Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Вот и подходит к концу экскурс в модели японской палубной авиации. На очереди - последний палубный торпедоносец Императорского флота, B6N Tenzan.
«Тензан» (в переводе – «тяжелая гора»), взлетевший еще до начала войны на Тихом океане, пока остается самым современным японским палубником, который любитель может поставить себе на полку. Как я указывал ранее, палубные «Джуди» были, но как они выглядели, никто не знает, никаких документальных свидетельств о них не сохранилось.
Разведчики «Сайун», судя по всему, с авианосцев вообще не применялись: сыграла роль их выдающаяся дальность. Японские адмиралы предпочитали забивать ангары своих кораблей боевыми машинами, а разведчики использовать с береговых баз. Это, впрочем, не помогало – джапов нещадно били, вырезая их самолеты целыми эскадрильями. Торпедоносцы B7N «Рюйсей» появились уже после разгрома японского флота и с палубы не летали. Так что «Тензан» – последний…
За то, что у нас есть миниатюрный «Тензан», надо благодарить все ту же «Fujimi»: сподобилась, облагодетельствовала. Да не одной, а двумя модификациями, плюс еще и варианты с различными декалями. Мне досталось изделие под номером С-9, с ним я вас и буду знакомить.
Модель B6N состоит всего из четырех литников, но, в отличие от хасегавского «Kate», основные литники длиной не в две трети, а во всю коробку. В итоге почти весь самолет уместился на два литника, на третьем, поуже, осталась только винтомоторная группа. Тут нас ждет приятный сюрприз: если глядя на верхнюю грань коробки можно было решить, что в комплекте детали только под «модель 12», то на самом деле из имеющегося внутри добра можно собрать и более ранний «модель 11». Для этого имеются носовые части и сопутствующие им детальки (выхлопные патрубки) для обеих модификаций, и это, несомненно, хорошо. Но вот что прямо-таки поражает, так это то, что на каждую модификацию дается отдельная инструкция и отдельный лист декали! По одному варианту, но все же. О декалях – потом, сначала – пластик.
Он производит двойственное впечатление. С одной стороны аккуратная расшивка, интерьер ниш шасси, красивая хвостовая стойка, симпатичная торпеда с винтами и стабилизаторами. С другой – явные упрощения как в интерьере (он состоит из приборной доски, ручки управления и… пола, заодно с которым отлиты все три сиденья. Так, однако, давно не делают…)
Да и основные стойки шасси, отлитые вместе с колесами – это моветон, как и двухрядный двигатель в одну деталь. Но приходится терпеть – иных «Тензанов» на свете нет. Ясный пень, в ходе сборки половину мелких деталей придется выкинуть, другую доработать – обычное дело.
Качество отливок хорошее, но на колесах присутствуют глубокие утяжины.
Фонарь же, весьма прозрачный, меня поначалу сильно напугал – показалось, недолив. Но после изучения фото и чертежей пришло успокоение: вырез в задней части не дефект, а фича «Тензана», через него наружу торчал пулемет.
Другой фичей был наклоненный вперед киль, добавляющий самолету шарма и некоторой «набыченности». Не вина «Тензанов», что вместо асов их атаки прикрывали желторотые выпускники летных школ, которых вместе с их устаревшими «Зеро» мгновенно сметали с небес американские Hellcat и Corsair. «Тяжелая гора» был хорошим самолетом (особенно когда нормально работал движок), но обстоятельства были против него, и славы особой он не стяжал. Ни в роли нормального торпедоносца-бомбардировщика, ни в роли камикадзе. Говорят еще, что B6N на Курилах дрались с советским флотом, что стало одной из последних страниц в истории машины. Доставшиеся нашим «Тензаны», естественно, превратили в утиль, остатки которого, вероятно, до сих пор гниют на «спорных территориях». А вот в Штатах одна машина в хорошем состоянии сохранилась до наших дней, и потому можно надеяться, что модель делали с нее. Во всяком случае, на первый взгляд фуджимовский «Tenzan» вполне похож на себя. Что же касается деталировки, то такие книжки, как Maru Mechanic или Mechanism of military aircraft помогут изготовить недостающие детали. Там и фото, и картинки-схемы и все что хочешь. Вот только текст на японском, и почитать на ночь можно только польскую книжку от Kagero из серии Famous Airplanes – там текст дублирован на английском, да и фото вполне информативные.
Еще в комплекте с этой книжкой шел лист декалей, в том числе и под 72-й масштаб. У меня творение Лешека Величко, естественно, в копии, так что декали вживе нет –только ее скан. Но и его достаточно, чтобы узнать, что как минимум один вариант “из книжки” меня бы устроил. Но придется располагать тем, что есть.
Как я уже сказал, есть аж две декали, на каждой свои хиномару и приборная доска. Но главное, конечно, коды, вернее их шрифт.
Опытные люди уже ждут, что сейчас будет пассаж про собаку Кутьку и Врага. Но нет, не будет его, и вот почему.
Первый вариант, с иероглифом, который читается “Ри” и номером 371, принадлежал Хиякуригахара кокутай (не уверен, что правильно написал первое слово, но я в японском не силен), фото есть в книжке Кагеро на стр 22. Если это единственное сохранившееся фото этого самолета, тогда выходит, что хвостовой код реконструирован исходя из наименования подразделения и видимого на створке шасси номера. Этот самый номер в декали в целом похож, но о том, как было написано “Ри-371” на хвосте, можно только догадываться, и копать здесь бестолку.
Второй вариант, ради которого и приобреталась модель, еще более мистичен. На коробке изображен Tenzan, взлетающий с “Тайхо”, о чем сказано и в соответствующей инструкции. Да, в 1944 году на борту этого корабля, несомненно, были “Тензаны”, и возможно даже новейшие B6N2. Принадлежали они 601-му кокутаю, и в ходе битвы у Марианских островов (а равно и позже, до конца войны) его самолеты несли обозначения, начинавшиеся с номера 601. Дальше должна была следовать тройка, обозначавшая назначение машины (торпедоносец), а потом двузначный номер, причем “пятнашка” вполне могла сидеть на “Тайхо” Но фото-то нет!!! Сам авианосец в ходе первого своего боя был потоплен вместе со всеми самолетами и фотографиями их, если кто их делал. Конечно, можно посылать правдоискателей на дно Тихого океана – мол идите и проверьте, такой ли шрифт номера, но меня и здесь неплохо кормят. Тем не менее душа желает декаль пореальнее, благо фото палубных “Тензанов” есть, иногда очень хорошие. Вроде бы в отдельных сериях фуджимовской модели идут другие деки, под “Зуйкаку”, но мне таковых не досталось. Так что снова: Хочу декаль! На всех палубных японцев! Хоть по одному варианту (палубному!), но чтоб правильные! Может быть, кто-то все же возьмется? Я согласен быть бесплатным консультантом…
P.S. Изучение зарубежных обзоров на эту модель позволило установить, что ранее ее комплектация была богаче – в коробке имелся еще один литник с вооружением, посредством которого к торпеде и паре 250-кг бомб добавлялись еще топливный бак, 800-кг бомба, шесть 60-кг бомб вместе с соответствующей подвеской. Впрочем, тогда не клали два движка в одну коробку, поэтому что лучше – вооружение или модификация самолета – сказать сложно.
Eisbear в 22.10.2008 - 12:49 Хороший обзор, что меня интересует, у меня есть набор от Fujimi 1/72 Nakajima B6N2 "JILL" TENZAU TYPE 12, коробочка другая ни я думаю что литники те-же самые |
beken в 21.11.2008 - 15:52 Тема: Tenzan Хотел бы по последнему абзацу уточнить – дается не ПТБ, а контейнер дымного (дымового) генератора (Smoke generator) с крыльевыми и фюзеляжными антеннами.
По декам – у меня также 2 инструкции и 2 деки – 1-я на I2-385 с Smoke generator c Зуйкаку и 2-я 752 Кокутай – 4 варианта – 52-37, 52-10, 52-33, 131-01 (цифры 01, 10, 33 – большие, белые на Хиномару) |
Lish в 21.11.2008 - 23:50 Спасибо за обзор! Как всегда очень...!!!
Дополню, очень пригодится такая травленка [url=http://www.postimage.org/image.php?v=Pq1zzADr][/url] Декаль еще можно найти от Rising decals - три варианта, но не авианосные. Качество отличное. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Fujimi 1/72 Nakajima B6N Tenzan - Гор...(#1210) - обсуждение
Снорри - спасибо большое! Очередной хороший обзор.