Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9

Машина героической судьбы
370-и летию пожарной охраны посвящается...
26 апреля 1986 г. в 1 ч. 35 м. к месту пожара на 4 блоке ЧАЭС прибыл дежурный караул СВПЧ-6 г. Припять в составе:

 На автоцистерне АЦ-40(375)Ц1А прибыли:
Виктор Николаевич Кибенок, лейтенант в/с, начальник караула
Анатолий Дмитриевич Найдюк, сержант в/с, водитель

На АЦ-40(130)63А:
Петр Иванович Пивовар, сержант в/с, старший водитель

На АЛ-30(131)Л21:
Михаил Федорович Крысько, сержант в/с, водитель

И бойцы:

Василий Иванович Игнатенко, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Иванович Титенок, старший сержант в/с, старший пожарный
Анатолий Петрович Иванченко, младший сержант в/с, пожарный
Владимир Иванович Тишура, сержант в/с, пожарный
Николай Васильевич Ващук, сержант в/с, командир отделения
Виктор Васильевич Ромашевский, младший сержант в/с, командир отделения

Сразу по прибытию подразделение приступило к тушению очагов пожара в реакторном отделении, после чего приступили к тушению пожара на кровле реакторного отделения.
Личный состав СВПЧ-6 понес чувствительные потери, из 10 человек -5 умерло от облучения в течении нескольких недель после аварии. А автоцистерна АЦ-40(375) была запечатлена фотографом и стала символом героизма пожарных, и получила имя собственное " Урал Кибенка".
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Желание заполучить в коллекции эту знаменитую машину зрело очень давно, но подходящих моделей на горизонте не было. Вернее была одна в 72 масштабе, кстати представленная на этом ресурсе и в виде обзора: http://scalemodels.ru/articles/9520-obzor-ZZ-modell-1-72-ac-40-375-pozharka.html
И в виде модели: http://scalemodels.ru/articles/9891-ZZ-models-1-72-ac-40375c1a.html
Почитав обзор, я понял, что пока не готов к такому запилу. И словно услышав мои чаинья фирма AVD models выпустила искомую модель автоцистерны в 43-м масштабе.

Покупкой модели дело не ограничилось. Были ещё докуплены:
Комплект резины от "Харьковской резины"
Травление "Петроград"
Комплект пеногенераторов ГПС-600 "Петроград"
Комплект лестниц от Dip
Комплект декалей от "Народная декаль".
Вооружившись имеющимися на тот момент фотографиями и опубликованной здесь статьей я приступил к сборке.

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Сборка прошла без проблем. Изначально планировал сделать машину как на фотграфиях. Поэтому пришлось немного ее доработать. Помял крылья, бампер, подножки. Открыл всасывающие и напорные патрубки. Поставил модель на полку и успокоился. Ещё одна страница истории ЛПА перевёрнута. 

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 
Но не тут то было.

Обратился ко мне один очень хороший человек Евгений Сидоров и попросил собрать ему такую же модель. Именно благодаря ему простая сборка модели вылилась в желание сделать машину в трёх видах. До аварии, после того ,как ее нашли у блока и оставленную умирать на задворках со снятыми фарами, зеркалами и мигалками. 
В процессе работы появилось новое фото и почти готовую модель пришлось перекрашивать, согласно вновь открывшимся данным.

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Сама модель собиралась из коробки с применением травления и ГПС-ов от "Петрограда".
Как можно заметить окраска отличается от предыдущей модели.

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Ну и заключительной моделью стала машина, сделанная по фото из журнала "Огонек". Именно ее я и показывал в начале повествования, но можно и повторить ещё раз.
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Машина ещё цела, но уже умерла. Вскоре она будет захоронена, ненадолго пережив тех бойцов, которых везла в бессмертие. Это пока последнее ее прижизненное фото. 
И модель я постарался сделать, как на фото. Пришлось "разбить" стекло на водительской двери и раскурочить оптику и зеркала. Как и в войну во время ликвидации с убитых машин в первую очередь снимали дефицитные детали.
В результате получилась такая модель:

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 
AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 

Вот такая вышла трилогия.

