Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Доброго всем времени суток! Представляю Вашему вниманию построенную недавно модель известного французского истребителя в окраске финских ВВС.Прототип, думаю, всем известен. Хотелось отметить только пару моментов – машина создавалась вокруг двигателя Испано-Сюиза 12Y (У нас его лицензионную копию назовут ВК-105), и по конструктивной схеме (полотняный фюзеляж, откидные борта на рояльных петлях) Моран сильно напоминает Як-1, который создавался практически в это же время, но насколько же продукт французской инженерной мысли отличается от элегантной машины Яковлева..
Вторым удивительным фактом истории этой машины для меня оказалось то, что отдельные экземпляры Морана, выпущенные в 1938 году, захваченные немцами в 1940-м, проданные Финляндии и прошедшие модернизацию в 1943-м и 44-м годах (произведена замена двигателя на трофейные советские ВК-105ПФ), оставались в строевых частях до начала 50-х годов… Долгая по тем временам и интересная жизнь..
Небольшое лирическое отступление – одной слякотной весной середины 80-х худощавый мальчик бежал домой из магазина игрушек, прижимая к себе пакетик с белыми отливками небольшого самолета. Естественно, в тот же вечер модель была собрана. На коробке было написано МС-406, а мальчиком тем был, разумеется, я..
Спустя много лет, в 2010 году тот же мальчик, но уже с лысиной и вовсе не худощавый, стоял с Ваней «SkyDog» Потылицыным в пражском модельном магазинчике.. Наша совместная поездка в Чехию уже подходила к концу, через несколько дней надо было отправляться на родину.. И, глядя на массовые закупки Ивана, мне, которому, в общем-то ничего нужно не было, захотелось тоже себе чего-нибудь из этой поездки привезти, кроме прекрасных воспоминаний о красотах Чехии и вкусе пива со свиными ребрышками ;) .. Взгляд упал на АЗетовского Морана. Тема мне близка, аппаратик вызывает ностальгические воспоминания о детстве, так почему бы и нет? Ваня, который имел уже такую модель в варианте французских ВВС, отозвался о ней положительно. Повертев аккуратный и симпатичный пластик в руках, расставаться с коробкой Моранчика не захотелось. Сборка обещала быть простой, легкой, и приятной.. Решено, беру! Но, как там у классиков – «о сколько нам открытий чудных» готовила эта коробочка с симпатичными отливками цвета кофе с молоком)))
Обзор модели на «Скале» делался Иваном, его можно посмотреть вот тут
Когда объявили о начале турнира по истребителям стран – союзниц Германии во 2МВ, выбор пал именно на Моран – много времени я выделить на хобби не мог (тем более от означенного срока месяц уже прошел), а сборка не обещала быть особо долгой и сложной. Более детальное знакомство с набором как-то мой оптимизм поубавило. При последующей сборке все время возникало двойственное впечатление, что начал модель кто-то один, а заканчивал и занимался технологическим членением модели кто-то другой, и вот этому «другому» я бы руку не пожал))
К Ваниному обзору я бы добавил следующее –
При общей неплохой геометрии набора (учитывая противоречивость и скудность графики на Морана) и неплохой общей проработке поверхностей – провиса полотна, имитации клепки, накладных полос и лючков на крыле, рояльных петель (хотя петли можно было отлить и поаккуратнее) имеет место куча недоделок и косяков...
Таким образом, примерно треть времени, потраченного на сборку, пришлась на шпаклевочно-шкурильные работы.
Главное в сборке АЗ-овского Морана – не следовать инструкции ;)
Смоляной интерьер кабины не стоит стачивать до силового набора – смола чрезмерно хрупкая, и очень велик шанс расколоть её на части. Это случилось у меня с парой мелких смоляных детали при отделении их от питателей… Я ограничился небольшим стачиванием толщины полика кабины и боковых стенок с подгонкой по месту – это обеспечило, помимо прочего, большую площадь склеивания и жесткость конструкции.
Закабинная полка из профнастила, выполненная в смоле, мне не понравилась, на фото прототипа видно, что шаг полосок гораздо чаще. Поэтому в фольгу был откопирован профилированный подобным образом полик от «Гладиатора», данный в эдуардовском травлении, и из него уже была сделана полка за креслом пилота.
Форма и способ крепления сидения также вызывают много вопросов и сомнений. К тому же, как оказалось, для финского Морана такое кресло бесполезно, ибо финны устанавливали бронеспинку и бронечашку собственного изготовления с ремнями немецкого образца. Узнал я об этом, как обычно, после завершения модели.
В приборной доске, данной цветным фототравлением, недостает пары приборов и нескольких тумблеров, пришлось все это добавить.
Прицел, предложенный в наборе, не выдерживает никакой критики. Также сделан самостоятельно из подручных деталей.
По фюзеляжу, как уже отмечалось выше, основные косяки сконцентрированы в районе капота. Все, что увидел неправильного в наборе, исправил, руководствуясь, в основном фотографиями прототипа:
· Круглое вент.окошко по левому борту, закрытое сеткой.
· Для прорезания вент. отверстий, пришлось удалить «родные» треугольные подштамповки, заменив их новыми из листового пластика.
· Решетка маслорадиатора была оклеена бронзовой фольгой (как на прототипе)
· Сделаны прочие отверстия – гильзовыброса мотор-пушки с правой стороны и пр.
· Ванна водорадиатора была наращена боковыми стенками и доработана, с оглядкой на фото, - новой радиаторной решеткой, тягами и пр. элементами для имитации «выдвинутого» положения.
· РН отрезан, доработан – установлен весовой компенсатор, и приклеен в слегка отклоненном положении.
· Установлены новые выхлопные патрубки.
· На лопасти винта добавлены заметные «шайбы» механизма изменения шага.
Особенно хотел отметить свое скромное ноу-хау, вдруг кому-то да пригодится. Долго ломал голову над тем, как добиться приемлемого по качеству изготовления патрубков двигателя. В итоге родилась идея использовать смоляные патрубки овального сечения и подходящего размера, вклеенные торцом в вырезанные для них отверстия. После недолгого перебирания своих запасов выбор пал на патрубки «Вектор» из набора для Bf-109F. Они были немного обточены снаружи, чтобы убрать сварной шов и небольшую трапецивидность. После вклейки общая линия патрубков была выровнена кусом шкурки.
Крыло и стабилизаторы подверглись гораздо меньшему вмешательству:
· АНО сделаны из цветного прозрачного пластика, сверлом сделана имитация ламочки.
· Прорезаны отверстия гильзовыбросов.
· Рассверлена и сделана посадочная фара в выпущенном положении.
· РВ отрезаны и установлены в отклоненном вниз положении, вкупе с подкосами стабилизатора, это смотрится очень необычно и интересно.
· В нишах шасси были добавлены недостающие рычаги системы уборки, а также гидравлическая и тормозая проводка.
Склейка половинок фюзеляжа, равно, как и последующая сборка планера, выявила кучу проблем в сопряжении деталей, Однако нудная шпаклевка и последующее выведение поверхности напильником, шкурками и скальпелем позволила все эти трудности преодолеть.
Затем модель была загрунтована тамийским грунтом, и докатана недостающая, на мой взгляд, клепка.
Вариант окраски был выбран изкоробочный, причем выбор был доверен моему 5-летнему сыну. Он был моментальным и безоговорочным – «Вот эту тётю злую». Я сам больше склонялся к зимнему варианту, но раз уж спросил, пришлось делать. Так и стал мой Моран «злой тётей» ))).
Найдя несколько фотографий в сети (спасибо Сергею Косачеву!), удалось уточнить окраску и форму камуфляжных пятен, а также то, что прототип был вооружен пулеметом УБС в развале цилиндров (понятно по длинному стволу, торчащему из кока).
После нанесения базовых цветов и легкого развлечения с выгоранием и вытиранием краски модель была зафутурена и задекалена.
Несколько слов хочется сказать о самой декали. Нет, она отлично переводится и осаживается, цвета неплохи (хотя голубые свастики пришлось немного приглушить, уж слишком они были голубые), но, к сожалению, ни один элемент декали не был аутентичным: шрифт надписи «MS-311» толще чем нужно втрое, все ОЗ недоразмерены примерно процентов на 10-ть, а пасть сделана и вовсе «по мотивам». Если бы не жесткие сроки, в которые я боялся не уложиться, я бы все переделал. Скрепя сердце перевел ОЗ, но когда начал переводить пасть, терпение мое лопнуло, и, удалив декальную пасть, надул её с помощью трафаретов.
В чем разница, можно понять, сравнив эти два фото:
Отдельно хотелось упомянуть окраску интерьера ниш шасси и радиатора. Они по очереди побывали сначала голубыми, потом серыми, потом коричневыми (в цвет chamois, который использовался французами в кач-ве грунтовки), и в итоге снова, уже после завершения турнира и консультаций с Сергеем Косачевым ака KSL, и Александром ака Yez, оказались окрашены в цвет нижних поверхностей.
Ещё некоторое количество фотографий Морана можно мотреть в "голосовалке".
Одновременно с «венгерским» Мессером, в последний день турнира, после этапа тонировки, обгадинга и обдиринга состоялась финальная сборка мелочевки, нанесение матового слоя футуры и фотосессия. Так, примерно за 2 месяца, я стал обладателем финской «злой тети»)).
lavka в 15.09.2013 - 16:21 KSL
Вячеслав_Демченко Монтёр kfir Спасибо за отзывы, мужики! KSL Сереж, тебе отдельное спасибо! Забыл в статье указать, торопили меня домашние. По патрубкам - таки да, у меня тоже по мотивам, вот на Моране в 32-м смоляные патрубки сделаны хорошо. Про весовой компенсатор РН - делал по фото, и, про то, что он ромбовидный в плане сверху в месте соединения с РН - я постарался было изобразить, но он такой маленький..) Кстати и по поводу обводов снизу могу сказать, что заборник маслорадиатора у модели слишком тупой, а должен быть более заостренный, это заметно, есл сравнивать фото снизу модели и прототипа.. Вячеслав_Демченко Слав, торжественно обещаю подтянуться - я до этого привык при хорошем дневном свете снимать, а теперь, в связи с изменением места, его нет, вот и маюсь... |
Нечаев в 15.09.2013 - 16:22 Спорное утверждение, и дело даже не в наличии/отсутствии графики на Морана.
Вот уж да - проекции есть на него наиподробнейшие, "вид на корму через гальюн" (как судомоделисты говорят) тоже найдется при желании. Моран сильно напоминает Як-1, который создавался практически в это же время Неверное утверждение! При некотором сходстве конструкции, "Моран" создавался на 4-5 лет раньше, проектирование началось в 1934 году под ТЗ 1933-го года. Он современник И-16, на секундочку! И если сравнивать его ЛТХ с "ишаком", то все встанет на свои места: практически тож на тож. Его конкурентом был D.513 с неубирающимся шасси, однако. А то, что со внедрением затянули - так это отражает положение дел во французском авиапроме. Проведенная правительством Народного фронта национализация авиазаводов к сожалению несколько опоздала, что бы радик4ально поправить дела к августу 39-го. Французский "современник" Як-1 (И-26) по времени создания - это D.520 (при том, что француз опережал Як-а в разработке на 6-8 месяцев). Согласитесь, что разница в ЛТХ между этой парочкой намного менее заметна, при том, что у мотор "Девуатина" был малость послабее. В те годы разница в 4-5 лет была просто колоссальной. |
lavka в 15.09.2013 - 16:29 Да, ещё забыл упомянуть в статье про декальный "глаз" - Он слишком вытянут, я из центра иссекал кусок шириной ок. 2 мм. Тогда более-менее стало на что-то похоже...
Это для тех, кто выберет такой-же изкоробочный вариант.. |
lavka в 15.09.2013 - 17:27 alex_reft
Алексей, без обид, но на необработанных фотках цвета более живыми мне показались.. ИМХО все дело в желтом освещении... При обработке и автобалансе они уползают в излишнюю желтизну. |
Roman-Nord в 16.09.2013 - 00:12 Салют всем!
Еще один "зубастик" на сайте!Поздравляю с добротной работой! |
Clairvoyant в 06.05.2022 - 15:22 Тема: AZmodel 1/48 Morane-Saulnier MS.406C1 – Финская француженка Отличная работа. Делаю сейчас такой же. Взял за основу данный материал. На сегодня собрал планер, приладил фонарь (будет закрыт). Квест конечно тот еще, с вакушкой дело имею первый раз. Приклеил ее на супер-момент кристалл для стекла. Довольно хороший текучий клей, легко можно убрать влажной ватной палочкой, фиксирует не сразу. Прошпатлевал стыки крыла и фюзеляжа на два раза. Сегодня посмотрю, как там оно :))) Добрался до ниш. Понял одно - надо как следует их облагородить. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
При общей неплохой геометрии набора (учитывая противоречивость и скудность графики на Морана)
Спорное утверждение, и дело даже не в наличии/отсутствии графики на Морана. По фоткам абсолютно очевидно, что вся носовая часть в модели мимо, особенно это относится к верхней части капота. Обтекатели рельсов сдвижной части фонаря тоже мимо. То, что AZ называют рояльными петлями, надо стачивать и делать заново, новые патрубки выглядят гораздо лучше того, что было в наборе, но все-таки в реальности они гораздо меньше выступали за обводы фюзеляжа, компенсатор на РН - дело хорошее, но он был абсолютно другой формы, ну и много чего по мелочи. Стойки и ниши на прототипе все же были поажурнее и более наворочены, примятость колес черезмерна. Кабина, у финов существенно отличалась от таковой у французов, кресла как такового быть не должно, оно заменялось на бронеспинку и бронечашку, упомянутую в статье "полку из профнастила" я на фотографиях вообще не наблюдаю :???: .
По окраске и маркировке.
шрифт надписи «MS-311» толще чем нужно втрое, все ОЗ недоразмерены примерно процентов на 10-ть
Справедливо. Такой жирный шрифт на Моранах тоже использовался, но в данном случае, действительно шрифт должен быть тонкий. Недоразмерены только крыльевые ОЗ (особенно на нижней поверхности), фюзеляжные в порядке. Хуже другое, а именно полупрозрачность белого на деках в результате чего камуфляж просвечивает сквозь ОЗ (особенно заметно на нижней поверхности крыла в месте раздела желтый/голубой). Границы раздела камуфляжных цветов должны быть четкими, стоило красить по маскам, исправленные ниши - вери гуд, а то что было выглядело, хмм... несколько странно. Ну, вот как-то так. А в остальном, прекрасная маркиза, все очень даже не плохо :grin: . Одна из моих любимых машин, да еще и в любимой окраске.