Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию обзор набора от чешской фирмы Eduard R0004 (большое спасибо ydmitry за данную модель), который представляет модель легендарного Focke-Wulf Fw.190 в его самой массовой модификации A-8. При этом, дается возможность создать модель в модификации А8 / R2 (так написано на коробке, хотя это не совсем так). И хотя неплохое представление о данном наборе можно получить на официальном сайте фирмы производителя, я все же решил поделиться личным впечатлением.
При написании статьи и изучении модели не было цели делать замеры деталей, была измерена лишь общая геометрия и проверена копийность модели в общем (я не являюсь сторонником измерять все до микрона).
Упаковка
Коробка довольно большого размера, состоит из двух половинок. Лицевая часть имеет очень качественную полиграфию с изображением профилей трех разных бортов. На «боковике» изображены возможные варианты окраски.
Нижняя часть коробки из плотного картона, скрепленного скрепками.
Внутри находятся пакеты с литниками, пакет с историческим буклетом, инструкцией и декалями, пакет с платами фототравления – далее по тексту ФТ (2*48556, 2*8173, 2*48551, 48555) и масками, пакет с так называемым «бонусом».
Пластик
Тринадцать литников из серо-зеленого мягкого, качественного пластика + 2 рамки с прозрачными деталями. Членение вы можете видеть на фото.
Облой присутствует на многих деталях, но он не портит общую хорошую картину. Расшивка внутренняя, неглубокая и вполне масштабная, присутствует аккуратная клепка. На верхних половинках крыла обнаружены следы от толкателей. Небольшое количество шпатлевки исправит положение.
Инструкция
Инструкция выполнена в виде журнала из 20 страниц.
Дается краткая справка о собираемой модификации самолета с техническими данными, основные языки: чешский и английский.
Далее следует схема членения модели по литникам с указанием платы цветного ФТ 8173 и комплекта масок, а также рекомендации по использованию окрасочных материалов.
Непосредственно инструкция по сборке занимает 10 страниц и очень подробна, предлагает собрать модель в нескольких вариантах, правда в самой инструкции при предложении вариантов использования той или иной детали не указано, на какой вариант или модификацию устанавливалась деталь на прототипе. Последние 8 страниц показывают схемы окраски.
Дополнительно имеется лист со схемой размещения технических надписей и аппликации масок.
Инструкция предписывает не использовать некоторые детали, которые предназначены для модификации F,G (их нельзя собрать из данного набора).
Фюзеляж и кабина пилота, хвостовое шасси
В наборе дается возможность сделать как модификацию Rustsatz 2 так и другие полевые модификации (в частности Rustsatz 7 или 8, для этого положены 2 дополнительные половинки фюзеляжа с имитацией дополнительных листов брони в районе кабины.
Все люки и лючки, отличающую эту модификацию от остальных, даны правильно и находятся на своих местах; размеры фюзеляжа модели вписываются в чертежи.
Сама кабина проработана очень качественно и хорошо детализована, возможность использования цветного ФТ существенно добавляет реализма модели.
В травлении даются ремни, педали (очень реалистичны), элементы приборной панели и систем управления (настораживает только цвет крашеного травления, слишком темный), крышка доступа к радио за чашкой кресла, круглая антенна радиокомпаса в нижней центральной части фюзеляжа, петли люков технологических отверстий крыльевых пушек, а также жалюзи выхода охлаждающего воздуха.
Об установки в нижней части фюзеляжа антенны системы «свой-чужой» FuG.25 A в основной инструкции ничего не говорится, но она есть в наборе 48556 (на фото ниже).
Чашка сидения имеет более острые грани и несколько иную форму, чем оригинал, отсутствует имитация мягкой части и элементов крепления (хотя их, скорее всего, и не будет видно).
Отличного качества смоляное сиденье делает фирма Ultracast 48027- 1/48 - Focke-Wulf Fw 190 Seats
Приборную доску можно оставить из пластика, либо изготовить используя травление (оба варианта изображены в инструкции), но, как говорилось выше, меня смутил цвет окраски доски и приборов, а также боковых панелей управления, они слишком темные, приборы видны не четко.
Также стоит отметить брак, выразившийся в недоокраске части платы. Допускаю, что все это брак в конкретном случае, но покупая набор за немаленькую сумму, озвученное выше вызывает неприятный осадок. Прицел дан отдельной деталью из стекла, и сильно упрощен. Штурвал также дан одной деталью и потребует доработок, в частности, электропроводку надо изготовить самостоятельно.
Хвостовое шасси возможно собрать из трех деталей, включающих половинки костыля и само колесо. Диск колеса и пневматик проработаны качественно, позднего типа. Но на костыле отсутствует тяга механизма центровки колеса. Вилка имеет неправильную форму.
Мотор и носовой отсек вооружения, фототравление 48556
Мотор и моторама собираются из пластиковых деталей и из деталей вложенного в набор ФТ (всего 48 деталей, из них 21 травление). Внешне похож на оригинал, но потребует доработок, можно взять мотор от СМК 4035.
Выхлопные патрубки лучше заменить на конверсионные Москит - MOSKIT 48-62, хотя предлагаемые имеют правильную форму и вполне подойдут для сборки, тем более в травлении даются «выпускные отверстия».
В наборе даны два варианта винта: металлический VDM 9-12176 A-3 и деревянный VDM 9-12157 H-3, причем последний вариант инструкция рекомендует не устанавливать, хотя в некоторых источниках есть сведения, что деревянные винты устанавливались на поздние А8. Диаметр винта и профиль лопастей соответствуют чертежам, конструкция установки лопастей дана правильно, но несколько упрощенно.
Боковые капоты даются в травлении из набора 48556. Бронированные лобовые кольца даны двумя деталями.
Носовой оружейный отсек представлен 2-мя пулеметами Mg. 131. Орудия проработаны качественно, есть имитация перфорации ствола, можно заменить на AIRES 4023. В наборе ФТ 48556 есть дополнения для отсека вооружения.
Необходимо учитывать, что на некоторых машины в варианте R2, R7 и R8 носовые пулеметы снимались, например синяя 9 из JG 301.
Очень хорошо детализован моторный отсек, в том числе и внутренние части панелей обшивки, закрывающих его. Часть элементов моторного отсека также можно сделать используя ФТ из набора 48556.
В этом же наборе содержатся дополнения для ниш шасси и для крыльевого отсека вооружения (о них будет написано ниже).
Крыло, стабилизатор, элементы управления, набор ФТ 48551
Крыло и стабилизатор на модели «легли» в чертежные размеры.
(рис 20) (рис 21)
Нижняя часть крыла цельная, отлита вместе с нижней частью капота. Все люки проработаны качественно, по форме и расположению соответствуют чертежам. Клепка выполнена частично. Элероны отделены от крыла в самостоятельные детали и имеют слишком грубую имитацию «провисания». То же самое относится к рулю направления и к рулям высоты. Последние выполнены одной деталью со стабилизатором.
На элеронах выполнена имитация триммеров, на рулях перфорированных пластинок, играющих роль триммеров.
Трубка пито позднего образца, устанавливается в консоль правого крыла.
Антенна FuG 16 ZY, устанавливается под левым крылом отлита в пластике и дается в наборе ФТ, на выбор.
С помощью набора ФТ 48551 можно изготовить посадочные щитки.
Верхние половинки крыла проработаны хорошо, клепка присутствует частично. Имитация панелей-обтекателей и эксплуатационных люков внешних крыльевых пушек хорошая.
Хорошую деталировку имеют ниши шасси, включающие в себя основной лонжерон, полунервюры с вырезами под шасси.
Повысить уровень деталировки ниш шасси помогает использование набора ФТ 48556.
Основные шасси
Шасси собирается из стойки, стабилизатора амортизатора, механизма убирания и колеса. Неверно выполнены скобы крепления створки шасси к стойке в районе ступицы. На модели они имеют прямые углы, на прототипе имели форму полукруга.
Створка основного шасси и ее выштамповка имеют правильную форму. Внутренней створки на литниках нет, так как на прототипе она не устанавливалась.
Колесо дается 2 вариантов: с протектором – низкого давления, и без протектора- высокого. Диск с пневматиками позднего типа проработаны хорошо.
Механизм уборки также проработан хорошо.
В наборе ФТ 48556 имеются электропроводка и шланги тормозной систем, но они слишком плоские, и, по моему мнению, лучше изготовить эти детали самостоятельно.
Крыльевое и бомбовое вооружение, подвесной бак
Производитель модели дает нам возможность показать открытым отсеки вооружения пушек Mg 151/20, для чего сервисные люки сделаны открывающимися, петли имеются в наборе ФТ. Сами орудия выполнены хорошо и имеют хорошую деталировку, стволы просматриваются в нише шасси. Крышки эксплуатационных люков имеют явно не масштабную толщину. Что с ними делать решать каждому индивидуально, но делать их в открытом положении в таком виде, мне кажется, не совсем корректно.
В наборе ФТ 48556 даются детали пушки, части отсека вооружения.
Полевая модификация R2 позволяла монтировать в консолях крыла вместо пушек MG 151/20Е 30-мм RB Mk 108. Компоновка отсека была как у стандартного варианта, но пушка устанавливалась «на спине» и ленточное питание подводилось у нижней поверхности крыла. Для отвода стреляных гильз и звеньев цепи в верхнем листе обшивки крыла у заднего лонжерона было вырезано отверстие, которое закрывал обтекатель. Отверстие в нижней поверхности крыла на первых машинах было таким же как с MG 151, но на поздних версиях его увеличили до заднего лонжерона. Сервисный люк для Mk 108 был по форме похож на люк от MG 151/20Е, но отличался выштамповкой и отсутствием отверстий для выбрасывания звеньев ленты. В случае установки назад MG 151/20Е, крышка не менялась, а отверстия для выброса гильз и звеньев ленты закрывались.
В наборе даны две разные нижние части крыла: с MG 151/20 и R2 c Mk 108. Отличия вы можете увидеть на фото.
Для имитации установки Mk 108 инструкция предлагает обрезать пластиковые стволы либо оставить их «нормальной» длины (MG 151/20Е). Я считаю, что это не верно, так как калибр у орудий был разный и стволы отличались не только длиной. Поэтому, для полноценной копии R2 или R8 (R2+R7) стволы Mk 108 однозначно нельзя оставлять из набора. В принципе, набор без доработок позволяет сделать модификацию с R12, то есть с консольными пушками Mk103, дело только в выборе стволов.
Точеные стволы для MG151/20, MK 108 и MK 103 делает немецкая фирма Schatton Modellbau.
Также на модели отсутствует имитация болтов, которыми было прикручено ложе пушки Mk 108.
Одной из особенностей модификации А8 было смещение бомбодержателя ETC 501 вперед на 20.3 см по сравнению с предыдущими А, для улучшения балансировки, изменившейся вследствие установки за 8 шпангоутом бака на 115 литров. На обратной стороне нижней части крыла намечены места под отверстия для установки удлиненного кронштейна под бомбодержатель.
Сам бомбодержатель похож на оригинальный только в общем, потребуется немало работы, чтобы придать ему достоверный вид.
Подвесной топливный бак на 300 л. Собирается из двух половинок, очень хорошо сделан и полностью вписывается в чертежи как в плане размеров, так и в плане деталировки.
Бомба SC500 собирается из трех пластиковых и четырех ФТ деталей, выполнена масштабно и ложится в чертежи.
W.Gr 21 Rustsatz 6 – 210 мм реактивный снаряд, установка была возможна на любой А8 в комбинации с любыми другими полевых модификаций (кроме R1, R3). Сам снаряд выполнен достаточно хорошо, собирается из трех частей, задняя часть дается из ФТ. Направляющая трубка слишком толстая, немасштабная, да к тому же меньше чем на чертежах.
Крепление пусковой установки к крылу предусматривалось в месте крепления подкрыльевых топливных баков, на модели для этого намечены места для сверления на внутренней части нижней половинки крыла, на оригинале отверстии были не «сквозные», а сами распорки выглядели следующим образом и имели функцию «натежителя».
Стоит иметь в виду, что держалась пусковая установка на крюке, прикрученного болтами к нижней части крыла. Его на модели нет (рис 31). Придется его делать самостоятельно.
Остекление
Остекление состоит из двух частей: козырька и самого фонаря. Козырек дан двух видов: для модификации R7 – R8 (имитация дополнительного бронирования 30 мм за счет утолщения стекла) и на остальные модификации, то есть простое «тонкое» стекло.
Фонарь можно сделать в открытом и закрытом положении. Инструкция предлагает на выбор два варианта фонаря – обычный тип, на который возможно установка «дополнительного бронирования» и фонарь Galland Haube увеличенного размера.
Вот здесь необходимо быть очень аккуратным в выборе прототипа для постройки. Дело в том то увеличенные фонари устанавливались на Fw 190 F,G,D с 8 модификации и выше. Есть сведения о том, что такие фонари устанавливались и на поздние А8, но есть лишь несколько снимков A8с таким фонарем. Один из них W.Nr. 737938 производства Ago, Oschersleben красная 9 2./JG301 (декаль на него дана в наборе). Также стоит иметь в виду, что на некоторых машинах с R7 и R8 не было дополнительных бронированных частей на фонаре, козырек тоже стандартный, например машина Willi Maximowitz черная 8 из 11.IV.(Sturm)/JG 3
Или машина W.Nr 681395 Franz Schaar белая 16 5./JG4.
Бронезаголовник и непрозрачные части фонаря даны на стандартный и «большой» фонари в пластике и в наборе «штатного» ФТ, в том числе ручка и цветная пластина с предупреждающими надписями.
Декаль и маски
Четыре листа качественных декалей, разработанных в 2007 году. Декаль четкая без смещения цветов, мелкие надписи читаются хорошо.
Два листа с техническими надписями и символами. Один лист с крестами и свастикой (свастика дана «целая» и «составная»), один лист с эмблемами эскадр и тактическими обозначениями на восемь вариантов:
ALFRED BINDSEIL, 6./JG 1, Störmede, Germany, Spring 1944
RUDOLF ARTNER, 9./JG 5, Herdla, Norway, Spring 1945
W.Nr.737 938, JG 301, North Germany, May 1945
WATHER DAHL, Stab/JG 300, Jüterborg, Germany, December 1944
WILHELM MORITZ, IV.(Sturm)/ JG 3, Memmingen, Germany, July 1944
WILLI MAXIMOWITZ, IV.(Sturm)/JG 3, Dreux, France, June 1944
FRIEDRICH-KARL FRANK, II.(Sturm)/JG 4, Welzow, Germany, September 1944
PAUL LIXFELD, 6./JG 300, late 1944
Инструкция по нанесению технических надписей дана отдельным листом, места нанесения тактические знаков и эмблем показаны на цветных профилях в инструкции.
В данном обзоре я не буду заострять внимание на точности предлагаемых схем окраски, так как эта тема для большой работы и написания отдельной статьи (над которой я сейчас и работаю).
Скажу только, что следует очень внимательно изучить прототипы перед выбором той или иной схемы окраски и очень насторожено отнестись к предложениям авторов набора (в частности машина W.Nr. 737938 – по ней до сих пор идут споры и нет однозначного мнения почему «полосы защиты Рейха» расположены нетипично и к какому подразделению она принадлежала).
По поводу масок сказать ничего не могу, так как модель еще собирать не начал и маски не применял, но выглядят они неплохо.
Бонус
В качестве бонуса в наборе находятся два кусочка с фрагментами краски от машины W.Nr 681323 желтая 8 7./JG4. «Подтверждает» их подлинность сертификат аутентичности от Музея воздушного боя над Оре Моунтайнс в г. Коварска, Чехия.
Фототравленая пластинка с указаниями модификации, заводского и тактического номера самолета смотрится очень красиво, и должна непременно украсить экспозицию с собранной моделью.
Небольшая брошюра «Bloody Encounter over a Forgotten Mountain» автора Яна Здярски, описывает события 11 сентября 1944, и рассказывает о боевых машинах – участницах того боя. Брошюра очень хорошего качества, с фотографиями, схемами боя и профилями самолетов, учувствовавших в сражении.
Так же в виде бонуса в наборе должна была лежать реплика Железного креста, но у мен я его почему-то не оказалось. Жаль.
В виде бонуса рассматриваю плату ФТ 48555 tools and boxes (коробка с инструментами), оценивать в полной мере не могу, но смотрится очень аккуратно и достоверно (на мой взгляд).
Резюме
Несмотря на все мои «придирки», набор визуально очень понравился, тем более что позволяет собрать несколько существенно отличающихся друг от друга полевых модификаций. Повторюсь, что я не сторонник мерить модель до микрон, была проверена лишь общая геометрия, поэтому с этой точки зрения замечании к производителю нет. Что получится в итоге я пока не знаю, считаю, что работа предстоит немалая и интересная. Советую для покупки только опытным моделистам.
Литература:
«Aero Detail 6 Fw 190 A/F
«Focke Wulf Fw 190 Vol.1», Kagero 2003
«Focke Wulf Fw 190 Vol.2», Kagero 2004
«Focke Wulf 190 A/F/G czesc III» AJpress 1994
«Fw 190 In action» Squadron/signal publication 1999
« Die Fw190» Alfred Price 1977
и другие
Техническая документация
1D. (Luft) T.2190 A-7 bis A-9 Tell 8c. Sonderwaffenlage: 21 cm BR. 1944
L.Dv.T. 2190 A-7/R2 und A8/R2/Wa. Rüstsatz 2: MK 108 in den Flügeln. 1944
L.Dv.T. 2190 A-7 und A8/Wa. Schußwaffenanlage MG 131 unter der Motorhaube. 1943
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Мне понравился подход автора к работе с графикой. Фото детали, совмещенное с реальными деталями и схемами, очень наглядные и могут быть использованы при постройке самой модели.
Обзор очень хороший! Поздравляю!
Прочел обзор - действительно толково написано.
Как-то года 2 назад я тоже приобрел набор, тогда еще новинки FW-190A8 от Эдуарда. Начал тестовую сборку и выяснил неприятные моменты такие как:
- невозможность закрыть капот носового отсека вооружения при установленных пулеметах;
- сложности с установкой крышек отсеков корневых пушек (зазоры до 1-0,8 мм.)
- и еще ряд мелких но несколько неприятных моментов.
В итоге модель лягла на полку в качестве наглядного пособия для коллег.
Вопрос. Устранены ли эти недостатки в данном наборе?
Устранены ли эти недостатки в данном наборе?
Честно говоря, сильно сомневаюсь. Вряд ли фирма будет вносить изменения в пресс-формы, если модель уже относительно давно выпускается и продается. Ради долей миллиметров не станут затевать сложный процесс корректировки и останавливать производство... Бизнес! :-(
модель собирать еще не начал, но думаю скоро смогу ответить а Ваши вопросы.
Моя лежит, но руки чешутся, собственно ничего неисправимого там нет, шпаклевка и острый инструмент - творят чудеса! :grin:
PTAVв 14.09.2009 - 00:16 Тема: Re: Обзор Eduard 1/48 Fw-190 A-8/R-2 Royal Class
Блин.............чуть слюной не подавился...........нельзя же так :)))
bondв 09.10.2010 - 21:03 Тема: Обзор Eduard 1/48 Fw-190 A-8/R-2 Royal Class
Очень впечатляюще! Стоит наверное огромную кучу денег, не знаю сколько, но безусловно стоит того! Блин, если такое еще в продаже, боюсь что прийдется купить :)))