Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Представляю Вашему вниманию перевод статьи нашего коллеги Nikola Dimitrijevic aka Niko@inScale, в которой он поделился своими впечатлениями от новой модели фирмы Trumpeter.
J-10 является многофункциональным всепогодным истребителем, разработанным для борьбы как с воздушными, так и с наземными целями. Самолет был разработан Авиационным проектно-исследовательским институтом в г.Чэнду (611-м институтом) и изготовлен Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (CAC) - подразделением AVIC (Авиастроительной корпорации Китая). Самолет эксплуатируется в PLAAF (ВВС Народно-освободительной армии Китая) с 2003 года. Разработаны одноместный вариант истребителя J-10 и двухместный учебно-боевой вариант J-10S.
Свой первый полет J-10 совершил 22 марта 1998. Для летных испытаний было изготовлено шесть самолетов. В марте 2003 года первые шесть серийных образцов одноместного варианта были переданы в Летно-испытательный центр ВВС (13-ый испытательный полк) на авиабазу Цанчжоу для эксплуатационного теста и оценки. Установочная партия в 100 самолетов (одноместных и двухместных) передали в PLAAF в период с 2004 по 2006 год.
В J-10 применены аэродинамические схемы "бесхвостка" и "утка", которые первоначально планировались для истребителя J-9, так и не увидевшего свет. Самолет имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО). Подъемная сила ПГО совпадает по направлению с подъемной силой основного крыла, в отличие от нормальной аэродинамической схемы, при которой заднее горизонтальное оперение создает отрицательную подъемную силу. На самолете под фюзеляжем установлен регулируемый воздухозаборник, который обеспечивает подачу воздуха к одному турбореактивному двухконтурному двигателю с форсажной камерой Сатурн-Люлька АЛ-31ФН.
Аэродинамическая схема J-10 неустойчива, но обеспечивает высокую маневренность, особенно на сверхзвуковых скоростях. Однако, это требует наличия сложной цифровой электродистанционной системы управления (FBW - fly-by-wire), которая обеспечивает хорошие характеристики управляемости в течение всего полета. На J-10 установлена цифровая четырехканальная система управления, разработанная 611-м институтом. Кабина пилота расположена над воздухозаборником и впереди ПГО. Каплевидный фонарь обеспечивает летчику прекрасный обзор во всех направлениях, что чрезвычайно важно во время воздушного боя.
Первоначально на J-10 планировалось установить китайский турбореактивный двигатель WP-15, но работы по разработке двигателя были прекращены. Вместо этого J-10 был оснащен российским турбореактивным двигателем АЛ-31Ф с тягой 76,2kН (7770 кг, 17130 фунтов), с форсажем - 122,55kН (12500 кг, 27557 фунтов). АЛ-31Ф - высокоэффективный реактивный двигатель, первоначально разработанный для истребителей Су-27, Су-30МК и Су-33 и бомбардировщика Су-34. На J-10 используется модификация АЛ-31ФН, доработанная для возможности установки в фюзеляж самолета и учитывающая его особенности.
С созданием J-10 Китай наконец-то вступил в клуб стран, способных создать современного маневренного боевого самолета.
J-10AY был создан для пилотажной группы ВВС НОАК "Первое августа" на основе одноместного истребителя J-10A. Свой первый полет J-10AY совершил в 2009 году. Самыми большими плюсами в новом самолете для пилотажной группы "Первое августа" являются большой каплевидный фонарь, обеспечивающий пилотам хороший обзор и авионика, обеспечивающая бОльшую точность пилотирования. С J-10AY демонтировали пушку и установили генераторы дыма на первую и девятую точки подвески. Использование трехцветного камуфляжа отражает новое лицо ВВС НОАК.
Этот набор был выпущен фирмой Trumpeter еще в 2009 году в виде версии J-10A новейшего китайского истребителя. Прошло два года, и фирма Trumpeter выпустила на рынок эту модель в вресии пилотажной группы ВВС НОАК "Первое августа".
Но перед тем, как заглянуть в коробку, посмотрим на нее снаружи. Размеры коробки 42.0 x 27.1 x 8.0 см, она сделана из достаточно твердого картона, который может защитить содержимое во время перевозки и обращения с ней. Крышка сделана в привычной для Trumpeter манере, рисунок на ней изображает три самолета пилотажной группы "Первое августа" в полете над авиабазой в Чжухае. В наборе имеется 220 деталей.
Содержимое упаковано в шесть полиэтиленовых пакетов и еще в два небольших, с прозрачными деталями. Имеется одна плата фототравления, черно-белая инструкция по сборке на двенадцати страницах, одна цветная страница-вкладка и два листа с декалями.
Все детали, которые необходимы для сборки модификации J-10A по-прежнему можно найти в коробке. Trumpeter переработал пресс-формы для литника PL, добавив на него новую деталь - генератор дыма. Этот генератор обозначен номером 28 и на литнике PL это единственная деталь, которую необходимо использовать при сборке варианта J-10AY. На первой странице руководства по сборке собрания Trumpeter приводит список из 47 деталей, которые не нужны для J-10AY. Слишком много лишних деталей (в основном, вооружения) для такой небольшой коробки.
Восемь литников отлиты из белого пластика - очевидно с целью облегчить нанесение белого цвета на модель. Два литника с прозрачными деталями защищены дополнительно. Фонарь был обернут защитным материалом, чтобы обеспечить защиту от царапин. Плата фототравления выглядит изготовленной очень точно, но создается впечатление, что ее материал достаточно трудно согнуть.
Линии расшивки тонкие и четкие. Хотя кому-то они могут показаться немного широкими - о вкусах не спорят. Заклепки выполненны слишком рельефно, но в этом для фирмы Trumpeter нет ничего нового. Я не располагаю официальной информацией относительно того, сделал ли Trumpeter какую-нибудь доработку пресс-форм. Но если в предыдущем наборе J-10A имелись некоторые незаконченные или очень неглубокие линии расшивки, то здесь все они выполнены прекрасно.
Интерьер вовсе не представляет собой произведение искусства, но детализирован достаточно для того, чтобы собранная из коробки кабина выглядела неплохо. Но все же для соответствия реальной кабине самолета требуется дополнительная деталировка, а с доработками есть где развернуться.
Регулируемый воздухозаборник и канал воздухозаборника воспроизведены аккуратно. Лопатки двигателя располагаются там, где и должны находиться, но они едва видны из-за кривизны канала воздухозаборника. Сборка воздухозаборника насухо показала, что моделисту без преодоления трудностей здесь не обойтись. Неизбежно потребуется подгонка и использование шпаклевки. Здесь не помешал бы афтермаркет в виде смоляной детали без шва. Значительно улучшит вид модели и использование фототравленых вентиляционных решеток для пограничного слоя.
Сборка основных стоек шасси отлична, а с установкой некоторых дполнительных бросающихся в глаза деталей (например, элементов гидросистемы) шасси очень похожи на настоящие. То же самое можно сказать и о передней стойке шасси. Ниши для уборки шасси абсолютно пустые, и на это нужно обратить особое внимание. В данном случае дополнительная детализация почти неизбежна.
Закрылки, элероны, передние части закрылков и руль направления выполнены в виде отдельных деталей. При соответствующей доработке мест установки рулевых поверхностей их можно установить в любом положении. ПГО выполнено с возможностью установки в любом положении, а при доработке на модели их можно сделать и подвижными.
Trumpeter предусмотрел в наборе и два варианта расположения створок сопла - в открытом и закрытом положениях.
Прозрачные детали отлиты превосходно и невероятно прозрачны. Каплевидный фонарь правилен по форме и судя по фотографиям, очень похож на оригинальный. Заклепки на фонаре на J-10A/AY отсутствуют. Я просмотрел множество фотографий. Некоторые из них представляют собой крупные планы фонаря, но я не нашел даже следов заклепок. Поэтому, даже если заклепки действительно имеются на реальном самолете, они не заметны. Поэтому я настоятельно рекомендую убрать клепку. Шов на фонаре не следует удалять полностью. Фотография пояснит Вам, как правильно устранить проблему.
В набор входят два листа с декалями. Обозначения на них позволяют собрать любой самолет из состава пилотажной группы "Первое августа". Качество декалей не самое высокое, но свое назначение они выполняют. Я заметил небольшое несоответствие красного и желтого цветов. Внимательно изучив некоторые декали, я заметил некоторую смазанность. Тревогу подымать не стоит - такое бывает, если смотреть на декали с близкого расстояния. Иероглифы, представляющие собой надпись (Китайские ВВС) на китайском с обеих сторон фюзеляжа, на декали выглядят более толстыми, чем должны быть.
Руководство по сборке представляет собой буклет из двенадцати страниц формата A4 и одну дополнительную цветную страницу-вставку формата A4 с инструкцией по окраске и нанесению обозначений. Руководство по сборке простое и понятное, оно предоставляет всю необходимую информацию, необходимую для успешной сборки модели.
Этот набор находится на рынке уже два года. Его плюсы и минусы хорошо известны. Для выпуска новой модели Trumpeter вложил средства в переработку пресс-форм для этого набора. Исправление некоторых недостатков старых пресс-форм было хорошим решением фирмы Trumpeter. Гораздо лучшее, чем простое добавление новых деталей, необходимых для новой модели J-10AY. Как следствие, мы получили тонкие и четкие линии расшивки на всей модели. Детали набора, имевшие ранее незаконченные или черезчур мелкие линии расшивки, ушли в прошлое. Trumpeter явно прилагает усилия для того, чтобы остаться среди топ-производителей. Поэтому такое внимание даже к мелким деталям является существенным шагом вперед.
Это отличный набор впечатляющего самолета. Трудно поверить, что моделисты, интересующиеся современными реактивными самолетами, пропустят эту модель. Недостатками набора являются плохая стыкуемость деталей воздухозаборника и не самое лучшее качество декалей. Фирме Trumpeter необходимо принять меры по улучшению качества декалей для своих моделей.
Если Вы разрешите J-10AY "приземлиться" на своей полке, то думаю, что сборка этого необычного реактивного самолета доставит большое удовольствие.
Я хотел бы поблагодарить Hobbyeasy за предоставленный экземпляр и возможность написать данный обзор. Набор можно приобрести в Hobbyeasy.
Автор перевода - Анатолий Шукалов, Aka MonAmi
VolshebNik в 14.04.2014 - 16:29 Тема: Обзор Trumpeter 1/48 PLAAF J-10AY - С...(#4496) - обсуждение Спасибо за обзорчик.
Прототип "зацепил" ;) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор Trumpeter 1/48 PLAAF J-10AY - С...(#4496) - обсуждение
Мда. Можно сказать, самое главное забыл - ознакомиться со статьей Николы в оригинале можно здесь:
http://inscale.org/pub/index.php?topic=1773.0