П.С. По последним данным на Урале отправился на ЧАЭС Василий Иванович Игнатенко.

Вечная слава героям.

AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9 AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9

Самая яркая модель
http://scalemodels.ru/articles/13106-AVD-Models-1-43-ac-40375---pripjatskie-zarisovki-jepizod-9.htmlСамая яркая модель http://scalemodels.ru/articles/13106-AVD-Models-1-43-ac-40375---pripjatskie-zarisovki-jepizod-9.html
Caesar! в 02.05.2019 - 10:29
Отличная модель!

Сразу по прибытию подразделение приступило к тушению очагов пожара в реакторном отделении

Не совсем верное утверждение. Тушение возгораний непосредственно в цехах- это обязанность персонала. Центральный зал и смежные помещения разнесло, тушить, по сути, было уже нечего. Возгорания масла и кабельных каналов, в машзале, тушил персонал ТЦ, получив, в результате, огромные дозы облучения. Так же, вытесняя водород из генераторов, замещая его углекислотой.
Пожарные, из-за недостатка информации, к сожалению, занимались абсолютно бесполезной работой. Потушить такие массы графитовой кладки, при такой температуре и таком доступе кислорода- невозможно. Пожар потух через пару недель, когда сгорел весь графит. По сути заливали во вскрытую активную зону аппарата воду, получая радиоактивный пар. В добавок к той воде, что сливалась из оторванных трубопроводов питательной воды и САОР.
zavgen в 02.05.2019 - 10:31
Тема: AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9
Хороша пожарка! Реальный прототип!
Zhevnerov в 02.05.2019 - 19:19
Отличная модель!

Сразу по прибытию подразделение приступило к тушению очагов пожара в реакторном отделении

Не совсем верное утверждение. Тушение возгораний непосредственно в цехах- это обязанность персонала. Центральный зал и смежные помещения разнесло, тушить, по сути, было уже нечего. Возгорания масла и кабельных каналов, в машзале, тушил персонал ТЦ, получив, в результате, огромные дозы облучения. Так же, вытесняя водород из генераторов, замещая его углекислотой.
Пожарные, из-за недостатка информации, к сожалению, занимались абсолютно бесполезной работой. Потушить такие массы графитовой кладки, при такой температуре и таком доступе кислорода- невозможно. Пожар потух через пару недель, когда сгорел весь графит. По сути заливали во вскрытую активную зону аппарата воду, получая радиоактивный пар. В добавок к той воде, что сливалась из оторванных трубопроводов питательной воды и САОР.
Не могу согласиться. Во первых Кибенка в составе звена ГДЗС ходил в разведку в реакторное отделение и выбирал позиции для лафетных стволов.
В 1 час 40 минут на пожар прибывает майор Телятников и принимает командование тушением пожара. Став при этом РТП-2. Далее в 01:56
Л.П. Телятников принимает решение организовать два Боевых Участка (БУ-1 и БУ-2).
БУ-1 - со стороны машзала с задачей ликвидации очагов горения на кровле и внутри маш.зала. Начальник - Правик.
БУ-2 - со стороны аппаратного отделения второй очереди АЭС с задаче ликвидировать очаги горения на кровле блоков А, В, ВРСО и в помещениях реакторного отделения. Начальник - А.И. Ефименко.
Если с пожарами в цехах мог справиться персонал зачем было давать указания боевым участкам ликвидировать возгорания не только на кровле, но и внутри реакторного отделения и машзала?
И что значит пожар потух через пару недель, если в 4 часа 50 минут огонь локализован, а в 6 часов 35 минут пожар ликвидирован полностью?
И кровля и очаги в залах были ликвидированы.

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:

Re: AVD Models 1/43 АЦ-40(375) - Припятские зарисовки-эпизод 9

Хороша пожарка! Реальный прототип!
Спасибо.
Caesar! в 02.05.2019 - 19:54
Во первых Кибенка в составе звена ГДЗС ходил в разведку в реакторное отделение и выбирал позиции для лафетных стволов.

В реакторном отделении ходить было некуда. Центральный зал был уничтожен полностью, от смежных помещений мало что осталось. Пожарные коллектора и пожарные насосы завалены или снесены.

И что значит пожар потух через пару недель, если в 4 часа 50 минут огонь локализован, а в 6 часов 35 минут пожар ликвидирован полностью?

Значит то, что активная зона реактора горела около 2 недель, пока не выгорел весь графит. Подтвердив тем самым расчёты отдела ядерной безопасности ЧАЭС ( Можно почитать у того же Карпана- инженер этого отдела, или Штейнберга- будущий главный инженер ЧАЭС). Физически невозможно потушить такие огромные массы графита, имеющие подпитку такими воздушными массами. Плюс остатки питательной воды и САОР, плюс все запасы химобессоленной воды всей очереди. Эти же 2 недели вертолётчики закидывали активную зону мешками с песком именно из этих же соображений (кадмий, бор и свинец кидали уже для других целей), "разбомбив" попутно почти всю кровлю. И даже это не дало ровным счётом ничего.
Не знаю, про какую ликвидацию пожара вы говорите, разве что мелких очагов. Аппарат полыхал 2 недели. Днём, 26ого, матерящийся главный конструктор РБМК пролетал на вертолёте над полыхающим центральным залом (довольно известное видео)

Если с пожарами в цехах мог справиться персонал зачем было давать указания боевым участкам ликвидировать возгорания не только на кровле, но и внутри реакторного отделения и машзала?

К моменту прибытия пожарных в машзал, основные очаги и возгорания уже были потушены. На любой станции есть ДПФ- добровольное пожарное формирование. Командует им начальник смены станции, основными участниками являются старшие машинисты и электромонтёры цехов ( РЦ, ТЦ, ЭЦ), имеющие конкретные номера в пожарных отделениях и специальный набор. Помимо основного расчёта ДПФ, к тушению привлекается незадействованный персонал цехов. Конкретно в цехах, прибывшие пожарные могут лишь заступить в поддержку уже действующим расчётам. Им необходимо время для как минимум прибытия и развертки. Они не знают так же хорошо оборудование станции, его специфику, подробности и тонкости расположения. Состав электрических секций и ячеек. Систему вытеснения водорода из генераторов, аварийного слива масла, орошения маслобаков и многое мгогое другое.

Почти все жертвы и инвалиды 5ой смены- это тушение пожара, в основном в машзале.

В воспоминания персонала гораздо больше интересной и подробной информации, нежели в "официальной" хронике. До сих пор жив Тормозин, набравший аж 1000 бэр, при тушении горящего масла, из оборванных маслопроводов 7 машины. По моему единственный тогда выживший, из группы турбинистов.
Zhevnerov в 02.05.2019 - 21:32
С чего Вы взяли, что пожарные тушили реактор? По Вашему получается, что все очаги затушили атомщики, а пожарные стали в кружок вокруг горящего реактора и заливали его водой и дышали радиоактивным паром ?
О каких мелких очагах Вы говорите, если тушение этих очагов происходило в течении нескольких часов?
Кстати ВПЧ-2 является объектовой частью по охране ЧАЭС. Личный состав которой проводил регулярные учения совместно с СВПЧ-6 на станции. И что и как там делать прекрасно знал, что и подтвердилось в день аварии.
Вы бы хоть воспоминания пожарных- участников тех событий почитайте. Например братьев Шаврей. Ну или хотя бы про ликвидацию пожара на ЧАЭС в ночь 26 апреля. Про тушение реактора там не сказано ни слова.
Вот хотя бы здесь:
https://www.rubin01.ru/info/articles/mvd-podvig-v-chernobyle/lokalizatsiya-i-likvidat siya-pozhara-na-aes-v-noch-na-26-04-86-g/
Из числа пожарных трое получили звание ГСС, несколько награждены орденами Красного Знамени.
Наверное было за что? Или просто за бесполезную работу им дали?
Сколько Героев дали работникам станции?
Я не в коем случае не оспариваю подвига персонала станции. Но в Ваших словах я вижу стереотип про пожарных, которые на пожар приезжают пьяные, без воды и бегают со своими шлангами не зная, что делать.
Так вот. 23 летний лейтенант Правик, став первым РТП выбрал оптимальную расстановку сил и средств и тем самым остановил развитие аварии. И при дальнейшем разборе действий пожарных, его решения признаны единственно верными в тех условиях.
Caesar! в 02.05.2019 - 22:20
С чего Вы взяли, что пожарные тушили реактор?

С того, что несколько пожарных были выставлены расчетом- заливать воду в активную зону, с верхних отметок. Пока не потеряли сознание.

По Вашему получается, что все очаги затушили атомщики, а пожарные стали в кружок вокруг горящего реактора и заливали его водой и дышали радиоактивным паром ?

На крышу персонал не лазил. На кровле были только пожарные. Пожар в машзале- самый опасный, т.к. в каждой машине несколько десятков тонн турбинного масла, плюс десятки кубов водорода в каждом генераторе, потушил персонал. Это не мои слова. НСБ Акимов, НСБ Смагин, ЗНТЦ Давлетбаев. Машинный зал был общим для всех блоков.

Кстати ВПЧ-2 является объектовой частью по охране ЧАЭС. Личный состав которой проводил регулярные учения совместно с СВПЧ-6 на станции. И что и как там делать прекрасно знал, что и подтвердилось в день аварии.

Так устроена любая крупная электростанция. Каждый квартал проводят аварийную тренировку для смены, включая пожарку. Раз в год совместно с пожарной охраной. Пожарные формирования из сотрудников станции существуют имеено потому, что не сможет ни рядовой, ну пусть даже командный состав пожарной охраны, так же хорошо разбираться в оборудовании, многочисленных технологических и электрических схемах. Для этого надо лет 6 провести в ВУЗе, потом ещё столько же на самой станции. В противном случае, пожарный может нанести вред не только своему здоровью, но и безопасности всей электростанции. Залив водой питательный насос, или кабельный канал. Именно поэтому на каждой электростанции есть пожарное формирование состоящие из высококвалифицированных сотрудников, знающих свои цеха до мельчайших подробностей.
И именно эти высококвалифицированные сотрудники тушили пожар в машзале, в РУ и на ОРУ.

Вы бы хоть воспоминания пожарных- участников тех событий почитайте. Например братьев Шаврей. Ну или хотя бы про ликвидацию пожара на ЧАЭС в ночь 26 апреля. Про тушение реактора там не сказано ни слова.

Я могу указать вам на источники, где эта авария разобрана по-секундно, как и ликвидация её последствий. От специалистов очень высокого класса и уровня. Включая непосредственных участников.

Из числа пожарных трое получили звание ГСС, несколько награждены орденами Красного Знамени.
Наверное было за что? Или просто за бесполезную работу им дали?

Опять же не мои слова. Карпан. Атомщик очень высокого уровня. Инженер ЧАЭС, непосредственный ликвидатор с первых часов аварии. - "персонал ЧАЭС оболганный, награждение непричастных, и осуждение невиновных". Да смертельно, да геройски, и да, почти бесполезно. А порой и губительно.
К вопросу о подготовке пожарной охраны АЭС, что имела дозиметры лишь для мелких аварий (не более 3,6 р/ч).

Сколько Героев дали работникам станции?

0. Это о чём то говорит? Смагину дали орден Ленина, цитата-"пожар в машзале потушил персонал, а там есть чему гореть и взрываться- водород в генераторах, масло в турбинах". Несколько десятков человек погибли в результате тушения пожара, или предотвращения гораздо более страшных последствий. Чем-то там награждать стали уже в 90-х, задолго после. Чем принципиальным, смерть от ОЛБ 4 стадии, полученной в ходе тушения пожара турбинистом, отличается от смерти в результате ОЛБ 4 стадии, полученной в ходе тушения пожара пожарным? Медалями и орденами? По мне дак ничем.

Но в Ваших словах я вижу стереотип про пожарных, которые на пожар приезжают пьяные, без воды и бегают со своими шлангами не зная, что делать.

Где я такое говорил? Пожарная охрана ЧАЭС имела довольно высокий профессионализм. Тушение пожара на кровле, и разных его очагов- было важным и нужным делом. В тоже время тушение развороченного аппарата- было большой глупостью. Но это не вина пожарных. Они не должны в этом знать, понимать и разбираться. На протяжении многих часов была информация о взрыве водорода или гремучей смеси, но ни как не реактора. Это преступная халатность руководства. Как и то, что реактор заливали водой до тех пор, пока вода не закончилась. Хотя вода туда почти не доходила. Разносила топливные компоненты по всей станции, за счёт канализации, стоков и минусовых отметок, создавала угрозу СЦР, каковые там собственно и были отмечены, после чего активность выбросов увеличилась в десятки раз. Говорить об этом можно очень долго.

Так вот. 23 летний лейтенант Правик, став первым РТП выбрал оптимальную расстановку сил и средств и тем самым остановил развитие аварии. И при дальнейшем разборе действий пожарных, его решения признаны единственно верными в тех условиях

Без обид, но это не так. Аппарат потушить было невозможно. В РУ и ОРУ никого кроме электротехнического персонала, с соответствующей группой, в принципе не пускают. Несколько, впоследствии трупов, в результате тушения очагов и переключений. Водород из генераторов вытесняли электрики с турбинистами (8 бочек набитых тоннами водорода и общие распределительные коллектора). Масло из повреждённых турбогенераторов (система смазки, регулирования, маслянных уплотнений- десятки тонн масла на каждую машину) сливали турбинисты. Очаги горевшего масла тушили турбинисты. Всё это в сильном пару из-за оборванных питательных трубопроводов и повреждённых деаэраторов. Очень много смертей. Посмотрите список. Вот главные угрозы и опасности. Оперативно устранённые. Никто из энергетиков с этим спорить не будет. Если кому то там что-то и дали, то уже в 90-х, 2000-ных годах, и уже другие страны. Разве это показатель?
Не умиляя чьих то жертв и заслуг. И не превознеся других, точно так же. Но справедливости и честности для. Документов и воспоминаний тонны.
Никто не знал, в каких полях он работает. У "подготовленной" пожарной охраны были дозиметры лишь на 3,6 р/ч. При полях в сотни и тысячи. Само собой моментальный зашкал.
Система ГО СССР, готовившаяся десятилетиями к ядерной войне, и не сумевшая провести элементарную йодную профилактику, в должном объеме?
Станция мощностью в 4 млн кВт, имела лишь несколько дозиметров на 1000р/ч,и те были или завалены, или закрыты. Зная персонал и пожарная охрана поля- смертей было бы гораздо меньше. Вопросов очень много.
Хотя опять же, Лелеченко, вытеснявший водород из генераторов, он знал на что идёт, в отличии от тех же пожарных. Он даже получил уже очень хорошую дозу, минимум на 3 стадию. И чего? А после того, как вкололи физраствор, почувствовав себя немного лучше, побежал работать дальше. Набрав потом на две или три ОЛБ 4 стадии. Героев никто не давал. О его подвиге, подвиге осознанном (что немало важно) знают лишь немногие.
Старший ДЭМ, что прогнал молодых электромонтеров, сделав нужные переключения, и получив при жтом опять же смертельную дозу? Продолжать можно долго. Станцию спас персонал. Это так. И другие, 3 работающих блока, тоже спас персонал. Но об этом мало кто знает, и мало кто помнит.

Цитата замминистра среднего машиностоения (ныне РосАтом)

С электриками акимовской вахты Давлетбаев организовал замещение в генераторе водорода на азот, чтобы избежать взрыва. Слили аварийное масло из маслобаков турбины в аварийные емкости снаружи энергоблока. Маслобаки залиты водой...
Турбинисты в эту роковую ночь 26 апреля 1986 года совершили выдающийся подвиг. Если бы они не сделали то, что сделали, пламя пожара охватило бы весь машзал изнутри, рухнула бы кровля, огонь перекинулся бы на другие блоки, а это могло привести к разрушению всех четырех реакторов. Последствия трудно вообразить...
Когда пожарные Телятникова, погасив огонь на кровле, в пять утра появились внутри машзала, там все уже было сделано...
Zhevnerov в 03.05.2019 - 00:03
Ну в общем понятно. Вас не интересуют мои доводы, у меня аналогичная ситуация. Для Вас в приоритете персонал станции и Вы считаете , что он спас станцию. Для меня, станцию спасли умелые действия бойцов пожарной охраны. И те, и те достойны уважения и памяти.
Только статья моя посвящается пожарной машине из СВПЧ-6 и действиям дежурного караула этой части.
А о действиях сказано следующее:
К месту аварии начали прибывать дополнительные силы. В 1 ч 35 мин к месту пожара прибыл дежурный караул СВПЧ6 г. Припяти на двух автоцистернах и автолестнице (АЛ) во главе с его начальником лейтенантом внутренней службы В. Н. Кибенком (10 человек). В составе караула прибыли: Командиры отделения — сержант внутренней службы Н. В. Ващук, младший сержант внутренней службы В. В. Ромашевский, старшие пожарные — старшие сержанты внутренней службы В. И. Игнатенко, Н. И. Титенок, сержант внутренней службы В. И. Тищура, младший сержант внутренней службы А. П. Иванченко, старший водитель младший сержант внутренней службы П.И. Пивовар, водители — сержант внутренней службы А.Д. Найдюк, младший сержант внутренней службы М. Ф. Крыско.

К этому времени продолжала гореть кровля над машинным залом и помещениями аппаратного отделения, где произошло в результате взрыва частичное обрушение кровли.

В. Н. Кибенок распорядился поставить автомобили около машинного зала и ждать указаний. Затем возглавил разведку в помещениях реакторного отделения четвертого энергоблока, примыкающих непосредственно к разрушенной активной зоне реактора с интенсивным радиационным излучением.

В ходе разведки были выявлены очаги горения и определены боевые позиции для подачи водяных стволов. В. Н. Кибенок распорядился установить автолестницу к зданию блока А и подать ствол «Б» на тушение пожара на кровле блока ВСРО (задействованы были два пожарных). Одновременно от автомобиля ВПЧ2, установленного на гидрант, была организована подача воды (ствол «А») на верхнюю отметку блока В для тушения очагов горения на кровле аппаратного отделения и в полуразрушенных помещениях реакторного отделения блока Б. На этой позиции работал непосредственно В. Н. Кибенок с двумя пожарными.
В 2 ч 25 мин были заменены и отправлены в больницу начальники караулов ВПЧ2 лейтенант внутренней службы В. П. Правик, СВПЧ6 лейтенант внутренней службы В. Н. Кибенок и трое пожарных: В. И. Тищура, В. И. Игнатенко, Н. В. Ващук, оказавшихся впоследствии в числе шестерых погибших. Их заменили на боевом посту пожарные ВПЧ2 И. М. Шаврей, С. Н. Лсгун, СВПЧ6 М. И. Титенок, ППЧ31 С.Л. Кищенко.

К этому времени ими были ликвидированы очаги горения на отметках +4,3 м, +12,5 м, +27,0 м, +31,5 м. Общей площадью около 250 м2.

Пожарные реактор не взрывали, а расплачиваться своим здоровьем и жизнями за безграмотность и некомпетентность отдельных лиц, пришлось им.
Caesar! в 03.05.2019 - 01:13
Пожарные реактор не взрывали, а расплачиваться своим здоровьем и жизнями за безграмотность и некомпетентность отдельных лиц, пришлось им.

Авария, подобная чернобыльской, уже была на 1 блоке ЛАЭС, только на одном канале, а не 1600 с лишним штук. За 15 лет до этого. Авария опять же на 1 блоке ЧАЭС за 5 лет до этого. 15 лет понадобилось на то, чтобы начать делать хоть что-то, а именно вводить в конструкцию аппарата УСП. Они были на 1,2 и 3 блоке. Их должны были поставить и на 4, во время ППР, на который он и останавливался. Не повезло. С УСП конкретно этой аварии не было бы. Реактор не был ядерно-безопасным, имея коэффициент паровой реактивности в 2 единицы (норма не выше 1), на Игналине, к примеру, было аж 5, при почти той же активной зоне, номинальная мощность в полтора раза больше. После ЧАЭС на номинале вообще запретили работать. После аварии на ЧАЭС, все те рекламации, что лежали стопками в разных начальственных столах, наконец таки получили свой ход.
Нигде в мире не было в эксплуатации подобного типа реактора. Грязного, опасного и слабо-управляемого. По сути 1600 с лишним отдельных реакторов, связанных между собой. Реактор проектировался без надлежащих стендов- в итоге огромное кол-во аварий на всём этапе освоения, а так же много проблем спустя годы эксплуатации. Проблемы с ЭВМ, которые давали ложную информацию.
Волгодонский Атоммаш только ещё закладывался. Единственный завод, что мог делать прочные корпуса для ВВЭР- Ижорский, мог давать лишь 1 корпус в год. Да и то, только для активной зоны небольшого размера, соответственно и мощности. Выход? "Допилить" простой и дешевый военный реактор для наработки плутония.
Вы говорили про ордена? Многие из тех, кто его проектировал, строил, принимал в эксплуатацию- были ими увешаны вдоволь. В тюрьму никто не сел.
А в итоге реактор убила аварийная защита, которая должна была его спасти. Вот уж оксюморон. Нет таких правил и инструкций, в которых написанно, что аварийная защита уничтожает реактор или турбину. Везде, как раз таки пишут наоборот. Знаете, что его убило? Графитовые наконечники-вытеснители на стержнях. Зачем они нужны? А чтобы хоть как-то уравновесить сумасошедшее нейтронное поле, во время останова. Нейтронное поле из 1600 с лишним реакторов, за чудо-конструкцию каковых, много кто получил кучу орденов. Но ордена же за дело дают, не так ли?
Проведи эксперимент, как и положено днём, по графику, не дай запрет КиевЭнерго, из-за вылета блока на Славянской ГРЭС, тоже бы всё было в порядке. Будь нормальное регулирование, на регуляторпх средней и малой мощности? Опять бы пронесло. Сотня самых разных причин, сошедшихся в это время, в этом месте. Тоже самое могло произойти на любой другой из 4 АЭС подобного типа. Да, были ошибки, были просчеты. Видные "задним" умом. Был волюнтаризм некоторых начальников. На что до грамотности и компетенции... Вы должны были пройти отбор в лучшие энергетические вузы страны, с огромным конкурсом. Быть краснодипломником (попасть на ЧАЭС было ооочень сложно, т.к. она считалась лучшим местом для распределения). И уже там умудриться попасть в оперативный персонал. Короче схватить бога за бороду, не иначе. Ну или иметь стаж лет цадь, на разных блоках и станциях. Персонал такого уровня и квалификации, что был там и тогда, вы сейчас врятли где-то найдете. Отдельно да, но в совокупности? Врятли. Именно поэтому авария была локализована столь успешно и быстро. Именно поэтому, эту аварию столь подробно изучают в профильных вузах.

Повторюсь, работа отличная.
alex_reft в 03.05.2019 - 10:10
Zhevnerov и Caesar! - друзья успокойтесь! Никто не собирается отбирать подвиг одних и отдавать его другим! Судя по вашей переписке вы хорошо разбираетесь и в энергетике, в том числе атомной, и в боевых действиях пожарных! Это замечательно!
Давайте остановимся на том, что на той аварии все проявили свой профессиональный долг и героизм! Да, и персонал, и пожарные прекрасно понимали, что это их последний бой! И персонал, и пожарные - объектовщики прекрасно знали технологический процесс станции, естественно обслуживающий персонал знал лучше по своему профилю, а пожарные в области тушения. Именно благодаря этому, в том числе совместным действиям, удалось предотвратить еще более страшную катастрофу! Пожарные работали по плану тушения пожара, утвержденному директором станции, и по сложившейся обстановке! Начальник караула мог действовать только тогда, когда получал у старшего оперативного работника станции допуск на тушение пожара и после его консультаций. В принципе все действия пожарных должны быть согласованны со старшим из обслуживающего персонала (начальника смены станции (дежурный инженер станции) или главного инженера станции), другого быть просто не могло! Поэтому думаю обвинять их в том, что они зря делали то или другое не корректно! Это я вам пишу как человек, который более 20 лет работает в объектовой пожарной части по охране ГРЭС (хвала Богу, что не атомной)!
Другое дело, что в результате аварии и по прошествии короткого промежутка времени никто толком еще не мог понять всего объема и последствий аварии, которая в дальнейшем стала просто катастрофой! Просто такого еще никогда не было в мире!!!! Вы просто представьте, что пришлось пережить начальнику караула и пожарным, когда они, приехав в составе караула, увидели перед собой всю эту катастрофу! Что могла кучка пожарных, около 10 человек, сделать в этой ситуации? Поэтому вместе с персоналом станции и занимались теми первоочередными действиями, которые они считали правильными! Я бывал в такой переделке, когда блок разрушался, зрелище скажу вам нелицеприятное!
Другое дело, что забыли про героизм энергетиков, во это да, позор руководству страны, ну и руководству министерства энергетики! В наше время все уже по другому!
Светлая память всем героям, которые стояли до последнего! Дай Бог здоровья тем, кто остался жив!
Zhevnerov в 03.05.2019 - 12:39
В споре рождается истина. Много чего ещё хотелось бы написать и пообсуждать. Но, Вы правы Алексей. Памяти достойны все. И операторы и пожарные и оперативный персонал и мед. работники и даже служащие из ВОХРа, оставшиеся на своих постах и получившие смертельные дозы обучения.
Для полноты картины:
Работники ЧАЭС, совершившие профессиональный и гражданский подвиг 26 апреля 1986 года во время локализации аварии на 4-м блоке и погибшие от лучевой болезни.

1. ХОДЕМЧУК Валерий Ильич

24.03.1951 - 26.04.1986
(Не был найден после аварии. Навечно остался в 4-м энергоблоке ЧАЭС)

2. ШАШЕНОК Владимир Николаевич

21.04.1951 - 26.04.1986
(перезахоронен в декабре 1988 г.)

3. ЛЕЛЕЧЕНКО Александр Григорьевич

26.07.1938 - 07.05.1986
(похоронен в Полтавской области, на родине)

4. АКИМОВ Александр Федорович

06.05.1953 - 11.05.1986

5. КУРГУЗ Анатолий Харлампиевич

12.06.1957 - 12.05.1986

6. ОРЛОВ Иван Лукич

10.01.1945 - 13.05.1986

7. ТОПТУНОВ Леонид Федорович

16.08.1960 - 14.05.1986

8. БРАЖНИК Вячеслав Степанович

03.05.1957 - 14.05.1986

9. КУДРЯВЦЕВ Александр Геннадиевич

11.12.1957 - 14.05.1986

10. ЛОПАТЮК Виктор Иванович

22.08.1960 - 17.05.1986

11. ШАПОВАЛОВ Анатолий Иванович

06.04.1941 - 19.05.1986

12. ДЕГТЯРЕНКО Виктор Михайлович

10.08.1954 - 19.05.1986

13. ПРОСКУРЯКОВ Виктор Васильович

09.04.1955 - 17.05.1986

14. БАРАНОВ Анатолий Иванович

13.06.1953 - 20.05.1986

15. ПЕРЧУК Константин Григорьевич

23.11.1952 - 20.05.1986

16. САВЕНКОВ Владимир Иванович

15.02.1958 - 21.05.1986

17. ИВАНЕНКО Екатерина Александровна

11.09.1932 - 26.05.1986

18. КОНОВАЛ Юрий Иванович

01.01.1942 - 28.05.1986

19. СИТНИКОВ Анатолий Андреевич

20.01.1940 - 30.05.1986

20. ПОПОВ Георгий Илларионович

21.02.1940 - 13.06.1986

21. ПЕРЕВОЗЧЕНКО Валерий Иванович

06.05.1947 - 13.06.1986

22. ВЕРШИНИН Юрий Анатольевич

22.05.1959 - 21.07.1986

23. НОВИК Александр Васильевич

11.08.1961 - 26.07.1986

24. ЛУЗГАНОВА Клавдия Ивановна

09.05.1927 - 31.07.1986


Перед рассветом развеялся дым
Смертельно тяжелого боя.
Давайте встанем и помолчим,
О подвиге этом помня.


#

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy