Вопрос на засыпку: что вы знаете о французской палубной авиации? Вижу, вижу, что «Этандары», «Ализе» и «Рафали» вам знакомы. И «Крусейдеры» тоже, да. О, даже «Аквилон», «Зефир» и «Ягуар»? Замечательно! А что можете сказать о самолетах с «Беарна»?
Вот-вот, и я о том же. Enigma! Незнаменитый период, незнаменитый флот. Во Франции «про это», говорят, даже толстые книжки с картинками есть, но стоят дорого и на французском. И, повторюсь, во Франции.
Совместными усилиями, быть может, сообщество и припомнит, что летало с единственного тогда французского авианосца – какие-то «левассеры», истребители были… С помощью справочника, конечно, можно разобраться и в этой каше, после чего остро захочется чего-нибудь вот такого, французского, но в модели. Во всей этой смеси архаики и галльского изящества, присущих довоенным палубным машинам Третьей Республики, есть что-то завораживающее, да и «разбавить» англичан-американцев-японцев всегда желательно. Но нечем.
Я, как завзятый любитель палубной авиации, давно желал пополнить свое собрание аэропланом от какого-нибудь французского кутюрье («у них» ведь даже конструкторское бюро зовется «ателье», в курсе?), да все не удавалось. Никто не делает ни одного палубного «левассера» и причина проста – в войнах не участвовали, да еще и бомбардировщики-разведчики. Последним предвоенным самолетом Aeronavale стал LN.40 от “Луар Ньюпор”, да вот засада – с палубы летал, кажется, только прототип, именно LN.40, а в модели присутствует только LN.402, делавшийся для ВВС и поучаствовавший во Второй Мировой. Конечно, переделать его в “морской” LN.401 несложно, но нет декалей, да и к “Беарну” 401-й имел отношение касательное. А V-156F, более известный как “Виндикейтор”, машина все же американская, да и летал с “Беарна” недолго – одна эскадрилья отметилась на нем “карквалами”в 1940 году, и только. Не то!
С истребителями, казалось бы, дело полегче. Их, по большому счету, на “Беарне” за всю его историю, сидело три типа: два “Девуатина” (D1C1 и D.373/376) и один “Вибо”( Wibault 74). Никто именно их не делал, но, учитывая, что все это были модификации сухопутных машин, была надежда, что на рынке присутствует нечто, что можно сконверсировать в палубник. В общем, так оно и есть, оба творения Эмиля Девуатина в моделях присутствовали – и D.1 и D.37, причем по вполне приемлемым ценам. Но…
Правильно, декали. У французов на истребителях эмблема эскадрильи во весь борт, опознавательные знаки с якорями, циферки особого вида, короче, самому не сделать. И оставалось только разглядывать картинки недоступных палубников и изголяться в “эпитафиях” по ним. Например, вот таким:
Самолет сей embarquй,
Под хвостом у него…
Ну, ну, давайте! Не, под хвостом у него crosse d’appontage, сиречь гак посадочный…
(для тех, кто не понял, отчего в слове embarque появилась на конце буква «й». Там должна стоять «е с палочкой», но в русской кодировке на этом месте стоит “й”, которой мой Windows 98 ее в “Эксплорере” и заменяет, и поделать с этим, кажется, ничего нельзя. А получается забавно – “эмбаркуй”.)
После нескольких лет «страданий молодого Вертера» в конце 2006 года написал я слезницу на чешский «Azur», выпускающий D.371/ D.372, - мол, страсть как желаю палубный “Девуатин” D.373 или 376, и ежели не вы, то и надеяться более не на кого.
Смилуйся, Азурушко, пожалуй!
Нельзя сказать, что после отправки такого письма я поверил, что назавтра пред мои очи представят искомую модельку. С другой стороны, как говорят, ранее Azur уже выпускал D.373/376, но сильно ограниченной серией и только для подписчиков французского журнала Avions. То есть шанс был, причем отличный от нуля.
И, о чудо!!! В планах «Азура» на 2007 год появился палубный «Девуатин»!!! Не знаю, что повергло чехов на это – мое письмо, вмешательство Волосатых Богов или что еще, но он будет!!! До дыр в мониторе разглядывал я изображение самолета на коробке будущей модели, потом, наконец, появились превьюшки содержимого на буржуинских сайтах, а там и у нас в магазинчике на полке узрел я вожделенный палубник.
Сначала о прототипе. Это разновидность “сухопутного” D.37, отличающаяся наличием щитков и посадочного гака (тогда это D.373) или еще и складывающимся крылом (D.376). Первая версия палубника появилась в 1935 году, и самолетов обеих модификаций сделали всего 45 штук – не много! Формально D.373/376 дотянули в палубных эскадрильях до конца 1939 года, но в боевых действиях, кажется, никакого участия не принимали.
Для истинных любителей палубной авиации азуровский “Девуатин” интересен другим. Насколько я помню, серийно палубные самолеты схемы парасоль, т.е. монопланы с поднятым над фюзеляжем крылом, строили только во Франции, американские и японские потуги дальше опытных образцов не пошли. И перед нами единственная модель такого самолета!!! Что называется, must have!
Ну а теперь к содержимому коробки. Пластиковые детали сгруппированы на одном литнике, и литник этот перекочевал сюда от D.371/ D.372 – кто бы сомневался! Типический шорт-ран, достаточно грубый, кое-где облой. Крыло и один из вариантов горизонтального оперения нам рекомендуется отправить в утиль, мелочевка, не выключая и винт, настоятельно просится туда же, так что смотрим в основном на фюзеляж.
А вот не надо было этого делать! Киль и руль направления точно не те, которые должны быть, и не соответствуют ни одному самолету из семейства D.37 – смотрите фото в Avions №103, поищите в сети фото 373/376, сравните и убедитесь. С фюзеляжем тоже что-то не в порядке, вроде по высоте, особенно в хвостовой части, он меньше, чем надо - но, может быть, это мне только кажется. Ну да у нас есть чертежи из Avions, чертеж в инструкции «Азура», так что «пилите, Шура, пилите».
Переходим к смоле, тем более что ее целая гора: крыло, два капота (для 373 и 376), движок с отдельными цилиндрами, колеса, посадочный гак, интерьер. Претензии? А как же! Во-первых, отливать колеса заодно с обтекателями – это, батенька, moveton. Во-вторых, обтекатели головок цилиндров на капотах «не те» (см. фото реальных машин) и сами капоты какие-то… Ну не знаю. Смотрите фото и чертежи в инструкции! Как всегда, они точнее модели. Старинная чешская традиция, ага. Пивом они там злоупотребляют в рабочее время, что ли? Причем пока делают инструкцию – в рот не берут (боятся следов от пенной жидкости на бумаге?), а потом – по-о-онеслась!!! А нам – ни пива, ни модели…
Еще капоты из-за своей тонкости имеют овальное сечение, но это вроде можно исправить. А вот с крылом что-то непонятное. Не то, чтобы оно с виду плохое, однозначно лучше литого, на нем и закрылки есть, но… от кого оно?
Французы, тиснувшие материал о D.37 в Википедии, со ссылкой на Люсьена Мораро (Lucien Morareau) и его книгу L'aéronavale en 1939-1940, говорят, что крыло D.373 в размахе было уменьшено на 30 сантиметров (4 мм в масштабе) по сравнению с сухопутной версией из-за того, что оно иначе не пролезало через подъемники «Беарна». Перед D.376 эта проблема не стояла, ибо крыло сделали складываюшимся, но каков был его размах? Я вынужден признать свое бессилие (пока?) в решении этого вопроса.
Вы скажете, что в инструкции «Азура» написано: размах 11.22, длина 7.44 м! Ну так и на заборе еще не то напишут… Взять тот же D.371: в большинстве источников стоит 11.79 и 7.44 м соответственно, но в статье из Avions «все не так» - размах крыла 11.70 м, длина - 7.225 м. Эти данные, как сообщается, взяты из официального описания самолета 1936 года. Смоляное крыло – где-то около 11.6 м в пересчете, и по виду больше напоминает крыло 376-го, но только потому, что достойных фоток крыла 373-го я не нашел, и не знаю, как отразилось на его облике появление узла складывания. Короче, взял я в руки штангенциркуль зря. Больше не буду!
Движок
Качеством ближе к древней «НеОмеге», а потому рекомендуется его замена на «Гном-Рон» 14 от «Вектора». Если даже модификация не та, то он все-таки красивее чешского.
Интерьер в модели есть, но насколько он похож – судить не берусь, ибо изнутри «Девуатина» не видел, а Юлиан Робанеску, изобразивший «рентген» D.371 в Avions, тоже, видать, был не великий эксперт в этом вопросе. Сойдет!
Про вакушечный фонарь (даны два экземпляра) и прозрачную пластинку с приборной доской ничего плохого сказать не могу, с травлом же есть одна трудность. Там даны 12 деталек – приводы элеронов и щитков на крыле. Но их должно быть 14!!! Да смотрите хоть фотки самолета, хоть картинку на коробке – у каждого щитка этих фиговин снизу не две, а три!
Переходим к декали, хотя, по идее, именно с нее и нужно начинать обозрение модели, как с самого критичного «момента».
Дано четыре варианта – пара машин из AC1, летавшей с «Беарна», и аэроплан из учебной истребительной эскадрильи из Сан-Рафаэля (1940 год, типа “военный” вариант). Это все D.376, есть и один D.373 из испытательной CEPA, который с головой индейца на киле. Тем, кто решит делать именно его, рекомендую помедитировать над крылом – вдруг насчет него снизойдет просветление. А вообще дать в декали можно все, что угодно, важно, насколько это похоже на то, что было на самом деле.
Главной декальной болезнью в случае французской морской авиации обыкновенно является несходимость цветов. Точно совместить воедино три цвета кокарды и черный якорь мало кому удается. Помню, искал деку на французский «Сифайр», потратил уйму бабла, а в результате в обоих наборах кокарды «поехали», и заметно, да и форма якорей не та. Поэтому с замиранием сердца приглядываюсь к азуровской деке и…
Вы не поверите, с якорями все в порядке! Причем дважды в порядке. Разработчик, предвидя трудности с опознавательными знаками, сделал их в двойном количестве: комплект в полном сборе и комплект с отдельными якорями. Получились оба. То же касается и надписей на триколорах на хвосте: есть комплекты триколоров с заранее нанесенными надписями и якорями, есть один голый и отдельно – вся черная графика. Даже белые цифры на килях продублированы и на фоне, и без оного. Великолепно!
И, кстати говоря, такая щедрость просто необходима. Ибо триколоры делались, судя по всему, под чертеж, и гораздо больше размерами, чем руль модели. Так что или меняйте вертикальное оперение, или красьте триколор сами.
Теперь момент истины: морской конек. Похож иль не похож. Ну, Волосатые Боги, помогайте!!! Быстро! Я сейчас на фото настоящего «Девуатина» смотреть буду! И сравнивать!
Раз, два, три… Ы-Ы-ы!!! Это он!!! Тот самый!!!
Все, подводим итоги
Саму модель, в полном согласии с учением собаки Кутьки, сильно испортили враги. Их было много, результат соответствующий. Поборникам исторической достоверности придется буквально над каждой деталью трудиться в поте хвоста, чаще всего изготовляя ее с нуля. Выбравшим варианты с обтекателями колес желательно будет что-то с ними сделать –не гоже колеса и обтекатели оставлять слившимися в одну деталь. Колеса отдельно в комплекте есть, сделать обтекатели из пластика, я думаю, не сложно, особенно если фюзеляж и вся мелочевка для Вас - уже пройденный этап.
Конечно, можно собрать модель «как есть», тем более что людей, догадывающихся о существовании в 30-е годы такого самолета, а там более набивших глаз в его разглядывании, мало, и критики за косячность модели, скорее всего, не последует. Да и спутать этот парасоль ни с чем невозможно, так что плохой ли, хороший – это Dewoitine D.373/376.
Такое впечатление, что деку делали совсем другие люди (французы?), сумевшие практически полностью устранить пагубное влияние Всеобщего Врага на результаты своего труда. Почти – потому что сделать из четырех предложенных вариантов можно с полной достоверностью всего три. Удар пришелся, увы, по палубному AC1-5, ибо хотя такой самолет в природе и существовал, его заводской номер остался неизвестным. На декали пробел. И до тех пор, как мы его не узнаем, остается лишь один палубный вариант, №31, с которым, кстати, тоже есть трудность. Цвет конька мне достоверно неизвестен – мог быть и черным, и красным. Но в деке есть оба, так что это вопрос исследования фоток, а не модели. Но вот отчего было “Азуру” не дать, скажем, D.373 №10, борт 7C1-3? Ах да, крыло…
А в общем все это мелочи, декаль классная! А есть декаль и желание – будет и самолет! Для изготовления “Девуатина” с нуля азуровская модель – отличная база. Не зря ждал столько лет! Но, дождавшись, ясное дело, я не кинусь его делать - пока не время, есть множество проектов попроще.
Резюме
“Азур” – для истинных поклонников палубной авиации, для которых выложить 600 рублей в основном за декаль – не вопрос. Из коробки же можно собрать только нечто, слегка напоминающее последний истребитель авиагруппы “Беарна”. Но другого нет и, смею предположить, в ближайшее и даже более отдаленное время не будет. Это же касается и других довоенных французских палубников. Так что делайте выводы…
Конец!!!
Facebook
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Ааа, эээ, даже незнаю с чего начать! Если судить по картинке, то самолет должен получится хорошим. А если по обзору, то предстоит очень много работать. Смола конечно не мой профиль, но можно было и получше сделать отливки.
Тема: Обзор Azur 1/72 Dewoitine D.373/376 - ...(#669) - обсуждение
Ааа, эээ, даже незнаю с чего начать! Если судить по картинке, то самолет должен получится хорошим. А если по обзору, то предстоит очень много работать. Смола конечно не мой профиль, но можно было и получше сделать отливки.
Мужайся и вперед, ты долго ждал эту модель.