Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Нельзя сказать, что Ла-5, один из самых прославленных самолетов Второй Мировой войны, был совсем обойден вниманием производителей моделей в масштабе 1/72. Модели были, но такие, которые в просторечии обычно именуются "дровами" – собрать из них Ла-5 было под силу лишь опытному моделисту.
Исключение составляет вакуумформованный Prop-n-Jet. Сделанная на обычном для этой фирмы высоком уровне, эта модель, хотя и не лишенная неточностей (в основном, связанных с формой капота и передней части фюзеляжа), считается лучшим Ла-5 на рынке. Тем не менее, несколько бедная деталировка, обусловленная технологией, да и общее предубеждение против "вакушек" ограничивает ее привлекательность для среднего моделиста.
Предмет данного обзора, Ла-5Ф фирмы AML, является частью целого семейства, в которое входят Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-5УТИ. Насколько я понимаю, эти наборы отличаются друг от друга фюзеляжами и кое-какими мелкими деталями, так что нижеследующее в большой мере относится ко всем "лавочкиным" AML.
В коробке набор выглядит очень внушительно. Основные детали находятся на двух литниках серо-голубого цвета, фонарь представлен в виде вакуумно-формованной детали, имеется пухлый пакетик с деталями из смолы и небольшая фототравленая пластинка. Модель по задумке разработчиков не нуждается ни в каком афтермаркете – в наборе есть все необходимое для того чтобы собрать достаточно деталированную реплику Ла-5. В комплект также входит отлично отпечатанная декаль на 6 вариантов. Не берусь судить, насколько предложенные схемы окраски соответствуют истине (серебряные номера, в частности, вызывают некоторые сомнения), ограничусь тем, что приведу сканы декали и схем окраски.
Рассмотрим модель поподробнее. AML, также как и многие другие чешские фирмы, прошла большой путь, и качество литья ее моделей заметно улучшилось. Облой присутствует, что особенно неприятно на мелких деталях, но в общем и целом качество отливок не вызывает особых нареканий. Это еще не Eduard (сравнение с его Ла-7 напрашивается, и оно явно не в пользу AML), но уже не так далеко. Расшивка немного утрирована, и вообще, по поверхности не помешает пройтись наждачной бумагой – она немного неровная, в едва заметных пупырышках; клепка отсутствует, но это дело вкуса – некоторые, пожалуй, предпочтут накатать заклепки самостоятельно (или не накатывать их вообще). Полотняная обшивка рулевых поверхностей никуда не годится – в масштабе 1:1 она выглядела бы как толстые доски, прибитые к плоским рулям. Задние кромки крыльев толстоваты, но поскольку все крыло разделено на верхнюю и нижнюю половины, исправить это не составит труда.
Количество смоляных деталей в наборе впечатляет. Богатый интерьер, двигатель, ниши шасси, другие мелкие детали – все это довольно аккуратно отлито из смолы. Некоторые смоляные детали дублируют пластиковые, а приборная панель вообще представлена в трех воплощениях – пластиковом, смоляном и фототравленом. Впрочем, все три варианта можно смело отправить в корзину – ширина этой панели меньше чем нужно на 2-2.5 мм. Я сравнил приборную панель AML с соответствующей деталью из набора фототравления фирмы Extratech для Ла-5ФН KP. Разница так велика, что я засомневался – уж не в 48-м ли масштабе сделано травление Extratech? Смоляные боковины с внутренней структурой фюзеляжа тоже абсолютно не встают на место. Это неудивительно, учитывая что они практически плоские, в то время как фюзеляж модели имеет в районе кабины сложное выпуклое сечение. Такое впечатление, что боковины разрабатывались для другой модели. Возможно, более точной модели... но не будем забегать вперед.
Вообще, собирается все очень плохо. Особенно ужасен стык крыльев с фюзеляжем. Профиль верхних половин крыльев не соответствует профилю зализа, в результате чего образуется миллиметровая ступень. Такая же ступень создается в месте стыка задней кромки крыла с фюзеляжем, не говоря уже о том, что эта часть модели вызывает большие сомнения с точки зрения соответствия прототипу - слишком она плоская. Замечу, что на мой взгляд плохая собираемость не имеет никакого отношения к технологии литья, это свойство мастер-модели.
Для оценки копийности модели кроме "классической" графики Воронина я использовал и более новые чертежи из монографии чешского издательства MBI (именно по ним и разрабатывалась модель AML, о чем упоминается в инструкции). Чешские чертежи имеют несколько заметных отличий, в частности форма капота на них ближе к цилиндрической, сдвижная часть кабины не имеет сужения, и вообще весь фонарь намного уже, и т.д. Ниже изложен краткий список тех неточностей модели, которые мне удалось заметить.
Не будучи знатоком матчасти я, тем не менее, позволю себе утверждать – геометрия модели воспроизведена очень плохо, причем многие из перечисленных отклонений неисправимы (другими словами, их исправление сложнее, чем изготовление детали заново). Трудно, очень трудно понять, как можно было так сильно промахнуться с геометрией этого достаточно хорошо документированного самолета.
Выводы? У каждого моделиста своя степень толерантности к неточностям геометрии. У меня, например, она довольно высока – меня мало интересуют отклонения, которые нельзя заметить невооруженным глазом (например, я бы легко простил недостающие 3 мм размаха). Но модель должна быть похожа на прототип, а это в первую очередь определяется соответствием пропорций. В данном случае это условие не выполняется – модель не похожа на Ла-5, и это будет бросаться в глаза.
На мой взгляд, если к неправильной геометрии добавить и отвратительную собираемость планера AML, его доводка становится абсолютно бессмысленной. Да и, честно говоря, как-то противно вкладывать столько сил в исправление чьего-то наплевательства. Наверное, будет проще и приятнее использовать планер Ла-5 от Prop-n-Jet, а от AML взять мелочевку (увы, подойдет далеко не все), капот, возможно, декали. Жаль, что вместо ультимативного Ла-5 у AML получился дорогой деталировочный набор. Незавидная участь для такой амбициозной модели.
» Автор | |
---|---|
Кошкер | |
Опыт: | 2274 |
Репутация: | +481/–3 |
URL Сайта: | http://www.smallstuf... |
Откуда: | Израиль |
HOOLY_GUN в 15.08.2008 - 10:47 Вчера вечером распаковал свой Ла-5 от AML. Кинул в чертежи. Боков хватает, реально.
НО и как по мне - ничего сверх ужасного нет. Фюзеляж разрезается вдоль линии расшивки, идущей сверху вниз перед кабиной, затем - опять же, по расшивке - идет горизонтальный рез к капоту. Получается Г-образная часть. При этом наплыв крыла не трогаем, оставляем как есть - он чудесно ложится в чертеж. Отрезанную носовую часть фюзеляжа смещаем вверх - получается щель между наплывом крыла и листом, прикрывающем фюзеляж от выхлопа, примерно 2,5-3мм. Удивительно, но при таком смещении длина фюзеляжа ложится отлично в чертеж "АиВ". Крылья - отсекаем элероны, затем отрезаем кромки крыльев - по крайним вырезам элеронов, близким к законцовкам крыльев. Втаски по 2мм делаются из тянутых литников, затем заливаются цианитом и шпаклюются. ниши шасси просят два маленьких надреза - и выгибаются вперед. Делаем вставки в щели. Главный недостаток - имхо - это все управляющие плоскости. Лучше их отшкурить "вноль", а затем сделать самостоятельно имитацию полотна. "Пузатость" фюзелажа снимаем рубанком" :lol: вернее - шкурочкой, по маякам-шаблонам В основном - и все самые страшные доработки. Остальное - "мелочи" ;) Женя |
Кошкер в 15.08.2008 - 17:11 Вчера вечером распаковал свой Ла-5 от AML. Кинул в чертежи. Боков хватает, реально.
НО и как по мне - ничего сверх ужасного нет. Оно конечно, можно и эту модель довести до ума, если есть желание. У меня его нет. Я наверняка пойду другим путем и возьму за основу либо Prop&Jet, либо Едуард. Они по геометрии намного ближе к истине. |
А-Макетчик в 15.08.2008 - 23:18 В основном - и все самые страшные доработки. Остальное - "мелочи" ;) ЖеняКак для меня - тоже ничего страшного нет.Но с таким же успехом ,я "сдую пыль" с КРшного Ла-5ФН или ВЭС и из них, примерно с такими же усилиями получу Ла-5, у кого есть Ла-5 от Проп&Джет - ещё проще.ИМХО каждая новая модель должна быть лучше предыдущей, АМЛ этому не сильно соответствует |
Anonymous в 24.08.2008 - 11:17 В основном - и все самые страшные доработки. Остальное - "мелочи" ;) ЖеняКак для меня - тоже ничего страшного нет.Но с таким же успехом ,я "сдую пыль" с КРшного Ла-5ФН или ВЭС и из них, примерно с такими же усилиями получу Ла-5, у кого есть Ла-5 от Проп&Джет - ещё проще.ИМХО каждая новая модель должна быть лучше предыдущей, АМЛ этому не сильно соответствует +1, каждая последующая должна делать предыдущую неактуальной. И это получается не у всех, в том числе небезгрешна Hasegawa. |
Anonymous в 18.09.2008 - 16:14 Тема: Re: Обзор AML 1/72 Ла-5Ф (La-5F) Коллеги, а можно ли скрестить ЛаГГ-3 не с АМЛ или П&Дж, а с другой моделью? Например, с тем же Эдиком, или КП-шным Ла-5? Или И-185 М-82 от Макета? А то ПнДж добыть сейчас невозможно, а АМЛ наверняка дороговат, и лично мне тоже не попадается? |
Уокер в 18.09.2008 - 18:17 Тема: Re: Обзор AML 1/72 Ла-5Ф (La-5F) Коллеги, а можно ли скрестить ЛаГГ-3 не с АМЛ или П&Дж, а с другой моделью? Например, с тем же Эдиком, или КП-шным Ла-5? Или И-185 М-82 от Макета? А то ПнДж добыть сейчас невозможно, а АМЛ наверняка дороговат, и лично мне тоже не попадается?
ЛаГГ-3 можно легко скрестить со Звездовским (Итальери) или КР, получится неплохо. Сделать проще все так как и было в жизни, отпилить нос у ЛаГГа по линии от носка крыла по над зализом крыла до кабины и приклеить нос от Итальери. Именно так я делал когда-то Ла-5 когда вышел первый ЛаГГ-3. Попутно еще придавал большую овальность в хвостовой части фюзеляжа, (убирал излишнюю прямоугольность в сечении) и давил новый фонарь. |
KVM в 28.10.2009 - 11:19 Коллеги-что посоветуете по фонарям на Ла-5-е.Можно ли что то использовать от имеющихся моделей или однозначно- давить?как например КР фонарь?
Подскажите пож. |
AR44 в 28.10.2009 - 17:21 Если говорить о каплевидных, то кмк лучше остальных по форме наверное Эдуард Ла-7, хотя там тоже не все ладно - сильно широкое бронестекло козырька и бока задней части немножко непараллельны, идут на раструб вслед за бортами фюзеляжа. Кажется, Павла делает под Эдик вакушный фонарь, не имел пока случая проверить, как он. Что касается фонаря КП, там другая проблема - задняя часть фонаря направильно посажена, больше похожа на Як, у лавки верхняя образующая так круто вниз не ныряла.
Добавлено спустя 11 минут 43 секунды: Если говорить о каплевидных, то кмк лучше остальных по форме наверное Эдуард Ла-7, хотя там тоже не все ладно - сильно широкое бронестекло козырька и бока задней части немножко непараллельны, идут на раструб вслед за бортами фюзеляжа. Кажется, Павла делает под Эдик вакушный фонарь, не имел пока случая проверить, как он. Что касается фонаря КП, там другая проблема - задняя часть фонаря направильно посажена, больше похожа на Як, у лавки верхняя образующая так круто вниз не ныряла. |
Anonymous в 28.10.2009 - 20:19 Если говорить о каплевидных, то кмк лучше остальных по форме наверное Эдуард Ла-7, хотя там тоже не все ладно - сильно широкое бронестекло козырька и бока задней части немножко непараллельны, идут на раструб вслед за бортами фюзеляжа. Кажется, Павла делает под Эдик вакушный фонарь, не имел пока случая проверить, как он. Что касается фонаря КП, там другая проблема - задняя часть фонаря направильно посажена, больше похожа на Як, у лавки верхняя образующая так круто вниз не ныряла.
У меня есть этот вакушный фонарь. Точная копия того, что в наборе. С таким же широким бронестеклом. :( С уважением, Сергей. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Отнюдь. 11 серия - осень 41 года, на РН все еще компенсатор с выненесенным грузом, мотор еще не ПФ, единый выхлопной коллектор, ВИШ-61 в тругольном коке. 23 серия - ~ весна 42, уже с ПФ, с ВИШ-105 и раздутым коком, со сдвоенными патрубками.
Ла-5 пошел летом-осенью 42, это тридцатые серии ЛаГГов в Горьком. Их дает и Дако-Моделист и Токо-Роден.
Ну, я исходил из того что первый полет Ла-5 - март 1942-го, что-то не подумал что в серию он пошел несколько позже... Хотя основные отличия серий (компенсатор на руле срезать - дело полминуты, из которых большая часть времени - вспомнить куда положил нож :) ) относятся к неиспользуемой в даном случае носовой части.