Вопрос о создании на базе одноместного армейского штурмовика его учебно-боевого варианта возник в середине 70-х годов, а в 1977 году был разработан эскизный проект этого самолета....
Этот самолет - учебно-боевая спарка Су-25УБ и небольшой обзор по модели в 1/72 хочу представить сегодня вашему вниманию....
О прототипе
Вся начальная тренировка летного состава проходила на все том же УТС L-39, который не вполне давал полную картину работы на штурмовике. В 1983 г. работы по спарке, на время испытаний Су-25, были приостановлены. Построенные три опытных самолета остались в ангаре, а вот один борт взяли за основу для будущей усиленной модификации штурмовика Су-25Т.
На госиспытания самолет был передан в 1985 г. Полностью все работы по летным испытаниям и подготовке к выпуску серийного образца завершились в 1986 г. И уже в 1987 г. серийные спарки стали поступать в части.
Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 - Словакии. На основе Су-25УБ сделаны модификации:
Су-25УБК - экспортный вариант Су-25УБ
Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для тренировки летного состава к посадке на палубу авианосца
Су-28 - учебно-тренировочный самолет без боевых возможностей - только для обучению полетам
О моделях...
Су-25УБ обделен вниманием модельных фирм - не то что старший брат - одноместный штурмовик Су-25. Для желающих собрать же именно спарку и машины на ее основе, в М=1/72, приходится делать перепил модели Су-39 от фирмы «Звезда» или же брать за основу модель Су-25УБ от молдавского производителя MSV, оно же AER, оно же Unda. В обоих случаях перспективы не радостные.
Сегодня же речь придет о возможности изготовления масштабной модели-копи учебно-боевого самолета Су-25УБ в масштабе 1/72 от MSV.
Нашли коробочку и что же мы видим...
Коробочка
изготовлена по тому же макету, что и коробки фирмы Revel – открывается сбоку, что не очень удобно для нашего брата-моделиста (так можно было б в нее что-то сложить, а так приходится только картинки вырезать). Сама коробка сделана из не плотного, обыкновенного картона. На передней стороне изображена пара «спарок» в полете. Сразу бросается в глаза «компьютерность» рисунка – сразу видно, что компьютерная графика, рисунок не сильно прорисован. Сзади коробки даны цветные боковики на 3 все схемы раскраски.
Итак, вытряхнем же содержимое коробки, и...
И извлечем из коробки аккуратно запаянный целлофановый пакет с 3-мя литниками, 1 прозрачным литником, декалью и несколькими листиками инструкции. Что же пало пред взором нашим?
2 литника с крупными частями (крыло, фюзеляж, оперение), один литник с мелочевкой и подвесками + прозрачный литник с фонарем.
Литники серого пластика с внутренней расшивкой. Частенько встречаются следы от толкателей («кружочки»).
Отливки чистые, без сильных изъянов. Пластик серый, средней мягкости. Фонарь прозрачен, переплет дан в наружу – толстый, придется обрабатывать. Всего производитель дал 60 деталей – не много для достаточной деталировки.
Что же по полиграфии?
Инструкция состоит из 3 листиков А5 (тетрадного формата). Текст отпечатан на ксероксе. Сама инструкция на 4 языках, содержит краткую информацию о прототипе, схема литников, собственно, инструкцию по сборке, схему раскраски. Декаль напечатана на голубой декальной бумаге. Достаточно хорошего качества и нареканий не вызвала.
Варианта раскраски
(ну и декали соответесвенно) три. Это спарка Б/№ 42 белый ВВС РФ с пастью акулы и тигриной головой, спарка с Б/№ 002 ВВС Болгарии, ну и конечно спарка ВМС Украины (с флажком ВМС) и Б/№ 03. Дано немного технички, ОЗ всех названых стран, эмблема КБ Сухого, завода в Улан-Уде, и головы тигров для «тигриных» эскадрилий. Вся раскраска дана по палитре красок Humbrol. Ну, и ближе к делу, ближе к пластику.
Сначала поверхностно, потом углублюсь в геометрию модели.
Кабина
представлена довольно просто – кресло, ручка, приборка, полик, стенка. Все довольно упрощенно, разве что на кресле дан некоторый рельеф, да и оно само состоит из 2-х боковушек, сиденья-спинки и заголовника. Приборка дана декалью. Еще одна не приятная деталь – фонаре придется вырезать стенку, на месте второго пилота, дабы фонарь мог нормально встать.
Что же дальше?
Фюзеляж
. Дан двумя половинками продольного разреза. Ежели не сильно придираться, то стыкуемость нормальная, особых ляпов не было, но геометрия... За это немного позже.
Мотогондолы
– больное место любого производителя Су-25 и его модификаций. Молдавский производитель не сильно отличился – мотогондолы примитивны. Кромка ВЗ дана отдельным, овальным колечком, которое несколько портит настроение. При склеивании половинок мотогондол образуются некоторые нестыковки, которые приходится править надфилем. При склеивании мотогондол с фюзеляжем образовывается ступенька, не очень приятное и не совсем легко устранимое явление. Крыло. Ну, вот крыло можно сказать удалось. Плоскости даны двумя половинками (всего 4 детали). Расшивка дана несколько условно – дано только основные линии. Довольно интересно даны рулевые поверхности – закрылки даны вместе с крылом – показаны расшивкой, а вот элероны даны уже отдельными деталями. Законцовки тоже нареканий не вызвали, ну разве что надо несколько скруглить кромки – больно они квадратные, да и дорезать расшивку тормозных щитков. Так же даны прозрачным пластиком фары и ее отражатель.Оперение. По качеству литья нареканий нет – отлито чисто, на киле руль поворота дан отдельной деталью. Расшивка практически вся – не хватает пару лючков на киле.
Мелочевка
ПВД производитель просто сделал 2 одинаковых, не учтя, что на прототипе на одной трубке отсутствуют «крылышки» ДИСС (учел он это уже в инструкции, предложив срезать лишние «крылышки»). Шасси. Носовая стойка пролита вместе с колесом, понятно, что о копийности тут говорить не приходится. Основная стойка дана 3-мя деталями: колесо и 2 детали стойки. Как это все дело прикрепить к абсолютно лысой стойке для меня было вопросом. Створки тоже даны достаточно условно. На носовой створке расшивкой показана небольшая выпуклость под колесо носовой стойки.
Антенны
В общем, нареканий не вызвали – сделано аккуратно, красиво без изъянов. Пойдем еще немного дальше. Вооружение, как и вся модель – все довольно условно. Мною был опознано:
Ракета ближнего боя Р-60, блоки УБ-32А, ПТБ на 800 л 2 штуки, пару БетАБ-500СП и ФАБ-250. Пушка ГШ-30-2 дана тоже условно – как приплюснутый раздвоенный литник.
В общем, радости мало.
На выбор производитель дает только отклонение руля направления и элеронов. Остальное – небольшие дополнительные ВЗ на мотогондоле, направляющие для зарядов, ограничители крайнего положения аэродинамических тормозов вообще упразднены.
Все что сейчас писалось – писалось для «изкоробочной» сборки. Теперь посмотрим еще немного ближе на проблемы модели, для любителей половить миллиметры. А анализ, править или не править геометрию модели - делать вам, уважаемые читатели.
Геометрия.
Начну с приятного... Крыло. В целом, по чертежу крыло легло хорошо, нареканий не было ни по размаху, ни по хорде. Разве что расшивка погуляла – линии лежали не на своем месте – но это меньшее из зол. Тоже могу сказать и про законцовки.
Оперение
. Ну, тут уже интереснее. Стабилизаторы лишились 5 мм по передней кромке – это довольно существенно. По размаху у них все было нормально. Естественно и расшивка на стабилизаторе по передней кромке понеслась в пляс.
Киль
же вырос в высоту на 2 мм, получил скругленную «пилотку» и лишился тех же 5 мм по передней кромке. За расшивку естественно молчу.
Теперь пойдем на крупное – фюзеляж.
Фюзеляж
, при вкладывании в чертеж, потерял нормальную форму носа – он стал меньше, уже. А следующий косяк идет в комплексе с фонарем. Все дело упирается в заднюю кабину, точнее в особенность в её конструкции на этом самолете. Все дело в том, что фонарь перекрывает значительную часть кабины и причем таким образом, что снаружи (при виде сбоку) видно только часть заголовника катапультного кресла и кусочек приборки. Вот производитель или по раздолбайству или просто решил, не париться и дал линию фонаря условно, расшивкой. Так вышло, что заднему пилоту отрезали приличный кусок кабины, уже не говоря про кабину при таких «модернизациях».Да и сам фонарь не идеален. Небольшой горбик начинает немного не в том месте, где ему нужно быть.
Ну что, готовы? Готовы? Набрали воздуха? Они натягивают их на баклажаны.... (с) М.Задорнов)
Ну и у меня почти тоже. Готовы? Теперь самое сочное – мотогондола.
Берем сначала приятное – она писалась в чертеж по длине. При виде самолета сбоку в районе двигателя есть небольшой наплыв, который производитель благополучно дал в другом месте. По верху ничего не замечено. Теперь мысленно продолжаем экскурсию по самолету и отправляемся наверх.
При виде сверху мотогондола прототипа имеет сложную форму – наплыв в районе двигателя, небольшое раздутие в районе ВЗ. Все это было объедено в одну усреднённую линию естественно с ущербом для расшивки. Я уж и не говорю про внутренности самой гондолы – упрощенные лопатки компрессора и сопла, сам канал ВЗ тоже голый – вместо ровной овальной трубочки канала красуется темные провалы внутренностей мотогондолы. Не предусмотрел этого производитель.
Это был финальный аккорд по геометрии. Так что изкорбничать не сильно получится – уж больно явные косяки геометрии, чтобы ими пренебрегать.
В целом – для сборки нормальной модели надо либо ваять чудеса из модели от молдавского производителя или же пробовать с Су-39, памятуя, что в 1983 г. КБ взяло недостроенный, опытный Т-8У (прародитель Су-25УБ) на разработку тяжелой версии штурмовика Су-25Т.
При этом можно (и нужно) пользоваться афтермаркетом, что прилагается и к обычному Су-25 – колеса от Eqpage и двойной набор кабин от фирмы Neomega. Думаю, что этого должно вполне хватить, с учетом всех передок и изготовления новых стоек шасси, нового фонаря, новых пилонов, нового вооружения. Специально спарки не выпускают декалей, так что придется выкручиваться из того наличия декалей, которые выпускают для Су-25.
Итог
После всей ругани за модель можно сказать, что она выпущена на уровне своего времени – 90-е гг. Чтоб собрать качественную и проработную модель конечно надо приложить руки, чего на начальном этапе моделизма редко бывает. Так что я б не посоветовал эту модель новичкам, а людям, которые действительно хотят собрать модель учебно-боевого самолета Су-25УБ, а эту модель использовать лишь как отправную точку для начала работы.
При работе использовал:
Авиационная интернет-энциклопедия Уголок неба (как информация, так и чертежи)
Интернет-архив профилей авиационного камуфляжа Палитра Крыла
Книга А.Б. Широкарда «Вооружение советской авиации 1941-1991»
Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года).
Но есть пару придиризмов:
1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии?
2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии?
1. Ну если чесно, то просто скачал, не проверял информацию.
ну а по 2-му, скачал чертежи с уголка неба, не знаю чей источник :oops:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=Pq1ofrE0][/url]
Вот одна страничка этих чертежей. По ним и Су-25 и сейчас Су-25УТГ делаю.
Насчет источника - на чертежах стоит значек КБ Сухого, насколько это может говорить о их истинности?
Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия.
Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей.
Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия.
Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей.
Прям в точку! Это тот самый 4+, только латинские буквы перебиты(причем не очень аккуратно) на русские.
Вроде как говорили, что эти чертежи не очень правильные, но тем не менее они самые распространенные.
Есть еще чертежи из АиВ ( один из первых выпусков ) , но вот не помню есть там чертежи на УБ\УТГ.
Были там на учебки, но по некоторой инфе они вообще не катят :( .
Значит вся геометрия напрасна? :(
Но я не все смотрел по чертежу - смотрел и по фото и по логике. ну нос реально в точку сходит, и мотогондола - я реально по фото рассказал. Так что, думаю, не все там не правильно.
Эта модель когда-то, лет 10-15 назад, изготавливала UNDA из Кишинева. Знаю точно, поскольку сам возил партии этих моделей в Киев. Как посмотрю, за это время никто так и не удосужился исправить многочисленные косяки. С другой стороны, в 1/72 масштабе все равно модель никто другой не делает. Да и в 1/48 когда-то делали чехи из OEZ, да и эта модель сейчас - большой раритет. Так что, похоже, альтернативы все равно нет. Так что рашпиль в руки - и вперед!
Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:
Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы.
Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы.
интересно. И именно на УТГ
Тема: Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)(#940) - обсуждение
Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года).
Но есть пару придиризмов:
1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии?
2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии?