Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Фотография советского солдата, водружающего над взятым Рейхстагом красное знамя, которое позже стали называть Знамя Победы, - символ Великой Отечественной войны. Это один из серии снимков, сделанных фронтовым фотокорреспондентом Евгением Халдеем на крыше Рейхстага. Фотография облетела весь мир. Обычно ее связывают и именами Егорова и Кантария. Изредка задаются вопросом – а кто же третий? И совсем мало кто знает истинную историю этой фотографии…
Знамен победы было несколько. На штурм рейхстага шли девять дивизий, и в каждой из подручных средств было сооружено алое полотнище на древке.
Знамя Победы, водруженное Берестом, Егоровым и Кантария не было первым красным знаменем над рейхстагом.
30 апреля 1945 года лейтенант 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта Рахимжан Кошкарбаев, которому тогда был всего 21 год, и рядовой Георгий Булатов первыми водрузили боевое знамя над рейхстагом. Документ, удостоверяющий это событие, передан в дар Центральному государственному музею Республики Казахстан.
30 апреля 1945 года в 22:40 бойцы 171-й стрелковой дивизии капитан Владимир Маков, старшие сержанты Алексей Бобров, Гази Загитов, Александр Лисименко и сержант Михаил Минин водрузили свое знамя на скульптурную композицию «Германия». Это знамя не сохранилось до наших дней.
Над Бранденбургскими воротами знамя водрузили старший сержант Андреев и сержант Бережной 416-й стрелковой Таганрогской Краснознамённой, ордена Суворова (Азербайджанской) дивизии.
Днём 1 мая 1945 года на пылающий рейхстаг было сброшено с самолета шестиметровое красное знамя с надписью «ПОБЕДА». Предположительно, затем оно сгорело.
Итак, первыми штурмовой флаг у входа в рейхстаг прикрепили Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов.
Первыми Знамя Победы водрузили над фронтоном рейхстага Г.Булатов и В.Провоторов из группы С.Сорокина.
Первыми перенесли Знамя Победы на купол рейхстага Михаил Егоров и Мелитон Кантария под руководством замполита батальона Алексея Береста.
Над поверженной фашистской канцелярией его подняли полковые разведчики Егоров и Кантария.
29 апреля начались ожесточённые бои за рейхстаг, который обороняло более тысячи человек. 30 апреля после нескольких атак подразделениям 171-й (под командованием полковника Негоды А. И.) и 150-й (под командованием генерал-майора Шатилова В. М.) стрелковых дивизий удалось ворваться в здание. 30 апреля в 14 часов 25 минут на фасаде здания было установлено полковое красное знамя 674-го стрелкового полка (150-я стрелковая дивизия).
30 апреля 1945 года М.А. Егорову, младшему сержанту Кантария М.В. и заместителю командира батальона по политчасти лейтенанту Бересту А.П. было вручено Красное знамя Военного совета 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта и приказано водрузить его над рейхстагом.
Засевшая в рейхстаге крупная группировка немецко-фашистских войск, большую часть которой составляли отборные эсэсовские части, сопротивлялась ожесточенно.
Когда до рейхстага осталось 80-100 метров, сержант Егоров, младший сержант Кантария, сопровождаемые лейтенантом Берестом А.П., подползли к зданию и развернули Красное знамя. Воины наших подразделений, воодушевленные их подвигом, стремительно атаковали противника и ворвались в рейхстаг. Сражались за каждый этаж, каждую комнату и лестничную площадку. В 21 час 30 минут Красное знамя было установлено Егоровым, Кантария и Берестом на втором этаже, а когда подразделения Неустроева и Давыдова очистили верхние этажи здания, знамя было водружено на куполе рейхстага.
В настоящее время Знамя Победы является экспонатом в Центральном музее Вооруженных сил. Оно было помещено в этот музей по распоряжению Главного политуправления Советской Армии от 10 июля 1945 года.
Вот как об этих событиях вспоминают участники:
первый комендант рейхстага полковник Федор Зинченко:
-Я подозвал Егорова и Кантария к окну. Видите купол? Вот там должно быть знамя.
Командир батальона Степан Неустроев:
-Чтобы было надежно, решили послать Береста. Он дойдет обязательно - мощный, сильный, волевой. Если что случится с Егоровым и Кантария, он доберется.
Кантария:
-Нам сказали - знамя прикрепите к колонне. Через некоторое время была поставлена другая задача - Бересту, мне и Егорову пробираться на купол рейхстага. Задача Береста - охранять Егорова и Кантария. Мы пробрались на крышу. Показали знамя, чтобы все видели. Он до конца прошел с нами.
разведчик 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, младший сержант.
Родился 5 октября 1920 года в селе Джвари, ныне город Цаленджихского района (Грузия), в семье крестьянина. Грузин. Член ВКП(б)/КПСС с 1947 года. Образование начальное. Работал в колхозе.
В Красной Армии с 1940 года. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1941 года.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7090) Мелитону Варламовичу Кантарии присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года за совершенный подвиг при водружении Знамени Победы над Рейхстагом.
В 1946 году старший сержант М.В.Кантария демобилизован. Вернулся на родину, работал в колхозе. Был депутатом Верховного Совета Абхазской АССР. Жил в городе Сухуми, работал директором магазина. Умер 31 декабря 1993 года. Похоронен в родном городе Джвари на территории школы, которая носит его имя.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями иностранным орденом.
Почётный гражданин городов Сухуми и Берлина. Почётный солдат воинской части.
разведчик 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, сержант.
Родился 5 мая 1923 в деревне Ермошенки Руднянского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Образование начальное. Работал в колхозе.
В период немецко-фашистской оккупации родных мест был партизаном. В действующей армии с декабря 1944 года. Участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях.
Разведчик сержант Егоров участвовал в уличных боях в Белрине. 30 апреля 1945 года в группе лейтенанта А.П.Береста совместно с разведчиком младшим сержантом М.В.Кантария пробился на крышу рейхстага и водрузил красное знамя Военного Совета 3-й ударной армии, которое стало Знаменем Победы. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6972) сержанту Егорову Михаилу Алексеевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года.
До 1947 года М.А. Егоров продолжал службу в армии. Окончил совпартшколу в городе Смоленске. Работал на Руднянcком молочноконсервном комбинате. Погиб 20 июня 1975 в автомобильной катастрофе. Похоронен в городе-герое Смоленске у стены Смоленского кремля.
Его имя носят улица в Смоленске и переулок в поселке Монастырщина Смоленской области. На молкомбинате в городе Рудня и на доме, где жил Герой, установлены мемориальные доски. Почётный гражданин Смоленска и Берлина.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями, иностранным орденом.
09.03.1921 г. Горяйстивка, Ахтырский р-н, Сумская обл., Украина.
03.11.1971 г. Ростов-на-Дону
На время представления к званию Герой Советского Союза:
- заместитель командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й Идрицкой ордена Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, лейтенант.
Родился 9 марта 1921 года в селе Горяйстивка ныне Ахтырского района на Сумской области Украины в крестьянской семье. Украинец. В 11 лет остался круглым сиротой, воспитывался старшими сестрами. Окончил только 6 классов. Прибавив себе два года, поступил на курсы трактористов а при машинно-тракторной станции в соседнем селе Чупахивке. Работал трактористом в колхозе.
В октябре 1939 года добровольцем ушел в Красную Армию. Принимал участие в боях в войне с Финляндией в 1939-1940 годах, в составе 2-го полка связи Ленинградского округа. В одном и боев спас жизнь командира.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Воевал под Ленинградом, на Волховском фронте. Как связист обеспечивал связь зенитных батарей, через года стал командиром отделения. В марте 1943 года вступил в ВКП(б), вскоре был избран парторгом отдельной роты. В декабре 1943 года был направлен на учебу в Ленинградское военно-политическое училище им. Ф. Энгельса, которое в то время находилось в г. Шуе. Правда, он не имел общего среднего образования, но по всем иным требованиям подходил - принимал участие в Финской войне, был отличным бойцом на фронте, имел опыт партийной работы. Так что был зачислили его сразу на второй курс. Занятия шли ускоренными темпами, к сентябрью1944-го курсанты овладели отведенной программой.
После выпуска лейтенанта Береста направили на 1-й Белорусский фронт, где он попал в 756-й стрелковый полк 150-й стрелковой дивизии. Назначили его заместителем по политчасти командира батальона, которым командовал капитан С. Неустроев. В составе этой части Берест освобождали Польшу, прорывали оборону фашистов на Одере, прошел с боями по улицам Берлина, штурмовал рейхстаг.
Командованием полка 3 августа 1946 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В наградном листе указано, что он лично вел переговоры с гарнизоном рейхстага о его капитуляции и под его руководством сержант Егоров и младший сержант Кантария водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Это представление было поддержано командованием дивизии и корпуса. Однако командующий 3-й армией генерал-полковник Кузнецов отклонил представление и своим приказом № 017/н от 22.8.1946 г. наградил Береста А. П. орденом Красного Знамени. Подлинные причины такого решения военного командования неизвестны.
После Победы продолжал службу в армии, был парторгом отдельного артдивизиона, секретарем партбюро батальона связи. В октябре 1948 года старший лейтенант Берест уволен в запас с должности заместителя начальника по политчасти передающего радиоцентра узла связи Черноморского флота.
Приехал жить на родину жены в село Покровское Неклиновского района, недалеко от города Ростов-на-Дону. Работал председателем Добровольного общества содействия флоту в Пролетарском районе, заместителем директора Островянской МТС Орловского района, зам. директора по политчасти Красноармейской МТС, директором Неклиновского отделения кинофикации.
В марте 1953 года по сфабрикованному обвинению за растрату был осужден. Отбывал наказание на лесоповале в Пермском крае. После возвращения Берест жил с семьей в черте Ростова-на-Дону, в поселке Фрунзе. Работал грузчиком на ростовском мельзаводе № 3, завальщиком на заводе "Главпродмаш", затем устроился на "Ростсельмаше", пескоструйщиком в стальцехе.
Трагически погиб 3 ноября 1970 года, спасая ребенка из колес поезда.
Много раз представители общественности по этому поводу обращались и к К. Е. Ворошилову, и к Н. С. Хрущеву, и к Л. И. Брежневу. Однако ответ был стереотипен: дважды за один подвиг не награждают. Письма-ходатайства направлялись и в адрес руководителей Российской Федерации, не ответ был тот же.
Указом Президента Украины от 6 мая 2005 года за боевую отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, личное мужество и героизм, проявленные в Берлинской операции, и водружение Знамени Победы над рейхстагом лейтенанту Бересту Алексею Прокофьевичу присвоено звание Герой Украины с вручением ордена "Золота Зiрка" (посмертно).
Награжден орденам Красного Знамени (22.08.1946), Отечественной войны 1-й степени (19.05.1945), Красной Звезды (19.03.1945), медалями.
В городе Ростове-на-Дону, на территории "Ростсельмаша" установлен бюст, у проходной завода и на доме, где он жил последние годы, открыта памятная доска, его имя носит улица в Первомайском районе. В областном историческом музее есть стенд, в Ростовской киностудии в разное время было снято два фильма, посвященные Бересту. 25 августа 2005 года в Сумской области на родине Героя - в 63-ю годовщину освобождения Ахтырки от немецко-фашистских захватчиков - в самом центре города состоялось торжественное открытие памятника Алексею Бересту. В городе Сумы его именем названа улица.
Фотошедевр Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», выполненный 2 мая 1945 года, обошел весь мир, стал хрестоматийным и воспроизводится, пожалуй, чаще, чем все прочие работы этого выдающегося фотохудожника. Красное полотнище с серпом и молотом в Берлин он привез с собой – боялся, что вдруг в нужный момент не окажется у солдат…
- Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее – знамя победы над поверженным врагом!.. К концу войны я уже не возвращался из командировок без снимков со знаменами над освобожденными или взятыми городами. Флаги над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы, – пожалуй, более других дороги мне. И такой случай представился, - рассказывает Халдей. - Едва я вернулся в Москву из Вены, как редакция Фотохроники ТАСС приказала следующим же утром лететь в Берлин.
Приказ есть приказ, и я начал быстренько собираться: понимал, что Берлин – это окончание войны. Мой дальний родственник, портной Израиль Кишицер, у которого я жил в Леонтьевском переулке, помог мне сшить три флага, раскроив красные месткомовские скатерти, которые мне «подарил» ТАССовский завхоз Гриша Любинский. Звезду, серп и молот я собственноручно вырезал из белого материала... К утру все три флага были готовы. Я помчался на аэродром и улетел в Берлин...
- Первого мая в штаб генерала Чуйкова, который расположился на Темпельгофском аэродроме, с огромным белым флагом прибыл генерал Креббс. Он-то и сообщил, что накануне вечером, 30 апреля, покончил жизнь самоубийством Гитлер. Почему-то Чуйков во время переговоров с Креббсом наотрез отказался фотографиро-ваться... И тогда я перенес свое внимание на крышу штаба 8-й армии, где была закреплена огромная фигура орла. Страшная птица, хищно уцепившись когтями, восседала на земном шаре, который венчала фашистская свастика. Жуткий символ мирового господства... К счастью, не состоявшегося!
С тремя солдатами мы взобрались на крышу, закрепили флаг и я сделал несколько снимков. До рейхстага было еще далеко. Кроме того, я не знал, удастся ли мне вообще до него добраться…Потом вместе с войсками мы пробивались вперед, вперед и вперед, и наконец достигли Бранденбургских ворот. Если бы вы знали, как я обрадовался, что ворота уцелели! За год до Победы в Севастополе у пленного немца увидел снимок – через Бранденбургские ворота стройно маршировали гитлеровские солдаты, а по обеим сторонам дороги плотной толпой стояли люди. Руки их подняты в приветствии, в шеренги летят букеты цветов. А на обороте надпись: «Мы возвращаемся после победы над Францией»...
- Рано утром второго мая 1945 года я увидел двух наших бойцов, которые под ураганным огнем забрались на Бранденбургские ворота, - продолжает свой рассказ Евгений Халдей. - На верхнюю площадку вела развороченная лестница. Кое-как забрался туда. И уже поднявшись наверх, увидел купол рейхстага. Нашего флага там еще не было… Хотя ходили слухи, что еще вчера оттуда выбили эссесовцев.
Лейтенант Кузьма Дудеев, который корректировал огонь по рейхстагу, и его помощник – сержант Иван Андреев, помогли мне в съемке. Вначале мы с лейтенантом пытались пристроить флаг на коне... Наконец я сделал снимок. Это был второй снимок с флагом. С Ворот спускаться было еще труднее, чем подниматься… Пришлось прыгать. А высота-то приличная. Сильно ударился и ноги потом долго болели. Зато снимок получился отличный. Какой-то даже веселый: лихие ребята и флаги вьются лихо, победно.
У меня оставался последний флаг. И я решил, что этот уж точно – для рейхстага. Тот снимок не попал в печать, а остался в архиве: спасибо хоть в 1972 году, в день 25-летия Победы, вспомнили о нем. По правде говоря, я не рассчитывал, что через столько лет найдутся люди, которых тогда снимал. И вдруг приходит письмо: пионеры отряда «Искатель» из лагеря под Туапсе обнаружили, что лейтенант, который на снимке справа держит знамя, очень похож на их хорошего знакомого – дядю Кузю. Оказывается, он руководит у них фотокружком и часто рассказывает про войну...
Рейхстаг
- Если бы вы знали, сколько знамен было водружено над Рейхстагом после того, как оттуда выбили фашистов!.. В каждой штурмовой роте были свои знаменосцы – туда подбирали лучших из лучших… Как Гагарина в космос: комиссары ведь всегда боролись за чистоту рядов… А ведь, казалось бы, перед смертью мы все равны. Вас не подозревали в том, что ваше «Знамя Победы» – кадр исключительно постановочный?
Всякое было… Ведь не один я носился по Берлину с фотоаппаратом: рискуя жизнью кинооператоры и фотокорреспонденты зачастую забывали о смерти, гоняясь за выгодным кадром. С рейхстагом вообще удивительная история происходила: отчаянные одиночки-добровольцы, сделав самодельные флажки из красных чехлов немецких перин, ринулись к рейхстагу, чтобы закрепить флажки хоть на колонне, хоть в окне здания...
Удивительно, но на любой войне сначала овладевают главным пунктом, а только потом водружают свой флаг. Тут все было наоборот. Жить, конечно, хотелось… Но очень хотелось верить, что войне конец, и ничего плохого уже случиться не может. Вы, наверное, помните, что первыми Знамя Победы водрузили Михаил Егоров и Мелитон Кантария… Знамен Победы ведь было несколько: их сшили в Берлине и раздавали в штабы объединений, которым могло повезти оказаться в главном здании Третьего рейха. На штурм рейхстага шли девять дивизий.
Говорят, что над рейхстагом во время штурма было поднято около 40 различных знамён... Уверен, желающих было еще больше. Во всяком случае, на купол Рейхстага Егоров и Кантария пробивались не вдвоем, а в сопровождении замполита батальона лейтенанта Алексея Береста и группой автоматчиков во главе со старшим сержантом Ильей Съяновым. Берест, человек недюжинной силы, сопровождал знаменосцев до самого купола, охраняя их от любой неожиданности…
В общем, весь эпизод, связанный с водружением флага над Рейхстагом, стал результатом коллективного, а не индивидуального подвига. Однако в учебники истории были внесены лишь два имени – Егоров и Кантария. Но тогда я об этом не знал, красного знамени не видел, так как утром второго мая в районе рейхстага было еще очень жарко…
То есть, придти первым вам не удалось... А я такой задачи и не ставил: мне надо было во что бы то ни стало забраться со своей «скатертью» на крышу рейхстага… И вот с флагом за пазухой я, крадучись, обошел рейхстаг и пробрался в него со стороны главного входа. В окрестностях еще шел бой. Наткнулся на нескольких солдат и офицеров. Не говоря ни слова, вместо «здрасте», достал свой последний флаг. Они опешили от изумления: «О, старлей, пошли наверх!»
Уже не помню, как мы оказались на крыше… Сразу же начал искать удобное место для съемки. Купол горел. Снизу клубами валил дым, полыхало, сыпались искры – подойти вплотную было практически невозможно. И тогда начал искать другое место – чтобы была видна перспектива. Увидел внизу Бранденбургские ворота – где-то там и мой флажок… Когда нашел хорошую точку, то сразу же, еле удерживаясь на маленьком парапете, начал снимать. Отснял две кассеты. Делал и горизонтальные, и вертикальные снимки.
Снимая, стоял на самом краю крыши... Конечно, было страшновато. Но когда уже спустился вниз и вновь посмотрел на крышу здания, туда, где находился несколько минут назад и увидел свой флаг над рейхстагом, то понял, что рисковал не зря.
Нас там было четверо, но я хорошо запомнил вашего земляка киевлянина Алексея Ковалева, который привязывал флаг. Я его долго фотографировал. В разных позах. Помню, что мы все очень тогда продрогли… Ему и мне помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев.
- Да, фотография "Знамя победы над рейхстагом" - это не репортаж! Но она была сделана в живых условиях, во время взятия Берлина, 1 мая, - горячится Анна Евгеньевна, раскрывая подробности создания самой известной и радостной фотографии войны. - Халдей заранее сшил три знамени. Он выпросил красную скатерть в месткоме. А серп и молот вырезал из простыни. - И когда Ковалев с флагом наклонился, Халдей увидел, что Берлин лежит под нашим знаменем... И он щелкнул, - Анна Евгеньевна выдерживает торжественную паузу. - Этой фотографией поставили точку в войне. Когда говорят, что Халдей просто придумал постановку, что фото ничего не значит... Это завистники. Спустившись с Рейхстага, Халдей сразу полетел в Москву. В редакции снимок приняли как икону - со священным трепетом. Но из-за одной мелочи фотографию едва не "запороли". - Редактор вдруг сказал: стоп! Фотографию нельзя печатать, - живо пересказывает Анна воспоминания отца. - У Исмаилова на обеих руках часы! Оказалось, вторые часы трофейные. А значит, забрал у врага, мародерство... Поэтому Халдей на пленке выцарапывал вторые часы иглой.
