Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Знакомство с известной моделью от Tamiya в жизни моделистов уже состоялось 20 назад, некий юбилей, а сделать подробный обзор я осмелился только сейчас, хотя достаточно подробных работ, несмотря на хитовость и популярность набора, на русскоязычных просторах Интернета мне не встречалось.
Сегодня сложно представить человека, интересующегося авиацией ВМВ, и ничего не слышавшего о породистом скакуне, одном из символов истребительной авиации США, самолете легенде – Р-51D Mustang, название которого стало широко известно еще и автомобильном мире …
Знакомство с известной моделью от Tamiya в жизни моделистов уже состоялось 20 назад, некий юбилей, а сделать подробный обзор я осмелился только сейчас, хотя достаточно подробных работ, несмотря на хитовость и популярность набора, на русскоязычных просторах Интернета мне не встречалось.
Данный набор был издан в 1995 г. (№ 61040), а его переиздание произошло в 1998 г. - № 89534 (был вариант и с уже окрашенным пластиком под металлик http://sevenbytes.ru/litniki-tamiya-p51d),
№ 61089: http://www.model-making.eu/products/item_name-114661.html «Big beautiful doll» и другие. В новой версии пластика оставлен базовый набор, добавлены новые варианты подвески, лопасти винта «Гамильтон Стандарт» и фигурка пилота). С обновленной версии и взял родословную Мустанг ІСМ.
Хотя своего коня я собрал еще в 2003 году … , будет нелишним вспомнить полезные ньюансы в данной статье.
Скажу сразу: штудировать все англо-язычные выдержки из блиц-обзоров я не стал (некоторые из них, конечно прочел: http://www.cybermodeler.com/hobby/kits/tam/kit_tam_61040.shtml, http://www.cybermodeler.com/hobby/kits/tam/kit_tam_89732.shtml, http://www.aeroscale.co.uk/modules.php?op=modload&name=Reviews&file=index&req=showcontent&id=669), и даже полюбопытствовал тем, что были написаны в стиле «фюзеляжи моделей практически идеально совпадают с имеющимися вертежами», правда даже не сказано с какими (http://modm.narod.ru/obz/1obz_P-51.htm) приводя Вам (потому как полезную информацию из них выудить практически нереально, а кроме как фото литников модели обычно они не содержат, ни тем более оценки графики, геометрии, технологичности сборки, и конечно, же степени копийности в соответствии с архивными фото и современными walk around) решив воспользоваться более достоверными доказательствами в виде чертежей и фотографий прототипов, а также своими наблюдениями и умозаключениями.
Дабы на не навлечь на себя гнев фанов рассматриваемой знаменитости, выделю несколько ключевых аспектов:
Потому Tamiya оспорить иль подтвердить по цветовой палитре внутренностей можно будет уже в процессе постройки выбранного Вами конкретного прототипа.
Одно из первых знакомств с очертаниями скакунов состоялось еще в далекие советские времена, когда «Моделист-Конструктор» в 1972 г. ! представил общественности некую версию чертежей нашего героя, сложно представить, что было первоисточником для них …
Но развитие ИТ-технологий не позволило выявить лидера в таком черчении и в дальнейшем, среди зарубежных изданий, разумеется.
Копий чертежей из подлинников я не встречал (разве что 3 проекции в одном из мануалов по эксплуатации, она же приводится в «In detail@scale»), потому на столе предстала такая общеизвестная литература с разной степенью авторитетности и достоверности.
Англоязычные
1. Squadron Publications. Bert KinZey. Р-51 In detail@scale. 1996. 2-я ч. – 74 с.
Солидное издание с фото, чертежами (1/72), китографией, в т.ч. с кратко-хвалебным отзывом о Tamiya на полстранички.
2. A-J/Press. Jacer D.Zurek, Piotr Wisniewski. Р-51/Р-82. 2003. 3-я ч. – 150 с. История, фото, окраски, матчасть. Одно из лучших изданий. Чертежи 1/72 (с нанесением схемы заводской окраски), 1/48 (различные модификации, формы винтов, сечений фюзеляжа), 1/36 (боковик с «внутрянкой»).
3. A-J/Press. Dariusz Karnas. Р-51 D. Modelmania. 1998. – 60 с. Стиль издания близок «In detail@scale» + окраски, чертежи 1/72, 1/48 (вида с низу в этом масштабе почему-то нет). Можно увидеть отличие выраженной «С-образной» формы зализа сверху крыла модификации D-10 и D-15 (как у модели Хасегава).
В литературном (бумажном) виде при размахе крыла в 117,7 мм (половина) чертежи дают 115,2 мм, т.е. распечатаны не в 48-м масштабе, что и подтвердило банальное прикладывание крыла от ІСМ.
В этом – то и хорошо «электронное» сравнение, что чертеж можно вытянуть до правильного масштаба, в размер модели, если она правильная (с размахом крыла у Tamiya все ОК – 235,4 мм при пересчете из 11,3 м).
Отличие чертежей Modelmania от A-J/Press – в основном по хвостовой части такое, но Modelmania дает правдоподобный чертеж, чем A-J/Press (способ сравнения двух профилей – инструмент «волшебная палочка» - заливка «цветом» ведро и «клон-штамп», о чем ниже (сравнение чертежей с пластиком).
Проблема в том, что A-J/Press сделал в чертежах … неправильный киль (почти параллельный оси винта, хотя на фотографиях видно, что верхняя кромка чуть «завалена» к земле).
Из-за такого подхода у A-J/Press и могут возникнуть «разногласия» с Tamiya.
Но это заблуждение – сравнение с Osprey дает весьма утешительный бонус в пользу Tamiya.
Могу сказать уверенно: A-J/Press в чертежах сильно опустил кромку начала киля в районе фюзеляжа, что говорит о предпосылке исключить это издание для оценки пластика. Но, глядя на все эти сравнения меня не покидало чувство визуального диссонанса из-за недостаточного угла наклона к линии горизонта верхней кромки киля на всех остальных рассматриваемых чертежах по сравнению с фотографиями реальных самолетов и модели. На фотографиях и модели угол наклона значительно больше, чем на анализируемой графике. Такое впечатление, что модель делалась по заводским чертежам, как вариант по замерам реальных экспонатов с японской точностью, несмотря на 20 давность, и идеально вкладывается в силуэты фотографий. А насчет линий расшивки и расположения/размеров лючков, то тут уже однозначный вывод по применяемому мной инструментарию делать не буду – может, кто и подскажет как … да и стоит ли …
Далее:
4. Kagero. Tomasz Szlagor. Bitwy Lotnicze 05 - P-51 D-K Mustangi nad III Rzesza. 2008. История, ч/б фото, окраски. Чертежи 1/72 (в т.ч. с ракетным вооружением).
В данном обзоре будем отталкиваться от них при сравнении геометрии пластика.
5. Osprey. Jerry Scutts. Mustangy stihacich es 8.USAAF. 1995 (различные издания). Чертежи 1/72, окраски, ч/б фото. В Osprey почему-то забыли про строевые огни снизу крыла.
Для понимания сути дела приведу примеры боковиков.
И вид сверху всех 5 источников графики:
6. АСЕ Publications, 1993. Tomasz Gronczewski, чертежи 1/72 различных модификаций, однако на D даже не указана какая в плане сверху и снизу.
И проекции из мануала с некоторыми размерами.
По точности чертежи из зарубежных источников я бы расположил так:
1. Kagero/Osprey – примерно одной степени проработки.
Osprey накладывается на Kagero лишь с большей разницей в размахе крыла.
У Kagero киль немного выше, чем у Osprey (в остальном очень близки). Беда какая-то у поляков с этими килями.
2. Modelmania.
3. Squadron Publications D@S – ближе к проекциям без показа клепки.
Основная разница с условным лидером Osprey – в стреловидности крыла.
4. A-J/Press – наиболее деталированные, но с неточным хвостом, соответственно перекочевали в некоторые русскоязычные (например, «Война в воздухе»).
Итак, видим, что любые пары из выбранных 5 чертежей различных источников содержат те или отклонения, что с одной стороны говорит о самостоятельности их разработки, с иной – отсутствием эталона графики, и это несмотря на такую глобальную известность Мустанга !
5. АСЕ Publications и все остальные, из менее известных изданий (например Aerodata International № 3, Harry Holmes (не путать с Шерлоком Холмсом), 1978 г. (как и год моего рождения – год лошади) – чертежи (1/72, интересен комментариями по названию деталей и особенностям их конструкции: смещение киля и прочее).
Упомянем и о периодических изданиях/журналах и проч. (например, Famous airplanes of the world P-51D/H/K, 1982, № 133).
Русскоячные, вероятные перепечатки с зарубежных изданий.
Попытки в «Моделист-Конструкторе» были одними из первопроходных и к, сожалению, последними на просторах бывшего и нынешнего СССР, если я правильно понял с точки зрения самостоятельной разработки.
1. Война в воздухе № 39, № 40, № 89, № 100, № 124 (чертежи в 3-х последних, 1/48). История, фото, цветные окраски. Клоны зарубежных изданий, преимущественно A-J/Press.
2. Бакурский В., Ильин В. и др. Крылья № 5. Дайджест лучших публикаций об авиации. Серия «Самолеты мира», Р-51 «Мустанг», 1996 г. – 34 с. Чертежи 1/72 (М.Муратов).
3. Приложение к бюллетеню «Тех.информация». Вып. № . ОНТИ ЦАГИ, 1994 г. – 70 с. Чертежи 1/72.
4. Котельников В.Р. Истребитель «Мустанг». «Воздушный Кадиллак». – М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010. – 128 с.
Хотя эта книга из более современных, но чертежи даны в виде проекций, на D нет даже вида сверху и снизу.
Результаты его не являются окончательным приговором по некоторым расхождениям, а дают представление о моментах, которые можно поставить пред сомнением и более детально перепроверить, кому это нужно и исходя их надежных доказательств.
Что я сделал.
Можно сравнивать и с фотографией реального самолета, в профиль, например, с силуэтом, но искажений тоже не избежать, возможно этот подход больше пригодится в работе с экзотикой, на которую почти нет никакого материала или для выяснения сомнительных моментов (формы законцовок крыла). Законы и природу оптики ведь еще никто не отменял )
Конечно, идеального совпадения с помощью использования столь несовершенного инструмента, Вы не получите по понятным причинам, но интерес к такой технологии меня не покидал и заставил это сделать, чем просто приложить пластик к чертежу (под рукой у меня также была «Modelmania» и отливки ІСМ, практически идентичные Tamiya.
В иных 3D-редакторах результат будет, как полагаю получше, но не каждый ими владеет в домашних условиях, а для тренировки навыков по упражнению с графикой весьма увлекательный процесс – рекомендую ) !
По результатам проведенного сравнения скажу, что пластик хорошо ложится в чертежи, но «разногласия», возможно, обусловлены огрехами выбранной методики сравнения… но есть и существенные, например форма законцовок крыла.
Коробка, 2 основных пластиковых литника + 1 маленький с пилотом и частью фонаря, литник с прозрачными деталями: фонарем (2 варианта сдвижной части), прицелом и фарой.
На 8 листов мультиязычная (среди которых английский, немецкий и японский) с традиционной кодировкой цветов Tamiya на 10 этапов сборки и схемами окрасок/размещением декалей.
В комплекте Tamiya – 3 варианта окраски на 2 листках, на одном из которых опознавательные знаки и черно-белые полосы. Насчет черного цвета американских звезд не уверен, а на декали он ближе к такому, нежели темно-синему (когда-то на своем Мустанге якобы для решения такой казавшейся мне дилеммы я взял сухие декали из набора ВВС США, которые представляли пленку, что передавливалась на модель, если кто помнит …).
1. Известный Petie 2-nd № 414151 John C.Meyer с многочисленными архивными фото и восставленным (сохранившимся) вариантом (отличие в черных полосах и синем руле направления).
2. G4C «Nooky Booky IV» Leonard K.Carson № 411622. Walk реставрированого самолета с этой окраской, но с жеребцом на киле, не путать с Ferrari):
http://www.primeportal.net/hangar/domeric_barbot/p-51d/
В литературе этот борт приводится с подписью модификации «К-5».
3. E2С «LOU IV» Thomas J.Christian № 413926. Есть восстановленный с голубым цветом, не отвечающий историчности. Обсуждение этого борта тут:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_5467_start_140.html
Техничка вполне полноценная как по объему, достоверности и качеству, хотя могла иметь различия в модификациях, тем более с реставрированными экспонатами (отличия с декалью ІСМ, конечно, есть). Свериться можно с A-J/Press Р-51 (ч. 2). Учтите, что на восстановленных экземплярах, если будете смотреть современные фото, техничка будет отличаться или отсутствовать на некоторых деталях. Кого не удовлетворят штатные надписи или с аналогичных моделей, могут воспользоваться специальной декалью – Super Scale Decals.
Декаль качественная и тонкая, переводится отлично, на моей более 10 летней модели держится до сих пор (правда чуть пожелтели необрезанные края подложки букв НО-М и № 414151), потому лаком/футурой вскрыть не помешает и обрезать четко по контуру перед нанесением.
1. Фюзеляж
Тело лошадки создается двумя половинками. Без изысков. По геометрии было сказано выше (разногласий Osprey с Tamiya нет). Повторяться не будем.
Фото фюзеляжа модели на различных фонах и внутрянка.
Радиатор и зализ крыла
Для большей реалистичности можно переделать выштамповку охладителя
В описании одной из моделей Мустанга прочитал, что авто изменил угол установки винта та 1,45 " , точной информации по этому поводу не располагаю, по сему переходим к винтомоторной группе.
2. Винтомоторная группа и капот (nose art)
Носовая часть Мустанга достаточно копийна и существенных доработок не потребует (если капот не делать съемным), разве что резонно заменить патрубки на афтемаркетные или хотя бы рассверлить их.
С одной из пар патрубков, в т.ч. афтемаркетными (Зип сделал почти один в один как на модели – 2 пары, не полые, разумеется, а Rexx – 1 пару цельной) есть и другая проблема: они отлиты вместе с частью двигателя, хотя на фото заметно, что они выводятся наружу через отверстия каплеобразной формы, образуя некие прорези/щели, да и цвета для покраски отличны: самих патрубков и крышки блока цилиндров двигателя. У ЗиП нет имитации сварных швов, а у REXX – толстовато выходное кольцо на патрубке. Как по мне – то легче бороться к пластиком, если уж пребывать в серьезном доработочном запиле.
На фюзеляже в воздухозаборнике не помешает добавить расшивку.
Кстати, ІСМ, копируя Tamiya , почему-то убрал «бороду» (выступ) внутри воздухозаборника, подразумевая, что эту линию расшивки моделисты добавят каким-то технологичным путем.
Капоты, в отличие от Хасегавы сделаны отдельно, в чем есть как + и -, полагаю будут сторонники и оппоненты такого членения по различным причинам. Мне больше понравилось у Хасегавы – сразу можно проверить геометрию и избежать подгонки толщины стыков при установке капотов.
Клепки на модели нет, на архивных фото – проглядывается. Не помешает и показать шлицы головок, опять же: оттенок их степени эксплуатации отличался.
На одном из лючков перед нишей шасси нужно добавить имитацию рояльной петельки и отверстие в месте стыка зализа крыла.
Насчет альтернативного винта (и его замены) от Ultracast сложно что-то сказать вразумительное в плане геометрии: такого хода конем пока не понял.
http://acc.kitreview.com/ultracastp51propflapreviewbg_1.htm
К лопастям Tamiya придется приложить немного шлифовочно-стачивальных работ.
В версии модели 1998 г. прилагается еще одна версия винта.
Разборка винта для понимания матчасти согласно мануалам выглядела так.
Анализ афтермаркетных двигателей (в т.ч. модельно-базовых, например Arii) в пределах нашей статьи, с вашего разрешения не буду.
Чем можно облегчить дыхание и моторное сердцебиение – начинаем выяснять.
3. Радиатор
В целом эти узлы приемлемы в пластиковом варианте, но если уже делать на совесть, то придется хотя бы:
- заменить сетки (например из травленок);
- поставить совки из фольги с необходимым рельефом (ребрами жесткости);
- сделать тягу совка и перемычку;
- не забыть про тонкую входную разделительную перегородку в виде пластинки.
Глядя на свою готовую модель, хотел бы отметить что передняя (входная) часть радиатора стыкуется с фюзеляжем не так идеально, как хотелось бы, да и расшивку придется дорезать на линиях/лючках в месте стыка половинок после склейки/шлифовки (по ним есть вопросы, если взглянуть вид снизу сохранившейся лошадки).
Крепление внутренней стенки-основания радиатора (в месте совка) образовывает ненужный стык с фюзеляжем, который придется заделать, если вы не будете пытаться воссоздать всю внутрянку в этом отсеке.
Пришел черед осмотреть взлетный механизм.
4. Крыло
Крыло предлагается собрать из 5 деталей: нижней части, двух верхних половин и 2 цельных закрылков, вызывающих у моделистов немало вопросов (выясним в конце этого пункта обзора).
Посмотрим на верхние плоскости.
Хотелось бы отметить вопрос о форме зализа крыла – на модели он почти параллельный к оси фюзеляжа, нежели на чертежах.
По низу крыла, как и с верху видно небольшое отклонение стреловидности, но, возможно по причине поперечного V (фото детали модели производилось в горизонтальной плоскости).
К форме ниш шасси – претензий нет, даже если сравнивать чертеж с закрытыми щитками и крыло без щитков.
По форме законцовок крыла чертежи оказались ближе к фотографиям реальных самолетом, нежели Tamiya.
По закрылкам можно сразу сказать: клеп великоват – и по шагу, и по глубине, при этом не хватает части обшивки внахлест, а если делать в отклоненном положении – еще нужно 2 выреза на круглой кромке. А если серьезно, то уступа на верхней поверхности закрылка, который со стороны фюзеляжа, у Tamiya быть не должно.
Смоляной Ultracast ситуации не спасет: он отличается от пластика выравниванием нижней поверхности закрылка.
Quickboost уже поработал над имитацией прорезей, тем не менее – очередной случай, когда весь узел лучше сделать самодельно.
Но это все цветочки: на самом деле в отклоненном положении закрылка предстоит еще немало работы по доведению нужной степени детализации.
Торцевые стороны закрылков могут требовать такой доработки: кронштейн, вилка, тяга и внешняя нервюра с 2 отверстиями, которая крепится на выступ нижней поверхности закрылка Tamiya (к счастью, правильного).
Теперь посмотрим на элерон – если не отклонять (видно торцевую нервюру, образованную лонжероном), то придется делать кронштейн и тягу (с нижней поверхности), наш любимый нахлест – средняя часть элерона, крепившаяся на переднюю и заднюю кромки. На модели этот узел выполнен как уменьшенная копия аэродинамического гребня, который, кстати визуально толстоват, если сравнивать с фотографиями прародителей.
Размер узлов навеса триммеров на элеронах в 48-м не более 1 мм, потому с их детальным воспроизведением без механизации возиться особого смысла нет (Tamiya дала простое углубление).
Самое сложное по крылу выяснили – поглядим мелочевку.
Фотопулемет в модели выполнен в виде квадратного углубления около 1 мм.
С пулеметами дела обстоят похуже – невзрачные пластиковые кожухи придется менять на более твердый материал.
Отверстия гильзовыбросов на модели сквозные – без стенок.
Крышки баков можно сделать из фольги с нужным рельефом, дополнить тонкой пластинкой, а если не заморачиваться - имитировать декалью или краской.
Крыльевые АНО можно заменить на цветной полупрозрачный пластик, а строевые – обозначить соответствующими цветами светофора с лаком/пленкой, если по-простому, хотя лампочки все-таки просматриваются.
Трубку Пито тоже в покое не оставим – добавим ей обечайку-держатель с болтиками, заменим на трубку, приведя к конусообразной форме, или иголкой / сверлом обозначим отверстие.
Какой внешне была поверхность крыла, думаю, почти все знают, не только из этой схемки.
Далее по курсу - не зря же у коня для полетов крыло имеется, но и … хвост, который тоже надо изучить )
5. Хвостовое оперение
Киль и руль направления отлиты цельно с фюзеляжем. Рули высоты также едины со стабилизатором.
Руль направления утрирован, если подразумевать имитацию киперных лент, о чем гласят техописания (например, http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/89/04.htm) и упоминания в известном форуме по матчасти Мустанга на SM (отличия в ранних и поздних версиях с металлизированной поверхностью, возможно, имели место быть), потому лучше иметь фото реального прототипа к воспроизведению. Полагаю, при желании, не составит труда сточить исходные «ребра» и наклеить тисненные полоски из тонкой фольги.
Не помешает и установить имитацию прозрачного АНО.
Кронштейн на триммере руля направления модели сделан в виде вилки, но на фотографиях встречаются упрощенные варианты – с 1 отогнутым лепестком.
По рулям высоты есть претензия касательно некоторых стыков линий расшивки, которые крепились внахлест. В принципе, на них, в 48-м масштабе будет уместен клеп.
В плане деталировки без коренных переделок можно добавить узлы и тяги триммеров, спилив пластиковые.
Раздельные рули высоты есть у Aires (если захочется, но не удастся вшпилить родные).
Дальнейшее воспроизведение в представленной степени детализации узлов навесов управляющих поверхностей уместно, если делать все из металла (фольги).
Пришел час узнать, как летчик управляет всем этим хозяйством.
6. Кабина
В базовом наборе летный кабинет слабоват, больше подошел бы для 72-го масштаба.
Имеется:
- приборная доска;
- сиденье со спинкой;
- органы управления: ручка, педали;
- основание кабины с радиостанцией;
- прицел из прозрачного пластика;
- имитация некоторых деталей на бортах внутри фюзеляжа.
Доработки ? …) звучит как кощунство, но если Вы сможете выполнить тиснение букв, в котором будет читаться слово PEDAL в ногах пилота, то это Hi –class !
Афтер, афтер, и еще раз афтер - да, он будет полезен. А простор действий в интерьере – как чистое поле для скачек лошадей: начиная от ремней для сиденья и заканчивая mask lever на прицеле.
А сидел летчик в кабине вот на чем.
Афтемаркетные сиденья не сильно спасут ситуацию.
Ручка управления.
И для связи использовал такие устройства
Конструкции направляющих/основания фонаря увидим с таких ракурсов.
На этом фото понятна часть козырька изнутри и ползунок в передней части основания фонаря на направляющей.
А в пластике смогли дать только так.
Стенки фюзеля внутри кокпита придется доукрасить из такого исходника.
По предназначению каждого органа управления (пультов, кнопок) и приборов в кабине Мустанга можно рекомендовать ознакомиться с изданием «DCS P-51D Flight Manual», «Pilot training manual P-51» и др.
А пока посмотрим, что было в реальности.
Прицелиться позволяла такая штуковина.
И немного мануально-графической теории.
Для облегчения комфорта приближения к вышеописанному реализму в кабине можно воспользоваться набором от Aires и исполнение его на примере фото из сети.
Позанимавшись дизайном интерьера для такого летного состава, в самый раз увидеть его через стекло каплевидного фонаря
7. Фонарь и антенна
В комплекте дается 2 колпака, козырек и пластиковое основание. Прозрачные части толстоваты и плосковаты. Сдвигающимся фонарь придется делать самостоятельно: на модели это не предусмотрено (в таком случае придется наклеивать дополнительно направляющие в кабине и со стороны основания фонаря, предварительно его подпилив). Открытый фонарь еще будет лучше смотреться, если будет сделана его рама (на фото – черным цветом), как несложный вариант – накрасить ее изнутри прозрачной части, получив разделение с переплетом, который уже будет показан либо металликом, либо металлом.
ICM предлагает дугообразную поперечину с отверстиями, хотя с тыльной стороны она имеет выштамповки по краям в виде ребер. Имитацию переплета на прозрачных частях вполне по силам спилить, если будет необходимость обклеивания фольгой. У Хасегавы фонарь цельный: опять же – кому как нравится.
На фото с зеркалом, что ниже, можно не обращать внимания – привожу его для понимания рельефа (выштамповок) направляющих фонаря, в т.ч. и снятого – слева вверху (реставрационно-переоборудованная модификация http://svsm.org/gallery/sq1p51jh).
Заодно и еще одно фото антенны.
И его величество – колпак !
Оценить прозрачность фонаря можно простым способом – через буквы.
Далее по курсу достойному жеребцу – грациозная опора )
8. Шасси
Опоры скакуна – его изюминка и камень, которые пока вода и даже смола не смогли усмирить до желанной степени реализма.
Итак, что имеем:
- стойки (как минимум стоит заменить двузвенник, добавить трубопровод, просверлить отверстия в «ушках» над вилкой и в продолжение оси колеса сделать петельку с внешней стороны вилки);
- покрышка с половинкой диска цельно + еще 1 половинка диска колеса отдельно (кому понадобится иной рисунок протектора – Ultracast в помощь);
- по 2 пары щитков (можно подточить по толщине, если не решить делать из фольги, и добавить имитацию замков). Можно заменить на Quickboost или Aires;
- прозрачная фара;
- гидроцилиндры уборки створок.
Как говорится, «раз-два» и обчелся.
Дале смотрим копийность того, что вращается под вилкой.
Предложение от японцев
и на прототипах
Из мануальной терапии.
Переходим к защите шасси - щиткам.
Обратите внимание, что средняя часть щитка проклепана еще полоской металла внахлест, чего не имитировано ни смолой ни пластиком.
Производители модели оставили даже возможность доработки посадочной фары, но место для крепления допдеталей не предусмотрено.
В плане хитросплетений трубопроводов ниш не густо – всего 1 деталь. Vector и Aires тоже дают 1 афтемаркетную деталь, но какую !
Немного реализма и матчасти по сокровенным нишам.
Форм ниш шасси (стенки) в модели представлены так. О правильности их геометрии – в разделе о крыле (напомню – расхождений с чертежами Оsprey не выявлено).
Запасайтесь терпением при монтировке и детализации шасси, только створку не закрывайте: не смотрится такой вариант на модели, ну никак, лучше уж оставить как есть в базовой пластиковой комплектации нишу. Оставьте хотя бы в таком положении.
С потугами использования травленки, например A.M.U.R, фольги и проволоки, если не любите смолу, можно сделать вполне реалистичные ниши.
9. Костыль
Задний колесный узел дан всего лишь … одной деталью: колесо со стойкой-полувилкой, которое вставляется в 2 перемычки при стыковке половинок фюзеляжей. При этом створки ниши толстоваты и даны вместе с фюзеляжем (силовой набор, судя по фото-валкам внутри створки мог отличаться). Тяги уборки створок уже придется доделывать самому как и всю прочую мелочевку, начиная от ниш и заканчивая стойкой, полувилкой и диском.
И для большего понимания конструкции диска – несколько рисунков из мануалов.
Следующая часть – ниша, створки и стойка.
На помощь с монтажом ниши может прийти Quickboost.
Выдержат ли наши опоры шасси подвеску под крылом – сейчас узнаем.
10. Подвеска
Подвеска в издании 1995 г. представлена скромновато: пилоном и подвесным баком, а в 1998 г. даны еще бомбы. Производители афтера в этом аспекте имели шанс отыграться (об этом ниже - в разделе афтемаркет).
Основной недостаток данного узла – кронштейн, выполненный вместе с баком: кто будет делать «вешать» топливо – стоит сточить и сделать крепеж, например из проволоки, расплескав края (как простейший вариант) и не забыть надеть на бак петельку (в форуме матчасть Мустанга упомянули этот вопрос с фотографиями).
И немного матчасти по подвеске с графикой.
Как можно понять из вышеприведенного, матчасть Мустанга понять немного проще (и воплотить реалистично на модели), нежели, например, истребителей Англии, Германии и Японии, что связано не только с многочисленными сохранившимся самолетами, но и, в связи, на мой взгляд, с высокой степенью технологичности и универсальности американского производства, что не требовало необходимости внесения большого количества мелких изменений в серии и модификации, как на заводах, так и в местах ведения боевых действий.
Альтернативный табун в 48-м
Гладя на развитие эволюции породистых скакунов хочется сказать, что Мустанга P-51D в 48-м не делал разве что ленивый, число их производителей легко превышает десятку, и это не считая вариаций на тему «ре-пак» или «нью декалс».
И всяких ретро-экзотик, которые разве что на аукционах теперь можно сыскать: http://www.oldmodelkits.com/index.php?detail=26336&page=3&g=Hawk-plastic-model-kits&manu=Hawk&erl=Hawk-1-48-North-American-P-51D-Mustang-546
Неудивительно, что по количеству версий (коробки и декалей) всех перещеголяла Хасегава; увы, наглядный пример, как количество не переходит в качество (мне удалось насчитать более 12 по этому источнику:
https://www.scalemates.com/kits/147883-hasegawa-09014-north-american-p-51d-mustang), а наша исследуемая Tamiya , кроме изданий 1995 г. и 1998 г. сделала еще, как минимум 4: Корея (1996 г.), CY-G (с красным жеребцом на рулей направления, 2007 г.), AJ-T (short fuse, 2010 г.) и Tuskegge (2012 г.).
Краткое ревю P-51D в 48-м коробок по годам издания и почти по всем производителям тут:
https://www.scalemates.com/kits/173414-aeromaster-48-796-the-iwo-jima-mustangs-fancy-art-part-3
Кого интересует краткий обзор Мустангов в 48-м (скорее из не столь доступных), есть сканы статьи из журнала Fine Scale Modeler 2001 г. на английском: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_5467_start_20.html. Из не столь распространенных P-51D от Arii: http://karopka.ru/community/user/8001/?MODEL=410300, и т.д. …
И кратко об основных конкурентах, если их можно так назвать
Основные отличия модели ІСМ (у меня оказался комплект Израилькой войны 1948-1949 г. со Спитфайром Mk IX,
еще была вариация на тему Кореи с Як-9. Про 2 версии англичан, простите не упоминаю):
1. Дополнительный комплект подвесного вооружения – бомбы с пилонами (с версией Tamiya после 1998 г. отличий в этом пункте нет).
2. Приборная доска сделана не из пластика, а прозрачного материала.
3. Створки ниш костыля даются отдельно от фюзеляжа.
4. Есть спущенный вариант покрышек колес, которые даются из двух дисков, конструкция которых выглядит упрощенной по сравнению с Tamiya.
5. Есть альтернативный комплект лопастей винта (после 1998 г. нет отличий)
6. На совке радиатора показан квадратный лючок.
7. Сделана попытка имитации некоторых деталей для кабины.
8. Есть дугообразная поперечина на колпак фонаря, которая необходима не для всех версий, хотя и она толстовата.
9. Удлиненный держатель ПВД.
10. Даются «стоячие» фигурки – наземный персонал (вариант декали WD-A, Ridge runner, пример исполнения: http://karopka.ru/community/user/10616/?MODEL=187170, обзор содержимого кита http://www.super-hobby.ru/products/item_name-189122.html).
Несущие поверхности – полный клон Tamiya.
ІСМ производил 2 варианта американских деталей с разными оттенками ОЗ, но явно светлее в сторону синего, чем у Tamiya.
В 2015 г. AMG перепаковал ІСМ в гоночные версии, снабдив неплохой травленкой для кабины и пленочкой со шкалами приборов (обзор -
http://scalemodels.ru/articles/8616-AMG-1-48-P-51B-CD---gonochnye-mustangi.html).
По опыту донорства-комбинаций отмечу, что «скреcтить» Tamiya и ICM полноценно не удалось: диаметр кока винта ICM оказался маловат по сравнению с сечением фюзеляжа/капота, где он должен прилегать.
ICM-кий фонарь с трудом налез в сдвижную пластиковую часть Tamiya. Козырек фонаря ICM тоже «садится» не идеально на Tamiya. Так что клон-клоном, а разница видна даже невооруженным взглядом при стыковке из-за различной размерности, не на одном же оборудовании отливали украинцы и японцы.
Что можно сказать о пластике Хасегавы (фото отливок можно увидеть тут, обзор AeroScale – версия ram jet – со смоляными реактивными ускорителями/двигателями на законцовках крыла, для гурманов):
1. Идентифицируют ее, в основном, по неглубоким цельным нишам шасси (пример решения этой проблемы А.Клюев представил тут).
2. Предлагается три дополнительных комплекта подвесного вооружения (включая бомбы как у ІСМ).
3. Закрылки сделаны цельно с крылом.
4. Хвостовое колесо отлито отдельно от костыля.
5. Ремни на сиденье отлиты цельно.
6. Диски колес и покрышки цельные.
7. Борта оборудования для кабины выполнены отдельно.
8. Верхние части радиостанции выполнены отдельно.
9. Отличия в креплении сетки радиатора.
10. Капот с фюзеляжем выполнен несьемным, что мне понравилось больше, чем у Tamiya. Во-первых, можно сразу проверить геометрию (хотя бы силуэт), а во-вторых – не будет различной глубины швов на капоте, обусловленной стыкованием пластика.
11. Нет разделения сдвижной части фонаря на «пластиковую» и «стеклянную», как у Tamiya, что усложняет как окраску, так и сборку, особенно, если Вы решить делать открывающийся фонарь.
12. И, наконец, самое серьезное отличие от Tamiya – более извилистый зализ стыковки крыла с фюзеляжем (модификация D-10 и D-15); на D-20 и D-25 этот элемент более ровный, что, практически исключает, по крайней мере осложняет, использование комбо: фюзеляж с одного набора, крыло с иного.
Как видим, покупать дополнительный набор к Tamiya от иного производителя для создания хорошей модели ради пары-тройки полезных деталей, нет, разве что вооружение из Хасегавы может понадобиться ценителям базук. Но если Вам посчастливится разжиться набором за $ 40 от Verlinden (http://plastic.modelkits.com.ua/shop?page=shop.product_details&flypage=garden_flypage.tpl&product_id=24185&category_id=1517), то вариантов подвески хватит на целый табун, как минимум, на все версти Tamiya ).
Упомянул его в разделах по агрегатам, но попытаемся с вами его систематизировать.
Афтера намного больше, чем самих моделей в 48-м масштабе. Это и различные эффектные декали (Aeromaster, Print@Scale, Cutting Edge Decals и др.), фототравление (Eduard, Part, A.M.U.R), смоляные наборы (СМК, Aires (от кабины, двигателя и до управляющих поверхностей), Verlinden), патрубки (Rexx - металл, ЗиП - пластик), колеса (Ultracast, Obscureco, ЗиП с различным вариантами протектора), щитки шасси и закрылки (Quickboost), кок винта и лоспасти (Ultracast), сиденье с ремнями и травленка для кабины (Red Roo Models) и даже сиденье без ремней (Ultracast ) т.д. Всего не перечесть. Пусть это будет тема отдельной статьи для мустангоманов …
Кое-что можно найти тут:
http://www.kitreview.com/reviews.htm
https://www.scalemates.com/profiles/mate.php?id=12614&p=projects&project=10375
Из наиболее полезного – приборная доска и патрубки (не без недостатков, указанных в разделе ВМГ).
А тем кто, решится потрошить модель и расширять арсенал, придется воспользоваться двигателем и деталями вооружения, в т.ч. и подвесного (Verlinden).
Пример такого внедрения таков:
http://www.modelersite.com/en/401/a-super-detailed-p51d-mustang
и еще
http://scalemodels.ru/articles/2181-Tamiya-1-48-North-American-P-51D-Mustang-Petie-2nd.html
Единственное, что на мой взгляд, производителям афтера пока не удалось идеально, так это превзойти камень преткновения для Мустангов – ниши шасси, придется потрудиться вручную, благо фотографий предостаточно (Vector – лучший в этом плане, но отлитые трубопроводы с поверхностью ниши осложняют окраску и тонировку).
Травленка от A.M.U.R вариант для тех кто любит погорячее, в смысле отжиг металла.
Подытоживая целесообразность (необходимость) афтера, вспомнил цитату из обзора Мустанга на AeroScale (ссылка в начале статьи), немного изменив ее: если вы купите смолы, то будете очень довольны )). Оригинал: Unless you decide that it is completely necessary to go out and buy resin update sets and PE parts, I believe you will be very satisfied how it turns out OOB).
Не могу не согласится, что удовольствие от хорошей модели Вы несомненно получите, как от возможных дополнений.
Электронно-интернетные (не все, конечно).
1. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_5467_start_0.html
Учебник по матчасти Мустангов на Scalemodels.
2. http://scalemodels.ru/tag/p-51%2Bmustang/page-7
Блоги по Мустангам (модели и фотообходы) на Scalemodels (в т.ч. Денис «Danver Данилов и др.).
3. http://www.mustangsmustangs.com/p-51/home
Сайт настоящих мустангоманов. Основной уклон – фотообходы, шоу, символику, историю, но как-то все скомкано: сразу не поймешь, из какой стези конкретный экспонат (то ли он выживший, то ли реставрационный, то ли представлен для опознания).
4. www.airlinersnet Высококачественные снимки живых экспонатов всех времен и народов.
5. http://karopka.ru/community/user/9985/ Фотообходы музейных Мустангов Б.Вырыпаева (сайт «Каропка»).
6. http://www.cybermodeler.com/aircraft/p-51/p-51_all.shtml Ссылки на wakkarounds, обзоры моделей Мустанга в разных масштабах, декалей (весьма внушительный список особенно в 48-м).
7. http://www.airwar.ru/enc/fww2/p51d.html Угол неба (есть некоторые отсканированные чертежи, в т.ч. из серии «Война в воздухе»).
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/North_American_P-51_Mustang Википедия (кратко о Р-51D), есть интересный факт: Стоимость единицы $ 50 985 в 1945[1]
9. http://www.aeroscale.co.uk/modules.php?op=modload&name=Reviews&file=index&req=showcountry&cid=US&secid=1 Сылки на обзоры и афтер по Мустангам в различных масштабах.
Из черно-белых печатных мануалов, рожденных не в 3Д:
1. Erections and maintance instructions for army models P-51D-5/10/15/25/ (ч. 1).
Типичная брошюра в стиле конструкция разобрать-собрать гаечным ключем (например, только на винт – 6 стр.иллюстраций !). Некоторые рисунки перекочевали в AJ-Press и др., разумеется.
Любопытно будет людям, предпочитающим вникать в матчасть изнутри.
И несколько Walks:
1. http://www.arcair.com/awa01/101-200/awa107-P51D/00.shtm
2. http://scalemodels.ru/news/1644-Walkaround-P-51D-Mustang-Imperial-War-Museum-Duxford-UK.html
3. http://www.kiwiaircraftimages.com/mustang.html
4. http://svsm.org/gallery/P-51D
5. http://www.flevoaviationhobby.net/walkaround/aircraft/p51k_h307/p51k_h307.html
Весьма интересные фото процессов реставрации с точки зрения понимания конструкции
1. http://www.cybermodeler.com/aircraft/p-51/p-51_walk2.shtml
2. http://svsm.org/gallery/sq1p51jh
3. Le fana de L’Aviation № 551 (октябрь 2015). Sierra Sue II, у которого на нижних поверхностях особенно хорошо видна клепка.
Соберу модель ІСМ, имея такой пластик, открыв лишь кабину, которую дополню травленкой Eduard. Попробую сделать полную металлизацию кроя/обшивки/головок винтов фольгой, выбрав какой-то вариант дек на стороне Cherchez la femme, а не с женщиной на стороне )), например Kits World.
Следующие варианты еще интереснее, но деки придется поискать (заказать), если самому не становиться П.Рубенсом )
И для любителей женщин, бикини и пляжного отдыха )
С базуками привлекателен такой вариант – декали с книжным изданием Kagero (http://www.aeroscale.co.uk/modules.php?op=modload&name=Reviews&file=index&req=showcontent&id=6717). Раритет, жаль что подобные книги уже «передаются» из рук в руки уже без дек … о которых и догадаться сложно, как о приложении к такой бумаге, по крайней мере на постсоветском пространстве.
Интересны и варианты камо в Никарагуа-Сальвадорских вариантах
Любопытно, отважится ли кто на раскрас такой рептилии ?
А в иных проектах уже б занялся вплотную двигателем и вооружением со съемными панелями. Еще была версия трофейного бреда, хотя бы израильского или более экзотичного … с крыльями (в т.ч. и «бумажный проект» Мустанга с крылом обратной стреловидности) от старых не нужных моделей с жестким старением, даже не знаю, чем так земля обетованная так связана с этим млекопитающим.
И не забудем про Энфорсера, которого не жалуют моделисты.
Далее уже присмотрел чешскую модель модификации Р-51Н в 48-м (Historic): чем-то нравится мне его необузданный профиль в таком исполнении.
- погружение в исторические вехи развития легендарного самолета и его конструкцию;
- понимание того, что если не желать собрать конкретную модель, то и писать о ней не стоит, глубоко копая, само собой разумеющееся);
- как обрабатывать материал, когда его много и как использовать для этого вдохновение;
- применил на практике некоторые методы сравнения чертежей (вложения в них пластика) в электронной форме;
- ознакомился с китографией модели и громадным арсеналом афтера на нее, осознав как это все можно классифицировать;
- выбрать определенные прототипы для дальнейшего воспроизведения;
- выделить направления развития следующих обзоров (модификации, предшествующие «дэшке», мне почему-то не нравятся дизайном), более симпатичны даже «Н» и эксперементалки. Скорее всего, воплощение в пластике различных безумных проектов уже будет связано с перепилами-конверсиями, а не просто склеиванием-осмотром деталей японских производителей …
Заключение
Tamiya представила миру один из лучших Мустангов P-51D в 48-м масштабе, но гоняться за ним для приобретения вовсе не обязательно, если у вас есть пластик от ІСМ или Hasеgawa, это вполне равноценные по классу и исполнению модели, разве, что из эффектной декали человечка с ружьецом Petti 2-nd (Hasеgawa тоже имеет вариант с такой декой в своей десятке китов). Вопрос оклейки металлом (фольгой) остается на усмотрение каждого, как и корректировка расшивки и доработка мелочевки. Возможно, цветовое рассеяние металла, лакокрасками Вы и добьетесь, но накладные листы обшивки, например на стабилизаторах, вряд ли, как внутренне-внешнюю клепку на закрылках, коль решитесь на такую степень детализации, не говоря уже о различных прорезях в местах узлов навеса управляющих поверхностей. Да и при желании изменить форму зализа крыла, например, на такую как на модификации Hasеgawa, также не обойтись без тонкого металла.
Несмотря не упрощенность деталировки в 48-м масштабе, Tamiya спустя даже 20 лет остается как на гребне волны, так и почти вне конкуренции, являясь бескомпромиссным образцом подражания, превосходя коллегу японца – Хасегаву в общей степени копийности и своего клона ІСМ. Может, уже пришло время выхода в свет модели новой ветки Мустангов в стиле Zoukei-mura ? И что мешает выпустить модификацию с без форкиля D-5 ? Народ тут требовал на примере:
http://scalemodels.ru/articles/4885-Tamiya-1-48-P-51D-5-NA-Mustang-44-13318-Frenesi.html
Кстати, приборную доску на D-5 делает A.M.U.R.Reaver № 4805 (http://www.hobbydelux.com/product/ar-4805/).
Все несущественные недостатки вполне устранимы, а вооружившись афтемаркетом и декалями можно сделать жеребца, практически, на любой вкус, доведя его родословную до еще большей стадии совершенства в эволюции, в уменьшенном виде, естественно … )
После эквивалента обзорной работы в несколько суток пришел черед взглянуть по-иному на свою давнюю поделку …
Если чего не учел иль где допустил оплошность, не обессудьте: Ваше право дополнить иль возразить, по крайней мере, за рамки обещанной концептуальности по анализу модели мне не удалось выйти.
Надеюсь, читающим было интересно, и после обзора поклонников Мустангов теперь станет, как минимум, +1, и мощность «табуна», т.е. сообщества, повысится еще на 0,7355 кВт ).
Легенды вечны …
P.S. Фотографиии литников модели предоставлены Андреем Кузнецовым (SilverGhost), остальное уже досматривал на собранной модели Tamiya и несобранном пластике ІСМ.
В завершение для эстетического наслаждения …
ИгорьКио в 12.10.2015 - 22:06 Тема: Tamiya 1/48 P-51D Mustang - ретроспективный обзор Правильно говорит: Е2С на фотографии (в полете) без форкиля - D-5.
По сему - stright the box не пройдет. Как сделать эту модификацию писали: http://scalemodels.ru/articles/4885-Tamiya-1-48-P-51D-5-NA-Mustang-44-13318-Frenesi.h tml |
antiob в 12.10.2015 - 22:12 По сему - stright the box не пройдет.
Да, теперь вижу... жаль, хотелось собрать этот набор без особой хирургии и при этом не красить полностью в металлик. |
ИгорьКио в 12.10.2015 - 22:18 без особой хирургии и при этом не красить полностью в металлик.
сложно сказать где собака изначально зарыта была: то ли деку на перспективу делали, что модель выйдет с килем иным, то ли случайность - не обратили внимания. Эксперты должны знать ) Но если хочется - преград никогда нет ) |
DmitryMff в 12.10.2015 - 22:48 ИгорьКио, если бы в моделизме была бы номинация на Нобелевскую премию, полагаю: ваш мануал вполне мог был бы выдвинут на ее соискание..
:roll: |
ИгорьКио в 12.10.2015 - 22:53 ИгорьКио, если бы в моделизме была бы номинация
:roll: да ладно, мерси ) на самом деле, я бы еще добавил материала толкового: совершенству ведь нет предела. а Мустанг "по полной" еще впереди на сборку - как афтер будет собран полезный ... |
ast55 в 13.10.2015 - 07:17 Тема: Tamiya 1/48 P-51D Mustang - ретроспективный обзор antiob
я как раз собираю LOU IV ..переделок не так много. Убрать форкиль, сделать другой прицел, приборку, изменить местоположение некоторых лючков. ИгорьКио ваш обзор просто монография. Серьезнейший труд. еще раз спасибо! |
борис в 28.07.2017 - 21:14 Тема: Tamiya 1/48 P-51D Mustang - ретроспективный обзор Игорь, титанический труд |
plata в 21.10.2018 - 22:39 Тема: Tamiya 1/48 P-51D Mustang - ретроспективный обзор Большое спасибо грамотный и максимально полный обзор коняки. Однозначно + |
Anonymous в 22.10.2018 - 07:03 Тема: Tamiya 1/48 P-51D Mustang - ретроспективный обзор Что еще можно добавить: у варианта Nooky Booky IV из набора Tamiya, очень мало общего с Nooky Booky II (кстати D-5), который изображен тут:
http://top.scalemodels.ru/images/2015/09/1443391983_12.jpg Это сильно разные машины :), и II вполне возможно принимала участие в одном из Frentic'ов. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Это я знаю, у меня такая коробка лежит. Просто коллега ast55 пишет, что модификация под эту деку не подходит...