Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
В преддверии окончания британского мандата над Палестиной, в 1948 году, на «Святой земле», вовсю уже шла необъявленная война, которую вели, с одной стороны, палестинские арабы, стремившиеся не только «остановить ползучую оккупацию Палестины», но и «сбросить евреев в море», а с другой стороны – нелегальная еврейская армия «Хагана», которая вместе с еврейскими экстремистами, негласно, осуществляла принцип – «народу без земли – землю без народа».
В отличии от финансово бедных и, в основном, малограмотных арабов, «Хагана», заранее, сформировала - на основе аэроклубов, прообраз будущих ВВС – воздушную службу «Шерут Авир». Соблюдая некоторые предосторожности в отношении англичан, «Шерут Авир» активно участвовала апрельском наступлении «Хаганы» 1948 года, когда евреи успешно зачистили от арабов обширные территории Палестины. Одновременно, «Хагана» обеспечивала проводку конвоев в осажденную арабами еврейскую часть Иерусалима. Именно в ходе этих прорывов, разномастные еврейские летающие «примусы» начали применять самодельные бомбы из кусков труб и запалов от ручных гранат. Кроме авиаразведки, важнейшей задачей «Шерут Авир» являлось снабжение осажденных еврейских поселений и эвакуация раненых.
Незадолго до вывода британских войск, англичане расформировали 651-ю эскадрилью самолетов из 20 Auster АОР-3 и АОР-5, предложив их на продажу местным аэроклубам. Стоит ли говорить, что два десятка легких самолетов были, тут же, скуплены «Хаганой», обладавшей практически неограниченными финансовыми возможностями еврейской диаспоры США. Наличие подготовленных «аэроклубовцев» - пилотов и техников - позволило, уже через несколько дней после покупки, применить самолеты в боевых действиях.
15 мая 1948 года, было, официально, провозглашено создание Израиля, что абсолютно автоматически привело к началу уже официальной войны с соседними арабскими странами, поспешившими на выручку своим избиваемым палестинским соплеменникам. Фактически, только Египет, обладал, хоть и не особо многочисленными и, довольно, плохоо бученными, но реальными ВВС с двумя эскадрильями Спитфайров и несколькими Дакота-бомбер. ВВС Сирии находились в, абсолютно, младенческом состоянии, но стараниями «иностранных специалистов» успели подготовить пилотов для одной эскадрильи Тексанов, которая теперь «кошмарила» израильские войска и поселения на севере.
Нечастые встречи с воздушным противником, все же, сильно омрачили жизнь израильским «примусам», быстро переведя их на, преймущественно, ночной образ жизни. Все же, в ходе боевых действий, парочка легкомоторных Auster пала жертвами египетских Спитфайров в дневных условиях. Но, несмотря на это, вся флотилия «примусов» продолжала вести нелегкую ночную «боевую работу» всю войну, вывозя раненых и доставляя своим гарнизонам припасы, а арабам – легкие бомбы.
На фоне такой боевой биографии, с моей стороны, было бы непростительно пройти мимо возможности обзавестись моделью Auster AOP-3, которую не только выпустила чешская фирма Sword, но и, в числе прочих, снабдила декалью и вариантом окраски на израильский борт «Алеф-13», времен 1-й арабо-израильской войны.
До этого, модели Sword я в руках не держал и мне было интересно с ней ознакомиться. Судя по всему, модель выпущена по технологии литья под низким давлением. В красивой коробке лежат два литника с деталями модели серого цвета, но изначально, это был один литник, просто, он разрублен на заводе, чтобы влез в небольшую коробку, что достаточно здраво.
Как и на большинстве современных чешских моделей класса «Limited run», качество внешних поверхностей неплохое.
Издержки технологии проявляются, в основном, на мелочевке, где, зачастую, не удается избежать облоя, немасштабной толщины и некоторой замыленности.
Сравнение с фотографиями прототипа показывает, что силовой набор кабины слишком толстый, приборная доска, довольно, примитивная и, кроме того, интерьер большой остекленной кабины скуден.
Остекление модели – в полистироле, причем даны два фонаря. Они, довольно, толстые, но так как, почти все поверхности плоские - оптических искажений почти нет.
Инструкция уместилась на 4 страницах формата А4, причем большую часть занимают варианты окраски модели и, лишь, одну страницу, собственно, сборка. Самолетик маленький, деталей не много – так что большего и не надо.
Кроме упомянутого мною израильского варианта, еще имеется австралийский - с пастью, два британских – с полосами вторжения из Италии, и один - Чехословацкий. Декаль отпечатана польской фирмой Techmod.
Мой вывод таков – маленькая и, на вид - довольно, простенькая модель, особенно - что касается кабины и прочей мелочевки. Сейчас, модели такого класса принято дополнять, хотя бы, минимумом заводского афтермаркета – небольшим листиком травленки или смолой. Увы, производитель на это не пошел и, вряд ли, кто еще сподобится на это.
Дмитрий Шевчук (dagger)
Sky_Dog в 30.05.2010 - 15:03 Дмитрий, спасибо за обзор, давно присматривался к этой модели, да не знал, что в "ларчике" лежит... |
ghoormo в 31.05.2010 - 00:28 Тема: Обзор Sword 1/48 Auster AOP-3 - Еврейский примус Грамотный обзор, спасибо. |
denspam в 31.05.2010 - 10:28 Тема: Обзор Sword 1/48 Auster AOP-3 - Еврейский примус Честно говоря, начав читать обзор стало настолько интересно, что про модель читать уже не стал, полез искать инфу дальше. Спсибо огромное! |
dagger в 31.05.2010 - 17:37 Тема: Re: Обзор Sword 1/48 Auster AOP-3 - Еврейский примус Честно говоря, начав читать обзор стало настолько интересно, что про модель читать уже не стал, полез искать инфу дальше. Спсибо огромное!
Ну я эту тему раньше "копал" - она одна из любимых, пока был молодой и неженатый даже много чего написал на нее. Правда один шустрый украинский историк издал все это под своим именем и даже обещанной половиной гонорара не поделился :) Зато вот теперь потихоньку модели собираю к этой теме :) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
С уважением, Сергей