Р.Кошкарбаев, почетный гражданин, вел после войны большую общественную работу и работал директором гостиницы "Алма-Ата", но заслуженную им Звезду Героя он так и не получил (в отличие от Бауыржана Момышулы, которому хотя и посмертно, но в 1990 году присвоили звание Героя Советского Союза).
Григорий Булатов Звезды Героя не получил и молчал о своем подвиге до 1965 года, но когда он начал заявлять о себе и рассказывать о штурме и взятии рейхстага, то многие не верили и смеялись над ним, даже называя его "Гришка-рейхстаг".
Больно писать об этом, но, не выдержав насмешек, Г.Булатов повесился.
Судьба В.Провоторова (тоже без Звезды) мне неизвестна. С.Сорокин также Звезды не получил.
М.Егоров после войны о себе заботился мало, а вот всем просителям помогал: ведь его имя было известно всей стране. К сожалению, он пристрастился к пьянству. К 30-летию Победы ему подарили "Волгу", и, проездив на ней чуть больше месяца, 20 июня 1975 года Егоров, будучи пьяным за рулем, погиб в автокатастрофе, столкнувшись с рефрижератором в своей деревне Рудне. Похоронен с почетом в центре Смоленска, и его друг М.Кантария успел примчаться из Грузии на похороны Егорова.
Сам Кантария умер в Грузии в почете несколько лет назад.
А.Берест был после войны безвинно осужден и отбыл срок заключения.
Главный герой фотографии Алексей Ковалев — полный кавалер ордена Славы и обыкновенный киевский пожарный с 30-летним стажем.
Когда в 1996 году Борис Ельцин приказал наградить участников этой исторической фотографии, звезду Героя России дали только Исмаилову. Хотя остальные были еще живы...
Почти у всех героев судьба оказалась трагической.
Не просто сложилась судьба и у Евгения Халдея.
- Если бы Сталин не умер, нас бы сослали как евреев, хорошо хоть не убили, - вспоминала Анна Евгеньевна Халдей. - После войны 11 лет отца не брали на работу. Представляете, из-за "профнепригодности". Мы жили на 2-3рубля в месяц. Почти 20 лет вчетвером ютились в комнате в коммуналке 12 метров. Но все-равно отец отгораживал 75 см, притаскивал стол с помойки и проявлял фотографии….
- Мы занимали деньги, чтобы похоронить отца, первую индивидуальную выставку организовали за свой счет. Но хотя отцу предлагали уехать, работать за границей, он никогда не покидал родину. Просто он был настоящим патриотом.
Всемирно известные фотографии Халдея в России считают народным достоянием. Какое тут авторское право! Поэтому и хоронили знаменитого фотокора в долг.
В канун Дня Победы мне попалась в руки пиратская копия известной модельной фирмы, по мотивам фотографий Е. Халдея.
Сразу бросились в глаза некоторые неточности и в композиции, в деталях и снаряжении Героев.
Героев, в прямом смысле этого слова – кем еще могут быть люди, дошедшие до купола Рейхстага? То что для иностранцев один из эпизодов войны – для нас действительно символ Победы.
Поэтому модель была полностью переработана, где я постарался привести ее к максимальному сходству с фотографиями. Добавлены детали, позволяющие собрать модель в двух вариантах .
Хочу выразить глубокую признательность настоящим авторам диорамы, затронувшим эту тему, авторам публикаций в интернете об этом эпизоде, автору фотографий, всем знаменосцам водружавшим флаги победы, и всем солдатам, сделавшим это возможным - хотя бы посмертно.
Желание переделать диораму возникло при первом же знакомстве с ней. Может быть ничего и не случилось бы, если бы на готовое изделие, стоявшее на столе моего коллеги, не упала бы стопка коробок с моделями с верхней полки…. Интерес к ней у коллеги пропал, меня же это подхлестнуло к действиям.
Собрав все осколки, прежде всего, при помощи ножовки по дереву я распилил массивный параллелепипед основания на плоскости. Затем распилил и плоскости уменьшив их в габаритах – слишком массивное основание, на мой взгляд, отвлекало внимание от главного – фигуры на нем терялись. Сверившись с фотографиями, воссоздал крышу Рейхстага. На ней лежал досчатый настил, явно появившийся либо в ходе подготовки Рейхстага к обороне, либо в результате разрушений при штурме. Разбитые кирпичи и доски тоже были размещены как на фотографии. Фронтон и козырек крыши уменьшил пропорционально – развевающееся знамя, по моей задумке, должно вырываться за границы диорамы, зрительно расширяя основную часть композиции и создавая динамику, при этом фигуры Горычева и Исмаилова, должны быть на самом краю, сразу попадая в поле зрения. В результате, получившаяся конструкция была уравновешена так, что могла стоять на одной точке под колонной. Это было важно для того, как будет использоваться готовое изделие: поставив диораму на краю полки, свесив за ее пределы козырек, можно получить ощущений той высота, на которой происходили события.
Колонна , на виде сверху, по идеологическим соображениям, имела форму креста, что и было сделано. Добавив кринолины на верху и убрав лишнее внизу, получил желаемый результат. Множество «завитушек» рассматривал на сильно увеличенном фото и переносил их на модель. В какой то момент решил остановиться – архитектура это фон, который не должен подавлять своей деталировкой главное, а главное здесь все-таки знамя.
Фигуры бойцов тоже подверглись переработке. Избавившись от невероятно больших галифе, которые так любят иностранцы, изображая наших солдат, приведя позы и драпировку в соответствие с документом, добавил и недостающие детали. Это и мотоциклетные очки на фуражке Исмаилова, и пресловутые двое часов на руках, и кобура с «ТТ». Некоторые мелкие детали,вроде швов на голенищах сапог, на офицерском обмундировании отличаются от обмундирования рядового состава. Не удалось рассмотреть награды героев – их просто на видно. Справочные данные тоже не добавили ясности – не факт, что на всех был весь «иконостас» наград в этот момент.
Что касается самого главного – композиции, решил сделать два варианта. Первый, который изначально подразумевался, где Исмаилов помогает Ковалеву взобраться на колонну, и второй, где Исмаилов и Горычев стоят с автоматами а Ковалев держит знамя одной рукой , уперевшись в венчающий колонну шар. У обоих вариантов есть свои плюсы - первый более динамичный, но из за злосчастных часов, менее известный. Второй более спокойный, но именно он и стал официальным символом победы.
Не претендуя на полное авторство, могу заверить, что не осталось практически ни одной детали без переделки.
Окраска – вопрос серьезный. Можно было бы расписать все в цветах и красках, но черно –белое фото, стилизованное под старину, подсказало вариант. Я задул все красной бронзой и оттонировал..
Во первых, в восприятии такой образ не отторгается, а ассоциируется с известной с детства фотографией. Этот прием давно известен, но применять его надо только при необходимости, в меру. Вспомните хотя бы современные фильмы о войне – все тона приглушенные, и на подсознательном уровне создается образ черно-белых кадров хроники.
А во вторых - Герои достойны бронзы. Отдать дань памяти я могу только таким способом, хотя они достойны огромных бронзовых монументов….
С уважением С.Кирсанов.
» Автор | |
---|---|
Serg62 | |
Опыт: | 280 |
Репутация: | +24 |
URL Сайта: | http://www.karopka.r... |
Откуда: | Н.Новгород |
ZagdorTLT в 02.05.2011 - 09:09 Тема: Диорама 1/35 Знамя Победы Спасибо за интересную статью! Очень понравилась работа. |
Serg62 в 02.05.2011 - 09:32 Коллеги,большое спасибо за интерес к работе и высокую оценку!
Хочу обратить Ваше внимание:автором статьи и конверсии является С.Кирсанов,известный нам как автор монографии "Т-34/76 снизу доверху",ныне-сотрудник Нижегородской фирмы Hobby Planet,автор многих мастер-моделей. Статья размещена на Форуме по его просьбе к годовщине Великой Победы. |
симон в 31.10.2012 - 04:10 Тема: Диорама 1/35 Знамя Победы (Jaguar - The Beginning f the New Фундаментально! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Диорама 1/35 Знамя Победы(#4069) - обсуждение
Отличная интересная статья и отличное исполнение.
Добавлю, что это композиция американской фирмы Jaguar с абсолютно пошлым названием -"Начало нового конца"
[url=http://postimage.org/image/154sqdd0/][/url]