Модель этого самолета вошла в пару моделей, представляющих истребители противников в первом столкновении США и Японии на Тихом океане - в нападении японцев на Перл-Харбор. Японию в этой паре представляет Mitsubishi A6M2 Zero (модель одного из самолетов, базировавшихся на японских авианосцах и участвовавших в налете на Перл-Харбор).
Прототип
"...Среди истребителей, применявшихся в годы Второй Мировой войны, заметную роль сыграл американский Curtiss P-40. Это не был лучший самолет в своей категории. Но было в нем что-то, что заставляло летавших на нем пилотов любить свою машину... ...лейтенант Роберт М. Дехавен, который совершил на Р-40 222 боевых вылета... так отзывался о Р-40: «Добротный массивный драндулет, способный многое перенести, включая огонь противника. Может быть, на других ТВД Р-40 был устаревшей машиной, но в Новой Гвинее, да еще в умелых руках, это было то, что надо»..." (C) "Война в воздухе, вып. 52-55, Curtiss P-40"
Curtiss P-40B - модификация истребителя P-40 фирмы Curtiss, производство которого началось в марте 1940 г. Эта модификация была получена на основе улучшений, затребованных англичанами по опыту боевого применения истребителей P-40 первых выпусков в Европе. В отличие от P-40, P-40B имел бронестекло, шесть пулеметов, протектированные баки. Усовершенствованные таким образом P-40B и P-40C (последний имел внутреннее протектирование баков) поставлялись в Англию, в Китай (где на них летала знаменитая American Volunteer Group). 131 P-40B были включены в состав частей USAAC, дислоцированных на Гавайях и Филиппинах.
Имеется мнение (возможно, пристрастное, но не лишенное оснований), что на Тихоокеанском ТВД P-40 был адекватным противником японских истребителей, включая A6M Zero:
"...Вопреки общепринятому мнению, P-40 фактически превосходил A6M Zero по многим параметрам. Он был быстрее, более надежен и защищен, имел более мощное вооружение и лучшую угловую скорость крена. ... Лейтенанты Уэлш и Тейлор [в Перл-Харборе] сбили 7-8 самолетов (включая 3-4 Zero). В Китае, Бирме, Индии и на Тихом океане P-40 чаще всего побеждал Zero. Royal New Zealand Air Force сбили 99 самолетов (в основном Zero), потеряв всего 20. AVG [American Volunteer Group] сбила 296 против 12 потерянных. 23rd FG сбила более 500 (в основном Zero и Oscar), потеряв менее 20. Более того, P-40 оказывался БОЛЕЕ маневренным, чем Zero, на скоростях более 250mph [405 км/ч], поскольку рули и элероны Zero теряли эффективность на больших скоростях..." (C) автор анонимен
В целом преставляется, что P-40 не смогли противостоять японским истребителям в начальный период войны на на Тихом океане скорее потому, что их было мало и многие из них погибли на земле, чем по причине несовершенства. Уже в 1942 году на юге Тихого океана авиация США и союзников успешно противостояла японцам, летая в том числе и на Р-40.
Характеристики прототипа: Размеры: - размах крыла (м) 11,35 - длина (м) 9,67 - площадь крыла (м2) 21,92 Масса: - пустого - 2550 кг - взлетная - 3323 кг - максимальная - 3468 кг Скорость максимальная: - на высоте 4572 м - 566 км/ч Время подъема на высоту 4572 м - 5,1 мин Потолок - 9906 м Макс. дальность - 1979 км (с подвесным баком) Вооружение - два 12,7 мм пулемета Colt Browning M2 под капотом (235 выстрелов на ствол), четыре 7,62 мм пулемета Colt Browning в крыльях (500 выстрелов на ствол для внутренних пулеметов, 480 для внешних пулеметов)
Моделируемый прототип
В соответствии с моим замыслом модель должна представлять один из самолетов, успешно противодействовавших японцам в налете на Перл-Харбор - конкретно самолет либо 2-го лейтенанта Дж. Уэлша, либо 2-го лейтенанта К.Тейлора. Примером могла быть машина с бортовым номером 160, на которой, как считается, 2-й лейтенант Джордж Уэлш из 47-й эскадрильи 15-й истребительной группы совершил один из своих знаменитых вылетов 7 декабря 1941 г.: [24K] Данный "боковик", как и множество других "боковиков", "скинов" и модельных наборов, представляет самолет скорее таким, каким он ДОЛЖЕН БЫЛ быть (в соответствии с руководящими документами USAAC, введенными в действие до 7 декабря 1941 г.), чем таким, каким он БЫЛ на самом деле. По поводу последнего споры не утихают: сомнению подвергаются наличие белого бортового номера (который могли не успеть нарисовать и наличие которого отрицал напарник Уэлша Тейлор), наличие или отсутствие черного номера самолета в группе на киле и другие подробности. Сам номер 160 подвергается сомнению, хотя другие авторы ссылаются на рапорт Уэлша, в котором указано, что один из вылетов он совершил на самолете "с тактическим номером 160". Надо заметить, что это был не его самолет, у которого он был снят накануне: [64K] а другой - тот, который техники успели заправить и который стоял ближе к дороге, на которой Уэлш и его соратник Тейлор бросили авто, на котором приехали на летное поле ("Ghosts of Pearl Harbor", FLIGHT JOURNAL, 06/2007).
Я решил сделать модель, представляющую самолет Уэлша или Тейлора таким, каким он мне представляется после изучения кучи материала, авторитетных мнений, высказываний и фотографий.
Во-вторых, "номер самолета в группе" будет 20 - здесь я полагаюсь на фильм "Тора!Тора!Тора!", где первый взлетающий с летного поля Халейва самолет имеет тщательно отрисованные на киле номера "20/15Р". С учетом того, что Тейлор был консультантом фильма, этому можно если не верить, то во всяком случае принимать во внимание. Традиционно большинство модельных наборов предлагает, например, для самолета Уэлша номер в группе 81, однако источники (в частности 7 December 1941 The Air Force Story) указывают, что на две группы на Гавайях было всего P-40B - 87, P-40C - 12, P-36A - 39; номер 81 с учетом этого выглядит сомнительным. А вот номера, "присвоенные" самолетам в упомянутом выше фильме (20 и 27) логичны.
В-третьих, вопрос об окраске лопастей пропеллера я решаю в пользу "неокрашенного металла" с задней плоскостью, закрашенной черной матовой краской. На фотографиях из Перл-Харбора, датируемых декабрем 1941 года, мы видим и такие пропеллеры, и пропеллеры с черными лопастями / желтыми законцовками, как было к тому времени положено по инструкциям, но во многих случаях сделать, видимо, не успели. Поскольку достоверной информации об окраске пропеллера самолета Уэлша или Тейлора нет, выбор за мной - и я выбираю более "интересный" и неизбитый вариант.
С учетом этого, а также отсутствия у американских истребителей "механических" прицелов и специфически американской трубки Пито, окончательный "боковик", который я "принял к производству", получился таким: [24K]
Использованный набор
В качестве основы - набора выкроек - мною выбрано и приобретено электронное издание Curtiss P-40B (GreMir Models, автор Lukasz Fuczek, 1:33), которое моделирует по выбору самолет Уэлша или Тйлора. С точки зрения точности воспроизведения внешних обводов, основной расшивки и деталировки это издание на сегодняшний день лучшее из тех, которые доступны для приобретения. Издание поставляется в виде защищенной программы, которая печатает выкройки в нужном масштабе на принтере. Надо заметить, что точно этот же проект автора использован в издании "Curtiss Tomahawk Mk.IIB" от WAK.
Пробная печать показала, что распечатанные выкройки имеют в общем весьма приемлемые цвета Dark Olive Drab / Neutral Grey и неплохую деталировку (расшивка, клепка). Тем не менее длительное изучение материалов по самолету привело меня к естественным выводам о необходимости перерисовки выкроек в соответствии с имеющейся информацией. Это касается окраски (требуемая исторически окраска внутреностей в Curtiss Interior Green в наборе воспроизводится слишком темным зеленым цветом), расшивки (набор следует распространенным проекциям "английских" P-40B и в некоторых деталях неверен), пулеметных портов в крыльях, а в особенности - клепки и крепежа (заклепки в наборе нарисованы крупно и редко, а замки капота и винты крепления зализов вообще никак не отличимы от заклепок).
Рисование
Прежде всего я выбрал базовые цвета для модели. При выборе точных оттенков Neutral Grey и Dark Olive Drab я пересмотрел множество источников, перечислять которые затруднительно; наибольший вес имели - "Air Force Colors" (vol. I 1926-1942, by Dana Bell, Squadron/Signal Publications #6024, ) - "The Curtiss P-36 and P-40 in USAAF/USAAC service 1939 to 1945" (GuideLine Publications, CombatColours #3, 2001)
Отдельной проблемой оказалось точное вычисление интерьерного цвета, которым были окрашены внутренние поверхности и кабина пилота. В статье "Окраска интерьеров самолетов США 1941-1945" приводится весьма полезная фотография, с которой можно снять цвет окраски внутренностей. Это P-40 (В или С) в начале 1941 года. Фотография имеет похожий на правду баланс цветов (во всяком случае, Dark Olive Drab на ней имеет общепринятый баланс красного/зеленого/синего). Я снял с этой фотографии и принял в своей модели (P-40B) цвет интерьера как #B09B50 (176-155-80) - без учета осветления. В итоге базовые цвета вышли такими:
С учетом масштабного осветления (1:32), которое я вычислял с использованием удобной программы SL Calculator, итоговые цвета вышли такими:
Далее я отсканировал выкройки из использованного (отпечатанного в масштабе 1:32) исходного набора и занялся перерисовкой. При рисовании расшивки, заклепочных швов, разных винтов-болтов-замков и лючков я использовал в качестве основы проекции из издания "Война в воздухе" № 52 - но только в качестве основы, поскольку там приведены проекции самолета, который строился для Великобритании, и которые имеют некоторые общеизвестные неточности - в частности, в изображении установки крыльевых пулеметов и люков их обслуживания. Кроме этих проекций, я продуктивно использовал весьма информативный буклет “Long Nose Hawks”, где как раз иллюстрированы установка и люки обслуживания крыльевых пулеметов и множество других полезных деталей, а также многочисленные фотографии самолетов военных лет и современные (в частности, собранные из разных мест весьма многочисленные и детальные фотографии известного восстановленного самолета "284" из Перл-Харбора, который восстановлен весьма тщательно и, как считается, правдоподобно: [32K]
Помимо перерисовки, я внес некоторые исправления в сами выкройки. В частности, был удален ненужный внутренний переплет с лобового стекла (которое на прототипе не имело внутреннего переплета и состояло из трех гнутых стекол, вставленных встык), спроектировано внутреннее бронестекло, переплет подвижной части фонаря полностью перепроектирован (в исходном наборе этот переплет совершенно неправдоподобен): [85K] Несколько изменены и уточнены выкройки задней части радиатора, обтекателя шасси.
Технические надписи (которых очень мало в исходном наборе) и метрическую надпись на левом борту (начисто отсутствующую в исходном наборе) я восстановил в основном по фотографиям, иногда по аналогии с фотографиями "родственных" модификаций (P-36A, P-40C, P-40E) - в тех случаях, когда это представлялось разумным. К примеру, у горловин баков избражена надпись "AVGAS 100 OCT.MIN.", которая всегда видна на фото P-36A и на некоторых фото P-40E и по логике вещей должна быть и на P-40B. Все технические надписи изображены "по инструкциям" - то есть черным цветом.
Печать и ламинирование
Выкройки я печатал в основном на фотобумаге HP Superior Paper 180 Glossy толщиной 0.18 мм. Лист с отдельными деталями, от которых не требуется заметная толщина, продублировал на матовой бумаге 120 г/м2. Выбрал глянцевую бумагу несколько меньшей толщины против 0.2 мм требуемой толщины листов в оригинале - c учетом ламинирования лаком толщина выкроек станет чуть меньше 0.2 мм. Коhректировку размеров избражений и цветов, окончательную ппечать и ламинирование я производил аналогично тому, как это делалось для A6M2 Zero.
Примеры отпечатанных и ламинированных листов в сравнении с оригиналом (оригинал слева, перерисованные выкройки справа): [90K]
Дополнительные материалы
В основном дополнительне материалы заготовлены так же, как это делалось для A6M2 Zero. Краски для окраски и подкраски заготовлены по цветам модели (темно-зеленый, серый, интерьерный, цвет выхлопных патрубков) на основе полуглянцевой акриловой эмали и художественных акриловых красок. Дополнительно заготовлена алюминиевая краска (для окраски лопастей пропеллера, стоек основных опор шасси) - взята краска "Звезда" №5 с добавлением светло-голубой краски "Звезда" №13 для улучшения тона и приглушения блеска. Клеи: наряду с Момент Кристалл все чаще использую контактный клей Момент Гель - он тоже на полиуретановой основе, но более удобен в работе.
План сборки
Фюзеляж клею посегментно, в соответствии с инструкцией. Однако по-прежнему использую свой подход: дла каждого сегмента склеиваю обшивку с торцевыми шпангоутами, а если в сегменте есть "внутренности", собираю их отдельно и затем вклеиваю в "оболочку" - обшивку с торцевыми шпангоутами.
На этот раз (забегая веперед) я сделал фото, которое иллюстрирует подготовку смежных шпангоутов: [57K] При вытачивании смежных шпангоутов (которые должны быть обточены точно одинаково, иначе в последующем торцы обшивки не сойдутся на стыке сегментов) я поступаю так: - склеиваю тестовые выкройки обшивки смежных сегментов липкой лентой (рабочие выкройки не использую - чтобы не попортить); - грубо вырезаю пару шпанглутов, делаю 2мм дырки под зубочистки для фиксации их друг относительно друга при обтачивании; - обтачиваю равномерно наждачными пилками, учитывая будущий наклон обшивки к плоскости шпангоутов - до тех пор, пока каждый из шпангоутов не станет более или менее свободно входить в соответствующий торец тестовой обшивки. Окончательно обточенные шпангоуты должны иметь точно совпадающие торцы (с учетом наклона обшивки) и легко - но без больших зазоров - входить в соответствующие торцы тестовой обшивки. Небольшой зазорчик надо, впрочем, оставить - ровно такой, какой нужен для двух тонких слоев контактного клея при склеивании.
Разбивка по сегментам такая: - моторный отсек - до формера 1s, - кокпит - от формера 1s до формера 1k, - хвостовые сегменты - от формера 1k до формера 46 и от формера 46 (при этом последний хвостовой сегмент будет собран в общем по инструкции).
Фюзеляж
Кокпит и кабина пилота
Кокпит склеен в основном по инструкции: каркас "урезан" спереди и сзади так, чтобы он входил в склеенную обшивку. В дополнение к деталям набора (снова замечу, что выкройки лобового стекла и подвижной части фонаря сделаны мною заново) изготовлены бронестекло, визирное стекло прицела на лобовом стекле и проектор прицела на полу кабины между педалями, горловины фюзеляжных баков. Некоторые детали "обстановки" кабины (в частности, приборная доска и ее элементы, отсутствующие в этом наборе, панель электрических переключателей) заимствованы из набора Curtiss P-40C AVG (Paper-AircraftWerks), а блок управления двигателем вообще сделан кустарно. Добавлены стрингеры по бортам кабины, верхние боковые панели бортов "урезаны" спереди так, что видны стрингеры и шпангоуты (в этом отношении использованный набор представляется если не неверным, то непонятным, если судить по фотографиям, к которым я кабину по возможности и привел). Кресло пилота сделано "алюминиевым" - таким оно представляется на фотографиях. Ремни светло-серые - цвет некрашеной х/б тесьмы. [61K][43K][60K][37K][68K] [46K][51K][36K][60K]
Моторный отсек
Моторный отсек, как и кокпит, собран вклеиванием внутреннего каркаса в предварительно склеенную обшивку; торцевые формеры (передний формер 38 и смежный с кокпитом формер 1s) вклеены отдельно без подгонки к внутреннему каркасу.
В результате моторный отсек склеился точно и без каких-либо существенных перекосов. Точно так же отлично сошлась передняя часть радиатора и после подкраски выглядит достаточно натурально. Однако приклеенные последними воздухозаборник и пулеметные порты со стволами пулеметов геометрически получились не очень хорошо, что видно из сравнения с боковыми фотографиями реальных самолетов: воздухозаборник высоковат, а пулеметные порты коротковаты и, как следствие, "смотрят" чуть вверх от конструктивной оси фюзеляжа. Это, конечно, могло быть поправлено при подготовке выкроек, но я здесь положился на точность исходных выкроек; оказалось, не все так хорошо, как ожидалось. Однако в целом моторный отсек вышел приемлемо: [46K][94K] Выхлопные патрубки склеены так, как предписано набором. "Смотрят", как и положено, под небольшим углом вверх от от конструктивной оси фюзеляжа. Из конструктивных элементов, не предусмотренных набором, добавлены выхлопное отверстие вверху справа на капоте и сопло охладителя справа за выхлопными патрубками.
Хвостовые сегменты, оперение
Хвост склеен из двух сегментов, задний выклеен на каркасе по инструкции (формеры слегка полрезаны, чтобы передний шпангоут стоял по обрезу обшивки). Колесо сделано вращающимся. В дополнение к деталям, предусмотренным набором, изготовлены и приклеены актюаторы триммеров (справа на руле направления, сверху и снизу на обоих рулях высоты) и слив гидросистемы на "брюхе". "Спинные" строевые огни изображены каплями ПВА поверх серебрянки. [50K][73K][60K][64K]
Готовый фюзеляж
Склеил три части торцами, вставил готовый (склеенный, шпаклеванный акриловой шпаклевкой, обточенный и окрашенный кок винта) - и фюзеляж (за вычетом лопастей винта и синих строевых огней по бортам): [45K][61K] Сразу сравнил результат с боковой фотографией реального самолета: вопиющих расхождений в геометрии нет. Тем не менее: - воздухозаборник на капоте получился заметно выше, а пулеметные порты короче, чем надо (отмечалось выше); - наклон лобового стекла, несмотря на коррективы, вышел все-таки несколько меньше, чем надо; - хвостовая опора шасси вышла заметно сдвинутой вперед (можно считать, что это ее место без нагрузки, но все же многовато). Длина фюзеляжа вышла 30.5 см против ожидавшихся 30.3 см (масштаб 1:32). Приемлемо.
Пропеллер
Техника изготовления пропеллера такая же, как для A6M2 Zero: лопасти клеятся, шпаклюются, шлифуются и красятся; кок клеится, шпаклюется, обтачивается и красится.
Над цветом лопастей, однако, пришлось подумать. На 7 декабря 1941 года действовала инструкция, предписывавшая красить лопасти черным с четырехдюймовыми желтыми законцовками; однако изучение фотографий перл-харборовских P-40 показывает, что далеко не все самолеты соответствовали этой инструкции, и многие по-прежнему имели лопасти цвета натурального металла, закрашенные сзади матовой темной противобликовой краской - как это было принято в USAAC ранее. Поскольку же достоверно неизвестно, какие лопасти имел P-40 Уэлша, и поскольку "металлические" лопасти встречаются на современных фотографиях как минимум не реже, чем черные, я решил "присвоить" модели такие лопасти. Справедливости ради замечу, что тут я не оригинален: я видел как минимум пару моделей перл-харборовских P-40 именно с такими лопастями. Покрасил я их упомянутой выше "серебрянкой" с добавлением малой толики голубого, сзади положен слой матовой темно-серой краски. [53K][48K]
Крылья
Крылья склеены в основном по инструкции, однако все горизонтальные элементы каркаса опущены - частью за ненадобностью (щитки я делать не стал), частью потому, что они просто мешают правильному склеиванию. Все вертикальные элементы (лонжероны и нервюры) приклеены на нижнюю обшивку по разметке, добавлены (для правильного формирования верхней обшивки) еще один передний длинный лонжерон, усиливающие эементы по краям задней кромки. Затем в три приема наклеена верхняя обшивка. надо заметить, что крыло "сошлось" не очень хорошо: задняя кромка консолей над щитками немного "задралась" вверх, а нижние стыки элеронов с консолями вообще не получились (у прототипа нижняя обшивка "затекает" на элерон, в модели же получился "накрывающий" край - что неверно). К сожалению, выяснилось все это только при сборке. Узлы установки крыльевых пулеметов, однако, получились неплохо. [59K][63K][54K][61K][54K] Кроме того, что предусмотрено набором или было изображено при рисовании, добавлен актюатор триммера снизу на левом крыле. Обтекатели шасси выклеены и приклеены по инструкции. АНО прорисованы соответствующими красками и закончены солидными каплями прозрачного ПВА. Крылья приклеены на место (при этом пришлось места приклеивания крыльев к полу кабины подрезать на 1.5 мм, иначе крылья получились бы чересчур низко) и поклеены зализы; встали эти традиционно трудные в бумаге детали на место точно, но вышло не слишком ровно: волнистость крыла подвела. Несколько видоизмененный туннель под фюзеляжем получился правдоподобен: я разрезал его на две части и сделал так, чтобы передняя накрывала заднюю.
Шасси и крыльевые пулеметы
Основные стойки шасси склеены в основном из деталей набора. Добавлены пара кронштейнов, буксирные цапфы, выступы снизу стоек, тормозные шланги, заводские этикетки (отпечатаны с фото в масштабе на тонкой бумаге). Стойки и детали на них отделаны той же приглушенной "серебрянкой", что и лопасти - в данном случае это имитирует алюминиевый лак, которым стойки по преданиям были крашены "по жизни"; штоки амортизаторов - фольга. Колеса обычным образом обточены, шилом прорезаны полагающиеся продольные канавки на рабочей поверхности шин, крашены черной матовой краской. Наружным "колпакам" я придал нужную выпуклость, положив их "лицом" на толстый полиэтилен и прокатав с изнанки шариком от подшипника.
При установке стоек использован визуальный ориентир - снятый с чертежей шаблон, боковые грани вертикальны, передняя грань чуть (примерно на 1..2*) наклонена вперед относительно оси фюзеляжа.
Крыльевые пулеметы изготовлены из шприцевых иголок с наклеенной на них распечаткой дырчатых кожухов. После отделки темно-серой краской получилось правдоподобно - за исключением шестигранников. [88K][44K][48K][45K][43K]
Прочие детали, результат
Трубка Пито (американская) выпрессована из шприцевой иголки, антенна из тонкой светлой капроновой нити натянута паяльником. Вставлен пропеллер - модель готова:
Надо заметить, избыточная глянцевость сравнительно темной окраски модели создала большие сложности при фотографировании: блики то тут, то там. Сюда я поместил более или менее получившиеся фотографии.
Замечу также, что это вторая модель авторства Lukasz Fuczek, которую я собрал (первая была Hurricane Mk.IIc), и собиралась она без непреодолимых трудностей, хотя и с некоторыми усилиями, а некоторые места (воздухозаборник, задние кромки крыльев) получились в итоге не слишком удачно. В целом набор хороший, и было интересно. Я собираюсь сделать еще одну модель этого автора (Typhoon Mk.Ib, изданный Fly Model), но попозже.
Очень интересно, доходчиво, познавательно. Я и не думал, что бумажные модели могут так натурально выглядеть. Просто супер!!! Единственное - нижний воздухозаборник несколько угловат, но это не портит общего благоприятного впечатления.
Мне нравится Ваша работа. И то ,как подаёте материал, чисто фирменная подача. Сам иногда делаю бумагу. Недавно построил пять моделей для торгующего ими магазина для витрины, так, что с бумагой знаком. В технологии изготовления силовых элементов-нервюры, шпангоуты применяю пенопласт от потолочного покрытия, с оклейкой бумагой,штатная деталь. Тогда шпангоут получается, как бы мягким и острых угловатых соединений между стыкуемыми частями удаётся избегать.
По оценке модели и статьи- твёрдая десятка.
нижний воздухозаборник несколько угловат, но это не портит
В общем-то портит. Но бумага - двухмерный материал, двойную кривизну придать можно, но весьма ограниченно. Такой жанр.
В общем-то автор проекта поленился получше разбить радиатор на полоски. Капот по верху разбит на полоски адекватно, и получился вполне округлым. А низ для простоты он сделал просто продолжением верха.
В технологии изготовления силовых элементов-нервюры, шпангоуты применяю пенопласт от потолочного покрытия, с оклейкой бумагой,штатная деталь. Тогда шпангоут получается, как бы мягким и острых угловатых соединений между стыкуемыми частями удаётся избегать
Интересно. Где-нибудь почитать об этом можно?
Добавлено спустя 2 часа 58 минут 32 секунды:
Небольшой дисклеймер: редакторы, добавив статью, добавили в заголовок Tomahawk. Это неверно: наименование Tomahawk использовалось в RAF и в странах Содружества, а в американской армии самолет именовался P-40B (как и написано в метрической надписи). Заводское наименование было одинаковое: Model 81B
Отлично выполненная модель Р-40, впрочем, как и его оппонент "Зеро", а в Ваших статьях, вернее в стили их написания, есть какая-то изюминка. Твердая десятка.
Тема: GremirModels/Lukasz Fuczek 1/32 P-40B...(#1297) - обсуждение
Очень интересная работа и отличная статья.
Ещё учесть то, что всё это из бумаги. Молодец!