Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Добрый день, уважаемые моделисты!
Решил поделиться своим опытом выполнения расшивки на поверхности модели. К необходимости этого я пришёл сам в далёком 1982 году, когда впервые мне попалась на глаза модель “Spitfire” IX от “Matchbox”. Та ещё штучка, без слёз смотреть невозможно было, но раскрой швов внутрь.
А у весьма доступного “Spitfire” IX от «НОВО» и только что появившегося “KP”, расшивка наружу, при весьма хорошей деталировке по тем временам. Вот и захотелось иметь и то и другое. Начал с простого раскладного ножичка. Сразу понял, что нужна специальная заточка, переточил. К окончательной форме пришёл только через 2 года. С тех пор резец практически не изменился (конечно, первый давно не со мной), только становится всё тоньше. Самому непонятно, ведь тогда я делал 72-й масштаб, потом перешёл на 48-й, а сейчас в основном 32-й, а расшивку хочется всё тоньше. Тогда же понял, что наилучшая заготовка для резца, это скальпель, благо с начала 90-х купить их не проблема, только цена уже приближается к цене фирменного инструмента. На фото 1 видно, 3-й и 5-й сверху это «заготовки», 4-й сверху и 2-й снизу это резцы. В магазине медтехника я прошу показать мне всю коробку и выбираю самый прямой скальпель. Часто попадаются кривые, как турецкая сабля, из такого ничего путного не выйдет. На наждачном круге обтачиваю боковые поверхности клинка до плоского состояния и чтобы угол схождения их был минимальный. Тыльную сторону клинка делаю прямой (на фото 2). Затем довожу форму вручную, на бруске и наждачной шкурке. На фото 3 вид тыльной рабочей стороны резцов. На фото 4 эскиз того как должен выглядеть рабочий конец резца в увеличенном виде. Толщина выбирается мастером на свой вкус и под конкретную цель. Мои резцы на фото 3, имеют толщину конца 0,3 и 0,2 мм. Грани должны быть плоскими, не «заваленными». Кромки у рабочего кончика должны быть максимально «острыми». Тогда нарезка швов происходит с выборкой материала в виде стружки. Иногда, на хорошем пластике стружка идёт завитками, как пружинки. Держать резец нужно как можно ближе к перпендикуляру к поверхности, или немного наклонять в сторону движения. Вести резец лучше всего по тонкой стальной линейке, которая облегает поверхность модели (различные линейки на фото 5). На очень маленьких радиусах кривизны поверхности (гондолы двигателей, круглые фюзеляжи) я использую кусок пружины от рулетки, она хорошо гнётся и на неё резец не соскакивает. Маленькие радиусы лючков и небольших панелей лучше всего делать по специальному трафарету от “Verlinden” (фото 6) или по заранее изготовленному самостоятельно трафарету из полупрозрачной лавсановой плёнки (фото 7). Она довольно твёрдая и прочная, несколько проходов резца выдерживает.
Как держать линейки и трафареты, это отдельная тема. Можно приклеивать разными методами, но я обычно держу пальцами левой руки. Как правило, этого достаточно.
Ещё один моментик до которого сам дошёл ещё вначале. Стружку из швов, после шкурения поверхности, я удаляю жёсткой зубной щёткой.
На фото 8 и 9 моя крайняя работа по расшивке. Опять ‘Spitfire”, но уже «пятёрка» в 32-м масштабе от “Hasegawa”. Старая модель, о которой расскажу когда сделаю.
Nazar в 09.01.2016 - 18:52 Solitas
Абсолютно верно, все трафареты, в данном случае дуги различного радиуса и формы, вырезаны из того-же материала и обработаны на наждачной машине...У меня их за 25 лет уже целая коробка различных накопилось, на все случаи жизни. Я в прошлом году на выставке в Питере как-раз мастер класс на эту тему проводил, там это можно было увидеть. Не знаю только выложили куда-нибудь видео, или нет...Но кто-то снимал. |
Андрей в 09.01.2016 - 20:03 Собственно, если кому невтерпеж с дугами и прочими хитростями-возиться есть весьма простой способ и всегда по контуру.
Имея почти готовую расшивку, или карандашный контур-требуется всего лишь циркуль с двумя иголочками, выбрать нужное количество мм и аккуратно обведите по контуру законцовки пару раз, а потом резачком подправить, Пожалуй, 5 минут хватит, всего то делов. В случае сложных контуров действительно требуется оправка. |
Solitas в 09.01.2016 - 20:54 все трафареты, в данном случае дуги различного радиуса и формы
Вот и пришли к сути моих вопросов - кривые линии вами все же режутся по трафарету, а не по пружине. |
Nazar в 09.01.2016 - 21:27 Вот и пришли к сути моих вопросов - кривые линии вами все же режутся по трафарету, а не по пружине.
Тяжелый случай. Я еще раз повторяю, у различных виниловых лент, слоев изоленты и даже пластика, нет приемлемой для меня жесткости, очень сложно контролировать рез ( а по большому счету расшивка не режется, а выбирается скрайбером ). Если вы процарапываете линию по несколько раз, что-бы добиться результата, кстати хотелось-бы посмотреть на результат перерезания расшивки по виниловым трафаретам и желательно не на плоскости, а на криволинейных поверхностях, я же провожу скальпелем один раз и сразу получаю удовлетворяющую меня линию, именно по-этому, в качестве лекал/трафаретов использую только твердые материалы, импортные металлические трафареты, сталь от часовых пружин, самодельные трафареты сделанные из часовых пружин. Такой ответ устраивает? |
Solitas в 09.01.2016 - 22:11 Тяжелый случай.
Ни разу. Меня интересовало как вы режете кривые линии, и я в итоге получил ответ - по трафарету. Из чего он сделан, из пружины, пластика или резинки из трусов - это уже ваше дело. Под "пружиной" в своих ответах и вопросах я подразумевал, что вы либо режете все по прямой ленте, либо каким-то известным вам способом изгибаете ее. кстати хотелось-бы посмотреть на результат перерезания расшивки по виниловым трафаретам и желательно не на плоскости, а на криволинейных поверхностях В моем блоге Як-50. Большая часть расшивки удалялась и резалась вновь. Надеюсь, сопряжение киля и крыльев с фюзеляжем достаточно криволинейная поверхность? |
Nazar в 09.01.2016 - 22:29 В моем блоге Як-50. Большая часть расшивки удалялась и резалась вновь. Надеюсь сопряжение киля и крыльев с фюзеляжем достаточно криволинейная поверхность?
Там расшивки этой на Як-50, с гулькин клюв..И вы ее не нарезали, вы ее восстанавливали по уже существующей. Это разные вещи, но я вас ни в чем не убеждаю. Я ведь с самого начала сказал, каждый делает так, как он хочет. |
Solitas в 09.01.2016 - 22:48 И вы ее не нарезали, вы ее восстанавливали по уже существующей.
Вот именно что удалял и резал новую, ибо изначально все было в . Я ведь с самого начала сказал, каждый делает так, как он хочет. Я с вами и не спорю. Вы рассказали о своем способе, я о своем, а там пусть каждый выбирает что ему удобнее. |
dgov в 10.01.2016 - 18:48 Тема: Нарезка расшивки на модели Приобретите Scribe-R от RB Production и не мучайтесь прекрасный инструмент и хорошая цена. Я давно на него присел, остальное все выкинул. |
VolshebNik в 19.01.2016 - 13:36 Автор, спасио за статью!
Как раз занимаюсь восстановлением расшивки после снятия краски :) Solitas Nazar Парни, спасибо что поделились. Собственно я тоже использую и 3М ленту разной толщины и металлические трафареты. У металлических трафаретов и лент свои тонкости. Лента 3М У ленты минус, что она продавливается. Надо научится правильсно давить на скрайбер - силу нажина направить перпендикулярно поверхности. Можно чуток придавить в на саму ленту.. но тогда не давить сильно. Лучше за 2-3 прохода. И не жадейте ленту. За пару проходов на ней налипает мусор и она теряет липучесть. Плюсы у ленты такие: - сама прилипает к поверхности - - легко позиционировать, особенно на криволинейных поверхностях) - - не стоит беспокоится, что она съедет. - легко гнётся - если нарезать тонкими полосками, то можно и кривые линии выкладывать. - легко вырезать новую маску ( те же кривые линии) Металлические ленты и трафареты Плюсы - прочность - долговечность - со временем накапливается достатоно трафаретов и лекал. Минусы - трудно удержать на одном месте. Обыно я прижимаю эти трафареты той же 3М лентой. Но не всегда это гарантирует, что "маска" не уедет. Приходится дополнительно прижимать к поверхности. Пока писал пришла в голову идея. У Microscale есть такая штука - Liquid Tape. По сути это что-то типо контактного клея на базе ПВА. Поверхность после высыхания остаётся липкой. Не знаю как она будет держатся на металле. Но почему бы не попробовать. (очень приветствуются комментарии по позиционированию) - фирменные трафареты обычно из серии 100 в одном. Это зачастую неудобно. К примеру для нарезки лючка надо прикладывать весь трафарет. одно из решений - разделить такие трафареты на сегменты меньшего размера. - для кривых линий надо изготавливать свои лекала. Не у всех есть нужный инструмент по резке металлических пластин. И по времени это долше, чем из ЗМ ленты. к слову сказать я использую листы для тестовых выкрасок. Доступны в магазинах автокрасок. Лист из тонкого металла, резал тамиевскими ножницами для фототравления. Если что упустил - смело комментируйте Интересный был комментарий про фотоплёнку. Из неё проще резать, чем из металлических пластин. Но опять же, она может съехать. dgov Есть у меня это чудо-скрайбер. И поначалу мне показалось, что это решение всех моих проблем :) Но он зараза быстро тупится. Т.е. к нему в комплекте надо набирать запасных резаков.. А они не всегда доступны. Из самых доступных "резаков" - обычное осроугольное лезвие цангового ножа. Резать надо обратной стороной кончика ножа. - швейная игла для кожи. Она имеет пиромидную заточку. Её главный плюс - маленькая, можно пролезть практически везде. Для удобства зажимаю в цангу для сверла. Ну а свои резаки - эта тема тут раскрыта. Можно изготовить из скальпеля, можно из полотна пилы (полотно сантиметровой ширины). |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Посмотрел. (самая нижняя дуга на фото) тоже по пружине прорезаны? Меня интересуют как раз вот такие линии.