Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Давно собирался построить модель этого симпатичного самолёта и вот, наконец, довелось.
Есть в его облике особое какое-то изящество.
Чешская "Морава" появилась на свет в 1957 году как-бы на смену тогдашней машине аналогичного назначения Ае-45 (тоже весьма симпатичный самолёт). Для тех времён "Морава" выглядела суперсовременно. Хотя установочная партия (10 шт.) была выпущена в 1957 - 1958 г. ,серийные машины L-200A после испытаний и доработок начали выпускаться лишь во второй половине 1959 г. Самолёты L-200A поставлялись в 15 стран мира. Из 144 машин 68 достались Аэрофлоту. Серийно выпускались лишь две модификации Моравы: L-200A и L-200D. Всего было выпущено 361 машина.
В СССР эти машины использовались, в основном, в южных регионах. Сам я видел Мораву лишь однажды, очень давно, в уфимском аэропорту. Откуда она там взялась - непонятно, видимо, пролётом. Жёлтенькая Морава красовалась на стоянке рядом с давно любимым мною Ан-2. Он смотрелся возле неё как сибирский валенок подле изящной дамской туфельки...
Основные данные Моравы:
Моторы - 2 Х ПД Walter M337 по 210 л.с.
Максимальная скорость - 310 км/ч.
Потолок - 6100 м.
Дальность - 1900 км
Вместимость - 5 чел.
Модель L-200 в 1/72 выпущена двумя производителями: "КР" и "AZ model". Разницы между ними почти нет, только лишь AZ даёт ряд деталей в виде смолы и травлёнки. Мне достался набор AZ и сборка модели оказалась делом несладким.
Изначально модель задумывалась с открытыми дверцами. Пришлось вырезать двери в половинах фюзеля и подогнать их по месту. И конечно, изобразить фактуру внутренних поверхностей дверей и салона.
Оборудование кабины даётся на отдельной платформе (полу), куда устанавливаются сидения, приборная доска, задняя полка. Приборка из фототравления неплохая. Однако прочие фототравлёные детали сомнительны. Штурвалы там анемично тонкие и я решил ставить самодельные. Под приборной доской расположена "тумбочка" со множеством рычажков управления движками, винтами и прочими агрегатами. Всего таких рычажков там набирается числом четырнадцать. Увы, в наборе "тумбочка" есть, но никакого намёка на рычаги на ней нет, а они весьма заметны.
Пришлось мастерить их самопально. Штырьки сделал из тоненькой, вырезанной из рамки травления полосочки, а рукоятки - из тянутого литника (взял кусочек нужной толщины и лезвием нарезал "ломтиков", как из колбаски).
При сборке остекления пришлось и компас, расположенный на перемычке лобового стекла изготовить самодельный, т.к. в наборе он дан плоским кружком из травлёнки. На самом-же деле эта вещь довольно объёмистая.
С внешней расшивкой фюзеля тоже проблемы. У Моравы Фюзеляж широкий, приплюснутый. На прессформе детали фюзеля расположены так, что "фронтально" смотрит боковая поверхность, на ней расшивка качественная, а вот поверхность "брюха" (под прямым углом к бортам) в силу особенностей прессформы не пропечатывается. А брюшко фюзеля имеет довольно большую поверхность с богатой расшивкой. Пришлось расшивку там изображать вручную, по чертежам.
Когда дошёл до крыльев и движков, столкнулся с основной проблемой. Поверхности, примыкающие к задней кромке элеронов, закрылков и всех рулей оказалась заваленной. Если излишнюю толщину задней кромки можно сточить "изнутри" половинок крыла, то заваленность внешних поверхностей этим не устранишь. Задняя четверть поверхностей крыла, примыкающая к задней кромке (сверху и снизу) реального крыла является практически плоской, без признаков кривизны, а на модели заваленность (особенно у самой задней кромки) смотрится совсем печально. В большинстве случаев это исправляется просто, путём стачивания этого участка до приемлемого вида, но в моём случае всё осложняется изображением рифтовки на всех рулях. При стачивании ею придётся пожертвовать и как-то восстанавливать. Я долго раздумывал, как поступить: втянуться в этот кошмар или плюнув, смириться. В конце концов, как товарищ Сухов, решил, что "лучше помучиться" (ну ясно - садомазо моделист). А восстанавливать рифтовку как? Тоненьким тянутым литником, наклеивая полоски. Наверное, есть способ получше, но он мне неизвестен. Увы, и качество такой рифтовки "не фонтан".
Взявшись за движки обнаружил новую проблему. Мотогондолы состоят из трёх частей: та, что зацело с крылом + капот + передняя "морда". Оказалось, что сечение у всех трёх разное и пришлось шаманить, чтобы уговорить их сойтись в одну деталь. Передняя деталь, выше означенная как "морда", тоже была неблагополучна, форма воздухозаборника в ней имела мало общего с "реалом".
Пришлось и здесь шаманить (подклеивать, сверлить, обтачивать).
У винтов в наборе форма какая-то несерьёзная, даже смешная. Отстриг лопасти без сожаления и выточил самодельные.
Когда дошло до передней стойки шасси, то с прискорбием обнаружил, что она чрезмерно упрощена. Стойка имеет довольно сложную форму и дать её одной деталью было "безбожно". Пришлось рассекать. заменять, подклеивать и т. д. Что-то подточил - переточил и на основных стойках, но там их почти не видно, так что особо стараться и не стоит.
В конце концов дошло до малярных работ. Грунтовал привычным грунтом TAMYA
А потом принял роковое решение выбрать целиком серебристый вариант окраски (впрочем, все варианты там были хотя-бы наполовину, да серебристые). Уж больно режут глаза всякие дефекты поверхности, если вся поверхность - "дюраль".
Приладив двери, покрасив то, что требует отдельной покраски, натянув антенну и установив шасси, винты и прочую мелочь, я наконец, финишировал.
Не думал, что сборка будет иметь мало удовольствия.
Модель далась нелегко, но я рад, что могу теперь взять её в руки, поставить на полку, оставаясь при этом жив - здоров.
С уважением, Константин.
Монтёр в 04.10.2021 - 13:37 Тема: AZ model 1/72 Let L-200A Morava - Чешская прелесть Вроде-бы Моравы играли не Пе-2 а немецкие Ме-110 и не в "Хронике..." , а в другом фильме. |
kishchuk в 04.10.2021 - 13:44 Возможно..
Про "Хронику" цитата: "К началу 1960-х годов не сохранилось действующих самолетов «Пе-2», поэтому их роль в картине сыграли перекрашенные чехословацкие легкие самолеты «Морава» (Let L-200 Morava), внешне напоминающие «пешки»." Отсюда: https://voenhronika.ru/news/khronika_pikirujushhego_bombardirovshhika_1967/2013-12-25 -447 Позже кадры прикреплю, сейчас занят. |
Монтёр в 04.10.2021 - 16:51 Просмотрел сейчас "Хронику..." - и в самом деле, Морава там присутствует, но показывают её лишь кусочками: то правый движок из кабины, то киль (тоже из кабины). Да так показывают, что не подкопаешься. Вот пример очень грамотного подхода к вопросу техники в историческом фильме! Ну а на земле снимали настоящий Пе-2, даже с рулёжкой. Показали даже авиастартёр то-ли на ЗиСе, то-ли на полуторке. Такому грамотному подходу кинематографистов хочется сказать "Браво"! |
kishchuk в 04.10.2021 - 17:30 Тема: Re: AZ model 1/72 Let L-200A Morava - Чешская прелесть Вроде-бы Моравы играли не Пе-2 а немецкие Ме-110 и не в "Хронике..." , а в другом фильме.
цитата: "В киноэпопее «Битва за Москву» в роли немецких самолетов выступали лёгкие двухмоторные чехословацкие машины L-200 «Морава». Кого именно они должны были изображать непонятно, но почему-то сразу становилось понятно, что это «немцы»." да если Bf-110 - это даже интереснее Пе-2 ))) (картинка кликабельна) |
rum-ata в 05.10.2021 - 12:05 Тема: AZ model 1/72 Let L-200A Morava - Чешская прелесть Хорошая модель получилась. Прям захотелось сделать такую в ливреи Аэрофлота! |
Монтёр в 05.10.2021 - 18:54 Прям захотелось сделать такую в ливреи Аэрофлота!
Было-бы здОрово. Машина красивая, но за всё время существования "Скалы" было лишь одно обозрение набора от AZ и ни одной модели. |
Ltl в 06.10.2021 - 03:19 Тема: AZ model 1/72 Let L-200A Morava - Чешская прелесть Когда-то (- год был, подсчитал - 75-й прошлого столетия...)... к нам на аэродром Орешково, под Калугой, в Воротынске присела Моравка....
Она стояла на нашей стоянке, и рядом с МиГами и казалась не настоящей. Маленькая такая, очень аккуратная, блестящая как автомобиль. Но главное впечатление - игрушка! Лопасти винта, дюралевые, полированные - меньше полметра в лопасти. Миниатюрные колёсики... Она вся была высотой по пояс (ну может чуть-чуть выше) и чтобы заглянуть в кабину приходилось нагибаться! Там меня поразила аккуратная "автомобильная" обивка, чехлы на сиденьях и ... висящая в центре, под потолком гарнитура с витым как у телефона проводом... Даже трудно поверить ЧТО эта кроха могла играть Пе-2 в "Хронике.." разве что в воздухе высоко в небе... помню точно что в киноЕпопее "Освобождение" Моравы точно летали меж клочьев дыма "за немцев" и Злины тоже... Да и не было её там. Был там грубоватый, но довольно похожий натурный макет скорее всего даже несколько, была настоящая пешка и фрагментами Ту-2 монинские. Пересмотрел. Великое кино всё-таки... - Морава-таки была: небольшие фрагменты шайб килей и коков винтов в воздухе, при взгляде из кабины на землю. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: AZ model 1/72 Let L-200A Morava - Че...(#15248) - обсуждение
Спасибо за выявленные косяки модели, подумываю сделать вариант под Пе-2 из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика", только вот как правильно покрасить, пользуясь случаем, может есть у кого какой материал по теме?