Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Статья посвящена имитации раскроя листов обшивки с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента. Все необходимое изготавливается самостоятельно без использования дорогостоящих покупных принадлежностей или материалов.

Понадобятся:

  1. Кусок ножовочного полотна;
  2. Зажим от модельного ножа (или любой другой подходящий);
  3. Цыганская игла;
  4. Жесть от кофейных банок;
  5. Набор надфилей.

Краткая справка. На масштабных моделях стыки листов обшивки традиционно имитируются путем придания поверхности пластика соответствующего рельефа. Либо это канавки по контуру листов, лючков и панелей обшивки прототипа, либо, наоборот, выпуклые линии. Первый тип рельефа называется «внутренней расшивкой» или «внутренним кроем», второй, соответственно – «внешним». Последний, разумеется, имеет мало общего с реальностью и представлен главным образом на старых пластиковых наборах, изготовители которых используют устаревшие пресс-формы.

Внешний раскрой при сборке модели подлежит счистке. Преимущество старых моделей с внешним кроем заключается в том, что он легко и без последствий удаляется. Удалить внутренний раскрой в тех местах, где он не устраивает моделиста, гораздо сложнее. Данная процедура выходит за рамки настоящей статьи. В дальнейшем будет рассматриваться нанесение внутреннего раскроя на гладкой подготовленной поверхности.

Для этого необходим режущий инструмент. Можно воспользоваться фирменными скрайберами, однако это потребует существенных затрат, а результат не гарантирован. Для тех, кто привык работать руками, гораздо проще будет изготовить скрайбер самостоятельно. Один из способов заключается в вытачивании соответствующей насадки для модельного (цангового) ножа из старого ножовочного полотна. Примерная конфигурация лезвия представлена на рис.1.

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Конкретную форму насадки каждый мастер волен подобрать по вкусу. Разные насадки могут быть предназначены для разных целей: потолще, потоньше, с закруглением и без. Цанговый нож позволяет легко менять насадки в процессе работы.

Настоятельно не рекомендуется резать расшивку на моделях от руки. Практика показывает, что даже самый острый глаз не помогает от увода режущей кромки, особенно на криволинейных поверхностях. Гораздо проще изготовить нехитрые приспособления – лекала. Один из способов, неплохо зарекомендовавший себя за годы использования, заключается в применении гибких линеек из тонкой жести (неплохой гибкостью при достаточной жесткости обладает луженая жесть банок от кофе). Чтобы лекало не скользило, его удобно с двух сторон оклеить изолентой.

Для сложных линий, например, имитирующих люк или съемную панель обшивки самолета, удобно пользоваться фигурными шаблонами из той же жести. От покупных фирменных шаблонов они отличаются практически дармовой стоимостью и неограниченным ассортиментом. Изготовление шаблона под конкретный люк, панель, или сложный участок расшивки не занимает много времени. Кусочек жести накладывается на чертеж в нужном масштабе и обрабатывается по контуру как, например, показано на рисунке 2. Удобно вначале просверлить в жести отверстие, а затем расточить его надфилем до нужной конфигурации. Жесть мягкая и точится легко.

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Не стоит выбрасывать использованные шаблоны по окончании работы. Элементы обшивки реальных прототипов как правило схожи, а зачастую попросту идентичны. Чем больше готовых шаблонов накапливается в процессе работы над моделями, тем меньше их приходится изготавливать вновь.

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Процесс нарезки расшивки по готовым лекалам прост до безобразия. По чертежу намечаются одна-две опорных линии. Например, на крыле самолета, это могут быть контуры предкрылка или клепаный шов вдоль лонжерона. Такие линии хорошо заметны и их удобно перенести на модель, отметив начало и конец циркулем-измерителем, отталкиваясь от кромки крыла. Опорные линии следует выбирать из достаточно протяженных и удобно расположенных, чтобы прочертить скрайбером без перемещения линейки. Резать следует без нажима одним-двумя размеренными движениями, прочно удерживая лекало. Кромки прочерченной линии на мягком пластике норовят вспухнуть и вылезти наружу. Перед окончанием процедуры кроя их следует зашлифовать и прорезать вновь. На этот раз лекала не нужны, по готовой канавке резец пойдет сам без всякого нажима. Процедура шлифовки и обновления линий, как правило, повторяется три-четыре раза, прежде чем заусенцы и прочий полистирольный мусор не исчезнут совсем. Это утомительная и рутинная работа, но избежать ее редко удается. Важно не переборщить и не нажимать на режущий инструмент слишком сильно, оставляя линии как можно тоньше.

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Лючки, панели и прочие второстепенные (как правило, криволинейные) контуры удобнее всего откладывать от опорных, перенося расстояния с чертежа тем же циркулем-измерителем. Мелкие элементы, как правило, чертятся иглой, поскольку скрайбер достаточно громоздок и не всегда может обвести сложный контур. Шаблон из мягкой жести легко гнется, принимая практически любую кривизну, позволяющую плотно ложиться на поверхность модели. Там, где трудно удерживать шаблон пальцами, можно аккуратно зафиксировать его капелькой циакрина. По окончании она легко соскоблится скальпелем или даже ногтем. Игла должна быть достаточно остра, чтобы чертить тонкие однородные линии – почти царапины на поверхности пластика. Шлифовка и удаление огрехов проводится описанным выше способом. Удобнее всего шлифовать целиком крыло или фрагмент фюзеляжа после нанесения на них всей расшивки.

Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инструмента

Такова вкратце процедура нанесения «внутреннего» раскроя листов обшивки на пластиковые модели. Для получения чистого аккуратного и главное, тонкого кроя, необходим прежде всего опыт. Научившись воспроизводить простой «внутренний» крой можно усложнить задачу и поискать способ имитации стыка листов обшивки внахлест. Впрочем, эта тема еще ждет своего автора.

» Информация о статье
Просмотров: 19407
Опубликовано:
ПЗ в 05.05.2009 - 23:02
Коллеги!
Учитывая толщину красочного слоя, это будут едва заметные царапины.
Вот это и есть ответ на Ваш вопрос.
Зазор между листами обшивки в реале - не больше 1мм. Делим на 72, получаем 0.01мм. Где купить скрайбер такой толщины?

Почитайте статью "Базовый идеал" в Стенд-Мастере №14 за 2000 год. Я видел сабж живьем. Это был шок.
Y.Alex в 06.05.2009 - 23:22
Цвет пластика-это цвет шва. Так как пластик почти не режется, шов выделяется за счет цвета пластика, и две одинаковые по качеству работы могут дать разные результаты. Цвет камуфляжа, окраска, также влияют на результат. Очень впечатляющий результат получается при работе очень тонким инструментом при сером пластике по самолету окрашенным в цвет алюминия. Так же правдоподобно выглядит расшив нанесенный
остро отточенным простым карандашом. С уважением, Александр.
ПЗ в 07.05.2009 - 22:21
Ну, понятно, что по белому пластику будет хуже, чем по черному :-) Но не так радикально. Слоя краски достаточно, чтобы царапина была темной из-за тени внутри себя. Это я проверял - по мелочам доводилось задним числом докраивать после окраски, да и нарезанную расшивку после окраски все равно приходится иглой или резаком проходить. Страху особого нет - если где чуток ошибся, касанием тонкой кисточки все исправляется. Важно ведь не только нарезать раскрой, но и грамотно его оттонировать! В жизни как таковых канавок на стыках практически и не видно - в основном разница в тонах краски заметна, грязь, блики, клёпка и т.п.
Sanchez в 08.05.2009 - 11:52
ПЗ
Резать по краске - это прямо экстрим какой-то. Я даже по пластику голому шкрябаю с ужасом, а тут по краске. А можно фото в студию?
Y.Alex в 08.05.2009 - 18:54
Давно уже нет. Иначе написал бы бы бы статью. С уважением, Александр.
ПЗ в 09.05.2009 - 22:29
ПЗ
Резать по краске - это прямо экстрим какой-то. Я даже по пластику голому шкрябаю с ужасом, а тут по краске. А можно фото в студию?
В чем экстрим-то я не понимаю? Набьете немного руку и не будет экстрима. Я решительно не понимаю страхов. Фото ЧЕГО я должен представить в студию?
Вот, например, МиГ-31, который я делал лет 5 назад. ВСЯ расшивка здесь после окраски повторно прорезалась резаком (без нажима), а часть мелких лючков и ВСЕ заклепки имитированы после окраски.

Просто не хватает времени опробовать новую технологию, но в будущем - обязательно.
Sanchez в 10.05.2009 - 10:22
Набьете немного руку и не будет экстрима.
Tnx за фото. Набиваем руку :smile:
ghoormo в 10.05.2010 - 15:45
Тема: Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инс
Очень интересная статья. Спасибо.
Igorj в 23.06.2010 - 02:48
Тема: Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инс
Случайно не готово ли у Вас рассмотрение нанесение внутреннего раскроя на гладкой подготовленной поверхности??? Было бы интересно почитать
aleks-k71 в 15.09.2010 - 10:14
Тема: Расшивка с использованием шаблонов и подручного режущего инс
Хорошая статья, а прочитав отзывы можно избежать процесса изобретения велосипеда.С уважением Александр. Подскажите для того кто начинает строить модели (а не клеить самолетики), где чертежи нарываете ? ТУ-160 не встречались?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy