Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!

Rule, Britannia! Rule the waves!

Britons never will be slaves!

(Правь, Британия, морями!

Британцам никогда не быть рабами!)

Из песни «Rule, Britain, Rule!»

Россия, конечно родина слонов. В том числе, летающих. В этом мы с Котом твёрдо уверены. Но историю английского авиастроения изучаем с большим уважением и интересом. При относительной ограниченности финансовых и материальных ресурсов, талантливые бритты создали превосходные образцы самолётов и авиационных двигателей. Увы, многое из этого лишь в прошлом. Но и прошлое внушает уважение.

Именно поэтому мы с Котом тратили силы и время на борьбу с двумя V-bomber’ами - Victor и Vucan. Следующее изделие, на наш взгляд, не должно было потребовать таких трудозатрат (наивный чукотский юноша… - прим. Кота). Этим изделием должна была стать Canberra производства Classic Airframes. Обзор мы опубликовали сразу после приобретения модели.

По завершении работ можно сказать, что все проблемы, изложенные в обзоре, подтвердились в полной мере, а вот достоинства… увы. 
Сначала завязли с выбором варианта. Kit предлагал путём нехитрых манипуляций сваять из первой серийной B.2 буксировщик мишеней TT.18. Вспомогательную авиацию мы, конечно, уважаем, но не до такой степени. Тоскливая, на наш взгляд, серо-зелёная окраска боевой машиныне соответствовала нашим понятиям о «красивости». 
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!


Хотелось чего-нибудь понаряднее. Это чего-нибудь нашлось в книге 
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!

- модификация EB-57A. Изучение материалов очертило круг переделок, который оказался более чем внушительным. Целиком «пойтить на это» я оказался не готов. Поэтому ограничился наиболее заметными отличиями - гондолы, законцовки консолей, антенное хозяйство, стояночный угол. Более мелкие отличия, заметные специалистам, не воспроизводились. Итак:

Кабина

Превосходно отлита в смоле. До того превосходно, что просто Жаба задушила всю эту красоту в закрытую полость прятать. Поэтому кресло оператора ставить не стали - захомячили. Весь интерьер грунтовался ММ2737, красился XF-53. Доски, панели - XF-1 с последующей прорисовкой приборов и тонировкой. После сборки это всё оказалось похороненным в практически непросматриваемом кокпите. Кресло пилота видно, конечно, немного, его тоже тщательно красили/тонировали. А отлито оно и так отменно. На этом этапе вылезла неприятная особенность пластика, которая, разумеется, нас насторожила, но размер проблемы стал ясен лишь в дальнейшем. Обработанный «нулёвкой», обезжиренный, пластик не держал грунт! Краска вместе с грунтом слезала при поскабливании ногтём. Ладно, с кокпитом управиться не проблема, а вот дальше…

Крыло. Изначально планировалось сохранить прекрасную поверхность отливок, бережно подшпаклевав швы. Ага, щас… Сборка половин консолей выявила абсолютно неприемлемые кромки. Стачивать изнутри смысла не было, поскольку такая «тупость» обуславливалась радиусом закругления кромок.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Поэтому кромки наращивались Tamiya Epoxy Putty, долго и печально шлифовались, шпаклевались, полировались и т.д. Кто наращивал кромки, тот нас поймёт.  Но получилось.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
С целью ограничения повреждения прилегающих к зоне обработки поверхностей, вдоль всех обрабатываемых швов был наклеен малярный скотч. Это позволило и шпаклёвку аккуратно нанести, и рашпилем без страха размахивать.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Размеры сопряжений, разумеется, уехали, что повлекло за собой очередную цепь наращиваний. Отметим, что и ниши основных стоек встали на место с большим трудом - по месту подрезалась и смола, и пластик. На верхней поверхности гондол прорезаны «жабры», канал изнутри смоделированы из той же эпоксидки. По поводу этих «жабр» - на большинстве фотографий американских Канберр их нет (двигатели другие), но нашли фотографию, где и «жабры» есть, и доп. воздухозаборник под гондолой висит. В чём смысл, не знаем. Воздухозаборники сделаны из Tamiya Epoxy Putty, вопрос с прилеганием к поверхности гондолы решён просто - после формирования заготовки (с запасом) она обмята по пластику.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
После полимеризации смолы заготовки обточены в профиль, изнутри стоматологическим борами выбраны полости
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
, проточены отверстия, на боковые отверстия наклеены кольца из медной проволоки 0,3мм. После установки передних частей гондол на крыло образовались гигантские щели.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
И опять - смола, шпаклёвка, полировка. На этом фоне обработка задних законцовок гондол показалась благодатью.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Скоррегированы законцовки консолей.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
АНО сделаны стандартно - вырез в законцовке с запасом, кусочки цветного пластика на цианакрилат, прошлифованы, отполированы, закрыты размерными масками. Посадочные фары выбраны шаровидной фрезой.

Фюзеляж

Попытка сборки ХЧФ выявила, что половинки, мягко говоря, неконгруэнтны. Поэтому, спереди к хвосту, по этапам, на капельки циакрина. И только когда совместили всё конструкцию, пролили швы ультражидким тамиевским клеем, а изнутри усилили наклейкой кусочков пластика. НЧФ упорно не желала сходиться - мешал кокпит. Подтачивая, подрезая, то смолу, то пластик, тем же путём, с помощью циакрина, собрали. Но собирали хитро. Если стык половинок без особых проблем прошпаклевать можно, то несовпадение сечений НЧФ и ХЧФ создадут большие проблемы. Поэтому за базу при сборке НЧФ было принято поперечное сечение места стыка на ХЧФ. В принципе, неплохо получилось. После стыковки всех элементов трубы фюзеляжа швы деликатно подшпаклёваны тамиевской шпаклёвкой, разведённой 646-м растворителем. Далее - шлифовка, полировка, восстановление кроя.

Грунтовка

Собранные элементы планера промыты, просушены, и дважды, с промежуточной шлифовкой, задуты тамиевской шпаклёвкой, жидко разведённой 646-м растворителем. Почему именно им? Потому что очень не понравилось, как повёл себя на этом пластике ММ грунт, и потому, что заклёпки надо было накатать. Пластик настолько твёрд, что попытка накатать швы непосредственно на нём закончилась полным фиаско. Задули. При двойной мокрой шлифовке никаких проблем с грунтом не выявилось. Пока. Накатали заклёпки, подправили огрехи шпаклёвки. 

Окраска

Ну, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Место под роскошные полосы на фюзеляже задули АКАНовским белым глянцевым, тшательно просушили. Сообразуясь с фото, закрыли тонкими полосками тамиевского скотча.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Далее, с использованием временных масок, задували цвет за цветом. Получилось.
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Задули антибликовые участки на крыльевых баках и перед кабиной. Закрыли масками. В нужных местах надули АКАНовский красный. Далее масками его закрыли. Закрыли масками окончательной формы цветные полосы на фюзеляже. И опять всю конструкцию загрунтовали, но уже ММ 1748. Уже на этих этапах было установлено, что на отрыв прочность первого грунтовочного слоя ниже плинтуса. Поэтому с масками работали крайне аккуратно, никаких отрываний в перпендикуляр, потихоньку… После полного высыхания грунта и сухой полировки - водные процедуры, сушка.

Базовый слой - микст из АКАНовских металликов. Далее - многодневная выклейка масок, нанесение следующих оттенков и т.д. Пока вся модель не оказалась скрыта под слоем скотча. Скотч, хотите верьте, хотите нет, снимался несколько часов, и всё равно, в некоторых местах подкрашивать пришлось. Далее - хумбролевский глянцевый лак, тонким слоем. С помощью коллег Санёк65, Профф71 и Андрея Коткова, распечатал на ревелловской бумаге трафареты U.S. AIR FORCE и USAF. Полдня вырезал их скальпелем. Задумался о приобретении плоттера. Надул указанные надписи. Огрехи есть, но всё равно - это не декаль! Вывод - плоттер нужен, и нужно развивать это направление.

Сборка

Стабилизатор встал на место без особых проблем. Угол выставил с помощью примитивного шаблончика, щель пролил жидко разведённой тамиевской шпаклёвкой, потом шов аккуратно подкрасил. Крыло. Почему я не закрепил консоли сразу? Модель получалась большая, красить её необходимо было с использованием большого количества сложных масок, проще говоря, неудобно такую махину в руках вертеть… В штатные отверстия фюзеляжа вклеил кусочки литника, отверстия в ответных частях консолей слегка расточил, добившись максимально плотного прилегания к фюзеляжу. Да, вы правы - кромки-то нарощены! После установки консолей остро заточенной зубочисткой в несколько приёмов подшпаклевал проблемные места, а вот без шлифовки обошелся. Новым скальпелем аккуратно подрезал шпаклёвку в профиль, и всё подкрасил. Результат получился не идеальным, но терпимым. Мысль о том, как надо было сделать, пришла в голову после того, как на глаза попалась всё та же эпоксидная шпаклёвка и баллончик с WD смазкой. Ну, а дальше всё понятно… В другой раз так и сделаем. Декали набраны из запасов, переведены с использованием MiсroSet/Sol. 

Здоровенный самолёт установлен на заранее окрашенные и оттонированные стойки, надеты колёса. Плохо. Совсем плохо. В отличие от своего британского прородителя, американский вариант Канберры имеет ярко выраженный отрицательный стояночный угол. Мы загодя укоротили переднюю стойку, вырезав из неё кусок, и соединив части на металлическом штифте, но этого не хватило. Поэтому на почти готовой модели пришлось выпиливать из смоляной ниши узел крепления стойки, подгонять его и максимально поднимать его. Терпеть этого не могу. К счастью, не повредив и не испачкав краску, получилось. Модель просела на нос, как ей и положено. Далее - стойки, тяги к ним. 

Антенное хозяйство

Естественно, одной из основных отличительных особенностей самолёта РЭБ является обширное и разнообразное антенное хозяйство. Фотографии, имевшиеся в нашем распоряжении, задиктовывали расположение антенн, но ни их форму. С целью изучения данного вопроса мы с Котом отправились к специалисту в области РЭБ, главному конструктору комплекса «Бристоль», член-корреспонденту каких-то ужасно военных наук, и т.д. В-общем, человеку грамотному. Пока Кот трескал халявные шпроты, я слушал лекцию. Показав имевшиеся у меня фотографии, выслушал соображения, какими могли быть эти антенны. Вернувшись домой, сделал антенны двух типов - ножевые и в обтекателях. Первые делал из пластинок ФТД, и фольги, вторые вытачивал из листового пластика, и вклеивал установочные штифты из медной проволоки. Краска, имитирующая крашенный стеклотекстолит, смикширована. Поглядывая на фотографии, установили антенны. Шикарные усы в носу выгнуты из медного сердечника электропровода. Установлено остекление, наклеены элементы из алюминиевого скотча.

Тонировка

Очень умеренная. Крой пролит акриловой XF-24,только для того, чтобы пригасить блеск кромок. В некоторых местах чуть-чуть тонировки X-19 поверх панелей. С тонировкой всё.
Изначально было ясно, что модель будет здорово перевешиваться на хвост. Но балансировочный вес был настолько велик, что возникли опасения за целость стоек. Во всяком случае, в будущем. Поэтому из внутримышечной иголки была сделана стойка, и закреплена под фюзеляжем. Модель прочно встала на ноги. Всё. 
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!

Резюме моё

Достойная модель очень достойного самолёта. На неё ушёл весь отпуск, о чём я совершенно не жалею. Смотрится очень хорошо, и необычно. Недостатков, и по пластику, и по окраске много, но их доработки требовали несоразмерно больших временных затрат. Kit, производящий на первый взгляд самое благоприятное впечатление, требует большого объёма работ. С оценкой моделей Classic Airframes я полностью солидарен с Вячеславом Демченко - пилить надо много. Качество самого пластика сомнительно. Избыточно твёрдый, два вида грунта плохо легли. Во всяком случае, при работе над другими моделями этой фирмы вопрос с адгезией грунтов надо решать сразу, до сборки модели. Возможно, надо попробовать АКАНовские грунты.

Резюме Кота

Отличный самолёт! Я именно про самолёт. Крепкий, надёжный, летал по всему миру, и летал хорошо. Недаром американцы, так гордящиеся своей авиацией, выпускали его по лицензии. А модель - ну что, блестит, как новый рубль. Недостатков, конечно, хватает, но на прототип похожа. 
Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
И нечего меня шпротами попрекать, я их честно заработал. Тяжёлым физическим трудом!

 

» Информация о статье
BatMan в 02.05.2009 - 17:27
Олег, замечательная статья, огромный объем шпатлевки-шлифовки - поздравляю - хорошая модель...
Несколько смущает плохое качество фото... На нашем сайте есть отличные статьи про фотографический куб. Олег, советую Вам его сделать и даже при невысоком качестве фотокамеры, фото будут смотреться намного лучше... Обидно, что хорошая модель неважно выглядит, а мы не можем оценить ее по-достоинству...
Вячеслав_Демченко в 03.05.2009 - 10:51
Олег, приветствую!
Очень приятная модель получилась!
Кстати, и фотографии неплохие. Вот только желательно было бы снимать на однотонном фоне, без интерьера. Просто лист ватмана взять. :)
Вячеслав_Демченко в 03.05.2009 - 11:48
в эту вставлю провод, а его - в розетку.я думал, к другому концу провода взрывную машинку... :)
Собрать и довести до ума модель от Классика - уже, само по себе, замечательно! А с таким результатом на выходе... Молодец, Олег!
BigSeXy в 04.05.2009 - 06:03
Очень интересный прототип. Прекрасная работа с масками. Модель отличная получилась. Поздравляю!
Sky_Dog в 04.05.2009 - 09:39
Олег, поздравляю Вас с замечательной моделью!
"Свистки" мне не особо интересны, но Вашу "Канберру" посмотрел с удовольствием и думаю всему "виной" :smile: неординарная окраска, красота! Мысли всякие стали в голову приходить, про покупку "свистка", хотя бы одного :grin:
А кот у Вас молодец, позирует перед камерой не стесняется, профессионал однако :grin:
Вячеслав_Демченко в 04.05.2009 - 10:44
Олег, немного не в тему, насчет вкусностей. Я, после Вампира, зарекался связываться с Классиками, но скоро мне прийдет Аттакер, как подарок от приятеля... :-) Модель, вообще, безальтернативная. И очень интересная! :-)
DenLo в 04.05.2009 - 14:21
"Свистки", особенно 50-60 годов, если к ним с интересом подойти, тоже могут очень даже ничего быть.
ВОТ! :shock: Я бы сказал, что кроме них "очень даже ничего" могут быть только еропланы до конца ПМВ. А все что кроме сплошной "функционал" и никакого полета мысли. :lol: :wink:

А модель хороша! Вообще больше "британцев" красивых и разных!
Anonymous в 04.05.2009 - 19:58
а это консолидированное мнение высокопрофессиональных экономистов из экономических министерств стран с ведущими экономиками? :) бггг.

а можно ссылочку?

Desdi: вопрос об ограниченности ресурсов Англии уже подробно рассматривался на нашем форуме. Есть консолидированная точка зрения. Поэтому рекомендую внимательно просмотреть архив, чтобы Ваши замечания более уместны были. Географию в школе тоже не Вы один учили, и про Австралию слыхали )))))
omega в 08.05.2009 - 22:21
Тема: Re: Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Прекрасная модель, с удовольствием посмотрел. Насчёт "зевающего Кота" - сомневаюсь, скорее Кот "орущий" :)))
Sphyraena в 16.02.2010 - 01:24
Тема: Re: Classic Airframes 1/48 Canberra - Саксы рулят!
Нужная статейка. Как раз для моей в 72-ом!!! Жаль только, что от НОВО :)

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy