Итак, в один прекрасный (или не очень) день, знакомые, вернувшиеся из стран дальних, неизведанных и сугубо демократических, привезли неожиданный подарок. Нет . Это была не емкость с вкусной, но не полезной жидкостью из дьюти-фри (а жаль). Это была здоровая коробка, надпись на которой гласила, что данный бокс хранит в себе достойнейших представителей Sasebo Flying Group, причем в удивительном количестве: два Рекса (N1K1 "Kyofu") и одна Руфь (A6M2-N).
Уж не знаю, икалось ли маркетологам из Хасегавы, или нет (скорее всего нет), но памятник им точно можно ставить. Имея одного Рекса в полке, получить еще двоих (пусть один из них и прототип) - впечатление непередаваемое. Утешало одно - подарок. Рексы были передарены Амиго, а вот поплавковый Зеро было решено срочно сделать, тем более недавно собирался обычный Зеро от той же Хасегавы, и ошибочно считалось, что по всем граблям многократно пройдено.
О прототипе:
Коротенькую историю можно посмотреть тут
Немного "остебятины"
Готовясь к Большой Войне, Японцы, основываясь на положительном опыте использования гидроавиации в Китае, создали целостную систему боевого применения гидросамолетов и летающих лодок, в рамках которой создавался целый спектр ЛА различного назначения, начиная от миниатюрных "подводных" E14Y, заканчивая гигантскими H8K. Герой нашей истории был частью этой системы. Но что то пошло не так... В общем, в литературе и сети можно найти достаточное количество примеров боевого применения A6M2-N и, любой интересующийся может сам оценить, стоили ли достигнутые успехи затраченных конструкторских и производственных усилий. Несмотря на очевидный соблазн иметь истребители там, где нет ни аэродромов, ни авианосцев, но зато в избытке присутствует вода, гидроистребители строили серийно и использовали в боях только Японцы (A6M2-N и "опоздавший на бал" N1K1) . Близкий по идеологии Curtiss SC-1 "Seahawk", попавший на катапульты в самом конце войны, насколько известно, никогда не рассматривался Американцами как истребитель.
О модели:
Ну тут наш герой от Hasegawa в сравнении с конкурентами на высоте (в 72 масштабе). Все таки, на мой скромный взгляд изкоробочника, моделям, разработанные в 60-70-х года прошлого века, сложно соревноваться с изделием века нынешнего. Относительно доступен из поплавковых Зеро только ARII (бывший LS), по сравнению с которым Хасевская Руфь - модель с фантастической деталировкой. Есть еще "олдтаймеры" Jo-Han и Revell, но это скорее предметы культа и поклонения для ценителей.
А вообще, Зеро от Хасегавы на Скале подробно рассматривался Уважаемыми Коллегами, и Руфь, по понятным причинам, унаследовала все достоинтсва-недостатки всей линейки ("пустая" кабина, убогая имитация полотна и т.д. и т.п.). Неубиенный плюс - решен вопрос мелких ниш шасси, за отсутствием таковых на прототипе.
Сборка:
Модель собиралась из коробки с набором доделок-переделок-недоделок. Проблемы при сборке сравнительно новой Хасегавы может придумать, преимущественно, сам сборщик. Ну уронил неудачливый Зеро в клей, ну отдирал криво установленный центроплан, ну подумаешь. Из избранного:
На двигатель были добавлены толкатели и проводка.
В кабине добавлен силовой набор, приборные панели, проводка, ремни, прицел. Для поднятия самооценки, посредством надфиля, шкурки и сверел поиздевался над креслом пилота.
Джентельменский набор проволоки-дырок-палок по планеру завершил подтверждение Высокого Звания "Изкоробочник".
Терзания-Сомнения:
К модели прилагались три варианты декалей: два борта от Sasebo Kokutai (на которые, кстати, было найдено фото-подтверждение) и вариант от Toko Kokutai с Алеут . Вот тут дыханье и сперло. Вариант покраски предполагал использование фиолетового цвета (пусть и в пропорции 10%). Тараканы в голове оживились и ультимативно потребовали "внести луч фиолетового света в зелено-серое царство авиации императорского флота". Сказано-сделано.
Дальше пошла одна "беда-печаль". Все отечественные и зарубежные источники в худшем случае предлагали "бросить курить неправильное" и забыть фиолетовый цвет как класс, в лучшем случае, предлагали менее экзотические варианты покраски, ссылаясь на повреждение ЛКП суровыми погодными условиями, заразившими именно несчастные немногочисленные Руфи.
Не менее жаркие дебаты вызывал руль направления желтого цвета. Посылали туда же, с той же целью и по тем же основаниям.
Из гипотетических плюсов, был сомнительный довод из серии "ну ведь Хасегава не замечена в предоставлении вариантов от балды"
На мой скромный взгляд, имеющиеся фото Алеутских A6M2-N, действительно дают большую пищу для размышлений. Дабы разрубить "Гордиев узел" и успокоить разбушевавшихся тараканов, было решено отталкиваться от фото борта D-107 (по другим данным O-101) из той же Toko Kokutai , которое, на мой не менее скромный взгляд, позволяет делать предположения о "не сером и не зеленом" основном цвете и о странностях с цветом полотна рулевых поверхностей. Фото борта О-105, увы, найти не удалось.
Немного о историческом прототипе: шесть A6M2-N под мудрым руководством капитана Ямады, входили в Toko Kokutai и с 5 июля 1942 года базировалась на острове Киска (Алеутские острова), по мере сил и возможностей борясь с Американцами. Вероятным успехом того периода считается сбитый 11 июля B-17. 5 августа шесть имевшихся и шесть вновь прибывших Руфей были сведены в 5 Kaigun Kokutai и началась совсем другая история.
Окраска:
Для начала, модель была покрыта металликом Mr.Hobby Mr. Metal Hobby 208 и отполирована, затем пришел черед красно-коричневого Тамиевского акрила, строящего из себя заводскую грунтовку и настал самый волнующий момент.
Путем нескольких часов тренировки на кошках, моря испорченного разноцветного акрила от Тамии, массового использования непарламентской лексики, удалось добиться того, что Руфь перестала напоминать персонажа анимэ или гламурного Мини Купера. Основной цвет наносился методом выкрашивания панелей.
Трагический финиш.
Лакировалась модель Tamiya X-22, два раза, но от души, дабы побороть коварные и толстенные декали от Хасегава. Декали приваривались дружеским союзом Tamiya Mark Fit Strong и Vodka Deshevaya SOL от отечественного производителя. Когда декали полезли в расшивку радости не было предела (к стыду, часть раствора для приварки была использована не по назначению).
Смывка делалась Tamiya Panel Line, изгадинг ею же, X-19 Smoke и тамиевскими пудреницами. Обдиринг - сухая кисть и метод "иголкой-вжик-вжик-до металла").
Нездоровый блеск убивался матовым лаком от Revell.
Уважаемые коллеги, что вышло, то вышло. Извините, если отнял Ваше время.
Тема: Hasegawa 1/72 A6M2-N Rufe - Фиолетовая мышь