Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero

Для большинства моделистов японская палубная авиация является terra incognita, и в народе знают, в основном, о «Зеро». Причина кроется и в небогатой литературе по «японцам», и в довольно скудном ассортименте их моделей. С литературой ситуация усугубляется тем, что лучшие ее образцы написаны не то что не по-русски, так и вообще не буквами, а иероглифами, которые, в силу самого термина, доступны для понимания только посвященным.

К счастью, японские книги обычно богато иллюстрированы, изобилуют всяческими схемами и чертежами, обычно хорошего качества, так что далеко не бесполезны.

Модели японских палубных самолетов периодически попадаются в столичных специализированных магазинах, об всяческих забугорных интернет-шопах и говорить нечего - так что и тут все не столь запущено. Однако, хорошо бы знать, что лежит внутри этих ярких коробок и за что, собственно, платятся деньги. Вот обозрением моделей, точнее тех из них, что есть в моих закромах, я и намерен заняться. И хоть «единиц хранения» там и немного, получится сериал. Как и всякий сериал (с моей точки зрения), он будет скучным, с избитыми сюжетными ходами, и в этом – только в этом – похож на самую жизнь. Отчего я предлагаю это вашему вниманию? Так ведь написал уже – и чего, теперь просто выкинуть? Ну и, опять же, о чем я забыл или что не так написал – коллеги поправят и дополнят. И пребудет с нами будда Амитаба и богиня Аматерасу!

В пластике японская палубная авиация начинается с Перл-Харбора: «Zero», «Val», «Kate». На том, что было до этого, гнусно наживается фирма Choroszy Modelbud, предлагая смоляные модели ранних японских самолетов по совершенно негуманным ценам. Все-таки четырехзначная сумма за крошечный истребитель – это слишком! Хуже того, из-за нехороших Choroszy другие, менее жадные производители этот период практически игнорируют – хоть в смоле, хоть в пластике. Хотя есть пара исключений, и одно из них – Mitsubishi A5M Claude.

“Клоду”, как его назвали янки, в плане моделей повезло – видимо потому, что он являлся непосредственным предшественником “Зеро” и использовался и в Китае, и на начальном этапе войны с США. Делали маленьких A5M не только в Японии, но нынче на рынке встречается только последняя по времени разработки реплика от Fujimi.

А да, в России был свой “Claude” – небезызвестная “МАВИ” выпустила в свое время вакушку A5M4, прототипом которой стал… Не знаю, какую модель содрала «МАВИ» (Nichimo?), но то, что это была не их собственная разработка – точно. Главное – этот A5M был доступен для небогатых отечественных моделистов второй половины 1990-х, и многие только благодаря мавишной модели и узнали, что такой самолет вообще существовал. Не стал в этом исключением и автор этих строк.

Чем же ценен A5M для моделиста и историка авиации? Это был первый японский палубный истребитель, в котором наметился отход от копирования зарубежных образцов, вместе с тем в нем еще видно влияние «Боинга». Это был цельнометаллический моноплан, благодаря которому японский флот стал лидером в области истребительной авиации – и в США, и в Великобритании продолжали строить бипланы. И в то же время одного взгляда на «пятерку» достаточно, чтобы признать самолет разработки середины 30-х – неубирающееся шасси в обтекателях –«штанах», открытая кабина. Похожие по идеологии машины (но сухопутные!) строили и в США, и во Франции, и в СССР, и в этом плане A5M был явлением типическим. Как палубная же машина он был уникумом, и потому достоин пребывания в коллекции любителя морской (и не только) авиации.

Но главное, на мой взгляд, достоинство этой машины с точки зрения моделиста – ее окраска. В межвоенное время вообще был распространен «антикамуфляж», а в морской авиации особенно: вспомним желтокрылые машины американского флота с их цветными хвостами и цветными же полосами на капотах, крыльях и фюзеляже; вспомним серебристых «британцев» с цветными полосами по фюзеляжу и причудливой маркировкой по верху крыла. Японцы старались не отставать, хотя поначалу ограничивались лишь окраской хвостового оперения в красный цвет. Но именно на A5M пришелся апогей цветастости – серебристые, покрытые лаком машины с красными хвостами получали цветные полосы на крыльях и на фюзеляже, нередки были иероглифические дарственные надписи на бортах и во все крыло, так что в плане декоративности со всем этим великолепием не могли тягаться даже машины из японских же ВВС. Потом началась «деградация» – сначала исчезли красные хвосты (перед самой войной), потом цветные полосы и самолеты стали красить в скучный зеленый цвет. Японская палубная авиация вернулась в плане окраски к истокам, к 1921 году, чтобы, исчезнув совсем, остаться лишь в виде немногочисленных музейных экспонатов да моделей.
Вот к ним, к моделям, и возвратимся. Предварительно снявши обувку (кимоно, надеюсь, вы догадались одеть загодя?) пройдем, отодвинув обшитую бумагой дверь, в павильон, все убранство которого составляет низенький столик. Преклоните же перед ним колени, и медитируйте, любуясь лежащим перед вами листом пластика – это «МАВИ»!

Созерцание литой модели не доставляет такого удовольствия, как вакушки. Нет в литье этого монументального единства – детали существуют отдельно от литников, которые воспринимаются как нечто лишнее, а детальки оказываются висящими в пространстве. Все это хитросплетение палочек затуманивает взор, застилая жизненные перспективы. Снежно-белая же вакушка дает цельный образ, ей можно не только любоваться издали, но даже наслаждаться, проводя по ней кончиками пальцев, на боясь что-нибудь сломать. Вакушка сродни куску мрамора перед скульптором – мы видим в ней лишь намек на образ будущей модели, но не саму модель, которую надо еще высечь из монолита. Изготовление вакуумной модели – таинство, в ходе которого единое несовершенное рассекается на части, которые потом вновь объединяются в нечто новое и прекрасное. Так гусеница внутри кокона полностью преображается, распадаясь практически в однородную густую жидкость, и потом выходит на свет в форме бабочки. Это – мистерия посвящения, в которой моделисту уготована роль жреца, проводящего душу модели к ее истинному воплощению – но горе тому, кто не крепок духом, кто на этом пути проявит суетность и нетерпение: его ждет неудача!

И потому следует постепенно постигать суть модели, прежде чем нарушить девственность чистого листа и сделать первый надрез; потом следует призвать божественное терпение и шлифовать отдельные элементы – так духи годами варят кости кандидата в шаманы, чтобы вытравить из них прежнюю его сущность и потом, собрав воедино, покрыть новой плотью. Под мерное шуршание пластика по шкурке моделист размышляет о вечном, одновременно наблюдая, как плоские заготовки преображаются в полуобъемные детали, а те в ходе склейки формируют трехмерный самолет. Это превращение кажется нереальным, настоящим чудом, и сколь приятно сознавать, что это чудо совершено твоими руками!
Собирая литую модель, ничего подобного не испытаешь – лишь скрэтчбилдеры способны постигнуть еще более высокое наслаждение, превращая ровный пластиковый лист в объемные детали; но чтобы быть скрэтчбилдером, нужна большая уверенность в своей созидательной силе, в то время как вакушка дает путеводную нить – мы видим, что должно получится в середине процесса творения, скретчбилдер же может полагаться лишь на свое воображение, создающее в его мозгу объемный образ на основе плоскостного чертежа. Это доступно немногим посвященным…

Впрочем, немногим доступно и изготовление моделей из вакуумных заготовок. Тут и необходимость восполнять недостатки технологии в плане деталировки, и в большинстве случаев отвратительного качества фонари, и просто нехватка времени на кажущийся излишним процесс вытачивания деталей, и грязь, сопутствующая этому процессу. Ну да, как говорится, на вкус и цвет...

Но что-то мы удалились в эмпиреи, пора бы спуститься на землю и окинуть мавишное изделие критическим взором.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Итак, на листе выдавлены все основные детали самолета – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение. Малые размеры самолета гарантируют, что крупные детали в ходе вытачивания не будут «играть» и сохранят необходимую жесткость. Колеса и обтекатели стоек даны отдельно, есть подвесной топливный бак. Мелкие детали изначально безнадежны, и их «оттиски» в лучшем случае можно использовать как образцы для создания новых. Еще есть намек на интерьер и двигатель, но и о том, и о другом можно забыть – особенно про движок, который не то что на «Котобуки» – вообще на движок не похож. Похожа ли на A5M4 вся остальная модель – вопрос открытый. В общих чертах – да, но не более.
С какой модели драли A5M4, я не знаю, но стойки у МАВИ, кажется, от другой модели и другой модификации – на них внешняя расшивка (на остальной модели – внутренняя), а по форме они подходят разве для раннего A5M2. Есть и проблемы с геометрией: хорда крыла у «МАВИ» вроде больше, чем надо, на и накладка на нем сделана грубовато – в пересчете где-то сантиметров 15-20 в высоту, а надо бы вдвое меньше. Провисание полотна имитировано слишком грубо, форма киля какая-то не такая. А уж гаргрот в сечениях – совсем не в кассу.
Ах да, я совсем забыл, что отечественная вакушка комплектовалась еще фонарем, «вайт металлом» и декалью! По тем временам – прямо-таки роскошный набор. Но это пока не подойти к нему поближе.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Фонарь мутноват (точнее, его поверхность шерховатая, будто протравленная кислотой – типичная беда для «МАВИ»), и тоже, кажется, из другого набора. По крайней мере, чтобы состыковать его с пластиком, потребуется поработать, но, по большому счету, это делать не нужно, учитывая качество фонаря и его весьма относительную копийность.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
В металле отлит винт, что, с одной стороны, избавляет от необходимости делать его самому, с другой – заставляет помучаться с ликвидацией на нем дефектов литья. Лопасти, особенно обработанные, кажутся уже, чем надо, так что их наличие в конечном итоге не сильно меняет дело.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Наконец, декаль. Качество ее изготовления неплохое (делал «Траверс», одна на две модели – A5M4 и Ki-27), но вот копийность… Ну казалось бы, вся маркировка состоит из круглых хиномару, прямых полос и белого номерка на хвосте; но мы с собакой Кутькой знаем, где искать Врага. Номерок, ключевой в декали элемент, ничего общего со своим прототипом не имеет, кроме того, что также читается W-102. Впрочем, это я утверждаю на основе знакомства с несколькими фотографиями других A5M4 из авиагруппы “Сорю” с кодами, начинающимися на W. Именно этот самолет мне встречался только на картинках, но и там буквы-цифры нигде не были столь тощи…
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Более того, даже о правильных элементах декали желательно забыть. Во-первых, если вы сделаете хиномару и красные полосы самостоятельно, вам не придется подгонять под их цвет окраску хвоста машины. Во-вторых, если вы оставите накладку на крыле как есть, вам ни за какие коврижки не удастся заставить лечь поверх нее декаль.

Говорю об этом со знанием дела, ибо не так давно собрал именно мавишный A5M. Удовольствия – масса!
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Сначала пришлось ликвидировать попытки бывшего владельца модели вычленить ее детали из листа – он был не мудр, и кое-где мне пришлось не стачивать, а наоборот, наращивать детали – до трех миллиметров добавки! Потом пришлось делать всю мелочевку (если отсутствовавшее горизонтальное оперение можно также причислить к этой категории) и особенно потрудиться над движком – его я делал из картера двигателя от фроговского «Эвенджера» и цилиндров от фроговского же «Спирит оф Сент Луиса». Ни о какой копийности я не задумывался, сильно не усердствовал и делал «Клода» из принципа. “Спорым, Валико нэ скосыт это полэ? Нэ, скосыт! Нэ, нэ скосыт!” Валико поле скосить должен, а Снорри должен собрать японский истребитель из кучи мусора. Если не он, то модели этой ход только на выброс. А ее жалко...
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Результат – на прилагаемом фото, и мне кажется, что игрушка получилась вполне себе. Совет же для моделистов таков: хотите коллекционный A5M4 – «МАВИ» не берите. И даром тоже. “Фуджими” не настолько дорога и редка – заплатить 15-20 баксов за красивый пластик и более правильную декаль на два-три варианта проще, чем доводить российское изделие.

«Fujimi» – это, конечно, совсем другой уровень. Литая, с аккуратной расшивкой, вполне похожая и на фото, и на чертежи. Эта модель выпускается в нескольких версиях. Мне попадались пара A5M2a и A5M4, приобрел я «камуфлированную «двойку» . Причиной стало наличие среди вариантов декали самолета с авианосца “Кага”, покрытого зелено-коричневыми пятнами – сочетание довольно редкое для палубного самолета. И вот что я нашел в коробке.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Литников три штуки, один из них прозрачный, на котором сидит исчезающе маленькая деталь – козырек пилотской кабины. Непрозрачные детали на первый взгляд весьма красивы и изящны, на второй начали вылезать недостатки. Первым, и вполне ожидаемым, была примитивность интерьера, вторым – странность с горизонтальным оперением. Оно вообще как будто от другой модели, с жуткой толстой и оплывшей расшивкой, которую придется зашпатлевывать. Еще в разных местах модели имеются отдельные некрупные утяжины, но это, конечно, мелочь.
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Потом обнаружилось отсутствие на литнике С двигателя, а именно той его части, где цилиндры. Судя по состоянию упаковки, его аккуратно срезали еще в Японии, но, хоть он и был выполнен много лучше, чем у “МАВИ”, но не более копийно, чем мой самопальный. Уяснив все это, я не стал требовать в магазине деньги обратно, и переключил свое внимание на то, что мы с Кутькой любим и ценим. Да, точно, декали. И тут снова подступило раскаяние в приобретении именно этой модели…
Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа ZeroОбзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
Декаль красивая, на три варианта, все три из Китая, все три камуфлированные. Первый аэроплан – 4-122 из 13 кокутая, летал на нем не то Мицугу Мори (так в инструкции), не то Сигеру Такума (так в книжке Тадеуша Янушевского от Mushroom Model Publications (№ 6107). Сей самолет изображен там на стр 19 и 21, и можно констатировать, что шрифт надписи на хвосте отличается от того, что дан в декали. Не сильно, но отличается. То же, разумеется, касается и борта 4-123, хвост которого виднеется на фото на стр 21.

Иногда мне кажется, что Враг догадывается о моем существовании и, чувствуя свою неуязвимость, пытается особенно насолить именно мне. По крайней мере, такое ощущение не покидало меня при анализе следующего варианта, ради которого и была куплена модель.
Итак, это изображает самолет с “Каги”. Единственную фотографию его удалось нарыть в Famous Airplanes of the world №27 на стр… Да не знаю какой, в скане она идет под номером 29 из 88. Но фотография была и без того плохая, после печати в книжке стала еще хуже, а после ее сканирования – так вообще ничего не разобрать. Под картинкой есть подпись – на чистом японском, но упоминание латинских букв K и R меня насторожило. По мнению автора книжки, хвостовой код самолета должен был быть не то R-126, не то K-126! От-те раз! То есть он, рассматривая оригинал фото, имел некие сомнения?

Думается, сомнения были оттого, что виделись ему там и R, и K, и вообще ка зна що и сам лысый дидько, но он знал, что на фото самолет с “Каги”, и код его, по идее, должен был начинаться с буквы K. Однако ж, если взглянуть на проблему ширше, то оказывается, что в зону «Китайского инцидента» приблизительно в то же время захаживал и авианосец «Рюдзё», у самолетов которого, соответственно, коды были с буквой R. Истребительную часть его авиагруппы составляли вроде бы A4N, и были на нем A5M, не были – уверенно, думаю, не скажут даже большинство японских любителей авиации. Так что уж если сам код самолета вызывает сомнения, то об его написании и говорить не стоит. Может правильно, может нет – проверить все равно нельзя. Однако ежели кто знает японский и переведет подпись под упомянутой фоткой – буду премного благодарен. А если найдется фото корабельного A5M2 получше – тогда совсем здорово!

Думаете, это все? Ага, как же! Вне зависимости от того, какая буква была написана на хвосте у самолета на фото, он внешне заметно отличается от того, что дан в модели. Хоть фото и неважное, на нем изображен A5M2a ранний, который от позднего отличался низким гаргротом. Следовательно, для получения машины с «Каги» «фуджиму» придется еще и перепиливать…

В декали имеется техничка, но вот беда – все источники согласно заявляют, что она была выполнена красной краской, на декали – черной. Хорошей задумкой было дать и кучу цифр, но поскольку те, что даны белым, не подходят по стилю написания ни под 12, ни под 13 кокутаи, пользы от них немного – если только на модели других самолетов подойдут. С красными циферками, судя по всему, то же самое.

Одним словом, Враг не дремлет, декали нет. Афтермаркета, естественно, тоже нет, а был бы – наверняка был бы неправильным. Вообще декали на японские самолеты в 1/72 – больная тема, и особенно сильно она болит оттого, что не было на них никаких вычурных рисунков, а только циферно-буквенные обозначения да иногда иероглифы. Но, видимо убоясь этой простоты, никто не делает декали ни на один японский палубный самолет, исключая, может быть, только “Зеро”, да и там ограничиваясь каким-нибудь навязшим в зубах AI-155 из Перл-Харбора. Как “Фокке-Вульфы”-“Мессершмитты” – так тыщу простыней, а как японец – ничего?! Иль американцам, англичанам, австралийцам, голландцам и прочим китайцам, которых изрядно отмутузили в свое время летчики Императорского флота, до сих пор стыдно, что их били какие-то “азиаты” и “восточные варвары”? И если уж делать декаль, так на 48-й, где самолеты побольше и выглядят оттого пострашнее? Не знаю, но декалей нет. Совсем. И не только на A5M. Зато есть японские книжки с детальной и похожей на себя прорисовкой кодов, которые можно тут же сравнить с фотографиями. Вот.

Вывод – такой же, как всегда. Из коробки собрать можно, чтобы сделать хорошо, надо потрудиться и где-то раздобыть декаль. Или просто потрудиться и плюнуть на абсолютную копийность. На отлично выполненную модель A5M2b вы можете полюбоваться здесь же, на ScaleModels.ru, но хвостовой код и там, надо думать, несколько не такой, какой был в жизни. В силу этого я, видать, опять возьмусь пилить очередной мавишный A5M (есть он, и не один, в закромах!) – игрушка, что с него взять. А удовольствие от сборки – такое же, как от «Fujimi». Даже больше – ведь это вакушка!!!

P.S. Как я упоминал, «Fujimi» делает и A5M4, при этом крыло остается прежним, а литники с фюзеляжем и фонарем – новые. По качеству пластика это, видимо, то же, что и мой A5M2a, декаль изображает три расписные машины с “Сорю”. Насколько дека правдоподобна – не знаю, видел лишь мельком. Но, пользуясь методом дедукции, могу смело утверждать – косяки и там найдутся!

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 5389
Опубликовано:
Ltl в 05.02.2013 - 03:06
Тема: Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5...(#1070) - обсуждение

Вроде бы недавно заявилась Хобби Босс на Клод в 72... вроде на 2013-й...
Владыч в 05.02.2013 - 21:39
Тема: Обзор Fujimi, МАВИ 1/72 Mitsubishi A5M Claude - Папа Zero
C "Nichimo" копировала МАВИ, у меня оригинальная модель есть!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy