Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Много уже существует статей и публикаций о самолете, много существует вариантов исполнения как самого самолета, так и его моделей. Целью данной статьи является освещение некоторых тонкостей, неточностей и их исправление, а также доработка модели Ан-72П от "ТОКО".
К преимуществам этой модели, пусть не обижаются на меня те, у кого другой производитель модели, можно отнести очень хорошее соответствие модели реальной машине – размеры, качество отливки, стыкуемость деталей, отличная полиграфия декалей (надписи полностью соответствуют реальным на самолете и читаются, что тоже немаловажно) и т.п. Однако тяжело, а порой даже невозможно, реальную машину на 100% отобразить на модели, да еще и в 1/72 масштабе.
Но!!! Нет ничего невозможного для опытного моделиста (к коим я себя не отношу, еще "молод"), который на своем веку повидал не один десяток моделей и на порядок больше доработок этих моделей. Приблизить к реалии – вот та единственная цель, которую преследуют все моделисты. Так давайте же и займемся этим на так всем полюбившимся "чебурашке".
В начале вспомним реальный самолет.
Модель мне попала мне в руки, когда я уже работал на ХАЗе. Так получилось, что у меня на тот момент было два производства одного и того же самолета – одно, реальное, на заводе в масштабе 1:1, второе – дома, но в 72 раза меньше. Первым что бросилось в глаза – соответствие размерам и чертежам, неплохая стыкуемость деталей и сборок между собой. Порадовали резиновые колеса, наличие большого количества подвижных частей (элероны, руль направления, руль высоты, рампа, сдвижная створка, колеса). Огорчило отсутствие механизма механизации крыла, который на этой машине является "изюминкой", компенсацией огорчения была открывающаяся рампа.
Собирал модель в соответствии с инструкцией по сборке. Спросите, почему только в соответствии с инструкцией? Ответ простой – торопился, хотел поскорее поставить ее в ряд с уже имеющимися на тот момент моделью Ка-52 и Су-37. Уверен, что это типичная ошибка начинающих моделистов. Идея перешивки, переделки и доработки модели мне пришла в голову после того, когда моя "ласточка" сделала пару крутых пике во время уборок, поломки шасси. В дополнение ко всему я решил перекрасить модель. Самым весомым толчком явилось то, что к нам на завод тогда прилетел на регламент Ан-72П. Вот это "модель", еще и в масштабе 1:1!!! Правда кратко-срочность прибывания самолета на заводе, отсутствие на тот момент фототехники (оно и по сей день на заводе является "Вселенским злом" для первого отдела и охраны), насыщенность трудового дня работой на других самолетах не позволило мне досконально изучить самолет во всех прелестях и тонкостях. Поэтому все, что отложилось в зрительной памяти, что-то успел зарисовать на бумаге, попытался перенести на модель. Большинство информации взято из РЭ на самолет-близнец Ан-74. Итак, все по порядку.
Схожесть модельного кроя самолета на 60%, самый огромный минус – внешний крой. По-этому первым, что мне попалось в руки в начале долгой доработки – это заводская схема раскроя металлической и неметаллической частей самолета.
Схожесть модельного кроя позволила использовать в качестве базы уже имеющиеся линии кроя, далее вступали в силу рисунки и собственные наблюдения на самолете. Правда, немного перебор получился с глубиной линий кроя, на тот момент я только пробовал свои силы в подобных мероприятиях. Как по мне, так модель от этого только немного выиграла, хотя судить вам.
После демонтажа двигателей, остатков носовой и основных опор шасси и носового обтекателя, я занялся "кройкой и шитьем". Не могу сказать, что это было легко, особенно учитывая тот факт, что модель уже была собрана и всякий раз мешали и крыло, и оперение, трудно было удобно установить модель, были и труднодоступные места, однако результат того стоил.
Доработки:
• изменение кроя зализа центроплана. Сначала по имеющимся линиям сделал очертания зализа, после нанес верные линии кроя и лючки. Дополнительно сделал воздухозаборники ТХУ (турбохолодильных установок), так как на модели они отсутствуют.
• створки носовой стойки шасси. Кроме имеющихся больших створок добавлены две маленькие, непосредственно рядом со стойкой (на рисунке поз. 11), по ширине приблизительно равны 1/3 ширине больших створок. Имеются еще пара створки (поз. 10), но при установке носовой стойки их нет необходимости делать, исключением может стать сборка самолета в полетном по-ложении, без шасси.
• створки и щитки основных опор шасси. Те, кто планирует сборку моделей от "ТОКО" (ничего не могу сказать о других производителях, но все же), но предупрежу заранее – не надо выполнять 7 пункт инструкции. Почему по инструкции его необходимо сделать, спросите Вы? Да потому что иначе у "ТОКО" не становятся шасси, ко всему прочему при этом нарушается колея основных опор шасси, она становится меньше. Но об этом позже.
Створки шасси. Родные створки можете оставить только ради того, чтобы снять с них мерки. У меня при доработке пошли в ход остатки пластиковых жалюзи. Профиль створок должен полностью повторять профиль фюзеляжа. Скажу даже больше. На самом деле низ фюзеляжа в районе створок шасси не совсем плоский, если внимательно присмотреться к соответствующим фото и рисункам. Я оставил так, как было на модели, и просто повторил профиль фюзеляжа.
Щитки шасси. Родные можно выкинуть, предварительно сняв размер по длине, который должен быть 13 мм. Далее – подгонка по профилю фюзеляжа. И не забываем их установить при выполнении покраски самолета, особенно при нанесении камуфляжа.
• обтекатель оптико-телевизионного визира. Сам визир закрывался специальной системой механических шторок, которую и нанес на обтекатель.
• гондола шасси. По имеющимся линиям кроя были сделаны очертания самой гондолы, щиток заправки топливом (левый борт), люк подключения наземного источника электропитания, щитки аккумуляторных батарей и створка ВСУ (правый борт). Все же остальное пришлось перешивать. Сделал отверстие, имитирующее сопло ВСУ, нанес границы металлической обшивки на выходе ВСУ, вырезал щиток воздухозаборника ВСУ. Кто не знает, то воздухозаборник ВСУ на этом самолете открывается только во время работы ВСУ, все остальное время он закрыт. Щиток располагается над створкой ВСУ приблизительно по середине и состоит из двух частей – внешней (5x5 мм) и внутренней (2,5x2,5 мм). Что же касается остальных лючков (их количество, местоположение и размеры), за исключением крайних лючков, где располагаются опорные гидроцилиндры, использующиеся при погрузке самолета, то они постоянно изменялись даже в пределах одного типа самолета, поэтому тут больше стоит ориентироваться на фотографии.
Существенный недостаток – гондола на модели гораздо длиннее, чем на самом самолете. К сожалению, это я не устранял, оставил как есть.
• направляющая механизма уборки рампы. Отсутствующий элемент на самолете. Напомню, что рампа у "чебурашек" убирается под "брюхо" как в полете для десантирования, так и на земле для погрузки грузов с помощью БПУ (бортового погрузочного устройства). Длина – от рампы и до створок основных опор шасси, ширина – 2 мм, высота – от 0,7 до 0 мм, ширина створок направляющей – 1 мм, длина створок – 1,5 мм, количество – сколько поместится по длине (значения размеров даны с модели).
Модельный вариант открытия рампы – стояночный для погрузки десанта и техники. Доработке подлежат наезды рампы (позиция 11 на аксонометрии), установка опорных и управляющих рычагов. К моему сожалению, мне это сделать не удалось, не хотел разбирать фюзеляж и рампу.
• на рампе дополнительно установлен башмак, который предохраняет рампу от повреждений при открытии на стоянке. Размеры – 5,5x4,5 мм. Также изменен крой рампы, добавлены дренажные отверстия.
• сдвижная створка. Вырезан люк и добавлены дренажные отверстия.
• законцовка фюзеляжа. Убраны неверные линии кроя, вырезан люк, добавлены дренажные отверстия.
• остекление кабины экипажа. Здесь минимум – добавлена форточка правого летчика.
• входная дверь. Тоже минимум – вырезана ручка открытия двери, открывать ею конечно нельзя, да и сама дверь у меня не открывается, но выглядит красиво.
• носовой обтекатель. Молниезащита нанесена правильно, немного пришлось исправить их длину. Я их заменил проволочными вставками соответствующей длины. Центральная, которая находится на оси самолета проходит полностью по всей длине, далее симметрично (сверху-вниз) – первая – 19 мм, вторая – 17 мм, третья – 14 мм, и снова 17 мм, 19 мм и осевая. Сверху были сделаны узлы навески обтекателя (2 шт.), ввиду их отсутствия, размером 2,5x0,8 мм, по периметру – четыре замка (2 вверху, 2 внизу) размером 1,5x0,5. Снизу – дренаж. Внутрь обтекателя, чтобы модель не садилась на "рампу" залил воск.
• кабина экипажа. Прошу простить, но кабина экипажа представлена от самолета
Ан-74Т-200, на этой машине нет места штурмана, его функции в большей степени возложены на бортовую ЦВМ, за которой работает преимущественно правый летчик. В любом случае, на модели ошибка размещения места бортинженера. Как видно из рисунка его кресло (по середине) двигается по дуге. Поэтому есть смысл сделать такую направляющую (размеры ее в натуральной величине ШxВ – 250x50 мм) внутри кабины, а кресло либо развернуть и установить его или как на рисунке, либо же напротив мотопульта (в рабочем положении).
Если есть возможность и желание, то нужно доработать сам мотопульт, установив РУДы, ручку управления интерцепторами, предкрылками и закрылками. Декаль приборной доски хорошая, даже слегка схожа с реальной приборной доской. Штурвалы … тоже похожи.
Из освещения в кабине (если кто планирует делать освещение кабины экипажа и грузовой кабины) присутствует только один плафон, который располагается на потолке над креслом бортинженера, когда оно установлено не в рабочем положении.
• грузовая кабина. К сожалению ни фотографий, ни рисунков у меня нет, может что-то есть в Интернете. Возле входной двери по левому борту располагается вторая этажерка оборудования (первая в кабине экипажа по правому борту), за ней фотоаппарат и рабочее место гидролога. По правому борту сразу за туалетом установлено место бортрадиста. Далее по бортам установлены откидные скамейки для перевозки десанта. По освещению, если кто планирует делать, необходимо будет уточнить количество и расположение ламп.
• дренажные отверстия.
По геометрии само крыло не вызывает никаких сомнений, даже соблюдается при стыковке указанное в ТТХ V-крыла равное "–5°". Ряд недостатков присутствующих на модели вполне исправимы и не требуют больших усилий. Крой крыла верный, просто перерезал его на внутренний.
Выдержка из руководства по эксплуатации самолета (раздел конструкция самолета):
"Крыло самолета высокорасположенное свободнонесущее, прямоугольной формы в плане на участке до нервюры №8 и трапециевидной формы на участках от нервюры №8 до нервюры №20 и от нервюры №20 до законцовок.
Внешние обводы крыла по сечениям образованы набором аэродинамических профилей различной толщины.
Поперечное V крыла на участке до нервюры №8 равно 0 градусов, на участках консолей крыла равно -5 градусов. Угол установки (угол атаки) крыла равен 3 градуса.
Стреловидность в плане по передней кромке до нервюры №8 равна 0 градусов, на участке от нервюры №8 до нервюры №20 стреловидность равна 18 градусов 20 минут, на участке от нервюры №20 до конца крыла стреловидность равна 16 градусов 24 минут. Крыло состоит из центроплана и двух консольных частей (КЧК)."
• левый элерон. На нем, в отличие от правого, установлен кроме сервокомпенсатора еще и триммер.
• закрылки. На модели не было четкого выделения по закрылкам, не было ясно где внутренние, где внешние, правда, места установки обтекателей рельсовых направляющих закрылков указаны верно. Размах закрылков – из ТТХ.
• законцовки крыла. Взял два светодиода, красный и зеленый, откромсал от них по кусочку, приклеил (красный слева, зеленый справа) и сравнял с крылом. По-моему выглядит куда лучше, чем покрашенные. Было бы интереснее, если бы они еще и светились, но это я планирую сделать на Ан-12БК от "Roden", который еще пока в коробке, и не только это, но это потом.
• предкрылки. Обращаю внимание на то, что предкрылки состоят из трех частей. Линия, отделяющая первую секцию (от места стыковки консоли крыла и центральной ее части) совпадает по направлению с линией, проходящей между внешними закрылками и элероном. Линия, разделяющая вторую и третью части предкрылков перпендикулярна образующей линии предкрылков, располагается на расстоянии 51 мм от линии первой секции (размер дан по образующей).
• киль и руль направления. На киле необходимо добавить антенны радионавигационных средств. Крой соответствует реалии. Что касается непосредственно самого руля направления. Исходная деталь на модели имеет прямую кромку в нижней части, на самолете кромка повторяет профиль фюзеляжа.
• стабилизатор и руль высоты. Только лишь перерезал крой на внутренний и все.
Самое "интересное" на модели от "ТОКО", как на других – не знаю. "Интересное" в том, что, когда я его собирал, обратил внимание, что двигатели становятся не то, чтобы неправильно, они просто не становятся – если прикладывать двигатель к поверхности крыла, то он нереально задирается вверх и образуется большой зазор на кромке крыла, если прикладывать его к кромке крыла – ныряет вниз. Вооружившись рисунками, фотографиями, надфилем, наждачной бумагой, шпаклевкой, и что немаловажно, терпением я занялся подгонкой двигателей к крылу и крыла к двигателям в том числе. Для правильной установки двигателей необходимо дорабатывать и то, и другое. Вот с углом установки двигателя однозначно ответить не могу. В основном ориентировался на фотографии.
Так как "внутренности" двигателя под капотами далеки от действительности, то я делал двигатель закрытым. Капоты при установке на двигатель не сходятся ни вверху, ни внизу. В связи с этим пришлось немного убрать "внутренностей", чтобы капоты стали нормально. К тому же если все-таки делать их открытыми или открывающимися, то обратите внимание на рисунки, где показано открытое положение капотов. После установки капотов и люков пришлось дошлифовать их, чтобы были единым целым с двигателем. Аэродинамику нужно учитывать и на модели тоже.
Следующее, что пришлось дорабатывать – воздухозаборники. На модели воздухозаборник сделан "немного пузатым", что очень неестественно.
Добавил снизу дренажные трубы из иголок и отверстия, установил так называемую "выхлопную трубу" (деталь 57F), уменьшил ее по длине в половину, исправил геометрию, просверлил ее насквозь и вставил иглу для большей реалистичности.
Вот как это выглядит на модели.
Кратко скажу о передней опоре шасси. Выглядит она более-менее правдоподобно, единственное, что пришлось доделать, так это просверлить отверстие под установку водила. В принципе, есть резон сделать ее поворачиваемой, потому как в наборе имеется водило, которое можно прицепить к ней, а дальше, например, собрать тягач и подсоединить самолет к нему, сделать маленький аэродром, как это сейчас делаю я, правда стойка у меня не поворачивается (помните я писал о жестких посадках).
Основные опоры шасси. Сходство минимально, да и прочность их под большим сомнением. Самая большая ошибка производителя, как я писал раньше, так это место установки основных опор на модели. Если делать в соответствии с инструкцией, то колея получается меньшая. Правильная установка показана на рисунке (в разделе "створки и щитки основных опор шасси").
Сами же стойки сделаны ужасно. Чтобы удержать такую "махину" их могли бы сделать и металлическими, чем я и планирую заняться в ближайшее время.
С колесами на основных стойках вопрос решается очень просто – просто их необходимо устанавливать наоборот, тогда более правдоподобно выглядят и обода колес, и тормозной барабан.
БАНО. Кто не знает, БАНО – Бортовые АэроНавигационные Огни.
Размещение БАНО и антенн на модели я взял с самолета Ан-74. Покрасил и верхний и нижний проблесковые маяки в красный цвет, потому как его лучше всего видно в небе и ни с чем не спутаешь (собственные наблюдения при полетах, только не подумайте что во сне). Про БАНО, расположенным на законцовках консолей крыла, я писал ранее.
Антенны. Размещение антенн связных радиостанций также было взято с Ан-74 – две внизу, одна на стабилизаторе. Спросите, что одна делает там? Это антенна радиостанции командира экипажа, которая используется для ведения связи только на земле, а на стабилизаторе антенна не имеет затенение конструкцией самолета.
ПВД, ППД, датчики температуры. Вкратце разъясню разницу между ППД и ПВД. ППД – это приемник полного давления, т.е. давление набегающего потока, ПВД – приемник воздушных давлений, который принимает и полное и статическое давление, являясь универсальным датчиком. Они также различаются по внешнему виду и размерам, ППД короче почти в половину.
Размещение было взято именно с того самого Ан-72П. Правый и левый ППД размещаются на строительной оси самолета по середине между 7 и 8 шпангоутами. Рядом с ними (сверху) располагаются датчики температуры воздуха. ПВД размещается по правому борту за воздухозаборником двигателя. На некоторых фотографиях Ан-72П видно, что он установлен внизу. Это были ранние машины. Позже его переместили вверх, потому как его, если мне не изменяет память, отстреливали при стрельбе из пушки, да и забивался он от пороховых газов быстрее.
По левому борту, немного ниже нижнего края двери, между 12 и 13 шпангоутом расположена плита статического давления. По форме напоминает стадион, размерами 260x130 мм. Я ее не делал, забыл, а когда вспомнил, было уже поздно, да и желания делать тоже не было.
Стволы пушки сделал из иголок, выглядит классно, кто знает, может быть даже и выстрелит когда-нибудь.
После выполнения расшивки сделал имитацию заклепок, используя шестеренки с часов.
Пару слов по декалям. Деки хорошие, потому как все читается, причем надписи взяты с самолета. На своей модели использовал также декали с самолета Су-24М (номер борта) и автомобиля УРАЛ (малый герб Украины), соответственно на киле был наклеен флаг Украины. Красную полосу, говорящую о том, что это патрульный самолет, наносить не стал.
При покраске использовал трехцветный камуфляж иранских самолетов Ан-74 с модификацией цветовой гаммы – бледно-зеленый, темный земляной, изумрудный зеленый, низ фюзеляжа – лазурно-голубой, нанес черные полосы на крыле за двигателями по ширине сопла.
При покраске использовал нитрокраски "ХОББИ", харьковского производства. Красил аэрографом "MIOL" модели TG-470. Признаюсь, что это первая моя модель покрашенная аэрографом, до этого красил только кистью, и опроверг поговорку, что "первый блин – комом". Получилось хорошо, как для первого раза. Краску приходилось фильтровать от порошка, иначе получился бы ерш, а так приемлемая зернистость, хотя судить Вам. Маски использовал стандартные – газетные. После нанесения декалей слегка задул матовым нитролаком.
В заключении хотелось бы пожелать удачи и терпения всем, кто планирует собирать модель Ан-72П и Ан-74 от "ТОКО", потому как работы здесь непочатый край, но, поверьте, оно того стоит. Надеюсь, что моя статья и приведенные графические материалы помогут Вам при сборке самолетов.
Удачи и терпения!!!
пилот в 10.02.2012 - 14:44 Тема: ТОКО 1/72 Ан-72П (TOKO An-72P) - Дора...(#962) - обсуждение благодарю за перкрасную статью... очень выручила!!! презент!!! потому как делаю такой же, причем на заказ, кому то в подарок. под конкретный борт... а схема сборки в комплекте ну просто никудышняя.... а тем более, что занимаюсь то в основном броней.. еще раз мои благодарности!! |
Vig-gen в 29.06.2014 - 12:36 Тема: ТОКО 1/72 Ан-72П (TOKO An-72P) - Дора...(#962) - обсуждение Отличная стройка! Супер!
Добавлено спустя 16 часов 34 минуты 43 секунды: Вопрос о навигационных огнях: верхний и нижний, они выполнены как аналоговые огни или стробоскопы? |
ТехникМига в 08.01.2015 - 01:02 Тема: ТОКО 1/72 Ан-72П (TOKO An-72P) - Доработка модели Мне все это еще только предстоит! |
Bubnov в 16.07.2018 - 22:27 Тема: ТОКО 1/72 Ан-72П (TOKO An-72P) - Доработка модели Что б темы не плодить, добавлю сюда :
Антонов Ан-72П RF-72020 Пограничная служба. Аэропорт Шереметьево. Шикарные виды камуфлированного Ан-72П, с обеих бортов, на влете и посадке, в разрешении 1080 |
ilius в 22.05.2024 - 20:44 Коллеги, помогите найти чертежи Ан-72 из АиВ 3/2008. Поделитесь, у кого есть, в электронном виде.
Все ссылки что я нашел, на журнал в электронном виде почему-то без чертежей. Сам журнал у меня есть. |
kishchuk в 22.05.2024 - 21:23 чертежи Ан-72 из АиВ 3/2008..
https://www.airwar.ru/other/draw2/an72aiv.html |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Re: ТОКО 1/72 Ан-72П (TOKO An-72P) - Доработка модели
Учту их в своей модели, которую сделаю из 74ого МЧСовца.
О ней тоже расскажу, когда настанет время.
С днем Победы и удачи во всем.
С уважением. Олег