Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya

 Японский тяжелый крейсер "Maya" типа "Takao" или "усовершенствованный Myoko" здесь представлен на период июль-октябрь 1944 года. Модель собиралась мной в феврале 2011 года.

 

Об историческом прототипе

Тяжелый крейсер строился: корпус – на верфи Кавасаки, механизмы – в Кобе. Номер на верфи 550. Во время постройки имел условное обозначение: крейсер "класса А" №11. Стоимость корабля оценивалась в 28,37 млн. йен. Название получил в честь горы в префектуре Хиого. Сдан флоту 30 июня 1932 года.
До начала войны и во время нее корабль многократно модернизировался на верфи флота в Йокосуке.
В ходе войны принимал активное участие в боевых действиях на всем тихоокеанском театре, многократно открывая огонь по целям всеми имеющимися средствами.

Перед сборкой

Имеем:

  • модель тяжелого крейсера "Maya" в комплекте с небольшим набором фототравления;
  • набор фигурок японских матросов в рабочих одеждах от Fujimi;
  • черные нейлоновые нитки;
  • краски Revell и Tamiya;
  • леера Aber;
  • остатки литников и фототравление Hasegawa для IJN (QG 35, 72135);
  • вспомогательные средства.


Рабочая литература.

  • Сулига С. "Японские тяжелые крейсера. Том 1"
  • Сулига С. "Японские тяжелые крейсера. Том 2".
  • Журнал из серии "Война на море" №26: Тяжелые крейсера Японии.
  • Иллюстрированная энциклопедия "Крейсера Второй Мировой. Охотники и защитники."
  • Википедия. 

Сборка

Использовавшаяся краска и места ее применения.

  1. Revell эмаль №4 – одежды фигурок матросов;
  2. Revell эмаль №8 – снаряды в руках фигурок матросов и верхние части грот-мачты и дымовых труб;
  3. Revell эмаль №15 – передние кромки крыльев гидросамолетов;
  4. Revell эмаль №35 – кисти рук и головы фигурок матросов;
  5. Revell эмаль №37 – от ватерлинии и ниже;
  6. Revell эмаль №90 – всё остекление;
  7. Revell эмаль №94 – винты;
  8. Revell эмаль №314 – тенты катеров, внутренняя часть шлюпок и основания пушек ГК;
  9. Revell эмаль №363 – гидросамолеты E13A1 тип 0;
  10. Tamiya акрил XF-56 – рельсы и радары №13 и №21;
  11. Tamiya акрил XF-77 – всё, что серое;
  12. Tamiya акрил XF-78 – палуба на катере с правого борта под краном;
  13. Tamiya акрил XF-79 – палуба, покрытая линолеумом.


Корабль

Корпус корабля собирается по шпангоутной системе.
Чтобы состыковать кормовую часть палубы и корпус пришлось немного повозиться.
Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya
Также на фото торпедная палуба с запасными торпедами, которая во время сборки будет закрыта другой палубой.

В основания барбетов башен ГК вставляются полиэтиленовые втулки, внутрь которых в свою очередь вставляются башни ГК. Сами башни ГК имеют внутри перекладину, за которую цепляются захватами орудия ГК. Башни и орудия ГК остаются подвижными. Все орудия ГК поднимаются и опускаются независимо друг от друга, при чем максимальный угол возвышения орудий на модели равен историческому прототипу - 55 градусов.
Торпедные аппараты, вспомогательная артиллерия и катапульты у некоторых производителей моделей тоже снабжаются втулками, но здесь этого нет. Они зафиксированы.
Щиты трехствольных 25-мм автоматов из фототравления, которым базово комплектовался корабль.
Были небольшие сложности при работе с цитаделью. Не совсем хорошо продумана установка монолитной зенитно-прожекторной платформы в районе дымовых труб. На фото она только-что установлена и еще не окрашена.
Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya

Доработки

Леера.
Всё леерное ограждение нарезал и устанавливал по факту. На бортах шел по принципу зеркального отражения.

Зенитное вооружение и радары.
А)
В ходе большой модернизации исторического прототипа в декабре 1943 года – апреле 1944 года, находясь в сухом доке №4, "Maya" был переоборудован в крейсер ПВО. В ходе нее самым отличительным признаком был демонтаж поврежденной башни ГК №3. На ее место были установлены 2х2 127-мм универсальных без щитовых орудия. Были также заменены 4х2 120-мм щитовых универсальных орудия на 4х2 127-мм универсальных без щитовых орудия, установлены 9х1 25-мм автоматов и 36х1 съемных 13-мм пулеметов.
В ходе последней модернизации и ремонта конца июня 1944 года после операции "Сё", на крейсере добавили 18х1 25-мм автоматов (14 + 4 съемных). Все пулеметы сняли. Также установили радар ПВО №13 (еще его называют "тип 13") сзади фок-мачты.
Б)
По наличию радаров и одноствольных 25-мм автоматов обнаружил, что модель корабля "без времени". Полное отсутствие 25-мм автоматов и 13-мм пулеметов. Были только 13х3 25-мм автоматов. На изображении корабля на коробке радар №13 есть.
В книге Сулига С. "Японские тяжелые крейсера. Том 2" нашел вид сверху чертежа корабля на апрель 1944 года и на август 1944 года с указанием расположения 25-мм автоматов и радара №13. Принял решение собирать модель с видом после последней модернизации. Вооружившись этим материалом, я просверлил отверстия d = 1 мм дрелью на батарейках от Tamiya в нужных местах и установил одноствольные 25-мм автоматы, оставшиеся от моделей Hasegawa. Радар ПВО №13 сзади фок-мачты выполнен из фототравления Hasegawa для IJN (QG 35, 72135).

Экипаж.
Фигурки японских матросов в рабочих одеждах от Fujimi мне достались внутри базовых комплектов линкора-авианосца "Ise" (1 набор) и линкора "Fuso" (2 набора: 1 – в рабочих одеждах и 1 – в парадных одеждах). В отличие от фигурок от Tamiya, фигурки от Fujimi не плоские. Устанавливал почти спонтанно – было бы странно видеть артиллериста на месте сигнальщика и наоборот. В руках матросов, находящихся возле двуствольных 127-мм универсальных орудий, снаряды. У сигнальщиков биноклей нет. Фигурки не были изначально покрашены и окрашивались мной вручную. Кисти рук тоже окрашены.
Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер MayaAoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер MayaAoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya
На правом фото частично виден носовой торпедный аппарат левого борта и полностью готовая зенитно-прожекторная платформа.

Флагшток.
Кормового флагштока у корабля нет. По аналогии с другими кораблями установил флагшток в верхней части грот-мачты из подручных материалов. Флаг от Fujimi.
Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya

Каюсь. Малость промахнулся не установив 1 кормовой сбрасыватель для глубинных бомб. Он должен находиться на юте в продольной оси корабля.

Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер MayaAoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер MayaAoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya

Судьба исторического прототипа

По иронии судьбы корабль ПВО погиб не от авиации, а в результате атаки из под воды в 7:05 23 октября 1944 года к северо-западу от о. Палаван (юго-восток Южно-Китайского моря). Став жертвой американской подлодки SS-247 "Dace", которая "всадила" в 6:56 ему в левый борт 4 торпеды Mk 14 от цепного ящика до грот-мачты. Роковой для корабля стала 2-я торпеда, попавшая в основание башни ГК №1 и вызвавшая пожар. Через 9 минут (по другим источникам 10 минут) после торпедирования, в результате взрыва от пожара погребов башен ГК №1 и №2, корабль перевернулся через левый борт и затонул. Из 1105 человек экипажа погибло 336. Все спасенные были переданы на линкор "Musashi", который сам в свою очередь позже подвергся массированным атакам американской авианосной авиации и в итоге сам был потоплен. В ходе этих атак экипаж "Maya" сократился еще на 134 человека. Среди этих погибших оказался командир "Maya" Ранджи Ое (в командовании кораблем с 26 декабря 1943 года по 23 октября 1944 года). Итого погибших 470 человек.

 

» Информация о статье
YuraVS в 08.04.2011 - 10:27
Тема: Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсе...(#3977) - обсуждение

Спасибо за статью! ИМХО это первый собранный пятибашенник в ру-нете. Очень красивый корабль. Мечтаю собрать хотя бы по одному каждого типа (Миоко, Такао, Могами, Тоне)...
По модели - хорошо, ровно покрашено, но мало такелажа и изкоробочная деталировка. Стеньга на Грот-мачте как-то неровно получилась - единственный безоговорочный косячок.
Наверное, не стоит уже на этом корабле ничего править, но на будущее (знаю, что автор планирует собирать другой японский ТК) хочу дать несколько советов:

По мат.части - есть очень хорошая книга "Japanese Cruisers of the Pacific War" Эрик Лакруа и Линтон Веллс. Собственно, книги Сулиги - сокращенный перевод этого издания с существенно уменьшенной графической частью.
Есть еще Anatomy of the ship Takao - там можно посмотреть чертежи отдельных элементов корабля.
Есть еще большое количество поляцких альбомов разного качества. Ну и тамиевские альбомчики со скетчами уздлв и элементов японских кораблей - vol1, vol2.

Для японского крейсера 44года в модели надо было бы добавить обмотку размагничивания (degaussing cable) и большую часть иллюминаторов закрыть круглыми блинами - заглушками.
Зря используете одни и те же леера по всему кораблю - у японцев в зависимости от места расположения они были трех видов: на корпусе вдоль борта- похожие на Ваши - большой шаг стоек, две цепочки. На первом ярусе надстроек - две цепочки, но шаг стоек примерно в полтора раза меньше. На верхних ярусах надстроек - трубчатые, в две трубки, шаг стоек такой же, как у рейлингов на первом ярусе надстроек. Ну и при расстановке лееров надо стараться, что бы в "переломе" направления леера была стойка, а то у Вас кое-где перелом идет по цепочке.

Стволы 25мм автоматов все же должны быть темнее основного серого - ближе к ганметал-у

Показалось странным размещение 2-х 25мм автоматов на крыше кормовой возвышенной башни - нигде на ТКр такого не видел.

Заметно отсутствие бинокуляров и прочих биноклеобразных директоров на мостике корабля.

По покраске
Попробуйте натирать рифленые участки металлической палубы тамиевской пудреницей (или тертым графитом) - будет немного другой тон, и палубы не будут сливаться с надстройками и трубами.
Переплет на остеклении мостиков категорически нужен. Без него некрасиво. Красить его лучше через маски аэрографом - будет четкая граница цвета.
Мелкие детали (мсамолеты, шлюпки) лучше красить тоже аэрографом с масками. На маленьком самолете особенно заметна кривая краница остекления фонаря и темно-зеленого цвета. Если получится на фонаре еще и переплет через маски надуть ровно - вообще шикарно будет.
Если рельсы на полетной палубе не меняете, то есть хороший способ придать им металлический блеск - берете простой карандаш мягкий с тупым грифелем. На грифеле делаете ножиком небольшую канавку(только что бы карандаш с рельса не соскакивал) и проводите карандашом вдоль покрашенного в серый рельса.

По самолетикам - если в наборе нет лопастей, и нет травленых пропеллеров - можно вытянуть тонкий литник и нарезать из него одинаковых стерженьков по длине лопастей. И вклеить в кок. Будет лучше, чем самолет без пропеллера;)

По афтермаркету - для тяжелых пятибашенников есть очень хороший набор от WEM - для типа Такао. С некоторыми оговорками большую его часть можно применить почти ко всем японским ТКр.
А вообще, Аошимовский тип Такао - это огромное поле для доработок. И при том этот набор далеко не дрова - основные детали очень хороши - надо только добавить мелочи (вент.грибочки, бинокуляры, зенитки, травление - и будет конфетка. однозначно.
Ralf1985 в 08.04.2011 - 10:43
Тема: Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya
Классная работа! Очень даже всё на уровне сделано! Молодец! Мне нравится! Только вот фотографии многие слишком тёмные и не всегда можно что-либо рассмотреть. Мои поздравления с дебютом!
mikst в 08.04.2011 - 10:47
красивый корабль... набор достаточно дорогой, поэтому стоило, наверное, доработать артиллерию, особенно 25 мм... уж очень они крупноваты... травление тоже можно было поискать... модель смотрелась бы выиграшнее...
Гудзоныч в 08.04.2011 - 12:28
Тема: Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсер Maya
Понравились и модель и корабль в целом. Фотки темноваты (уже говорили), не оч понравилось остекление рубки (не оч аккуратно как то), ну и, имхо, с решетками на трубах и прожекторами можно было поработать. Тем неменее красиво.
U-boot в 08.04.2011 - 18:16
Спасибо за комментарии.

Очень сомневаюсь, что в будущем буду еще покупать корабль типа "Takao". Этого хватит. А вот крейсер "Mikuma", когда он еще был легким крейсером, от Tamiya есть у меня в коробке.

Про стеньгу: Так было у Aoshima, а я недосмотрел.

Про 25-мм автомат на башне ГК №3 (бывшая №4) и цвет 25-мм автоматов: Правый автомат на башне поставили еще во время большой модернизации в крейсер ПВО к апрелю 1944 года, второй, который с фигуркой - в конце июня 1944 года. Обычно 25-мм автоматы я крашу в Tamiya XF-56, а тут решил не выделять.

Про отсутствие стоек директоров: такая разработка. На линкоре "Конго" этой же фирмы эта оптика не только есть, но и разделена на сам прибор и, собственно, стойку прибора.

Рельсы на полетной палубе красил краской Tamiya XF-56 - серый металлик.

Про фотографии:
Сам по себе корабль темно-серый. Изначальные фотографии были гораздо темнее. Комната освещена 5 лампами по 75 Вт. Темный палубный линолеум сильно затемнил корабль. У меня есть легкий крейсер "Kuma". Там палубный линолеум окрашен светлее и корабль смотрится по другому, хотя цвет краски бортов и надстроек тот же: Tamiya XF-77.

Для Ralf1985:
[url=http://postimage.org/image/sib6udxg/][/url]
Фото не слишком четкое, но думаю ответ вполне понятен. Это в моей комнате. На заднем плане Андреевский флаг. Здесь только крупные модели. Многие ранние модели нуждаются в переработке. Когда долго варишься в "собственном соку" это не удивительно.
Много мелочевки стоит отдельно.
YuraVS в 09.04.2011 - 21:52
Правый автомат на башне поставили еще во время большой модернизации в крейсер ПВО к апрелю 1944 года, второй, который с фигуркой - в конце июня 1944 года.
Ясно. Согласен. Просто очень специфичное решение. На других крейсерах такого ведь не было?
U-boot в 10.04.2011 - 10:15
Просто очень специфичное решение. На других крейсерах такого ведь не было?
Я пролистал все имеющиеся материалы и мне больше не попадались на глаза фотографии японских крейсеров с зенитками на башнях ГК.
Димарик в 14.04.2011 - 13:34
Тема: Aoshima 1/350 Японский тяжелый крейсе...(#3977) - обсуждение
Всетаки у японцев очень красивые корабли! Поздравляю Вас, отлично смотрится, правда не окрашенное остекление, как уже сказали выше, действительно бросается в глаза.Но в целом очень красиво.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy