Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Нарезка расшивки на модели

Добрый день, уважаемые моделисты!
Решил поделиться своим опытом выполнения расшивки на поверхности модели. К необходимости этого я пришёл сам в далёком 1982 году, когда впервые мне попалась на глаза модель “Spitfire” IX от “Matchbox”. Та ещё штучка, без слёз смотреть невозможно было, но раскрой швов внутрь. 

 А у весьма доступного “Spitfire” IX от «НОВО» и только что появившегося “KP”, расшивка наружу, при весьма хорошей деталировке по тем временам. Вот и захотелось иметь и то и другое. Начал с простого раскладного ножичка. Сразу понял, что нужна специальная заточка, переточил. К окончательной форме пришёл только через 2 года. С тех пор резец практически не изменился (конечно, первый давно не со мной), только становится всё тоньше. Самому непонятно, ведь тогда я делал 72-й масштаб, потом перешёл на 48-й, а сейчас в основном 32-й, а расшивку хочется всё тоньше. Тогда же понял, что наилучшая заготовка для резца, это скальпель, благо с начала 90-х купить их не проблема, только цена уже приближается к цене фирменного инструмента. На фото 1 видно, 3-й и 5-й сверху это «заготовки», 4-й сверху и 2-й снизу это резцы. В магазине медтехника я прошу показать мне всю коробку и выбираю самый прямой скальпель. Часто попадаются кривые, как турецкая сабля, из такого ничего путного не выйдет. На наждачном круге обтачиваю боковые поверхности клинка до плоского состояния и чтобы угол схождения их был минимальный. Тыльную сторону клинка делаю прямой (на фото 2). Затем довожу форму вручную, на бруске и наждачной шкурке. На фото 3 вид тыльной рабочей стороны резцов. На фото 4 эскиз того как должен выглядеть рабочий конец резца в увеличенном виде. Толщина выбирается мастером на свой вкус и под конкретную цель. Мои резцы на фото 3, имеют толщину конца 0,3 и 0,2 мм. Грани должны быть плоскими, не «заваленными». Кромки у рабочего кончика должны быть максимально «острыми». Тогда нарезка швов происходит с выборкой материала в виде стружки. Иногда, на хорошем пластике стружка идёт завитками, как пружинки. Держать резец нужно как можно ближе к перпендикуляру к поверхности, или немного наклонять в сторону движения. Вести резец лучше всего по тонкой стальной линейке, которая облегает поверхность модели (различные линейки на фото 5). На очень маленьких радиусах кривизны поверхности (гондолы двигателей, круглые фюзеляжи) я использую кусок пружины от рулетки, она хорошо гнётся и на неё резец не соскакивает. Маленькие радиусы лючков и небольших панелей лучше всего делать по специальному трафарету от “Verlinden” (фото 6) или по заранее изготовленному самостоятельно трафарету из полупрозрачной лавсановой плёнки (фото 7). Она довольно твёрдая и прочная, несколько проходов резца выдерживает. 
Как держать линейки и трафареты, это отдельная тема. Можно приклеивать разными методами, но я обычно держу пальцами левой руки. Как правило, этого достаточно.
Ещё один моментик до которого сам дошёл ещё вначале. Стружку из швов, после шкурения поверхности, я удаляю жёсткой зубной щёткой. 
На фото 8 и 9 моя крайняя работа по расшивке. Опять ‘Spitfire”, но уже «пятёрка» в 32-м масштабе от “Hasegawa”. Старая модель, о которой расскажу когда сделаю. 
Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели 
Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели Нарезка расшивки на модели

» Информация о статье
Просмотров: 15040
Опубликовано:
Solitas в 09.01.2016 - 18:43
F-102 посмотрите, который полностью перешит
Посмотрел. (самая нижняя дуга на фото) тоже по пружине прорезаны? Меня интересуют как раз вот такие линии.
Nazar в 09.01.2016 - 18:52
Solitas

Абсолютно верно, все трафареты, в данном случае дуги различного радиуса и формы, вырезаны из того-же материала и обработаны на наждачной машине...У меня их за 25 лет уже целая коробка различных накопилось, на все случаи жизни.
Я в прошлом году на выставке в Питере как-раз мастер класс на эту тему проводил, там это можно было увидеть. Не знаю только выложили куда-нибудь видео, или нет...Но кто-то снимал.
Андрей в 09.01.2016 - 20:03
Собственно, если кому невтерпеж с дугами и прочими хитростями-возиться есть весьма простой способ и всегда по контуру.
Имея почти готовую расшивку, или карандашный контур-требуется всего лишь циркуль с двумя иголочками, выбрать нужное количество мм и аккуратно обведите по контуру законцовки пару раз, а потом резачком подправить, Пожалуй, 5 минут хватит, всего то делов. В случае сложных контуров действительно требуется оправка.
Solitas в 09.01.2016 - 20:54
все трафареты, в данном случае дуги различного радиуса и формы
Вот и пришли к сути моих вопросов - кривые линии вами все же режутся по трафарету, а не по пружине.
Nazar в 09.01.2016 - 21:27
Вот и пришли к сути моих вопросов - кривые линии вами все же режутся по трафарету, а не по пружине.


