Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносец

Имя, данное фирмой Vought своему истребителю F8U – Crusader - было явно удачным: и в “крестовом походе против коммунизма” ему предстояло поучаствовать, и вытянутый фюзеляж несколько напоминал не то крыжацкий меч, не то турнирное копье. Но черт возьми, какие в Америке крестоносцы? Настоящие рыцари водились только в Европе!!!
Все эти американские модификации “Crusader” –полное баловство, несмотря на всякие Вьетнамы. Главным истребителем той войны навеки останется “Фантом”, а на долю “Crusader” выпала сомнительная честь стать the last gunfighter – последним палубником, который в воздушном бою должен был полагаться главным образом на пушки. Ну были сбитые МиГи, ну и что? И без того все модели американских самолетов 1960-70-х зациклены на «Наме» – надоело!

И потому, братцы, надо делать F-8, хотя бы разнообразия ради, французским. Лет десять назад нарвался я в журнале на фото звена “Крусейдеров” из Aeronavale, летящих над средневековым замком – вот это настоящие крестоносцы! И на гроб господень в некотором роде ходили, и братьев-славян стращали. И, главное, сколько в вашем модельном собрании машин со звездами и полосами? А сколько с кокардами и якорями? Так что только француз!

Как было отмечено в публикации коллеги Memphis’а про флотский F-8J, моделей «Крусейдера» в 1/72 на свете немало. Был у меня «Круз» от Revell (внутри лежал пластик «Кангнама»), но ввиду косячности пришлось от него избавиться. Искался Heller, считавшийся лучшим, но так и не нашелся. Но, главное, хотелось француза, а все имеющиеся на рынке модели помочь в этом не могли.
Да, декали с якорями клал в комплект каждый уважающий себя производитель, но самомнение им не помогало– выкладывать денежки за их «рыцарей» я не спешил. Ибо знал, что, как не всяк настоящий рыцарь, кто имеет герб, так и не всяк «Crusader» с «французской» декалью в коробке (а декали не всегда были приемлемого качества) – настоящий шевалье. В нем самом, знаете ли, должно быть нечто рыцарственное.

Итак, звался он F-8E (FN) и заметно отличался от своих американских собратьев. Потому как французские авианосцы типа Clemenceau были небольшими кораблями с не самыми мощными катапультами, и даже скромных, по меркам американцев, потребностей стандартных F-8 удовлетворить не могли. Выход был найден в усовершенствовании механизации крыла: вдобавок к системе сдува пограничного слоя были установлены новые двухсекционные предкрылки, увеличен угол отклонения закрылков. Кроме того, с той же целью на «французах» появилось другое горизонтальное оперение – большего размаха и площади. Исходя из этого, любую модель, исключая, может быть, французскую, надо было неизбежно перепиливать, а чертежей на «истинного крестоносца» как-то не находилось.

Но вот появилась новая модель от Academy. Отзывы о ней были восторженные, однако не радовало то обстоятельство, что в качестве вариантов предлагались исключительно янки, хуже того – морпехи. Да простят меня «всегда готовые», но я не понимаю, зачем им «большая авиация», когда есть флот, оснащенный теми же типами машин. Танки, амфибии, вертолеты, «Харриеры» – я понимаю, но катапультные истребители… Понятно было, что пластик академовской модели изображает именно американца, со всеми вытекающими из этого последствиями для осуществления моей французской мечты. Хотя…

В то время как все любовались нишами шасси и прочей деталировкой корейской модели (кстати говоря, неточностей там хватает – а хотя бы взять вентиляционные «жабры»), мое внимание привлек фрагмент литника С. Там размещалась пара ракет «Мажик», а ракеты-то эти, между прочем, Fabrique en France! Значит, все еще впереди?!
А может, нет – вот в академовском же «Тексане» на литниках имеются детали под «Гарвард», но собственно «Гарвард»-то никогда и не выпускался – корейцам, видимо, было лень делать новый фонарь. А вдруг и тут так же?

Моления богам четырех стихий (их символика наличествует на флаге Республики Корея), дали свои плоды – Academy анонсировала следующий «Crusader» – тот самый! Французский! И, как только он появился в пределах досягаемости, я направился на встречу с мечтой. На электричке, потом еще час пешком – ну а с «Крузом» и обратный путь не в тягость!

Но для начала был устроен пикник на берегу пруда с осмотром модели на лоне природы. Осмотру главным образом подвергался литник В и декаль – то, чем сей limited edition отличается от F-8E/J для широких масс вьетнамофилов, чуждых тонкой европейской эстетики.

Итак, начнем заполнять последний пробел в описании семейства академовских “Крусейдеров”. Как уже было сказано, литники A, С и E идентичны во всех моделях, литника D, на котором располагаются бомбы, в этом наборе нет, что, конечно, обидно – в хозяйстве эти предметы всегда пригодятся. Но, как известно, во Франции чтут рыцарские традиции, и посыпать бомбами джунгли летчики-истребители тамошнего флота не рвались (Индокитая им хватило по самое горло), да и возможности такой не было, как не было на F-8E (FN) подкрыльевых пилонов (то есть в теории они были, есть фото, где под крылом висит какая-то фиговина, а на фюзеляжном пилоне – какой-то контейнер, но на практике пилоны не применялись). Турнир асов, по мнению галлов, должен был проходить посредством меча и копья, сиречь пушек и ракет «воздух-воздух». С пушками все понятно, а вот в ракетах у шевалье вышло некое своеобразие. Янки, как известно, придумали сдвоенный фюзеляжный пилон для «Сайдвиндеров», подняв общее количество ракет на борту своих «Крузов» до четырех. Такой пилон испытывался и на французских машинах, но, как видно, опыт битвы при Кресси, когда англичане забросали лучших в мире французских рыцарей тучей стрел, их потомков не смутила. «Не числом, но умением!» – и сдвоенные направляющие на машинах Aeronavale не прижились, и их ракетное вооружение ограничилось парой “Сайдвиндеров”, “Мажиков” или Matra R.530. Последних в комплекте нет, а жаль – ракета-то немалых размеров и здорово оживила бы модель, раз под крылом ничего нет.
Обзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносецОбзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносец
На врезке в литник B имеются и предкрылки, и горизонтальное оперение – как раз те, что надо. Еще там же имеются всякие мелкие антеннки, в том числе и под французские машины.

Копийность академовского «Крусейдера» обсуждалась до меня не раз, так что лишний раз констатирую – в целом похож, собака! Ну а раз вспомнили о собаке Кутьке, перейдем к обозрению важнейшего компонента модели – декали, где любит порезвиться враг.

Техническое исполнение декали великолепно, как и задумка дать моделисту исчерпывающий выбор французских «Крусейдеров» – на любой вкус и любой исторический период. Вот в исторической последовательности и пойдем.
Обзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносецОбзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносецОбзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Последний крестоносец
1. (в инструкции – 2) Самолет из эскадрильи 12F, борт 8. Машина целиком серая и относится к 1980-м годам. Фотографии ее я нашел в журнале Air Fan (французском, понятно), номер 225 за 1999 год («Crusader» был темой этого номера и изображен на обложке). Статья Жана-Мари Галла вообще весьма познавательна, и в иллюстрациях к ней «восьмой» засветился дважды. Но Враг не был бы врагом, кабы не прорвался в декаль. Уж, кажется, что тут можно изгадить? Ну как что, а опознавательные знаки, а номерки, техничка?

Опозновательные знаки французского флота нормально рисовать не научился покуда никто, причем все лажают по-разному. В данном случае сгруппированы лапы якоря от старого ОЗ, и веретено от нового, причем оно все равно толще, чем надо. И чем больше по размеру кокарда, тем больше это заметно, и что с этим делать – непонятно.... Ну а то, что на стрелочках надпись “sauvetage” непомерно крупна, а надпись danger из маркировки воздухозаборника мелковата - мелочи.

Желающие могут окрасить модель по американскому образцу и получить машину более раннего периода – конца 1960-х, например. А ежели исхитриться и прибавить к восьмерке спереди палочку, то получится борт 18, который можно украсить “спаренными” “Сайдвиндерами”, как то показано на фото в Naval Fighters 16 на стр 32. Эта машина, кстати, из 14F – другой эскадрильи (хронологически первой), летавшей на “Крузах”. Эмблемы эскадрильи на борту 18-го что-то не видать, но даже если она и была, в панику впадать нет никаких оснований. Разработчики декали, хоть и ориентировались исключительно на 12F, дали в ней полный комплект гербов и для 14F, причем гербы правильные! Впрочем, были бы неправильные, была бы задета рыцарская честь, а там пошли бы у кого-то большие проблемы. Хотя, на самом-то деле, графика на французские “эскадрильные гербы” обильно представлена и в литературе, и в интернете, намертво закреплена тысячелетней традицией западноевропейской геральдики и облажаться там сложно. А ОЗ нестандартизированны во времени, вот и выходит как всегда…

При наличии какого-нибудь принтера, способного печатать декали в черном цвете, можно, в принципе, сделать и любой другой “Круз” раннего периода – надо лишь напечатать нужные номерки. Важно только найти соответствующее фото – стиль выполнения опозновательных знаков на разных машинах не всегда одинаков.

Вообще же желательно и номерок 8 заменить. Ибо в натуре он был несколько шире, отчего петельки восьмерки вписывались не в круг, а в овал. Надо было делать номер 11! Но тогда несоответствие опозновательных знаков фотографиям резало бы глаз еще сильнее…

Техничку же в случае машины раннего периода следует брать из “американских” декалей – она вся была на английском.

А, вот еще что! При сборке ранних машин надо не забыть не только срезать с киля лишнее, как о том сказано в инструкции, но и приклеить туда детали B9 и B10, которые опрометчиво объявлены неиспользуемыми. Смотрите на фото и боковики!

2. (в инструкции 4) В конце 1980-х годов на “Крусейдерах” начал входить в моду темно-серый “отечественный” окрас, мелкие опозновательные знаки и надписи в стиле low-viz. Именно таким дан один из древнейших «Крусейдеров» – борт 3. Означенный номер 3 попал на празднование полувекового юбилея высадки в Нормандии, в честь чего на нем появились черно-белые «полосы вторжения». Кто не хочет – может их не рисовать, а мне «полосатик» больше нравится. Тем более что именно с полосами он летал с борта «Фоша» в 1994 году, так что даже «палубность» соблюдена.

Кстати, как верно отмечено в инструкции, это уже не F-8E (FN) а F-8P. “Пы” – это не “Пыхотографик», как думали некоторые, и даже не “Пылипины”. “Пы” – это prolonge, сиречь «увеличенный срок службы». Появилась эта версия оттого, что программа нового туземного истребителя «Rafale» несколько затягивалась, а других палубных истребителей во Франции не было. И решили из «Крузов» вытянуть последнее – где-то подлатали, что-то доработали в плане электроники. Вот вам и новая версия!

ОЗ и здесь некорректны, но ввиду их миниатюрности можно махнуть на них рукой. Техничка снова подкачала, хоть и по-другому. Потому как на фото во все том же 255 номере Air Fan, но в статье Филипа Романа и Эрика Диспасе есть фото, где “тройка” уже без полос вторжения, а на стрелочке написано “Rescue”, а не “sauvetage”. А на другом фото видно, что под кабиной написано имя пилота, в декали отсутствующее. Нехорошо, однако…

3. (в инструкции тоже 3) Борт 35. Такой же темно –серый, но уже 1999 года, с последнего похода на «Фоше». Соответствующие «прощальные» декорации – акулья пасть, на правой стороне киля, эмблема 12F (утенок) – на левой. Утенок несколько нетрадиционный, ибо вместо ружья-тромблона прихватил трезубец. А все потому, что поход-то был боевой, воевать с сербами в Косово, и звался операция «Trident”, сиречь “Трезубец”. Впрочем, поучаствовать в боях “Крузам” не удалось – у гнилых машин валом шли отказы электроники и их вскоре списали на берег.

Я ненавижу, когда разработчики дают всякие расписные варианты – можно биться об заклад, что где-нибудь налажают. Ну и тут пасть вовсе не такая, как должна быть. Пусть на фото в Air Fan 259 за июнь 2000 года (статья Кристиана Босселона, стр 30-36) ее видно плохо, но достаточно хорошо, чтобы вынести диагноз.

Вдобавок “Academy” предлагает лепить под кабину одну из двух табличек с именем пилота на выбор. Что бы это значило?
А ведь был разумный выход! Ну дали бы разработчики еще пару маленьких циферок 5 – и можно было бы сделать машину без этих художественных вывертов! Но нет…

4. (в инструкции – 1) А вот и финал службы “Крусейдера”. Напоследок один из самолетов “оголили”, покрасив серебрянкой, и “приодели”, изобразив сверху гигантского утенка (с “пушкой”), по бортам – красные стрелы, а на крыльях написав даты службы 1964-1999. Типа, с дембелем!

Фотографии «дембеля» найдутся во все том же 255-м номере Air Fan, но не радуют они, ибо двуногий дембель возвращается в нормальную человеческую жизнь, а демобилизованный истребитель уходит на свалку. Ну, естественно, есть определенные небольшие неточности в изображении утенка, но, главное, для достижения копийности надо отрезать на декали его “окружение”, выполненное черным цветом, нанести его краской на модель, сообразуясь с фото (я хоть и большая свинья, но такую художественную грязь развести, кажется, не смогу), после чего и лепить поверх декаль

Как бы то ни было, с появлением этой модели вопрос с миниатюрным французским «Крусейдером» решен окончательно и бесповоротно, равно как и с декалями под него – ничего лучше в 1/72 не будет. Соответственно, поборникам точности остается или искать правильные опозновательные знаки, или ограничиться «полосатиком». Может быть, стоит делать «тройку» в виде F-8E (FN) – там имени под кабиной не видно (см фото на сайте airliners.net (AirlinersNetPhotoID151181.jpg), там же и много других полезных изображений). Но, в любом случае, перед этим совершить некий ритуал. Какой? А искупаться в первом попавшемся пруду, где обитают утки! Потому как летчики 12F, считающие эту птицу своим талисманом, проходят непременную инициацию с бросанием новичка в полной летной форме в утиный пруд, и нам, моделистам, без этого браться за изготовление «Последнего крестоносца» грешно. Я свой долг выполнил еще в прошлом году. А вы?
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 5258
Опубликовано:
motorhead в 27.05.2008 - 12:15
Тема: Обзор Academy 1/72 F-8P Crusader - Пос...(#946) - обсуждение

Как приятно, придя на работу, почитать статейку от Снорри!
А вот указанные журналы есть в сети в электронном виде?
У меня есть F-8E(FN) от хасегавы в 48-м размере, есть декаль вот такая
http://s96920072.onlinehome.us/albatros/48015_F-8/alc48015.htm
надо будет все-таки сделать его...
Memphis в 27.05.2008 - 14:05
Отличный обзор! :wink: Пластик всем известен (с учетом новых деталей под данный вариант), а вот про декаль мне было очень интересно прочитать, хоть принадлежу к вьетнамофилам :) Думаю стоит собрать все статейки про все академовских крестноносцев в одну и опубликовать на пользу общественности :)

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy