Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Появление на рынке двух новых «парных» наборов от Восточного Экспресса осталось практически незамеченным. Как бы я ни искал обзоры их Ми-4 1:144, так найти чего-либо путного и не вышло. В итоге вместо того, чтобы почитав о модели принять решение о том, стоит ли её покупать, пришлось сначала купить, а потом самому браться изучать содержимое коробки…
Прежде чем браться за собственно модели, давайте посмотрим, что можно узнать о прототипе из доступных источников. Рытьё в собственном архиве привело к не очень радостному результату: нашлось всего две сколько-нибудь подробных монографии, в журналах Авиация и Время №3/1995 и Крылья Родины №… тоже 3/1995. В обоих журналах есть графика, но статья Ю.П. Пучкова и А.В. Хаустова в АиВ гораздо подробнее и интереснее статьи Якубовича в «Крылышках». Да и чертежи Ю.П. Пучкова в АиВ куда более подробные.
Для начала неплохо-бы разобраться, какими чертежами стоит пользоваться. Сравнение боковых проекций чертежей показывает, что основные расхождения между ними – это длина подфюзеляжной гондолы, длина гаргрота, расстояние между осью балки и плоскостью вращения рулевого винта и размеры и расположение воздухозаборников двигателей.
Текст статьи и ряд элементов на чертежах в АиВ однозначно показывают, что авторы изучали техническое описание. Так что я уже совсем было собрался порекомендовать в качестве источника информации только АиВ, но… не поленился сравнить чертежи с имеющимися фотографиями. И к несказанному удивлению выяснил, что контуры в графике из крылышек местами лучше совмещаются со снимками!
Сравнение с контурами из АиВ
Сравнение с чертежами из КР.
Обратите внимание на расположение больших «ушей» воздухозаборников охлаждения двигателя по бокам носовой части фюзеляжа и длину гаргрота!
Автор чертежей из Крылышек явно поймал эти моменты лучше! И антенны на чертеже ближе к «штатным местам». Но и тут не всё слава Богу. Сомнения у меня вызвали размеры выреза под набор управляемых створок по бокам капота (через низ выбрасывался охлаждавший двигатель воздух). Замер соотношения высоты к длине на найденных фотографиях, вид которых был близок к «строго сбоку» дал разбег от 0,625 до 0,7. На чертежах из АиВ соотношение сторон 0,625, а в Крылышках – 0,8! Кстати, на модели это соотношение составляет 5,5… Хорошо хоть, что как и на фотографиях, везде по 6 створок слева и справа.
В общем, «шесть номеров не угадал никто».
С видом снизу ещё интереснее.
При сравнении с единственным найденным мной снимком, близком к виду «строго снизу» на графике из Крылышек точнее показан размер подфюзеляжной гондолы, а на графике из АиВ – обводы створок. Но есть вот такой снимок:
А дело в том, что было два варианта подфюзеляжной гондолы. Длинная и короткая.
В длинной, как и пишется в техописании, рамка АРК размещалась в задней части гондолы (вертолёты с такой гондолой на снимках попадаются чаще). И на картинке со стр. 7 техописания оная гондола доходит до центра второго иллюминатора по левому борту (между шп. 7 и 8). А в короткой – антенна была за обрезом гондолы, под полусферическим обтекателем, который на чертежах из Крылышек нарисован в виде круга за гондолой.
Вот, кстати о техописании. На сайте airwar.ru есть не только упомянутые выше чертежи но и… собственно техописание! Так что сходить туда придётся. Есть там и ещё один вариант чертежей, источник которых не указан. Но по обводам они совпадают с чертежами из АиВ.
А в техописании можно обнаружить вот такую замечательную картинку:
И далее, на стр. 8-9, раздел «Геометрические, регулировочные и кинематические данные вертолёта».
В результате вооружившись калькулятором, линейкой и штангенциркулем можно попробовать проанализировать точность графики и модели. Отмасштабировал графику из АиВ и получил следующие результаты:
Параметр Реальный размер, мм 1:144, мм На чертеже, мм На модели, мм
Расстояние от носка фюзеляжа до оси НВ 3905 27,1 27,5 27,5
Расстояние от оси НВ до оси РВ 12639 87,8 88 88
Диаметр НВ 21000 145,8 146 146
Диаметр РВ 3600 25 25 25
База шасси 3790 26,3 27
Колея по колёсам передних опор 1530 10,6 11
Колея по колёсам задних опор 3822 26,5 26,5
Размеры передних колёс 400Х150 2,8Х1 3Х1 3,5Х1
Размеры задних колёс 700Х250 4,9Х1,7 5Х2 5Х1,5
Общая длина хвостовой и концевой балок 8230 57,2 59 58
Расстояние от носка фюзеляжа до разъёма с хвостовой балкой 8214 57 58 58
Максимальная ширина фюзеляжа 2000 13,9 14 14
Максимальный диаметр хвостовой балки 1000 6,9 7 6,5
Размеры входной двери в грузовую/пассажирскую кабину 1360Х980 9,4Х6,8 9Х6,5 10Х6,5
Размеры в правой колонке округлены до 0,5 мм исходя из условий измерения.
Как видите, никаких криминальных преступлений против точности ни в чертежах, ни в модели не допущено, и это уже хорошо. Но. Сравнение фюзеляжа модели с графикой показало, что модель явно сделана с оглядкой на чертежи из АиВ:
А значит, уже на этом этапе понятно, что если Вы хотите собрать именно модель, а не игрушку, то как минимум положение воздухозаборников охлаждения двигателей и размеры гаргрота придётся корректировать…
А пока вернёмся к исходному вопросу: какую графику использовать? Правильный ответ – нужны оба чертежа. В графике из Крылышек точнее обводы гаргрота и правильнее показано положение воздухозаборника охлаждения двигателей, а в графике из АиВ точнее даны размеры выреза под створки вывода охлаждающего двигатель воздуха и правильнее показано расстояние от центра балки до плоскости вращения РВ. Кроме того на этих чертежах нарисовано множество деталей конструкции, проигнорированных на чертежах из Крылышек. Вопросы с точностью обвода стабилизатора оставим пока за кадром.
Самое время посмотреть на модели поподробнее!
В прочной коробке из гофрокартона, скрывающейся под красивой разноцветной крышкой, лежат два пакетика, в каждый из которых запаяно по одной модели. В данном конкретном случае, Ми-4А и Ми-4П соответственно.
Упаковка достаточно глубокая, прочная и вообще заслуживающая всяких похвал.
Помимо моделей в коробке лежит (в отдельном пакетике!) напечатанная на двух листах глянцевой бумаги инструкция красивыми цветными боковиками/схемами нанесения декалей, схемой расположения деталей на литниках и схемами сборки, разными для Ми-4А и Ми-4П.
В этом же пакетике лежат два листочка с декалями.
Пакеты, в которые упакована модель, оказались не слишком прочными. В купленной мной коробке один из них лопнул по шву и из него выпало отломившееся стекло кабины пилота. Кстати, это стекло отломилось от рамок на обеих моделях (на снимках модели Ми-4А стекло просто приставлено к рамке). Но ничего страшного в этом нет.
В каждом пакетике лежит одна литниковая рамка с «общими» деталями конструкции, две половинки фюзеляжа на общем литнике и литник с прозрачными деталями.
Ми-4А:
Ми-4П отличается не только фюзеляжем, но и наличием дополнительной прозрачной рамки с прямоугольными окнами фюзеляжа и двери:
Литниковая рамка с «общими» деталями точно такая же, как в комплекте Ми-4А:
Присмотревшись к «общей» литниковой рамке удалось выяснить, что для обеих моделей предлагаются цельнометаллическре лопасти несущего вина и лопасти рулевого винта типа В-531-Х3. Причём лопасти несущего винта даны без провиса, так что если Вы хотите изобразить правдоподобный вертолёт на стоянке, то Вам их придётся гнуть.
А пока вспомним про конструкцию ВС. Лопасти несущего винта (НВ) на этом вертолёте встречались минимум двух видов: композитные и «цельнометаллические».
Последние – более поздние, появились в 1960 году. Но отнюдь не сразу и не на всех вертолётах.
С лопастями РВ тоже есть нюансы. В монографии в АиВ упоминается три типа лопастей, в техописании – два:
На модели, вслед за чертежами из АиВ, изображены лопасти В-531-Х3. Что опять же накладывает ограничения на воспроизведение моделей с привязкой к фотографиям. Альтернативные варианты в наборе не предлагаются.
Характерное смещение осей лопастей на втулке несущего винта вперёд по направлению вращения и фрикционные амортизаторы на вертикальных осях втулки
показаны на модели:
Правда, круглые блины фрикционных амортизаторов «вмонтированы» в лонжерон лопасти, а не расположены над осью вертикального шарнира, как было на самом деле. А автомат перекоса:
так и вовсе проигнорирован мало не полностью:
Не считать же вот эту детальку:
его изображением!
Да и с изображением механизма управления углами установки лопастей рулевого винта (и весовыми балансирами на нём) есть проблемы.
Впрочем, эти проблемы характерны для всей модели в целом. Антенны и фары проигнорированы полностью (поэтому тут возможные их варианты рассматривать не будем). На месте обтекателя антенны АРК на гаргроте огромный круглый след от толкателя. Вместо поручней, служивших одновременно и подножками:
на модели изображены ступеньки:
Тут же видно, что ступеньки для подъёма в кабину, прикрытые крышками на оригинале:
на модели изображены в виде невнятных углублений. Расшивка тонкая, но не равномерная и с заваленными краями. Так что поклонникам химменосовщины придётся пройтись по ней перед выделением скрайбером.
Гнутые из прутка подножки для облегчения «первого шага» при доступе в кабину:
тоже проигнорированы. Что, с учётом масштаба, наверно правильно. Кстати, для второго пилота и бортмеханика на Ми-4А доступ в кабину был реализован через вырез в задней стенке кабины экипажа, так что такая подножка справа встречалась в основном на Ми-4П, у которого вырез сохранился, но был прикрыт люком, а вместо лестницы в кабине стояли пассажирские кресла. Так что второму пилоту приходилось, как и командиру, карабкаться в кабину по внешнему борту.
Но хуже то, что вместе с подножками в игнор попали ПВД, привинченные к передним стойкам и подкосы, удерживающие эти стойки от складывания:
С подкосами на основных опорах тоже есть нюансы. Вслед за чертежами из АиВ на модели на левых подкосах изображён обтекатель, а на правом обтекателя нет:
Хотя так было далеко не всегда. На Ми-4П обтекатели как правило были на обоих подкосах:
На Ми-4П бензиновый обогреватель был перенесён из-под мотора в хвостовую балку (хотя возможно, что там поставили второй БО-20, оставив первый на месте). В результате чего у «пэшки» на балке справа по борту появилось два воздухозаборника и выхлопное отверстие:
Ничего подобного на модели нет и в помине.
Как нет и полоза под сдвижными дверями слева и справа от кабины, а соответствующий выступ над дверями Вам предстоит не забыть сформировать при склейке самостоятельно, о чём в инструкции, естественно, нет ни слова…
Не устали ещё от перечисления недостатков? Тогда продолжим.
Про то, что подфюзеляжные гондолы бывали разными, я уже упоминал. Но если на Ми-4П следов гондолы как правило не было вообще:
то на Ми-4А вместо оной чаще всего устанавливали весьма заметных размеров обтекатель:
Впрочем, и без оного обтекателя Ми-4А иногда тоже встречались:
В наборе сей обтекатель проигнорирован напрочь.
С прозрачными деталями тоже есть нюансы. На Ми-4А иллюминаторы (два слева и три справа), как правило, были выпуклыми и имели отверстие в центре, иногда закрытое заглушкой. Иллюминатор же во входной двери был плоским. Изредка на фотографиях попадаются плоские стёкла и на обычных иллюминаторах, но возможно это кустарно изготовленные в полевых условиях. Так вот, в наборе Ми-4А иллюминаторы даны с избытком, причём не только выпуклые, но и плоские. И это прекрасно. Плохо то, что в них нет никаких следов отверстия в центре.
На рамке же Ми-4П, в строгом соответствии с вырезами в фюзеляже, дано пять больших прямоугольных иллюминаторов и один маленький (для аварийного выхода на правом борту).
Но часто все иллюминаторы были небольшими.
Так что для некоторых вариантов окраски после вклейки иллюминатора существенную его часть придётся закрасить.
Стенки кабины пилотов и сдвижные двери отлиты целиком прозрачными (см. рис. 24 и 26). И это правильно – после сборки Вам останется только замаскировать прозрачные части. Мучиться с вклеиванием множества окошек не придётся.
Интерьер в кабины пилотов в принципе есть. И если не сдвигать двери, то даже не смотря на наличие остекления большой площади, благодаря не самой лучшей его прозрачности, имеющегося в наличии будет вполне достаточно. Если же Вам захочется оживить модель, то придётся поработать дополнительно.
Носовая часть модели, представлявшая собой у прототипа безумный набор воздухозаборников, жалюзей и вентиляционных решёток:
просто разрисована типовой для модели не очень равномерной расшивкой:
От попытки изобразить сетки и даже просто «гребёнку» на ноздрях расположенного в самой передней части фильтра воздухозаборника карбюратора, производитель отказался. Вместо этого на маленьком листочке декалей есть чёрные прямоугольнички и треугольнички, призванные изобразить собой те самые сеточки. И это, наверное, правильно – толком отлить на столь сложных поверхностях в 144 масштабе имитацию сеток в технологии ЛНД вряд ли получится. Так что кто с руками – справятся с изображением сеточек самостоятельно, а остальные просто наклеят декали. Лепят же их вместо иллюминаторов на моделях масштаба 1:144.
Собираемость модели, а равно её устойчивость после сборки (не сядет ли на хвост?) пока не оценивал, но в инструкции о необходимости загрузить носовую часть балластом упоминания нет. Впрочем, выдержат ли хлипкие ножки такое издевательство, непонятно.
Но хватит, наверное, жаловаться на модель. Давайте посмотрим на предлагаемые схемы окраски. Их всего девять.
Радует то, что наличие всех предложенных регистраций подтверждается историческими документами. В списке 3109 выпущенных Ми-4, заботливо выложенном на сайте:
https://www.airhistory.net/info/soviet.php
удалось найти упоминание о каждом регистрационном номере, включая «46 жёлтый» от ДОСААФ. Но как всегда, есть нюансы. Фотографии, позволяющие подтвердить или опровергнуть предлагаемые схемы окраски, найти удалось отнюдь не для всех вариантов.
Подробности приведены ниже.
1. Ми-4П СССР-29049, серийный 15 103. Выпущен в 1962 году. Полетал в ГосНИИ ГВФ, затем в Аэрофлоте, потом попал в Кременчугское ЛУ ГА, где и был списан аж в 1983. Фотографию этого вертолёту удалось найти на замечательном сайте www.polarpost.ru:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=7139
На снимке Ми-4П с большими окнами, рулевым винтом с лопастями РВ типа В-531-Х3 и цельнометаллическими лопастями НВ. Не видно разве что наличие надписи «ОПАСНО! Вращающийся винт» на концевой балке. Практически полное соответствие лежащим в наборе деталям.
2. Ми-4П СССР-31418, серийный 14 67. Впервые взлетел в 1959, отметился в Симферополе, затем летал в 233 ЛО Ухтинского ОАО. Списан в 1979.
Фотография нашлась в журнале АиВ 3/95 на стр.11, там же на обложке есть и цветной боковик. Ещё одна фотография нашлась в «реестровой» ветке на авиафоруме: https://aviaforum.ru/threads/mi-4.9700/page-17
На обоих снимках на вертолёте маленькие окошки, обтекатели на подкосах обеих основных и композитные лопасти НВ. На снимке из АиВ на колёсах основных опор шасси стоят небольшие обтекатели, а на снимке с Авиафорума видно, что на рулевом винте стоят лопасти В-531-Х2. Ничего подобного нет в модели. Да и с цветом есть вопросы: был вертолёт полностью белым или бело-жёлтым? Конечно, его могли перекрасить при капремонте, а учитывая срок жизни вертолёт явно рано или поздно обзавёлся и цельнометаллическим НВ и РВ с лопастями В-531-Х3 но… На обоих снимках «курица» над надписью АЭРОФЛОТ явно больше чем на декали. В общем, спорный боковик.
3. Ми-4П СССР-19128, серийный 03 102. Впервые взлетел в 1961 году, всю свою трудовую жизнь провёл на Дальнем востоке. Но засветился в Японии, на выставке в Токио в августе 1961. Где и попал в объектив Mel Lawrence:
https://www.airliners.net/photo/Aeroflot/Mil-Mi-4P/103965/L
https://www.airliners.net/photo/Aeroflot/Mil-Mi-4P/103966/L
Обратите внимание, насколько непросто было забираться в кабину второму пилоту!
Ещё один снимок нашёлся в альманахе Мировая авиация:
В отличие от боковика на инструкции у вертолёта диски колёс окрашены в серый. Лопасти несущего винта композитные, зато на РВ стоят В-531-Х3. Надписи «Ми-4» на правом борту нет. Окна в фюзеляже большие. В общем, приемлемый вариант, тем более, что до списания вертолёт наверняка успел обзавестись цельнометаллическими лопастями НВ. Но с небольшими натяжками.
4. Ми-4П СССР-35238, серийный 17 148. Выпущен в 1963, летал в Сыктывкаре, затем в Коми, списан в по износу в 1969… Вот только согласно реестра это Ми-4А, а не Ми-4П. И ни одной фотографии мне найти не удалось. Так что боковичок целиком на совести его автора.
5. Ми-4А СССР-Н963, серийный 03 37. Выпущен в 1957, списан в 1960. В 1958 перерегистрирован в СССР-04303, но снимков с такой регистрацией нет.
Благодаря замечательному сайту www.polarpost.ru история этой машины, как и всех ВС полярной авиации, описана достаточно подробно:
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=253#1629
Цветной боковик авторства Василия Золотова впервые появился в журнале Мир Авиации.
Фотографий сохранилось достаточно много:
Вертолёт имел большую подфюзеляжную гондолу, похоже сохранившую осткление, но в силу недолгого срока службы так и не дождался ни цельнометаллических лопастей НВ, ни лопастей В-531-Х3. Так что если хотите именно такой, полярный, то придётся поработать напильником.
6. Ми-4А «46 жёлтый», серийный 02 126. Служил в ДОСААФ с 1962, затем долго стоял на хранении, в итоге попал на МАРЗ. Был отреставрирован и выставлен в качестве памятника в Томилино. Фотографии с номером «46» нашлись на airliners.net:
https://www.airliners.net/photo/Russia-Air-Force/Mil-Mi-4/1314355/L?qsp=eJwljD0OgzAMhe/imYWqQ2ArF2iHXsByHjQSLZHtoQhxdwjZ3u%2B3kSw/x9/fawb1ZGCVDzWUWflr1G/ESUV59IEtSZ2F0LUN2aI%2BrOcpsuMhguyIVPOnRmipYHLRpkK/FQl9VRfup43J8swXBc5ppn0/AKCcMNE%3D
На снимках видна большая подфюзеляжная гондола, лопасти РВ типа В-531-Х3, а судя по сроку эксплуатации цельнометаллические лопасти НВ этот вертолёт тоже видел. Так что годен к сборке из набора с минимальным количеством натяжек.
7. Ми-4А СССР-66832, серийный 0876. Выпущен в 1959, списан в 1977. Фотографий найти не удалось, но в тексте реестра есть упоминание о том, что он летал в качестве грузопассажирского в зелёно-голубой окраске. Боковик полностью на совести автора.
8. Ми-4А СССР-14301 серийный 04 151. Выпущен в 1963, до 1976 летал в ВВС, после чего был передан в Аэрофлот, где и летал до списания в 1984. В тексте реестра есть упоминание о красно-серой окраске, но фотографий найти не удалось. Согласно реестра это Ми-4, а не Ми-4А.
Боковик полностью на совести автора.
9. Ми-4А СССР-01845 серийный 13 188. Вы пущен в 1968. Летал сначала в Таджикистане, затем попала в Восточно-Сибирское УГА. Списан по износу в 1984. Нашлась одна-единственная фотография, на авиафоруме:
https://aviaforum.ru/threads/spotting-sovetskogo-perioda.10550/page-420
На этом снимке видно, что вертолёт имел лопасти РВ типа В-531-Х3. Регистрационный номер на нижней стороне балки и был окрашен по схеме, напоминающей стандартную красно-серую. Вместо иллюминатора на двери установлена непрозрачная заглушка с надписью «НЕ КУРИТЬ!». Так что отсутствие подфюзеляжной гондолы (а на боковике вертолёт изображён без неё) подтвердить или опровергнуть не получилось.
Подведём итог?
Называть модель совсем уж неудачной явно не стоит. По геометрии всё достаточно неплохо, даже если просто собрать её «из коробки». Если же Вы являетесь поклонником точности, то придётся удлинить гаргрот, изготовить заново всю мелочёвку, возможно поработать над подфюзеляжной гондолой и лопастями винтов, подумать, что сделать для улучшения прозрачности остекления…
Самые правильные схемы окраски предложены для Ми-4П СССР-29049, Ми-4П СССР-19128 и Ми-4А «46 жёлтый».
В общем, получилось на четыре. Но с минусом.
P.S. Совершенно бесплатный совет потенциальным разработчикам фототравления. Модель представляет собой просто Клондайк для разработки набора дополнений. Нужны все стойки антенн (растяжки для РСИУ-3М, 1-РСБ-70 и РСБ-5, Т-образные антенны РВ-2), рифлёные площадки на подкосы левой основной опоры шасси и верхнюю часть воздухозаборников двигателей, подкосы и ПВД на передние стойки шасси, подножки «первого шага» для доступа в кабину пилотов, хвостовая пята с подкосами, лопасти винтов В-531-Х2 (а заодно и узел управления рулевым винтом), автомат перекоса НВ, дворники на стёкла, рукоятки на двери, поручни-подножки, идущие поверху фюзеляжа (можно аж в двух вариантах – в виде П-образного профиля и в виде кронштейнов для прутка), сеточки на воздухозаборники и жалюзи на выходные отверстия на капоте, интерьер кабины пилотов и грузопассажирской кабины…
Вот только малый спрос на собственно модель вряд ли позволит заработать на этом кучу денег.
P.P.S. Помимо упомянутых сайтов, использованы снимки из замечательного фотообзора:
https://www.walkarounds.ru/index.php?/category/aviation-ru-mil-mi4-2
phantomii в 16.04.2020 - 13:27 Тема: Обзор Восточный Экспресс 1/144 Ми-4 - Разбираем по косточкам Да. Круть! Спасибо большое! |
Pit в 17.04.2020 - 18:24 Коллеги, спасибо за отзывы.
Пока статья отлёживалась на входном контроле в ожидании публикации, добрый человек Алексей Коваль на авиафоруме нашёл для статьи фотографию ещё одного вертолёта с регистрацией из набора декалей: Фотография нашлась вот тут: http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-4-r.html Как видно, CCCР-66832 действительно скорее всего зелёно/голубой. Подфюзеляжная гондола длинная и похоже с остеклением. А вот лопасти НВ - композитные и на РВ стоят В-531-Х2. Так что собрать именно такой вертолёт из набора можно, но опять придётся перепиливать лопасти... Добавлено спустя 22 часа 39 минут 50 секунд: З.Ы. А промеж тем мне в личку скинули ссылку на уже существующий набор фототравления для обозреваемой модели: https://shelfoddity.com/index.php?route=product/product&path=25_27&product_id=126. |
Эдгол в 05.05.2020 - 03:37 Тема: Обзор Восточный Экспресс 1/144 Ми-4 - Разбираем по косточкам Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Большущее спасибо за толковый обзор и отдельное - за ссылку на травло. |
Pit в 09.08.2020 - 19:15 Тема: Обзор Восточный Экспресс 1/144 Ми-4 - Разбираем по косточкам В процессе собирания с силами (на этапе выбора, за что схватиться дальше) для сборки модели обратил внимание ещё на один нюанс. Авторы чертежей совершенно верно обратили внимание на существенный нюанс: "уши" воздохозаборников охлаждения двигателей расположены на одном уровне с иллюминаторами. Как с круглыми у Ми-4/Ми-4А, так и с маленькими прямоугольными на Ми-4П. Но оттого, что в чертежах из АиВ воздухозаборники "поехали" по высоте, с ними вместе сместились и иллюминаторы и (отчасти) положение входной двери. А это значит, что и на модели для пущей точности придётся корректировать не только положение воздухозаборников, но и положение иллюминаторов.
Пинок под дых вдохновению, однако... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Восточный Экспресс 1/144 Ми-4 ...(#14088) - обсуждение
Ничего себе статья, ничего себе обзорчик! Целый исследовательский труд! Браво! Все что хотел узнать о Ми-4 в этой статье получил! Спасибо огромное! Вот бы побольше таких статей!