Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
14 (01) ноября 1907 года ... Газета ХРОНИКА... Разные известия:
Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»).
Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14—15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника. МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации" 13 мая (1908 год) …"Кто может — молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."…. Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского "Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой. Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу. В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие — неслыханное дело! — спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи — целой же эскадрой — бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдно-го малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти... На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям. Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали. В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное — ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока. Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей. Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть. И флот погиб... Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"
Часть 1. Биография.
11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев – "Императоръ Александръ III". В июле 1901 года К.К. Ратник доложил о готовности броненосца к спуску на воду. Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м. Корпус корабля, как и спущенного на воду в 1900 году броненосца «Победа», был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания. Однако, торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетевшим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандартом, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека. По другой версии, флагшток упал с берегового парового крана. В ее пользу говорит опубликованная прессой того времени фотография с соответствующей подписью.
12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем. Исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.
Сухие цифры.
Но между последними тремя датами в жизни этого корабля произошли такие события, при воспоминании о которых душа сжимается от ………………
Часть 2. Краткая историческая справка.
В манифесте о восшествии на престол Николай II назвал своего отца, императора Александра III, Миротворцем. Это не оспаривали ни современники, ни историки. При Александре III Россия не вела войн, и, тем не менее, владения империи неуклонно расширялись. С 1881 по 1894 год они увеличились на 429 895 кв. км, это почти в два раза больше территории современной Великобритании. Государь проявлял постоянную заботу о развитии и поддержании боеготовности отечественного военно-морского флота. По его поручению морское ведомство разработало программу судостроения на 1882 - 1900 гг.: предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев.
К 1896 году были введены в строй 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерских лодок, 51 миноносец. Началось строительство эскадренных броненосцев водоизмещением до 10 000 тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм.
Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 000 тонн. Это по тем временам – третий показатель в мире после Англии и Франции. Александр III считал, что России незачем искать союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова императора: «Во всем мире у нас толь-ко два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас»
Часть 3. Имя.
Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX — начале XX века письменно утверждались императором из числа нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ. Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца. Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы. За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель броненосца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений. Впоследствии, перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).
Часть 4. Гибель.
В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно. Эскадру повел "Императоръ Александръ III". Выступая всего 25 мин. в качестве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры. В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому".
По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".
В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
В 17.40 вернулся в строй эскадры.
В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
Вместе с броненосцем погибло:
- 29 офицеров;
- 11 кондукторов;
- 827 нижних чинов.
Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
Вечная им память!
Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.
Часть 5. Постройка модели.
За основу была взята модель фирмы "Звезда" - Эскадренный броненосец "Орёл" в масштабе 1/350.
По большому счёту, можно было брать любую из трёх выпускаемых моделей данной фирмы (Орёл", "Князь Суворов", "Бородино"), т.к. отличаются они только названием на коробке.
Раздел 1. Пособие по сборке и доведению до надлежащего вида (в сокращённом варианте)
Корпус.
1. Изменено место расположения якорных клюзов;
2. Добавлены крышки на якорные клюзы;
3. Мусоропроводы "посажены" на свои штатные места;
4. Добавлены люки для загрузки торпед на обоих бортах под носовыми казематами орудий противоминного калибра;
5. Изменены порты орудий противоминного калибра левого борта в соответствии с прототипом (в походном положении орудия смотрят в корму);
6. Носовые шлюпбалки перенесены на уровень вторых орудийных портов орудий противоминного калибра;
7. Изменены якорные полки;
8. Добавлены подводные минные аппараты правого и левого бортов;
9. Выровнен уровень главного броневого пояса правого борта в районе форштевня;
10. Перенесены места установки шестов для сетей противоминного ограждения;
11. Убраны скоб-трапы на фальшбортах с батарейной палубы на ростры;
12. Изменена разметка иллюминаторов;
13. Добавлен фальшборт в кормовой части спардека, в районе кормовой пары башен среднего калибра, с установкой дополнительных ящиков для коечных сеток;
14. Добавлены 8 оконных проёмов (закрытых створками) и два дверных проема в кормовой части надстройки для выхода на ют из кают-компании;
15. Добавлен дверной проём для выхода из офицерской кают-компании на "адмиральский балкон";
16. Изменены выкружки в бортах под места установки 152 мм носовых и кормовых башен;
17. Убраны переходы на ют;
18. Угол наклона форштевня "переточен" и "спрямлён" в соответствии с прототипом;
19. Надводные торпедные аппараты переточены до "эллипсовидной" формы, как на прототипе;
20. Добавлены дверные проёмы в носовой части фальшборта для спуска со спардека на главную палубу;
21. Обточены и скруглены "наплывы" в местах стыков фальшбортов и 1-го яруса носовой и кормовой над-строек;
22. Орудия "противоминного" калибра установлены в положение "по походному" (все орудия развёрнуты – против часовой стрелки, коме орудий носового каземата левого борта, которые по походному были всегда развёрнуты – в нос);
23. Стволы орудий "противоминного" калибра заменены на металлические;
24. Добавлены ограждения навигационных фонарей правого и левого бортов на фальшбортах в уровне 1-го яруса носовой надстройки;
25. Деколи шкал осадки нанесены на положенные места, в соответствии с прототипом;
26. Установлен на штатное место, в районе юта по правому борту, несъёмный парадный трап;
Палуба
27. Срезаны все "лишние" детали, характерные для броненосцев постройки Балтийского завода (на баке – всё, на юте - оставлены только кнехты, расположенные на штатном месте);
28. Выполнен характерный прогиб палубы на баке, с возвышением её к форштевню;
29. Добавлены и посажены на штатные места световые люки на юте;
30. Световые проемы в световых люках выполнены прямоугольными, как на прототипе;
31. Добавлены и посажены на штатные места дополнительные кнехты (4 – на баке и 2 на юте);
32. Добавлены и установлены на юте две вьюшки;
33. На баке перед башней ГК установлены сходные рубки;
34. На баке перед сходными рубками добавлены непонятные девайсы (какие-то ящики);
35. В палубном настиле на баке сделан вырез для укладки якоря;
36. Добавлены фальшборты у носовой пары башен СК;
Дымовые трубы
37. Дымовые трубы приведены к проектной длине;
38. На кожухах дымовых труб выполнены рёбра жёсткости и корабельный гудок;
39. Трубки аварийного сброса пара выполнены как на прототипе (в наборе пластмассовых деталей, почему-то они разной длины, надо проверять и подгонять);
40. Внутрь кожухов дымовых труб вклеены непосредственно дымовые трубы меньшего диаметра;
Носовая надстройка
41. Конфигурация мостиков всех уровней носовой и кормовой надстроек, и разбивка отверстий под трапы на них, приведены к проектной конфигурации;
42. Добавлена дополнительная площадка вокруг носовой дымовой трубы над первым котельным отделением;
43. Переделано основание под боевую рубку;
44. Добавлены воздухозаборники системы вентиляции и дверные проемы на боковых поверхностях основания под боевую рубку;
45. Переделана боевая рубка;
46. Переделана ходовая рубка;
47. Крановые лебёдки установлены на штатное место – на 1-м ярусе носовой надстройки, в районе передней дымовой трубы;
48. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса носовой надстройки на верхнюю палубу;
49. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
50. Изменены, в соответствии с их расположением на прототипе, места посадки опорных частей крановых стрел и тросовых блоков для них;
Кормовая надстройка
51. См. п. 41 данного "Пособия…";
52. На мостике 1-го яруса кормовой надстройки добавлены ящики для коечных сеток и срезаны лишние, имеющие право быть только на "Бородино" и на "Орле";
53. Высота командирского салона в кормовой части спардека доведена до штатной - 2,25м;
54. Подъемник для 47мм снарядов на кормовой надстройке посажен на штатное место, как на прототипе;
55. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса кормовой надстройки на спардек;
56. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
57. На мостике 1-го яруса установлен дополнительный прожектор;
Башни ГК, СК, 47мм орудия
58. Изменена конфигурация башен среднего калибра (в плане);
59. Изменены крыши башен среднего калибра (стали – выпуклые, в наборе – плоские);
60. Колпаки командиров башен и колпаки наводчиков на крышах башен среднего калибра посажены на штатные места;
61. Убраны "языки" с оснований башен главного калибра;
62. Изменены колпаки командиров башен главного калибра;
63. Добавлено леерное ограждение по обрезу крыши на башнях главного калибра;
64. Добавлено леерное ограждение на крышах башен среднего калибра;
65. Форма амбразур башен среднего и главного калибров приведена в соответствие с прототипом;
66. Стволы орудий ГК и СК заменены на металлические;
67. Заменены стволы, плечевые упоры и щиты орудий калибра 47мм;
Спардек
68. Добавлены по паре несущих балок на рострах для установки катеров и шлюпок перед и за задней трубой;
69. Переходные мостики между носовой и кормовой надстройками, с учётом изменения формы площадки вокруг задней трубы, приведены в соответствие с формой мостиков на прототипе;
Мачты
70. Поднята выше, на штатное место, опора для крепления кормовых грузовых стрел на грот мачте;
71. Увеличена длина мачт на участках от палубы до марсов (на чертежах и на фотографиях высота расположения марсовых площадок намного выше, относительно верхних точек носовой и кормовой надстроек, чем в предлагаемом наборе пластмассовых деталей);
72. Выполнены скоб-трапы на мачтах от верхних площадок носовой и кормовой надстройки до марсов;
Разное
73. Сделаны новые эллипсовидные площадки с опорами для них под установку компасов: носовая – с местом установки между дымовыми трубами на кожухе первого машинного отделения, и кормовая – на верхнем ярусе кормовой надстройки;
74. Добавлены поручни:
• на несъёмном леерном ограждении на 1-м уровне носовой и кормовой надстроек,
• на переходных мостиках,
• на сходных трапах с 1-го яруса носовой и кормовой надстроек на спардек,
• на разборном ограждении "адмиральского" балкона;
• на сходном трапе со спардека на главную палубу над казематами противоминной артиллерии;
75. Винты приведены в соответствие с винтами, которые были установлены на прототипе (4-х лопастные с разным вращением);
76. Добавлен трап для спуска с палубы юта на "адмиральский" балкон;
77. Сделаны, и установлены на штатное место: поворотная рама для крамбола и сам крамбол;
Полностью данное "Пособие….." можно скачать отсюда: http://webfile.ru/4883952
Раздел 2. История создания
Подробная история создания модели (с иллюстрациями) – приведена здесь: http://karopka.ru/forum/forum190/topic2153/
Отдельно иллюстрации собраны в альбом и размещены по следующему адресу: http://public.fotki.com/lejnev/iii-/
Развернутый альбом фотографий готовой модели можно посмотреть по следующему адресу: http://public.fotki.com/lejnev/iii/
Из всех кораблей Второй эскадры флота Тихого океана, эскадренный броненосец "Императоръ Александръ III" выделялся не только конструктивными особенностями, которые я постарался отобразить при создании данной модели.
На всех фотографиях броненосца очень заметно, что окрас его сильно отличался от всех своих собратьев своеобразным "блеском".
Я позволил себе попробовать воссоздать эту его отличительную особенность при создании модели.
При окраске использованы акриловые краски.
Окончательное покрытие - полуматовым лаком TS-79.
С Уважением ко всем Форумчанам, Алексей Лежнев.
ПиЛя в 25.11.2010 - 20:31 Всем добрый вечер!
Спасибо за добрые отзывы. Сообщаю по секрету, что "косяков" у модели - навалом. Так что.... В Пояснительной записке, почему-то не встали в текст некоторые довольно интересные на мой взгляд фотографии. Исправляю свою ошибку: №№1, 2. - Фото памятника в день открытия и моё личное фото от 28 мая 2010г. №3. - Командир корабля Бухвостов Н.М. №4. - Выписка из Приказа о формировании 2-й эскадры флота Тихого океана. №5. - Командующий..... С Уважением, Алексей. [url=http://postimage.org/image/mgjzywpw/][/url] |
DENISSIMO в 25.11.2010 - 21:06 Сообщаю по секрету, что "косяков" у модели - навалом. Так что....
Ничего .Все же он не настоящий а только модель.Объем проделанной работы очень впечатляет. Побольше хочется видеть таких моделей (и такого подхода к постойке). |
ПиЛя в 25.11.2010 - 22:46 Сообщаю тем, кто заинтересуется объемом переделок: ссылка на "Пособие....." почему-то иногда пропадает.
Перезалил, теперь это выглядит так: http://webfile.ru/4926182 С Уважением, Алексей. |
Nestor в 02.07.2011 - 12:26 ПиЛя
Эскадренный броненосец "Император Александр III" :shock: :shock: :shock: ..... ааааааааАХРЕНЕТЬ!!! :shock: :shock: :shock: Я громко и матерно фигею... от восхищения........ :shock: Ндаааа, конечно в жизни всегда есть место подвигу, но из этих дров-недофабрикатов изкоробочных создать такой шедевр!... вот модель так модель!!! Мастеру ОГРОМНЕЙШИЙ РЕСПЕКТ!!!! и когда станет возможным 6-12 репоплюсов с занесением в личное дело п.с. может и я по вашим Алексей стопам дострою когда нибудь, если Бог даст, своего любимого цусимского героя из "бородинской" серии... |
ПиЛя в 02.07.2011 - 14:56 Так загляните на КАРОПКУ.
Я там сейчас "Бородино" и "Орел" доделываю. Может быть что-нибудь и пригодится в дальнейшей работе. С Уважением, Алексей. |
protaper в 02.07.2011 - 17:41 Так загляните на КАРОПКУ.
Скиньте точную ссылку,пожалуйста! Порылся там навскидку,не нашел... С уважением,Дмитрий. P.S.Может,здесь тоже выкладывать будете?Просмотреть все форумы часто времени не хватает... :sad: |
ПиЛя в 02.07.2011 - 18:05 Пожалуйста:
- "Орелъ" - http://karopka.ru/forum/forum190/topic6870/ - "Бородино" - http://karopka.ru/forum/forum190/topic6699/ Сказки я веду по традиции - только на КАРОПКЕ. А вот готовые модели - почему бы и не показать здесь, на этом Форуме..... Поживём- увидим. Главное - сделать модель, а потом она уже начнёт жить своей жизнью. От меня не зависящей. С Уважением, Алексей. |
mikst в 02.07.2011 - 20:03 ПиЛя
...большой респект вам за ваше творчество... с большим вниманием слежу за превращением горстки пластмассы из наборов "бородинцев" в великолепные копии кораблей 2-й тихоокеанской эскадры... лично мне ваш труд доставляет истиное удовольствие... |
Nestor в 02.07.2011 - 20:16 Поражение в войне - это большой разговор, и явно не сюда.
Но если в двух словах - смесь нашего "фирменного" головотяпства с фантастическим невезением. Такого "невезения" не бывает! Это воля Божья... ПиЛя Так загляните на КАРОПКУ. Алексей, хоть я там и не зарегенный, но заглядывал неоднократно и буду впредь, тем более что: Я там сейчас "Бородино" и "Орел" доделываю. Может быть что-нибудь и пригодится в дальнейшей работе. Уверен что все ваши наработки обязательно пригодятся, а собираю я из пяти кораблей "бородинской" серии именно "Император Александр III" по причинам которые поразили меня ещё в детстве и которые вы очень хорошо изложили в отменной исторической справке: потому-что перед походом Бухвостов сказав "мы все умрем, но не сдадимся" предсказал геройскую гибель в бою вверенного ему корабля со всем экипажем; потому-что, как свидетельствовал Семенов, перед лицом смерти на мостике офицеры-гвардейцы стояли и курили, а когда броненосец перевернулся на киле его в последние минуты стояли моряки и кричали “ура!” проходящим русским кораблям; именно потому, что весь гвардейский экипаж в 867 душ знал на что идёт, но до конца выполнил свой долг и геройски погиб до единого человека. А так как никто не спасся и обстоятельства боя и гибели "Александра" неизвестны, то он как один коллективный "неизвестный солдат". В память о неизвестных героях его и делаю. Сказки я веду по традиции - только на КАРОПКЕ. С удовольствием слежу за ними. С Уважением, Алексей. Взаимно! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
С уважением, Павел.