Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Истребитель Corsair навеки вписал свое славное имя в историю войн. По этой причине множество различных фирм в разные годы стремилась его выпустить. В 72-м ими были Frog, Smer, Hasegawa, Italeri/Revell, Airfix/MPC/Heller, Academy/Моделист, Hobby Boss, Testors и другие. Выбор и без того огромный – куча фирм и куча модификаций – выбирай на любой вкус и карман. Но среди них особняком стоит тройка моделей от Tamiya, которые появились последними из них. Модели Tamiya всегда славились своей точностью, деталировкой и качеством. В этой статье речь пойдет о самой поздней из 3-х модификаций тамиевских моделей – F4U-1D. Я собираюсь подвергнуть ее подробному анализу, чтобы снять вопрос с повестки дня, который я между прочим и задал полгода назад – «Какой из Корсаров лучше?» Так чем же порадует нас Tamiya?
Историю создания Корсара я описывать не стану. По ним написали огромное число книг и монографий. Я остановлюсь только на модификации F4U-1D.
F4U-1D - истребитель-бомбардировщик. Под крыльями установлены два пилона для двух 454 кг бомб. Крыльевые баки демонтированы. Установлены новые, более жесткие стойки шасси. На поздних эк¬земплярах фонарь кабины пилота без верхних переп¬летов. На последних 266 экземплярах под каждым крылом установлены по 4 пусковых устройства для реактивных снарядов HVAR калибра 127 мм. Построе¬но 1809 самолетов. Производство F4U-1D было развернуто на заводах Goodyear под маркой FG-1D. Первоначально к выпуску F4U-1D планировалось подключить Brewster, но заказ был аннулирован, и в июле 1944 года фирма полностью прекратила выпуск Корсаров.
В апреле 1944 года завершились эксперименты с модернизированным истребителем F4U-1D на борту эскортного авианосца Gambier Bay. Улучшенные на этой модификации стойки шасси затем были внедрены на всех находящихся в эксплуатации Корсарах. Командованием ВМФ США уже 22 апреля были сняты все ограничения на применение F4U в качестве палубных истребителей. Однако первые морские эскадрильи F4U стали широко применяться в начале 1945 года, хотя первые эскадрильи морской пехоты VMF-124 и VMF-213 были размещены на авианосце Эссекс уже 28 декабря 1944 года. А 3 января 1945 года был уничтожен японский истребитель. Во время боев за Окинаву, в марте 1945 года, в составе американского флота действовало 10 палубных эскадрилий, вооруженных F4U-1D: четыре VMF, три VBF, три VF (VF-10 на авианосце Interpid), VF-5 на Franklin, VF-84 на Bunker Hill . В это время шло активное перевооружение с Хеллкетов на Корсары, и к концу битвы за Окинаву практически все ударные авианосцы американского флота несли эскадрильи Корсаров.
У каждой модели есть своя история как она попала к владельцу. Я же могу сказать, что эту модель можно считать по настоящему форумной. Досталась она мне при необычных обстоятельствах. В середине сентября по итогам ежемесячного конкурса моя статья про B-58 Hustler была признана одной из лучших за август. Пришлось снова трепетно выбирать приз. И одним из призов стал заказанный в интернет-магазине aftemarket.com.ua этот Корсар, к которому я долго присматривался в форумном обсуждении, которое я же и заварил. Так я нежданно негаданно осуществил мечту – покупку модели от Tamiya для отдыха (в этом году я много чего накупил и уже не планировал новые покупки). До этого я был знаком только с ее линкорами. Прошли полмесяца и немного помятая посылка пришла с Украины. Таковы реалии российской почты – помятая коробка, но внутри все цело. Настал волнующий момент истины – современная Тамиевская модель на столе с чертежами, какова же она?
Упаковка Tamiya это действительно приятная, красивая и удобная штука. В отличии от остальных фирм, на ее коробках изображена фотография собранной модели, что довольно необычно. Все боковушки забиты информацией о модели: ее размерах, фотографиях собранных вариантов, схем вариантов раскраски, карты красок и прочего. Донышко коробки сделано из мелованого белого картона с написанным на нем предостережением на разных языках. Вообщем, японцы любят мелочи и это приятно. Каждый из 3-х литников упакован в отдельный пакет. Также упакована и декаль, проложенная листом кальки. Ничего не потеряется и не вылетит. В отличие от коробок Revell с их боковой загрузкой – словно надоевшую газету пихаешь в почтовый ящик.
В коробке содержатся 2 литника с обычными деталями, 1 литник с прозрачными и пакетик резиновых насадок на ось винта. Раньше я был знаком только с ее линкорами, где юзал сие штучки. Всего 73 обычных детали из гладкого и ровного серого пластика, 6 прозрачных деталей и 2 резиновых насадки для вращения на ось винта (1 видно про запас).
Качество пластика выше всяческих похвал. Облой и утяжины вы здесь не встретите. Это я еще заметил по допотопным пресс-формам их линкоров. Они в отличие от некоторых европейцев (не будем кидать камень) соблюдают технологический процесс литья. Следы толкателей здесь не так душераздирающи, всего несколько штук, да и то еле заметил. Сами они в большинстве сгруппированы на дополнительных питателях. Все они, кроме 4 толкателей в нишах шасси, легко убираются. Пластик по качеству отменный. Пресс-форма датирована 2000 годом. И только на паре деталей заметен след от половинок пресс-форм.
Модель
Фюзеляж
Ну здесь всегда самое веселое. Даже великая Tamiya прокололась! Фюзеляж короче на 1.5 мм в хвостовой части. Киль, стабилизаторы, хвостовая стойка с нишей уехали вперед на 1.5 мм. Это если все выравнивать по капоту и вырезам под фонарь. Однозначно напрашивается врезка в 1.5 мм позади деталей В15 и В16 (половинки заголовника). Если это сделать то даже расшивка вернется на свои места в хвосте. Если выравнивать по остальным частям фюзеляжа, то работ по переделке больше, поэтому выравнивание по фонарю и крылу – верное. Гаргрот на 0.5 мм выше нормы, но пережить можно. Вот два варианта выравнивания фюзеля по чертежу - на первом фото пунктиром показано место вставки.
Капот и двигатель
Капот верен. Отлично сымитированы даже петли на его створках. Двигатель отлично отлит и сделан из 4-х деталей. Не будь модель тамией, я бы и не подумал бы его улучшать. Его можно и не улучшать, но проводку хотелось бы сделать или взять ее у Eduard. На цилидрах есть маленькие следы совмещения пресс-формы. Кончики лопастей винта надо заточить – толстоваты, тем более на них изображена неуместная расшивка – след расшивки для желтой марки (на линкорах так расшивкой выделена ватерлиния и на них это удобно). Кок в норме.
Жалюзи капотов даются в двух вариантах – закрытом и открытом. Если делать открытый, то лучше распилить створки (чтобы получить просвет) и подточить слегка изнутри до масштабной толщины на пару десятых миллиметра. Центральный патрубок не на месте – его надо сдвинуть на 1 мм в хвост от двух других патрубков.
Фонарь
Фонарь отличен! Довольно тонок и не имеет огрехов литья. Переплет тоненький и аккуратный. Словно так и должно быть. В комплекте есть еще фонарь на версию F4U-1D ранних серий с двумя дополнительными планками переплета. Этот фонарь придется использовать если хотите построить F4U-1D из VMF-312 с б/н 530 (фотографии это борта сей факт подтверждает).
Крыло отлично легло в чертежи. Линии расшивки на 90-95% совпадают с чертежом, остальные 5-10% гуляют в зависимости от чертежа. Поэтому все замечательно. Переделывать такую красоту рука не поднимается. На разных чертежах гуляют позиции тяг элеронов – на модели они находятся почти посередине самих элеронов. Само крыло имеет тонкие задние кромки, да и вообще пластика на крыле немного – оно хорошо гнется в районе ниш. На крыле прорезаны щели воздухозаборников радиаторов и гильзосбрасыватели. Также есть фара, в которую просится отражатель из фольги. БАНО лучше вырезать заново из прозрачного красного и зеленого плекса. Или купить наборы БАНО от Эльфа. К верхним плоскостям претензий нет. В правом закрылке прорезана подножка.
Отверстия воздухозаборников похожи. К стабилизаторам претензий нет.
Интерьер
Большинство панелей и механизмов как будто слизали с живого самолета. Расшивка, расположение и вся конструкция выполнены отлично! На стенках есть пара легких следов от толкателей. Но не все бывает прекрасным в бочке меда. Каплей дегтя стала другая форма прицела. Толи прицел мог поворачиваться, толи я не секу в «железе». Оставлю как есть. Также, читая информацию по сборкам модели, слышал, что кресло стоит далеко от заголовника. Но так как я модель еще не начал собирать, все вопросы связанные с процессом сборки я опускаю. Мне понравилась имитация ручки управления с ее приводами. Слегка насторожила имитация ремней пилота декалью. Про декаль Tamiya на форуме шло обсуждение ее серебрения. Я лучше возьму ремни из набора травления от Eduard. Заодно этот набор даст мне кучу ручек, которыми был утыкан интерьер живого самолета. Также в нем будут зеркала заднего вида, которые в пластике отсутствуют. Tamiya также декалью дает приборку. Так как доска в пластике имеет рельеф то не вижу смысла лепить на нее декаль. Лучше взять сэндвич-приборку от Eduard. На фоне Academy, Revell/Italeri интерьер от Tamiya - это как полет на Луну.
Шасси
Колеса основных стоек верны, но их протектор вызывает сомнения. На модели - продольные полоски, а на фото Корсаров встречались шины как и с продольными канавками, так и с клеткой (последние чаще). Чем это вызвано? Разными заводами изготовителями и поставщиками? Стойки верны, но подкосы чуточку толстоваты. Пару механизмов на стойке надо доработать - крупноваты. Эдик на них имеет травл. Также надо сделать гидравлику. Ниши деталированы средненько – деталировки боковых стенок ниш нет. Их дает Эдик. В нишах по 2 толкателя, правдаони не так сильно бросаются в глаза. Щитки сделаны отлично. Толщина и расшивка что надо. Но! Щитки на 1 мм короче по длине (авось чертеж кривой). Исправлять не буду. Слава богу что толкателей на щитках нет. Кстати, аккуратно и изящно сделана имитация подвески щитков. Стойки уже в обжатом стояночном состоянии.
Хвостовая стойка отлично легла в чертежи. Не хватает только 1 небольшого подкоса. Силовой набор хорошо сымитирован в нише. Вот створки стали источником еще одного вопроса - они имеют наросты, характерные створкам для F4U-4/4B, а не F4U-1/1A/1D/2, но судя по фоткам эти наросты были на машинах поздних выпусков 1А/1D/2. Рисунки и фото двух предлагаемых вариантов исполнения Корсара подтверждают наличие этих наростов.
Мелочевка
Антенны, пусть они и Тамиевские, подлежат замене – толстоваты, да и металлические смотрятся лучше и изящнее. Антенны есть и у Эдуарда. Расшивка великолепна, сымитированы даже головки болтов на капотах, петли и прочая мелочь.
Вооружение
В комплекте прилагались 2 ПТБ и 8 НУРС HVAR. Все отлито аккуратно. Ракеты чуть портит внутренняя расшивка на самом кончике носа. Стабилизаторы довольно тонкие – перетачивать не стоит, хотя чуть толстоваты . Чертежей конкретно на эти ракеты и ПТБ пока не нашел под рукой. По рисункам и фото ракеты и баки выглядят почти как родные. мелочевку на них дается Эдиком - провода, топливомеры.
Собираемость
Контрольная сборка «всухую» на тамиевской ленте подтвердила, что вся модель собирается на одном щелчке без щелей, даже без подгонки. Щели и уступы не были выявлены. Похоже, что шпаклевка получит заслуженный отдых на этой модели.
Декаль и предлагаемые варианты
Декаль стандартного для Tamiya качества – четкая, красивая, жесткая, толстая, со временем серебрится. Отпечатана здорово, но так как я с ней еще не работал, то не могу судить. Те, кто с ней работали, советуют красить модель в глянец и приваривать деки специальными жидкостями, а сверху потом проходить лаком, убирая лишний глянец. На одном из 3-х вариантов буду учиться работать с Тамиевской декой.
Всего Tamiya предложила три варианта исполнения модели:
F4U-1D VF-84 с авианосца Bunker Hill №167, февраль 1945 г.
F4U-1D VMF-112 с авианосца Bennington №1, январь 1945 г.
F4U-1D VMF-312 с Окинавы №530, апрель 1945 г.
Историческая достоверность
В книге “F4U Corsair Aces of WWII” приведены изображения первых двух варинтов. По первому варианту есть вопросы, ибо по фотам на февраль 1945 на некоторых Корсарах его эскадрильи не было желтых капотов. На рисунке в книге борт №167 без желтой полосы на капоте. Второй самолет с Беннингтона не имеет претензий. Затем в другом издании наткнулся на другой вариант раскраски борта №167 и тоже на февраль 1945. Какому изображению верить, я не знаю. На одном изображен F4U-1D ранних серий с переплетом на фонаре и без обтекателя колеса, а на другом – поздний F4U-1D с чистым фонарем и с обтекателем. На 3-й вариант раскраски – борт №350 с Окинавы нашлись фото, но рисунка на конкретную машину не нашлось, пришлось представить изображение на борт №611 из той же эскадрильи. Претензий к этому варианту нет. Даже в одной эскадрильи Корсары могли отличаться не только номерами. Поэтому внимательно изучайте историю и фото конкретной машины, которую будете делать.
Инструкция
Я повидал немало инструкций к моделям, и тамиевские были самыми удобными и понятными. Даже начинающий моделист без труда поймет что и как делать. Все действия подробно описаны и четко проиллюстрированы. Всего в инструкции 8 листов. Искать опечатки было выше моих сил. Одним словом – отлично!
Чертежи
При написании статьи я пользовался следующими комплектами чертежей:
Почти все чертежи похожи. Отличия только в мелких деталях, таких как расшивка.
Aftemarket
В отличие от моих предыдущих обзоров, где я представлял обзор всего афтемаркета на самолет, я представлю только тот афтемаркет, который изначально сделан для Тамии или универсальные наборы, которые подойдут ко всем моделям. На фоне остальных конкурентов тамиевский Корсар является по сути «пластиковым афтемаркетом», но нет предела для совершенства. Поэтому можно дополнить даже Tamiya. Любителям Суперскейла и конверсий представляю:
• цветное SS215 на F4U-1
• цветное SS270 на F4U-1 Birdcage
• SS163 на F4U-1D
• SS291 на F4U-1A
• Eduard – цветное травление 73215 на F4U-1
• травление 72355 на F4U-1
• Eduard – цветное травление 73270 на F4U-1 Birdcage
• Eduard – цветное травление 73291 на F4U-1A
Paint masks
CX171 на F4U-1 Corsair Birdcage
Equipage
Резиновые колеса
OWL DECALS
Конверсионный набор в F4U-2
Pavla двигатель Pratt & Whitney R-2800 (А) для F4U-1 Corsair
вакуфонарь
Quickboost обтекатель радара на крыле для F4U-2 Bird Cage Corsair (для Vought F4U Corsair 'BirdCage')
двигатель Pratt & Whitney R-2800 для F4U-1 Corsair
Squadron Signal
вакуфонарь на F4U-1 Corsair Birdcage x 2 (для Vought F4U Corsair 'BirdCage')
вакуфонарь F4U-1A/D Corsair x 2
True Details
кресло пилота для F4U Corsair
нагруженные колеса для F4U Corsair
• Corsair, Trente Ans De Flibuste
• US Navy aircraft camouflage & markings 1940-1945
• US Navy aircraft camouflage & markings 1946-1956
• Kagero - Monografie 26 – Chance Vought F4U Corsair vol.II
• Corsair and other Vought airplanes 1917-1977
• F4U Corsair, In Detail & Scale 56
• Chance Vought F4U-7, AU-1 Corsair, Les Ailes de Gloire 12
• Chance Vought F4U-1 Corsair, Public Publications 47
• Война в воздухе 47. Асы США F4U Corsair
• Война в воздухе 109. F4U Corsair
• F4U Corsair, TbiU 122
• Kagero – Chance Vought F4U Corsair vol.I
• Аэросерия №2, F4U Corsair
• Corsair Aces of WWII, Aircraft of the Aces 8
• Vought F4U Corsair, Warbirdtech 4
• F4U Corsair monografie, AJ Press
• F4U Corsair, In Action 1029
• F4U Corsair, In Action 1145
• F4U Corsair, Monografie Lotnicze 11
• F4U Corsair, Aircraft monografie 19
• F4U parts
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
olten в 23.10.2008 - 13:55 Андрей! Еще такой вопрос. А, что, на всех чертежах, которые есть в вашем распоряжении хвостовая часть длиннее, чем у модели? Или все таки под какую нибудь графику TAMIYA подходит? Я это к тому, что может все таки фирма не ошиблась? |
SilverGhost в 23.10.2008 - 14:12 Андрей! Еще такой вопрос. А, что, на всех чертежах, которые есть в вашем распоряжении хвостовая часть длиннее, чем у модели? Или все таки под какую нибудь графику TAMIYA подходит? Я это к тому, что может все таки фирма не ошиблась?
Олег, я точно также думал над этим вопросом - было странно, что Тамия так накосячила. во вторник вечером я специально дополнительно промерил хвост по всем чертежам, что у меня были в наличии. только в одном чертеже с airwar.ru (источник чертежа не указан) хвост влез в свои размеры. другие 5-6 источников единогласно показали разброс 1-1.5 мм. перед проверкой все чертежи были проверены на масштабность по размаху и отклонения составили макисимум 0.5 мм от вычисленного значения (0.5 мм это косяк масштабирования при печати так как ксерокс и принтер не понимали десятые и сотые доли процента увеличения/уменьшения). Также специально почитал статьи зарубежных коллег - они не упоминали вообще о косяках, зацикливая свое внимание на окраске и деталировке. Но у меня еще есть Тамиевский Москито в коробке и у него также был косяк с хвостом в том же месте. Точно такойже обзор по нему может напишу, просто времени уже не стало.[/b] |
SilverGhost в 23.10.2008 - 14:41 Еще раз большое спасибо Андрей за исчерпывающий ответ!
С уважением. Олег. Всегда пожалуйста Олег! С уважением, Андрей Кузнецов. Добавлено спустя 5 минут 49 секунд: Правда есть вариант и идея, что эти 5-6 чертежей наплодили с одного и того же чертежа с косяком, а тот единственный чертеж и есть самый верный. Чтобы это доказать или опровергнуть мне нужен живой Корсар, рулетка и калькулятор - мне надо забраться и измерить длину гаргрота и расстояние от центроплана до ниши. Вот тогда многим чертежам будет облом. |
Anonymous в 23.10.2008 - 18:22 Тема: Re: Обзор Tamiya 1/72 Chance Vought F4U-1D Corsair хорошая статья, но резать Тамию из-за полутора миллиметра (с натяжкой - толщина линии на чертеже, которая может "гулять" именно в этих пределах) у меня лично рука бы не поднялась :) |
SilverGhost в 23.10.2008 - 20:49 Спасибо, я еще потом попробую замерить длину самолета, сделав контрольную склейку. только не знаю между какими перпендикулярами мереют длину самолета. Разрезать самому неохото - 2-4 дня будут потеряны. |
SilverGhost в 21.11.2008 - 19:54 неделю назад заехал в ТМ и решил посмотреть Корсар от Хаси. тоже F4U-1D
итог такой: бедная деталировка ниш, стоек, интерьера. неполная расшивка, примитивно на фоне Тамии. Академи очень похожа на пластик Хаси (у Академа мало своих моделей, а те что есть либо подсматривались у своего восточного соседа либо копировались). Академи чуть более доработанная по мелочам чем Хася, но идея точно такая же. Декали у Хаси между прочим точно на теже самолеты, что и у тамии. Стоит в 2.5 раза дешевле Тамии. |
Thunderbolt в 21.11.2008 - 20:06 Стоит в 2.5 раза дешевле Тамии.
Всё равно Тамия по копийности лучше рулит. Про деталировку всё в обзоре уже есть. Я сделал выбор в пользу Тамии. |
SilverGhost в 21.11.2008 - 20:19 Я таким образом подвел черту:
сколько бы заманчиво не стоили Italeri, Revell, Hasegawa, Academy, из них четверых полюбому не получить одну Тамию. Это как в басне Крылова "Как вы ни садитесь, в музыканты вы все равно не годитесь" |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
я забыл в статье указать что хвост у модели немного задернут вверх - вот его уж точно не буду изменять. а вставка, если ее аккуратно сделать и подогнать, почти не испортит расшивки. с покупкой травленки на модели будет масса резательных работ в интерьере и шасси.
С уважением, Андрей Кузнецов