Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Продолжаем японскую тему, и сегодня мы будем изучать Японский Палубный Пикирующий Бомбардировщик. Какой? Вы что, в модельном магазине никогда не были? А коль были, то должны знать, что в продаже там можно найти только один такой самолет – Aichi D3A от Fujimi.
Так, кто-то утверждает, что видел еще и «Джуди» от той же фирмы, и что это тоже японский палубный пикирующий бомбардировщик. В теории это, конечно, верно, но в модельной практике понятие «палубный» к D4Y не подходит. Вы когда-нибудь ПАЛУБНЫЙ «Джуди» видели? На фото? Ну? Нет? Именно! Ни одного фото этого самолета не то что на авианосце, а даже просто из состава авианосного подразделения и мне видеть не приходилось. Хуже того – невозможно определить, как он мог бы выглядеть! Мы знаем, что при Мидуэее были два «Джуди»-разведчика, но никаких указаний на то, как они окрашивались и маркировались, нет. В 1944 году «Суйсеев» было уже пруд пруди, но они развелись в двух сильно различных версиях – той, что с «Даймлер-Бенцем» (привет мессерофилам! Оно конечно, движок звался «Ацута», но на самом деле это была японская модификация знаменитого 601-го), и той, что с «Кинсеем», и нигде не написано, какая из модификаций имелась в конкретном подразделении. То есть просто поставить на самолет номер типа 601-203 не получается – неясно, что это была за
модификация…
Есть, впрочем, фото машин из 601-го и 653-го кокутаев, их часто выдают за палубные, да вот беда: фото относятся аж к 1945 году. Так что японским палубным пикирующим бомбардировщиком может быть только “Вэл” – если, конечно, не связываться с нехорошими в плане цены изделиями Chorozcy Modelbud, которые к тому же надо выписывать из-за границы.
Фуджимовский D3A к нам все-таки иногда привозят, более того, его вакуумная копия некогда производилась и в России. Делала эту копию, конечно же, “МАВИ”, и ее вниманием своим я обойти не могу – это была моя первая вакушка! Но все-таки сначала об оригинале.
Изделие “Фуджими” далеко не новое, и это видно даже по облику отливок – заметен облой. С другой стороны, наличие аккуратной внутренней расшивки делает детали достаточно приятными на вид, да и деталей этих довольно много.
Весь “Вэл” помещается на четырех литниках.
Один из них – прозрачный. Об этом последнем ничего плохого сказать нельзя, за исключением того, что желательно его малость подшлифовать – присутствуют царапины, ибо дает себя знать возраст пресс-формы.
Самое неприятное открытие, которое ждет нас на непрозрачных литниках – обтекатели шасси выполнены заодно с колесами. Мягко говоря, нехорошо, и подразумевает изготовление колес самим моделистом. Нет, можно, конечно, и плюнуть, и делать как есть, но можно в таком наплевательстве дойти до того, что начать просто без затей клеить пластик, как мы это делали в детстве, не помышляя не то что об окраске, но и о шпатлевке. Ведь и так сойдет!
Второе открытие – практически полное отсутствие интерьера. Есть пол, две “табуретки”, панель под приборную доску и пилотская ручка. Хотя нет – есть еще пулемет, но в инструкции про него сказано, что он “лишний”. Это потому, что в полете он обычно был спрятан в кабине штурмана и видно его все равно не было.
Вооруженим модель не обделили: хотя обычно самолет возил одну 250-кг бомбу, есть и четыре 60-килограммовки: две под крыло и две – про запас. Бомбодержатели прилагаются.
Мотор отлит в одну деталь, и от него, естественно, многого ожидать нельзя. Выхлопные трубы даны отдельными деталями, но – ничего выдающегося. Зато на воздушный винт приклеивается еще одна маленькая деталька, изображающая его ось и противовесы системы изменения шага – вот это красиво.
Фуджимовский “Вэл”, несмотря на свою примитивность, похож на фото и чертежи, и годится как основа для великолепной реплики.
Декальный вопрос я позволю себе оставить “на сладкое”, и перейду… Нет, пока не к мавишной вакушке, а к D3A2.
То, что вы видите на прилагаемых фотографиях – модель D3A1, той самой модификации, которая летала на Перл-Харбор и потопила уйму кораблей союзников – от авианосцев до лихтеров. Но война Перл-Харбором не окончилась, и во второй половине 1942 года с конвейеров стала сходить версия D3A2 с более мощным двигателем. Еще изменили фонарь, добавили кок на винт, но в целом новый “Вэл” остался все тем же лаптежником, концепцию которого содрали у “Юнкерса”, а крыло – у “Хейнкеля”. Для второй половины войны что “Штука”, что “Вэл” уже устарели, но за неименеем лучшего…
Учитываяя невеликие отличия двух модификаций D3A друг от друга, «Фуджими» делает и тот, и другой. Отличаются они фрагментом литника, где помещается горизонтальное оперение, капот, часть фюзеляжа в районе кабины и прочая мелочевка. Фуджимовского D3A2 у меня нет, но именно эта модель и стала прототипом для отечественной вакушки. Так что по ней не только можно составить представление о втором фуджимовском «Вэле», но и об одной из ранних моделей «МАВИ».
Почему эта контора выбрала для передера именно D3A2, непонятно, ибо эта модификация ничем особым не знаменита. Может быть, считали, что на фиксовскую «единичку» у тогдашнего моделиста денег хватит, а на фуджимовскую «двойку» – нет? Кто знает...
Мы видим лист пластика, на котором в основном выдавлен уже знакомый нам D3A1, только к его носовой части приклеен фрагмент с другим капотом. Да, и у «Фуджими» предлагалось поступать так же, но что помешало изготовителям вакушки приклеить его ровно? Образовалась заметная ступенька, и буде кто решится делать «МАВИ», придется нос сначала отрезать, а потом клеить заново. Есть на листе и горизонтальное оперение увеличенного размаха, и вставка в фюзеляж под новый фонарь. Но сам фонарь нехорош по качеству, вся мелочевка или отсутствует, или ужасна. Что любопытно, и та, и другая проблемы решаются без труда: мелочевку, в том числе и недостающую, несложно сделать из тянутого литника (ничего сверхъестественного в ней и в литом оригинале нет, вот только с винтом придется попотеть; для того, что не сделала даже «Фуджими», есть замечательная книжка из серии Mechanism of military Aircraft – там хоть текст и японский, но картинки хорошие и деталировка подробная), а фонарь купить. Не только «МАВИ» передрала «Вэл» – его фонарь заинтересовал чешскую «Павлу». Так что за скромные деньги можно получить не самую плохую копию фуджимовской детали – это может быть полезно и в том случае, если, собирая литую модель, вы изуродовали входивший в комплект фонарь.
Я, конечно, не призываю из альтернативы “дешевая вакушка-дорогое литье” выбирать всегда первое. Но если уж вам в руки попала вакушка – сделайте ее! Результат вполне стоит затраченных усилий, к тому же вы спасаете таким образом модель от забвения, в котором ей остается пребывать при наличии литого оригинала. Беда, конечно, с декалью – в мавишном комплекте ее не было – но что-нибудь придумаете!
Что-нибудь придумывать придется и владельцам литого D3A2, если им взбредет в голову построить именно палубный самолет. В фуджимовском комплекте только береговые варианты, и по отсутствию у меня этой модели об их правильности я судить не берусь. В различных изданиях, типа Famous Aircraft of the World, можно найти и боковики и фотографии палубных «двоек», но подыскать для них декаль – задача невыполнимая: никто не делает. А что с «единичкой»?
И вновь над полями и лесами льется вой – мой и собаки Кутьки: «Во-о-о-округ вра-а-а-аги!”. Декаль “Фуджими” дает, в ней два варианта, но один – довоенный, судя по коду из Йокосука кокутай, и мне нафиг не сдался. Более того, я, даже не найдя фотографии прототипа, могу биться об заклад, что шрифт номера на хвосте неверен. В случае с другим вариантом это абсолютно точно – на одной известной фотографии, взятой из японского фильма, снимавшегося в ходе легендарной операции (печатный источник указать не могу, потому даю само фото, взятое из интернета, откуда-то с groups.msn.com) хорошо видно, что стиль написания кода другой, особенно заметно различие цифры 3. Плюс слишком яркий красный цвет.
Далее следует песнь о том, что декалей нет, никто не делает, а нам осталась лишь приборная доска, заводская табличка да полосы на горизонтальное оперение, использовавшиеся стрелком-радистом для прицеливания. Песнь знакомая, повторяться не буду.
Но черт побери, почему все производители моделей помешаны именно на “Акаги”? Что, в Японии других авианосцев не было, или они на Перл-Харбор не ходили? “Зеро” хасегавский – с “Акаги”, “Вэл” – с “Акаги”, “Кейт” (о нем в другой раз) – опять с “Акаги”! Я подозреваю, что и в модели всех остальных японских палубников типа 1MF, A1N, B2M и даже D1A тоже кладут деку исключительно под “Акаги”. Все это, правда, бывает вроде только смоляное, но встречается изредка чуть более дешевый и литой A2N от “Файн Молдс” – там «Акаги», естественно, присутствует. Как издевка, выглядит в инструкции «Вэла» фотография (!) машины с «Хирю» – мол, мы знаем, что и такие бывали, но для вас – только «Акаги»!
Ну вот, собственно, и все. Фуджимовский «Вэл», особенно на полном безрыбье, несомненно лучший, вопрос с декалями открыт, «МАВИ» можно начинать делать уже сейчас – в порядке тренировки. Еще на нем можно тренироваться наносить номерки с помощью масок – глядишь, наловчитесь их резать, так и декали будут не нужны…
Lish в 30.08.2008 - 17:24 Да, это я выкладывал фото Джуди на палубе. Там действительно японские военные врачи сняты на фоне D4Y1 авианосца Шокаку. Маркировки не видно, но машина достаточно ободрана. |
VovaN в 31.08.2008 - 14:13 Вот эта фотография -
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=PqFEs2S][/url] |
SilverGhost в 31.08.2008 - 15:00 Кстати, а Хорнет случайно не палубный Джуди повредил?
смотря какой Hornet вы имеете в виду. CV-8 был потоплен когда Джуди только только поступали на вооружение. Он был поврежден Вэлами и Кейтами и потоплен эсминцами. CV-12 не имел повреждений от вражеской авиации, только пострадал во время тайфуна в 45-м. |
organic в 02.09.2008 - 13:22 Я сильно извиняюсь, ошибся. Джуди отметился повреждением Принстона, а не Хорнета. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор 1/72 Fujimi D3A1 и МАВИ D3A2 - ...(#1122) - обсуждение
Спасибо, замечательный и интересный обзор. Жалко ни травленки, ни смолы на эти машины никто не выпускает, а кабины пусты совершенно.
Хоть деки кой-какие можно найти.
Вот по началу статьи, а именно с фразой: " Вы когда-нибудь ПАЛУБНЫЙ «Джуди» видели? На фото? Ну? Нет? Именно! Ни одного фото этого самолета не то что на авианосце, а даже просто из состава авианосного подразделения и мне видеть не приходилось. " - тут согласится не могу. Было фото палубной Джуди, постилось или на Румоделизме или на ДиШ, попытался у себя найти, но пока облом. Помню перед машиной стояла толпа японцев. Думаю Лыш появится и внесет ясность :smile: Была ли видна маркировка машины на фото, этого не помню :???: