Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Друзья, приветствую!
Думаю, что не сильно погрешу против истины, если скажу, что многие коллеги, почитатели автоклассики 30-40 гг. ХХ века, с большим удовольствием обзавелись бы добротными моделями ЗИС-101 и ЗИС-101А.
Это был первый массовый в СССР лимузин высшего класса. Машина красивая, элегантная и, несомненно, внушительная и представительская.
Ну что ж, издательство De Agostini в недавнем прошлом предоставило нам такую возможность, выпустив в серии «Автолегенды СССР» в м 1/43 эти солидные лимузины. Модели были (да и сейчас, наверное тоже) вполне доступны своей массовостью, в отличии от экзотической и дорогущей (и не очень достоверной, кстати) продукции «Херсон моделс» или «Уральский сокол». Но праздник, к сожалению, не состоялся. Не получились модели. Непохожими вышли. Недостатки и слабые места этих «машинок» всем, кто в теме, хорошо известны. Это и не очень качественные колёса, и чуть изогнутое ветровое стекло вместо плоского, и неверно расположенные фары, и примитивная, нелепо хромированная облицовка в модели ЗИС-101, и не совсем верная по геометрии крыша. По мелочи можно и кое-что другое набрать. Но всё эти досадные недочёты меркнут перед абсолютно неправильной формой передних крыльев. Вместо элегантной наполненности и специфической «надутости», характерной для форм прототипа, с моделей на нас смотрят недоразвитые, убого-понурые «лепесточки».
Возможно, что я несколько и утрирую, но факт безобразного искажения присутствует так сказать «на лицо», в результате, вместо узнаваемой модели великолепного ЗИС-101 мы созерцаем некий усреднённо-безликий, лупоглазый образ легкового лимузина середины 30-х.
С тех пор, как у меня появилась модель ЗИС-101А мне очень хотелось переделать, доработать модель. Но всё, как говориться, руки не доходили, да и к тому же меня долгое время не оставляла надежда на появление промышленной, доступной модели нового, «правильного» ЗИС-101. Но судя по всему, в ближайшие годы этим надеждам сбыться не суждено. Ожидаемая в 2016 году модель от ДИПа будет явно недоступна для моего кошелька времён нынешнего кризиса. А прибытие в коллекцию раннего, «сто первого» ЗИСа дало окончательный толчок к активным действиям. Работу над моделями начал с изменения формы передних крыльев. Варианты придания этим деталям правдоподобной формы были разные:
1. Наращивание крыльев горами шпаклёвки и последующая их обработка до необходимых обводов отпадают, ввиду общей грязности и «нетехнологичности» самого процесса. К тому же, на двух моделях (101 и 101А) достичь геометрического совпадения сложных форм крыльев с двойной кривизной ( 4 шт.) достаточно проблематично, да и эпоксидную пыль замахаешься глотать
2. Крылья решил отформировать (вытянуть на пуансоне) из 1-мм оргстекла. Материал для этих целей самый подходящий. Пластичный, хорошо вытягивается и принимает нужную форму при нагревании. После остывания делается достаточно твёрдым и прочным.
3. Но все крыло полностью делать нет смысла, т. к. его задняя и средняя (включая нишу запаски) «родные» части вполне копийны, пусть и с натяжкой; зачем же усложнять себе жизнь?
4. Заново изготовить следует только передне-верхнюю поверхность крыла и пристыковать полученную деталь к уже имеющейся (днище+ крылья), предварительно обрезанной части.
5. Нет смысла делать отдельно левое и правое крыло. Необходима только одна, универсальная, симметричная деталь, которую затем, методом подгонки можно установить как справа, так и слева, используя циакрин и шпаклёвку.
При изготовлении пуансона я применил навыки выдавливания самодельных фонарей для самолётов. В принципе, тоже самое, ничего нового. Делаем по чертежам формочку из плотного дерева (ножка старого стула или стола), с учётом толщины материала из которого будем выдавливать деталь. Весь процесс хорошо виден на фото. У меня, к сожалению, дерева нужной плотности под рукой не оказалось, пришлось работать с довольно некачественным материалом. Готовую форму покрыл лаком, о чём вскоре очень пожалел.
Пока шли подготовительные работы, откорректировал боковую кромку задних крыльев. Заодно обрезал выступающие «мешочки» ниш запасок. На прототипе они ни в коем разе не выступают за нижний край переднего крыла.
Выдавливание прошло более-менее успешно. Правда, не надо было покрывать лаком пуансон, в результате разогретое оргстекло просто прилипло к форме при попытке вытягивания. Само оргстекло является довольно хрупким материалом и легко трескается при незначительных усилиях на него. Но на помощь пришел циакрин. В общем, полученный результат можно считать успешным.
Части передних крыльев, выдавленные из оргстекла, оказались довольно тонкостенными деталями. Для страховки и усиления, изнутри наложен хороший слой двухкомпонентной шпатлёвки. Металлические кузова отмочены от краски нитрорастворителем, пластиковые – изопропиловым спиртом.
Детали загрунтованы. Очень много времени ушло на изготовление стыковой острой грани верхней линии передних крыльев. Она, эта грань хорошо просматривается на снимках прототипа в некоторых ракурсах. Сначала думал её проигнорировать, но потом всё же решился это сделать. Очень трудоёмкая и кропотливая операция оказалась. Опять пришлось буквально «вылизывать» поверхность крыльев.
Из тонкой профилированной фольги, которую мне любезно предоставил Валентин Мучичко (ака Savoya) я изготовил рифлёную поверхность подножек. Из пустотелых трубок сделаны каналы для осей.
Пора окончательно определиться с цветом моделей. После долгих колебаний выбор сделан. Ранний ЗИС-101 будет тёмно-синим. Более поздняя модификация ЗИС-101А обретёт бежево-песочный колер.
Облицовки радиаторов также подверглись глубокой переделке.
ЗИС-101А.
Заготовки для горизонтальных брусьев - дюралевые пластины толщиной 0,3 мм. Как по мне, то самый наилучший вариант. И красить потом не надо и необходимая жёсткость присутствует, хотя сначала думал использовать пластик.
18 (как и положено) готовых пластин разделены прокладками необходимой толщины, окрашены с обеих сторон чёрной краской и склеены прямо в «скелетике» передка. Сама пластмассовая передняя часть максимально выбрана от лишнего пластика и сточена изнутри до максимума. Центральная перемычка была сначала отпилена тонкой пилочкой, сточена до самой тонкой толщины и вклеена на место.
Разобравшись с облицовкой ЗИС-101А, я приступил к не мене сложной переделке этой же детали у предшественника – ЗИС-101.
1. Деталь облицовки изготовлена из двух половинок. После долгих прикидок и промеров выбран наиболее удачный донор – это модель самолёта Р-40В/С в 72 масштабе от фирмы «Звезда», вернее две верхние половинки крыльев, ещё точнее корневые фрагменты этих крыльев, профиль которых очень близок к плавной кривой, образующей линию передка ЗИС-101.
2. От родной детали передка остался только контур, всё лишнее убрано. К сожалению, в этом процессе пришлось пожертвовать родным хромом.
3. Центральным, соприкасающимся частям двух половинок придана очень плавная кривая, они склеены вместе временно, для проверки угла соприкосновения и правильности общей формы. Заодно проверяем, совпадают ли линии центральных кривых по целой, контрольной детали.
4. Во избежание поломки и разрушения достаточно хрупких деталей усилил их с «изнанки» хорошим слоем двухкомпонентной эпоксидной шпаклёвки.
5. Теперь при помощи дюралевого лекала и тонкой, острозаточенной иглы «прочерчиваем» вертикальные линии. Сразу предупреждаю, процедура кропотливая, нелёгкая, требующая терпения и усидчивости. Главный фокус в том, чтобы не сделать эти линии слишком частыми (хотя того требует копийность) - пластик может просто разрушиться. Оптимальный шаг – 0,3–0,4 мм. Естественно, во всём процессе постоянно применяется и наждачка.
6. После работы тонкой иглой углубляем бороздки более толстым инструментом («цыганская» игла), для создания глубокого рельефа. По окончании, капитально склеиваем детали.
7. После хорошей просушки и усиления центрального шва изнутри, деталь долго и упорно обрабатывается и обтачивается, пока не впишется по контуру на положенное её место.
8. Готовую деталь облицовки задуваем из аэрографа полублестящей чёрной краской, затем поверху с расстояния 25-30 см на малой подаче воздуха слегка «проходимся» краской Хром-сильвер, для того, чтобы выделить выступающие части облицовки, углубления при этом остаются зачернёнными, создавая нужную тень.
9. Из пластинок тонкого обожженного (для мягкости) дюраля сформированы одна вертикальная и необходимое число горизонтальных брусьев.
Приборные доски оформлены имитацией под дерево дорогих сортов. Панели приборов взяты от ЗИС-Спорт от НАП. Рулевые баранки – тонкая проволока.
Теперь салоны.
ЗИС-101. При тёмном цвете кузова, естественно, салон хочется сделать посветлее, чтобы он не терялся в глубине кабины. Для данной модификации автомобиля выбрана холодная гамма светло-серо-голубого (намешан самостоятельно) и молочно-зеленоватого (Humbrol Matt 23) оттенков. Страпонтены оставлены в разложенном виде. Остекление из перегородки убрано. Будем считать, что стекло опущено. Рулевое колесо окрашено в блестящий тёмно-коричневый цвет.
ЗИС-101А. Бежевый цвет лимузина так и просит мягкие, южные оттенки салона. Тоже сочетание двух цветов. Основной – это Afrika-braun от Revell. Нарядная верхушка сидений и подлокотники - Matt 35 от того же производителя. Сложенные страпонтены заимствованы от модели ГАЗ (ЗИМ)-12. Стекло в перегородке тоже опущено.
Колёса и выхлопная система на днище моделей тоже взяты от модели ЗИС-Спорт от НАП. Для оформления моделей использованы декали от «Моделлюкс». Вот, что получилось в итоге.
Конечно, многого не сделано. Крыша осталось недоработанной, но для её переделки нужен был глубочайший и долгий перепил моделей, который бы вылился, скорее всего, в неоконченный долгострой. Да и передние крылья, из-за которых всё и затевалось так и не обрели 100%-й копийности, хотя вышли, как по мне на твёрдую «4». С удовольствием отвечу на вопросы.
Спасибо!
olten в 03.07.2015 - 17:41 ...Жаль, остались щели между кузовом и крышей. Эти щели очень бросаются в глаза, особенно на светлой машине.
Да, Александр, к сожалению есть такая недоработка. И если на тёмо-синей модели этих щелей практически нет, то на бежевом ЗИСе они есть и на светлом фоне заметны. Как ни странно, но когда подгонял детали до грунтовки-покраски всё было в порядке. А вот после... Видимо сам того не замечая, я при покрасочных работах слегка деформировал среднюю, металлическую часть кузова :sad: И при окончателном соединении деталей так и не смог добиться плотного их прилегания :neutral: Спасибо! |
Usatiymen в 08.07.2015 - 17:50 Тема: Доработка Автолегенды СССР 1/43 ЗИС-101 и ЗИС-101А - Реабили Великолепные автомобили! Доработка мастерски выполнена! |
olten в 08.07.2015 - 18:21 Тема: Re: Доработка Автолегенды СССР 1/43 ЗИС-101 и ЗИС-101А - Реа Великолепные автомобили! Доработка мастерски выполнена!
Благодарю! :wink: |
Anonymous в 21.01.2016 - 16:20 Тема: Доработка Автолегенды СССР 1/43 ЗИС-101 и ЗИС-101А - Реабили Не увидел статью раньше.. Исключительно красиво получились. Поздравляю! |
olten в 21.01.2016 - 19:22 Тема: Re: Доработка Автолегенды СССР 1/43 ЗИС-101 и ЗИС-101А - Реа Не увидел статью раньше.. Исключительно красиво получились. Поздравляю!
Спасибо, коллега! :smile: |
Сарычев_Роман в 13.03.2018 - 14:41 Тема: Доработка Автолегенды СССР 1/43 ЗИС-101 и ЗИС-101А - Реабили Как-то я пропустил эту статью! Замечательная работа! Спасибо за информацию! |
Ltl в 13.05.2019 - 15:45 Работа действительно замечательная Олег (и большая очень) но... вот тут-то и вызывает недоумение невыпрямленное лобовое стекло. Что-что, а это (на мой взгляд) сделать было бы куда проще, чем вживление имплантантов крыльев, а стекло первым делом само "лезет" в "глаз" зрителя... |
Bubnov в 13.05.2019 - 16:48 . Что-что,........а стекло первым делом само "лезет" в "глаз" зрителя...
Ну да, после четырех лет разглядывания ..... |
Ltl в 13.05.2019 - 23:45 Автомобили - не моя тема (и еслиб автор сам не написал про стекло я и не знал бы про него :wink:) ... но тут, случайно увидев краем глаза такую красоту просто не смог не рассмотреть её подробно. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Жаль, остались щели между кузовом и крышей. Эти щели очень бросаются в глаза, особенно на светлой машине.