Мы как-то привыкли, что самолеты делятся на две группы: винтовые и реактивные. А ведь было время, когда пытались «совместить несовместимое», а именно оба типа двигателей в одном самолете. В большинстве случаев такие попытки кончались отчетами об испытаниях прототипа, но пара «гибридных» машин добралась-таки и до серийного производства, и до строевых частей. И обе они, что характерно, были палубными.
Итак, Ryan FR Fireball и North American AJ Savage…
Кто-то из них, а быть может и оба, просто должны быть у уважающего себя любителя палубной авиации. “Севидж”, однако, изготовляется только французской Mach2, стоит кучу денег и представляет собой кусок настоящего dermeau. Не верите – быть может, как-нибудь напишу обзор, ну а сейчас займемся исследованием необычного природного явления – явления шаровой молнии.
Обычно сия метеорологическая диковина проявляется в виде некоего сгустка плазмы, но о том, отчего она возникает, точно не известно. Отчего в конце Второй Мировой войны появились названные в честь нее истребители FR-1 Fireball, известно хорошо. Морякам хотелось скоростного самолета, способного летать с эскортных авианосцев; и появление камикадзе, в том числе и реактивных пилотируемых крылатых ракет “Ока” эту нужду только усугубило. Решение виделось таким – спереди обычный поршневой мотор, а сзади – реактивный “ускоритель”, оба “кушают” один и тот же бензин. При патрулировании самолет летит на винте, а как появится вражина – запускается еще и реактивный мотор, и… держись, камикадзе!
Под эту идею пытались сварганить самолет, насколько я знаю, две фирмы – “Кертисс” и “Райан”. Кертиссовский F15C дальше опытных образцов не пошел, а «Райан» сумел до конца боевых действий не только разработать самолет, но и ввести его в серию, а американский флот даже сформировал на «Файрболлах» боевую эскадрилью, готовившуюся к боям против «джапов». И хоть проблем у новинки хватало (в первую очередь, хлипкая носовая стойка шасси), но зато «Шаровая молния» могла выжать на двух моторах до 670 км/ч – не чета «Уайлдкету»! Но японцы капитулировали, эскадрилья так и осталась единственной, да и ту в 1947 году расформировали. А память о «курьезе» осталась, тем более что FR-1 стал первым самолетом, совершившим посадку на авианосец на тяге реактивного двигателя. И модельные фирмы об этом знают.
Давным-давно “Файрболла” делал британский Pegasus. Хоть и литой, но изрядные дрова, примитив. Да и предлагаемый в декали вариант не самый интересный – белые буквы-цифры на темно-синем фоне. Душа же жаждала большего…
И дождались мы второго модельного сошествия «Шаровой молнии» к моделистам. Модель сделала чешская MPM, и потрошением их “Файрболла” я сегодня и займусь.
Внутри красивой коробки нет ничего экстраординарного: литники – 2 штуки, фонарь вакуумформованный –1 штука, травло –1 лист, приборная доска – снова одна штука, равно как и декаль. Пока не посмотришь внимательно – все чинно-благородно. Но разве ж я могу какую благодать оставить неиспохабленной?!
Хорошо, что вы уже сразу подумали о собаке Кутьке и ее учении. Правильно, что уже готовитесь к обряду изгнания бесов из модели, которая уже лежит в ваших загашниках. Рекомендую присовокупить к экзорцистскому арсеналу требник Петра Могилы и сквадроновскую 1605 FR-1 Fireball in action – по ним мы будем вражью силу отчитывать, а ее деяния выявлять и выставлять их на всеобщее обозрение, или, как говорят в иных славянских землях, “на позор”.
А вот бензин и хворост нам не нужны, ибо заранее скажу, что случай не столь запущеный. Ну, братие, помолясь, приступим!
Про крыло ничего сказать не могу, а фюзеляж малость постадал. Ну вот нос у «Файрболла» какой-то «не арийский»: сравниваем фото и модель. Видите? Носовая часть короче, капот коротковат, а его обечайка не столь закруглена, как должно. Да не смотрите вы в чертежи – фотки, фотки, вот единственное, что выведет Врага на чистую воду! Конечно, я могу ошибаться, но все-таки тут что-то не так. Лечится? Конечно!
Ну, с мелкими деталями, отлитыми весьма примитивно, и сами потом разберетесь. Травло –есть и есть, хотя у меня на створке шасси дефект. Фонарь? Ну я бы назвал его хреновым, как и большинство подобных изделий. Почему? А потому, что производители не желают следить за качеством исходной пленки. Если на ней был дефект (а там это вещь нормальная, из нее все-таки упаковку, а не оптические приборы делают), то дефект этот на фонаре и вылезет. У меня на фонаре пяток ямок есть, и с расстояния в 15 сантиметров (с какого обыкновенно любуются интерьером кабины) они вполне заметны, на прилагаемом фото - тоже. У вас все гладко – повезло! Или просто не хотите приглядываться. А мне, в далеком, но, верю, все-таки станущем когда-либо настоящим, будущем, придется фонарь этот давить самому…
Так, «декаль-оплот Врага», верно? Ну так и есть. Она на один вариант, борт В17 из VF-41, летал на нем ас Второй Мировой Джеймс Своп, 10 побед. Окрас под нее красивый – общий темно-синий фон разбавляется белыми законцовками крыльев и хвостовой частью, плюс желтые полосы. Именно его я и хотел, хотя такие самолеты летали не с CVL-30 San Jasinto (на котором «Файрболлов» никто никогда не видел, и картинка на коробке, где типа вообще CV-21 Boxer – бред чистой воды), а с CVE-115 Bairoco. Только, когда будете красить, не смотрите в инструкцию, ибо в действительности на крыле эти элементы быстрой идентификации наносились: на левом – только сверху, на правом – только снизу. Смотрите фото в книжке.
Что я вам говорил про эмблемы? «Если в декали есть эмблема, значит, над ней надругался Враг и она неправильная». Эмблема есть? Есть. Неправильная? А как же! Но есть смягчающее обстоятельство: она маленькая, верная «в общих чертах» (но не в частностях!) и потому сойдет. А вот буковки-циферки в большинстве своем годны разве в утиль. Сравниваем фото машины Свопа (в «Ин Экшне» их две) с декальным листом. Любуемся на пропорции бортового номера и толщину его линий. Именно! Шрифт однозначно не тот. Готовьте скальпель, скотч – делать маски, иного выхода тут нет.
Ну и последнее. Между черной цифрой 17 и надписью «navy» есть номер. Это должен быть BuNo самолета, и на белом фоне он будет хорошо виден. Что там написано? 1748. Возможно, это год сожжения последнего чешского колдуна, но никак не регистрационный номер Бюро по аэронавтике флота США. Своп летал на BuNo 39703, о чем вы можете узнать из сквадроновской книжки 6059 Golden Wings 1941-1945 (USN/USMC Aircraft of World War II) и… инструкции к модели! Там, правда, это названо W.No., но цифра указана верно. И кто виноват, что в декали черт знает что? Вот именно.
Тяпнем по стаканчику святой воды, закусим просфоркой и вынесем решение святой инквизиции. Модель есть и сама по себе не плоха. В теории ее можно даже собрать “из коробки” и будет весьма похоже. На практике же все детали придется доводить до ума, ибо это все-таки шорт-ран. С декалью тоже можно что-нибудь придумать, и, следовательно, упорным трудом моделистов Враг будет посрамлен. Когда нибудь.
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Здравствуйте.
Я новенький из Болгарии. Очень приятно общаться здесь.
FR-1 Fireball самолеты это одна из моих любимых тем: "Палубные и морские самолеты". Знаю, что эта модель - раритет. Скажите-
где можно приобрести? Искал в интернет магазинах - нету!
С уважением: palubnik.
Искал в интернет магазинах - нету!
С уважением: palubnik.
Даже и не знаю что вам посоветовать... может дать объявление о покупке на форуме каком нибудь? ( http://www.carrierbuilders.net/forum/index.php?s=cb97386f08f5772f514664918d084419&sho wforum=20 ) модель достаточно древняя....
Успехов!
Здравствуйте коллеги,
23.05.2009 г. был щастливый ден для моделиста и коллекционера
"palubnik". В этоть ден успел купить из "Ebay" 3 долгожданные моделли:
-FH-1 Fantom 1 - MPM + CMK
-FR-1 Fireball - MPM
-FJ-1 Furi - SIGA
купиль оба моделли за 36 евра - думаю - очень харошая цена./эта
цена с доставка до Болгарии/
Желаю все вам удачи и щастье.
23.05.2009 г. был щастливый ден для моделиста и коллекционера
"palubnik". В этоть ден успел купить из "Ebay" 3 долгожданные моделли:
-FH-1 Fantom 1 - MPM + CMK
-FR-1 Fireball - MPM
-FJ-1 Furi - SIGA
купиль оба моделли за 36 евра - думаю - очень харошая цена./эта
цена с доставка до Болгарии/
Да, действительно - счастливый день :smile:
Удачи в постройке! И не забудьте собранные модели здесь показать :wink:
Не так страшен чёрт, как его малюют... Он гораздо более страшен!!! Лет десять назад собирал его "старшего брата" c ТВДшным двигателем - XF2R-1 Dark Shark от того же МРМ. А учитывая то, что разнятся они лишь носовой частью фюзеляжа, проблемы у них будут общие. Модель из серии "вспомнишь - вздрогнешь". Во всём наборе нет и двух деталей, которые бы более-менее нормально стыковались меж собой, начиная от нутрянки кабины и пошло-поехало... У половинок фюзеляжа сечения несимметричные, стыкуются со ступенями, у крыла - то же самое, крыло с фюзеляжем так же не сходятся, большинство мелочи и все колёса и стойки шасси вообще пришлось изготавливать заново. Понятно, что ЛНД, но ЛНД в одном из своих худших проявлений, благо хоть пластик неплохой и позволяет себя пилить и кромсать. Так что тому, кто видит цель сей аппарат сделать, желаю очень сильно верить в себя и чихать там на всякие препятствия :)
... Лет десять назад собирал его "старшего брата" c ТВДшным двигателем - XF2R-1 Dark Shark от того же МРМ - Вы наверное хотели сказать - младшего...
...да, вот по этому по всему и было принято решение - не мучаться с переделками, да ещё за деньги немалые, а сделать с нуля
Тема: Re: Обзор MPM 1/72 Ryan FR-1 Fireball - Радость мичуринца