Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Приветствую всех!
Очередная работа завершена, и подготовлена статья и фотосессия к ней. Снова всё та же интересная для меня тема, в которую всё больше и больше уходят все мои модели: семейство проектных машин времён Второй Мировой Войны. На этот раз, это истребитель танков Е-25.
Сведений о Е-25 не так уж и мало, и в общем-то не смотря на отсутствие прототипа, воплощённого в металле – определённое представление о машине сформировать вполне себе возможно. Это по сути продолжение темы вооружения машин средней (порядка 25 тонн) массы мощным 75-мм орудием, корнями (и боеприпасами) уходящему к танковой пушке KwK-42 L/70, являющейся вооружением танка «Пантера».
Cсобственно, воплощением такой идеи в металле стали поздние версии истребителя танков Jagdpanzer IV, вооружённые 7,5 cm Stuk 42 L/70.
Данный же проект рассматривался как шасси для установки аналогичного орудия. Бронирование машины в лобовой части должно было состоять из 50-мм бронеплит, размещённых под рациональными углами, детали же бортов и кормовых нижней и верхней бронеплит - примерно 30 мм. Крыша и днище – 20 мм. Разработчиком являлась компания Argus Werke, из Карлсруе.
То есть, в общем-то не самая защищённая машина, броня которой может защитить, пожалуй, только от огня лёгких скорострельных пушек, тяжёлых пулемётов, осколков снарядом и устаревших орудий. Лобовая броня тем не менее, имея значительные углы наклона, могла обеспечить некоторую степень защиты от снарядов танковых оружий калибра 75-85 мм за счёт рикошета или на большой дистанции выстрела.
Но орудие для машины такого класса было более чем серьёзное: оно позволяло бы бороться практически с любыми танками потенциальных противников. За счёт низкого размещения, существовала даже возможность поражать тяжёлые танки в лоб в нижнюю лобовую деталь бронекорпуса, которая обычно тоньше верхней и имела меньший угол наклона.
За счёт низкой высоты машины, она идеально подходила для отстрела вражеской техники из засад. Однако, в атаке в боевых порядках танков и пехоты на позиции противника, оборудованные полевыми укреплениями, трудности однозначно возникли бы из-за большой длины низко расположенного от земли орудия.
Засады, стрельба с подготовленной позиции противотанковой обороны, и действия вдоль дорог (благо, планируемый к установке Maybach HL 230 позволял бы машине развивать скорость порядка 65 км/ч) – вот, пожалуй, стихия этой машины.
Так или иначе, не смотря на сведения о созданных нескольких корпусах – достроить машину так и не успели, да и, наверное, потребности особой не было: с такими задачами справлялись по мере сил Jagdpanzer IV, а на производство новой машины такого типа силы надо было бросать гораздо раньше, тем более что машина представляет собой довольно простую сварную конструкцию, принципиально новыми были разве что внешние блоки подвески с центральным гидравлическим амортизатором.
Я хочу представить Вам своё видение этой модели, какой я себе её представляю воплощённой в металле весной-летом 1945 г.
Итак, стройка велась из следующих основных наборов:
1. Trumpeter № 00383 German Entwicklungsfahrzeug E-25 – модель неплохого качества исполнения, однако имеющая явные логические недоработки, о которых ниже;
2. Sector35 ST 3561 - Рабочие траки для Entwicklungsfahrzeug E-25 – очень добротный и приятный в работе набор. Хорошее литьё, и самое главное – уже нарезанные «пальцы» требуемой длины, из прямой проволки. Благодаря этому, траки собираются очень быстро. В наборе есть значительный запас, так что любителям увешать машину запасными траками - есть где развернуться;
3. Lion Marc LM10055 1/35 75mm Pak 42 L/70 barrel – ствол вообще-то для Jagdpanzer IV, и для модели Tamiya, но с «родным» для этой модели как-то не сложилось, да и проблемы я не вижу;
4. Voyager PEA075 – бортовые экраны для танков «Пантера» и САУ «Ягдпантера». Особого значения в данном случае выбор не имеет, однако эти – не самые удачные: у них передние и задние секции не равны по размерам, что в общем-то не верно, хотя… я и не для «Пантеры» беру;
5. Aber R-42 - точёная антенна двухметровая в масштабе 1:35;
6. Подходящий трос из запасов, из набора тросов разного сечения от Eureka XXL, коуши смоляные из запасов;
7. Различные предметы из запасов: ящик ЗИП для САУ типа Brummbar/Elefant, листовой пластик, трубка пластиковая, детали от других наборов.
Пойдём как обычно снизу-вверх.
Снова, обращаю внимание на такой момент: нельзя сказать, что в ходе постройки велась переделка чего-то во что-то, или же исправлялись какие-то несуществующие косяки не существовавшей машины – правильнее будет сказать, что я просто строил машину исходя из своих предпочтений, но и, конечно, вынужден был переделать некоторые моменты, которые, по моему мнению, едва ли уместны и не логичны при любом раскладе, а также – добавил элементы, без которых машина не мыслима, и без которых – никуда, в не зависимости от наших желаний или не желаний собирать её «из коробки».
1. Траки – тут без вариантов: мне не понравились что наборные пластиковые траки из набора, что винил: я поставил траки от Sector35. Они гораздо проще в работе, реалистично смотрятся и удобно тонируются химическим ржавлением.
Тут это единое целое, так что… как и обычно в случае с САУ, буду обсуждать детали совместно.
1. Добавил сварные швы на стыке ВЛД и НЛД с бортами: да, здесь это довольно важный момент. Эти стыки на модели проработаны очень некорректно. Стыка с бортами не показано вообще. Я решил дать везде шиповое соединение для прочности и предотвращения сдвига плит от удара снарядов. Дал выступающие части шиповых соединений пластинками из полистирола, имитировал обварку. На борах показал стык от наложения ВЛД. Здесь бесспорно возможны варианты, но оставлять как дано в исходном наборе – никак нельзя, раскрой показан просто не реализуемо, или просто игнорирован.
Стыки ВЛД и наклонной части крыши – сделал заново. На всех плитах дал имитацию следов от газореза;
2. На буксировочных приспособлениях части болты заменил на пластиковые от MENG, более крупные, заодно перенеся их так, чтобы они не попадали на стык плит (в передней части);
3. Грязевые щитки оставил пластиковые: к сожалению, на травлёных не даётся отбортовки сбоку. В нижней части я дал «ответки», крепящиеся к корпусу, а на самих щитках имитировал метизы по аналогии с щитками «Пантеры». На правом переднем грязевом щитке дал вырез под проводку фары, при этом сама фара перекочевала на корпус по понятным причинам. То же самое – с кормовым конвойным фонарём. На спонсонах снизу даны и вводы для проводки, и миниатюрные скобы для имитированной из тонкой свинцовой проволоки проводки от фар. Всё это благополучно скрылось за слоем грязи и затенилось экранами…;
4. Поднимаемся выше и сразу задеваем кормовую плиту (среднюю, если так можно сказать, часть кормы). Видно, что Trumpeter дал её откидывающейся (ну, по сути – как на нашем Т-34). Да только как она там фиксируется – не продумано никак. Я решил проверенным способом «приболтить» её к корпусу. Подобрал болты от Masterclub аналогичного таковыми на модели в верхней части кормы (крепящими плиту с вентилятором и воздуховодами). заменил болты на петлях на более массивные;
5. По случаю, с откидной части «уехал» весь инструмент, что планировался к размещению там. Было доработано буксирное приспособление: оно получило приварки пластин с проушинами, самодельный «палец» с цепочкой для него и фиксирующего шплинта.
6. Съёмный круглый люк я доработал: во-первых, поставил гайки от Masterclub, а во-вторых – заблаговременно по периметру выбрал тонкую канавку. В дальнейшем, это себя оправдало: визуально, люк после «заливки» лучше выделяется;
7. Бронировки выхлопных труб я без лишних сантиментов взял от «Пантеры»: решение проверенное, понятное, чертежи – в наличии, зачем городить огород? Бронировки сварные конечно же: такие можно изготовить на любом заводе, был бы газорез да сварка;
8. А вот выхлопные патрубки – это гальванические изделия для… эх, да, для Т-34. Тут без комментариев Но подходят, по-моему, идеально;
9. Крышу рубки я выбрал понятную мне: вот вентилятор, вот воздухопритоки. Бронировка вентилятора – лишняя от набора «Пантеры» от Dragon. Опять же, она больше данной в наборе (а двигатель-то всё же аналогичный «Пантерьему»), вентилятор – также больше можно поставить. Вообще весь этот узел сделать аналогичному на «Пантере».
У меня под этой бронировкой и вентилятор в наличии, «Пантерий» конечно же. Травлёная сеточка – из запасов, лишняя от «Пантеры». По бокам – предложенные в наборе жалюзи. Сетки на них хороши на мой взгляд и из набора;
10. Не уверен что это корректно на 100%, но я не увидел решения по питанию двигателя воздухом. В принципе, отверстия с жалюзи – это притоки, но… при чём тут это, там воздух должен идти через фильтры. В общем, воткнул крышки по аналогии с используемыми на «Пантере», имитировав бронировки воздухозабора для двигателя;
11. Вернёмся чуть ниже – к бортам. То, как даны на модели бонки под какие-то видимо экраны и т.п. – мне показалось не убедительно. Есть наборы травления для этой именно модели, но… там экраны взяты на манер «Хетцера», и по моим ощущениям – не учитывают, что эта машина всё-таки выше. В принципе, внимательный читатель уже увидел, что слово «Пантера» в статье про Е-25 встречается гораздо чаще, чем «Е-25», так что… сгорел сарай – гори и хата! Зачем нам полумеры? Экраны «шурцен» по своей сути тут полностью копируют решение, используемое на «Пантере»: пластиковые детали для навески экранов набраны из остатков Smart-kitов, на них уложена «надгусеничная полка» - максимально упрощённая и дешёвая, просто фактически тонная полоска металла. К узлам подвески закреплены «Пантерьи» по своей сути экраны, предназначенные для этой машины. Теперь борта нашей машины получили дополнительные 5 мм брони, а экипаж – удобную небольшую полочку, благодаря которой удобней залезать на машину, да и слезая с неё не сразу скатишься вниз, а упрёшься ногами в полку для начала;
12. Подойдём наконец-то к вооружению: ствол заменил на точёный с нарезами от Lion Marc. Хороший ствол, но конечно – дороговат, как по мне… всё же он без дульного тормоза и… не самый сложный. «Родного», под эту модель – в продаже не было. Без особых доработок поставил этот. Маска потребовала конечно некоторой доработки: там такая небольшая проблема, что «срез» отверстия маски - островат, я чуть наращивал его снаружи. На подвижной и неподвижной части бронировок я имитировал литьё. Сверху неподвижной бронировки дал травлёными винтами из остатков травления крепления конструкций;
13. Я против машин, вообще не имеющих пулемётного вооружения. Борьба с пехотой – не стихия этой машины, но задача любой боевой машины – принять участие в победе над противником, а противник бывает не только на колёсах и гусеницах.
Поэтому, после долгих раздумий, машина получила для самообороны пулемётную установку для пулемёта MG-42 по аналогии с Jagdpanzer IV. Сдвижная бронировка – из лишних деталей от Dragon;
14. Машина получила на левом борту тубус для банника и антенн: решение понятно подсмотрено где и обычно – на «Пантере» Тубус самодельный, замочки и цепочки – из остатков;
15. А вот шанцевый инструмент, ВНЕЗАПНО, размещён не по аналогии с «Пантерой Я решил его разместить в ящике, использованном ранее на САУ Sturmpanzer IV и «Элефант». По-моему – удобно: всё и сразу в одном месте. Только у меня ящик на болтах крепится к приваренным уголкам. При его повреждении – легко снять и заменить на такой же, или прикрутить что-то, что под рукой;
16. Огнетушитель на травлёном креплении из другого набора укрылся от пуль и осколков за ящиком с инструментом;
17. Долго думал, как закрепить трос: я хотел максимально простое и дешёвое в производстве, но при этом – надёжное крепление. 6 скоб, 6 пальцев на цепочках – и тросы легок крепить, легко снимать, висят – надёжно;
18. Крепления домкрата перенёс на правый борт. Рядом с ним же разместил и брусок под него в простейшей конструкции из металлических полос. Ко всем крепежам имитировал приварки;
19. Доработал основание антенны: обварил по периметру, добавил съёмную верхнюю часть, новое основание антенны. Сама антенна – от ABER;
20. Крыша рубки – отдельная тема. Во-первых, я ни в коем случае не рекомендую использовать крышу в варианте под установку башенки: такая башенка мало того, что сомнительной конструкции (хотя, впрочем, можно списать на WhatIf и т.п.), она ещё и сильно увеличивает высоту машины, сводя на нет преимущества низкой высоты корпуса, не способствует улучшению обзора и… наша машина – истребитель танков, а не пехоты, на этом пусть и сосредоточится. А командир пусть обнаруживает цели на поле боя, а не занимается вращением в башенке с целью стрельбы по пехоте или чего хуже – попыток атаки воздушной цели пулемётом винтовочного калибра…
Во-вторых – в модели никак не дано крепление крыши к корпусу. Тут в итоге всё равно надо давать либо болты, либо сварку по периметру. Я остановился на внешних болтах: да. наверное сложнее, чем сварка, хотя - как сказать: ремонтопригодность машины это повышает;
21. То, чего вообще нет в наборе: это прицел. Да, вот так внезапно. Прицел не показан никак.
Я сделал его с нуля из листового пластика, а сам прицел изготовил из половинки стереотрубы от какого-то набора. Крепление опять же дал на болтах, с откидной частью сзади прицела для удобства замены подвижной бронировки. Тип прицела и основные решения – схожи с используемыми в Jagdpanzer IV, хотя с учётом очень малых углов - это скорее бронировка, чем сдвижная конструкция: здесь пластины просто немного должны двигаться в пазах. Это вызвало споры с коллегами из-за обратной дуги бронировки, но углы горизонтальной наводки тут не по 20 градусов, как у "Ягдпанцера-IV",
возможно даже прицел в таком случае проще было делать как у Hetzer-Starr;
22. Хотя действительно, на САУ Hetzer используются аналогичные двойные люки, я не нашёл смысла их применения здесь на наклонной плите над головой наводчика (в моём случае, по задумке trumpeter – механика-водителя).
Я переделал их в люк, изготовленный в одну деталь, добавив также ручку для его открытия. По мой задумке, люк открывается вперёд, и в случае покидания машины под огнём противника – будет своеобразным «щитом» как для механика-водителя и наводчика, так и, частично, для командира;
23. Вентилятор такой конструкции как дано Trumpeter-ом меня не устроил: он расположен на наклонной плите в зоне возможного поражения огнём пулемёта. При такой конструкции. пули, осколки или брызги свинца от огня в лобовую часть машины могут поразить вентилятор или попасть внутрь машины. Тут уместней на мой взгляд конструкция по аналогии с бронировкой вентилятора отделения управления: от неё я и взял такую деталь (из старых Dragon-овских наборов, из числа не используемых, поэтому – ни одна «кошка» от этих действий не пострадала ;
24. Крыша рубки подверглась переработке также и в части смотровых приборов. Это конечно тоже всё спорно, и вышло если честно далеко от идеала. Тем не менее: перископ в передней части крыши был перенесён назад, ближе к рабочему месту командира: пусть лучше у него будет обзор и вперёд, и вбок. Тем более, в том варианте, что у меня – туда смотреть некому. Да и в оригинальном если честно – тоже. Добавил также обращённый назад перископ: им могут пользоваться как командир, так и заряжающий (конечно, больше командир, особенно в бою – по логике, боекомплект вынесен несколько вперёд в том числе, а частично – в спонсонах корпуса. Перископ заряжающего также сместил ближе к его люку: так он сможет поглядывать вбок во время работы по заряжанию орудия.
В общем, на мой взгляд, вышло более логично, но – не идеально конечно. Решение в общем где-то даже компромиссное (как, впрочем, часто и в реальных машинах). Однако машина теперь имеет круговой обзор, чего я собственно и добивался (хотя, конечно, судя по тому, как дан например перископ заряжающего – он всего скорее поворотный, возможно у командира тоже, но – тут была задача обеспечить обзор в несколько направлений сразу без долгого вращания перископами). Всем перископам сделал из полосок рамок от фототравления козырьки, имитировал их приварку;
25. Сместил ближе к рабочему месту наводчика и мортирку ближнего боя, вдобавок использовав не оригинальную из набора (уж очень «авторскую»), взял смоляную из запасов.
26. Не забудьте также обварить по периметру точки крепления крана на крыше;
27. Бронировку механика-водителя обварил по периметру, внутри заблаговременно вклеил пластинку, на которой потом буду имитировать смотровой прибор;
28. Фара была заменена на аналог от Dragon: «родная» вообще по мотивам;
29. Финальным штрихом – добавил по бортам крепления запасных траков: всё же, немного плюс к защищённости…
Да вот в общем-то и все нехитрые работы по этой модели.
Возможно, какие-то совсем мелкие детали будут видны на фото, а что-то скрылось при окраске – значит, такая важная была деталь…
Как всегда, на мой взгляд: «Я стерилен, ты бесплодна – можем делать что угодно».
Но, всё же, в рамках физиологии организма конечно лучше держаться и… минимальной логики.
Я строил модель на «после мая 1945», так что базовый у меня уже оливково-зелёный. Далее, я нанёс камуфляж из тёмных линий «шоколадно-коричневого»,с небольшими зонами «дюнкельгельба». Такой камуфляж – некий собирательный образ окраски аналогичных машин, подглядывался больше на схемах для Jagdpanzer IV. Умеренно широкие тёмные линии призваны облегчить маскировку в лесу среди деревьев, исказить контуры машины.
Толстая «шоколадно-коричневая» полоса идёт по ВЛД, пересекая вдобавок смотровой прибор механика-водителя, затемняя его, и затрудняя прицеливание по нему.
В каком подразделении могла быть такая машина? Да совершенно в любом, которое ранее имело на вооружении те или иные истребители танков, или потенциально могло получить истребители танков вместо выбитых танков… Вариантов – множество.
Мой выбор пал на Panzer-Lehr-Division – элитное воинское соединение, вооружённое в том числе Jagdpanzer IV. Подразделение показало себя серьезным противником, хорошо комплектовалось техникой, и… воевало на западном фронте. На мой взгляд – отличный кандидат на вооружение такой машиной вместо выбитых «танков-истребителей» на шасси Pz.Kpfw.IV.
Их эмблемма и нанесена на ВЛД и корму машины.
Номера – ничего особенного, 2 машина 3 взвода 2 роты.
Далее, как всегда: много грязи на бортах, лёгкое запыление красками из аэрографа и пигментами, грязь на катках – пигмент на растворителе для акрила. Пыль наносил где-то насухо, где-то с фиксатором.. Застеклил перископы и прицел моими любимыми блестящими наклейками от тамиевских боксов, на стереотрубе командира, прицеле и приборе механика-водителя – нарисовал прозрачным акриловым лаком поверх металлика и покрыл футурой.
После окраски и сборки, отснял модель и разбирал фото. Никак не мог понять, откуда на передних катках виден… не очень красивый след, будто махнул кистью с матовой краской цвета сухой грязи… Неужели, думаю, не заметил этого? На полированной поверхности катка выглядит конечно… не здорово. Как же я удивился, не увидев ничего такого на модели: да и слой краски цвета полированного металла я нанёс на финише…
Внимательно посмотрев на фото, я понял что это ! На некоторых ракурсах выступающая часть «ленивца» как бы накладывается вровень с ободом катка, и кажется накрашенной на нём!
И по традиции.
Не устану повторять: не лучше моего, а просто – лучше. Просто несколько мыслей, что можно придумать интересного с этой машиной.
- Не рекомендовал бы покупать специальный набор для этой модели: по-моему, все детали можно или сделать самому, или набрать из запасов для других моделей;
- Не рекомендовал бы ставить пулемётную башню: на всех более-менее внушающих доверие схемах и чертежах – её нет на машине;
- Вопрос обзорности из машины – довольно важный, поэтому заранее продумайте размещение перископов;
- Мне кажется, данной машине очень бы пошёл засадный камуфляж – хороший провод попробовать;
- Возможно, адекватным решением для самообороны этой САУ будет установка удалённо управляемого пулемёта по аналогии с САУ Stug-III/IV;
- Сам хотел рассмотреть такой вариант, но… если уж фантазировать по полной – можно экранировать борта на болтах, или – использовать экраны от САУ StuG-III/IV, особенно интересны были бы мне кажется с круглыми отверстиями для крепления на трубах;
На мой взгляд – модель у Trumpeter получилась интересная, приятная в сборке и интересная в доработке. Стыкуемость деталей в общем-то не плохая., и их не так много.
Хотя, конечно, собирать её просто из коробки без минимальной доработки я бы не рекомендовал: всё же, отсутствие прицела и нелогичное соединение некоторых деталей конструкции будет напрягать. Любители откровенной фантастики и WhatIf могут построить на таком шасси что угодно: от БТР до штурмового орудия.
В тоге - какой будет Ваш Е-25 – решать Вам, а моя модель – перед Вами.
Моё почтение.
Kais.
05.08. 2018
Smooke-el в 12.08.2018 - 16:40 Леша классная модель и не менее классная статья .
Начал читать статью и не видя имени автора уже понял , кто это. |
pirovskikh в 13.08.2018 - 08:29 Тема: Trumpeter 1/35 Jagdpanzer E-25 - Охотник в среднем классе Как всегда большая статья с множественными комментариями и отличная модель. Мои поздравления. |
i_am_enemy в 13.08.2018 - 10:29 Тема: Trumpeter 1/35 Jagdpanzer E-25 - Охотник в среднем классе Присоединяюсь. Светлая, аккуратная модель!!!
Очень понравилась, Ваша работа!.. + |
Roman-Nord в 13.08.2018 - 19:27 Тема: Trumpeter 1/35 Jagdpanzer E-25 - Охотник в среднем классе Салют,всем!
Добротная статья, работа и фото! |
Kais в 15.08.2018 - 12:58 Роман, спасибо!
P.S. Когда в заблокированном сообщении прочитал "Вы в курсе, что за штрафы ГИБДД можно не платить? Точнее их можно избежать и это на 100% легально! Я наклеил себе такую вот штуку ????????????? и мой номер теперь не видно гаишникам вообще! Вид номера не меняется, поэтому это законно!" - был не на шутку удивлён... :) При чём тут думаю ГИБДД к истребителю танков :) |
Serg106en в 15.08.2018 - 16:04 Тема: Trumpeter 1/35 Jagdpanzer E-25 - Охотник в среднем классе Смотрел работу на КАРОПКЕ и про себя отметил, что Kais превзошёл себя в плане поюзанности)... Это лучшая и самая правдоподобная работа у тебя, Алексей! Мне абсолютно фиолетово, куда смотрит прицел и как развёрнут движок, а вот как реалистично смотрится, совсем даже интересно. Поздравляю, Алексей, клёпки-заклёпки и прочие болты в нужных местах это хорошо, но вот сделать так, чтобы публика поверила, что это настоящий аппарат, не всем удаётся. Здесь верю, аппарат настоящий ;)! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Начал читать статью и не видя имени автора уже понял , кто это.