Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Собрал и сфотографировал модель японского тяжелого крейсера "Тоне"(Tone). Корабль показан на 1944 год. Модель выпускается фирмой Tamiya. Собирал с перерывом чуть более четырех месяцев, закончил в майские праздники 2012года
Прототип модели – крейсер «Класса А» «Тоне». Заложен на верфи «Mitsubishi» в Нагасаки 01.12.1934 года. Спущен на воду в ноябре 1937 года, укомплектован в ноябре 1938 года.
Корабль можно условно отнести к классу «Вашингтонских крейсеров». То есть крейсеров, характеристики которых были определены Вашингтонской конференцией 1922 года, к которой присоединилась и Япония. Причем, сами японцы придерживались собственных наименований (термины «тяжелый» или легкий крейсер ими не применялись), «Крейсера класса А» и «Крейсера класса Б». По европейским и американским меркам – это и были Тяжелые и Легкие крейсера соответственно.
Крейсеры типа «Тоне» проектировались и закладывались в обстановке, когда Япония уже исчерпала отведенные ей лимиты для строительства крейсеров, водоизмещением до 10тыс. тонн и вооруженных 203 мм артиллерией главного калибра (тяжелых крейсеров или крейсеров «класса А»), а строить она хотела именно такие крейсеры. Чтобы уйти от формального нарушения условий соглашения японский Морской генштаб принял решение о строительстве в рамках так называемых «Программ замещения флота», которые предоставляли Японии возможность замены старых легких крейсеров с общим водоизмещением 50955 тонн новыми легкими крейсерами («крейсера класса Б»), водоизмещением 8500 тонн. Первые четыре (типа «Могами») были заложены по программе 1931 года, а «Тоне» и «Чикума» по программе 1933 года. Главный калибр этих кораблей был предусмотрен в 155 мм. При этом крейсера типа «Тоне» и «Могами» сразу проектировались с возможностью замены этих орудий на 203 мм. Что и было сделано японцами при первой возможности, когда они отказались от дальнейшего участия в ограничении морских вооружений в 1937-м году. И крейсер «Тоне» был достроен уже с 203 мм орудиями в четырех башнях. При этом его название соответствовало крейсеру класса Б (именно крейсерам этого класса присваивались названия по именам рек, а Тоне – это река протекающая севернее Токио).
Крейсера этого типа довольно существенно отличались от своих японских одноклассников. Все башни ГК были сосредоточены в носовой части корабля, машинное отделение более сдвинуто в корму, корма занята только авиационным вооружением. Это позволило иметь на борту 8 легких разведывательных гидропланов и сделало Тоне и Чикуму наиболее подходящими для использования в составе ударного авианосного соединения. С учетом всех характеристик, многие специалисты оценивали их как наиболее сбалансированные и удачные тяжелые крейсера японского императорского флота.
Модернизироваться крейсер начал с 1942, в основном усиливалось зенитное вооружение, устанавливалось радиолокационное оборудование. Более серьезную модернизацию прошел в 1943 году во время ремонта Куре. До конца войны многократно усиливалось зенитное вооружение, менялся состав авиагруппы.
Полное водоизмещение Тоне на момент сдачи составляло 15 200 тонн, длина 201 м, ширина 19.4м. Скорость хода 35 узлов. Вооружение на 1944 год составляло 8- 203 мм орудий, 8-127мм, 52-25мм зенитных автомата в 3-х, 2-х и одноствольном исполнении, имелось 12 -610 мм торпедных аппарата. На борту находилось по разным данным четыре или пять гидропланов. Тип тоже различными авторами указывается разный. Сам производитель дает 5 гидропланов марки Aichi E13A «Jake», я же посчитал, что более правильно будет сделать четыре гидроплана , один из которых должен быть F1M2 «Pete».
Крейсер очень активно участвовал в морской войне на Тихом океане. Во многих случаях именно гидропланы этого корабля или однотипной Чикумы начинали операции японского флота, разведывая обстановку и наводя свои корабли и авиацию на цели. Так например было при нападении на Перл-Харбор, или потоплении английских тяжелых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл». Так же Тоне участвовал во вторжении на о.Уэйк, Новую Гвинею, нападении на порт Дарвин и вторжении на о.Ява, в битве у Мидуэя, вторжении на Алеутские о-ва, битве в Филиппинском море, и заливе Лейте, у о.Самар участвовал в потоплении «Гамбиер-Бэя». Погиб крейсер от авианалетов американской палубной авиации 24 июля 1945 года близ Куре.
Использовал литературу: книгу "Японские тяжелые крейсера» С.Сулиги, чертежи «Тоне» Профили морские, книгу и чертежи издательства Kagero из серии 3D, Тамиевские книги по элементам японских боевых кораблей, что-то находил в Интернете.
Использовал, кроме самой модели:
Это моя первая модель от Tamiya. Мне понравилось их качество - после Trumpeter, особенно. Но после Aoshima и Hasegawa не понравилось членение корпуса по горизонтали. Хотя щель была небольшой, но устранять ее было довольно сложно с учетом рельефа корпуса.
При этом отличная сходимость надстроек и других элементов. Детали отлиты почти без облоя, есть очень тонкие элементы. Плюс с моделью идет небольшой, но полезный набор травления. Причем он сделан и с прицелом на Чикуму, остались лишние элементы. Очень хороши башни ГК.
Собирать модель в «изкоробочном» виде я не собирался изначально, но начинал я работу сильно рассчитывая на использование набора Yankee Modelworks, но он моих надежд не оправдал. Я смог использовать не более 30 процентов деталей из него.
-Во первых, видимо, чертежи по которым делали свои модели американцы и японцы – были совершенно разными. Начиная от длины корпуса, и заканчивая устройством мачт и надстроек. При этом само травление достаточно «толстое», хотя за счет этого и достаточно крепкое. Но есть в этом наборе несколько элементов, которые значительно украсили модель, а изготовить их самостоятельно так же аккуратно – было бы для меня сложновато
-Во вторых, некоторые пластиковые элементы Тамии с их же травлением, были намного лучше чисто травленных деталей Yankee Modelworks
В результате: мачты.- нижние части из набора, верхние из латунных трубочек и травления., надстройка – пластик с окнами Рэйнбоу и элементами травления и смолы от разных производителей, дымовая труба – тоже «солянка», а кое что и самодел. Катапульты собраны частично из Yankee Modelworks, а верхняя часть – Tamiya. Ну и так далее..
При этом создавали определенную сложность расхождения м-ду чертежами и мнениями различных авторов, с учетом того, что фото этих кораблей сохранилось довольно мало, то сложно было определиться.
Одна из самых нудных работ была – наклейка латунных нащельников на линолеум палубы с предварительным удалением имевшихся пластиковых имитаций нащельников.
Поставил заглушки на большую часть иллюминаторов( японцы их почти все заварили после 1942 года), причем иллюминаторы двух диаметров ну и заглушки пришлось искать и ставить разные.
Размагничивающий кабель самый лучший оказался у Альянса, там поперечные крепления отгибаются поверх тела кабеля и выглядят очень рельефно, хотя работы с ним больше..
В процессе я много экспериментировал с зенитной артиллерией. Зенитные 25мм автоматы применил 4-х производителей. Вывод (мое мнение) наилучшими оказались:
Самые непонравившиеся – 3х ствольные от Voyager. Хотя в наборе и смола и травление, но травление очень не удачно спроектировано, не держится при сгибании, плохо встает на смолу и т.п, а указанных в инструкции сидений наводчика вообще не оказалось, пришлось делать самому. В результате я их все же собрал, заменил все стволы на точеные и решил, что трех стволок от Вояджера больше использовать не буду.
Дольше всего собирал носовую надстройку. Там сзади такое оказалось накручено.. Из пластика это смотрелось грубо и не полно, вот я и сделал из трубочек, проволочек, «крестиков» от разного травления. Но результат меня порадовал.
Радар на фок мачту по размеру самый правильный оказался у Томс моделуоркс, поставил его, у Нати тоже только он точно подошел.
Снарядные ящики частично травленные, частично смоляные от нового японского производителя Ишиды, его же часть вентиляторов на палубе.
Почти вся смоляная «мелочевка» от Ветерана – тут он вне конкуренции, хотя лампы и малые (до 90 см) прожектора у Файн молдс не хуже.
Очень понравился набор для гидропланов от Рэйнбоу, чего там только нет и фонари кабин из травления для всех моделей японских самолетов, и «внутрянка кабины и сиденье пилота и пулемет стрелка для задней полусферы и растяжки и имитация «звезды» двигателя и т.д, и т.п.Не все смог попробовать, все использовал только на биплане. Ну в следующий раз..
Растянул почти весь такелаж стальной японской нитью 0,1 мм (специально для 1/350). Мне понравилось. Купил и более тонкую для 1/700, но тонковата, хотя можно для обозначения разных толщин тросов. Самые длинные части растянул белорусской эластичной нитью. Еще часть такелажа тоже из металла от Allians Modelworks.
Смывку делал Тамиевской эмалью Дым., специальную Тамиевскую смывку, она уже разведена для работы, почти не использовал.
Деколи в основном Альянсовские, не знал, как написать хироганой название на корму, написал им (в Alliance Modelworks)– они в течение суток ответили и вот уже и название на корме. Сигнальные флаги тоже их.
Почти все цвета – Тамия, GSI Creos- палуба
Моряки пяти фирм из семи разных наборов: Л арсенал, Гоффи моделс, Фуджими, Тамия, WMM. Раскрашивал сам, если заметили, то они двух видов -офицеры и моряки.
В общем сборка далась не легко. Но модель очень понравилась и сам корабль интересен. По-моему, эта модель подойдет и для начинающих, и для опытных моделистов, смотря какого результата, планируется достичь...
Это моя седьмая модель. Спасибо за советы более опытным коллегам.
PS Недостатки в модели есть. и исполнительские, и исторические, возникли они по разным причинам, хотя я и старался их избежать.. Постараюсь улучшать качество работ в следующих моделях.
PPS Следующим будет HMS Repulse.
Ares в 12.06.2012 - 15:56 Большое спасибо, уважаемые коллеги за ваши отзывы, мне как автору очень приятно, что Вам понравилось. Хочу поблагодарить Юрия Саламатина за творческую помощь в обработке фото.
PS Михаил, если будут вопросы при строительстве, с удовольствием помогу. |
kambat в 18.06.2012 - 15:07 Модель отличная,даже все сигнальные огни присутствуют.Идея с сигналами на мачте хороша,сам хочу поднять на"Аризоне"подобный сигнал,если не секрет,что означает и где раздобыли значение сигналов?
Единственное что смутило так это пустые вьюшки,я намотал бы тросы.Сроки так же просто убили на повал :shock: |
Ares в 18.06.2012 - 15:19 Модель отличная,даже все сигнальные огни присутствуют.Идея с сигналами на мачте хороша,сам хочу поднять на"Аризоне"подобный сигнал,если не секрет,что означает и где раздобыли значение сигналов?
Единственное что смутило так это пустые вьюшки,я намотал бы тросы.Сроки так же просто убили на повал :shock: Спасибо за отзыв. По вопросам: Декали для флагов брал тут http://www.am-works.com/store/decals-c-5.html?osCsid=ds5kddmdieltc9p166c7c6jlm2, на их блоге есть варианты сигналов. И еще информация из набора Рэйнбоу (сами флаги плохие, а виды сигналов пригодились). Сигналы означают: на одном борту - "Тоне", на другом - "все самолеты в воздух". На всех вьюшках (кроме одной) намотан трос (покрашенная проволока 0.2 мм). Причем покрашено в разные цвета, в зависимости, что на вьюшке было.. :???: наверное не очень хорошо видно.. |
kambat в 18.06.2012 - 16:14 На всех вьюшках (кроме одной) намотан трос (покрашенная проволока 0.2 мм). Причем покрашено в разные цвета, в зависимости, что на вьюшке было..
:oops: сори сейчас разглядел |
Ares в 25.06.2012 - 17:18 Тамия начала продавать Чикуму на 1939 год http://www.1999.co.jp/eng/10183396 , а тут моделист вовсю переделывал Тоне 1944 в Тоне на 1939г. http://www.shipmodels.info/mws_forum/viewtopic.php?f=59&t=82230, немного не дождался, а так малой кровью получил бы искомое, кстати очень красивый классический (без радаров, 25 мм одностволок..) японский тяжелый крейсер. Его бы тоже собрать, но ставить некуда будет :cry: |
айк в 13.10.2012 - 16:10 Отличный корабль!!! Качественная работа, молодец!! Тоже очень хочу собрать такую модель! У нас в Киеве появился в продаже его двойник, Чикума. Долго на него засматривался, хорошая модель!! Но пока чувствую маловато опыта для него! Пока потренируюсь на "кошечках" ))). |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Низкий поклон автору!
С уважением, Павел.