Тяжелый случай. Я еще раз повторяю, у различных виниловых лент, слоев изоленты и даже пластика, нет приемлемой для меня жесткости, очень сложно контролировать рез ( а по большому счету расшивка не режется, а выбирается скрайбером ). Если вы процарапываете линию по несколько раз, что-бы добиться результата, кстати хотелось-бы посмотреть на результат перерезания расшивки по виниловым трафаретам и желательно не на плоскости, а на криволинейных поверхностях, я же провожу скальпелем один раз и сразу получаю удовлетворяющую меня линию, именно по-этому, в качестве лекал/трафаретов использую только твердые материалы, импортные металлические трафареты, сталь от часовых пружин, самодельные трафареты сделанные из часовых пружин. Такой ответ устраивает?
Solitas в 09.01.2016 - 22:11
Тяжелый случай.
Ни разу. Меня интересовало как вы режете кривые линии, и я в итоге получил ответ - по трафарету. Из чего он сделан, из пружины, пластика или резинки из трусов - это уже ваше дело. Под "пружиной" в своих ответах и вопросах я подразумевал, что вы либо режете все по прямой ленте, либо каким-то известным вам способом изгибаете ее.
кстати хотелось-бы посмотреть на результат перерезания расшивки по виниловым трафаретам и желательно не на плоскости, а на криволинейных поверхностях
В моем блоге Як-50. Большая часть расшивки удалялась и резалась вновь. Надеюсь, сопряжение киля и крыльев с фюзеляжем достаточно криволинейная поверхность?
Nazar в 09.01.2016 - 22:29
В моем блоге Як-50. Большая часть расшивки удалялась и резалась вновь. Надеюсь сопряжение киля и крыльев с фюзеляжем достаточно криволинейная поверхность?

Там расшивки этой на Як-50, с гулькин клюв..И вы ее не нарезали, вы ее восстанавливали по уже существующей. Это разные вещи, но я вас ни в чем не убеждаю. Я ведь с самого начала сказал, каждый делает так, как он хочет.


#
Solitas в 09.01.2016 - 22:48
И вы ее не нарезали, вы ее восстанавливали по уже существующей.
Вот именно что удалял и резал новую, ибо изначально все было в .
Я ведь с самого начала сказал, каждый делает так, как он хочет.
Я с вами и не спорю. Вы рассказали о своем способе, я о своем, а там пусть каждый выбирает что ему удобнее.
dgov в 10.01.2016 - 18:48
Тема: Нарезка расшивки на модели
Приобретите Scribe-R от RB Production и не мучайтесь прекрасный инструмент и хорошая цена. Я давно на него присел, остальное все выкинул.
VolshebNik в 19.01.2016 - 13:36
Автор, спасио за статью!
Как раз занимаюсь восстановлением расшивки после снятия краски :)

Solitas
Nazar
Парни, спасибо что поделились. Собственно я тоже использую и 3М ленту разной толщины и металлические трафареты.

У металлических трафаретов и лент свои тонкости.

Лента 3М
У ленты минус, что она продавливается. Надо научится правильсно давить на скрайбер - силу нажина направить перпендикулярно поверхности. Можно чуток придавить в на саму ленту.. но тогда не давить сильно. Лучше за 2-3 прохода.
И не жадейте ленту. За пару проходов на ней налипает мусор и она теряет липучесть.
Плюсы у ленты такие:
- сама прилипает к поверхности
- - легко позиционировать, особенно на криволинейных поверхностях)
- - не стоит беспокоится, что она съедет.
- легко гнётся
- если нарезать тонкими полосками, то можно и кривые линии выкладывать.
- легко вырезать новую маску ( те же кривые линии)

Металлические ленты и трафареты
Плюсы
- прочность
- долговечность
- со временем накапливается достатоно трафаретов и лекал.

Минусы
- трудно удержать на одном месте. Обыно я прижимаю эти трафареты той же 3М лентой. Но не всегда это гарантирует, что "маска" не уедет. Приходится дополнительно прижимать к поверхности.
Пока писал пришла в голову идея. У Microscale есть такая штука - Liquid Tape. По сути это что-то типо контактного клея на базе ПВА. Поверхность после высыхания остаётся липкой. Не знаю как она будет держатся на металле. Но почему бы не попробовать.
(очень приветствуются комментарии по позиционированию)

- фирменные трафареты обычно из серии 100 в одном. Это зачастую неудобно. К примеру для нарезки лючка надо прикладывать весь трафарет.
одно из решений - разделить такие трафареты на сегменты меньшего размера.

- для кривых линий надо изготавливать свои лекала. Не у всех есть нужный инструмент по резке металлических пластин. И по времени это долше, чем из ЗМ ленты.
к слову сказать я использую листы для тестовых выкрасок. Доступны в магазинах автокрасок. Лист из тонкого металла, резал тамиевскими ножницами для фототравления.


Если что упустил - смело комментируйте

Интересный был комментарий про фотоплёнку. Из неё проще резать, чем из металлических пластин.
Но опять же, она может съехать.

dgov

Есть у меня это чудо-скрайбер. И поначалу мне показалось, что это решение всех моих проблем :)
Но он зараза быстро тупится. Т.е. к нему в комплекте надо набирать запасных резаков.. А они не всегда доступны.

Из самых доступных "резаков"
- обычное осроугольное лезвие цангового ножа. Резать надо обратной стороной кончика ножа.
- швейная игла для кожи. Она имеет пиромидную заточку. Её главный плюс - маленькая, можно пролезть практически везде. Для удобства зажимаю в цангу для сверла.

Ну а свои резаки - эта тема тут раскрыта. Можно изготовить из скальпеля, можно из полотна пилы (полотно сантиметровой ширины).

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy