Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

«Ретвизан» эскадреный броненосец русского флота. Назван в честь шведского линейного корабля Rättvisan («Справедливость»), захваченного в Свеаборгском сражении в 1790 году.

Водоизмещение нормальное 12 410 т, фактическое в 1903 г. — 12 902 т. Длина наибольшая 117,9 м, по ватерлинии 116,5 м, ширина габаритная 22 м, осадка порожнем 6,43 м, в полном грузу 7,6 м, высота корпуса 13,1 м.
Мощность механизмов проектная 16 000 л.с., фактическая на испытаниях 17 600 л.с. Запас угля нормальный 1016 т, полный 2250 т.
Скорость проектная 18 уз, фактически достигнутая на испытаниях 17,99 уз, после ремонта в Японии и модернизации в Японии — 18,8 уз. Дальность плавания 10-узловым ходом с нормальным запасом угля 4900 миль, с полным запасом — 8000 миль.
Вооружение: четыре 305/40-мм, двенадцать 152/45-мм и двадцать 75/50-мм орудий, 24 47-мм и шесть 37-мм пушек Гочкиса, две 63,5-мм десантные пушки Барановского, два (позже четыре) пулемёта, четыре надводных и два подводных 450-мм или 381-мм торпедных аппарата.
Бронирование: борт 229—51 мм, палуба 76—51 мм, траверзы 178 мм, башни 229 мм, барбеты башен 203—102 мм, казематы 127 мм, боевая рубка 254 мм.

Построен в США, Филадельфии, компанией «Вильям Крамп и сыновья», по заказу России, этой же компанией был построен крейсер «Варяг».
Контракт на постройку был заключён с нарушением существующих норм и правил (весьма вероятно, что не обошлось без взяток русским должностным лицам), однако в итоге пошёл на пользу: жёсткий контроль за проектированием и строительством «Ретвизана» со стороны заказчика вкупе с передовой американской технологией и организацией производства позволили построить, вероятно, лучший броненосец России времён русско-японской войны.

С точки зрения моделистов, Ретвизан, наиболее «эффектный» корабль, периода РЯВ, «верх судомодельного гламура».

Описывать особенности конструкции, строительства, службы корабля не стану, это сложно сделать в статье к модели. Существует замечательная книга Балакина С.А. об этом корабле, где вместе с историей броненосца описана судьба 1-й Тихоокеанской эскадры, Русского флота и большая часть этой «странной войны» http://tsushima.su/RU/libru/i/Page_6/page_15/balakin-retvizan/

Диорама сделана на момент сдачи броненосца в «казну», т.е. с полным оснащением и под Андреевским флагом. В качестве темы для диорамы была выбрана известная фотография Ретвизана, на верфи в Нью-Йорке в октябре 1901, после пробного пробега. Именно темы, так как на этой фотографии броненосец под флагом судостроительной компании Крампа, с неполным вооружением и другими недоработками. Мне понравилась композиция из броненосца, заполненного водой дока и подводной лодки Холланда.

Модель фирмы Комбриг из смолы была приобретена мною очень давно.
Строил ее я так-же очень давно, в несколько этапов, первый начался в начале 2011 года, затем несколько раз останавливался, возобновлялся, опять останавливался…
Последний этап происходил в спешке, дабы успеть к Кубку университетов 2012г. , как следствие… после выставки диорама простояла еще пол года в ожидании ремонта и доработки.
Многое сейчас сделал бы не так, в частности появилось большое количество афтемаркета, позволившего сделать модель на более высоком уровне.
Процесс изготовления описываю спустя много лет, по своим же фотографиям, поэтому будет много упущений и неточностей. Если потребуется, постараюсь ответить на появившиеся вопросы.

Кроме самой модели использовал мелкорадиальный шпон, фототравленые поручни для японских кораблей, точеные стволы для 47 мм орудий фирмы Хасегава и кучу деталей из «закромов».

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Корпус

Модель – ватерляйн, но подводная часть понадобилась, так как корабль достаточно высоко «сидит». Поэтому отрезал только часть днища. Подводная часть с надводной стыкуются не очень хорошо, отличаются по размеру примерно на 2мм. Долго подгонял их друг к другу с помощью шпангоутов, шпаклевки и последующей обработки.
Изначально мне не понравилась расшивка палубы. Решил сделать палубу деревянную, из мелкорадиального шпона. Для этого хорошенько «раскурочил» корпус: повырезал большинство выступающих частей надстроек, орудийные барбеты и т.п.
На бортах добавил поручни, петли крышек ордийных портов, проволочные скобтрапы, опоры кормового (адмиральского) мостика. Высверлил все иллюминаторы.

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Палуба

Распечатал на обычной бумаге на офисном принтере выкройку палуб и надстроек (для этого чертеж Ретвизана и уменьшен до необходимого размера) Выкройки, с помощью жидкого суперклея, наклеил на шпон. Вырезал и долго стачивал полученные заготовки до толщины ватмана. Пластины, благодаря пропитке суперклеем стали прочным и удобным материалом – хорошо обрабатывались (резались и стачивались).

Надстройки практически полностью изготовил новые. Причины 2:
В моем наборе не оказалось части носовой надстройки со штурманской рубкой, довольно заметной детали на корабле.
Как ранее писал, палубы решил делать из шпона, а укладывать настил на надстройки мне показалось сложнее, чем сделать новый.
С имеющихся деталей снял выкройки, для отсутствующей сделал выкройку из чертежа. На этот раз выкройки наклеил на полистирол, 0,5мм, а уж на него шпон.
Все поверхности долго и упорно шкурил…

Штурманскую рубку сделал сам из полистирола, двери использовал фототравленые WEM, от Варяга. С подсчетом окон ошибся, пропустил одно, но так давно пропустил, что раскаиваться и переделывать не стану. Боевую рубку и прочие вертикальные конструкции надстроек, освободил от «полов», предварительно сточив на толщину этих «полов», красил отдельно.

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Трубы

Первая сложность, с которой столкнулся: отделить ровно идеально отлитые из смолы трубы от литников (литники не тоньше самих туб), под одинаковым углом… На модели, как и на Аскольде, углублений под трубы нет, есть ровные площадки. Для этой цели соорудил из 1мм полистирола, конструкцию, для обработки труб.
Срезав и подогнав, водрузил заготовки дымовых труб на зубочистки, добавил фототравленных поручней, трубок всяких, петель для растяжек.

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Артиллерия

К постройке модели обзавелся горкой точеных стволов от Мастер-моделс (наборы для Бродино и Варяга). Думал менять смоляные стволы на точеные буду все! Но при первом же рассмотрении выяснилось, что то, что Комбриг делает в смоле не хуже точенки (если не лучше, так-как сделано для модели)
В итоге 12” орудия оставил смоляные, на отливке и покрасил и поставил в башни, удобно.
6” оставил смоляные (точеные стволы, покрашенные, так и остались для следующей модели)
75мм – смоляные
47мм – установки из набора, стволы точеные (пока набор меня ждал, я его покупал, лежал, перекладывался по полкам… часть стволов переломалась) вот для «унификации» разом все заменил на точеные 37мм из набора.

Мачты, реи

Использую смоляные детали из набора (нижние части мачт, марсы) Реи и верхние части мачт сделал из проволоки, предварительно обточеной с помощью бормашины.

Малый флот

Традиционно у Комбрига высокого качества. Мне потребовалось только окрасить катера и шлюпки.

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Лодка Холланда

Рядом с большим красавцем броненосцем, ощетинившимся десятками орудийных стволов, маленькая подводная лодка смотрится как-то забавно или несерьезно… Может быть, эта пара кораблей меня именно этим и заинтриговала: вот они вместе, в одном доке: старое - эффектное, впечатляющее, но постепенно уходящее в историю оружие и новое - неказистое, незаметное, но коварное и смертоносное… будущее которого в то время представлялось весьма сомнительным.
Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
По доступным в сети фото и чертежам попытался восстановить надводную часть подводной лодки. Корпус выточил из листов и брусков полистирола разной толщины. Кроме полистирола использовал фототравленные уголки, решетки, проволоку.
 Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Модель броненосца окрашивал и собирал в следующем порядке:
Начал, с того, что загрунтовал все части белым грунтом фирмы Тамия.
Окрашивал все акрилами Валеджо.

  1. Покрасил часть корпуса, ниже ватерлинии темно зеленым цветом
  2. Закрыв, скотчем, ватерлинию окрасил в белый цвет борта корпуса, части надстроек, орудийные башни и др.
  3. Иллюминаторы изнутри покрасил бронзой.
  4. Ватервейс, темного-серого цвета, изобразил следующим образом: после окраски бортов, нанес темно-серый цвет, простым позиционированием аэрографа. В некоторых местах прикрыл горизонтальные поверхности скотчем.
  5. На окрашенный корпус наклеил палубу ( палубу делал чуть меньше корпуса, чтоб оставить полосу 1мм по всем бортам)
  6. Корпус, надстройки и все остальные детали покрыл Футурой, получив блестящую поверхность, а на палубе ярче стали видны доски и фактура дерева.
  7. Травленые леера ( на корпусе наверно от Кенига WEM, они оказались наиболее похожи, двухполосные, цепные) окрашивал отдельно. На надстройках ставил подходящие из закромов двухполосные леера. Травление в наборе Комбрига малореально использовать ( в более «свежих» своих моделях, Комбриг, перстал пытаться делать травление… очень правильное решение, те кто берется за их изделия имеют более-менее объемные «закрома»)
  8. Почти повсеместно сделал смывку эмалью смок.
  9. На палубе делаю всякую мелочь: люки световые, трапы, ограждение трапов и др.
  10. Сборку осуществляю по принципу: от «толстого к тонкому» и «как бы меньше чего задеть, поломать». Т.е. ставлю крупные детали от центра, иногда до установки части надстроек натягиваю такелаж. Малокалиберную артиллерию и леера приклеиваю в последнюю очередь.
  11. В последнюю очередь установил шлюпки и стволы 152мм и 75мм орудий в бортовых казематах.
  12. Такелаж: Черный – нить от бантика, светлый – нить от расплетенного шифона.

Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

Док

Основа, вода – художественная бумага для акварели. Сам док собран из полосок полистирола 1мм. Фонарные столбы: импровизация из травленых корабельных кранов из закромов, проволоки. Тот же порядок: грунт (из баллончика) окраска, смывка.
В бумаге, до покраски прорезал место для Ретвизана, после покрасок «посадил» на свое место, прикрутив проволокой, через подставку.
Стык «ушел» после покраски «воды» художественным акриловым лаком «бриллиант».
Диорама помещена под колпак из оргстекла и ожидает «приемки в казну», в кругу друзей, на вечере Русской кухни.
Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа

 

гармашев в 08.12.2013 - 17:43
Помнится, С.Балакин тогда, в процесссе работы, сетовал на скудность аутентичной информации по "Ретвизану". А он эту тему копал очень скрупулёзно... Интересно, за эти годы, кто что-либо стоящее нарыл?

В РГА ВМФ есть очень серьёзный пакет документации (чертежей) по ЭБР РЕТВИЗАН. Я этот пакет изучал вдоль и поперёк и могу сказать , что подписей Балакина в формулярах документов нет. Там есть серьёзная проблема : из трёх с лишним сотен чертежей с верфи Крампа 167 дел отмечены в описи потрясающим наименованием "иностранный чертёж". Это означает , что ни кто из сотрудников РГА ВМФ не попытался за век с лишним ... просто перевести названия заводских чертежей на русский. Конечно , такое архивное хранение изучать почти ни кто не может , ведь надо месяцами заказывать документы на просмотр и только так можно установить что же хранится в РГА ВМФ. Кроме того , при таком изучении документов по РЕТВИЗАНУ я обнаружил там более 10 чертежей ВАРЯГА и это означает , что в пакете по ВАРЯГУ лежат чертежи РЕТВИЗАНА. При этом там так же имеются "иностранные чертежи" и надо весь пакет по ВАРЯГУ просматривать так же как и пакет по РЕТВИЗАНУ!
Такая работа займёт от 3 до 6 месяцев и это время надо жить в Питере и ездить в РГА ВМФ как на работу. Готовы такое оплачивать?
Более того , в пакете документов по РЕТВИЗАНУ я нашёл один документ уже русского происхождения - чертёж МТКашной разработки с пометкой :"По образцу сделанного на ЭБР РЕТВИЗАН осуществить для кораблей строящихся в России".

Добавлено спустя 8 минут 50 секунд:

Так же в РГА ВМФ по ЭБР РЕТВИЗАН есть интереснейшие документы в фонде МТК , к примеру чертежи винтов броненосца и чертежи винтов его паровых катеров.
Есть и одна серьёзная проблема по РЕТВИЗАНУ : полноценные чертежи башен броненосца есть только в альбоме , а альбомы в РГА ВМФ категорически отказываются копировать любым способом.

Послесловие : и опять таки , подписей Балакина нет в формулярах изученных мною дел! При всём моём уважении к господину Балакину (с которым я знаком уже лет 20 , если не больше!!!) , так вот - не могу не отметить , что Сергей Анатольевич по своему духу этакий ... бАААрин и ему очень нравится роль "отдыхающего помещика" , а потому он не проявлял чудес трудоспособности в архивных изысканиях. Раньше он прикрывался официальной позицией своего издательского руководства : мол не самое важное для журнал - чертёжики , а потом такой подход стал и его личным.
Fabric-Blues в 08.12.2013 - 17:48
...... :shock: Ну вот... приятно, хоть осознавать, что есть "вершина" на которой ещё не побывали! :grin: Уж больно красивый корабль, "Ретвизан". Очень сбалансированный, композиционно, силуэт.
гармашев в 08.12.2013 - 17:50
...... :shock: Ну вот... приятно, хоть осознавать, что есть "вершина" на которой ещё не побывали! :grin: Уж больно красивый корабль, "Ретвизан". Очень сбалансированный, композиционно, силуэт.
Финансировать будете?
Злое злато правит бал!
Слишком дорогой проект , а потому неисполнимый. Я не даром знаю что и как лежит про РЕТВИЗАНУ в РГА ВМФ - примеривался и приценивался.
Fabric-Blues в 08.12.2013 - 18:20
...... Дык, я могу только гадать об уровне затрат. Да и потом, в случае благоприятного исхода, это-же будет камнем висеть за спиной, требовать отрыва опы от дивана! Потребуется вся сила воли и напряжение всех макетчиских навыков,для того, чтобы всё это воплотить в модель, за которую не было-бы стыдно перед самим собой... Увы, не уверен в своей готовности к этому. А по другому и смысла нет. Хотя, г-н Гармашев, спасибо, что хоть лёгкий зуд в руках вызвали своим сообщением. :wink:
гармашев в 08.12.2013 - 18:38
Зачем гадать?
Одну составляющую расходов я уже назвал : работа минимум на пару месяцев по вычитке описей , проверке содержания и отбору документации. Это не сложно исчисляется - есть время проведения работ.
Затем копирование в РГА ВМФ , тут оценить сложнее , но по моему опыту ... от 15 до 40 тысяч рублей. Затем работа-работа-работа.

Да , есть деликатный аспект в разделе шкуры убитого броненосца.
Вы иностранец или нет - это первое. Второе ... можно просто выполнять заказ и тогда стоимость услуг по первой составляющей максимальна , а можно вести одну работу на двоих и тогда всё наоборот. Только , для ведения одной работы на двоих необходимо абсолютное доверие между напарниками , а это не так то просто.

Добавлено спустя 9 минут 14 секунд:

Вот примерные наименования чертежей по РЕТВИЗАНУ (записи мои рабочие) :
- дефлекторы от киля до верха с деталировкой ;
- разрез в ДП с детализацией всех трапов ;
- проводка валолинии ;
- носовой ТА с детализацией проводки в штевне ;
- верхняя+батарейная+жилая палубы ;
- теория ;
- ручная лебёдка ;
- детали дымовой трубы ;
- шпилевое хозяйство ;
- гребной винт ;
- кинстоны ;
- труба дейдвуда ;
- рулевое устройство ;
- паровая лебёдка ;
- электрическая лебёдка.
Выше перечисленные мною чертежи отобраны при просмотре 122 чертежей из всего пакета по РЕТВИЗАНУ (там есть ещё и ещё - в РГА ВМФ и в моих записях). Просмотр 122 дел вместе с предварительной вычиткой описи занял по хронометражу 17 рабочих дней.
mikst в 08.12.2013 - 18:43
Получил огромное удовольствие, просматривая ваш труд. Огромное спасибо за столь подробную фотосессию. По ряду причин уже длительное время не в состоянии заниматься любимым хобби, но листая ваши фотографии было ощущение, что сам взял в руки инструменты...Еще раз спасибо.
Fabric-Blues в 08.12.2013 - 18:49
Г-н Гармашев, пожалуй стоит, со всем этим, пообщаться в "личке", я правда, не силён во всех форумных механизмах и заранее прошу пардону если у меня не всё будет получаться правильно.
ИВК в 09.12.2013 - 09:21
Тема: Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Очень понравилась диорама. Сам корабль и вода с маслянной плёнкой выглядят натурально.
breeze в 09.12.2013 - 12:25
Спасибо, коллеги!
Лодочник в 09.12.2013 - 17:31
Тема: Комбриг 1/350 Ретвизан, 1902, Филадельфия, верфь Крампа
Да, диорама удалась. И Ретвизан шикарен, и подлодка рядом с ним - весьма удачное сочетание. Спасибо, коллега, за доставленное удовольствие!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy