Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Когда мне было 4 года, однажды я встретил на улице мальчика с красивой оранжево-синей коробочкой в руках, на которой был изображен самолет. "А дай посмотреть!" В коробочке оказался пакет с отдельными частями из голубой пластмассы (позже я понял, что это был Як-3). Естественно, мне захотелось такой же (во всё летающее я был влюблен с рождения). Родители поняли поставленную перед ними ребенком задачу, и вскоре я узнал, что такое "сборная модель", став счастливым обладателем двух изделий завода "Кругозор" - Як-40 и Ту-104. Правда, собирались они руками деда, а внук сидел рядом и наслаждался ароматом клея... Уже при сборке третьей модели - подаренного на 5-летие Ан-24 - мне было доверено самому приклеить крыло... Дальше - больше... Покупая тогда те "Як" и "Ту", мама и представить не могла, на какую "иглу" на всю жизнь подсадила сына...
Сегодня я попытаюсь рассказать о линейке отечественных сборных авиамоделей, с которой (а вовсе не с Пластикарта и Ново-Фрога) на самом деле начался стендовый моделизм в Великом и Могучем. Ибо "корни" этого "бренда" уходят непосредственно в советский авиапром...
Меня же всегда интересовало происхождение моделей кругозоровской линейки и косяков в них. Так вот, просмотр старых фильмов и книг навел на мысль, что это копии КБшных сувенирок и тактических/идентификационных моделей. В бытность мою сотрудником ЦАГИ, версия подтвердилась (имел доступ в музей и кабинеты некоторых начальников). Копировались ли готовые сувенирки или прессформы их непосредственно передавались из макетных цехов КБ на игрушечные заводы - неясно, но факт: КБшные "оригиналы" кругозоровских Ан-10, Ан-24 и Ту-144 я держал в руках. Вероятно, так же делались и ранние модели Пластикарта. А сувенирки были разные - в разных масштабах и разного уровня проработанности и копийности. Для больших самолетов в ходу были масштабы 1:100 и 1:120(125). И вот смотрите: у Пластикарта аж 2 модели Бааде-152: 1:100 и 1:125 в примитивном бесколесном исполнении. А теперь сравним Як-40: пластикартовский 1:100 и кругозоровский 1:125! То же с Ил-62. Есть неподтвержденная байка о существовании и советской модели Ту-114, опять же в 1:125. (Похоже, остаток жизни посвящу поискам этого реликта, если он реально существовал). А вот в случае с Ту-104 и Ил-18 исходная "мастерка" была одна и та же, поэтому соответствующие модели у Пластикарта и Кругозора были идентичны (за исключением дополнительного стыка крыла с центропланом у Ту-104 Кругозора). Правда, материал прессформ у нас был, мягко говоря, недолговечным (гипс, что ли?). Поэтому поздние выпуски кругозоровских моделей отличаются от ранних (до-кругозоровских - МЗМПИ/Юный Техник) как земля и небо.
"Первозданную свежесть" в процессе выпуска более-менее удалось сохранить только прессформе Ан-10А - видимо, его очень мало выпускали (мне он в продаже никогда не попадался. Узнал о его существовании в 7-м классе по найденным на помойке останкам и с тех пор наивно искал в магазинах Very Happy. Нулёвый кит удалось добыть только с рук уже во взрослом возрасте...) А вот форма Ан-24 была "уделана" до неузнаваемости еще на "Юном Технике", а с переездом на Кругозор моделька хоть и стала ровнее и акуратнее, но сходство с самолетом утратила напрочь. Кстати, стеклянные круги вместо винтов Аны получили, вероятно, не сразу: раннюю коробку Ан-10А украшает фото собранной модели с нормальными винтами, правда,заретушированными "вращением". На КБшных моделях в музее ЦАГИ тоже винты, причем не изготовленные вручную, а отлитые из черного пластика (вот как на той фотографии).
В ранний период модели оснащались подставками фирменных КБшных дизайнов. Мне удалось идентифицировать "антоновскую", "яковлевскую", "ильюшинскую" и "милевскую" подставки (на фото слева направо). Принадлежность прямоугольной подставки установить не удалось (возможно, "туполевская"), не нашел также "микояновской" (в моих моделях МиГ-19 и МиГ-21 (о них позже) лежали "антоновские" подставки со значком Аэрофлота: истребители на авиалиниях - это по-нашему Twisted Evil) В поздне-юнотехниковский период появилась подставка "пластикартовского" образца, причем поначалу она отливалась из полиэтилена, т.к.собиралась "в замок" без клея. В дальнейшем, уже на Кругозоре, ею стали комплектовать все небольшие модели (хотя "яковлевская" еще попадалась), а крупные - "прямоугольником". Остальные исчезли бесследно...
Ну а теперь о "мутациях" кругозоровских моделей в процессе производства. К сожалению, у меня не осталось фото самого раннего выпуска Ан-24, который я видел у однокурсника - это был вполне узнаваемый опытный самолет со скругленным носом и обрезанными хвостами мотогондол (всем известная "Жар-птица"), отлитый из очаровательной прозрачно-голубой пластмассы, он очень красиво светился под люстрой. К сожалению, модель вместе с хозяином улетела за границу. А вот как выглядит выпуск "Юного техника" середины 70х в сравнении с Кругозором 90х:
А еще на ранних выпусках модели на крыле и фюзеляже были проштампованы разные бортовые номера Very Happy
В позднем выпуске крыльевой номер остался, а с фюзеляжа его убрали. Способность этой модели собираться без клея сохранилась до конца Smile
По ссылке в начале статьи можно узнать о ГДРовской фирме DIWI, занимавшейся импортом советских моделей в ГДР. Фирма печатала свои коробки и ротапринтные инструкции на немецком, а содержимое приходило из Союза в запаянных пакетах вместе со штатными инструкциями, декалями (где они были) и клеем. Впоследствии эти DIWIшные коробки порождали в Союзе байки о секретных "ГДРовских моделях, не продававшихся в СССР", среди которых назывались Ан-10А, Ми-2 и т.п. Вообще чудна социалистическая экономика - ладно Ан-10 и Ми-2, но нафига немцам было покупать дублеры своих пластикартовских Ту-104 и Ил-18, только худшего качества, и совсем уж убогий Ан-24? Very Happy
Да, некоторые КБшные прессформы попали и на другие заводы. Киевский завод им. Ватутина выпускал Ан-2М в масштабе 1:50 (стандартный КБшный масштаб для небольших самолетов). В Донецке, опять же в 50м масштабе, делали вертолёты Ми-4 и Ми-8 (последний там обозначался В-8, как прототип). От кругозоровского он отличался глухим фюзеляжем без окон и дверей и несколько другим членением. Ми-4 был в таком же стиле и почему-то с 5-лопастным винтом от Ми-8! (Возможно, форма родной 4-лопастной втулки была утеряна и модели унифицировали по винтам). А в Казани (вероятно, на самом вертолетном заводе) выпускалась третья модель Ми-8 - подобная кругозоровской, но без обтекателей на шасси, зато с отлитым на фюзеляже переплетом кабины (как у пластикартовского Аэро-45).
Донецкий вариант:
И Ми-4 (к сожалению, не весь):
Продолжим все ж про Кругозор. Ранние варианты оформления коробок для своего времени вполне приличны и даже вызывают уважение. Позже дизайн многих коробок изменился не в лучшую сторону. Очевидно, на Юном Технике к моделям как к товару относились серьезнее, чем на Кругозоре (игрушки же!) Были и обратные примеры - ранний смешной рисунок Як-25 заменили на ч/б фото собранной модели, что на мой взгляд всё же лучший вариант, а вот аналогичная замена для Як-3 была по-моему излишней.
Ил-62 на коробке в 70е гг. "набрал высоту и вышел в горизонтальный полет", а в конце 80х он и Ми-2 неожиданно вышли в веселых коробочках с комиксами, изображавшими летательные аппараты в разных ракурсах на земле и в полете. Ещё веселее стало в 2000е, когда на коробках мелкими картинками стала изображаться сразу вся линейка (включая НОВОвские модели), а содержимое конкретной коробки определялось... налейкой со штрихкодом, вклеенной в пустой квадратик с нужным названием на боковушке коробки. Маразматичность такого оформления явно предрекала скорый конец "бренда", который не замедлил воспоследовать. Правда, в середине 0-х случился "посмертный выдох ПЖ" - переиздание моделей Ту-104, Ил-18 и Ил-62 под брендом Алангера, в совершенно роскошных для такого содержимого коробках и с не менее роскошными декалями от "Бегемота". Но "недолго музыка играла..." - вскоре исчезли и они.
Автор картинки зеленого самолетика с красным носом был даже указан на днище коробки
Ранние модели МЗМПИ/Юного техника отливались из цветной пластмассы под окраску реальных самолетов. Не исключено, что когда-то в комплектах были и краски. Во всяком случае, в ранних текстовых инструкциях предписывалось "окрасить нижнюю часть фюзеляжа в цвет крыльев самолета".
Декали... пардон, "переводные картинки" Кругозора - это отдельная песня! Грубовато отпечатанные номера и эмблемы на цветных непрозрачных подложках, приклеенные к листу обратной стороной (магическое слово ТОЛФОРЕА, проглядывающее сквозь желтый фон - просто заклинание, возвращающее в детство! Smile ) Правда на Ил-18 и Ил-62 фон подложек был белым для верхней части самолета и серым для нижней - под стандартную окраску Аэрофлота, что еще раз наводит на мысль о красках в комплекте, но вот желтый фон для Ту-104 логическому объяснению не поддается. Возможно, это подражание желтеющей "с рождения" пленке ранних ГДРовских декалей. Военные самолеты комплектовались 4-6ю корявыми звездочками, Як-40, Ан-10, Ан-24 и Ми-2 вообще не имели "сводилок" (там была рельефная "окраска" на пластике), а единственной моделью, комплектовавшейся декалями на полную ливрею, а не только номерами и флажками, был Ту-144 - только изображала она не реальный 68001, а выставочный макет 1965г. с красно-синим читлайном и синей "галочкой" на киле. Увы, я остатки этой роскоши безжалостно ободрал с доставшейся мне в бэушном виде модели, т.к. решил сделать из нее хорошую копию 68001 (грех было не воспользоваться безупречной КБшной геометрией, гораздо точнее чем у Пластикарта!)
В конце 80х старые декали были заменены на яркие наклейки из лавсановой пленки, гораздо лучшего товарного вида, но по-прежнему "никакой" копийности (этот параметр вообще Кругозор не заботил). Их получили и ранее бездекальные Як-40, Ан-24 и Ми-2 (Ан-10 уже давно не выпускался).
Последней декальной вариацией стали уже упомянутые Алангеровские издания трех моделей с приличными бегемотовскими декалями - польза от них была в том, что их можно было использовать на ПластикартCool
Еще немного "мутаций". Детали вертолета Ми-10, цветные - ранний Юный Техник, белые - Кругозор 80х. Как говорится, без комментариев...
Пару ему составлял Ми-6, очень неплохой по геометрии (как и Ту-144, существенно точнее пластикартовсого аналога).
Ту-104, сверху вниз - ЮТ 70х, Кругозор 80х, Алангер 2000х. В последнем варианте окна изобразили декалью. Кроме того, упразднили шасси, а чтобы не заделывать дырки в нижних панелях крыльев, вместо них стали класть вторую пару верхних Very Happy Типа, кто умный - тот лишние гребешки срежет, а вообще детям и так сойдет... Россия...
Ил-62 - тоже отдельная "песня". Модель явно делалась по каким-то предварительным эскизам самолета, поэтому макетчики "ничтоже сумняшеся" прилепили нос от Ил-18 (разница в сечении фюзеляжа была скмпенсирована разницей в масштабах - нос от Ил-18 1:100 на Ил-62 в 1:120). Тем не менее в деталировке присутствуют такие подробности реальных самолетов, как выштамповки в районе ниш шасси и гребень под хвостом (вернее, присутствовали - в кругозоровских выпусках это всё исчезло). Форма мотогондол также напоминает вполне конкретный второй прототип Ил-62 СССР-06176 (в отличие от первого прототипа у Пластикарта).
Сверху вниз - МЗМПИ 60х, ЮТ 70х, Кругозор 80х-90х... Движки от МЗМПИ и Кругозора.
Из вертолетов осталось упомянуть Ми-2. Культовый пепелац из "Мимино" в 50м масштабе был неплохо сделан, за исключением забавного "глюка" - расположение окон и дверей на правом и левом борту было зеркальным отражением оригинала
Красный пластик (модель б/у, в процессе реставрации и исправления окон) - ЮТ, белый - поздний Кругозор.
Немного о военных самолетах. Пожалуй, самой загадочной моделью линейки является т.н. "МиГ-19" (так он назывался на коробке) - нечто реданной схемы, напоминающее одновременно опытные машины Су-15П и микояновский И-320, но отличающееся от обоих расположением двигателей - на тех аппаратах один располагался в редане, а другой в хвосте фюзеляжа, на модели же в редане были оба движка (этакий МиГ-9 с крыльями от Миг-15-D ) Обычно модель считают "сдеркой" с аналогичного изделия американской фирмы Lindberg... Вот только с позиции госорганов, ведающих производством товаров для детей, подсовывание советским школьникам вражьей "дезы" о доблестной советской авиации представлялось бы... мягко говоря, вредительством. Лично мне думается, что корни у игрушки вполне отечественные. Может, какая-то нереализованная разработка. На одном английском модельном форуме была высказана версия, что самолет существовал в виде полноразмерного макета, построенного студентами МАИ в рамках дипломного проекта и сфотографированного западными шпионами, в результате чего и появилась линдберговская модель. Кроме того, изображения подобного самолета встречаются на советских авиационных агитплакатах 50х годов, была также похожая жестяная игрушка-каталка.
Модели перехватчика Як-25 также обычно приписывают "вражеское" происхождение - похожая модель была у фирмы Revell. Правда, похожего в них только масштаб (около 1:50) и явно избыточный размах крыла. Деталировка моделей совершенно разная, Ревель гораздо сложнее и подробнее, зато у кругозоровского Яка более правильный нос. Скорее всего, оригинал обоих моделей - "тактическая" учебная моделька, с какими лётчики отрабатывают задания "пеший по-лётному" (видел эту сцену в каком-то старом фильме, и в руках у летчиков были вот эти самые Яки!) Одна из них вполне могла попасть в руки "вероятного противника".
Модели ЮТ, Кругозора и Revell:
Аналогичное происхождение имеет, вероятно, и модель Миг-21, также в 50м масштабе, в которой прослеживаются черты сразу нескольких модификаций: нос от Ф/Ф-13, узкий киль также от Ф, небольшой гаргрот за кабиной и верхнее расположение ПВД указывает на ПФ, а контейнер тормозного парашюта на киле - на МФ/СМТ/Бис. Впрочем, такие гибриды были нормой в модельной практике 60х гг, и не только у нас или у немецких друзей - полно таких примеров и на Западе.
Модель штурмовика Ил-2 была неплохо проработана (подвижные элероны, расшивка, шасси, правда в убранном положении - колеса вклеивались прямо в гнезда гондол), но сделана в несколько странноватом масштабе 1:57 (смутно припоминаю, что такой масштаб вроде бы встречался на чертежах в "Моделисте-Конструкторе")
Ну и, конечно, вряд ли кто из старшего поколения моделистов не помнит Як-3 ("сувенирка" из десятка деталей в 1:50) и спортивный Як-18П (1:40) Мне посчастливилось найти эту модель в раннем исполнении. Обратите внимание на прямую "спину" фюзеляжа за кабиной (позже прогнувшуюся как у Росинанта), имитацию полотна на стабилизаторе, лючки на фюзеляже... "...Но куда ушло всё это..."
В завершение "титры" - список моделей-героев нашей саги и их масштабы:
Если кто-то сможет дополнить этот список, буду очень рад! (Условие - прессформа должна быть отечественной и изготовленной не позднее 70х гг. ХХв. )
Ну и на десерт - несколько моих поделок из кругозоровской линейки разных лет:
Ну вот, и всё. Прошу прощения, что не выложил фото абсолютно всех моделей - всех у меня нет, да и по ссылке в начале статьи, полагаю, можно найти всё недостающее.
Спасибо за внимание,
С уважением, Владимир
P.S. Когда я в разлуке с любимой коллекцией (например в отпуске, на югах), мне регулярно снится один и тот же сон. Будто я иду по огромному магазину игрушек, а по залу в здоровенных решетчатых корзинах внавал насыпаны кругозоровские модели... Честное пионерское!
» Автор | |
---|---|
Vladimir1:100 | |
Опыт: | 1290 |
Репутация: | +156/–1 |
Лучшая публикация - февраль 2014 http://scalemodels.ru/articles/7095-saga-o-krugozore.html |
MARVIK в 11.01.2024 - 00:19 Имея дома банку белой ПФ и стержни шариковых ручек разных цветов , можно было творить чудеса ) |
milarch в 11.01.2024 - 00:40 Имея дома банку белой ПФ и стержни шариковых ручек разных цветов , можно было творить чудеса )Ага, я такое "чудо" однажды сотворил. Надо было Javelin покрасить, а у меня не было ни серой, ни чёрной краски. Вот и сделал серую из белой нитры и чёрной пасты. Покрасил: всё круто. Через какое-то время стал замечать, что серый при искусственном освещении выглядит каким-то сиреневатым. Процесс постепенно шёл, и в итоге бывший серый превратился в светлый грязно-салатовый (серые пятна я накрашивал поверх общего зелёного фона). Больше я "чудесами" не занимался... |
SikokoVremia в 11.01.2024 - 00:46 Имея дома банку белой ПФ и стержни шариковых ручек разных цветов , можно было творить чудеса )
Вот я и сотворил! 1988г. Первая моя вакуха, - польского производства, - Ме-109Е в испанском варианте. Вакуха очень высокого качества, неплохой фонарь, - отчего бы не собрать? Точил, пилил, радовался - всё получилось очень пристойно. Надо красить - нет краски... Была белая ПФ эмаль, которую набрал на заводе, когда нас водили классом раз в неделю поработать в цеху.(Не помню, как это называлось официально). Короче, - разбавил с пастой от ручки - лепота! Такой искренний серый цвет! Покрасил. На следующий день в школе похвастался (а краска лягла идеально (зубограф)) и привел людей на просмотр. Беру его - а он розовый! Что твой пони из мультика! Ох и ржали же над моим опытом! :lol: :lol: Отмыл, перекрасил. Всё получилось. Был одной из лучших моих моделей тогда... |
MARVIK в 11.01.2024 - 02:16 Из фиолетовой пасты гарантированно получался Оушен грей или Дарк си грей, проверено на себе)
Кстати, преимущество ПФ в меньшей скорости высыхания позволяло писать пером, за 3 коп , писчим , или им же рисовать Было на хелкете минском так пасть изобразил, вельми борзо ) Сейчас на такое и не решился бы, а тогда декалей не было, но зато была монография в крылышках и боковичок знатный ) |
dedel в 11.01.2024 - 07:35 Кстати, преимущество ПФ в меньшей скорости высыхания позволяло писать пером, за 3 коп , писчим , или им же рисовать Было на хелкете минском так пасть изобразил, вельми борзо ) Сейчас на такое и не решился бы, а тогда декалей не было, но зато была монография в крылышках и боковичок знатный ) На "караще" в своё время умудрился даже логотипы PZL на лопастях намалевать. "Хамбролом". Во глазки-то были молодые! :shock: |
jetac в 11.01.2024 - 10:54 на заводе, когда нас водили классом раз в неделю поработать в цеху.(Не помню, как это
называлось официально). Трудовая практика в старших классах была, впрочем и в меньших было можно сказать - в детсаду с малышей возиться... Было прикольно - чувствовать себя взрослым на их фоне :smile: Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд: А у меня никаких косяков с добавлением пасты в НЦ не было... Что я делал не так? :mrgreen: Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд: Проблема была только одна - ядрёный коричневый краситель донецкого пластика, который с нитрой взаимодействовал. На его фоне любые модели Кругозор были желаннее :smile: |
ГРач в 08.03.2024 - 00:57 Инструкция Донецкого Ми-4
(надо же, и пять лопастей НВ изобразили - а куда деваться?) Что же должны были думать "Дорогие ребята", когда увидели бы фото в журнале, или сам вертолет в аэропорту? ) (меня это, кстати, тоже удивило, когда собирал вертолет - винт как на Ми-8. Но, кстати, большого внимания я этому не уделил - пойдет! Раз в наборе так - значит так и должно быть! Очень расстроило другое - нет кабины, иллюминаторов, да и гладко все - нужны же детальки мелкие, линии листов, заклепки! На маленьком Пластикарте все это есть, а тут - голое все. Понимание тогда уже было - халтура..)) Ну и завершает картину - бумажки вместо переводных знаков. Бумажки нарезал, приклеил на Феникс (как и сам вертолет на Фениксе - другого клея не было у меня) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Самая классная нитра в аптечных пузырьках была у сапожников. Дёшево, сердито и оч качественная. Случайно сделал такое открытие.
Можно подумать, что на сапожников работал специальный химзавод! Обычная НЦ из хозяйственного магазина. Только баночки маленькие и поэтому цена за 1 куб.см. раз в 5-10 выше. Я в те времена вёл кружок в подшефной школе. Нам выделили деньги. Хватило на аэрограф (компрессор я свой приволок) и несколько килограммовых банок НЦ основных цветов. То же самое. Кружок потом прикрыли, а остатками этой краски я ещё лет 10 пользовался. :grin: