Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

След подводной лодки
Остался в лесах побережья Америки:
Был бой воздушный несчастлив.

Дайниппон Кайгун Моногатари. «Ой, куда бы деться мне с подводной лодки?!» (песня японского моряка)


Йокосука! В данном случае это не горестный крик души битломана со стажем, продолжающего с болью в сердце считать подругу Джона Леннона японскую художницу Йоко Оно виновницей безвременного распада своей любимой группы. И даже не название одной из важнейших японских префектур – а всего лишь фирменный «псевдоним» располагавшегося в годы войны в оной префектуре 1го Морского авиатехнического арсенала (Dai-Ichi Kaigun Koku Gijitsusho, или попросту Kugisho). 

Псевдоним, подаривший арсеналу буковку Y в системе обозначений типов самолётов японского Императорского флота и двойственность в обозначениях продукции (Кугисё/Йокосука), периодически вводящую в смущение некоторых моделистов. И пусть на долю этой фирмы не выпало такого количества типов серийных боевых самолётов (а было ещё и немало учебных!), как «гигантам» вроде Мицубиси или Накадзимы – но зато каждый из них становился нерядовым событием в авиационном мире. Это и D4Y «Сусей», который уже в пору, когда громкие победы остались в прошлом и одно поражение следовало за другим, сумел не таранным ударом камикадзе, а обычными бомбами пустить на дно авианосец «Принстон» и навсегда привести в небоеспособное состояние «Франклин»; и футуристичный R2Y «Кейун»; и, не побоюсь этого слова, шедевр технической эстетики P1Y «Гинга». После этого уже неудивительно, что и снискавшая мрачную славу «крылатая человекоторпеда» MXY-7 «Ока» тоже была разработана арсеналом в Йокосуке. Не стал, разумеется, исключением и герой этого обзора.

Прототип

Попытки разработать специализированный самолёт, приспособленный к базированию на подводной лодке, и получить таким образом «глаз» перископа, видящий на десятки и сотни километров, предпринимались во многих странах , вспомним хотя бы наш СПЛ, но только японцы смогли довести свои разработки до серии (причём неоднократно!), дав таким образом на сакраментальный вопрос «куда ж ты денешься с подводной лодки?!» тот же оптимистичный ответ, что и в потрясшем меня этой весной пиксаровском мультике: «ВВЕРХ!» Из всей этой плеяды (2-Go, E6Y, E9W, E14Y, M6A “Seiran”), правда, лишь нашему сегодняшнему герою реально довелось участвовать в боевых действиях, более того, именно «Глен», пилотируемый Нубудо Фудзитой, стал единственным на текущий момент самолётом, когда-либо бомбившим континентальную часть США. То ли это на самом деле была всего лишь попытка вызвать лесные пожары в штате Орегон, то ли (как предполагал наш известный журналист и знаток Японии Всеволод Овчинников), генеральная репетиция доставки продукции небезызвестного «отряда 731» конечному потребителю – мы скорее всего уже никогда не узнаем. Хотя безоглядно доверять даже столь уважаемому человеку, как В.Овчинников,, я бы в этом вопросе не стал: забегая вперёд, о самолёте «Сюсуй» он в своё время написал так-о-о-о-е. ;-) А после того, как растущая активность и технологическое совершенствование морской и авиационной компонент US NAVY сделали длительное пребывание лодок-носителей в надводном положении для выпуска/приёма самолётов равным самоубийству, все они были «реквизированы» для переоснащения человекоторпедами «кайтен», и «Глены» закончили войну, действуя с береговых баз. Подробнее с историей разработки и боевой карьеры «Глена» можно познакомиться тут (или если удастся, найти оригинал – статью из Авиамастера №3 за 2003 год, в свою очередь представляющую собой пересказ Машрумовской книги за авторством Тадеуша Янушевского Japanese Submarine Aircraft (#5103)). Я же, прежде чем перейти к описанию модели, не удержусь упомянуть ещё об одном связанном с этим самолётом околомодельном курьёзе. Поскольку место на ПЛ по определению гораздо более ограничено по сравнению с надводным кораблём, то и сам «Глен», по сути, представлял собой этакий «easy kit» в масштабе 1:1, разбиравшийся на добрый десяток частей и в таком виде путешествовавший под водой в своём ангаре.

Модель

Коллеги со стажем вполне могут меня поправить, но насколько мне известно, литые модели E14Y в масштабе 1/72 выпускались всего двумя фирмами: чешской MPM и японской Fujimi. Первую в руках держать не приходилась, но судя по отзывам на западных сайтах, это типичный «ранний МРМ» с терпимой общей геометрией, но абсолютно ужасающей мелочёвкой, требующий обильного приложения сил. Так что когда появилась возможность разжиться фуджимовским китом (спасибо местной «Фарцовке» и Андрею Гошеву aka GAI лично), взял не колеблясь.

Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер
Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

Дизайн коробки изначально внушил большие надежды – судя по красивому боксарту и традиционному обилию иероглифов – это был тот же «поздний» Fujimi, что и ранее обозренный F1M2 “Pete”. И правда, даже год выпуска (1997) совпал. Соответственно, и впечатления оказались довольно схожими. Правда, поскольку сам самолётик был субтильнее, то и литников оказалось всего три (плюс ещё один с двумя деталями остекления), два светло-серых, содержащих основные детали самолёта, и один этакого «шарового» цвета, на котором находится часть мелочёвки и главный бонус этой модели – та самая катапульта, с которой реальный самолёт и запускался. Так же как и в случае «Пита», проработка внешних поверхностей оставляет самое благоприятное впечатление, учтено даже изменение фактуры поверхности в зависимости от типа обшивки – поверхность модели полировано-гладкая в «деревянных» и «дюралевых» местах и ощутимо матово-шероховатая в «полотняных». Очень качественно выполнены многочисленные подкосы и распорки, призванные удерживать поплавки, в инструкции уделено отдельное внимание их правильному взаимному расположению – оно показано аж в нескольких проекциях.

Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

А вот интерьер в случае маленького «Глена» как-то подкачал, будучи выполнен в духе традиционного фуджимовского минимализма. Полик кабины с отлитыми на нём же «педалями», пара сидений, пара приборных досок, ручка управления – вот и всё богатство. Даже оборонительный пулемёт отсутствует, что с одной стороны не есть хорошо, но с другой – он и в реальной жизни частенько снимался ради увеличения боевого радиуса самолёта. О существовании афтемаркета на Глен мне пока ничего не известно, так что выбор тут небогатый – либо приложить свои таланты деталировщика, используя в качестве руководства неплохие авторские прорисовки интерьеров в вышеупомянутой книге пана Тадеуша, либо надеяться, что эту скорбную скудость прикроет фонарь кабины – несколько толстоватый и явно напрашивающийся на покрытие «Футурой».

Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

На этом месте, по законам обзорного жанра, положено рассказать, как модель ложится в чертежи. Вот только пока единственной доступной мне графикой по прототипу являются проекции всё в той же Машрумовской книге, откуда они были «дружески заимствованы» «Авиамастером». Кроме того, материалы по «Глену» в последние годы публиковали «Авиация и Время» (2005, №79, спецвыпуск) и «Моделист-Конструктор», (2009, №7). К сожалению, ни тот, ни другой источник мне не доступны, и как там обстоят дела с графикой – я не знаю. Хотелось бы надеяться, что это не очередное заимствование. Проекции же пана Тадеуша явно делались с фотографий (судя по всему, ни одного «живого» прототипа, как и заводских чертежей оного, к нашему времени не сохранилось – хотя рад буду тут ошибиться), видимо, поэтому крыло и горизонтальное оперение на них «лишились» полотняной обшивки – автор явно предпочёл не фантазировать над расположением нервюр. Так или иначе, сравнение модели с этими проекциями показало, что крыло в них лежит как влитое, кроме сопряжения задней кромки с фюзеляжем, то же самое можно сказать про горизонтальное оперение. Но хватает и нестыковок: фонарь кабины как-то «вытянут» в вертикальном направлении, есть вопросы к обводам киля и подфюзеляжного гребня, линии подвески руля направления (у модели она просто продолжает вертикаль верхнего «нароста» киля, на профилях же несколько «завалена» в глубь киля. Хотя единственная фотография в книге Т.Янушевского, на которой эта линия более-менее различима, как мне показалось, подтверждает правоту разработчиков модели. Но главная проблема – поплавки, они выглядят гораздо «острее» чем надо и соответственно тоньше в передней части. «Подводные» рули для управления самолётом на рулении на схемах показаны на обоих поплавках, на модели – только на правом. Хотя на мой взгляд, фотографии и здесь на стороне модели.

Но хватит на время о плохом, поговорим снова о хорошем. Уже упоминавшаяся катапульта выполнена весьма недурно и изящно, инструкция предлагает возможность выбора из двух вариантов положения узла крепления, смысл которых ещё предстоит уточнить. Изготовление виньетки/минидиорамы прямо-таки напрашивается. Вот только есть одно но: поскольку все предлагаемые декалью варианты базировались в береговой части, катапульта нам вроде как и ни к чему. Тут транспортировочную колёсную тележку бы лучше. А её как раз в наборе и не предусмотрено. Так что моделист (если его, конечно, не устраивает вариант модели, просто стоящей на полке на своей паре поплавков, благо валиться набок в отличие от Руфи или Пита он при этом не будет ;-)  волен выбирать: пойти ради красоты в этом вопросе на небольшую сделку с совестью, либо искать другие, «лодочные» варианты. А вот тут-то и начинается самое интересное….

Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

Однако сначала всё же несколько слов о декали. Сама по себе она очень хороша, включает техничку, различные элементы маркировки (причём ЭБО на передние кромки крыльев в кои-то веки не лимонно-жёлтые, а действительно оранжеватые!) и аж 8 вариантов оформления на самолёты, входившие в конце 1944 в состав 6 хикотая, и базировавшиеся в Фукуяме. Правда, что бывает нечасто, декаль никак не связана с боксартом, на коем изображён вполне «подводный» самолёт с кодом SI-4. Выбор фирмы-производителя понятен: это едва ли не единственные «Глены», на которые есть качественные фотоподтверждения, позволяющие достоверно установить маркировку (см. например сайт www.ijnafphotos.com, эти же фотографии регулярно кочуют из одного печатного издания в другое). Можно даже констатировать, что против исторической истины разработчики декали абсолютно не погрешили. Однако меня, как я уже говорил, заинтересовали больше лодочные варианты. Скажем, E14Y с лодки I-30, разведавший сиднейскую гавань перед посылкой туда сверхмалых подводных лодок-миджетов. Или, ещё лучше, легендарный «Глен» Нубуlо Фудзиты с I-25, которому в общем-то только одному и нужны входящие в набор бомбы…
Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер
К сожалению, довольно быстро выяснилось, что количество соответствующих фотоматериалов стремится к нулю. Всё что есть – это несколько фото старта «Гленов» с катапульты, где фотограф находится строго сзади и установить маркировку самолёта не представляется возможным. Тем не менее, в вышеупомянутой Машрумовской книге приведён цветной профиль Фудзитовского «Глена», несущего на киле обозначение лодки – I-25 . Правда, никаких фотоподтверждений тому не приводится, более того, автор утверждает, что хиномару на фюзеляже и верхней поверхности крыла были частично задуты сверху зелёной краской, что, учитывая трепетное отношение япоцев к этому символу, по меньшей мере странно. Комментируя этот вопрос, известный сайт j-aircraft.com честно признаёт, что достоверных данных по этому вопросу нет, и все соответствующие прорисовки – спекулятивны, в тем большей степени, чем дальше от Японии находится их автор ;-)
Обзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомберОбзор Fujimi 1/72 E14Y Glen – Подводный Америка-бомбер

Так что вернёмся ненадолго снова на фирму Fujimi. Тем более, что помимо обозреваемого сейчас набора С-26, тот же пластик паковался ещё в двух вариантах. Набор С-27 с обозначениями испытательной части нам сейчас не особо интересен, а вот С-29 заставил затрепетать сердце, ибо обозначен он был ним ного ни мало как «U.S.A. did bomber». Быстро обнаружилось, что он наличествует на любимом модельной братией за «виртуальное открывание коробок» сайте 1999.co.jp. И вот, барабанная дробь, замирание сердца, открываю страничку с инструкцией и… И здравствуй, большой облом. Случайно ли или с умыслом, но коварные самураи выложили там всё ту же «начинку» от С-26. ;-( 

Правда, на боксарт этого набора всё-таки удалось взглянуть, и, насколько удается разглядеть, там фудзитовский E14Y не несёт на киле вообще никаких обозначений. Своя логика в этом тоже есть, так как «Глены», по существу, были на подводных лодках этаким "расходным материалом", и в случае опасности лодка экстренно погружалась, бросая самолёт на произвол судьбы (в особенно пиковых случаях – и вместе с экипажем), а по возвращении на базу просто-напросто могла принять на борт новый из резерва: число построенных E14Y (по одним данным, 125, по другим 138 единиц) существенно превосходило число лодок – потенциальных носителей. Хиномару, к слову, в этом варианте вполне полноценные. Иными словами, журналистское расследование продолжается. :-) Счастливые обладатели набора С-29, отзовитесь!

Резюме

Поскольку, на мой взгляд, едва ли не половину удовольствия в моделизме (да и не только в нём) доставляет прелюдия – сиречь предварительное узнавание прототипа и поиск максимально полной информации, то эта модель – именно то, что нужно. ;-) Ну а если серьёзно, то несмотря на все отмеченные недостатки, модель фуджимовцам удалась неплохая и, с учётом уникальности прототипа, вполне заслуживает того, чтобы быть собранной и украсить вашу коллекцию.
 

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 19671
Опубликовано:
Нечаев в 28.10.2009 - 16:51
Упоминавшиеся Е13 и Е16 при недурственной внешности, как мне кажется, страдают бедноватой деталировкой
Жто как? Классический японский минимализм. Ничего лишнего.
foxbot в 29.10.2009 - 13:04
Очень интересный и полезный обзор. Читал с упоением. А слог-то какой! Песня!

Никогда не обращал внимания на этот самолет. А тут прочел обзор и тут же обнаружил в магазине сей кит. И по вполне сносной цене, кстати.
Psy06 в 15.03.2010 - 10:30
Вот только пока единственной доступной мне графикой по прототипу являются проекции всё в той же Машрумовской книге, откуда они были «дружески заимствованы» «Авиамастером». Кроме того, материалы по «Глену» в последние годы публиковали «Авиация и Время» (2005, №79, спецвыпуск) и «Моделист-Конструктор», (2009, №7). К сожалению, ни тот, ни другой источник мне не доступны, и как там обстоят дела с графикой – я не знаю.
Вы видимо не читали моих обзоров японской литературы, в одной из книг как раз было оригинальное краткое техописание Глена, и чертежи за авторством Шигеро Нохара, модель видимо по ним делалась. Книжку легко купить, единственно она на японском.
adlersieg в 15.03.2010 - 10:45
Странно, что никто кроме Фуджими Глена больше не делает

почему же никто, был еще Глен от MPM group :wink:
Гадкость, конечно же, редкая, но ведь была модель.
Сергей,Ижевск в 16.03.2010 - 07:40

Вы видимо не читали моих обзоров японской литературы, в одной из книг как раз было оригинальное краткое техописание Глена, и чертежи за авторством Шигеро Нохара, модель видимо по ним делалась. Книжку легко купить, единственно она на японском.

Грешен, не читал, спасибо за наводку. Прочитать ещё явно не поздно - модель стоит в очереди. Был бы признателен также и за ссылочку, буде таковая есть ;). А вот японский язык как раз не проблема, по иронии судьбы я им немного владею.

Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд:

Странно, что никто кроме Фуджими Глена больше не делает

почему же никто, был еще Глен от MPM group :wink:
Гадкость, конечно же, редкая, но ведь была модель.

+1. В моём обзоре он вкратце упомянут. Может быть, ув. Казанец имел в виду "модель в нормальном качестве"? :)
Казанец в 21.04.2010 - 20:30
А вот и компания для Глена, делают японцы, оказывается, и именно в 72-м:

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVwgdUA][/url]
Lish в 22.04.2010 - 00:09
А каким боком миниджет сочетается с Е14? Абсолютно никакой связи. Имею ввиду как их связать при изготовлении одного и второго?
Казанец в 22.04.2010 - 02:48
А каким боком миниджет сочетается с Е14? Абсолютно никакой связи. Имею ввиду как их связать при изготовлении одного и второго?

"Миниджет" с Гленом связать, естественно, никак не получится. А вот как связать миджет (карликовую субмарину) с этим самолетом написано выше в моем посте от 26.10.2009. Оба в 72-м масштабе. Поставить этих братьев по оружию рядышком на выставке или в домашнем музее...
fuzzy в 06.05.2021 - 16:19
Прошу прощения у уважаемой публики, в последнее время поневоле выступаю в роли некропостера - пишу в давно заброшенные темы.
Дело в том, что я приобрел модель E14Y от Фудзими и, соответственно, полез искать информацию о самолете. Да, у меня это наоборот построено: сначала покупаю модель, потом думаю о прототипе. Может, и неправильно, но довольно интересно. :) В данном случае хотелось затронуть тему гидропланов, но недорого (финансы поют).

Так вот, о прототипе, а точнее - о самолете. По сию пору в сети не появилось никакой новой [халявной] информации. Все те же считанные фото, максимум из которых приведен в упоминавшейся уважаемым Сергеем книге Януша Томашевского. Те же чертежи и рисунки - оттуда же.
Что касаемо японского издания Imperial Japanese Navy Seaplanes, то оно хоть и стоит недорого, но на данный момент отсутствует в продаже (на HLJ). Смотреть же цены на ебее страшно - после цены за Blackburn Airplanes в 17 тысяч деревянных без учета доставки.
Более того - есть ощущение что и модель постепенно, но неумолимо исчезает из оборота. На HLJ она сейчас в категории Out of Stock. Когда я заказывал, была в категории In stock 3-5 days, реально заказалась через пару недель. Одно время ее перепаковывали Hobby2000, но у них ее сейчас тоже нет.
Я так понимаю, что если очень сильно хотеть модельку, то нужно заказывать на HLJ и надеяться, что они разыщут.

Еще об исходных данных. Нутрянка модели не просто бедновата, а очень. Сергей упоминает о подробных рисунках кокпита в книге Томашевского. Но: приведенный там рисунок кокпита вступает в явное противоречие с приведенным там же рисунком панели приборов E14Y. В модели Фудзими в декали приводится панель, соответствующая панели из книги Томашевского. Тогда выходит, что рисунок кокпита оттуда же не соответствует этому самолету.

Собственно о модели. Я приобрел на HLJ модель с индексом C-40. Без громких слов "America did", со всеми надписями на японском, да еще и кандзи (иероглифами), в которых я ни ухом, ни рылом. Пластик тот же, один в один. Добавилась только простенькая прямоугольная подставка под модель. Прилагаемая декаль сильно изменилась (и их приложено две). Сорри, сканер не калиброван. Судя по отображению на моем монике, реальная дека несколько светлее изображения. Скан привел с целью показать общую картинку и примерные цвета. Которые стали менее желтыми, передний край крыла желтый почти без красноты. Хиномару теперь без отдельных светлых/белых подложек - с окантовками и без.
#
Нечаев в 07.05.2021 - 20:27
Это нормально, когда о таких специфических моделях вспоминают спустя много лет

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy