Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Answer-ModelArt 3/2007 1/33 Hawker Hurricane Mk.IIc

Публикую эту модель на Вашем сайте, посвященном в основном пластиковым моделям - не только из тщеславия, но и с целью показать (в меру моих скромных способностей, конечно), что бумажные модели, и в частности модели, изданные (отпечатанные) типографским способом (который в общем сегодня устарел), при надлежащем тщании могут по впечатлению и достоверности воспроизведения прототипа сравниться с моделями, изготовленными другими, более популярными на этом сайте способами.

Прототип

Hawker Hurricane Mk.IIc - модификация истребителя этого типа, оснащенная пушками и довольно широко применявшаяся в ходе войны для уничтожения бомбардировщиков и для штурмовки наземных целей. Проблема недостаточного веса секундного залпа пулеметов этого истребителя модификаций Mk.I встала еще в дни "битвы за Англию", когда истребители этого типа в силу их слабости в бою против немецких истребителей использовались в основном против бомбардировщиков. Истребитель, имевший прочную конструкцию и бронирование, мог успешно настигать и атаковать бомбардировщики и выдерживать огонь их оборонительного оружия, но пулеметы винтовочного калибра далеко не всегда были способны нанести бомбардировщикам фатальные повреждения.

Серийное производство модификации IIс началось с мая 1941 года. С зимы 1940-41 гг. Luftwaffe перешли к действиям под покровом темноты, и Hurricane Mk.IIc сразу стали применяться в качестве ночного истребителя, причем их четыре пушки оказались как нельзя кстати: за те секунды, в течение которых пилот видел подсвеченный бомбардировщик противника, он успевал не только навести этот послушный в управлении самолет на противника, но и выпустить количество тяжелых снарядов, достаточное для нанесения противнику существенного ущерба.

Ночные истребители отличались от серийных небольшими щитками, прикрывавшими от пилота выхлопные патрубки - против ослепления, и окраской в матовый черный цвет - против блеска в лучах прожекторов.

Характеристики прототипа:

Размеры:
- размах крыла (м) 12,19
- длина (м) 9,75
- площадь крыла (м2) 23,93
Масса:
- пустого - 2630 кг
- взлетная - 3422 кг
- максимальная - 3647 кг
Скорость максимальная:
- на уровне моря - 418 км/ч
- на высоте 5000 м - 529 км/ч
Время подъема на высоту 6090 м - 9.1 мин
Потолок - 10850 м
Радиус действия - 740 км

Набор (издание)

[25K]

Типографское издание "Hawker Hurricane Mk.IIc" (Answer-ModelArt, 3/2007, 1:33) представляет ночной истребитель с бортовыми литерами LK-A и серийным номером BE500, на котором в начале 1942 с аэродромов Charmy Down и St. Mary летал командир 87-й эскадрильи RAF D.G. Smallwood:

[58K][99K]

Издание (журнал) выполнено на плотной белой бумаге с хорошим качеством. Размер типографского растра достаточно мал, чтобы его было видно только под лупой, а фактура гладкой, но не блестящей бумаги как нельзя лучше соответствует матовой черной окраске обшивки прототипа. Это обстоятельство, собственно, и решило дело в пользу сборки модели непосредственно из набора.

Помимо собственно выкроек деталей, набор предполагает изготовление многочисленных деталей из проволоки разных "калибров" - трубопроводы, тяги створок радиатора, решетка воздухозаборника карбюратора.

Здесь можно увидеть другой вариант сборки модели из этого набора:

WWW.KONRADUS.COM

Это отличная сборка, правда, модель покрыта лаком до блеска, что, по-моему, излишне (во-первых, на типографской бумаге ровный отсвет получить невозможно никаким способом, и стыки блестящим лаком коварно подчеркиваются; во-вторых, ночные истребители красились принципиально очень матовой краской).

А здесь представлена пластиковая модель точно этого же прототипа:

WWW.HYPERSCALE.COM

Подготовка к сборке

Прежде всего листы с выкройками я покрыл акриловым лаком из баллончика (Motip Clear Varnish) - в два тонких сплошных слоя, не доводя до глянцевости (то есть так, чтобы лак впитывался в бумагу полностью и поверхность оставалась полуматовой). В общем ламинирование лаком удалось: фактура бумаги сохранилась, блеска не добавилось, бумага стала упругой без потери гибкости и стойкой к износу.

Для картонных деталей заготовил листы картона толщиной 0.9 мм и 0.45 мм, склеив подходящие листы картона / ватмана попарно с перекрестным направлением волокон - это обеспечило жесткость полученного картона и гарантировало, что наклеенные на эти листы выкройки не "поплывут" в размерах. Лист с деталями каркаса допечатал - я собирал модель посегментно (об этом ниже), и при сборке сегментами потребовались пары многих шпангоутов и нервюр - и наклеил на картон 0.9 мм, что в итоге дало точно 1 мм толщины деталей каркаса.

Краски для подкраски подобрал по выкройкам. При подборе смешивал подходящие художественные акриловые краски с белой акриловой эмалью в качестве основы. Больше всего пришлось возиться с черной краской - черный цвет на выкройках разных оттенков; пришлось подобрать нечто среднее и к тому же матовое. Эта краска предназначалась также на колеса и лопасти. Смешал эту черную матовую краску из Супер ПВА и черной колеровочной пасты с добавлением белой гуаши. Надо сказать, что подбор черной краски мне не вполне удался - и на модели, и на фотографиях черные стыки все-таки выделяются. Для пушек, которые должны быть цвета оружейного металла, имел краску № 8 от Звезды. Для кока винта подобрал краску светлее, чем выкройки в журнале. Красный цвет на выкройках слишком темный; с буквами и опознавательными знаками ничего поделать нельзя, но крашеный кок можно сделать посветлее; соответственно и красную краску подобрал в тон выкройкам, но светлее.

При изготовлении модели нужно сделать изрядное количество деталей из проволоки. Для стоек шасси достаточно обычных скрепок, тонкая стального цвета проволочка потребуется для троса на ручке управления и других деталей, кусочек проволоки 1 мм - для перекладины педалей и для трубопровода (здесь идеально подходит "проволочный" припой, годится и алюминиевая проволока), тонкая мягкая проволока - для намотки пружин отдачи на пушках (медная, так как пушки будут краситься). Еще надо будет сделать сетчатый фильтр радиатора, для чего имется фильтровальная сеточка от водопроводного крана.

В качестве пленки для остекления и других прозрачных деталей выбрана тонкая полиэстеровая пленка толщиной 0.05мм (из ненужного фотоальбома). Для правильного формирования рамок остекления будет использован листовой алюминий 0.25 мм, из которого вырезаются подклеиваются нужные полоски. Рамки с такой подклейкой получаются жесткие, и им легко придать нужную форму.

Сборка фюзеляжа и крыльев

Фюзеляж и крылья я клею не соединительными полосками (один шпангоут на стык), что является традиционной технологией и обычно предписывается инструкциями, а секциями ("бочонками"): собираю каждую секцию из пары соответствующих шпангоутов и обшивки, приклеенной к их торцам контактным клеем. Смежные шпангоуты точно притачиваются друг к другу и к деталям обшивки так, чтобы приложенная к шпангоуту деталь обшивки точно сходилась с некоторым избытком в расчете на слой клея. Обточенные шпангоуты вклеиваются в обшивки так, чтобы каждый шпангоут чуть(на 0.1-0.2 мм) "утопал" в обшивке. Затем готовые секции склеиваются между сбой любым типом клея ПВА; за счет своего свойства "усыхать" клей стягивает склеенные шпангоуты, и края обшивки смежных секций точно сходятся. Естественно, этот метод работает, если а) выкройки обшивки точно спроектированы, б) тщательно соблюдена вся технология.

Первые секции, которые начал клеить с хвоста, получились легко и отлично сходятся - за исключением одного стыка, где обшивка стыкуется неточно. Подвела неаккуратность: задний шпангоут из пары на этом стыке надо было дополнительно обточить "на конус", но не обточил. Это, естественно, моментально сказалось. Дефект, увы, довольно заметный и неисправимый.

[63K]

Кокпит (обшивка, торцевые шпангоуты и деталь 29, подклеенная картоном) в числе других сегментов склеен сразу, кабина будет вклеиваться в него по окончании ее сборки. Обшивку кабины и торцевые шпангоуты склеил сразу как отдельный сегмент:

[42K]

Нижние края обшивки ниже "ватерлинии" оставил пока неприклеенными, чтобы можно было вставить сборку кабины. Кабину склеил на основании 10, исключив шпангоуты 10b и 10с (они уже на месте в склеенной секции). Основание 10 "урезал" с обоих концов на 0.6 мм (на смещение торцевых шпангоутов внутрь сегмента относительно проекта).

[52K]

Затем кабину в сборе оклеил ее внутренней обшивкой и вклеил деталь 10i - которую пришлось покрасить в цвет интерьера кабины, так как в наборе она по какой-то причине не окрашена.

[41K]

Получилась готовая конструкция, которую осталось вклеить в сегмент. Вклеил сначала по периметру "света" кабины и по верху шпангоута 11, затем приклеил края основания 10 к внешней обшивке и к торцевым шпангоутам сегмента. Встало все точно и без проблем. В завершение доклеил обшивку по торцевым шпангоутам.

[62K]

Прицел собирал по интуиции, так как инструкция о нем умалчивает. Чтобы не ошибиться, нашел соответствующее фото:



Склеил и поставил лобовое остекление. Заднюю рамку лобового остекления подклеил изнутри полоской листового алюминия 0.25 мм шириной 1 мм - после этого форма этой рамки легко формируется и хорошо фиксируется - и подкрасил.

Деталь 26 (панель за лобовым остеклением), установку которой из инструкции тоже понять сложно, тем не менее встала за лобовым остеклением, как будто там и была.

Моторный отсек склеил целиком из трех фрагментов обшивки (4, 6, 8), затем вклеил шпангоуты (два торцевых и два внутренних). "Носовой" сегмент 2 склеил кольцом, вклеил носовой шпангоут с дыркой под ось винта и приклеил готовый сегмент к торцу моторного отсека.

[21K]

Расшивка, кстати, на обшивке не видна совершенно - что на фото, что в реале. Фото моторного отсека я намеренно сделал очень контрастным - швы обшивки в сравнении с расшивкой просто бьют в глаза.

Фюзеляж окончательно склеен из секций (крупные капли ПВА сажаются по периметру на один торец, торцы соединяются, выравниваются, и стык высушивается в течение суток). Не совсем получился только один стык, упомянутый выше:

[47K][45K][33K][31K]

Склеил и поставил подвижное остекление. Переднюю и заднюю рамки подклеил изнутри полосками листового алюминия 0.25 мм шириной 1 мм - после этого подвижное остекление легко формируется и хорошо фиксируется - и подкрасил. Приклеил подвижное остекление на место по нижним кромкам, выровнял стык с лобовым (подкленные алюминиевые полоски позволяют это сделать легко).

Расшивка по обшивке видна только при пристальном рассматривании. С другой стороны, трехмерная полотняная обшивка выглядит неплохо.

Центроплан клеен с плоскими торцами, склейки для консолей не использованы - консоли к центроплану будут приклеены так же, как склеены секции фюзеляжа, торец к торцу. Соответственно торцевые нервюры центроплана (и парные к ним торцевые нервюры консолей) вырезаны с припуском 0.2 мм на неиспользованные склейки. Пары нервюр ошлифованы до точного совпадения торцов.

Центроплан и ниши шасси склеились без особых проблем - за исключением брака в выкройке нервюры 51L: разметка на ней явно "съехала" назад по отношению к контуру. Заметил я это только при примерке. Пришлось кое-что на этой нервюре подкрасить и учесть это смещение.

[70K]

Под стойки шасси в "потолке" ниш шасси просверлены дырки - верхние торцы стоек для жесткости будут упираться в верхнюю обшивку. Соответствующие места на верхней обшивке подклеены бумагой.

Консоли склеил, использовав только вертикальные элементы каркаса. Горизонтальные элементы никаких функций, кроме фиксации вертикальных элементов, не несут, поэтому вместо этих горизонтальных элементов я просто перенес места установки вертикальных элементов на изнанку нижней обшивки крыла и приклеил лонжероны и нервюры на обозначенные места, склеив также встык по обозначенным местам стыков.

Казенники пушек, предусмотренные в наборе, клеить не буду, поэтому лонжероны в пушечных казематах просто поставил по месту, выровняв их по нервюрам. Замечу, однако, что если бы я решил делать пушечные казематы полностью, пришлось бы повозиться с лонжеронами 64с - если их ставить строго на положенное место, они будут не вровень со смежными нервюрами, и придется подрезать. Я их просто сдвинул куда надо. Кроме того, нервюры 63ab, если их ставить строго куда предписано, "въезжают" в окошки прожекторов. При приклейке я их отогнул в сторону законцовок крыльев, чтобы они встали хотя бы по краю окошка. Добавил еще самодельные лонжероны позади лонжеронов 64с - иначе осталась бы значительная площадь обшивки крыла без опоры. Добавил также продольные формеры под законцовки - чтоб не "проваливались" и закругленные передние/боковые кромки законцовок держали форму.

[48K]

Установив и выровняв весь каркас и приклеив прожекторы, наклеил верхнюю обшивку в три приема (сначала до переднего лонжерона, затем до заднего, затем до кромок), строго контролируя ровность консоли и отсутствие "винта". Склеенные консоли подкрасил и приклеил элероны (неподвижные). Элероны в нейтральном положении без всяких трудностей "встали" грамотно - угол установки задней кромки элерона при виде сзади чуть больше угла установки консоли, как и в чертежах. Кстати, для случая отдельных элеронов в наборе почему-то не предусмотрены элементы их подвески. Сверившись с чертежами, имитировал эти элементы подкрашенными полосками бумаги. Склеенные консоли приклеил к центроплану встык, оставляя каждую консоль под грузом на стекле для высыхания. Для обеспечения правильного поперечного угла установки консолей (3.5*) использовал подпорки под концевые нервюры (расчетная высота 10.1 мм).

[55K]

Пока сохли крылья, склеил радиатор. По нему самое существенное - то, что схемы сборки нет, приходится читать инструкцию. Как видно из сравнения с рисунком (Modellers Datafile #2, SAM Publications), распорки в наборе короче чем надо и расставлены шире (я сделал, как предписано - по местам установки распорок, хоть и не соответствует рисунку). Приводы заслонки по рисунку и по фото из того же издания тоже должны крепиться не к "потолку" радиатора, а к задней стенке. Створку чуть приоткрыл, чтобы было видно, что это створка, но не было эффекта "взъерошенного воробья".

[29K]

Центроплан легко и ровно приклеился к фюзеляжу: сначала лонжероны 50a, 50b клеятся верхними торцами к днищу кабины, затем после сушки обшивка крыла, смежная с фюзеляжем, клеится к нему (наружная - аккуратно контактным клеем, а та, что под зализами, - грубо и надежно Супер ПВА). Вышло легко, точно и надежно.

[64K]

Кстати, на этом фото (преднамеренно контрастном) видно, что оттенки обшивки фюзеляжа, центроплана и крыльев (размещенные в наборе на разных типографских листах) весьма заметно различаются - это неизбежное следствие типографской печати (разные листы печатаны в разное время и разными объемами краски, а может, и на разных машинах). В реале разница мало заметна и только в дневном свете, но все-таки есть. Чем дальше собираю эту модель, тем больше жалею, что не перепечатал как следует.

Основные зализы крыльев после формовки встали совершенно точно. Однако с формовкой пришлось повозиться - изгиб в месте прилегания к фюзеляжу крутой, а бумага довольно толстая, да еще и ламинированная лаком. В одном месте таки появилась морщинка из-за отслоения.

[53K]

Передняя часть зализа имеет еще две детали, которые тоже встали точно. Вышло хоть и ступенчато, но аккуратно. Это тот случай, когда передняя часть зализа у модели спроектирована грамотно. С оттенками, однако, тут тоже беда: зализ отличается и от смежного фюзеляжа, и даже от смежного центроплана (хотя зализы печатаны на том же листе, что и центроплан - тут уж типография ни при чем).

Шасси

Основные стойки удлинил до упора в верхнюю обшивку крыла. Диски колес в наборе мне совсем не приглянулись, поэтому отпечатал диски, срисовав их с фотографии. Обратную сторону, крепящуюся к стойке, нарисовал по схеме и тоже отпечатал. Узел крепления диска к стойке тоже подрисовал по схеме. Стойки и диски имеют цвет голого металла. Колеса вращающиеся (фиксируются на осях шайбочками с налитой на них краской).

[29K]

Хвостовое колесо тоже сделано вращающимся - посажено на рамку из тонкой стальной проволоки нужной формы, затем рамка оклеена деталями стойки. Удалось подкрасить шток амортизатора серебрянкой (стального оттенка).

[23K]

Для установки шасси изготовлен шаблон, обеспечивающий схождение стоек шасси в поперечной плоскости (тангенс 0.014) и наклон вперед относительно нижней линии фюзеляжа в районе центроплана (тангенс 0.036). Первый угол в инструкциях не показан (там стойки в поперечной плоскости параллельны, что неверно), но отчетливо снимается с чертежей. Второй угол одинаков в инструкциях и в чертежах. Основные стойки выставлены по шаблону визуально: мажу клеем, ставлю на место и пока клей не засох, смотрю и правлю на глаз - спереди и сбоку - добиваясь, чтобы на глаз стойки были параллельны соответствующим граням шаблона.

[54K]

Арматура стоек сделана не из бумажных деталей, а из крашеной проволоки, оклеенной где надо бумагой. Добавлены связки упоров, показанные на чертежах (они видны снаружи, и их явно не хватает) и нарисованы красные замки упоров.

[48K] [62K]

Сетка воздухозаборника карбюратора сделана из заботливо припасенной фильтровальной сеточки от водопроводного крана. Воздухозаборник получился и встал не очень хорошо. Сетка оставлена в цвете металла - так она показана в большинстве случаев.

Пропеллер

Кок винта в наборе представлен только выкройками обшивки - остальное либо считается ненужным, либо должно делаться самостоятельно. Поскольку мой винт будет крутиться, пришлось собрать кок основательно - вырезать нужные кружочки и склеить все это как следует на оси (обычная зубочистка), не забыв внутреннее кольцо с отверстиями под лопасти. Затем кок ошпаклевал (обычной акриловой шпаклевкой по дереву), обточил (зажав в дрели и использовав "напильники", изготовленные из наждачки и картона) и покрасил - в более светлый красный, чем в выкройках. Внутренности кока крашены серым.

[21K]

Надо заметить, что кок в итоге вышел заметно более "остроносый", чем в чертежах - при том, что клеил точно и обтачивал шпаклевку почти до бумаги.

Как клеить лопасти, из инструкции непонятно. Поэтому отпечатал лопасти на более плотной бумаге (в журнале они даны на обычной бумаге), прикинул толщину осей (примерно 3.2 мм без учета толщины бумаги половинок лопастей) и нужную длину лопастей Mk.IIc (51.9 мм минус 1 мм толщины оси пропеллера) и поклеил лопасти своим способом:

- сделал оси лопастей на иголках, оклеив бумагой на длину узла крепления,

- половинки лопастей промазал с изнанки клеем (Момент Столяр) для прочности (чтобы потом иголки не выпирали) и высушил,

- отформовал и приклеил к осям передние половинки, высушил,

- затем приклеил задние половинки (вырезанные с запасом), обеспечив нужный переменный угол атаки, надлежащую выпуклость передних половинок при плоских задних по длине лопасти и круглость лопасти вблизи узлов крепления,

- обрезал лишнее, отшлифовал и покрасил - лопасти черным матом, узлы крепления - серебрянкой.

[36K]

Получившийся пропеллер существенно отличается от нужного: лопасти чрезмерно широкие в середине и узкие к ступице.

[50K]

Эти лопасти вырвал, очистил оси и снова поклеил лопасти, взяв на этот раз выкройки из журнала Hawker Hurricane Mk.I (Halinski KA, 1/2002). Эти выкройки немного увеличил, поскольку у Mk.IIc лопасти большей длины, слегка подрезал к концам, поскольку у Mk.IIc лопасти более заметно сужаются к концам, и поклеил. Получилось заметно лучше, но тоже не идеально:

[33K]

Пушки

Пушки - поскольку мне нужны только стволы снаружи - сделал из отрезков провода с внутренним диаметром оболочки примерно 0.6 мм. Провод (одножильный) внутри оставлен для жесткости, но сдвинут назад на 3 мм, чтобы не торчал. На стволы где надо наклеена бумага, тонким проводом навиты откатные пружины (выбрал самый тонкий, но вышло толстовато), и все крашено краской "Звезда" №8. При установке крайние пушки грамотно выдвинуты чуть вперед по отношению к средним (схема в журнале показывает их вровень, что неверно).

[47K]

Прочие детали

Помимо щитков на капоте, зеркала заднего вида, мачты антенны (тросик антенны не предусмотрен, видимо, потому, что радио было УКВ), приделал также не предусмотренные в журнале, но явно необходимые:

- маслосборное кольцо на переднем торце капота - характерная деталь этого самолета; сделал его из проволочного кольца и покрасил; получилось - по размерам - маловато;

- мушку прицела;

[37K]

- тросик антенны устройства опознавания; его пришлось делать из тонкой полимерной нити, поскольку любимые мною тонкие проволочки было бы трудно натянуть между стабилизаторами; крашеная же нить после поклейки натянулась паяльником.

[29K]

Готовая модель

Несколько обязательных стандартных видов:

[64K][30K][51K]

Фотографии:

[34K][37K][34K]

[51K][62K][54K]

[53K][57K]

Из явных недостатков отмечу неудовлетворительный подбор краски для подкраски (черная подкраска торчит на фюзеляже и хвостовом оперении) - это в мой адрес, и разнобой в оттенках фона и расшивки на деталях обшивки - это в адрес издателя.

С точки зрения фактуры обшивки - претензий к издателю никаких. Ламинированная лаком бумага (не до блеска! об этом я писал) имеет в итоге отличную фактуру, похожую - как бы это сказать - ну, к примеру, на поверхность стандартного футляра для DVD-диска из черного пластика, только чуть светлее. Не скажешь, что это бумага - вполне себе крашенный черным матом металл или ткань. Что, в общем, и требовалось.

Задним числом думаю, что надо было не полениться и уж если не перепечатывать, то хотя бы продавить расшивку, болты и прочие заклепки - ламинированная лаком бумага хорошо давится (попробовал на неиспользованных деталях - склейках). Расшивка стала бы видней, да и реалистичнее.
» Информация о статье
Вячеслав_Демченко в 17.05.2008 - 00:26
Нет слов.
Прекрасная работа, великолепная статья, отличный результат!
Браво!
mgolovanov в 18.05.2008 - 01:31
Большое спасибо всем за отзывы. "Мы старались" (С)


Вспоминаю год, этак 1982-86, когда баловался "Малым Моделиажем", но - ЭТО!!!!!


Ну, через "Малы Моделарж" и я проходил - когда сын подрастал... Но в те времена уровень дизайна (который в бумаге определяет результат на 99%) был, конечно, попроще. Сейчас модели уже проектируются в CADах, и деталировка, и сходимость (стыкуемость деталей, в частности, точность выкроек обшивки) сильно выросли

Молодец хорошо получилось, я лет 10 назад пытался Аскольд собрать из бумаги терпения не хватило, выбросил, пластик интереснее

Да, согласен, работы по сборке в бумаге будет побольше. Каждую деталь надо собрать, подровнять, подкрасить... потом только поставить. Впрочем, думаю, сумма усилий что в пластике, что в бумаге - одинакова. В бумаге деталь уже НАРИСОВАНА - надо только поставить

Есть вопрос, бумагу только акриловым лаком покрывать можно или можно другими?

Трудно сказать. Лаки сейчас почти все акриловые.

Я вообще-то к этому пришел примерно год назад, когда озадачился двумя вопросами:

а) как защитить выкройки, отпечатанные на струйном принтере, от повреждения (брызги, царапины и пр. - я тогда баловался самопечатанными наборами);

б) как обеспечить долговечность бумажной модели.

Начал с водных акриловых лаков, мазал кистью - результат, как можете себе представить, был просто ужасен. Затем вспомнил, что в гараже стоит баллон акрилового лака, купленный на авторынке для лакировки подкрашенной двери машиниы. И попробовал полить бумагу этим лаком. Результат воодушевил настолько, что с тех пор такими лаками только и пользуюсь. Чернила не размывает, в бумагу впитывается, сохнет быстро, размеры почти не изменяет (то есть бумагу не коробит).

Вот лаки, которыми я пользовался и пользуюсь:



Справа - "греческий" лак, без бренда, дешевый и так себе. Этот лак годится, но баллон сделан плохо: "плюется" и дает слишком сильную струю. И воняет чем-то вроде керосина. А так, в общем, кроет нормально. Бумага после покрытия делается чуть-чуть желтее, но некритично, то есть на модели не заметно, а заметно только на белом листе.

Слева - U-POL - лучший лак из тех, которые я пользовал. Этот вообще идеален, и покрытие практически на 99% прозрачное, и белая офисная бумага практически не желтеет. Ну, чуть-чуть темнеет - не более чем на 1%.

Между этими лаками пользовал еще Motip Clear Varnish - тот, что использован для модели Hurricane - похожий на U-POL. То есть тоже отличный лак (и цена примерно такая же, как U-POL - около 200 р).

Все лаки куплены на ближайшем авторынке.
Anatoly в 19.05.2008 - 13:00
Тема: Re: Answer-ModelArt 3/2007 1/33 Hawker Hurricane Mk.IIc
Очень большой респект!
Пишите еще о бумажных моделях! Вот где нужны хорошие "руки"! На мой взгляд, у бумаги только 2 недостатка: очень трудно что-то сделать в мелких масштабах, типа 1:72 и трудно воссоздать поверхности двойной кривизны (видны "грани") непосредственно из развертки.
А я сам когда-то собирал модели в 1:48 от фирмы "Пеленг". Меня поразил Як-38. Ради любопытства я запустил модель в самостоятельный полет. И что вы думаете? Он пролетел пару метров, затем задрал нос и плавненько, покачиваясь, совершил ВЕРТИКАЛЬНУЮ посадку!
Любитель в 22.05.2008 - 14:29
mgolovanov А где брали картон толщиной 0,9 и 0,45! Мне как раз нужен для работы такой картон.
mgolovanov в 22.05.2008 - 14:43
А где брали картон толщиной 0,9 и 0,45!

Я писал, что листы картона толщиной 0.9 мм и 0.45 мм заготовил, склеив подходящие листы картона / ватмана попарно с перекрестным направлением волокон.

Купил в канцелярском магазине картон (толщина 0.58 мм) и Гознаковский ватман (толщина 0.21 мм). Склеив два листа ватмана, получил лист жесткого картона толщиной 0,45 (2 х 0.21 + слой клея = 0.45). Склеив лист картона с листом ватмана, получил лист жесткого картона толщиной 0,9 (0.58 + 0.21 + двойной слой клея = 0.9); лист картона перед склеиванием промазал первым слоем клея и просушил (картон 0.58 сильно впитывает и склейка одним слоем клея может оказаться не сплошной). Клеил обычным (но качественным) ПВА, прикатывал резиновым валиком.

Если нет резинового валика, прикатывать можно кухонной скалкой, отрезком пластиковой трубы или просто пивной бутылкой. Но прикатать надо обязательно.
Любитель в 22.05.2008 - 16:06
mgolovanov Понятно, значит будем клеить (мне нужны 1 мм и 1.5 мм). Чем круги вырезать лучше?
mgolovanov в 22.05.2008 - 21:15
Чем круги вырезать лучше?

Смотря какие. Я маленькие кружки вырубаю пробойниками, а большие просто режу ножницами и, если надо, подшлифовываю наждачкой. А вообще есть такие кругорезы - типа циркуль с ножом вместо грифеля. Я ими не пользуюсь - привык руками.

На форуме сайта WWW.CARDARMY.RU об этом есть целая тема - "Технологии => Сборка => Инструменты. кот. мы пользуемся" и рядом другие темы - там народ рассказывает, как с бумагой / картоном бороться.
andrufan в 05.07.2008 - 19:41
Тема: Re: Answer-ModelArt 3/2007 1/33 Hawker Hurricane Mk.IIc
прикольно... очень интересно. Видел у меня в городе на книжном рынке пару наборов (каких именно самолетов - уже не помню... ) но отнесся с недоверием... но мороки с бумажной моделью гораздо больше... + я уже давно их не видел в продаже... эх... а хотелось бы как-нибудь попробовать
Beaufort в 20.05.2009 - 18:29
Тема: Re: Answer-ModelArt 3/2007 1/33 Hawker Hurricane Mk.IIc
Я вот с удовольствием собираю как пластик, так и бумагу.
Причем на бумагу тянет всё больше. Подкупает масштаб (1:33, и другие), сканы можно перекрасить в фотошопе, добавить расшивку, клёпку и тд. Да и деталировка зачастую больше чем в пластике (и если мало, также можно добавить от себя).
Ltl в 09.12.2012 - 16:19
Тема: Answer-ModelArt 3/2007 1/33 Hawker Hurricane Mk.IIc
Оч. хорошая работа! Сам когда-то баловался с малым моделяжем в конце шестидесятых-начале семидесятых... помню как мы с приятелем радовались появлению ПВА. до этого чем только не пробывали - всё не то... На Вашей модели мне особенно понравилась имитация полотняной обшивки на фюзеляже, даже ещё раз внимательно перечитал текст в поисках пояснения как Вы добились этого эффекта - очень реалистично! неужели этот эффект только за счёт напечатанной плиграфии?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy