Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть

Статья «Jürgen Harder Eichenlaubträger» из журнала Revi 63 2006 г. Авторы статьи Ян Бобек и Ота Ировец. Цветные выкраски Мартин Замечник, реконструкция Ян Бобек.

© Перевод и адаптация текста Сулла Алексей

2часть.

Юрген Хардер вновь оказался на африканской земле вечером 20 мая 1942 года, когда колеса его Мессершмитта коснулись полосы авиабазы Мартуба. Британцы подготовили ему собственный прием – уже через пару часов после прибытия, база была удостоена посещения бомбардировщиков RAF.

III/JG 53 теперь входила в оперативное подчинение штаба JG 27, которая прибыла в Африку незадолго до этого. 26 мая 1942 г. Роммель начал новое наступление, которое в конечном счете привело 21 июня 1942 года к падению Тобрука и к последующему продвижению к Эль-Аламейну. Кровавые бои на земле сопровождалось кровопролитными встречами в воздухе, в которых пилоты Люфтваффе (и в меньшей степени пилоты их итальянских союзников) играли главную роль. «Томагавки», «Киттихоуки» и «Харрикейны», самые распространенные истребители, использовавшиеся UDAF, не могли соперничать на равных с «Фридрихами». 30 июня 1942 года Хардер добился своей первой Африканской победы, когда к востоку от Эйн-ель-Газала он сбил «Томагавк» (пилоты «Томагавков» будут его основными жертвами в африканском небе), а в середине июня он увеличил счет своих побед еще тремя истребителями союзных войск. Боевая деятельность группы в первой половине 1942 года была по настоящему напряженной и интенсивной, истребители обычно совершали по 4 боевых вылета в день. Сам Хардер заявлял, что, по сравнению с тем, куда их отправляли в летние периоды на других участках фронта, включаю бои в России и над Мальтой, настоящее положение было намного сложнее (1).

В течение июля-августа 1942 года Хардеру ни удалось сбить не одного неприятельского самолета. Однако в августе он стал командиром 7 эскадрилью (в замещении отсутствующего Штаффелькапитана Hptm. Wilfried Pufahl) и свои новые обязанности, несмотря на статус временно замещающего, исполнял очень усердно (в оригинале написано «в новой должности чувствовал себя как рыба в воде»). Длительная снайперская пауза окончилась во время воздушного боя («собачей свалки») в окрестностях Каира, где в результате действий Хардера был сбит 2-х моторный бомбардировщик Дуглас Бостон (скорее всего из 24 крыла SAAF), который упал недалеко от Fayum Road северо-западнее египетской столицы. (2) Сентябрь 1942 г. был вообще самым удачным месяцем в боевой карьере Хардера. Его заслугой в африканском небе стали 11 уничтоженных неприятельских самолетов (с 19 по 29 сбитых), за исключением 1 неподтвержденной победы над Р-40. Наибольший успех он имел 9 января 1942 – по немецким оценкам в течении этого дня над базой III/JG 53 в Куотайфиу постепенно отработались около 800 британских самолетов – но экипажи этих машин проявили себя не лучшим образом, в результате бомбардировки и обстрела стрелковым оружием были повреждены лишь 13 самолетов. Пилоты Люфтваффе использовали щедроты противника по своему: Ю. Хардер записал на своей счет 4 «Куртиса». Достигнутые им успехи (а также гибель его не мене успешных соратников (3 )) переместили Хардера много выше в своеобразном рейтинге лучших пилотов III группы. После того, как 13 октября 1942 года зенитным огнем был убит Ofw. Werner Stumpf (48 побед, RK) из 9./JG 53, в III/JG 53 больше побед имел только Oblt. Franz „Altvater“ Götz – 40 побед.

23 октября 1942 г вечером началось большое наступление британцев у Эль-Аламейна. Авиационная поддержка союзников при наступлении составила 605 истребителей, 254 легких и средних бомбардировщика и 61 тяжелый бомбардировщик. Люфтваффе и итальянцы имели 347 истребителя, 72 пикировщика и 171 средний бомбардировщик. На первый взгляд, соотношение сил выглядит не столь трагичным, однако следует заметить, что основную массу составляли итальянские самолеты (а они меньше всего внушали страх противнику), а также то, что запас топлива был сильно ограничен. Днем 24 октября 1942 г. III группа вместо запланированных 24 боевых вылетов смогла осуществить лишь 13, и 27 октября 1942 (то есть как раз во время решающих боев на аламейском фронте) ее пилоты сбили всего 1 неприятельский самолет. Это случилось 26 октября 1942 года в 19.57 Северо-Восточнее Фуку и автором этой победы стал ни кто иной, как Хардер, для которого этот Куртис Р-40 стал 29 победой. Эта победа стала последней для III/JG 53 в окончание ее пятимесячной деятельности в Североафриканском небе. Дело в том, что группа 27 октября была признана полностью истощенной и в связи с этим, не смотря на происходившие тяжелые бои, была немедленно отправлена в Италию на отдых. Свои оставшиеся Bf-109 она оставила в Куатойфии, где их позже передали другим группам.

Соединение ушло из Африки с чистой совестью. В период между 21 мая и 27 октября 1942 года заявила о 107 сбитых, за которых заплатила потерей 1 пилота (пропавшего без вести). Еще 3 пилота группы были взяты в плен (4). Что же касается материальных затрат, то 49 самолета были повреждены более чем на 60%, еще 28 был причинен ущерб не более чем на 30%.

После прибытия в Бари Италия III/JG 53 была вновь укомплектована новыми «Густавами» Bf. 109 G-4 trop. Напряженная обстановка на средиземноморье не позволила долго отдыхать, и 1 ноября 1942 года группа вновь базировалась в Сан-Пьетро на юге Сицилии, откуда начала совершать боевые вылеты на Мальту. Последующее пребывание группы на Сардинии имело только эпизодический характер, поскольку 8 ноября 1942 в Алжире и Марокко высадились британские и американские войска (операция «Torch» - «Факел»). Немецко-итальянские войска, находящиеся на африканском континенте, были вынуждены теперь воевать на два фронта. Успех первоначального удара заставил немецкое командование отправить соединение в Тунис 9 ноября 1942 года (оставшиеся части группы, I/JG 53 уже были в Африке). Хардер на новом месте работы акклиматизировался быстро и успешно: почти сразу же, 12 ноября он заработал свою юбилейную 30 победу, он сбил пилота «Спитфайра». Вскоре произошло событие, которое несколько разочаровало его, для руководства 7 эскадрильей вернулся назад ее регулярный командир Oblt. Pufahl.

Во второй половине дня 25 ноября 1942 года случилось то, что Хардер и его коллеги навряд ли смогли забыть. В тот день 17 танков М3 американского 1 бронетанкового полка при проведении разведывательной операции проникли за немецкую линию обороны в Тебурбе-Эль-Батан и приблизительно в полпятого абсолютно неожиданно появились в поле зрения летного поля Люфтваффе в Джадайде, на котором находились самолеты из I и III JG 53. Как только американские танкисты осознали удачу, которая им выпала, они выехали на ВПП и начали расстреливать и давить стоявшие самолеты, здания, склады и личный состав (5). Нескольким самолетам удалось взлететь. Пилотом одного из них был Хардер. Взлет был очень рискованным и насыщенным адреналином, потому что его «Густав» оторвался от земли не более чем в 200 метрах от ближайшего танка. Пилоты, которые стартовали, тотчас же присоединились к пятерке «Мессеров», которые уже были в воздухе, и совместно начали атаковать отступающие танки. Пилоты из I и III JG 53 уничтожили 8 танков, из которых на долю Хардера пришлось 2. Американцам эта операция стоила 2 убитых солдат, в то время как потери немецкой стороны оценить очень тяжело.
Немного позже, а точнее 29 ноября 1942 года, Хардер встретился с американским пилотом-истребителем. В письме домой он описывает это событие так: «Вчера я провел свой первый бой с американским пилотом. До сих пор постоянно были только британцы. Это было просто, и было жалко этих ребят которые жутко кричали. Я кружил около получаса наедине с превосходным американцем. К сожалению мне не удалось его сбить и вообще я должен был сам стать одним из погибших, вот была бы потеха.»

На следующий день III группа (тогда уже под руководством Hptm. Franz Götz) переведена из Туниса и возвращена в Сицилию. Это произошло в то время, когда, по мнению представителей группы, «им серьезно начали давать по зубам». Сицилия же, наоборот представляла затишье. Новыми задачами группы являлись теперь сопровождение транспортных самолетов на маршруте Сицилия – Тунис, охрана сицилийского воздушного пространства и прилагающих портов и, в свете последних событий, охрана разведчиков фотографировавших Мальту. В середине января 1942 Хардер покидает 7 эскадрилью и переводится во в временное подчинение 8./JG 53. В эскадрильи было много относительно молодых и неопытных пилотов, большинство из которых проходили там обучение. Этот процесс являлся бесспорно эффективным, но для опытного ветерана он был скучен. Некоторое беспокойство представляли лишь перехваты разведывательных «Спитфайров», которые с Мальты летали над Сицилией – одного из них по возможности Хардер сбил 30 января 1943 года – 31 сбитый.

Не слишком удачную оперативную деятельность в начале февраля компенсирует сообщение от любимой о рождении ребенка, дочери Ельке. Поздравление Хардеру пришло также из очень необычного места. По рации к «Харро 1» (позывной Хардера) обратились с поздравлением пилоты RAF с Мальты.

8 февраля Хардер вместе со своим ведомым Uffz. Scheere совершил довольно смелый поступок. Он описал его в письме своей жене, которая почему то его восторга не поддержала: «Сегодня со мной приключилась интересная веешь: 33 «Спитфайр» сел сегодня ко мне на хвост (имеется в виду рисунок на руле направления, С.А.). Незаметно я приблизился к трем Спитфайрам, которые летели к группе из 18 машин. Для меня это было безопасно, так как я приближался сзади со стороны солнца. Я приблизился примерно до дистанции 150 метров к трем «Томми», и как раз в тот момент, когда я хотел открыть огонь, они меня заметили. По всей видимости, они так испугались, что двое из них при резком маневрировании столкнулись в воздухе. Один пошел прямо вниз к воде, а другого мы потеряли из вида, потому как на нас неслась оставшаяся часть их банды. И как упал второй самолет я не видел. Без единого выстрела по неприятелю мы добились столкновения и достигли победы.»

Хардер в летном журнале описал, что этот инцидент произошел в 10.38 примерно в 30 км к югу от мыса Корс (Мыс Корсика). Столкновение произошло в 200 метрах над поверхностью. RAF в этот день потеряла две машины, но при обстоятельствах иных, чем описывает Хардер (Кроме того, Хардер позволил нарисовать свою 33 победу с американской звездой). Первый «Спитфайр» из 249 крыла был сбит средствами ПВО при атаке аэродрома Гела и его пилот после успешного покидания машины был взят в плен. Другой «Спифайрт» принадлежал 8 формированию 185 крыла, которое после полудня возвращалось от сицилийского побережья на Мальту. Как раз когда пилоты увидели выше них группу из 5 немецких истребителей, канадский пилот Flt. Sgt. Cornelius Carmody доложил о неполадках мотора. Его товарищи начали прикрывать его. Два Мессершмитта сделали несколько безуспешных атак и отступили. ЕР473 вышел из боя и совершил вынужденную на воду в 20 милях севернее губы Святого Павла. Последующая спасательная операция успеха не принесла.

