Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Декаль на этот самолет была нарисована почти год назад. Летом прошлого года она уже поступила в продажу… Спрашивается, отчего так долго я не писал на нее обзор? На это есть две причины…
Во-первых, я рассчитывал написать обзор, когда выйдет из печати ресайз этой декали в 48ом масштабе. Тогда я еще не знал, что из-за большой загруженности Authentic Decals другими новыми декалями печать в 48ом запланирована на эту весну. Во-вторых, почти сразу я приступил к работе над декалью на А-20 «Бостон», потому, скажем прямо, был несколько занят. Но вот уже и на «Бостон» декаль вышла и требует своего обзора, потому я и решил, что дальше тянуть с обзором не стоит.
В отличие от ЛаГГ-3, декаль на который я рисовал перед этим, работа над британцем была несколько проще. Во-первых, матчасть менялась не существенно, потому не приходилось уделять много внимания мелочам, присущим конкретной модификации. Кроме того, британцы имели два стандартных варианта камуфляжа (зелено-коричневый и серо-зеленый), а также их зеркальную схему, которая в работе над декалью нам не попалась.
Нужно также добавить, что материалов по Hurricane II b вполне достаточно. И в большинстве случаев недостатка в фотографиях мы не испытывали. А вот боковики, которых также немало, в основном скорее мешали, чем помогали. При работе неоднократно приходилось сравнивать фото с боковиками и вылавливать неточности. Потому, чтобы не тратить время я старался сразу работать с фотографиями, и лишь в тех случаях, если что-то в них было трудно определить, прибегать к помощи боковиков. А в одном случае, так вообще нам не удалось получить фотографий от их владельца, потому пришлось полностью полагаться на боковик.
Чем усложнилась работа, так это тем, что советские механики закрашивали британские обозначения и кокарды, кто на что горазд. Учтите и тот момент, что цветных фотографий машин нет, отсюда и сложность в определении цветов закрасов. Потому передняя часть самолета в прорисовке вышла не очень сложной, а вот хвостовая – непаханое поле для исследования «народного творчества» советских механиков в полевых условиях.
Кстати, по этой самой причине мы старались дать по два боковика на каждый вариант, на который есть фотографии с двух сторон. Надеюсь, это существенно облегчит процесс при работе над моделью. Хотя, должен заметить, в определенном смысле, наша версия – лишь один из возможных вариантов трактовки раскраски конкретной машины и не может претендовать на абсолютную истину.
По сложившейся традиции весь процесс я выкладывал на нашем форуме, и участие форумчан принесло большую пользу. Особенно хочу отметить Маркова Владимира (BM) и Михалевича Леонида (sw(ws)), которые приняли самое активное участие в работе над декалью и помогали ценными советами, замечаниями и комментариями.
Также хочу поблагодарить несменного участника процесса создания декали и консультанта по ленд-лизовской технике Александра Ручковского, под чутким руководством которого и была создана вся эта красота.
Но вернемся к самой декали.
Итак, декаль Hurricane II b in the Russian sky была напечатана в августе прошлого года. Примерно тогда же она появилась в продаже. В ней представлены 12 вариантов (один в британском и советских раскрасе). Остановимся на них подробнее:
1а. Z3768 "За ВКП(б)", 78 иап ВВС СФ, пилот 3 аэ л-т Амосов, зима 1941-1942 гг.
1б. Z3768 81 дивизиона 151 крыла Королевских ВВС, Ваенга, пилот с-т Крю (Sgt Crewe), осень 1941 г.
Это как раз тот случай, когда пришлось ориентироваться на боковик из-за отсутствия разрешения использовать фотоматериалы. В декали дается британский вариант самолета и его раскраска в СССР.
2. Z5252. Пилот - командующий ВВС СФ генерал-майор А.А.Кузнецов, Ваенга, сентябрь 1941 г.
Имеется на данный вариант и фото, и боковик. В принципе, работа над ним не вызвала особых проблем.
3. W3776 (последние 2 цифры - предположительно), 78 иап ВВС СФ, 1942 г.
На данный вариант имелось два фото поврежденного самолета. Часть британского кода попала под б/н, потому две последние цифры кода предположительные. Сложность в работе состояла в том, что самолет на фото сильно поврежден, потому форму закрасов определить было сложно.
4. Z2585, самолет предп. из состава 760 иап ВВС 14А, совершивший вынужденную посадку на Топозере (Tuoppajärvi), февраль 1942 г.
На данный самолет имеется несколько фотографий с разных бортов приличного качества. Потому рисовать было несложно. Некоторую сложность вызвало определение формы закрасов и их цвет – наши догадки по данному поводу.
5. BN297, предп.Заполярье, весна 1942 года.
Имеется всего несколько кадров этого борта из военной кинохроники. б/н 77 и британский серийник в них читается вполне прилично. А вот закрас задней части потребовал много времени на обсуждение.
6. №92, серийный номер неизвестен, 78 иап или 2 гиап ВВС СФ, 1942 г. Самолет вооружен РСами и перевооружен (2хШВАК, 2хУБ)
Не вариант, а какое-то лоскутное одеяло. Не знаю, за что невзлюбили этот самолет техники, но разукрасили они его от души. Помимо закрасов британских серийников и кокард, на нем также наблюдается видимо послеремонтный закрас передних панелей. Хорошо хоть фотографий этого борта немало, чтобы более-менее прилично восстановить раскрас. Жаль, что нет фото левого бока. Как я понимаю, он тоже должен быть разрисован, как индеец на тропе войны, но документальных подтверждений этому не имеется. Так что придется либо фантазировать на тему, либо искать дополнительную информацию по левому борту.
7. №80, серийный номер неизвестен, 78 иап ВВС СФ, пилот ГСС к-н В.С.Адонкин. 1943 г. Самолет предположительно вооружен РСами и перевооружен (2хШВАК, 2хУБ)
На этот самолет имеется одно единственное фото и боковик, который мы тут же убрали из рассмотрения. Поскольку на фото можно с большой долей уверенности говорить лишь о б/н и о количестве обозначений побед, то все остальное – наши догадки и предположения. Серийник также не известен.
8. BM959, самолет 609 иап ВВС 32А, пилот мл.л-т Н.А.Белецкий, сбит у Тикшозера (Tiiksjärvi) 6.04.1942.
Очень красочный самолет во всех отношениях. Имеются фотографии с обоих бортов. Причем их ракурс почти идеален для работы над декалью. Единственная сложность - их не очень высокое качество потребовало долгих обсуждений формы закрасов и их местоположения.
Следует отметить, что собаки на разных боках киля нарисованы по-разному. Кроме того, в имеющихся в литературе боковиках они нарисованы не совсем правильно. Потому рисовал по фотографиям. Надписи «За Родину» и «За Сталина» особого труда не вызвали. Но неожиданно много времени ушло на рисование корявых звезд. Пришлось долго согласовывать их кривизну и нестандартность. Кстати, судя по фото, британский серийник дается только на левом борту, а второй, судя по всему, закрашен. Но в декали на всякий случай даем два серийника.
9. AP558, 767 иап 122 иад ПВО, аэродром "Подужемье", апрель 1942 г.
На работу над одним только барсом потребовалось два дня. Надеюсь, оно того стоило. В качестве замечания для тех, кто будет делать именно этот вариант. Закрас на киле взаимосвязан с самим рисунком, т.к. он должен изображать скалы. Первоначально я хотел дать его в декали, но решили, что тогда моделисту придется мешать цвет по нашему образцу, что в принципе не очень просто. Поэтому решили оставить этот момент на усмотрение самого моделиста.
10. BE421, самолет предп. ВВС СФ, 1942 г. Самолет предположительно вооружен РСами и перевооружен (2хШВАК, 2хУБ)
Имеется всего один кадр на этот борт и 3D-картинка из какой-то игры. Надпись рисовал строго по фото, а серийник стандартным британским шрифтом. Информации о советских закрасах, естественно, никакой.
11. №14, серийный номер неизвестен, предп. Заполярье, весна 1942 года. Самолет вооружен РСами и предположительно перевооружен (2хШВАК, 2хУБ)
Еще одно «лоскутное одеяло». И как в случае с б/н 92, все фотографии только с одного борта. Потому закрас на левом борту придется дофантазировать самому моделисту.
12. Z3227, 767 иап 122 иад ПВО,аэродром "Подужемье", март 1942 г.
Еще один вариант со зверушкой. Игуана вышла очень интересной, так что рекомендую. Думаю, что в масштабе 1/48 она будет выглядеть еще выгоднее.
Кроме того, в декали даем практически полную техничку. Даже шрифт постарался подобрать наиболее похожий на оригинал. В 1/72 масштабе этого, само собой, не видно, но в 1/48 наверняка вы оцените мои старания.
Как же без этого? Идеального в мире нет ничего. Не удалось избежать этого и мне. Часть недостатков я уже перечислил выше, что касается недостатка информации о конкретных бортах. Кроме того, уже после печати декали был обнаружен чисто мой технологический прокол – из-за особенностей трафаретной печати, которые я просмотрел, бортовая британская кокарда получилась без белого кольца. К чести Олега Дегтяра, он быстро допечатал правильную кокарду и доукомплектовал ею декаль.
Что касается качества печати декали, то, думаю, все мои слова на эту тему можно расценить как рекламу, что само по себе не очень правильно. Потому пусть моделисты сами оценят и лаковый слой, и смещение цветов и прочее, и прочее...
Что касается декали Hurricane II b in the Russian sky в масштабе 1/48, то макет я отправил уже давно, и насколько я знаю, она должна выйти в апреле.
Павлыгин Александр (foxbot)
foxbot в 07.11.2011 - 23:52 Alex67
Да, должен заметить, что вы слишком припозднились с правками. Уже года эдак с полтора как декаль в 1/72 напечатана и больше чем с полгода, как вышла в 1/48. На самом деле, ваша правка вряд ли что сильно изменила бы. Да, оскал игуаны отличается от рисунка. Но в этих масштабах краска больше растекается, чем сам оскал. Потому вряд ли сильно будет заметно. Что касается барса, то и гору мы видели, и рисунок на звере. Но количество цветов и трафаретный способ при печати декали вынуждает упрощать и отказываться от полутеней и дополнительных цветов. Именно поэтому гору мы отметили в инструкции, но в декали ее не стали давать. Именно поэтому же сам барс только белый с серыми элементами. Но в любом случае спасибо за замечания. Если будет принято решение делать декаль в более крупном масштабе, скажем 1/32, я их непременно учту. |
Alex67 в 08.11.2011 - 00:40 foxbot
Кажется я зря влез со своими примочками. Просто обидно до слёз бывает, сидишь, пыхтишь пыхтишь, дабы всё сделать досконально точно, а потом выходят деки упрощённые, это не только про Харрикейн. Впрочем я действительно смутно представляю какие требования предьявляются к рисунку для дек. С уважением, Александр. P.S. Ну вот поплакался в жилетку, вроде полегчало. |
foxbot в 08.11.2011 - 00:44 Просто обидно до слёз бывает, сидишь, пыхтишь пыхтишь, дабы всё сделать досконально точно, а потом выходят деки упрощённые, это не только про Харрикейн.
Увы, в декали не все можно изобразить, как аэрографом на реальном самолете. Потому не стоит расстраиваться. :wink: |
dagger в 03.03.2013 - 00:58 Ну что? Кому это интересно, декаль в 1/48 масштабе уже напечатана и в продаже.
Так что налетай! :mrgreen: Вот прочитал обзор и решил "налететь", ибо назрел апгрейд (с перекраской) Харрикейна. У меня правда есть дека от AML, но мне понравилась основательность подхода к созданию Аутентиков, тем более один из консультантов лично знаком (AR-44). В общем решил поддержать российского производителя и взял заодно еще две деки - на Р-39 и Лагг-3 (все в 1/48) Увы, именно Харрикейн меня убил -лак офигительно, неприлично желтый. Фактически кроме звезд взять нечего, деку - в мусор! Обвинить продавца нельзя - дека была запечатана, следов открытия не было - ну то есть на солнышке ее не держали год. Явный косяк производителя с партией лака. Чтобы никто не сказал, что я намудрил со сканированием или обработкой файла - положил рядом две остальных деки того же производителя - к ним, как видите, претензий нет. Пишу это исключительно для предупреждения - при покупке Hurricane in Russian Sky 1/48 - проверяйте качество сразу, а вот если как я - через Интернет, то рискуете не только сильно огорчиться, но и выкинуть энную сумму денег на ветер. |
viggen08 в 03.03.2013 - 01:23 Приветствую, коллега!
Проблема с лаком действительно имела место. Она уже решена кардинально сменой типографии. Единственное решение с этой декалью - вырезать элементы острым ножом строго по контуру. Правда в случае с рисунками на киле это будет сложновато... С уважением, Олег. Увы, именно Харрикейн меня убил -лак офигительно, неприлично желтый. Фактически кроме звезд взять нечего, деку - в мусор! |
dagger в 03.03.2013 - 01:40 Олег, я всегда вырезаю по контуру :) ну кроме самых мелких букв. У меня стоит Харрикейн с надписью "За Cталина" "За Родину" - все буковки надписей вырезаны были, поэтому парочка и содралась :( Хотел тоже советский, но уже другой.
Но наверное, придется воспользоваться AML, уж больно желтые все номера и рисунки. Не подскажите, на каких из ваших дек еще можно так налететь? Чтобы два раза на одни грабли не наступать - интересует 48-й масштаб. |
viggen08 в 03.03.2013 - 01:43 Да больше не припомню таких...
И я не уверен, что желтый оттенок будет заметен на поверхности красных звезд или номеров на готовой модели. Он просто затеряется под тонировкой. Олег. Олег, я всегда вырезаю по контуру :) ну кроме самых мелких букв. Но наверное, придется воспользоваться AML, уж больно желтые все номера и рисунки. Не подскажите, на каких из ваших дек еще можно так налететь? Чтобы два раза на одни грабли не наступать - интересует 48-й масштаб. |
dagger в 03.03.2013 - 01:58 Со звездами проблем нет конечно, там не будет видно. А вот номера и рисунки - фиг его знает, желтые плюс тонировка... |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Слишком поздно я нашёл эту тему и как говорится после драки кулаками не машут, но тем не менее счёл себя вправе сделать несколько замечаний, при этом понимая что декали рисуются несколко по другим правилам нежели рисунок. Пишу я это для того, что бы в будущем, если будут ещё печататься эти декали, может быть можно будет их немного поправить. Дело в том что в декали закралось несколько досадных неточностей.
Первая: это игуана, дело в том что я рисовал её ещё гуашью и когда переделывал все Харрикейны в компьютерные рисунки, просто отсканировал игуану и перенёс на комп. Харрикейн. Как видно из файла она не совсем точна, к сожалению Александр повторил мои ошибки и немного с пастью не попал. В оригинале пасть приоткрыта, как мне кажется, художник который рисовал её на самолёте подразумевал хищный оскал зверюги.
Вторая:это снежный барс, как видно из фото и моего рисунка он не был белым, возможно по другому на декали это сделать невозможно, не берусь судить. Там ещё как бы горы были, их то надо было обозначить, ещё пятно за головой барса, впрочем его наверно на модели и не видно было бы.
С уважением, Русинов Александр.
Добавлено спустя 4 минуты 44 секунды:
Что то не получилось вставить рисунки сразу.Alex67
Добавлено спустя 17 минут 26 секунд:
Вставил.
И ещё хотел бы добавить, вряд ли эти животные рисовались на обоих сторонах килей, а если и рисовались то вряд ли они были зеркальными отражениями друг друга, посколку видно что они рисованы не по трафарету.