Тяжёлый истребитель Ki-45 в особом представлении не нуждается – без него сложно представить себе армейскую авиацию Японии. Ему довелось повоевать практически на всех фронтах Империи Восходящего Солнца – от южной части Тихого океана до Манчжурии.
Разработка этой машины началась в 30-х годах. В то время во многих странах была модной идея создания двухмоторного истребителя с характеристиками, не уступавшими одномоторным машинам, но имевшего при этом намного большую дальность. Не обошло это «увлечение» и Японию – в марте 1937 года армейское руководство выдвинуло официальные требования к такому истребителю. В конце концов, работы были поручены фирме Кавасаки – сначала это был проект Ki-38, а после пересмотра официальных требований – проект Ki-45. Несмотря на то, что работа в целом шла гладко, Ki-45 отличается удивительно долгим сроком разработки – характеристики машины не дотягивали до требуемых. Только после смены двигателей Ha-20 на Ha-25 и множества других изменений были достигнуты приемлемые результаты, и было решено запустить самолёт в серию под обозначением Ki-45 Kai. Первые серийные машины стали поступать на вооружение в конце лета 1942 года. Позже двигатели сменили на более мощные и надёжные Ha-102, имевшие меньший диаметр, что позволило уменьшить диаметр мотогондол. Впрочем, из-за возросшего веса лётные характеристики практически не изменились. Однако война внесла свои коррективы. К тому времени бои приобрели оборонительный характер, и необходимость в эскортном истребителе с большим радиусом действия отпала. Потому Ki-45, имеющие мощное, как для армейских машин, вооружение и протектированные баки, всё чаще стали использоваться для ударов по наземным целям и небольшим кораблям противника, в связи с чем стало устанавливаться более мощное вооружение, в том числе и 37 мм пушки. Но с усилением налётов американских тяжёлых бомбардировщиков Ki-45 вновь показал себя в роли истребителя – он был гораздо более опасным противником для массивных B-24, чем одномоторные армейские истребители с традиционно слабым вооружением из пары пулемётов. К концу войны он был одним из немногих типов самолётов, которые могли достаточно эффективно перехватывать B-29 в небе метрополии. На многих самолётах вместо верхнего бака устанавливалось вооружение, стреляющее вверх. С ухудшением ситуации и началом непрерывных бомбёжек городов на Японских островах Ki-45 стали использоваться в «специальных отрядах» для таранных ударов по вражеским бомбардировщикам. С самолётов снималось вооружение и радиооборудование, вырез кабины стрелка зашивался. Некоторым лётчикам после тарана B-29 удавалось благополучно прыгнуть с парашютом, но большинство находило свою смерть в небе.
Модель столь славной машины просто обязана быть в коллекции каждого любителя японской авиации.
Ранее Hasegawa уже выпустила всю линейку модификаций Ki-45 Kai – Koh, Otsu, Hei и Tei, отличавшихся вооружением, двигателями и формой носа. Впрочем, эти модели уже сняты с производства и найти их сложно. Последней «новинкой» стала модель Ki-45 Kai Hei вооруженных сил Манчжурии, именно она мне и досталась.
В коробке находится 6 литников (из них два одинаковых) серого пластика, запаянных в общий пакетик, в другом пакетике – прозрачный литник, декаль, и литник с эластичными втулками для закрепления винтов.
Прозрачные детали отличного качества – умеренной толщины, чистые и прозрачные. Остекление кабины стрелка дано в зашитом виде – поэтому при переделке в модификацию с задним стрелком его придётся пилить.
Декаль в наборе на два варианта машин из вооружённых сил Манчжурии, окраска которых представлена в инструкции.
Сама декаль с хорошим качеством печати (хотя в моём экземпляре брак – под одним из кругов какая-то ворсинка) и умеренной толщины. Но традиционно для Hasegawa – белые элементы имеет заметный желтоватый оттенок. Это поражает – неужели до сих пор не могут научились печатать нормальный белый цвет?
Впрочем, на этот раз сей печальный факт меня не огорчил, так как меня экзотические опознавательные знаки Манчжурии совсем не прельщают, и хочется сделать нормального «японца». Потому было решено приобрести другие декали, а заодно и прочий афтемаркет, обзором которого хочу с вами поделиться.
Что касается декалей – с выбором оказалось совсем не густо, по сравнению с засильем «немцев» и прочих «американцев». Видимо, сказывается относительный недостаток информации по японской авиации, да и сам прототип не столь популярен, как одномоторные истребители.
Итак, из того, что мне удалось найти – декали на 7 вариантов выпускал Aeromaster в серии «Empire Defenders» в двух частях. Также 1 вариант есть в декалях «B-29 Hunters» от Aviprint.. Все эти декали для модификаций Hei и Tei, что мне собственно и нужно. Меня интересовал в первую очередь пятнистый вариант. В декалях Aeromaster 72-122 такой только один - с наиболее известного фото, декали на эту машину Hasegawa давала в одном из своих наборов Ki-45 Kai Hei. Потому я решил выбрать что-то более редкостное, и приобрёл Aeromaster 72-123.
В конверте, который я получил, находились два листочка формата А5 , а так же лист формата А4 с инструкциями по окраске и размещению декалей, а также кратким описанием прототипа. Всё это на качественной бумаге с отличной цветной полиграфией. В данном наборе декали на 4 машины, 2 из них – из специальных таранных отрядов камикадзе.
Первый, красноносый, и третий варианты – Ki-45 Kai Tei из 53-го Сентая 2-го и 3-го Хикотая, Префектура Чибо, февраль 1945 года.
Второй – машина пилота Мисабуро Ямамато, погибшего при таране B-29 18 апреля 1945 года над Фукуока.
Четвертый вариант – тоже из таранного отряда, авиабаза Мацудо в Префектуре Чиба. Если не ошибаюсь, эту машину Hasegawa предлагала в своём наборе Ki-45 Kai Tei.
Даны номера красок в палитре Aeromaster для окраски указанных вариантов.
Декаль отличного качества, даже мелкая техничка хорошо отпечатана.
Набор Aeromaster 72-122 содержит 3 варианта. Фотографии нашёл в сети, к сожалению, качество очень плохое.
Также с обзором этих декалей можно ознакомиться тут.
Декали Aviprint 72003. Изображения также найдены в сети.
На этом с декалями, кажется, всё. По крайней мере, мне больше никаких декалей на Ki-45 в 72м масштабе найти не удалось.
Пустоту в кабине можно заполнить и самостоятельно, ну а лентяи, как я, могут воспользоваться продукцией фирм, выпускающих афтемаркет. Смоляные наборы выпускают Aires и Pavla. Содержимое набора C72044 от Pavla можно рассмотреть на сайте производителя – сами детали и в собранном виде. Помимо смоляных деталей в набор входит и ваку-фонарь.
К сожалению, ссылка на обзор набора Aires 7061 в галерее сайта Hyperscale не работает, поэтому о содержимом набора пришлось только догадываться. Но, зная стабильно высокое качество Aires, и немного сомнительную репутацию Pavla (качество литья, да и проработки, продукции которой далеко не всегда соответствует цене), я свой выбор остановил именно на Aires.
В стандартной блистерной упаковке находятся смоляные детали, пластинка фототравления, прозрачная подложка для приборной доски с напечатанными приборами, мини-каталог Aires и инструкция по сборке.
Качество литья смоляных деталей – на отлично, членение продуманное. К сожалению, фотоаппарат временно недоступен, пришлось снимать телефоном - потому фото неудачные и мало что можно рассмотреть.
Конечно, не имея на руках набор от Pavla, по фото судить сложно. Но мне кажется, что деталировка у Aires выполнена лучше, так что о своём выборе я не жалею.
Что касается остального афтемаркета – это фототравление и покрасочные маски, которое предлагает вездесущий Эдуард. В масках, как на мой взгляд, особой необходимости нет – остекление у Ki-45 небольшое и относительно простой формы, я решил обойтись своими силами. Набор фототравления 72205 относительно старой разработки, и по деталировке уступает новым наборам.
Желающие могут скачать и посмотреть инструкцию к нему с сайта производителя. При использовании смолы Aires фототравление можно и не брать – бОльшая его часть относится к кабине, которая в смоле сделана гораздо объемнее и реалистичнее, как на мой взгляд. Да и силовой набор закрылков и ниш шасси, выполненный в фототравлении, выглядит слишком плоско. Намного лучше эти детали будут смотреться, если их сделать самостоятельно. Так что, рассмотрев набор Aires и взвесив все плюсы и минусы, я уже жалею, что купил травление – лучше бы потратил эти деньги на что-то другое. Впрочем, раз уж он у меня имеется, я думаю, какие-то детали из него обязательно пригодятся при постройке модели.
Помимо этого можно использовать металлические выхлопные патрубки Москит 72-08, которые иногда ещё встречаются в продаже:
И резиновые колёса Экипаж. Впрочем, фото колёс найти не удалось, и я не знаю, насколько целесообразна замена – действительно ли они заметно лучше пластиковых колёс из набора.
Что касается двигателей, то Vector не выпускает подходящие Ha-102 Zuisei в 72м масштабе. Но можно схитрить – использовать Kasei/Kinsei, от которого он мало отличался внешне.
Единственная беда в том, что диаметр этих смоляных двигателей 15,8 мм – это больше, чем внешний диаметр мотогондол у модели... И хотя это граничит с кощунством – но придётся спиливать головки цилиндров, чтобы поместить двигатели в мотогондолы.
Буду рад, если своим обзором помог кому-то определиться с выбором. Спасибо что дочитали эту статью до конца.
С уважением, AndreyK.
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Тема: Обзор Hasegawa 1/72 Ki-45 Kai Hei и д...(#1332) - обсуждение
Очень полезный обзор, спасибо. Всё собираюсь собрать какого-нибудь "японца", теперь немножко всё прояснилось.