Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
«Делать модели или о них разговаривать?..» - с этим вопросом вроде всё ясно - делать. Второй вопрос – показать, что можешь и, с помощью коллег, расти дальше или продолжать «…стесняться и пугаться…»? Ну, это решает каждый сам, в конце концов, есть коронная фраза: «Делал для себя…».
Задание на проектирование истребителя Fokker D.XXI было получено компанией Fokker в 1935 году. Изначально создавался он для авиации Голландской Ост-Индии (сама метрополия не проявила в тот момент к самолёту интереса). Главное, что требовал заказчик - эксплуатация на плохо оборудованных аэродромах, выполнение ремонтных работ с минимумом инструмента и оснастки, простота пилотирования. В это же время ВВС Финляндии начали поиски самолёта для перевооружения своих истребительных частей. Все требования, предъявляемые к самолёту, вполне отвечали запросам финнов и в ноябре 1936 г. финское правительство обратилось с просьбой продать семь истребителей (1-я серия, б/н FR-76 по FR-82) и предоставить лицензию на изготовление 14 истребителей. 7 мая 1937 г. был подписан контракт, а 15 июня его дополнили лицензией еще на 21 самолет. Производство было налажено на государственном авиазаводе VL (Valtlonlentokonetehdas) в Тампере, с внесением в конструкцию небольших изменений. Было выпущено 35 истребителей, двух производственных серий. Самолёт показал себя как простая и надёжная боевая машина, пройдя две войны.
В данном масштабе модель Fokker D.XXI выпускается (выпускалась) несколькими фирмами, начиная от ещё встречающегося FROG/НОВО и заканчивая смоляным набором от KORA MODEL. Набор от чешской фирмы МРМ – технология ЛНД, на сегодняшний день, оптимальный вариант, для тех, кто хочет иметь данную модель в 72-ом масштабе (ну, по крайней мере, я так думаю). Первым вариантом фоккера от МРМ был голландский вариант, на основе которого, впоследствии, были выпущены датский и финский варианты. Отличия свелись к замене литников с деталями крыльев и капота. Сам пластик серого цвета, мягкий, что очень удобно в обработке. Отливки чистые, без облоя и утяжин, фонарь достаточно тонкий, отлит чисто. Провис полотна, особенно на хвостовом оперении, отображён несколько утрированно. Так же подкачал двигатель «Mercury», отлит хорошо, но не похож. Кабина, имеющая конструкцию из стальных труб, в наборе дана плоскими панелями. А в остальном модель оставляет хорошее впечатление. Что касается соответствия модели чертежам, то главная проблема кроется в некоем отсутствии последних (рассуждения на тему, что такое хороший и правильный чертёж оставим для другой темы…). Статьи и хорошая графика (скажем так), на фоккер даны в нескольких номерах журнала Suomen Ilmailuhistoriallinen Lehti (3/1995, 3,4/2000, 3/2004), но, как говорил персонаж одного мультфильма: «…хорошо бы ещё воблы, да где её взять?..».
Самое приличное, чем располагаю я – это проекции из книги Peter de Jong «Le Fokker D.XXI» - им модель вполне соответствует и книга SIH3а «Fokker D.XXI (Mercury)» - богатый фотоматериал, очень приличного качества. Остальное, что можно встретить на фоккер - схемы из польских монографий, кочующие по журналам и сайтам.
Сборка особых проблем не вызывает. С кабиной я особо не мудрил - фонарь закрытый. Было сделано нечто похожее издалека на каркас, противокапотажная рама (следует учесть, что рама была спроектирована ещё голландцами и устанавливалась на всех «фоккерах», начиная с прототипа, но МРМ в данном наборе проигнорировала это), подголовник на кресло, бронезаголовник из тонкого алюминия, ремни на сидение, сточен пластик на внутренней стороне гаргота и прорезано в нем окно.
Стекло для этого окошка взял из набора, хотя оно не очень удачное (полировал и купал в футуре).
Сборка фюзеляжа и крыльев особых проблем не доставила. Шпатлёвка потребовалась в местах стыковки фюзеляжа и крыльев. Провис полотна на хвостовом оперение оставил как есть, прошу быть снисходительными. Главным украшением «стола» должен был быть движок от « Вектора», который лезть в собранный капот отказался напрочь. Точить его рука не поднялась, стачивать капот изнутри не стал, пластик тонкий. Поставил родной «мотор», надеясь, что его не особо будет видно.
При сборке шасси аукнулось голландское происхождение. Если капот и крылья, как я уже говорил, на каждый вариант свои, то стойки шасси одни для всех. На финских и датских машинах обтекатели стоек шасси, как видно на фото, шире. Я попытался решить этот вопрос при помощи вставки из полистирола.
