Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

F-5 Tiger II

К 60-м годам прошлого века стоимость создания боевых ЛА возросла настолько, что не только разработка, но и эксплуатация новых образцов военных самолётов стала посильна далеко не всем государствам.
И если основные авиационные державы ещё могли себе это позволить, то менее развитые в экономическом отношении страны нуждались и в менее затратных вариантах содержания своих ВВС. Американская авиастроительная промышленность всегда обладала значимым экспортным потенциалом, поэтому чутко улавливала потребности и настроения потенциальных покупателей. Да и собственным ВВС требовался недорогой в эксплуатации многоцелевой авиационный комплекс, закрывавший второстепенные направления и могущий служить для тренировок квалифицированных боевых пилотов.
Удачным вариантом решения указанной проблемы стало предложение фирмы «Нортроп», сводившееся к созданию на базе производимого ею учебно-тренировочного Т-38 «Тэйлон» полноценного боевого самолёта. Созданный в 70-х годах ЛА получил индекс F-5 и собственное имя, сначала «Фридомфайтер», затем - «Тайгер 2». Машина получилась очень удачная, понравилась американским военным и обладала отличным экспортным потенциалом, что и было подтверждено последующей её продажей во многие страны мира.
И вот эта продажа выяснила, что «бюджетный» истребитель не так то прост. В начале 80-х две африканские страны –Эфиопия и Сомали, обе, кстати, прокоммунистической ориентации, решили «поиграть мускулами». Активные усилия СССР и других стран социалистического лагеря по примирению соседей эффекта не возымели, и началась довольно длительная и кровопролитная война. Советские военные советники были направлены в Эфиопию, на вооружении ВВС которой находились F-5. Сложилась парадоксальная ситуация: советские лётчики обучали эфиопов тому, как надо бороться на американских «Тиграх» с советскими «МиГами». Для этого нашим пилотам самим пришлось освоить F-5. И выводы этого «повышения квалификации» были довольно обескураживающими. Цитирую полковника авиации Владимира Бабича: « Короче, кончилось дело тем, что мы сами начали осваивать F-5, который был невероятно прост и доступен, по-моему, даже курсантам первого года обучения. Летать на нём было одно удовольствие. Правда, по разгонным характеристикам он сильно уступал МиГ-21, но зато столь же существенно превосходил его на боевых разворотах… Существенное преимущество наш истребитель получал только на высотах свыше 5 км., где в разряжённом воздухе начинали сказываться преимущества его крыла большей стреловидности… Очень неприятным для нас сюрпризом оказалось и то, что в манёвренном бою F-5 превосходил даже наш МиГ-17. Конечно, МиГ-17 был легче, и в боевой конфигурации обладал почти вдвое меньшей нагрузкой на крыло, при этом, правда, несколько уступая по тяговооружённости. Казалось бы, на виражах «МиГ» должен был бить «Тигра» без особых проблем. Но на самом деле об этом и мечтать не приходилось! Американский самолёт имел чрезвычайно развитую боевую механизацию с отклоняемыми предкрылками и закрылками, уплощенный нос и и вихрегенераторы, которые резко улучшали поведение машины на больших углах атаки. Не последнюю роль сыграло и практически прямое тонкое крыло, обеспечивающее превосходство при маневрировании в диапазоне малых скоростей и очень высокая скорость крена…В общем, как мы тогда поняли, янки также учитывали вьетнамские уроки, но то, с чем нам пришлось встретиться в 82-м над долиной Бекаа, мы тогда даже предполагать не могли…» Н-да, вот тебе и второстепенные направления…Итак:

Прототип

Самолет F-5 — наиболее распространенный американский сверхзвуковой истребитель 1960-1980-х годов. Поставлялся в различные страны мира. Самолет нормальной схемы с низкорасположенным трапециевидным крылом и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа, разработан с учетом правила площадей. Выполнен в основном из алюминиевого сплава 75ST, в конструкции поверхностей управления и механизации крыла применены клееные слоистые панели с сотовым заполнителем.
Крыло многолонжеронное, без разъемов по размаху, с толстой фрезерованной обшивкой, имеет корневые наплывы. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд — 24 град. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из легких сплавов с применением в некоторых зонах стали, магниевых и титановых сплавов. Кабина герметическая с системой кондиционирования. Кресло летчика катапультируемое. Стреловидность стабилизатора и киля — 25 град по линии 1/4 хорд.
Самолеты F-5/T-38 выпускались серийно с 1960 по 1988 г. Всего построено 3802 самолета, которые поставлялись в ВВС и ВМС США, F-5A/B поставлялись также Канаде, Голландии, Испании, Бразилии, Эфиопии, Греции, Ирану, Иордании, Ливии, Малайзии, Марокко, Норвегии, Филиппинам, Саудовской Аравии, Тайваню, Таиланду, Турции и Южному Вьетнаму.
С конца 80-х — начала 90-х в ряде стран (Канада, Сингапур и др.) проводятся программы модернизации самолетов F-5 с целью продления сроков их службы. После модернизации 44 канадских самолета получили обозначение CF-116 и будут использоваться до 2000 г. ВВС США модернизируют самолеты Т-38 и планируют их использование до 2010 года.
Основные варианты самолета F-5/T-38:
Т-38 — учебно-тренировочный двухместный сверхзвуковой самолет фирмы Нортроп. С июля 1962 г. он получил обозначение F-5. Выпущено 1187 самолетов (1960—1972 гг.).
F-5A "Freedom fighter" — исходный одноместный истребитель-бомбардировщик. Построено 799 самолетов (1963—1972 гг.), в том числе по лицензии 164 самолета фирмой Канадэр в вариантах CF-5A для ВВС Канады и NF-5A для ВВС Голландии и 36 самолетов фирмой CASA в варианте 5Р-5А для ВВС Испании.
F-5B — двухместный учебно-тренировочный вариант F-5A. Построено 293 самолета.
RF-5A — разведывательный вариант самолета F-5A. Построено 107 самолетов.
F-5E "Tiger" II — усовершенствованный одноместный истребитель. Построено 1162 самолета (1972—1988 гг.), в том числе самолеты, собранные в Швейцарии и построенные по лицензии фирмой КА в Южной Корее и фирмой AIDC на Тайване.
F-5F — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-5E. Построено 242 самолета (1976—1988 гг.).
F-5G "Tigershark" (F-20) — модификация на базе F-5E
Тактико-технические характеристики самолета F-5A:
Год принятия на вооружение - 1963
Размах крыла - 7,7 м
- с баками на концах крыльев - 7,87
Длина - 14,38 м
Высота - 4,01 м
Площадь крыла - 15,79 кв.м
Тип двигателя - 2 х ТРД Дженерал Электрик J85-GE-13
Тяга - 2 х 12,1 кН (2 х 1240 кгс)
Топливо во внутренних баках - 2207 л
- дополнительные баки - 387,5
- ПТБ - 3 х 567,8
Максимальная скорость на высоте 11 км - 1487 км/ч
Крейсерская скорость на высоте 11 км - 1030 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 2594 км
Дальность действия, км
- максимальный - 989
- с максимальной боевой нагрузкой - 315
Максимальная скороподъемность - 8750 м/мин
Практический потолок - 15390 м
Вооружение:
2 20-мм пушки Ford M39E с 280 патронами на пушку.
1996 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески:
4 УР класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер" или 2 УР "воздух-земля" AGM-12 Bullpup.
или 1 907 кг бомба и 2 УР AIM-9 "Сайдуиндер", или 2 454 кг бомбы и 2 227 кг бомбы, или 4 ПУ НУР 19 70-мм.
Northrop F-5E Tiger II
Многоцелевой истребитель
F-5E Tiger II - усовершенствованный одноместный вариант истребителя F-5A. Производится корпорацией Northrop с 1973 года. Модернизировано управление оружием и установлены более мощные двигатели. Основной целью модернизации было получение превосходства над советскими истребителями типа МИГ-21. F-5F - двухместный учебно-боевой вариант самолета F-5E
На F-5E и F-5F использовалась импульсная РЛС Эмерсон Электрик AN/APQ-153, затем усовершенствованный вариант AN/APQ-159, позволяющие производить поиск воздушных целей (на фоне земли цели не обнаруживались), наведение УР и воздушной стрельбы из пушки. Дальность обнаружения цели — 74 км, дальность захвата —19 км. Установлены также радиолокационная система AN/ARN-118 TACAN, ДМВ радиостанция, прицел с вычислителем упреждения и система опознавания госпринадлежности AN/APX-101.
F-5E и F-5F были поставлены Бахрейну, Бразилии, Тайваню, Китаю, Эквадору, Эфиопии, Гондурасу, Индонезии, Ирану, Иордании, Кении, Южной Корее, Малайзии, Мексике, Марокко, Филиппинам, Саудовской Аравии, Сингапуру, Судану, Швейцарии, Таиланду, Тунису, Северному Йемену.
Тактико-технические характеристики самолета F-5E:
Год принятия на вооружение - 1973
Размах крыла - 8,13 м
- с баками на концах крыльев - 8,54
Длина - 17,28 м
Высота - 4,08 м
Площадь крыла - 14,45 кв.м
Тип двигателя - 2 х ТРД Дженерал Электрик J85-GE-21B
Тяга - 2 х 15,5 кН (2 х 1580 кгс)
Топливо во внутренних баках - 2560 л
- ПТБ - 3 х 1041
Максимальная скорость на высоте 11 км - 1700 км/ч
Крейсерская скорость на высоте 11 км - 1041 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 3720 км
Максимальная скороподъемность - 10455 м/мин
Практический потолок - 15590 м
Вооружение:
2 x 20-мм пушки Ford M39A2 (2х280 или 1х140 снарядов, 3000 выстр./мин)
3175 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески.
На концах крыла размещены две УР AIM-9 "Сайдуиндер". На пяти узлах подвески самолет может нести бомбовую нагрузку до 2810 кг.
Возможна установка УР AGM-65 Maverick, напалмовые баки, кластерные бомбы и ПУ 127и 70-мм НУР.
» Информация о статье
Просмотров: 5749
Опубликовано:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy