Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Недавно завершил работу над очередной «Пантерой», о которой хотел бы рассказать.
Ранее я уже строил модель танка «Пантера» с прибором ночного видения (ПНВ) FG-1250, но это было достаточно давно, да и фото, с оглядкой на которое строилась модель, представляло собой «Пантеру» на полигоне, частично разукомплектованную.
Среди обилия современных выпускаемых моделей, в том числе - машин «Е-серии» или иных, относящихся уже скорее к What-if или просто фантазий на тему, с прилепленными в тему и не в тему ПНВ, самым логичным носителем такого прибора является всё же «Пантера». Как мы знаем, поздняя «Пантера», уже избавившаяся наконец от «детских болезней», являлась вполне адекватным и современным образцом вооружения, и многие перспективные разработки проектировались на основе её шасси. В том числе, на «Пантере» планировалась «обкатка» такой прогрессивной новинки военных лет того времени, как ПНВ. Массовое внедрение этого оборудования могло принципиально изменить тактику ведения ночного боя, начиная с того, что в принципе сделало бы возможным ведения наступательных боевых действий с эффективным использованием бронетехники. Однако, как мы знаем, этого не случилось: ПНВ FG-1250 и прочее ИК-оборудование, необходимое для работы комплекса, появилось в период, когда промышленность Германии была уже не в состоянии решать столь сложные задачи, как массовое внедрение в войска активного ИК- оборудования для ночного боя.
История тем не менее сохранила для нас некоторое количество фото танков «Пантера», оборудованных как креплениями для ПНВ, так и укомплектованные ящиками на корме для хранения ИК-оборудования. Вопрос о реальном применении ПНВ в бою пока остаётся открытым.
В своей модели я решил отразить своё видение танка «Пантера», укомплектованного полностью рабочим активным ПНВ FG-1250 с коробом его хранения, с учётом особенностей танка предполагаемого периода выпуска (это условно машина с особенностями выпуска зимы-весны 1945).
Поскольку пока фотографий реальных «Пантер» с ПНВ в боевом режиме не появилось в открытом доступе, при постройке за основу была взята машина выпуска Daimler-Benz (DB) с присущими ей особенностями указанного периода, с некоторыми допущениями, и отсылкой к тому, что это всё же в какой-то степени предположение. Базовыме моменты, присущими «Пантерам» DB данного периода (всё-же, скорее весна), и отражённые в модели – следующие:
все катки – обрезиненные, высокая шахта «отопителя» на левом вентиляторе, обрезиненный поддерживающий ролик, полный комплект ограничителей хода балансиров (в отличие от MNH, например), всё ещё встречающееся кольцо зенитного пулемёта на ком.башенке, выхлопные трубы с искропламегасителями и колпаками на них, отсутствие петель для камуфляжа на бортах башни и присущая исключительно DB деталь: «подковка» для установки запасного катка на кормовых стенках башни, и, конечно же –всё ещё ранний ленивец.
Что ж, раз мы теперь примерно понимаем, что строилось – приступим к рассказу о том, как!
Для постройки использовались следующие наборы:
1. Dragon 626 Panther G late production – базовый набор отличного качества, позволяющий собрать различные варианты танков «Пантера» поздних серий. Внезапно, есть нюанс: именно из него такую машину не построить на 100%: в наборе НЕТ раннего «ленивца», хотя он есть во всех остальных на его базе. По не понятной мне причине, именно в моём наборе они были, и лежал литник с не заглушенными питателями для него;
2. Friulmodel ATL-08 Panther late Type Tracks – металлические траки позднего типа с «шевронами» для танков «Пантера» и машин на их базе. Минусом траков является то, что они «односторонние»: отверстие под «палец» с одной стороны траков, и на одной из гусеничных лент они будут наружу. С другой стороны – на ведущее колесо они ложатся идеально, плюс пролиты даже литьевые номера на траках. Использовать их или аналог от MasterClub (как считается, более копийный, хотя например тех же литьевых номеров на них нет) – на мой взгляд, дело вкуса;
3. Griffon Model L35001 BONUSPACK WWII German Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Tank (Metal Barrel Inside) - набор фототравления, который был приобретён достаточно давно в количестве аж двух экземпляров для двух разных машин, прежде всего из-за точёного ствола. Ранее я писал, что это - самый худший из известных мне наборов для деталировки танка «Пантера», и я крайне не рекомендую его к покупке. Практически все элементы исполнены не корректно. Малопригодны и не копийны даже столь значимые и трудноизготовляемые «ручками» элементы как сетки МО, цепочки. С учётом того, что этот комплект был полный, и особенностью ниже – скажу, что просто не очень хороший за свои деньги. Всё-же ствол конечно – просто отличный, этой мой выбор для поздних «Пантер». Кроме того, век живи-век учись… а вот «рубленные» лепестки на шахту отопителя оказались как раз правильными, в свете новых чётких фото «Пантер», в то время как большинство фирм делает их скруглёнными, что не верно. И я оценил фиксатор орудия в положении «по-походному»: это очень стоящая вещь;
4. Pontos model 35006P1 Ствол MG-34 (Late) for Panzer 1/35 – точёный курсовой пулемёт в танковом кожухе. Мне понравился, использую не первый раз, на себя – похож, в работе – хорош;
5. ABER R-26 1/35 German 2m antenna rods (set of 3 pcs) – набор точёных 2-х метровых антенн для немецкой бронетехники. Отличного качества и с барашками зажимного устройства в комплекте. Рекомендую! ;
6. Alliance Model Works LW35009 Grill mesh Panther ausf G Tamiya – набор травлёных сеток на воздуховоды и вентиляторы для танка «Пантера». Набор для «Тамии», но встал и на Dragon. Честно говоря, сетка всё же немного крупновата, но смотрится не смотря ни на что – хорошо, хоть и несколько хуже ABER. «Лепестки» на шахту отопителя в наборе не корректные (в принципе, как и у ABER). Что самое главное: при установке сеток, и их окраске – я под ними чётко вижу фактуру тамих защитных решёток. Это на мой взгляд, правильно;
7. Eureka XXL ER-3501 Towing cable for Panzer V Panther Ausf. G – медные буксировочные тросы и трос для натяжения гусениц. Традиционно качественный и удобный в работе трос. Хотя, их хрупкие коуши из смолы я стараюсь не ставить, что было сделано и на этот раз: к их тросам я применил родные коуши;
8. Great Wall Hobby 1:35 GWH3515 - WWII German IR Night-Vision Devices 2 in 1 – набор для сборки инфракрасного прибора ночного видения. На мой взгляд, лучшее предложение такого типа на рынке (об этом-ниже по тексту);
9. Add On Parts 35-0022 Panther IR Box with Spare Wheel – необычный такой комплект, набор из короба ПНВ типа FG-1250 и катка (с резиновым бандажом) для танка «Пантера». Приобретался из-за короба ПНВ;
10. Griffon Models L35A014 1/35 Final Type Schurzen(Side Armor Skirts)for WW II German Panther Ausf.G Late&Final Production – набор бортовых экранов, со скруглёнными секциями передних и кормовых экранов;
11. Reality in Scale № 35242 1/35 German 75mm Long Ammo Boxes (12 resin pieces and Archer decals) – отличный набор снарядных ящиков для танков, вооружённых орудием 7,5 cm Kw.K 42 и его вариациями. Качественное литьё. Особую ценность составляют декали с маркировкой снарядов;
12. Eureka XXL E-007 Metal Ammo Canisters for 7.5 cm Kw.K.42 – металлические тубусы для снарядов, используемых машинами, вооружёнными орудием Kw.K42 и его вариациями. Хорошее литьё, травлёные детали замков. Жаль нет надписей, но… в общем, если кому нужны эти тубусы – хорошо что есть это изделие. Смола приятного качества, не ломкая, пролита хорошо.
13. Различная самодельная мелочёвка и остатки от других наборов, в том числе - цепочки, пластиковые прутки и полоски Evergreen, метизы MasterClub.
Как обычно, пойдём снизу вверх при описании процесса постройки.
1. Заменил гусеницы на металлические от Friulmodel. Хотя конечно многие предпочитают им отличные траки от MasterClub, мне по-старинке привычней эти траки. Гусеничная лента, набранная из 86 звеньев – адекватно ложится на ходовую по длине, и без проблем стыкуется с ведущим колесом. Собирались траки легко и приятно.
2. Были доработаны «ленивцы» из набора – добавлено отверстие для смазки путём придания нужной формы отлитой имитации, болтиков от MasterClub. Ленивцы получили фактуру литья. Обратите внимание, что ленивец я использовал раннего типа – это особенность поздних «Пантер» именно выпуска DB;
1. Добавлены сварные швы на пальцеотбойниках;
2. Пожалуй одна из самых малозаметных и при этом не самая приятная доработка: на каждом из 4-х демпферов-ограничителей хода балансиров. Данные ограничители стоят парами, по 2 штуки на борт, и ограничивают ход последних и первых балансиров. Это придаёт ходу машины плавности: она не сильно «роет мордой» и не проседает на корму. Обратите внимание, что например машиныMNH не имели ограничителей хода в коромовой части, DB-«Пантера» имела полный комплект. В ограничителях высверлены отверстия, расточены канавки и имитирована корончатая гайка крепления обрезиненных пружин. Поскольку при рассверливании отверстие всё же выходи коническое, была взята сразу гайка с шайбой, при вклеивании в полученное отверстие в верхней части ограничителя - как раз смотрится как просто гайка на ровной поверхности. На готовой модели с экранами к сожалению доработка не видна;
3. Раз уж я заговорил о доработках, узнать о которых можно только из статьи – то продолжу: я раньше не обращал внимания, что бронировка вентиляции отделения управления стоит не просто над отверстием: отверстие имеет возможность закрываться круглой (как я понял) крышкой. Это в принципе логично: иначе, при форсировании например водной преграды вода будет уверенно заливать отделение управления. Имитировал круглую крышку на ножке из пластикового прутка под бронировкой;
4. Удалены лишние сварные швы на панелях над вентиляторами на крыше МО;
5. Доработана шахта отопителя: добавлена фактура литья, стяжные болты. Я сделал шахту на «холодную погоду» для разнообразия: установлено 4 «лепестка» на решётку вентилятора, оставшиеся уложены в доработанное крепление (добавлены пластинки над пазами для выступа на круглой части «лепестков», центральный элемент с прижимной пластиной, цепочка от фиксатора);
6. В соответствии с п.5, были закрыты прямоугольные решётки воздухопритока справа с применением травления от Alliance Model Works;
7. Травлёные сетrи и решётки на крыше моторного отсека из набора заменил на травлёные от Alliance Model Works: на мой взгляд, лучше соблюдён шаг самой сетки, чем у родных, но – хуже ABER. Вообще я считаю, что если ячейка решётки масштабна, то на готовой модели легко читается рисунок собственно бронированной решётки под ней. Здесь это соблюдается, на мой взгляд;
8. Хотя я в данный момент не смог установить закономерность использования типов литых решёток над вентиляторами для разных заводов в соответствии с количеством приливов литьевой формы, сами следы питателей были имитированы: я остановился на 4-х приливной решётке, добавив на неё соответствующие небольшие выступы. Также на решётках имитирована фактура литья;
9. Добавил сварные швы ко всем подъёмным рымам;
10. Установлена двухметровая антенна от ABER в рассверленный стандартный резиновый постамент из набора;
11. На корме заменил на травление крепление фонаря, добавил к нему проводку, для проводки выполнил имитацию вывода на корме, рассверлив имеющийся вывод;
12. На кормовой плите заменил суппорт инерционного стартера. На этот раз изготовил его из тонкого полистирола и обрезков пластикового прутка;
13. Добавил травлёный светоотражатель на корме;
14. В части крепления шанцевого инструмента и навесного оборудования:
все крепления были заменены на изготовленные комбинированным способом. Идущие в комплекте рамки и деражтели на мой взгляд конечно толстоваты, НО вынужден признать: травлёные мне кажутся слишком тонкими. Поэтому, рамки в лобовой части были сточены по толщине, а пластины креплений всего остального инструменты были выполнены из полосок Evergreen. Зажимы инструмента из набора травления меня не устроили, я использовал рабочие от ABER, позднего типа. Держатели траков – комбинированные, полоска основания – пластиковая, а держатели траков – травлёные. К полосам и рамкам крепления шанца добавил также следы приварки к корпусу.
В итоге – на мой взгляд ни идущие в комплекте с травлением, ни предлагаемые в наборе элементы нельзя считать копийными: одни – переразмерены по технологическим причинам, другие – недоразмерены, видимо по аналогичным. Я пока остановился на таком вот варианте применительно ко всем креплениям, который Вы можете видеть на модели: сочетание травлёных зажимов с пластиковыми основаниями из полосок 0.38 мм, чуть сточенными дополнительно по толщине.
В этот раз не забыл я и полый стержень с отверстием, через которое «пальцем» с цепочкой крепится с одной стороны ключ для натяжения гусениц. Он изготовлен из высверленной латунной трубочки.
16. Запасные траки установлены от MasterClub: во-первых, они с более детальной имитацией пальца крепления, а во-вторых – лёгкие, уверенно будут держаться в хрупких держателях;
17. Использованы элементы фототравления для деталировки креплений демпферов люков отделения управления. Кстати, в итоге вышло не вполне корректно: у меня на них показаны винты впотай, а должны быть выпирающие головки шурупов! Внезапно, да, вот так несколько топорно – но на настоящей машине деревянные вставки крепились именно так. Я поэтому рекомендую травлёные пластинки не использовать. Если хотите –Вы можене сточиь отлитую имитацию и приклеить с двух сторон тонкие уголки из меди или т.п., но… даже простая имитация головок шурупов на изкоробочных деталях будет выглядеть уже близко к реальности;
18. На замки ящика ЗИП поставил застёжки из основного набора травления от Griffon: сгибать не просто, но… выглядят они хорошо;
19. Из деталей травления поставил фиксаторы грязевых щитков;
20. Установил пластины поддержки ящиков ЗИП, взятые от набора ET Model. Я кстати был удивлён, что среди множества плат металла в травлении от Griffon не было этих реально нужных деталей!
Обратите также внимание: вообще, поздняя «Пантера» изначально комплектовалась с креплениями как для стандартного ящика ЗИП справа на кормовой плите, так и приваренными в этом же месте квадратными бонками для навешивания массивного ящика хранения ПНВ (это кстати даёт некоторую свободу творчества: Вы вполне можете поставить ящик для ПНВ, отделяющийся по окраске от самого танка). Также, на основе сведений из новой литературы и фото, открылся такой факт: ящик ПНВ мог висеть как ниже уровня верхнего среза кормовой плиты, так и на уровне.
Что в любом случае следует учесть: пластинка, поддерживающая стандартный ящик ЗИП, скорее всего бы убиралась, хотя – я например оставил, это всё не однозначно. Чего точно не следует делать – так это крепить её к ящику ПНВ: в этом нет никакого смысла, он держится на бонках, эту тонкую пластину он выгнул бы. Так что я имитировал только крепление пластины к спонсону корпуса снизу, а в месте прилегания к ящику - просто оставил отверстия;
21. В соответствии с концепцией модели, правый ящик ЗИП упразднён и вместо него установлен смоляной ящик ПНВ от Add-on parts. Пришлось дорабатывать в соответствии с чертежами из книг Дойла/Йентса и по новой графике из книги Panther external appearance & design changes в части запирающего устройства. Добавил также подъёмный рым: его отсутствие осознал только после сборки и даже окраски (но до матового лака), так что оперативно наклеил уже на финальной стадии - очень хорошо подошла петелька от набора с «Пантерой» от Dragon, которую предлагается клеить на борт башни как петлю для камуфляжа;
22. Цепь заглушки шаровой пулемётной установки был вынужден взять из стороннего набора (от DAN-models, набор цепей и замков), в наборе от Griffon она не дотягивается до заглушки. Узел крепления к корпусу изготовил самостоятельно;
23. В шаровую установку поставил точёный пулемёт от Pontos Model. Обратите внимание: он располагается длиной прорезью в кожухе вверх;
24. Изготовил из набора Griffon фиксатор орудия в положении «по-походному». Честно говоря, был удивлён, как всё чётко состыковалось. И оно того стоило: выглядит очень масштабно. Я конечно доработал - где следует, добавив сварных швов;
25. Отдельно остановлюсь на бортовых экранах. Производитель называет их «поздними», однако не уверен, что это заводское решение. Я решил поставить такие для разнообразия, и добавить немного «перспективных» решений в модель. Что характерно, есть несколько фото разных машин с такими экранами, но у меня есть ощущение, что это скорее полевая доработка (хотя кстати есть подтверждение наличия именно DB-машины с такими экранами). Скруглили их скорее всего во избежание потери при движении вперёд, когда машина преодолевает те или иные подъёмы. У меня нет подтверждения, что скругляли и кормовой экран, хотя это имело бы смысл: как раз первый экран не подцепит остальные, если будет сорван (он идёт внахлёст над ними), а вот кормовой – может. Хотя, проблема тут иная: при ударе о препятствие он скорее вырвет консоль для навешивания, чем «безболезненно» сорвёт пластинки крепления экранов к консолям. Кстати, из-за использования мною стандартных пластиковых консолей для навески экранов, установить травлёные контрящие пластинки не представилось возможным.
В этих экранах, на мой взгляд, сильно переразмерены отверстия для монтажа. Когда я смонтировал их на держатели – в принципе, всё оказалось не так уж и страшно, тем более что в размер они в общем-то попадают. Ровные, садятся на держатели хорошо. Тем не менее, общее впечатление в итоге смазалось. Например, экраны Voyager – держатся идеально только на трении. Здесь, учитывая опыт предыдущей модели «Пантеры» - я доработал консоли пластинками для лучшего «цепляния» экранов, скруглив место приклеивания.
Вообще же, ставить или нет экраны – дело каждого. Я решил их оставить: на мой взгляд, раз речь идёт о типовой машине – она в штатной комплектации должна иметь экраны.
Башня была подвергнута базовым доработкам, здесь всё довольно стандартно:
1. Исправил ошибку с геометрией неподвижной частью бронировки орудия, добавил травлёный козырёк над маской пушки;
2. Маску с «бородой» несколько доработал, добавив характерный шов от стыка литьевых форм, усилил фактуру литья (чтобы после окраски деталь выглядела именно литой);
3. На самом деле я и сам пропускаю порой этот момент…но, не забывайте, что лобовая деталь башни «Пантеры» - была литая. Добавил слегка соответствующей фактуры;
4. Сместил кормовой эваколюк влево;
5. Установлен точёный ствол от Griffon Model: изделие очень качественное, нареканий нет, устанавливается идеально. Только не забудьте, что ВНАЧАЛЕ надо установить маску орудия, и только потом – дульный тормоз;
6. Доработал замок кормового люка: по-хорошему, там переделывать много. Нет ни пазов в люке для двигающихся пластин замка, ни пластины для фиксации люка замком в открытом положении… Однако, люк в итоге был закрыт наглухо: я передумал делать модель с набросанными на крыше МО гильзами, решив уложить там поклажу;
7. Добавил на крышу из набора травления пластину крепления прибора Ortercompass, имитировав приварку;
8. Добавил пластины креплеиня индикаторов применения отравляющих веществ (ОВ) и барашковые гайки на них из запасов от набора ET Model, но тут я перемудрил: они должны быть обращены как я понял «барашками» вниз, а не вверх;
9. На командирской башенке усилил фактуру литья, добавил указатель направления из набора травления от Griffon;
10. Добавил сварные швы на креплении кольца зенитного пулемёта к ком.башенке.
11. Конечно же, самостоятельно изготовил фирменные DB-шные подковки для навески катка. При изготовлении ориентировался на фото и примерял смоляной запасной каток. Деталь конечно скрылась за траками, но... я думаю, такой детали как «потом не видно будет» не было в каталоге изделий, из которых строится «Пантера» (хотя… да, тут надо тоже, без фанатизма);
12. На крышу башни установил крючья для подвешивания траков. Вообще, для поздних «Пантер», навешивание траков на башню – очень частое явление. Не редкость и на более ранних машинах. Так что, любителям «обвеса» - очень рекомендую, это было настолько частым явлением, что порой кажется, что фото «Пантер» без траков – меньше, чем с ними ;
Обратите внимание, что навешивали траки не только зубьями наружу, но и зубьями внутрь – в таком случае, траки потенциально давали надёжную защиту от кумулятивного снаряда даже относительно крупного калибра. Обратите внимание: часто эти крючья были не обязательно из прутков круглого сечения, как иногда делают моделисты. Есть фото, где явно видно что сечение – почти прямоугольное!
Траки взяты всё от того же Friulmodel, зачернены и надеты на крепления после покраски. Зафиксировал их клемм на крюках, чтобы не болтались.
13. Сделал заново из тонкой полоски пластика дождевой козырёк над прицелом, добавил травлёную отбортовку на него;
14. Ну и как обычно – я сделал 2 выпила в кольце башенного погона и 2 «клычка» на башне для её надёжной фиксации в корпусе.
Набор от Great Wall Hobby довольно неплохой. Позволяет собрать 2 полноценных комплекта ПНВ, в двух разных вариантах (2 одинаковых или 2 разных). Также, в наборе есть 2 отличного качества пулемёта (MG-34 и MG-42), хорошие пластиковые ленты с патронами (есть вариант ПНВ с установленным рядом пулемётом). Кроме того, имеется в наборе держатель на 2 магазина барабанного типа для пулемёта, собственно эти 2 барабана, и небольшая коробка со значком в виде молнии – в наборе не используется, но судя по всему – это блок питания для ПНВ, монтируемый внутри машины, на которой он установлен.
Деталировка набора отличная, собирается понятно, основной блок прицела дан прозрачной деталью. Но… присутствует смещение форм, при такой ажурной конструкции – «лечится» весьма муторно.
За что спасибо – это за внятную схему сборки и монтажа (на ком.башенку по типу установленной на «Пантере» или на горизонтальную поверхность), окраски и организации проводки, соответствующую немногим фото и схемам из сети.
ПНВ монтируется довольно необычно: при таком способе монтажа закрыть люк ком.башенки не возможно при установленном ПНВ. Кстати, вклеить его в смонтированную на крышу башни ком.башенку тоже едва-ли можно. Так что я собрал их воедино, и просто установил на этапе финальной сборки. Во всех узлах ввода кабелей (разъёмы, имитированные на ПНВ) я рассверлил отверстия для ввода кабелей питания. Провода питания к основному блоку ПНВ , ИК-прожектору подсвета и детекору я сделал из гибких свинцово-оловянных проводков от Aurora Hobby разного сечения. Они очень удобны в работе, рекомендую! В этот раз приклеил их сразу, красил уже вклеенными.
После окраски в чёрный –также «обрезинил», обработав пигментом «сажа» из тамиевкой пудренницы.
Обратите также внимание, на ПНВ много резиновых уплотнителей, ручек и т.п., имеющих чёрный цвет. Также, на небольшом блоке возле ИК-прожектора есть рукоятка чёрного цвета, предположительно для включения/выключения прожектора.
На счёт окраски данного прибора. Долго размышлял о цвете прожектора и приёмника.
В итоге, повторять ошибок (в т.ч. своих же) – не стал. Стекло ИК-прожктора – синий лак, детектор – бесцветный. Долго думал, как показать уплотнитель, в итоге – покрыл стёкла футурой, b когда она высохла - в центр капнул чёрной эмалью и растушевал растворителем так, чтобы она скопилась по краям. Сверху – ещё раз покрыл футурой.
Что новенького я добавил по сравнению со своей прошлой «Пантерой» с ПНВ – так это металлическую ленту, соединяющую ПНВ и механизм наводки орудия для указания наводчику от командира. Лента крепилась к полукруглому сектору на ПНВ и уходила через прикрытое бронировкой отверстие в крышу башни к рабочему месту наводчика. Роль этой ленты играет тонкая латунная пластинка, химически чернёная и натёртая грифелем и металликами.
Собственно, теперь такой ПНВ - это именно полноценное устройство, позволяющее не только наблюдать за полем боя и обнаруживать цель, но и обеспечивать наводку на неё орудия.
Я в процессе работы решил, что доработаю модель, добавив немного всяческой поклажи и полезных в ратном деле вещей.
Здесь вообще стоит остановиться на вопросе отдельно.
С одной стороны, не сказал бы, что частым явлением были «Пантеры», заваленные скарбом. Тому есть разные причины: моторный отсек большой, но… то на вентилятор груз положишь – а он горячий воздух гонит на него, то воздухоприток своими пожитками перекроешь, то люк доступа к постоянно ломающемуся двигателю… Да и что положить? Снаряды? Так вот с чем-чем, а с этим у «Пантеры» проблем нет, БК очень большой (82 снаряда, 4800 патронов к пулемётам). Топливо? Ну… такой пример. На одной заправке (более 200 км.) можно доехать от Наро-Фоминска до центра Москвы и обратно, если по Киевскому шоссе. Суть примера думаю понятна.
С другой… это же война. Здесь снарядов и топлива много не бывает. И «Пантеры», везущие на себе например сразу по 2 200-литровые бочки – тому пример. Да и ящики со снарядами и прочим имуществом на них встречаются. Кстати, в снарядном ящике не обязательно возить снаряды: мало-ли что полезного можно положить. Это легко ведь сказать: да взять любой ящик под имущество. Откуда его взять-то в реальных условиях? Вот и брали как вариант, от снарядов. Плюс, моя машина например имеет на 1 ящик для имущества меньше из-за ящика ПНВ.
Ну а тут ещё… конец войны (или, может… продолжение?), так что.. пока дают – надо брать!
В итоге, на борт взято:
1. Ящики для двух снарядов (стандартный ,бронебойно-каморный с защитным и баллистическим колпачком, как указанно на маркировке) – 5 шт. Использовал отличные ящики от Reality in Scale с декалями;
2. Дополнительно, ещё 3 снаряда в тубусах от Eureka XXL;
3. Бросил на и без того закрытый задвижками воздухоприток ёмкость для жидкости Glysantin. Glysantin – это охлаждающая незамерзающая жидкость для двигателя, препятствующая коррозии. Использовалась в двигателях немецких танков. Кстати, машины, заправленные Glysantin – имели соответствующую маркировку: на корме сверху в районе домкрата, на ящике ЗИП или под надгусеничной полкой слева. Ну… с учётом того, что у меня экраны – считайте, что маркировка под надгусеничной полкой слева на корме, под слоем грязи. Кстати, в таких ёмкостях перевозили и бензин. Ёмкость от Panzer Art. У меня по ощущениям они с выштамповкой намудрили. Но… выглядит ёмкость внушающе доверие;
4. Поскольку у нас минус один ящик ЗИП – его роль играет деревянный ящик (смола от Black Dog), с доработанной петелькой и замком навесным от DAN Models;
5. Просто в хозяйстве полезно, да и чтобы ёмкость не укатилась – подложил под канистру с Glysantin скатку;
6. Частое явление на «Пантерах»: дополнительные канистры. Я добавил 4 штуки. Канистры из набора Great Wall Hobby. Имеют маркировку SS, а не вермахта. Это, впрочем не критично, но коль скоро есть понимание принадлежности машины – лишним не будет. Канистры хороши, но имейте в виду: надписи пропечатаны не глубоко, легко можно залить. Крепил их чернёной проволокой к тракам, никакого клея (разве что пару капель на проволоку, чтобы внутри шарнира трака не крутилась).
Собрал всё вместе, как Вы видите на фото.
Смотровые приборы как обычно из наклеек от тамиевских боксов.
Установил тросы и вложил 2 лома – единственные детали из навесных инструментов, красившиеся отдельно.
Весь обвес смонтировал на супер-клей после всех этапов окраски танка.
Как часто у меня бывает с «Пантерами» - я слишком долго строю их, и слишком много хочется рассказать, чтобы скрыть всё за слоями грязи.
Мой выбор – в общем-то новая машина, немного припылённая.
Окрашена модель акриловыми красками TAMIYA, намешанными по выкраскам Lifecolor. Грунтовка как всегда теперь – TAMIYA OXIDE RED 87160.
Обратите внимание, что выбранной мной камуфляж, встречающийся на некоторых поздних «Пантерах», в базе своей представляет уже оливково-зелёный, а не тёмно-жёлтый. Как видно из фото, линии не проходят по крыше корпуса и башни.
А вот на ком.башенку они наносились, что я и сделал.
Есть такой нюанс: вообще-то такой камуфляж характерен для MNH. Но для MNH по-моему не очень характерен ПНВ… Хотя это субъективно, с учётом ситуации весной 1945 (а вернее даже, моего отношения
к дальнейшим перспективам "пантеростроения" в случае продолжения войны)
В общем… как-бы, конец войны, унификация...
Камуфляж наносил аэрографом 0.2 соплом без масок. Границы выравнивал маслом.
Хотел бы дать совет, как наносить такой камуфляж.
Если Вам нравится, как он выглядит на модели, то повторить можно так:
Мы грунтуем танк, красим в оливково-зелёный.
Затем наносим полосы шоколадно-коричневого Они должны быть шире, чем жёлтые, так что по ним удобней ориентироваться.
И уже после по краям задуваем жёлтым. Да, он конечно медленнее «укроет» зелёный и шоколадно-коричневый. Зато после нанесения, Вы можете легко маслом пройтись по тёмным полосам, нивелировав оверспрей от жёлтого и подравняв границы. Убирать оверспрей с жёлтого от шоколадно-коричневого – то ещё удовольствие...
Линии не обязательно должны иметь ровные границы, фронтовые фото это подтверждают.
Был применён фильтр для трёхцветного камуфляжа от SiN, немного высветлений маслом.
Грязи самый минимум на ходовой и катках, общее запыление – аэрографом, акрилами от TAMIYA, немного пигментов.
Запыление катков – пигменты Mig, разведённые с растворителем для акрила, в жидком виде.
Гусеницы – как обычно, химическое чернение, с дальнейшим нанесением смывки для траков от AK Interactive, пигментов, и последующим протиранием наждачной бумагой гребней и «накаткой» дорожек от траков грифелем карандаша.
Немного сколов акрилом и потёртостей простым карандашом, пигмент насухо на крыше моторного отсека да рядом с люками отделения управления и на крыше башни – вот и всё запыление.
Объёмная грязь – как всегда, из всё никак не заканчивающейся уже лет 6 баночки TAMIYA для имитации грязи.
И коль скоро я сказал, что машина довольно новая – пришлось не «в сплошную» ржавить «фламменвернихтеры»: они обгорают и ржавеют быстро, но всё же какое-то время сохраняют цвет камуфляжа машины, внизу – дольше, чем в верху.
По маркировке – машина условно из 3 ТД СС «Тотенкопф» (стиль нанесения эмблемы – сохранён на основе фото «Пантер» этой дивизии, сама эмблема – из запасов). Какого-то скрытого смысла это не несёт, часто поздние машины вообще не имели никакой маркировки, однако, раз воюем дальше – значит, «карты на стол», а вернее – маркировку на броню, хотя-бы… из какого соединения машина чтоб понять…
Схему нанесения крестов взял не саму последнюю, характерную для DB (прям… конец войны, и т.п.), а чуть более раннюю – примерно на декабрь: у нас-то здесь всё-же «бой продолжается».
DB в поздний период наносил кресты в очень странных местах: за домкратом и вблизи позиции навески запасных траков. У меня ощущение, реально, чтобы… не заметно было, и можно было сойти за «некомбатанта».
Поэтому, я всё же продублировал один из крестов на ящике для ПНВ. Кресты - от Dragon.
Декаль на огнетушитель – как обычно, от Alliance Model Works. У неё свои особенности, её привариваю уже SOL-ом, зато она прочная и её удобно поддевать заточенной зубочисткой под крепление огнетушителя.
Я всегда добавляю этот раздел, и всегда делаю оговорку для тех кто не знает: не лучше моей, а просто – лучше.
1. Конечно, машина, укомплектованная ПНВ – это всё равно скорее What-If (ну, или строим ту самую «Пантеру» в засадном камуфляже с полигона). Я посчитал правильным, если «Пантера» будет именно DB, хотя окраска у меня не характерная;
2. Вы можете построить MNH-машину с таким камуфляжем а ещё лучше – машину в характерном для DB окрасе;
3. По техническим причинам, не были установлены барашковые винты, фиксирующие сдвижные жалюзи на воздухопритоках справа на моторном отсеке;
4. Не забудьте, что «барашки» на держателях пластинок-индикаторов применения противником ОВ, должны быть внизу;
5. На демпферах люков стоит всё же имитировать головки шурупов;
6. Для достижения бескомпромиссной копийности, стоит, наверное, крепить экраны на травлёные консоли, это позволит Вам использовать контрящие пластины;
7. Внезапный момент… если машина весенняя производства DB, то… или крепление огнетушителя должно быть перевёрнуто, или быть позднего упрощённого типа. Всё-же мой вариант больше характерен для MAN и МNH.
И такой момент, в общем по всем «Пантерам».
Строя «Пантеры», лично я взял себе за правило и всем советую: «Пантера» - всегда экраны». Много есть фотографий частично экранированных «штугов», Pz.IV, Pz.III… у них часто экраны срывало, или может поступали такими… «Пантеры», как правило, всегда имели экраны. Это конструктивная особенность всех машин, от ранних до поздних (нуууу кроме там… совсем поздних, пожалуй…)
Я обратил внимание, что часто без экранов строят именно G-шки, хотя для этого нет предпосылок, кроме того факта, что «Dragon не даёт в наборе». При этом, Ausf.D от «Звезды» - всегда с экранами. Конечно, если мы строим по фото – нет вопросов, машин без экранов хватает. Но, например, «абстрактная новая машина без привязки» - экраны, на мой взгляд, должна иметь.
Приглядитесь к «Пантере», ведь… с экранами где-то даже интересней? Не правда ли?
Тут каждый решит сам, но… я очень рекомендую.
Дааа, без казусов не обошлось.
Во время работы над моделью, большой деревянный ящик на корме изначально планировался другой. Он был подобран по размеру, окрашен, уже даже затонирован и ожидал в принципе срезания с зубочистки, и установки на модель. Ящик был смоляной, я думал это чей-то перелив, и откуда он у меня – не особо помнил.
Но случайно, я зашёл посмотреть модель броневика БА-6, выложенную одним из Коллег. Меня смутили… аналогичные ящики, лежащие на его подставке к ней, с комментарием в теме «ящики от миниарт». В общем, не долгий поиск показал, что мой смоляной ящик – это не что иное, как перелив собранного пластикового ящика для 45-мм снарядов!
Это было бы очень забавно, если бы он появился на моторном отсеке моей довольно-таки новой, как я позиционирую, машины.
И объяснение от меня «она сошла с конвейера, сразу в неё впрыгнул экипаж и прямо из цеха пополз в сторону фронта, нашёл позицию 45-мм ПТО, видимо подавил её, угрожая изумлённому расчёту орудием танка и длинным ломом утащил ящик, обтёр краску наждачкой, вытряхнул снаряды и пополз в расположение части» - выглядело бы… несколько не убедительно.
Что ж, я оперативно заменил ящик, благо тот был даже не приклеен.
Как обычно, модель Dragon 6268 доставила только положительные эмоции при сборке. Строить «Пантеры» из этого набора кажется не скоро мне надоест, и я всем рекомендую её к приобретению и постройке.
Что ж, а для меня на этой модели, пожалуй, на какое-то время для меня закрыт вопрос постройки танков времён Второй Мировой Войны с ПНВ FG-1250.
В послевоенные годы, ПНВ стали неотъемлемым атрибутом любого танка, а потом и просто боевых машин других типов, но на период середины 40-х годов 20 века это было действительно передовое решение.
Как я уже писал ранее, такое, казалось бы, не кардинально меняющее облик или конструкцию машины оборудование, как прибор ночного видения FG-1250, появилось к счастью слишком поздно, чтобы оснащённые им машины смогли успеть натворить бед.
Данные о его боевом применении в годы Второй Мировой разнятся, ну а пока фото оснащённых им танков не всплыли на просторах Сети, предлагаю Вам посмотреть, как могла бы выглядеть поздняя «Пантера» - первый кандидат на установку данного оборудования, успей немцы укомплектовать ими строевые машины.
Стройте, размышляйте, додумывайте, как бы могла выглядеть «Пантера» с ПНВ: только Вам решать, какой она будет, а моя модель – перед Вами!
Моё почтение.
Kais.
02.11.2017
ArtistLounge в 15.11.2017 - 18:21 Тема: Dragon 1/35 Panther Ausf.G w/FG 1250 - Кошка на закате Красивая модель .. Молодцы!
Maher |
Kais в 15.11.2017 - 18:34 Thank you for attention to my work, i'm glad that you like it! / Спасибо Вам за внимание к моей работе, рад что Вам понравилось! |
Usatiymen в 17.11.2017 - 10:36 Тема: Dragon 1/35 Panther Ausf.G w/FG 1250 - Кошка на закате Великолепное исполнение!!! |
Pavel_P в 19.11.2017 - 23:09 Тема: Dragon 1/35 Panther Ausf.G w/FG 1250 - Кошка на закате Хорошая статья, интересное обсуждение. |
taiga в 20.11.2017 - 14:02 Тема: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=71711&am Kais, "Пантера-II"? Если не ошибаюсь.
От меня "+1" в гору за приверженность теме и хороший обзор сборки модели - Удачи! |
Kais в 20.11.2017 - 15:21 Спасибо, Коллега! Буду продолжать!
К сожалению, по новой машине - ошиблись. Это "Пантера" Ausf.F c установленным 88-мм орудием KwK-43 L/71 (проект установки компании "Крупп"). |
taiga в 21.11.2017 - 15:19 Тема: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=71711&am Понятно, помню что прототип был заявлен под конец войны. Хорошо что наши с ней не встретились. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
А вот фото лучше всё-же не трогать. Дело в том, что редактируя их, не имея перед глазами модели - можно исказить их очень сильно,
что к сожалению у Вас и вышло... Тут же как минимум надо понимать, какой реально был цвет фона и чем освещалась модель...
Самое главное - фон в этот раз был не чисто белый, а с лёгким оттенком (розовато-лиловым каким-то, использовался мягкий гладкий материал для обёртывания цветов).
Для меня самый явный ориентир - это тёмные чернёные запасные траки, лишь слегка тонированные пигментом (прям на металл, фиксатором), сами понимаете, что
при это они не сильно осветлятся. Ну и жуткая потеря качества при редактировании, при том что на моих фото видны и цепочки, замочки и прочее.
Поэтому, я бы всё-же предложил остановиться на том видении модели, которое на моих фото.