Колёса взял Эльфовские, от Ла-5. Добавлены тяги руля поворота, АНО (Эльф), пулемёты – иглы, антенна и растяжки – витебская нить.
![]() Андрей, неплохая получилась модель :grin:
Поздравляю с постройкой! Присоединяюсь к мнению коллег - при таком "боевом" капоте и борте - абсолютно чистое пузо, так не бывает. Надо попачкать хотя бы около двигателя - масляные потеки неизбежны, да и "дорожки" от узлов навески элеронов и закрылков тоже. В целом приятное впечатление, удачи! |
![]() Коллеги, друзья... Спасибо за оценку моей скромной работы. Согласен с Вами - для полевого азродрома слишком чисто, в следующий раз обещаю испачкать так, что Вы за головы схватитесь, а пока будем считать, что помыли к приезду Маннергейма :mrgreen: .
Omega Олег ВЫ правы, с нижними ОЗ есть такой косячок. Потомки - учтите! Жёлтым нос стал с 1.9.41г. А вот боковик у меня увы не открылся, по этому что там -не вижу. Alexashka Александр, Ваша беда мне близка и понятна. Сам сейчас переделываю деваутин 510 от "Павлы" в литовский 501-й. Плачу горькими слезами :cry: , модели и фонари сей фирмы прямо скажем "не фонтан". olten, BigSeXy, AlexR Спасибо за оценку и замечания. С уважением, Андрей. |
![]() Андрей,а тройка разве с бараном не летала?Или я что-то напутал?
Андрей, привет! Ты прав, "3"-ка летала с "бараном". НО, "баран" появился, в январе-феврале 42-го, когда FR-98 летал в составе 1/LLv12, куда был передан из 1/LLv32 в сентябре 41-го, тогда же, в сентябре, был нанесён и чёрно-оливковый камуфляж. Опаньки, открылся боковик от Олега(omega),вот она "3"-ка с бараном. Единственное с чем я не согласен, это колёсное шасси и "январь месяц", в отличии от других финских истребителей, "по снегу" фоккеры летали на лыжном шасси, все серии ( c I по IV). P.S. Кстати, как там "карлсон", долетел? |
![]() Да,спасибо,всё отлично!Жди алаверды.Кстати,если барашек остался... :oops: :?: |
![]() Хороший Фоккер! :smile: Хочу спросить - окошко сзади как подгоняется? А то вдруг буду делать не FR-76, а более поздний :oops: |
![]() Дима, привет! А чёрт его знает, как подгоняется?! :mrgreen: Окошко, сам знаеш, толстовато. Я его с внутренней стороны немного подточил круглым надфилем, в гарготе (где намечено) вырезал под стекло "дырку", но не на всю глубину окна, скажем так - наметил. И потом потихоньку- подточил, приложил стекло, снова подточил, пока в один уровень не стало. Потом замазал всё это дело шпатлёвкой, прямо по стеклу и шкурил, полировал в конце футурой капнул, ну вроде более, менее похоже :grin: . А если 76-й будет - лыжи или колёса, пушки и что с камуфляжем? |
![]() Дима, привет! А чёрт его знает, как подгоняется?! :mrgreen: Окошко, сам знаеш, толстовато. Я его с внутренней стороны немного подточил круглым надфилем, в гарготе (где намечено) вырезал под стекло "дырку", но не на всю глубину окна, скажем так - наметил. И потои потихоньку- подточил, приложил стекло, снова подточил, пока в один уровень не стало. Потом замазал всё это дело шпатлёвкой, прямо по стеклу и шкурил, полировал в конце футурой капнул, ну вроде более, менее похоже :grin:
Хмм, вроде как хорошо получилось! :smile: Думаю, возьму себе еще парочку для "тренировки", если уж не получится с окошком - то тогда буду одну из первых машин делать. А если 76-й будет - лыжи или колёса, пушки и что с камуфляжем? На лыжах, с пулеметами, а с цветами все никак не могу определиться для себя - скорее все же с серыми грунтованными боками и в стандартной зелено-серой окраске, как твой. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Модель очень понравилась - действительно аккуратно и красиво, без излишней грязи (лично мне как раз такие и нравятся). :smile: Сам сейчас такой делаю - думал сделать открытыми боковое окно и дверцу (немного переделал интерьер - Вы правильно написали - с деталировкой у него туговато), купил фонарь от Павлы - мало того что он оказался мутным, так еще и какого-то непонятного голубоватого цвета :cry: Так он у меня пока и стоит, пока не решу, какой же фонарь в итоге лучше (читай - хуже) :mrgreen: