Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому – БРДМ

В начале 50-х годов прошлого века, когда к завершению подходили основные финансовоёмкие программы создания стратегических вооружений, у Советского Союза появилась возможность заняться созданием новых образцов наземной техники. В числе прочих разработок был выполнен заказ военных на создание многоцелевой бронированной разведывательной колёсной машины.

Её несомненная востребованность войсками подтверждалась опытом эксплуатации американских «Скаутов» в годы Великой Отечественной войны и изучением опыта боевого применения машин аналогичного назначения других воевавших стран.

Прототип

Разработка машины началась в 1954 году КБ ГАЗ, ведущим конструктором был В.К. Рубцов. Перед конструкторами стояла задача создания плавающей модификации лёгкого бронетранспортёра БТР-40 , которым были вооружены разведывательные части Советской Армии. Первоначально этому соответствовало обозначение разрабатываемой машины - БТР-40П (П - плавающий). Однако для придания исходной машине плавучести и повышения её проходимости в конструкцию пришлось внести столько изменений, что получилась совершенно новая машина, принятая на вооружение в 1958 году уже под обозначением БРДМ. Опытная партия этих машин была выпущена в конце 1957 года на ГАЗе, в серийном производстве машина находилась до 1966 года.

Корпус имеет сварную конструкцию и изготовлен из катанных броневых листов различной толщины. В целом броня обеспечивает защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Корпусу машины придана понтонооборазная форма для обеспечения минимального сопротивления движению на плаву. Сверху на корпусе смонтирована бронированная рубка, в которой располагаются экипаж машины и десант или перевозимые системы вооружения. Первые серийные автомобили имели открытую сверху рубку, однако вскоре она была закрыта броневой крышей с люками. В задней стенке рубки имеется люк, закрытый двустворчатой крышкой.

Механик-водитель и командир размещены в передней части рубки (командир - у правого борта). Для ведения наблюдения они используют смонтированные в лобовом листе рубки смотровые люки с броневыми крышками, в которые встроены пуленепробиваемые приборы наблюдения, в распоряжении механика-водителя имеется также перископ. Для вождения в темноте служит инфракрасный прибор.
Силовое отделение расположено в передней части машины. В средней части расположено отделение управления и совмещенное с ним боевое отделение, занимающее среднюю и заднюю части машины. В силовом отделении расположен форсированный двигатель и часть агрегатов трансмиссии. Трансмиссия включает однодисковое сухое сцепление, пятискоростную (одна - назад) коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и конические дифференциалы в обоих ведущих мостах. От раздаточной коробки крутящий момент передаётся карданными валами к ведущим мостам. В тяжёлых дорожных условиях включается передний мост, в случае необходимости - пониженная передача в раздаточной коробке.

Включать передний мост можно как при остановке, так и в движении на любой скорости не выжимая сцепления при условии, что задний мост не пробуксовывает. В силовом отделении кроме двигателя располагаются лебёдка самовытаскивания, оборудованная кабестаном, компрессор с промежуточным резервуаром сжатого воздуха для системы централизованного изменения давления в шинах (с подводом воздуха через ступицу) и рулевой механизм. От раздаточной коробки приводятся через коробку отбора мощности, бортовые редукторы, цепные передачи дополнительных колёс, а также водомётный движитель (через карданную передачу и свою коробку отбора мощности).

Машина передвигается по воде при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастной винт засасывает воду через приемный патрубок, расположенный на днище и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывается бронированной заслонкой. Для передвижения по воде задним ходом имеются трубы обратного хода, которые направляют выбрасываемые водомётом струи воды не назад, а к бортам под острым углом. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водомета, обеспечивающие высокую маневренность - радиус поворота 1,5 метра. Привод к ним объединен с приводом управления колесами. Для откачивания попавшей воды из корпуса предусмотрена система, которая работает за счёт разряжения, создающегося в корпусе водомёта при вращении рабочего колеса. Когда водомётный движитель не работает, вода удаляется при помощи трюмного насоса с электроприводом. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливается волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защищенности передней части корпуса. Система охлаждения включает в себя омываемый забортной водой теплообменник, используемый при движении на плаву, когда вентиляционные жалюзи на верхней крышке силового отделения закрыты.

Четыре основных колеса - ведущие. Они снабжаются широкопрофильными шинами размером 12,00-18. Особенностью БРДМ является наличие двух дополнительных пар колес малого диаметра с обычными камерами, расположенные посередине корпуса. Нормальное положение этих колес - полуутопленное в корпусе. При наезде на выступы они вращаются, не давая машине "сесть" на днище. Для преодоления окопов и траншей водитель с помощью гидропривода опускает эти колеса и включает их цепной привод. Машина на пересечённой местности имеет сопоставимую с гусеничными машинами проходимость.
Основным вариантом вооружения машины был пулемёт СГМБ, установленный открыто на вертикальном кронштейне в передней части рубки. На машинах выпуска после 1958 года установлен ПКТ. Кроме того, члены экипажа и десант могут вести стрельбу из личного стрелкового оружия через бойницы, устроенные в бортах (по две с каждого борта) и в корме рубки (две). Оборудование состоит из радиостанции Р-133, навигационных приборов и средств пожаротушения.

На базе БРДМ были разработаны бронированные машины:
• БРДМ-5 - машина управления;
• БРДМ-РХ - машина химической разведки;
• 2П27 "Шмель", 9П32 "Фаланга", 9П110 "Малютка" и другие - самоходные ПТРК.

В ПТРК ракеты располагаются в боевом отделении под створками, раздвигающимися одновременно с подъемом пакета направляющих. Для подъема направляющих используется гидравлический привод. Также имеется выносной пульт, позволяющий удаляться от машины на расстояние до 30 метров при стрельбе. В ходе боевых действий командир экипажа, он же наводчик, производит стрельбу и наведение ракет. Водитель обязан наблюдать за полем боя, докладывать обстановку командиру и быть готовым к отражению внезапно появившихся на близком расстоянии бронированных машин противника переносным гранатометом, имеющимся в комплекте вооружения.

В национальной народной армии ГДР машины БРДМ-1 применялись под обозначением SPW-40.

Модель

Давным-давно, когда по Земле ходили мамонты, а я был высоким голубоглазым блондином, ныне почившая в бозе фирма «Арсенал» выпустила модель БРДМ-1 в 35-м масштабе. Это была одна из первых разработок, что и обусловило весьма низкое качество отливок. Потом эти пресс-формы перешли к «Восточному Экспрессу», который, как кокетливая девушка, периодически объявляет о своей недоступности. Тем не менее, в продаже эту модель найти ещё можно. Правда, почему-то «ВЭ» продаёт модель без инструкции со схемой размещения деталей на литниках, и эта схема стала библиографической редкостью. Сама модель очень низкого, по нынешним временам, качества. Толстый пластик, классическое ЛНД, замыленные кромки, утяжины, раковины. Но ведь другой-то нет (никогда не понимал, почему какую-то машину можно клонировать до бесконечности, а интересные, симпатичные образцы, вроде БРДМ-1, остаются в тени. Диалектика, однако … - прим. Кота).

Ходовая

Собирается по схеме. Подгонки требуют цапфы поворотных кулаков, карданы. Прежде чем устанавливать рессоры, соберите мосты, навесьте колёсные диски, и ставьте рессоры, примеряя мосты, иначе колёса будут дислоцированы в колёсных нишах. Разумеется, все узлы ходовой, включая рессоры, окрашиваются до установки на корпус, краска Х-1.

Интерьер

Сделан более-менее подробно, подгонки требует рулевая колонка. В уважаемом мною журнале «М-хобби» было отмечено значительное несоответствие интерьера прототипу. Но я показывал собранную модель ветерану ВС, акцентируя его внимание на интерьере, так вот, он утверждал – очень похоже. Видимо, всё-таки, разные серии, модификации, а то и войсковые переделки … Конечно, при желании улучшить интерьер – обширный простор для труда.

Корпус

Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому – БРДМСобирается очень плохо. Шпаклевать необходимо буквально все линии сопряжений, а в месте стыков носовых листов проще вклеить кусочки пластика. После обработки шпаклёвочных швов из тянутого литника были сымитированы сварные швы. Приливы на скулах срезаны, чтобы не мешали обработке стыков листов, и утеряны. А вот этого повторять не рекомендую – сохраните, сделать новые несложно, но вот вымерять размеры … Обязательно пометьте сверлом места установки этих самых приливов, чтобы потом не елозить по корпусу с собранными рычагами водоотбойного щита. Подножки сделаны из фольги от алюминиевой банки, закреплены «Супер Моментом». Кромки выштамповок на капоте срезаются, чем достигается масштабность толщины. Многочисленные скобы делаются из медной проволоки 0,35 с помощью ювелирных щипцов, крепятся на «Супер Момент» в просверленные по разметке отверстия. Выступающий клей весьма реалистично имитирует сварку. Ограждение фар паяется из тонкой латуни, крепится к корпусу «Супер Момент»’ом. Отражатели фар проточены стоматологической фрезой с подходящим профилем, прошлифованы, окрашены Н11, закрыты жидким стеклом. Если есть фары от «Эльфа», можно использовать их. На барабане лебёдки сделаны овальные отверстия.

Окраска

Ходовая, как уже говорилось, красилась отдельно и устанавливалась при окончательной сборке. Корпус с установленной навеской, закрытыми скотчем стёклами, моется, сушится, грунтуется ММ1728. Для окраски советской БТТ я использую краску собственного микста, сделанную из акриловой XF-5, нитрокраски «Восточной Экспресс» (выпускалась давно, моделисты со стажем вспомнят), с добавлением акриловой Х-1. Подбор цвета в соответствии с моим представлением, каким должен быть цвет советской БТТ, с учётом масштаба. Выбор красок на нитроосновах обусловлен соответствием фактуры красочного слоя (можно не выпендриваться, а просто использовать ММ1710 – прим. Кота). Колёсные диски эмаль Х-1.

Окончательная сборка

Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому – БРДМУстанавливается ходовая, барабан лебёдки, фары, подклеивается окрашенное Х-1 ограждение фар. Трос лебёдки из синтетической нитки, окрашенной XF-16. Стеклоочиститель из проволоки, планка крепления щитка лобового стекла из неё же. Устанавливается водомётный узел и отлавливается Кот. У соавтора отрезается ус и получается идеальная круглая и гибкая антенна (какой цинизм – издеваться над зверем и ещё хвастаться этим! – прим. Кота). Очень умеренная тонировка маслом – сиена жжёная и марс. При использовании нитрокрасок лак не нужен. Всё, модель готова.

Резюме моё

Модель низкого качества, времён начала современного моделизма. Пластик требует большого объёма работ по обработке и доводке, детали на литниках не нумерованы, необходимо найти арсеналовскую инструкцию. Но прототип мне очень нравится. Хотелось бы иметь такую машину в личном пользовании. Тогда можно было бы ездить по городу, не обращая внимания на нагло маневрирующие «Тойоты» и «Мицубиси», а в случае выражения недовольства с их стороны – продемонстрировать вышеуказанной бортовое вооружение.

Резюме Кота

Модель, действительно, не того… А вот мысль насчёт “в личном пользовании” мне понравилась. Ведь это можно было бы отправить хозяина на рыбалку, благо машина проходимая, да ещё и плавает! А свежую стерлядь и осетринку мы, Коты, очень уважаем.

Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому – БРДМ  Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому – БРДМ

» Информация о статье
Просмотров: 20766
Опубликовано:
Vogel в 27.07.2006 - 16:20
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
http://scalemodels.ru/articles/141.html
Отличная, редая модель! Вы писали про "микст" знаете, но что-то цвет мне показался немного не таким, так же показалось что борта у БРДМ слишком чистые... Из замечаний всё.
Олег и давайте я вам струну что ли подарю, а то мне Кота жалко.
Michael_XIII в 27.07.2006 - 16:34
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
Я думаю Кот оценит ваше заступничество, но к сожалению, струна не подойдет - такие антенны должны быть КОНИЧЕСКИЕ и кошачий ус - идеальный материал.

Олег, вопрос - ус со временем не коробтся от изменения влажности - температуры?
Да, и я бы смывку поболе сделал, а то на модели теней как-то мало.
Но это уже нюансы, а сама модель весьма понравилась!
Alexy в 27.07.2006 - 19:12
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
Весма симпатичная машинка... Из того, что бросилось в глаза - а антенна некрашена? Ус-то белый, а антенна наверно, либо черная либо металл, уж не знаю из чего она делается в оригинале
SCUD-B в 11.08.2007 - 10:36
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
Согласен с автором и соавтором. Впору модельным фирмам выявлять надежды и чаяния моделистов.
Дениска_Сергеевич в 11.08.2007 - 14:18
Смотрится симпотично, нео товарищ, вы ленитесь.... Крепление богра к борту должно быть цвета борта, а не цвета дерева
saigon в 05.02.2009 - 20:08
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
странно. я как раз вчера достал ее с полки и за пол дня склеил.. корпус сошелся без шпаклевки почти идеально. а собирался-то делать утонувшей в болоте, чтобы не заморачиваться..

хотя следы от толкателей превратились даже не в пеньки.. а в поломаные стволы деревьев : ) повсеместно залив отверстия (даже осевые дополнительных колес)
dagger в 07.04.2009 - 01:31
У меня такая же БРДМ числится "в работе". На самом деле работа остановилась по прозаической пробеме - не могу найти подходящий "боевой" вариант окраски - в отличии от БРДМ-2 первая модель как-то нигде не засветилась в конфликтах, а мирную делать нехочется. У арабов она похоже не была, в Афгане не попадалась мне. Может у кого есть фотка БРДМ на войне, ну хотя бы Чехословакия-1968?
modelNEEKOZ в 16.12.2009 - 21:52
Тема: Re: Арсенал 1/35 БРДМ - Что американцу – Скаут, то русскому
красавица

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy