Ни для кого не секрет, что многие отечественные моделисты пользуются при работе с аэрографом самодельным компрессором, собранным из деталей холодильника, пластиковой бутылки в качестве ресивера, автомобильных топливных фильтров и им подобного подручного материала. Если манометр на такой компрессор еще можно подобрать на хозяйственном рынке, то с предохранительным клапаном дело обстоит гораздо хуже.
Ладно белорусский аэрограф, который травит воздух даже на холостом ходу. Но аппараты двойного действия или даже юниорские модели с нижним расположением резервуара требуют предохранителя в обязательном порядке. У меня до сих пор неприятности от его отсутствия ограничивались сорванным со штуцера воздушным шлангом, со свистом летающим по всей комнате. Но в одной статье о самодеятельном компрессоростроении я встретил рекомендацию делать ресивер из бутылки от шампанского. Последствия разрыва такого ресивера предсказать легко, а залечить тяжело, поскольку стеклянные осколки не обнаруживаются рентгеновским-аппаратом. Предохранительный клапан нужен. Точка.
Натягивая очередной раз на штуцер аэрографа шланг, я обратил внимание, что делать это легче, когда компрессор работает: воздух раздувает упругий шланг и он увеличивается в диаметре. Эврика! Через пять минут у меня будет предохранитель. В силиконовой трубочке от капельницы (ею я пользуюсь в качестве питающего аэрограф шланга) шилом было проколото отверстие диаметром около 0,5 мм. На силиконовую трубку я натянул отрезок каучукового катетера от той же капельницы и сдвинул так, чтобы он закрывал это отверстие. При повышении давления каучуковый шланг увеличивается в диаметре больше, чем силиконовый и избыточный воздух выходит в щель между ними. Двигая каучуковую трубку влево-вправо по схеме можно отрегулировать давление, при котором срабатывает клапан.
Первое же испытание продемонстрировало недостаток данного приспособления: клапан срабатывал с пронзительным воем. Однако зубочистка и неплотная обмотка изолентой поправили дело – частота собственных колебаний системы изменилась, и вой превратился в безобидное шипение. Изолента же закрепила резинку в оптимальном положении относительно отверстия.
Повторное испытание показало, что в имеющейся конфигурации (компрессор от советского холодильника неизвестной породы, аэрограф «Миол 80-897», редуктора нет) пневмостанция имеет такие характеристики:
• клапан начинает срабатывать при давлении 2,3-2,5 атм,
• давление воздуха на холостом ходу (т.е. аэрограф не работает) стабилизируется на отметке 3,8-4 атм,
• давление при работе аэрографа, отрегулированного на максимальный расход воздуха, стабилизируется на 1,9-2,1 атм.
Конструкция предельно проста и ясна из рисунка, так что ломаться в ней, собственно, нечему. Единственное, что вызывает опасения – сохранение упругости каучукового катетера со временем. Но, в любом случае, старение резины не должно увеличить ее упругость, т.е. рабочее давление до опасных пределов.
До обзаведения клапаном самым слабым местом моей пневмостанции был штуцер, которым шланг крепился к аэрографу. Его срывало при давлении около 4,5 атм, если я не выключал своевременно компрессор. Я решил не закреплять его дополнительно и оставить как есть – в качестве второго, запасного предохранителя однократного действия.