Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Продолжим анализировать декали на экзотичные B-52. Сегодня речь пойдет о декали на одного из двух известных самолетов-носителей NB-52, с которых в течение 10 лет запускались экспериментальные самолеты-ракетопланы North American X-15.
Это был третий и последний предсерийный B-52A. Первый полет совершил летом 1954 г. На самолете была установлена кормовая установка с пушкой. 29 ноября 1957 г. самолет прибыл на завод в Palmdale и был поставлен на хранение в ожидании модернизации. 4 февраля 1958 г. самолет был перемещен в ангар North American для начала конвертации в NB-52A для возможности подвески различных экспериментальных самолетов, включая North American X-15. В ходе доработок кормовая пушка была демонтирована. 14 ноября 1958 г. самолет прилетел на авиабазу Edwards и был передан в Air Force Flight Test Center (AFFTC). Имел название "The High and Mighty One". Далее у самолета была долгая и насыщенная событиями десятилетняя карьера стартовой платформы X-15. В июне 1959 г. перед первым пуском X-15 на правом борту позади кабины пилотов был установлен блистер. 14 января 1961 г. самолет прилетел в Wichita в штате Kanzas для прохождения капитального ремонта. В ходе ремонта самолет был перекрашен. 23 марта 1961 г. самолет вернулся на авиабазу Edwards и 17 апреля 1961 г. вернулся к полетам по программе X-15. 15 октября 1969 г. передан в AMARC (Aerospace Maintenance and Regeneration Center на авиабазе Davis-Monthan в штате Аризона) на хранение. 16 сентября 1981 г. передан в Pima Air & Space Museum, Tucson, Arizona. Это самый старый сохранившийся B-52.
К сожалению, элементы декали не имеют цифровых обозначений и некоторых элементов просто нет в инструкции. Также нет схем окраски левого борта и фюзеляжа сверху и снизу. Остается догадываться, какие элементы располагались зеркально на левом борту по отношению к правому. Даны схемы окраски крыльев, но про фюзеляж сверху/снизу почему то забыли. Вроде бы мелочь, но неудобно. Зато декаль полноценная, в ней есть надписи USAF, U.S. AIR FORCE и опознавательные знаки. Качество печати декали хорошее, смещения цветов нет, все мелкие элементы сделаны четко. Всего в декали предлагается 3 варианта окраски одного самолета-носителя - NB-52A 52-003.
После 2 успешных полетов ракетоплана X-15-2 ("2-1-3" 17 сентября 1959 г. и "2-2-6" 17 октября 1959 г.) и 4 неудачных попыток (24 июля "2-C-1", 4 сентября "2-A-2", 10 октября "2-A-4" и 14 октября "2-A-5") был запланирован 3-й полет второго прототипа X-15-2. Как и в предыдущие разы пилотом X-15 должен был быть Scott Crossfield. Для него этот полет должен был стать 4-м на X-15. Целью полета должна была стать проверка ракетоплана. Первая попытка полета 22 октября 1959 г. с номером 2-A-7 завершилась отказом. Из-за разрыва перчатки пилота упало давление кислорода в скафандре. Следующая попытка 31 октября 1959 г. (полет 2-A-8, по состоянию на который и дается самолет в декали) завершился неудачно из-за погодных условий. Это стало причиной того, что истребители сопровождения F-104 Starfighter под управлением пилотов Joseph A. Walker и Robert M. White не смогли сопровождать самолет-носитель NB-52A и X-15-2. В итоге NB-52A в полете сопровождал только F-100F с пилотом Robert "Bob" Baker и оператором John DeLong.
Третья попытка, совершенная 5 ноября 1959 г. оказалась успешной и полет X-15-2 c номером 2-3-9 начался. Но при старте с носителя над высохшим озером Rosamond в 9:39:28 возник пожар и разрушение нижнего двигателя X-15. Аварийная посадка прошла успешно в 9:44:56 на поверхность высохшего озера Rosamond (обычно посадки происходили на поверхность высохшего озера Rogers). При посадке фюзеляж переломился пополам перед баком с жидким кислородом. Это была первая аварийная посадка в программе X-15.
Вот еще немного фоток того периода.
В декали черным по белому написано, что декаль делалась по могографии Hypersonic - The Story of the North American X-15 авторства Dennis R. Jenkins & Tony R. Landis и личного фотоархива последнего. Это позволило сделать декаль довольно точной. Боковик в инструкции скопирован из этой книги. Но некоторые ошибки все же есть. Самая заметная из них - на схеме окраски в инструкции законцовка крыла предлагается черной, тогда как на всех фотках она белая. Также в инструкции не сказано, что надо окрашивать закрылки правой консоли крыла в белый цвет. Цвет радиопрозрачных панелей на киле в декали дается серым, тогда как на цветных фотках он варьировался от молочного до желтоватого. Количество отметок о запусках на фюзеляже в декали для данного варианта соответствуют не 31 октября 1959 г., а 17 октября 1959 г. - на 1-2 отметки об отказе/неудачном запуске меньше. Количество отметок можно довести до нормального за счет запасных для 2-го варианта окраски. В декали даются белые окантовки красной ливреи на мотогондолах и красные полоски в районе турбин. Синий цвет на эмблеме ARDC недостаточно яркий. Зато эмблема AFFTC правильная. В целом вариант правдоподобный, нужно только верно окрасить по фоткам.
Также в декали предлагается чуть более поздняя версия первого варианта окраски. Основным отличием от предыдущей окраски 1959 г. является цвет панели на верхней части фюзеляжа позади кабины. Ранее он был темно-серым с момента первого полета самолета в 1954 г., а потом ее перекрасили в алюминиевый цвет. Также появилась эмблема с надписью "The High and Mighty One". Она просуществовала недолго - с июля по декабрь 1960 г. В принципе, из декали получится и более ранний вариант без этой эмблемы - с января по июль 1960 г. Есть пара фоток этого периода - в апреле 1960 и 28 ноября 1960 г. Правда на второй эмблема не просматривается, но там и качество фото никакое.
Количество отметок о запусках Х-15 на борту в декали соответствует 8 июня 1960 г. Эти отметки о пусках были действительными вплоть до 4 августа 1960 г., когда был совершен следующий пуск X-15. Эмблему "The High and Mighty One" на борт нанесли в июле 1960 г. после 2 успешных и 2 неудачных запусков в мае-июне 1960 г. Если модель делать на период с 8 по 30 июня 1960 г., то эмблема не нужна. А на период с 1 июля по 4 августа 1960 г. - она понадобится. Но если вдруг захочется сделать модель по состоянию на более ранний период с января по июнь 1960 г. - достаточно не наносить на модель эмблему и отрезать от декали необходимое количество отметок о пусках Х-15. В декали дается желтая окантовка носового конуса. На фотографиях она не просматривается, но пусть будет, так как их качество оставляет желать лучшего. В общем, второй годный вариант в копилку.
В 1961-м после перекраски несколько раз меняли размеры отметок о пусках Х-15 и их уплотняли. Данный вариант предлагается на 19 июня 1964 г. между двумя неудачными попытками запуска X-15A-2 - "2-C-53" 15 июня 1964 г. и "2-A-54" 23 июня 1964 г.
Еще немного фоток того периода.
Также прилагаю полезную расшифровку отметок о пусках X-15.
Вариант скорее всего делался по первой из фоток, сделанной именно 19 июня, где детально были сфотканы все отметки о запусках ракетоплана X-15. В декали нормально и правдоподобно сделано изображение орла (в отличие от декали Almark). Бортовой номер на носу самолета был 4-хзначным, а не 3-хзначным, как предлагает декаль. Потом в отметках о пусках Х-15 есть 2 ошибки - пропущена 1 отметка, а вторая расположена задом наперед. Также в инструкции не указана схема окраски панелей на пилонах мотогондол. В общем, из-за двух нулей на бортовом номере этот вариант мимо. Отметки о пусках это мелкий косяк, не каждый заметит, в отличие от недостающих нулей в бортовом.
Если не считать откровенно халтурную декаль от Almark, обзор которой я писал ранее , то есть другие декали на экзотичные «нестроевые» B-52:
К сожалению, у меня нет в наличии второй декали от Cutting Edge и я не могу написать ее обзор. Но если вторая декаль от Cutting Edge также неплохо сделана по фоткам и монографии X-15, то ее можно рекомендовать любителям экзотических самолетов. О качестве остальных двух декалей ничего не известно.
После первого обзора я уж было почти опустил руки и думал, что декаль от Cutting Edge преподнесет аналогичный результат. Но нет, все почти обошлось. Декаль оказалась хорошей. Инструкция к декали конечно не ахти какая, далеко не идеал и содержит ошибки, но качество печати декали и ее вариативность компенсирует этот недостаток. Из этой декали можно без проблем получить самолет в период с 14 ноября 1958 г. по 14 января 1961. Да есть обидный косяк с бортовым номером для 3-го варианта окраски, и мелочи с отметками о пусках. Но такой вроде мелкой небрежности можно было бы избежать, пользуясь такой монографией и фотоматериалом при составлении декали. В общем, интересная и заслуживающая внимания декаль. Правда, очень редкая и недешевая. Найти ее можно только на ebay или случайно на модельных барахолках на распродаже у "хомяков".
С уважением, Андрей «SilverGhost»
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор декали Cutting Edge 1/72 Boein...(#10600) - обсуждение
Хороший обзор с подробным историческим анализом.