В этот же день 8 февраля 1943 исполнилась заветная мечта Хардера: он окончательно назначается Штаффелькапитаном своей 7 эскадрильи, по его убеждению – лучшей, из всех истребительных соединений, и стала она такой непременно при участии своего нового «хозяина». В этот же день он получает высокую награду – Немецкий крест в Золоте. Впрочем, исполнять свои обязанности Хардер начал не сразу, а только 15 февраля. В заключение этого дня он писал домой: «И так вчера, я наконец добрался до Трапани, и официально получил командование 7 эскадрильей. Работа и еще раз работа. Не знаю, к чему приложить руки. Всю ночь приказы, которые что-либо меняют. У меня есть в наличии 20 машин и мне нужно с ними охранять морские переправы, соединения Юнкерсов Ju-52 и «Гигантов» (Ме 323) и западную Сицилию. Пилоты летают 6-7 часов в день, часто над водою и, естественно, не для того, чтобы добиться множества побед. Я понимаю всю ответственность, которая на мне лежит. Это очень много значит для нас и скоро мои дела пойдут как по маслу».

Эти конвойные миссии, которые сопровождались постоянными боями над тунисской землей и проходившие над местами боев на земле таили очень большую опасность, так как полеты транспортных самолетов привлекали большое внимание вражеских истребителей. Например, уже 8 марта 1943 пилоты 7./JG 53 изрядно попотели, и на этот раз попали в серьезную ситуацию. В течение упомянутого дня эскадрилья совершила 60 боевых вылетов, при которых сопроводила 2 морских конвоя, 2 группы Ju-52/3m и 2 группы «Гигантов». В один момент охраняемый конвой одновременно атаковали 21 четырехмоторный бомбардировщик, сопровождаемые (по немецким оценкам) 40 двухмоторными истребителями и 30 «Спитфайрами». Тяжесть отражения атаки легла на плечи всего лишь 6 машин 7./JG 53, но их действия были столь успешны, что их пилоты заставили неприятельские бомбардировщики сбросить бомбы далеко от цели и благополучно сковали неприятельские истребители сопровождения, пока не подоспела помощь 22 Bf. 109 срочно вызванных из Туниса.

Кроме III./JG 53 охраной транспортных самолетов осуществляла еще и II./JG 27, Zerstörer из III./ZG 26 и III./ZG 1 и другие единицы Люфтваффе и Региа Аэронавтика. И несмотря на это, меры по охране Юнкерсов и «Гигантов» не были достаточными и выделенных групп просто не хватало на проведение всех операций. Полную несостоятельность таких мер показала операция «Flax», ориентированная против авиации Оси, и начатая 5 апреля 1943 года. В ее ходе произошло несколько «побоищ» для немецких и итальянских соединений бомбардировочной и транспортной авиации. Наверное, самое известное из них произошло 18 апреля 1943 («Palm Sunday Massacre »), когда пилоты «Вархоуков» из 57 и 324 FG USAAF под прикрытием Спитфайров из 92 крыла RAF сбили 24 Юнекрса Ju-52 и повредили еще 35, даже несмотря на то, что в сопровождение участвовала 7./JG 53 Хардера. Пилоты JG 53 сбили тогда 7 «Куртисов» и 1 «Спитфайр», но это было слабым утешением, тем более, что последствия этой операции повлекли прекращение воздушного снабжения.

Но, мы несколько опережаем ход событий. Незадолго до этого Оберлейтенант Хардер совершил свой дебют в поединке с американскими четырехмоторными бомбардировщиками. Это произошло 22 марта 1943 года, когда группа летающих крепостей в сопровождении 25 Лайтнингов совершила налет на порты Палермо. III./JG 53 подняла против агрессоров 26 самолетов, из них 9 принадлежало 7 эскадрилье. Пилотам 7./JG 53 удалось сбить в этом бою 3 B-17, один записал на свой счет Штаффелькапитан Хардер – 34 победа (сбил, по его словам два, но один не подтвердили), следующих прибавили на свое счет Ofw. Günher Seeger и Lt. Vockelmannю Эти три сбитых американских тяжелых бомбардировщика тогда были редкостью в средиземноморье, и этот факт решительно улучшил и так неплохую репутацию эскадрильи Хардера.

Следующие профессиональные успехи пришли к Хардеру между 8 и 10 мая, как раз тогда, когда бои в Африке приближались к своему неизбежному концу: 8 мая сбил два «Спитфайра» во время воздушного боя восточнее мыса Бок, 9 мая - один B-17 и на следующий день один Р-38. III./JG 53 выполняла прежние задачи, то есть охрану конвоев и воздушного пространства Сицилии и Южной Италии вплоть до конца операции в Тунисе и, в отличие от двух других групп JG 53, непосредственно «жарилась в тунисском пекле». Этому способствовало то, что группа понесла меньшие потери в людях и техники, по сравнению с другими частями JG 53, а так же более низкий счет побед (53 против 94 на счете 1 группы и 111 у 2 группы).

По окончании африканской компании JG 53 была переведена на новую базу на Сицилии и должна была давать отпор продолжавшимся налетам американцев. Хардер во время одного из налетов 21 мая 1943 года сбил еще один B-17 и добился 39 победы , которая стала на долгое время крайней в его карьере. Дело в том, что незадолго после этого он получил известие о гибели своего второго брата Рольфа (6), который погиб на восточном фронте. По действующим тогда правилам, он как последний оставшийся в живых сын получил запрет на участие в боевых вылетах и получил увольнительную домой (7).
Незадолго до отъезда он утвердил на должность своего заместителя для управления 7 эскадрильей Lt. Franz Barten, который пришел из IV./JG 51, где добился 44 побед.

После возвращения из отпуска 18 августа 1943 года Хардера заступил к командованию всей III./JG 53 группы (она тогда базировалась на авиабазе Гразаницце севернее Неаполя), к сожалению Хардер управлял своей группой только на земле, в воздухе вел пилотов к победам Oblt. Franz Schiess (67 побед, RK), который 2 сентября 1943 года пропал без вести после боя с американскими «Лайтнингами» и «Митчелами» в 30-50 км южнее от Ишие.

С точки зрения общей военной ситуации, тот период для немецких войск был очень тяжелый – уже 3 сентября 1943 года британские и американские войска форсировали Месcинский пролив. И по прошествии трех лет (однодневное нападение на французский Дьепп в августе 1943 не в счет) после начала войны на европейском континенте 8 сентября 1943 года была достигнута капитуляция итальянских войск. Немецкое командование решает исправить ситуацию наступательной операцией «Achse» («Ось»), на подготовку к которой, впрочем ушло слишком много времени.

В октябре 1943 года командование III./JG 53 призывают Хардера и Гётса к участию в разработке не вызывающей восторга наступательной операции с одновременным обучением в Генеральном штабе. К счастью «страдания» Хардера длились не долго и в середине ноября он узнал что Гитлер лично отменил запрет на участие последних оставшихся в живых сыновьях в боевых действиях. Для Хардера это означало возвращение к руководству JG 53. В начале декабря он покидает курсы и возвращается назад в Италию, к своей группе. 5 декабря 1943 года он был награжден Рыцарским крестом за 39 побед (8).

В половине января 1944 года Капитан Хардер совершает первые после перерыва боевые вылета в 7./JG 53. Теперь он не может пожаловаться на недостаточную возможность для увеличения счета побед и продвижения по карьерной лестнице.

22 января 1944 года вооруженные силы Германии вновь получили тревожные вести: в области Средиземноморья высадились объединенные войска союзников в Анзи и Неттунo (Nettuno) и заняли плацдарм на удалении не более 40 км от Рима. Немецкое командование отреагировало на ситуацию решением о переброске в область высадки нескольких истребительных соединений – I./JG 2, II./JG 77 и III./JG 53, для усиления общей группировки в области. Однако, из-за неблагоприятных метеоусловий переброска данных частей несколько задержалась. Таким образом, III./JG 53 совершает свои первые боевые вылеты над плацдармом только 26 января 1944 года. Хардер писал об этом: «До сих пор я сделал только два вылета над областью высадки в Неттуно. Это были тяжелейшие миссии, потому что в небе над зоной высадки «висят» стаи Спитфайров. Мы летали двумя эскадрильями с подвешенным бомбовым вооружением. Самолеты моей эскадрильи были вооружены широко известными ракетами с контактными запалами. К сожалению в нашем распоряжении слишком мало машин, поэтому значительным успехов нам добиться не удается. Я, несмотря на это, думаю, что при таком старании и нам удастся сбросить высадку в море (я не понял смысла последней фразы, но по логике так) ???

7 февраля 1944 года Хардер добился своей 40 победы (и одновременно первой после возвращения в эскадрилью) – «Спитфайр», которого он буквально сбросил с хвоста своего ведомого. За неделю он добивается еще одной победы – 14 февраля он сбил Р-38, его пилот попал в плен. Между тем, 9 февраля 1944 база III./JG 53 в Орвието была (дословно) «перепахана» в результате налета американских бомбардировщиков, на нее упало около 200 бомб. Поэтому почти невероятно, что группа не только не понесла никаких материальных потерь, но и не потеряла никого из летного и технического состава. Однако это происшествие отразилось на моральном духе пилотов.

15 февраля 1944 года поступает неожиданный приказ, согласно которого Хардер должен покинуть 7./JG 53(эскадрилью перенял Oblt. Rolf Klippgen, который погиб уже через несколько дней после этого – 19 февраля 1944 в бою со «Спитфайром») и становится командиром I./JG 53. Вместе с Хардером эскадрилью покидают еще один из успешных пилота – Lt.Günther Seeger (56 v. RK) он отправляется вместе со своим командиром в Германию в II./JG 53 для обороны Рейха.

Примечания:

1) О интенсивности боев свидетельствует, например, такой факт, что 30 июня 1942 года в III./JG 53 после воздушного боя оставались боеспособными только 9 машин (по бумагам численность машин составляла 40 единиц). Позднее ситуация не особо улучшилась: например 30 сентября 1942 - 16 боеспособных машин, а 20 октября 1942 – 10.

2) В этом эпизоде имеются определенные сомнения, о том кто же все таки сбил этот южноафриканский «Бостон». Эта победа была официально признана за Хардером, но кроме него этот бомбардировщик был атакован Uffz. Adolf Jennerich из 8./JG 53. Но вскоре после боя он был сбит огнем союзной зенитной артиллерией и попал в плен, откуда заявить о своих претензиях на победу уже не смог.

3) III./JG 53 потеряла в Северной Африке нескольких своих успешных пилотов: 19 июня 1942 во время взлета в Кастель Бенито перевернулся Bf. 109 F-4 trop Hptm. Helmut Belser (36 побед, RK посмертно) штаффелькапитан 8./JG 53, пилот погиб. Его приемник в 8./JG 53 Oblt. Ernst Rlager был сбит 3 июля 1942 года в бою с Куртис Р-40 и Ofw.Werner Stumpfov (48 побед RK) тоже был сбит огнем зенитной артиллерии в 15 км юго-восточнее от Эль-Аламейна 13 августа 1942 года.

4) Обсуждения качеств противника и сложности североафриканского ТВД на котором работала III./JG 53 здесь и далее дается в прямом сравнении с I./JG 53 при одновременном их применении на разных фронтах (конец мая – начало июня 1942 года I./JG 53 была на южном участке Восточного фронта). I./JG 53 понесла примерно такие же потери как и III группа (16 убитых, 2 без вести пропавших и 2 попали в плен), но успех групп был различен. I группа добилась 918 побед над авиацией советских ВВС.

5) К сожалению, точных потерь с немецкой стороны установить не удалось, потому что число указанное в документах группы занижено и неточно. Всего там было потеряно до 20 Ju-87 из II./St.G 3 и 5 или 7 Bf. 109 возможно часть из них II./JG 26).

6) Смерть Рольфа Хардера отразилась и на оформлении его личного самолета, как это видно на фото. Рольф служил в артиллерии на восточном фронте. Он родился 23 июня 1911 годя и числится пропавшим без вести с 1 марта 1943 года в 5 номере Volksbund Deutshe Kriegsgräberfürsorge.

7) Правило последнего живого сына было применено не только к Хардеру, но и к другим, не менее известным пилотам-истребителям – награжденному Рыцарским крестом Otto Bertram из JG 2 и Johannese Seifert из JG 26. Из этой троицы это правило сохранило жизнь только Bertram, остальные двое были возвращены к боевым вылетам, что стало для них роковым событием.

8) Но получил он его только 11 декабря в Регио Эмилио.


Фотографии и схемы:

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Этот Bf. 109 F-4/Z (W.Nr.7381) Хардера с особыми тактическими обозначениями был сфотографирован в 1941 году на африканской базе Тмими сразу по прилету III./JG 53 на черный континент. Он не оснащен пылевым фильтром, а также бронестеклом на козырьке, скорее всего камуфляж RLM 76,75 и 74. Видно, что на фюзеляже первоначальное обозначение было перекрашено, скорее всего RLM 02. Данная машина несет особые знаки Хардера и штаба группы, под кабиной надпись «Harro», напоминание о его погибшем старшем брате. Маркировка самолета, летавшего на средиземноморском ТВД включала в себя полоску на фюзеляже, законцовки крыла остались без белого цвета. Есть только одно четкое фото, на котором можно увидеть, что на руле направление 12 побед отмечены черными полосками. Их Хардер добился до апреля 1942 года. Но, так как снимок именно этого самолета был сделан в Африке в 1941 году, побед должно быть 10. Этот „Фридрих“ W.Nr.7381 был сделан осенью 1941 в Weiner Neustädter Flugzeugwerke в серии 410 машин Bf. 109 F-4/Z (с сентября по декабрь 1941). Он был списан из Люфтваффе 14 декабря 1941 года и вместе с ним пропал без вести Lt. Wolfgang Ihring в бою с Р-40 недалеко от Газалы.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Bf.109 «черная <» (W.Nr.7607) из III./JG 53. Был изготовлен в конце 1941 года в той же партии, что и предыдущая машина. Несет обозначение ведомого и штаба группы, следовательно Адьютанта, как это было указано прежде. Первоначальная маркировка на фюзеляже (возможно заводской номер) была закрашена темной краской. Хардер летал на этой машине с начала 1942 года, после того как III./JG 53 получила новые машины, позже его передали в ведение 7 эскадрильи. Эта машина получила 50% повреждений во время взлета cКатании, Сицилия и 1 ноября того же года на базе Куатойфии в Африке получила 20% повреждений во время налета. На верхней поверхностях левой половины крыла Хардер позволил нарисовать свой талисман – зеленый четырехлистник. При помощи детализации фотографии было реконструировано его расположение. Законцовки крыла в местах соединения с плоскостью покрыты клейкой лентой. Это решение было придумано наземным персоналом, для того чтобы сглаживать ступеньку в стыке плоскости и законцовки. Версия F-4/Z была оборудована нагнетателем GM-1, для увеличения мощности мотора. Нагнетатель устанавливался совместно с более улучшенным маслорадиатором. Аббревиатура GM-1 иногда расшифровывается как „Göring Mischung“ .
Еще одна интересная особенность: существовала машина близнец с номером 7606, которая также служила в 7./JG 53 на средиземноморье и позже была передана III./JG 5 в Финском Петсаму, где летала до весны 1943 года.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Bf.109 F-4 trop Хардера «белая 11» из 7./JG 53 был сфотографирован 20 мая 1942 года Африке на базе Мартуба. Несмотря на то, что машина оборудована тропическим фильтром и белыми идентификационными знаками, она несет на себе европейский камуфляж RLM 76,75 и 74. Большинство = имели круглую форму ниш шасси, так же как и эта машина. Тропический фильтр был установлен в комбинации с другим маслорадиатором.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Фотография машины «белой 11» после прилета на Мартубу, май 1942 года. В письме домой Хардер писал: «Вылетели вчера. Полет через Бари и Афины был очень тяжелый. Хотя погода была хорошая и пейзаж был довольно милый… Я прилетел сюда с еще шестью моими пилотами около семи вечера. Темно стало около 19.30 и с 20 до 4 утра нас непрерывно бомбили англичане. Мы провели ночь в узких окопах и ободряли друг друга. Сегодня днем будет производится ремонт машин и мы вернемся к боям только завтра утром. На организацию обычной рутиной работы ушло около часа…Везде шастают шакалы – вчера я видел не более чем в 100 метрах, змеи также есть. Здесь страшно жарко, но морской ветерок делает жару более сносной».

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Белая 11 сфотографирована после боя с Куртис Р-40. Машина получила несколько попаданий во время лобовых атак. Обратите внимание на отверстия от пуль на капоте. Попадания в систему маслопроводов, радиатор стоит в несколько необычном месте. Также чтоит обратить внимание, что на этом снимке камуфляж этой белой 11 светлее чем на снимке слева.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Двойная экспозиция Хардеровской «Белой 5» создала один из интереснейших кадров в истории Люфтваффе, а быть может и в общемировой истории Авиации. Хардер встал перед своей машиной таким образом, чтобы мы не смогли реконструровать боковую проекцию его самолета. Но эта хитрость ему не удалась, потому что судя по фото других его машин из 7./JG 53 с номером «белая 5», мы знаем, что типовая схема нанесения цифры 5 не измена как в 39, так и в 43 годах.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Ю.Хардер сидит на хвосте своей «белой 5», снимок сделан примерно в середине июня 1942. В те дни он со своей группой действовал с Крита. Обозначения побед нарисованы белыми полосками с черным кантом на голубом фоне.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Этот Bf.109 F-4 «белая 5», на которой летел Хардер в Африке в 7./JG 53 в половине июня 1942 года. Сбитые самолеты изображены в виде белых полосок на голубом фоне. Камуфляж тропический RLM 78 и 79 со стандартными желтыми и белыми идентификационными выкрасками. Обратите внимание на фюзеляжный крест без черного канта. Это было стандартно для африканских Мессершмиттов. Этот Фридрих уже оснащен бронированным стеклом на козырьке, хотя на многих машнах он отсутствовал, по причине того, что создавал проблемы с видимостью.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Лейтенант Хардер в кабине своего Bf.109 G-4 trop «Белая 1» в начале 1943 года на Сицилии. Под кабиной помимо надписи «Харро» виден зеленый четырехлистник на счастье. Первоначальным обозначения машины было скорее всего 11, но одну из цифр закрасили. Обратите внимание на ободранность краски на фюзеляже. За белой идентификационной линией видно вертикальную белую полосы – символ III группы.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Лейтенант Хардер сидит на стабилизаторе своей машины, на руле направления которой изображены 33 победы. Фото было сделано 8 февраля 1943 года или несколько позднее. Смотрите текст.

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
. После эвакуации из Туниса 7./JG53 не имела на Сицилии большого объема работы. Во время этого перерыва, один из механиков Uffz. Heinz Zach нарисовал на фюзеляжах самолетов эскадрильи стилизованные под карикатуры символы JG 53. Это пример того, то боевой дух в соединении Хардера был высок. В качестве примера вы можете видеть Bf.109 G-6 «белая 5» и «белая 3». Форма цифр «5» схожа с формой цифры «5» машин в 1939 году, и поэтому является приемлемой для реконструкции на машине Bf.109 F-4 trop

Статья о пилоте Люфтваффе Ю. Хардере. Журнал Revi. 2 часть
Этот Bf.109 G-6 Хардера несет несколько отдельных комбинаций символов. Мы видим здесь снова зеленый четырехлистник, талисман на счастье Хардера и его эскадрильи, а также имена двух его братьев, которые погибли в войне. Хотя, в итоге, четырехлистник Хардеру не помог.

» Информация о статье
Просмотров: 6003
Опубликовано:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy