Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317)

Рискну представить вниманию собратьев по хобби обзор модели учебно-боевого само-лета Aermacchi MB.339A P.A.N. в масштабе 1:72, выпускаемой ныне фирмой Italeri.

 
Литники этой модели увидели свет еще в 1992 году, когда фирма Supermodel выпустила в 72-м масштабе копию итальянского MB.339A в окраске пилотажной группы "Frecce Tricolori": 

http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=52

Но уже 1993 году модель поменяла имидж, получив новую коробку и декаль:

http://modelingmadness.com/scott/mod/s339preview.htm
http://www.modellversium.de/kit/artikel.php?id=1213

В 2010 году у "Frecce Tricolori" был юбилейный, 50-й демонстрационный сезон, по случаю которого фирма Italeri выпустила набор моделей самолетов (No 1297), эксплуатировавшихся пилотажной группой за все время со дня ее основания. В набор «три в одном» вошли Canadair Sabre Mk.4, Fiat G91 и супермоделовские литники Aermacchi MB.339A с новой инструкцией и обновленной декалью. Вот здесь можно посмотреть коробку, а также литники и даже готовую модель:

http://www.crazytinker.nl/kitlog/other/bonus_bunch/MB339_frecce_tricolore/MB339_frecce_tricolore.html

Позднее, в 2012 году, Italeri практически без изменений выпустила туже модель в от-дельной коробке (No 1317). На нашем сайте можно найти некоторую информацию, как о модели, так и о прототипе, на форуме: 

http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_46141.html

Однако центральная тема сообщений, открывающихся по данной ссылке, несколько иная, к тому же ветка в спящем состоянии с мая 2013 года. 

Для любителей авиации, принимавшей участие в боевых действиях, может быть интересна совсем «другая» модель от Italeri – MB.339A No 1354, 2014 года выпуска, на коробке которой аргентинский самолет лихо атакует британский корабль недалеко от Фолклендских островов (самолеты этого типа привлекались к боевым действиям в качестве штурмовиков, но данных об атаках ими морских целей я не обнаружил, хотя, может, просто плохо искал…):

http://www.ipmsdeutschland.de/FirstLook/Italeri/Ita_MB339A/Ita_MB339A.html

По сути, это те же отливки от Supermodel, но в другой коробке, с другими декалью и инструкцией, а также более современными «консольными» дополнительными топливными баками круглого сечения (овальные сохранены, зато нет двух подкрыльевых, обычно размещаемых на внутренних пилонах). Кроме этого модель дополнена 6-ю деталями на 2 подвесные пушки.
Если кого-то интересует 48-й масштаб, то можно почитать обзор Aermacchi MB-339A от фирмы FreMs:

http://scalemodels.ru/articles/7829-obzor-FreMs-1-48-Aermacchi-MB-339A.html

Что же касается scalewiki.ru, то сведения о китографии данного самолета там пока отсутствуют.

ПРОЛОГ

Заявленная в заголовке модель (именно No 1317) попала в мои руки в начале февраля 2016 года. Будучи в командировке, которая неожиданно затянулась, я попытался занять свободное вечернее время любимым хобби и «изкоробочно» собрать какую-нибудь небольшую модельку, которую можно было бы потом без особых проблем доставить из Санкт-Петербурга домой, в Тамбов.

У каждого из нас, коллеги, есть особые пристрастия. Мои приоритеты ограничиваются моделями реактивных самолетов военных пилотажных групп в масштабе 1:72, поэтому выбор объекта для сборки производился именно в обозначенной категории. После беглого анализа интернет ресурсов, наличия тех или иных моделей в питерских магазинах выбор пал именно на эту модель. 
Разумеется, на принятое решение повлияла и «коллекционная» составляющая. Дело в том, что италовский MB.339А у меня уже имелся и дожидался сборки. Как фанат пилотажников, я не мог пропустить италовский юбилейный набор «три в одном» (No 1297) от 2010 г. Литники всех трех моделей из этого набора в ходе «первичного» осмотра оставили в целом положительное впечатление, были аккуратненько сложены обратно в коробку, да так и лежат теперь в шкафу. Но наличие в моей коллекции еще одной модели MB.339A открывало перспективу сборки пилотажника в окраске группы «Al Fursan» Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), тем боле, что декаль для него в требуемом масштабе уже где-то мелькала на развалах eBay (ох и дорого стало теперь там покупать…, а доставка…, но когда очень хочется…).

Все больше утверждаясь в правильности своих мыслей (это потом, уже при сборке, всплыли мои заблуждения!!!), я отправился в известный питерский магазин Моделист (м. Ладожская), где и приобрел нужную модель за 971 рубль. Да, в московских магазинах она стоит несколько дешевле, но ехать туда было несподручно…
Итак, модель в моих руках!

УПАКОВКА

Красочная коробка – из плотного картона, стандартная для Italeri, имеет размеры 30 х 20 х 5,5 см, открывается по меньшим боковикам. Чтобы отправить по почте, придется позаботиться о ее усилении, лучше вложить в другую, более плотную упаковку. По отношению к размерам литников она явно переразмерена, как по длине и ширине (примерно на 1/3), так и немного по высоте. 

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

На лицевой стороне коробки изображен летящий с легким набором высоты и шлейфом красного дыма самолет группы "Frecce Tricolori" в окраске, соответствующей юбилейному 50-му сезону, с бортовым номером «0». Рисунок очень точно (можно сказать, фотографически) передает конструктивные тонкости и особенности окраски прототипа, однако наличие дыма за самолетом с таким номером – явление довольно редкое. Дело в том, что пилотом этой машины является командир группы, который в демонстрационных полетах участия не принимает.

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

На тыльной стороне – цветная схема окраски прототипа из четырех проекций, опять же с бортовым номером «0». Надпись под ней гласит, что окраска соответствует 2011 году. В носовой части имеется изображение юбилейной эмблемы, нанесенной на все самолеты группы весной 2010 года. Они были нанесены только на левую сторону (на схеме нарисована и справа!) и сохранялись на машинах и в течение 2011 года, который был календарным юбилейным годом со дня основания "Frecce Tricolori".

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Открываем коробочку и:

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

… обнаруживаем там инструкцию, декаль и запаянный пакет с литниками.

ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция – стандартная италовская черно-белая «гармошка» из 8 страниц, как всегда в меру внятная и «интуитивно» понятная. Формат страниц 23 х 18 см. На «титульном листе» – описание прототипа на 6-ти языках. Далее даны изображения литников с номерами деталей и указанием тех из них, которые при сборке пилотажной версии не понадобятся (элементы вооружения), здесь же указаны коды красок для окрашивания деталей интерьера кабины и шасси. Затем следуют иллюстрации поэтапной сборки (5 этапов). Последние три страницы содержат схемы окраски и размещения декалей. Дана полная схема на борт «0», а также частичные схемы (носовая и хвостовая части фюзеляжа) с «1» по «10» борт. Схема размещения декалей для номера «11» отсутствует. 

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

ДЕКАЛЬ

Лист декали размером 17,6 х 11,8 см. содержит приборные доски и боковые панели кабин экипажа (правда, далекие от действительности), опознавательные знаки ВВС Италии, красно-бело-зеленые элементы на обе боковые поверхности фюзеляжа, нижние поверхности крыла и стабилизатора, белые с серебристой окантовкой – для верхних поверхностей крыла, а также все другие элементы (серийные номера, эмблемы, надписи, полосы), необходимые для оформления модели. Бортовые и серийные номера, надписи с именами пилотов даны на машины, состоявшие на вооружении группы в 2010-2011 гг. Нюанс в том, что на декали имеются бортовые номера на все 12 машин, т.е. от «0» до «11», но другие элементы, свойственные каждому отдельному борту, даны только на первые одиннадцать самолетов. «Индивидуальные» элементы на борт «11» (серийный номер, фамилия пилота и т.п.) отсутствуют. Но в этом, в принципе, ничего страшного нет, т.к. на практике этот самолет является запасным.

Имеющиеся элементы декали позволяют воспроизвести все тонкости окраски пилотажника, при этом модель достаточно окрасить только в два базовых глянцевых цвета – Blue Angels и Aluminium. Возникают, правда, сомнения по поводу «укрывистости» белых элементов декали, но пока они на листе, ничего утверждать не могу. На всякий случай можно нанести на модель еще и белую краску в соответствующих местах (в инструкции она также заявлена в качестве основной).

Декаль глянцевая (что для пилотажной версии – неоспоримый плюс), подложка несколько толстовата, фон – голубоватого тона, позволяет видеть мелкие элементы белого цвета. Все пропечатано четко, смещения цветов и какого-либо другого брака я не обнаружил.

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

К сожалению, ни на представленном здесь скане, ни на фото (выставлять не стал, не имеет смысла) цвета получились несколько искаженными. В реальности красный и зеленый на тон темнее, а желтый – наоборот, на тон светлее…

ПЛАСТИК

Набор включает в себя всего три литника. Два из них – синего цвета, а третий – прозрачный. Видимо, предполагается, что модель можно собрать и без окрашивания, тогда цвет пластика сыграет роль основного цвета «Blue Angel». Такой подход наблюдается у многих модельных фирм. Так синий пластик лежит, например, в моделях A-4F/TA-4J Skyhawk (Blue Angel) от Fujimi, F/A-18A Hornet (Blue Angel) и T-2 (Blue Impulse) от Hasegawa, встречаются также литники из красного, желтого, белого пластика. Однако далеко не всегда цвет литников соответствует реальному цвету прототипа. Впрочем, и цвета самолетов, окрашенных, судя по источникам, в одинаковый цвет, на фото, бывает, сильно отличаются друг от друга по насыщенности – таковы особенности цветопередачи технических средств и цветовосприятия нашим зрением… Да и сама краска со временем может поменять интенсивность цвета, хотя и будет сохранять глянец. Но в сезон 2010 года итальянские пилотажники блистали свежайшей краской!

Что же касается модели, то лично мне обрабатывать пластик темных цветов несколько сложнее, чем светлых. Относительно синего пластика отмечу, что он, на мой взгляд, самый тяжелый в работе, т.к., зачастую, тени, сливаясь с «основным» цветом, скрадывают очертания, да и более светлые участки как бы приглушаются. В итоге теряется «объем» мелких углублений и выступов, приходится работать, тщательно приспосабливаясь к положению детали относительно источника света. К тому же, места обработки пластика режущим и абразивным инструментом приобретают «белесый» оттенок различной интенсивности, что также не способствует правильному восприятию тех или иных мелочей. На светлом пластике подобный эффект тоже присутствует, однако он гораздо менее выражен, и не так «эффективно» мешает.

Но вернемся к обзору! Вот отливки:

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Фото делал в Питере, на телефон, поэтому они, возможно, не передают в полной мере качество отливок. Общее впечатление о литниках – скорее положительное. Расшивка внешняя, что вызывает определенные сожаления, но тонкая и аккуратная. На фюзеляже достаточно полно (по поводу точности есть сомнения) отражен реальный раскрой, на крыле – гораздо беднее – отдельные элементы попросту не показаны. Есть и более серьезный недостаток – линии на отдельных участках имеют разную высоту, а кое-где и заусенцы. Возможно, это технологические особенности пресс-формы, но скорее всего – результат ее изношенности или ошибок при восстановлении в ходе долгих лет эксплуатации. 

Несмотря на солидный возраст модели, облоя на литниках относительно мало, и он присутствует, в основном, на деталях крыла.
Вместе с тем, утяжины, сколы, явные следы дефектов пресс-формы отсутствуют (есть утяжинка на одном из подвесных баков, но эту «вмятину» можно не убирать – баки реальных самолетов, зачастую, тоже «не без греха»…).
Неприятные следы толкателей наблюдаются только на обеих панелях приборов, причем именно с лицевой стороны, а также на стойках и тыльных сторонах створок основного шасси, ну и на внутренних стенах кабины экипажа – как раз в «зоне видимости». В целом неплохо!

Следы стыка половинок пресс-формы, требующие внимания, имеются на деталях шасси (стойки и пневматики), а также паре гидравлических толкателей и на пилотских штурвалах. Там их придется убрать. Но расхождение в плоскости стыка совсем небольшое и особых неприятностей при «наведении порядка» не возникнет.

Тормозной щиток в нижней части фюзеляжа дан отдельной деталью, т.к. предусмотрен вариант его сборки в выпущенном положении. Однако форма щитка в передней части не совпадает с реальной, к тому же в выпущенном состоянии он открывает взгляду достаточно большой проем в фюзеляже, внутренняя часть которого совсем не проработана. Непроработаны и внутренности ниш шасси, но они достаточно маленькие и, к тому же, закрыты по бокам в нужных местах.

В целом, первое впечатление об отливках положительное, но присутствует стойкий привкус былых впечатлений от NOVO…

В качестве «бонуса» Вы получите комплект вооружения из одной подфюзеляжной пушки и двух подкрыльевых блоков НУРС, а также пары дополнительных баков, подвешиваемых на консолях крыла. Вооружение пилотажниками не используется, а баки даны в ранней конфигурации, в 2010-2011 гг. "Frecce Tricolori" использовали круглые, а не овальные в сечении «консольные» баки. Относительно дополнительных баков отмечу, что в интернете достаточно много фотографий прототипа с различными вариантами их подвески. Так что можно подвесить все четыре подкрыльевых «на случай перелета», только не перепутайте внешние с внутренними. Емкость основного топливного бака самолета (только в фюзеляже, в крыле нет) явно маловата, поэтому даже в демонстрационных полетах пилотажные машины всегда летают с парой баков на внутренних пилонах (внешние пилоны не снимают). 

Впрочем, можно собрать и боевой вариант самолета, добавив в кабину прицелы (в комплекте отсутствуют), окрасив его в «военные» цвета прикупив и соответствующую декаль.

Процесс сборки – это отдельный разговор, а в этом обзоре отмечу, что пластик довольно твердый, по своим характеристикам очень напоминает старый пластикартовский, только не такой хрупкий, стыкуемость деталей очень хорошая (половинки фюзеляжа плотно держались даже без клея, ступенек нет, но в местах стыка с ним консолей крыла и половинок стабилизатора шпаклевка потребуется), зато собираемость в отдельных случаях прихрамывала сильно… Так «ванна» пилотской кабины, при сборке насухо, вставала в фюзеляж криво относительно продольной оси, образуя щели со стенками кабины справа-спереди и слева-сзади, да и приборная доска первого пилота просто не умещалась в нужном месте по высоте, пришлось кое-что дорабатывать.

Сразу оговорюсь, что точное соответствие размерности модели масштабу для меня не является «критичным» показателем. Вряд ли Вы сможете без измерительных приспособлений, так сказать, на глаз, заметить разницу в габаритах модели или размерах ее деталей в пределах долей миллиметра. Обычно без измерений и «вкладывания» в чертежи впечатление от модели складывается от ее визуального восприятия, а точнее от «похожести» на прототип. И тут восприятие контуров, взаимного расположения, размерности (но не масштабности!) деталей могут сыграть ключевую роль. Конечно, я отношусь с глубочайшим уважением к великим мастерам, копирующим каждую заклепочку, гаечку и кнопочку, имитирующим в полной мере и в точном соответствии масштабу не только элементы экстерьера, но и весь интерьер, который даже и будет скрыт впоследствии! Но для меня – работа удалась, если модель выполнена аккуратно и очень похожа на реальный самолет при ее разглядывании с удаления от 30 см и далее.

Поэтому в первую очередь уделю внимание тем недостаткам, которые разрушают именно визуальное восприятие модели.

1. Внешняя расшивка. Довести «до ума» шов между половинками фюзеляжа без частичной ее утраты практически невозможно. Вверху – окраска будет темной, а на гаргроте и радиус скругления достаточно мал, поэтому отсутствие небольшой части расшивки сверху не будет сильно бросаться в глаза. А вот снизу – цвет серебристый (точнее, алюминиевый), он подчеркнет все изъяны на поверхности модели, в том числе и расшивку. Лучше переделать на внутреннюю.

2. Совершенно «некопийные» контуры (о размерах молчу…) воздухозаборника, расположенного с правой стороны под кабиной экипажа, придется полностью переделать.

3. На реальном самолете имеется множество маленьких воздухозаборников для охлаждения двигательного отека и обеспечения работы различных систем. Я насчитал по фото 4 сверху (хотя по чертежу 6…) и 6 в нижней части фюзеляжа. На модели они даны контурами (как расшивка), и не все: 4 сверху и 2 (!) снизу. Если оставить как есть, то они попросту будут не заметны, что явно будет бросаться в глаза, тем более что сверху они попадают в зону белой краски, а снизу – серебристой.

4. На MB.339A часть вспомогательных воздухозаборников выполнена в виде «жаберных» решеток. Множество таких элементов (около 8-ми) имеется снизу фюзеляжа, но наиболее крупные и заметные – сверху, в районе расположения двигателя, прямо под гаргротом (по 2 решетки с каждой стороны), и на самом гаргроте, почти там же, но ближе к кабине (по 1-й решетке справа и слева). На модели неплохо сымитированы такие воздухозаборники в верхней части фюзеляжа, но всего два, и они, по сравнению с реальными, слишком переразрмерены. Возможно, такие «жабры» и были у прототипа самолета, или у его ранних вариантов, но для версий PAN или NAT они совершенно неприемлемы.

5. Неверные контуры передней части тормозного щитка, к тому же, как оказалось позднее, он еще и меньше по ширине соответствующего проема в фюзеляже почти на 1 мм. В открытом положении это незаметно, в закрытом – будет «задирать глаз».

6. Неверно даны места крепления антенн по обеим сторонам киля. В верхней его части они крепились на ранних версиях, а в 2010-2011 гг., как и сейчас, располагаются существенно ниже. Впрочем, на версии NAT сохранилось прежнее расположение антенн.

7. Неприемлемая по современным меркам толщина задних кромок крыла, стабилизатора и киля модели.

8. Законцовки консолей крыла даны слишком округлой в плане формы, у прототипа они смотрятся гораздо более «распрямленными», устранить можно, установив на консоли дополнительные баки, но «штатные», из комплекта модели, как я уже писал выше, для итальянского пилотажника не подходят, а вот для арабского – подойдут!

9. Отсутствует имитация сопла двигателя, плохо проработана поверхность отверстия вокруг него, здесь же придется сымитировать трубки дымогенератора (у версии PAN она сдвоенная).

10. На передней стойке шасси отсутствует фара. Обжатие стойки соответствует положению «в полете». Форма передней створки ниши этого шасси дана расшивкой и не совпадает с реальной.

11. Обжатие основных стоек соответствует, скорее всего, «незагруженному» (без вооружения, топлива и т.п.) самолету на стоянке. Здесь же отмечу, что на реальном самолете стойки основного шасси установлены с наклоном назад относительно плоскости крыла. В инструкции к модели никаких пояснений на этот счет не приводится и угол установки не задан.

12. Контуры рулей высоты в месте их стыка со стабилизатором неверные.

Подавляющее большинство описанных здесь недостатков модели обусловлено ее солидным возрастом, ведь во времена ее разработки должное внимание таким «мелочам» уделяли далеко не все фирмы. А вот спецам из Italeri стоило бы немного поработать в плоскости устранения отдельных косяков, ведь "Frecce Tricolori" – предмет особой гордости Италии!

ФОНАРЬ

На прозрачном литнике вместе с фонарем дана еще и подкрыльевая фара. Под нее, по инструкции, придется проделать отверстие в нижней части левой консоли крыла (место обозначено изнутри).
Пластик фонаря очень чистый, ровный, практически не дает искажений, хотя и достаточно толстый:

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Фонарь состоит из двух частей: козырька и большой, одной на двоих пилотов части, откидываемой на реальном самолете вправо по полету. Это позволяет собрать модель с открытым фонарем, но тогда придется потрудиться над усилением детализации внутри кабины, а лучше пробрести набор от Павлы с более похожими на реальные приборными досками, боковыми панелями, креслами, штурвалами и фонарем. Стоит отметить еще такую особенность, как наличие на реальном самолете разделительного стекла между кабинами, расположенного как раз по контуру переплета, разделяющего пополам откидную часть фонаря. При желании его легко изготовить.
Мне, к сожалению, достался фонарь с производственным дефектом: справа, в районе питателя, оказалось несколько неприятных царапин, оставленных пресс-формой: 

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Для открытой кабины можно было бы просто немного подполировать, но у меня этот вариант не предполагается, придется сошлифовывать, а потом и полировать.

СРАВНЕНИЕ С ЧЕРТЕЖАМИ

Перечисленные в предыдущих разделах недостатки модели крайне негативно сказались на времени, затраченном на сборку. Длинных февральских питерских вечеров мне едва хватило, чтобы собрать фюзеляж, склеить консоли крыла, баки и детализировать кресла пилотов. Львиную массу времени съела «работа над ошибками производителя» (и это, так сказать, без «укладки в чертежи»!). В итоге с собранной процентов на 30 моделью я вернулся домой. А тут – вот он, принтер. Нашел на упомянутой в начале обзора ветке скалы чертеж из чешского Aero Revue, скачал, отмасштабировал оба листа по изображениям видов сверху и снизу. Так как при пропорциональном масштабировании уложить изображения в размеры не получилось – отмасштабировал непропорционально (а зря…). Все, кнопка «Печать»! Достал из шкафчика коробку с литниками второй модели («три в одном», серый пластик!), отсоединил детали фюзеляжа, крыла и стабилизатора, и...

Модель в чертеж не легла…

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Измерил длину фюзеляжа на видах слева и справа, а она, оказывается, на обоих листах больше, чем нужно, а вот на видах сверху и снизу все «Ок», и по длине, и по размаху... Значит, виды на чертеже имеют расхождения по пропорциям (с учетом процессов полиграфической печати, последующего сканирования, передачи, неправильного масштабирования и снова печати – вполне ожидаемый результат!).

На той же ветке упоминались чертежи с «Уголка неба». Скачал, распаковал… Прежде чем масштабировать и печатать решил проверить. Причем оба чертежа…

Нашел в интернете несколько фотографий, на которых прототип был запечатлен справа, слева, снизу. О да, я уже в курсе, что фотографии изобилуют искажениями, причем чудовищными! Их никак нельзя использовать вместо чертежа! Однако, чем больше расстояние между объектом и фотоаппаратом, тем меньше коэффициент этих искажений. А т.к. траектории полетов машин пилотажных групп изобилуют сменами их положения относительно наблюдателей, а фотоаппараты теперь умеют очень сильно «приближать» без существенной потери качества, то фотографам частенько удается «поймать» очень ценные кадры, на которых пилотажники получаются в позициях, максимально близких к их чертежным проекциям сбоку, снизу, сверху… 

Не пробовали накладывать на такие изображения чертежи? Попробуйте! Очень интересный эффект!!! Вы сможете не только заметить искажения, которые действительно имеют место (и не только на фото, но и на чертежах!), но и оценить, насколько точно чертеж соответствует прототипу, а также правильно отмасштабировать каждую проекцию, причем, иногда даже не опираясь на габаритные размеры, заявленные в ТТХ. 

Я для этого использую Фотошоп. Итак, «рисуем» на листе два прямоугольника. Стороны первого соответствуют длине и высоте самолета в нужном масштабе (1:72, размеры см. в разделе с описанием прототипа) – это для видов справа и слева. Стороны второго – размаху и длине, для видов снизу и сверху. Теперь «вырезаем» нужные «проекции» из фотографий, размещаем их на прямоугольниках, выравниваем и пропорционально масштабируем (каждый вид отдельно), пока границы изображений по длине или размаху (высоте) не совпадут с размерами прямоугольников (важно, чтобы изображения были точно выровнены по продольной оси, и эта ось была параллельна той стороне прямоугольника, которая соответствует длине машины). Если Вы нашли источник с правильными размерами объекта, то совпадение, скорее всего, будет по всем сторонам. Вот таким образом можно получить масштабные изображения прототипа. 

Теперь на те же прямоугольники накладываем вырезанные изображения соответствующих видов чертежа. Выравниваем и масштабируем каждый вид отдельно. Получаем точные по размерам чертежные проекции.

Правда, с размерами часто бывают недоразумения – их просто приводят с ошибками. То попутают, и под значением длины летательного аппарата укажут значение длины фюзеляжа (или наоборот), то забудут про торчащую на пару метров вперед трубку ПВД, то укажут размах крыла и не уточнят, с ракетами это, или без них… В нашем случае вроде повезло – у MB.339А длина фюзеляжа и самолета совпадают (киль не торчит за соплом, впереди перед носом ничего не выступает), а в источнике прямо сказано «абсолютная длина самолета»…, и «размах с дополнительными баками на концах крыла»… Вот только фото с видами снизу и сверху и требуемыми баками я так и не нашел. Пришлось опираться только на длину машины!

На заключительном этапе накладываем виды чертежа на соответствующие изображения прототипа и удивляемся совпадениям или несовпадениям…

Итак, на иллюстрации ниже можно увидеть результаты сравнения чертежа от Aero Revue с прототипом. Размеры прямоугольников розовых оттенков соответствуют размерам модели в 72-м масштабе, верхний – длине и высоте, нижний – длине и размаху. Поверх них расположены отмасштабированные изображения MB.339А., завершают «бутерброд» линии чертежа, цвет которых для заметности преобразован в красный. Все несоответствия на рисунке очень хорошо видны, для ясности на них указывают зеленые стрелки и фигурные скобки. Выводы: чертеж вида справа искажен по высоте, а вида снизу – по размаху, кроме того наблюдается небольшое смещение крыла вперед по полету. Есть и масса других несоответствий в «мелочах». 

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Еще один интересный момент: на изображении прототипа снизу «консольные» баки отсутствуют, но если бы они были, вероятнее всего, изображение вписалось бы в прямоугольник и по размаху.

На следующей иллюстрации показаны результаты описанных выше манипуляций с чертежом от «Уголка неба». «Бутерброд» сформирован аналогичным способом.

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Этот чертеж оказался намного точнее, но и тут не все гладко. На виде слева неточно показаны обводы задней нижней части фюзеляжа, неверно показаны фальшкили – их передняя часть на чертеже задрана вверх. На виде снизу обнаруживается несоответствие размахов стабилизатора и крыла: первый на чертеже немного меньше, чем у прототипа, а вот второй – даже вышел за пределы «контрольного» прямоугольника! Кроме того, на чертеже неверно показано расположение аэродинамических гребней (на пилотажнике их по три на каждой консоли), а подкрыльевая посадочная фара благополучно переселилась с левой консоли на правую…

Вывод: хотя чертеж с «Уголка неба» и имеет искажения по размаху, а также неточности по расположению некоторых элементов – он победил! Соперник от Aero Revue из дальнейшего рассмотрения исключается.

Далее были отсканированы детали модели: половинки фюзеляжа, консолей крыла, а также стабилизатора. Полученные сканы были «обведены» в Corel DRAW, а линии пропорционально отмасштабированы с опорой на длину фюзеляжа. Теперь наложим их на чертеж (линии чертежа показаны фиолетовым цветом, а обводы деталей модели – красным):

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Вот теперь любителям точного соответствия модели чертежу есть чему порадоваться! Ведь ясно видно, какое широкое поле для творчества дает им данная модель! 

Начну с вида слева. Здесь модель оказалась на 0,4 мм. короче, чем требуется, по длине. Обводы носовой части неверные – нос не только короче, он еще и толще! Видны несоответствия модели по обводам гаргрота и нижней части фонаря, а так же существенные различия в обводах задней части фюзеляжа над соплом и вокруг него. Ну и, наконец, ниша тормозного щитка на модели смещена назад.

Что касается вида сверху, то тут все гораздо хуже. Половинки стабилизатора у модели явно переразмерены как по размаху, так и по ширине, очертания рулей высоты по законцовкам и местам сочленения со стабилизатором неверные. Половинки крыла немного «недоросли» по размаху. Линии разделения элеронов и закрылков смещены внутрь (к фюзеляжу), неверно спозиционированы аэродинамические гребни и створки ниш основного шасси. Воздухозаборники двигателя выполнены немного шире, чем на чертеже. А еще придется исправлять угол стреловидности крыла (по передней кромке)!

Для полного счастья ярых приверженцев копийности наложил обводы модели еще и на фотоизображения прототипа:

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Что тут скажешь? Все перечисленные выше недостатки по масштабности и копийности только подтвердились!

Окончательные выводы и решения оставляю, коллеги, на Ваше усмотрение… Что касается меня, то за отсутствием какого-либо выбора в моем масштабе и перспектив такового в дальнейшем, придется закрыть глаза на все это безобразие, продолжить сборку и потом любоваться, хоть и далекой от масштабности, но все же очень похожей (надеюсь!) на прототип, моделью красочно окрашенного пилотажника итальянской группы!!! Да и второй пилотажник, от «Al Fursan», не помешает. Ну не покупать же мне вот такое чудо за 50 евро!

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

ДОПОЛНЕНИЯ

Интерес к этой модели у меня возник относительно недавно, так что сказать, какие дополнения к ней можно было приобрести в течение всей ее жизни, не могу. На начало 2016 года мне известны только три комплекта дополнений в 72-м масштабе от Павлы: смоляной набор для кабины (приборные панели, кресла и т.д.) с вакушным фонарем; отдельный комплект с двумя смоляными креслами пилотов; комплект с одним фонарем. На все это можно взглянуть здесь:

http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/234915342-aermacchi-mb339-resin-and-vacuum-formed-upgrade-sets/

На всякий случай все же выложу фото полного комплекта с другого ракурса, а то на форумах иногда бывают непредвиденные изменения…

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Кроме того, в 72-м масштабе сейчас можно отыскать вот такую декаль от DM Special Color, открывающую путь к трансформации модели в версию NAT:

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Очень интересная декаль! Собираем модель, красим ее в золотистый металлик и клеим на нее декали преимущественно черного цвета… Предполагаю, что с плоскими боковыми наклейками на фюзеляж из-за его кривизны (особенно за кабиной, по гаргроту) тоже возникнут некоторые проблемы. Ну, на худой конец, черную глянцевую краску придется прикупить… Да, про красный цвет снизу крыла чуть не забыл!!! Его тоже придется накрасить. Зато, согласитесь, какой красивый получится самолетик!

А вот здесь еще одна декаль для MB.339NAT:

https://www.scalemates.com/kits/176936-tomcat-al-fursan-demo-team

Ну а если Вы купили, к примеру, модельку 2014 года, а приспичило собрать итальянский пилотажник, то ищите вот такие декали:

http://www.toremmodellismo.it/images/PATT.ACROB/ITALIA/DECAL/MB-339%20PAN.jpg
http://www.toremmodellismo.it/images/PATT.ACROB/ITALIA/DECAL/MB-339.jpg

ПРОТОТИП

Реальный самолет разработан итальянской фирмой Aermacchi во второй половине 70-х годов предыдущего столетия для замены учебного MB.326. Серийные МВ.339A начали поступать на вооружение итальянских ВВС в августе 1979 года. Около двадцати машин этой модификации (по разным данным от 19 до 21) были поставлены в пилотажном варианте (нередко обозначается аббревиатурой PAN) – они были оборудованы генераторами дыма и имели некоторые другие отличия от «стандартной» комплектации, например, с них сняли прицелы. Главное назначение этой версии – показательные акробатические полеты, и с 1982 года эти машины активно эксплуатируется итальянской пилотажной группой "Frecce Tricolori". Для замены самолетов группы, выбывавших из нее по тем или иным причинам, до конфигурации PAN позднее были доработаны еще несколько машин модификации «А». 

Помимо этого, в пилотажную версию были переоборудованы 4 итальянских и 6 самолетов ОАЭ. Они получили второе обозначение MB.339NAT, и вошли в пилотажную группу «Al Fursan» (все 10 единиц), официально представленную общественности в 2010 году. 
Итальянская (PAN) и арабская (NAT) пилотажные версии внешне практически не отличаются друг от друга, разве что окраской и некоторыми несущественными отличиями в расположении антенн. Что касается отличий в оборудовании и скрытых под обшивкой технических особенностей, то в результате беглого обзора интернет-ресурсов не удалось выявить хоть какие-нибудь данные на этот счет. 

Более подробную информацию о MB.339, его модификациях и тактико-технических характеристиках, помимо указанных в начале обзора ссылок, можно найти здесь: 

http://www.airwar.ru/enc/attack/mb339.html
http://www.airwar.ru/enc/other/mb339pan.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Aermacchi_MB-339
https://en.wikipedia.org/wiki/Aermacchi_MB-339#cite_ref-JAWA03_p276_19-1
https://fr.wikipedia.org/wiki/Aermacchi_MB-339

Разумеется, интернет-просторы гораздо шире приведенной здесь горстки сайтов, и эксперименты с запросами в различных поисковиках позволят Вам существенно расширить перечень источников ценной информации. 

Пожалуй, следует только оговориться о габаритных размерах прототипа, т.к. именно они позволяют дать первичную оценку такой важной характеристики модели, как соответствие масштабу.

Итак, размеры MB.339A (в том числе и версий PAN, NAT):

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

* Размах соответствует конфигурации с подвешенными на концах крыла дополнительными баками раннего образца (овального сечения), сведения о размахе без баков и с баками круглого сечения не найдены.
** Высота предположительно соответствует весу пустого самолета на земле (т.е. с не обжатыми пневматиками и амортизаторами шасси).

ЭКСПЛУАТАНТЫ

Различные модификации МВ.339 на конец 2015 года несли службу в ВВС Италии, ОАЭ, Эритреи, Малайзии, Перу, Нигерии. Несколько машин имеется сейчас в США. Ранее самолеты этого типа эксплуатировались в Аргентине, Гане, Новой Зеландии. 
Так как производителем модели в качестве прототипа заявлена именно пилотажная версия, то логично остановиться на соответствующих эксплуатантах, и прежде всего на "Frecce Tricolori".

"FRECCE TRICOLORI"

Эта пилотажная группа является национальной гордостью Италии и позиционируется как преемник «великолепной традиции, которая относится ко времени тридцатых (годов) и дней мужчин и их аэропланов. Эта традиция гордо сохранялась за эти годы», и «была отождествлена с 313. Gruppo Addestramento Acrobatico со дня ее образования 1-го июля 1961 года под командой майора Марио Скуарсины» на авиабазе Rivolto (по другим источникам группа была образована 1-го марта).

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_5938_1357667935_07.jpg.html

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Современное официальное наименование группы звучит шире и подчеркивает ее двойственное назначение, и как полноценного подразделения ВВС, и как национальной пилотажной группы: 313. Gruppo Addestramento Acrobatico, Pattuglia Acrobatica Nazionale (P.A.N.) Frecce Tricolori. 

В переводе это звучит приблизительно так: 313-я Пилотажная Учебная Группа, Национальный Пилотажный Патруль (P.A.N.) Трехцветные стрелы.

Первые пару лет группа летала на Canadair Sabre Mk.4 (F-86E канадской постройки, выпускавшихся под обозначением CL 13). Но уже в 1963-1964 гг. перешла к эксплуатации истребителей Fiat G91 итальянского производства. В 1980 году пилоты группы начали знакомство с новым самолетом Aermacchi MB.339А PAN, однако демонстрационные полеты до 1981 года включительно продолжались на G91.

Каждый выставочный сезон для «Трехцветных стрел» начинается 1 мая и включает приблизительно 35 воздушных демонстраций. Имеются сведения, что до 2009 года группа выполнила более 2000 показов. 

Программа демонстрационного выступления за десятилетия отшлифована до мелочей и стала практически стандартной, за исключением редких минимальных изменений, вносимых в связи со значимыми событиями, например такими, как победа итальянской футбольной команды на чемпионате мира в 2006 году. 

В зависимости от погодных условий группа может продемонстрировать одно из трех авиационных шоу:

- Fulldisplay (полное выступление), самый зрелищный вариант, выполняется в простых метеоусловиях, включает в себя все разделы программы и выполняется без ограничений, показ рассчитан примерно на 30 минут;

- Rollingdisplay (вращательный показ), выполняется при наличии плотной облачности в пределах высотного диапазона демонстрационного полета, из программы исключены маневры в вертикальной плоскости типа «мертвая петля»;

- Flatdisplay (плоское выступление), выполняется при минимально допустимом уровне метеоусловий (низкая облачность, дождь), демонстрируются только пролеты на некотором удалении от публики.

В демонстрационных полетах всегда участвуют 10 летательных аппаратов, но кроме них в группе имеется еще, по меньшей мере, 2 запасных. Все пилоты имеют позывной «Pony» («Пони»), к которому добавляется бортовой номер самолета. Каждый «Пони» в полете занимает строго определенное место в соответствии со своим номером. 

«Pony 0» принадлежит командиру подразделения. Он обязательно должен быть бывшим пилотом группы, но в фактических демонстрациях командир не участвует. «Pony 1» – позывной ведущего группы, он также назначается только из числа пилотов «Трехцветных стрел». «Pony 10» – пилот, выполняющий сольную программу. 

В ходе демонстрационного полета десятка выполняет не только совместные фигуры строем в различных формациях, но и разделяется на подгруппы из 5-ти и 4-х самолетов, которые, меняя позиции в строю, выполняют самостоятельные фигуры, соединяются в группу из 9-ти самолетов и т.д., при этом «Pony 10» совершает зрелищные одиночные маневры. Строй самолетов в группах очень плотный. Конечно, четверка F/A-18C Hornet американской группы «Blue Angels» при полете в формации «Diamond» («Алмаз») держится в полете плотнее, но итальянцы за один показ демонстрируют более зрелищный набор фигур в формациях, состоящих из 4-х, 5-ти, 9-ти (при этом отдельно маневрирует солист) и 10-ти летательных аппаратов.

По количеству самолетов в демонстрационном полете «Трехцветные стрелы» на сегодняшний день являются самой большой группой в мире. Ранее «количественный» рекорд при выполнении группового высшего пилотажа принадлежал британской «Black Arrows» – 22 самолета!

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_5938_1357667926_03.jpg.html

Программа изобилует интересными трюками, сложными совместными фигурами и маневрами на встречных и пересекающихся курсах. Высокая сложность показательных выступлений, а, следовательно, и тренировочных полетов несет и негативный аспект. За время существования группы она потеряла около 10 самолетов, не обошлось и без жертв среди пилотов. Худший инцидент в истории «Трехцветных стрел» произошел 28 августа 1988 года на авиабазе Рамштайн в Западной Германии на завершающем этапе маневра «Пронзенное сердце», подробности здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Столкновение_над_авиабазой_Рамштайн

И фото:

http://www.toremmodellismo.it/images/PATT.ACROB/ITALIA/FOTO/RAMSTEIN_1.htm

Катастрофа унесла жизни семидесяти человек (включая троих пилотов группы и одного пилота спасательного вертолета), из них шестнадцати детей, по разным данным, от 300 до 400 человек получили серьезные ранения.

Состав пилотов группы в юбилейном, 2010 году, и бортовые номера их самолетов легко определяются по инструкции обозреваемой здесь модели (см. пояснения по расположению элементов декали). В 2015 году группа отмечала 55-й выставочный сезон, и самолеты пилотировали: 

Pony 0 - Ten. Col.* Jan Slangen;
Pony 1 - Magg. ** Mirco Caffelli;
Pony 2 - Cap.*** Pierangelo Semproniel;
Pony 3 - Cap. Stefano Vit;
Pony 4 - Cap. Massimiliano Salvatore;
Pony 5 - Cap. Vigilio Gheser;
Pony 6 - Cap. Mattia Bortoluzzi;
Pony 7 - Cap. Gaetano Farina;
Pony 8 - Ten.**** Giulio Zanlungo;
Pony 9 - Cap. Luca Galli;
Pony 10 - Cap. Filippo Barbero;
Pony 11 - Cap. Fabio Capodanno;
* - подполковник
** - майор
*** - капитан
**** - старший лейтенант

Следует отметить, что в качестве кандидатов в летный состав группы могут позиционироваться только военные пилоты, имеющие не менее 750 часов налета на реактивных самолетах. Наземный персонал группы насчитывает 60 человек.

И еще: окраска самолетов группы к 55-му сезону была немного изменена: 

http://www.airliners.net/photo/Italy---Air/Aermacchi-MB-339PAN/2718608/&sid=1fe29aeff6962a7df5552c4bc081c2d9

останется ли она такой же в 2016 году будет известно во время открытия нового сезона, 1 мая, но в январе в «прицел» фотографа Fabrizio Capenti попал самолет без Б/Н и в старой окраске!

http://www.airliners.net/photo/Italy---Air/Aermacchi-MB-339PAN/2780558/L/&sid=1fe29aeff6962a7df5552c4bc081c2d9

В 2013 году рассматривался проект оснащения «Трехцветных стрел» учебными самолетами Alenia Aermacchi M.345, эксплуатация которых менее затратна: 

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

Рассматривался в качестве наследника MB.339 и новый Alenia Aermacchi M.346. Но «по причинам издержек итальянской военной авиации» нововведения пока реализовать не удается.

«AL FURSAN»

Еще одной группой высшего пилотажа, эксплуатирующей в настоящее время MB.339А (с официальным обозначением MB.339NAT), является группа ВВС ОАЭ «Al Fursan» («Рыцари»). 

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/img_5938_1357667943_11.jpg.html

Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317) 

В общей сложности у команды десять самолетов, но в показах пока участвует только семь, один из которых демонстрирует сольную программу. Это обусловлено, по-видимому, количеством подготовленных пилотов в группе. Первоначальная подготовка летчиков проходила в течение года, после чего 20 января 2010 года состоялось первое публичное выступление команды. Это был простой пролет на церемонии вручения дипломов для пилотов и студентов управления воздушным движением в Воздушном Колледже Халифы Бен Зайеда. По некоторым данным несколько машин в этом полете пилотировали итальянские летчики.

Чтобы полноценно освоить групповое пилотирование и подготовить демонстрационную программу, восемь пилотов ОАЭ с июля 2010 по начало 2011 года проходили пилотажный учебный курс под наблюдением ассов “Frecce Tricolori” на Авиабазе Rivolto в Италии. Однако по имеющимся в интернете фотографиям можно судить, что по состоянию на 2015 год в группе числилось всего семь летчиков.

Первое публичное выступление с пилотажной программой состоялось 13 ноября 2011 года на авиашоу в Дубае, имеются сведения о демонстрационных полетах группы в 2012, 2013 и 2015 годах. 

Основные цвета окраски самолетов, золотистый и черный, символизируют золотые пески пустыни и нефть, которая находится под ними.

Информация об эксплуатантах получена, в основном, из следующих источников:

http://aerobaticteams.net/frecce-tricolori.html
http://www.aeronautica.difesa.it/PAN/PAN_ENG/Pagine/default.aspx
https://de.wikipedia.org/wiki/Frecce_Tricolori
https://twitter.com/freccetricolori
https://en.wikipedia.org/wiki/Al_Fursan
http://aerobaticteams.net/al-fursan.html
http://www.skyview.aero/team-profile/al-fursan

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Довольно неплохая модель, способная вызвать острые ностальгические чувства. Однако для достижения даже «визуальной похожести» придется немало потрудиться. Для любителей прикладывать особые усилия в достижении полного соответствия чертежу или прототипу – настоящий Клондайк!

2. Стоимость модели в соотношении цена-качество неоправданно завышена. По сути, старая и не отвечающая современным нашим притязаниям модель продается по цене, соответствующей гораздо более «продвинутым» современным моделям аналогичной размерности.

3. Модель можно рекомендовать начинающим моделистам в качестве кошки для развития наблюдательности, настойчивости и усидчивости (за такие деньги будет, наверное, жалко бросить сборку и просто выкинуть детальки), а также опытным виртуозам для применения той же усидчивости и настойчивости в демонстрации своих талантов и мастерства (см. пункт первый). Для средней категории коллег этот «шедевр» особого интереса не представляет, если они, конечно, в здравом уме и не зациклены на чем-нибудь так же, как я на пилотажниках…

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Den2000 в 25.03.2016 - 18:52
Тема: Re: Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317)

(1)Спасибо за плюсик!

(2)Вы считаете расшивкой все линии на модели, а я только те, что имитируют раскрой листов обшивки. Все, точка!
(3)Предлагаю дождаться комментов на этот счет третьих лиц.

(4)С глубоким уважением, srg-m

(5)P.S. Обзор-то в целом Вам как?
1)
И вам. Вы же тоже плюсанули...
2)
Beрно.
3)
Пожалуйста. Думаю...мения будут разными.
4)
Аналогично.
5)
Длинный. До конца не осилил. Про саму-то модель прочитал, но сил на чтение инфы по пилотажным группам, прототипам, уже не осталось.
Про модель написано верно. Старенькая, убогенькая, нынешним требованиям давно не соответствует. Была как-то мысль её брать (аргентинский вариант), но прочтение материала на буржуйских сайтах и просмотр фотографий готовой модели в сети охладили этот пыл.
serg-m в 25.03.2016 - 19:44
Den2000
Касательно приемов ведения дискуссий - спасибо, но мне это, простите, совсем не интересно.
Позволю только одну ремарку относительно "...вы даже не заметили, что у модели присутствует внутренний крой..." - верно! Только я и не мог этого заметить, в силу того, что не считаю эти линии кроем.
Предложение закруглиться полностью поддерживаю!

Что касается обзора - спасибо, все верно! Я бы даже сказал, обзор получился слишком длинным. Сам, когда уже на сайте текст перечитывал, осознал свои промахи. Слишком много внимания уделил тому, что, возможно, интересно достаточно узкому кругу коллег. Учту в дальнейшем.
Anonymous в 25.03.2016 - 20:40
Тема: Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317)
Ок, ясно... это интересно в основном только специалистам...

Так и есть.

Хорошо.

ОК!
Wild Weasel в 25.03.2016 - 21:54
Ой, как интересно!
Лично я всегда считал такую расшивку "внешней"... И мне казалось, что большинство моделистов тоже :roll:
Даже по английски звучит - recessed (или engraved) panel lines - линии "панелей, то есть листов обшивки! А выполнение рулей и прочих элеронов внешней расшивкой считается дурным тоном уже полвека, наверное :wink:
Более того, на большинстве моделей отклоняемые поверхности выполнены не классической (тонкой) расшивкой, а в два-три раза более толстыми и глубокими "траншеями"
И при этом есть модели, в которых действительно присутствуют и внешняя, и внутренняя расшивка на разных деталях (обычно на разных литниках - что-то осталось от старых выпусков, что-то сделано заново). Вот такой вариант - действительно "смешанный" :wink: Классический пример - хасевские Фантомы в 1/48, в которых остались старые литники с баками, деталями шасси и вооружением со внешней расшивкой

P.s. Статья нормальная, но интерес к самой модели лично для меня пропал именно на словах "внешняя расшивка" - это же не наш метод! (с) :wink:
Anonymous в 25.03.2016 - 22:12
Тема: Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317)
Для того, чтобы понять, что такое внешняя расшивка, нужно подержать в руках , например, модели СROWN BOEING 727, 737, 747 , DC-8. Тогда и придёт осознание, что у моделей , имеющих 2 вида линий - расшивка смешанная :) Есть такое выражение: всё познаётся в сравнении :)
Wild Weasel в 25.03.2016 - 22:24
Den2000
Зачем?
Большинство даже не слышали о такой фирме - СROWN. Их вполне удовлетворяют Тамия, Хасегава, Эдуард, новая Звезда, да многочисленные китайцы :wink:
Anonymous в 25.03.2016 - 23:24
Тема: Обзор Italeri 1/72 MB 339 A P.A.N. (No 1317)
Зачем? Ответ содержится в начале предыдущего сообщения:).
А не слышали они потому, что во время выпуска моделей этой японской фирмы был "железный занавес", и продукция кап. стран в СССР не поставлялась.:)
Wild Weasel в 25.03.2016 - 23:44
"А еще он Ленина видел!" :shock:
Зачем приплетать к современным определениям модели, которые не выпускаются уже много лет и не соответствуют современному уровню вообще никак?
А куда тогда определить модели у которых расшивка панелей на разных деталях выполнена внешней и внутренней расшивкой. Такие модели даже сейчас производятся, но это, на мой взгляд, уже другой класс. Более того, на примере того же хасевского Фантома, в большинстве обзоров так и пишут - расшивка внутренняя, только на баках и т.д. расшивка внешняя. Тем самым подчеркивая, что именно расшивка основных деталей (крылья, фюзеляж) и определяют уровень модели, а внутренняя расшивка - один из обязательных признаков современной хорошей модели :wink:
serg-m в 26.03.2016 - 17:31

Лично я всегда считал такую расшивку "внешней"...
Даже по английски звучит - recessed (или engraved) panel lines - линии "панелей, то есть листов обшивки! ...
Более того, на большинстве моделей отклоняемые поверхности выполнены не классической (тонкой) расшивкой, а в два-три раза более толстыми и глубокими "траншеями" ...
....


Вот и я придерживаюсь именно этой точки зрения!
serg-m в 10.02.2017 - 19:22
Доброго времени суток, коллеги!!!
В 2016 году фирма Italeri немного обновила модель МВ-339А, выпустив ее с новой, юбилейной, "ливреей" Frecce Tricolori образца 2015 года (именно он и является юбилейным от года создания группы, а в 2016 г. эта окраска сохранилась, в этом году у группы юбилейный, 55-й, сезон от первого публичного выступления...).

#;
#

Изменились:
- каталожный номер у "новинки": 1380;
- естественно, коробка, на лицевой стороне которой все тот же Pony 0 среди дымов своих подчиненных...;
- инструкция стала цветной;
- самое главное - новая декаль!!!

#

Пластик остался прежним, как и в обсуждаемой здесь модели...

Подробности вот тут:
http://www.super-hobby.ru/products/MB-339A-P.A.N.-2016-Livery.html

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy