзажами индонезийских джунглей, что забыл о шасси при приземлении и совершил свое первое приземление на живот. К счастью, повреждения были не такими уж серьезными, и самолет быстро вернулся к полетам. В дальнейшем Нейвенинг еще три разных Спита посадил на брюхо - наверное дело было всё же не в пейзажах.
Летом 1950 года МН434 вернулся в порт Роттердама и вместе с другими 17-ю «Спитфайрами» был продан Бельгии. В Бельгии Спиты практически не летали (наступила эпоха реактивной авиации), но ушатали их капитально. В таком виде МН434, побывав буксировщиком мишеней, опять готовился к списанию.
Но MH434 опять повезло - он был выставлен на продажу в 1963 году и куплен пилотом авиакомпании Тимом Дэвисом. Он получил британскую регистрацию G-ASJV. Первоначально MH434 летал с обрезанными крыльями, но отчасти из-за короткой ВПП были установлены эллиптические законцовки крыльев. Затем Тим Дэвис использовал Spitfire как самолет для увеселительных полетов.
В июле 1964 года начались съемки фильма «Операция «Арбалет». Помимо Софи Лорен на экране также появился «Спитфайр» MH434. На четырнадцатой минуте начала фильма MH434 влетел в кадр в сумерках. Он изображает фотографа-разведчика, вернувшегося с миссии в секретном немецком исследовательском центре Peenemünde. В общем роль была так себе - "Четвертый справа в кепке я лежал" (с), но это была первая роль MH434, как оказалось в его чрезвычайно насыщенной кинокарьере.
За первым фильмом последовали ещё десятки ролей, в том числе в фильмах «Битва за Британию» и «Дамбастеры». На этих кадрах из разных фильмов всё тот же герой моего рассказа - МН434.
До 80-х МН434 поменял нескольких владельце, пока 14 апреля 1983 года во время аукциона Christie's был продан за рекордную сумму в 400 000 евро компании Old Flying Machine, которая всё ещё существует на сегодняшний день, а МН434 с тех пор является постоянным летающим участником выставок и шоу, выступая на них в разных ливреях.
Модель основана на ливрее МН434 в период нахождения на гражданской службе в Бельгии.
Обратите внимание на то, какой он чистый, поэтому смывки на модели нет, за что её не так давно пинали на голосовании по турниру "Гражданская и спортивная авиация".
Модель Спита от Хасегавы можно собрать с закрытыми глазами и она мне нравится больше в процессе сборки, чем модель от Эдуарда. Декали взяты от модели AZ model, краска эмали Тамия. Больше о сборке рассказывать не хочется - всё просто и в удовольствие, перейдем сразу к итоговым фотографиям от Андрея Янчика:
Spitfire MH434 всегда продолжал летать, как только покинул завод.
Он никогда не был статичным музейным экспонатом, предназначенным для коллекционирования пыли.
LIVE TO FLY - FLY TO LIVE, чего и нам всем желаю.
С уважением, Дмитрий
rum-ata в 17.09.2020 - 12:39 Тема: Hasegawa 1/72 Spitfire Mk.IX OO-ARA - Civil Service Дмитрий ! С удовольствием прочитал статью! Ох уж помотало прототип по свету... |
Fitter29 в 17.09.2020 - 18:50 Тема: Hasegawa 1/72 Spitfire Mk.IX OO-ARA - Civil Service Очень интересная статья и отличная модель! |
Zaets54 в 17.09.2020 - 18:55 Капитальная историческая справка.
Мало какой машине выпадает такая богатая и счастливая ("мимо свалки") судьба. Модель удалась. Во время "голосовалки" думал, что AZ. |
Spit в 18.09.2020 - 06:21 Спасибо, коллеги, за отзывы!
Стараюсь не делать модели "no name" или "по мотивам". Отдельные положительные эмоции получаешь, когда копаешь историю прототипа. Но этот Спит просто удивил, не ожидал от него такой насыщенности истории :wink: |
AndreykA в 18.09.2020 - 19:39 Дима, с интересом и удовольствием прочитал статью.
Какая интересная и насыщенная у самолета история! Также любопытно было видеть изменения внешности прототипа на протяжении его жизни. Ну и да, модель смотрится, несмотря не ее незагаженность. |
Comanche в 19.09.2020 - 00:51 Тема: Hasegawa 1/72 Spitfire Mk.IX OO-ARA - Civil Service Отличная история очень красивой и заслуженной машины.
Интересно было почитать. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Hasegawa 1/72 Spitfire Mk.IX OO-ARA ...(#14495) - обсуждение
просто (вроде бы), но красиво!