Зверь росомаха (Gulo gulo L.) отличается необыкновенной отвагой, неутомимостью, подвижностью, силою, ловкостью и хитростью, что наряду с могучей волей к жизни составляет столь гремучий коктейль, что от него предпочитают держаться подальше все животные северных лесов – даже волки, раза в полтора превосходящие означенного представителя семейства куньих по размерам, уступают росомахе дорогу.
А если б она вымахала до размеров медведя? И ведь был такой зверь! Его бренные останки обнаружил известный наш палеонтолог Юрий Орлов и назвал чудовище Perunium ursogulo, видовое название так и переводится с латыни – “медведеросcомаха”. Хорошо еще, что “суперхищник” вымер задолго до появления человека, а то, может, и сейчас в лес было бы ходить страшно.
Интересующимся живыми росомахами настоятельно рекомендую замечательную книжку Станислава Олефира “Роска” (полезной будет и сугубо научная “Повадки диких зверей” Сергея Корытина), но, думаю, гораздо больший интерес у здешней публики вызывает ее железная тезка. Ибо все знают, что “Росомахой” звался и зовется лучший в мире поршневой истребитель, естественно, ко всему прочему и палубный.
Что? Какой-такой Mustang? Да любой Bearcat этих “Мустангов”…! Corsair? Ta-152? Утюги! Sea Fury или Seafire 47? Мало каши ели! Ла-11? Не смешите! Я сказал – лучший, значит, это именно так и есть!!! Но коль найдутся уникумы, ничего о F8F Bearcat не слышавшие, вот им сказочка.
1943 год, американцы знакомятся с FW190, узнает о нем и Лерой Грумман, президент фирмы имени себя. Он и его главный инженер Билл Швендлер вскоре выдают “американский ответ Курту Танку” – проект G-58. Осенью 1944 года состоялся первый полет легкого истребителя, одновременно началась подготовка к серийному производству. По сравнению со своими штатовскими современниками F8F был невелик, что вкупе с мощнейшим звездообразным двигателем R-2800 обеспечивало ему выдающиеся характеристики – и скоростные, и маневренные, и взлетно-посадочные. Даже пилоты “Мустангов”, наивно считавшие свой самолет лучшим в мире, признавали после учебных боев, что на малых высотах с “Росомахой” лучше не связываться – проигрыш обеспечен. Так что имя как нельзя лучше подошло к самолету, а заодно и продолжило фирменную традицию называть самолеты на “…cat”.
Доказывать свои качества на практике Bearcat должен был в боях с японцами, но не успел – авианосец “Лэнгли” (другой “Лэнгли”, CVL-27) на всех парах шел в зону боевых действий, когда эти самые действия и закончились. Это, несомненно, сберегло жизни массе японских пилотов, самые “крутые” из которых только-только наловчились сбивать-таки Hellcat'ы, но оказало “Россомахе” медвежью (вот забавно, Bearcat – это ж в буквальном переводе “медведекот”) услугу – “порезали” заказы, а сам самолет, учитывая быстрое развитие реактивной техники, стал “бесперспективным”.
Производство свернули в мае 1949-го, и еще до начала Корейской войны F8F практически исчезли из боевых подразделений. Вот во Вьетнаме им повоевать пришлось, правда, под французским флагом, состояли “Биркеты” на вооружении и в независимом Южном Вьетнаме, и в Таиланде, отметились как пилотажная машина в Blue Angels, а потом долгие годы выступали (и выступают!) как гоночные самолеты, часто вместе со своим заокеанским аналогом – Hawker Sea Fury. Но если на гонках в Рено у Sea Fury еще есть какие-то шансы, то достичь таких скоростей, как специальные “оттюнингованные” “Биркеты”, им не дано. 850 км/ч на малой высоте – практически предел для поршневой машины!
Ясно, что модели этого самолета нужны буквально всему прогрессивному человечеству. И они выпускаются, в том числе и в 1/72.
Давным давно на московский ”Огонек” попала английская прессформа самолета с индексом F.407. Это была реплика “Биркета”, сработанная легендарной британской фирмой FROG. Советские моделисты охотились на огоньковскую “Росомаху” с увлкечением (сам ловил, знаю!), и, думаю, до сего дня множество серых отливок хранится по заначкам любителей. Так что по массовости отечественная модель даст сто очков форы нашему второму претенденту – “Биркету” от чешского Sword, “крайней” попытке воспроизвести характерный облик этой машины. Мне показалось любопытным устроить “битву титанов”, разделенных десятками лет эволюции модельных технологий и сотнями рублей стоимости. Если и вас это заинтересовало – продолжаем!
Frog/Novo 1/72 F8F Bearcat
Фроговский “Биркет” состоит в минимальной комплектации из четырех литников (один – это фонарь) плюс кулек. В "заводском” варианте для внутреннего употребления в комплекте присутствует русская инструкция, скучная синяя коробка и иногда даже какая-то переводная картинка (или ее делали только отдельно?). “Люкс” – это фирменная ново-фроговская коробка, их же инструкция и напечатанная там же, “за бугром”, декаль. Сразу признаюсь, что коробки и инструкции у меня нет, но ведь нам (но не коллекционерам коробок!) важно содержимое, не так ли? “Фирменная” декаль присутствует, так что этот некомплект обзору не повредит.
Отечественные отливки аккуратные, облоя на деталях и утяжин нет. Расшивка, естественно, наружная, но линия складывания крыла и все отклоняемые поверхности даны “траншеей”, края которой получились слегка оплывшими. Не повезло и створкам перепуска воздуха на капоте: их сделали внутренней расшивкой, широкой, но не глубокой. В таком окопе даже вошь не ухоронится, но зашпатлевать его легче.
Имитация полотняной обшивки на рулях выполнена внешней расшивкой, что любопытно, “полосочками” украшены и закрылки, которые по жизни были металлическими, что снаружи, что внутри. Ну да шкурку в руки – и через пять минут тут будет чисто и гладко: вот оно, главное преимущество “горок” перед “канавами”!
Деталировка, как и ожидается от модельной классики, спартанская. Стойки шасси весьма грубы и непохожи на себя без предварительной и значительной обработки, двигатель, вернее, его имитатор, вообще не похож ни на что, ниши шасси пустые, а из интерьера кабины присутствует только “мужик”. Сам он, в целом, неплох, но восседает на примитивной сидушке, которая, в свою очередь, крепится на узкую поперечину-лавочку между бортами фюзеляжа. Короче, воспроизведение интерьера остается целиком на совести моделиста.
Из полезных аксессуаров имеется вооружение – четыре ракеты и пара бомб. И то, и другое годится только как заготовки, но после обтачивания вполне сойдет. Еще есть подвесной топливный бак – довольно неплохой, только вот подвеска отлита с ним заодно. В свою очередь, пилоны для бомб и ракет составляют одно целое с нижней поверхностью крыла.
Остекление представлено двумя деталями, в сборе составляющими каплевидный фонарь. Теоретически такое членение позволяет сделать фонарь открытым, но на практике его толщина приближается к миллиметру, и этого делать не стоит. Но главное – фонарь “чист”, никаких дефектов, хотя на “стационарной” его части и весьма заметна толщина материала.
Sword 1/72 F8F Bearcat
Теперь заглянем в просторную свордовскую коробку. Там лежат три литника, один из них прозрачный, плюс смоляной движок, декаль и инструкция на шести страницах.
Главное, что бросается в глаза – это присутствие двух фюзеляжей! Sword предлагает нам делать на выбор F8F-1 или F8F-2, в то время как Frog дает F8F-1B. Различия между всеми этими модификациями невелики: F8F-2 отличается от F8F-1 двигателем, увеличенным вертикальным оперением и пушечным вооружением, а “One-Bravo” – это “среднее арифметическое”, пушечный F8F-1. Но, как говорится, лишний фюзеляж еще никому не мешал!
Расшивка у “чеха”, естественно, внутренняя, довольно аккуратная. Только она на обоих “полукрыльях” разная, но, может, это и правильно – по имеющимся у меня фото это не разобрать. Замыленности, которую мы видим у ФРОГа, тут нет, нету также и облоев-недоливов. Зато деталировка!!!
Про движок понятно, он смоляной, отлит в две детали – отдельно внешний ряд цилиндров с картером, отдельно внутренний. Конечно, это еще не “Вектор”, но и не страшноватая старая “НеОмега” и тем более не фроговская жуть. Вполне даже ничего движок.
Ниши основных стоек частью даны заодно с половинкой крыла, частью – в виде центральной “ванны”, с каналами крыльевых воздухозаборников и трубоппроводами. Понятно, дополнительно деталировать и здесь надо, но начало, и очень пристойное, уже положено. Сами стойки, хотя отлиты по качеству хуже, чем у английских коллег, но зато более правильно. Напильником же придется работать в любом случае, и на хвостовой стойке тоже, но она у Sword, по крайней мере, больше похожа на оригинал.
Набор подвески у чехов почти тот же – четыре ракеты, топливный бак, отлиты аккуратнее, чем у ФРОГа, но тоже желательно с ними поработать. А вот бомб жадины из Хавиров-места не дали, зато выдали громадный, почти в человеческий рост, меч-кладенец, проходящий под индексом “Деталь №13”. Так что пилот, встретившись в полете даже со Змеем-Горынычем, без соответствующего оружия не останется. Оно конечно, зачем после этого бомбы?
Пилоны для подвески вооружения, бомбового в том числе, даются отдельными, пусть и примитивными, деталями, кладенец же, видимо, помещается где-то в кабине. Интерьер ее состоит из ванны с полом и боковыми панелями, приборной доски с прицелом, задней переборки, грубоватой детали, изображающей чашку кресла и “задника” с имитацией направляющих, закрывающего дыру в фюзеляже сверху позади пилота. Примитивно – может быть, но зато, как и в случае с нишами основных стоек, начало положено. Ах да, еще на бортах фюзеляжа и в дыре под хвостовую стойку имеется некая имитация силового набора, что тоже хорошо.
Фонарь и по стилю, и по качеству изготовления, и по толщине близок к фроговскому, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что его кромки на стыке деталей доведены до вполне приемлемой толщины и, следовательно, открытым фонарь можно сделать не только в теории, но и на практике. Плохо то, что и он в достаточной мере не отражает характерной вздутости этой детали на прототипе, хотя козырек и больше похож на оригинал, чем у ФРОГа.
Логично предположить, что еще до того, как начать сравнивать обе модели с фотографиями реальных самолетов, я поскладывал их соответствующие детали друг с другом. Результат был вполне ожидаем: половинки крыльев совпадали с точностью до полумиллиметра, отдельные элементы фюзеляжа - тоже. У ФРОГа фюзеляж на полтора миллиметра длиннее, но кто прав – судить сложно. Еще у ФРОГа на верхней части фюзеляжа даны какие-то “жабры”, даже отдельной деталью. Что это такое – не понять, на настоящем F8F-1B тут вроде все гладко, хотя на иных чертежах (например, из “Крыльев Родины”) жабры присутствуют. И руль направления должен идти чуть дальше вниз, миллиметра на два, и зализ горизонтального оперения не должен на него заходить. А так фюзеляжи весьма схожи с прототипом, по крайней мере, на первый взгляд.
Наибольшее расхождение наметилось в районе горизонтального оперения, но и там оно касалось не размаха, а хорды. Судя по фото, “узкие” детали от “Сворда” несколько более правильные, но и фроговские далеко не безнадежны: минут 10 работы надфилем и шкуркой – и “разногласия” исчезнут без следа, а может, получившиеся детали даже больше будут похожи в плане на оригинал. Так что геометрия обоих моделей близка к настоящему “Биркету”, но вот проработка поверхности у “Сворда” лучше, всякие обтекатели и выхлопы-воздухозаборники, которых нет у ФРОГа, присутствуют, провисание полотна на поверхностях управления сделано более реалистично, на колесах основных стоек с внутренней стороны сымитирована какая-то фиговина, связанная с тормозами. Снаружи колеса почти идентичны - и там, и там похожи на оригинал.
Элероны у Frog'а зело широки, обтекатели казенников пушек грубы и не верны, у Sword последние даны отдельными деталями, так же как и стволы пушек. Жаль – могли бы еще пару крыльев к фюзеляжам доложить.
Винты на обоих моделях весьма схожи, и оба похожи на прототип.
Неплохая в целом копийность обоих “Биркетов” вызвана, несомненно, доступностью этого самолета – в Штатах до сих пор не редкость увидеть “Росомаху” в полете, на земле их дают даже потрогать, и облазить самолет с линейкой не составляет большого труда – было бы желание! К услугам моделистов есть и готовые чертежи, и роскошные walkarounds в интернете, так что с деталировкой моделей проблем в информационной части не предвидится. Главное только различать, где в кабине современных самолетов оригинальное оборудование, а где новодел.
Так, я тут смотрю, народ прямо-таки разморило от моих благостных речей, типа “и тут хорошо, и тут терпимо”. Забыли заветы собаки Кутьки!!! Вокруг враги!!! Ну не удалось им изгадить пластик, что ж по –вашему, они обошли наши “Биркеты” стороной?! Если бы…
Да, больная тема, декали. ФРОГ давал два варианта – француз из группы I/21 “Артуа” и американ из VF-72 с авианосца Leyte. Эта декаль выпускалась как за рубежом (тогда качество печати было хорошим, как на первом прилагаемом фото), так и в наших палестинах, и тогда мы видим настоящий ужас (фото с “дырками”). В последнем случае лучше всего деку убрать с глаз долой, чтоб по ночам не снилась, но и качественная родная декаль поборнику точности, увы, не подмога. Насчет француза-“сухопутчика” ничего не скажу - не знаю, а в сквадроновской 1099 F8F Bearcat in action (стр 23) есть фото некоего Ричарда Хилла на крыле своего самолета, эта машина и есть искомый BuNo 122101. Сравниваем шрифт бортового номера и надписи о “принадлежности” самолета именно энсину Хиллу, после чего с сожалением переходим к обозрению чешского изделия.
Там тоже пара вариантов, но оба янки (в другой комплектации идет вроде декаль на вьета и тайца). F8F-1 из VF-3, на котором летал тогда лейтенант Арнольд Гранат, мы найдем во все том же “Ин экшне”, на стр 15. На первый взгляд кажется, что в декали все в порядке, не забыт даже BuNo, нанесенный мельчайшим шрифтом на верх киля самолета. Но… Мы отчетливо видим, что бортовые номера и коды нанесены по трафарету с “промежуточными” линиями, в то время как в декали они сплошные, как… на цветной вкладке! Ну вашу маман, почему? Перелистнуть десять страниц вперед было лень?
Дело отягчается присутствием эмблемы. Кот Феликс на ней невелик, и пристально рассматривать его, может, и не стоит, но фон…Насколько мне известно, “геральдическим” цветом у VF-3 был желтый, а не белый! На фото самолетов той же эскадрильи, но боле поздних, видно различие цветов фона эмблемы и бортовых номеров, какой цвет был до того на BuNo 95081, не понять – фото не идеальное. Прогрессивный изготовитель декалей, встретив такую загвоздку, должен дать два кружка под фон – белый и желтый, а остальную композицию – отдельно. Типа, какой хочешь бутерброд, такой и делай, с маслом или с горчицей. Или оба варианта “в сборе”. Но увы, Sword нам ничего не должен, и на примере второго варианта, кстати, изображенного на коробке, это становится особенно ясно.
Возьмите в одну руку инструкцию со схемой окраски, в другую декаль, и сравните. Не кажется ли вам, что в последней чего-то не хватает? И много чего – начиная от технички на лопастях винта до цифры 105 на капот. Нет, декаль не обрезана, ее так сделали. Враги. Нет слов. @#%$&!!!!
Сравнение с любой фотографией скажет нам, что даже если бы все было по инструкции, то отсутствовала бы табличка под хвостом – где указывается тип самолета, его принадлежность и, главное, BuNo, причем весьма крупным шрифтом. Ее нет на цветной вкладке из In action, но на настоящем-то самолете она была! Всегда!
И какое нам дело теперь, что декаль напечатана весьма качественно и практически без сдвига цветов? Нужно искать афтермаркет, но с ним туго, да и качество его...
Выводы
У нас есть Bearcat. Для эстетов, лентяев и богатеньких Буратино – свордовский, для фанатов FROG, а также для бедных и трудолюбивых – нововский старичок. Оба они, после приложения рук (а также травла и вакуумного фонаря), способны превратиться в отличные реплики, и даже собранные “из коробки” смотреться будут очень неплохо. Но декалей по сути нет. Но есть ведь и хорошие новости! Говорят, что уважаемая мной (за техничку на американские бомбы и ракеты) фирма Print&Scale готовится печатать декаль на F8F-2. Ждем с замиранием сердца, но если и там враги…
P.S. В мире существует еще одна модель “Биркета” в 1/72, сработанная заокеанским Mongram. По качеству это, как рассказывают люди, державшие модель в руках, напоминает “нашу” “Росомаху”, но мне Mongram никогда на глаза не попадался. В 19 номере французского Replic есть статья Арно Брама про то, как он эту модель собирал, что в ней хорошего, и что плохого. Учитывая, что французский коллега использовал смолу, травло и декали от High Tech, дефектная ведомость оказалась совсем короткой. Впрочем, смоляные детали, за исключением подвесного снаряжения, практически идентичны тому, что мы находим у Sword в пластике, есть даже у меня подозрения, что корни их модели идут именно к “Моне” и к этому набору...
Кстати, на модели мсье Брама присутствуют “жабры” на капоте (делал он F8F-1), мало того – на прилагающихся фотках французских “Биркетов” в Индокитае на машине из “Оверни” (второе фото сверху на стр 31) что-то такое просматривается (но это F8F-1B). Что это? У янки я такого не встречал…
Из “книжек с картинками”, кроме, In Action, рекомендую ознакомиться с японской Famous airplanes of the world №35 F4F, F6F, F8F, есть еще Profile под номером 107 и Aero Series 20 – эти на английском. Красивы и изобильны “Биркеты” и в сквадроновской 6160 USN Aircraft Carrier Air Units Volume 1 1946-56 Дуэйна Казюльки (ну а как еще по-русски должно звучать Kasulka?!). На русском есть статейки в “Крыльях Родины” (6’94), “Моделисте-Конструкторе” (5’99) и в АвиО (номер 2). Все они сопровождаются чертежами, но где самый точный – решайте сами.Зверь россомаха (Gulo gulo L.) отличается необыкновенной отвагой, неутомимостью, подвижностью, силою, ловкостью и хитростью, что наряду с могучей волей к жизни составляет столь гремучий коктейль, что от него предпочитают держаться подальше все животные северных лесов – даже волки, раза в полтора превосходящие означенного представителя семейства куньих по размерам, уступают россомахе дорогу.
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Декали теоретически можно найти, их печатала во времена климакса либо какая-то маленькая и ныне не существующая фирма, либо "Канга", судя по тому, что вместо стандартного Американо-Французского исполнения там был Французско-Таиландский (или Сиамский) Канга любит экзотику печатать... Редко но эти декали всплывали в том же Хобби-центре, увы, уже не существующем...
Обрезки тайского или сиамского варианта где-то у меня валяются до сих пор. Самое смешное, что вот этой чудо-декой комплектовался купленный мной на комиссии в Хобби-центре Монограммовский Биркэт, оригинальная декаль которого была утеряна видимо давным-давно. Монограммовская модель на самом деле перепаковка Линдберга, но, в отличие от большинства моделей этой ископаемой фирмы, весьма высокого качества и практически идентична модели "Ново", только расшивка и рулевые поверхности у неё пролиты несколько лучше. Характерной особенностью модели являются двигатель, отштампованный заподлицо с перегородкой моторного отсека, (сразу был найден нововский) и крыло-центроплан из двух общих половинок - вехней и нижней, на которое надеваются при сборке левая и правая половинка фюзеляжа. При этом половинки фозеляжа сначала нужно одеть каждую со своей стороны, а только потом склеивать, запихнуть крыло в склеенный фюзеляж мешает центроплан... :shock: То же самое происходит со стабилизаторами - рулями глубины, только последние вообще даны одной общей деталью. Такое технологическое членение вообще характерно для моделей "Линдберг". Но несмотря на внешюю примитивность если сложить эти "дровишки" воедино, получается очень приличный летательный агрегат, даже если собрать его "в натуре". Одно плохо - жалюзи охлаждения на капоте (как и на Ново) только намечены и требуют самостоятельной доработки...
С уважением...
Anatolyв 14.02.2008 - 15:43 Тема: Re: Сравнение 1/72 F8F Bearcat от NOVO-FROG и Sword - Россом
мого лет назад, за неимением росомахи в 1/72 купил я сей агрегат от Итал/Тесторс в 1/48. Что самое интересное, крылья и стабилизатор у нее ставятся совершенно также, как и вы описали у Линдберга. Причем на крыльях у нее оказалась внешняя расшивка, а нафюзеляже - наоборот. В целом модель аккуратная, но примитивная - всего 18 деталей.
Линдберг и есть... Тесторс в старые времена обожал его паковать... "Корсар" до сих пор вспоминаю - пластик - дрова жуткие, хуже Аошимы, зато декаль - обалдеть... И цена как у Хасегавы...
Karter'у:
---Декали теоретически можно найти, их печатала во времена климакса либо какая-то маленькая и ныне не существующая фирма, либо "Канга", судя по тому, что вместо стандартного Американо-Французского исполнения там был Французско-Таиландский (или Сиамский) Канга любит экзотику печатать... Редко но эти декали всплывали в том же Хобби-центре, увы, уже не существующем...
-Чтобы Канга печатала деку на Биркет - не слышал и не видел, иначе б купил. Видел изделия Арнис модел центрума (амер, таец, вьет), Техмода (?) - только амеры и Суперскейла (две деки, три варианта всего, амеры). Первые две - безнадежны, по крайней мере в том, что касается палубных вариантов. Еще в 90-е выпускались отдельно копии фроговской деки - фото я ее на сайт отослал, но его не разместили. Вот такая:
---Одно плохо - жалюзи охлаждения на капоте (как и на Ново) только намечены и требуют самостоятельной доработки.
-А они были, эти жалюзи? Столько фоток просмотрел,и встретил их, да и то предположительно, на одном французском самолете. Не глюк ли это? Быть может, жалюзи на капоте - это следы деятельности гражданских гонщиков, желавших улучшить охлаждение работающего на пределе двигателя? Гонщики вон, на биркет и кок поставили, а один журнал потом его как принадлежность Биркетов поздних серий отпозиционировал...
Добавлено спустя 7 минут 56 секунд:
Ой, наоборот, на сайте - плохая дека! вот хорошая:
http://searat.nm.ru/fdec.jpg
(аплоадить на сайт не смог - не пущщает...)
Сноррив 19.02.2008 - 12:48 Тема: Re: Сравнение 1/72 F8F Bearcat от NOVO-FROG и Sword - Россом
Открылись новые обстоятельства со Свордом!!!
Оказывается, то, что выпускается сейчас, и более ранняя их модель - большая разница! Вот обзор на "ранний" "Сворд":
http://www.internetmodeler.com/2000/march/first-looks/sword_bearcat.htm
Другие литники, болше смолы, качественная и похожая на себя декаль аж на три варианта (плюс француз)... Враг, как мы видим, пробрался сюда не так давно, и то, что попалось мне, по русски называется ХАЛТУРА!!!
SDAв 16.07.2008 - 17:41 Тема: Re: Сравнение 1/72 F8F Bearcat от NOVO-FROG и Sword - Россом
Вот кстати дека новая появилась
http://www.aircraftresourcecenter.com/Rev3/2001-2100/rev2002-Spada-SD-LL-BCAT01/00.sh tm
А почему вы решили, что Монограм и Линдберг одно и то-же?
Аврору- да Монограм приобрел, в 48-м упомянутый кит - чистый Хок, Линдберг там непричем, а Биркет был у Монограма в 80 году как минимум несколько лет, попробую отыскать самый старый каталог Монограм и посмотрю. Линдберг в то время нормально себя чувствовал, а на Биркете есть гравировка - посмотрите, такая на родных моделях имеется.
Добавлено спустя 5 минут 34 секунды:
И по поводу - одна ссылочка
http://www.lindberg-models.com/models-in_the_air.html
Тема: Сравнение 1/72 F8F Bearcat от NOVO-FRO...(#730) - обсуждение
Декали теоретически можно найти, их печатала во времена климакса либо какая-то маленькая и ныне не существующая фирма, либо "Канга", судя по тому, что вместо стандартного Американо-Французского исполнения там был Французско-Таиландский (или Сиамский) Канга любит экзотику печатать... Редко но эти декали всплывали в том же Хобби-центре, увы, уже не существующем...
Обрезки тайского или сиамского варианта где-то у меня валяются до сих пор. Самое смешное, что вот этой чудо-декой комплектовался купленный мной на комиссии в Хобби-центре Монограммовский Биркэт, оригинальная декаль которого была утеряна видимо давным-давно. Монограммовская модель на самом деле перепаковка Линдберга, но, в отличие от большинства моделей этой ископаемой фирмы, весьма высокого качества и практически идентична модели "Ново", только расшивка и рулевые поверхности у неё пролиты несколько лучше. Характерной особенностью модели являются двигатель, отштампованный заподлицо с перегородкой моторного отсека, (сразу был найден нововский) и крыло-центроплан из двух общих половинок - вехней и нижней, на которое надеваются при сборке левая и правая половинка фюзеляжа. При этом половинки фозеляжа сначала нужно одеть каждую со своей стороны, а только потом склеивать, запихнуть крыло в склеенный фюзеляж мешает центроплан... :shock: То же самое происходит со стабилизаторами - рулями глубины, только последние вообще даны одной общей деталью. Такое технологическое членение вообще характерно для моделей "Линдберг". Но несмотря на внешюю примитивность если сложить эти "дровишки" воедино, получается очень приличный летательный агрегат, даже если собрать его "в натуре". Одно плохо - жалюзи охлаждения на капоте (как и на Ново) только намечены и требуют самостоятельной доработки...
С уважением...