Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская многоцелевая АПЛ проекта 705К «Лира», по терминологии НАТО «Alfa», выполненная в масштабе 1/350 фирмой Микромир.
Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» — серия советских атомных подводных лодок, относящихся ко 2-ому поколению. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника. Серия состояла из 7-ми корпусов, все входили в состав Северного флота.
Наибольшую трудность при проектировании ПЛА проекта 705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500...2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.
В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).
Подводная лодка проекта 705 (705-К) двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки «лимузинного» типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепрницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой, предназначенной для спасения одновременно всего экипажа «сухим» способом при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.
Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.
Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.
АПЛ 705 проекта была единственным в мире серийным проектом АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования. На разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты. Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.
ТТХ АПЛ:
Длина наибольшая: 81,4 м
Ширина: 10,0 м (по стабилизаторам: 13,5 м)
Средняя осадка: 7,6 м
Водоизмещение:
надводное: 2 280 т
подводное: 3 180 т
Скорость:
надводная: 14 уз.
подводная: до 41 уз.
Глубина погружения: предельная 450 м/ рабочая 320 м
Экипаж: 32 человек
Силовая установка: 1 ядерный реактор типа РЖМТ БМ-40А, 1 турбины мощностью 40 000 л.с., 1 гребной винт
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 20 торпед).
Непосредственно прототипом выбрана "К-123". 16.10.1962 г. зачислена в списки кораблей ВМФ. 29.12.1967 г. заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске. Спущена на воду 04.04.1976 г. Вступила в строй 12.12.1977г. и 17.02.1978 г. включена в состав КСФ. 08.04.1982 г. произошла авария с выходом теплоносителя первого контура в отсек и распространением радиоактивности. С 06.10.1983 г. по 27.08.1992 г. прошла на СМП капитальный ремонт с заменой реакторного отсека. 31.07.1996 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации.
В наборе 33 детали, из них 4 детали – подставка (в мусорку сразу же), 14 деталей фототравления (лопасти основного и вспомогательных гребных винтов, «ветровик» ходового мостика). Длина модели составляет 230 мм, ширина – 40 мм (по кормовому оперению).
Модель отлита по технологии ЛНД. Видимо из-за этого большое количество облоя, особенно на мелких деталях, расшивка местами замыленная и неаккуратная.
Более подробный обзор модели делал наш коллега Данила ака Danila77, посмотреть его можно здесь.
Особо рассказывать нечего, все практически из коробки и по инструкции. Стыковка половин корпуса неважная, как всегда выручает шпаклевка и шлифовка. Местами углубил и восстановил расшивку, утраченную в процессе выведения стыка половин корпуса. Чуть доработал водозаборники, сточив кромки до приемлемой толщины и вклеив в них вертикальные стойки. Также сточил заднюю кромку у всех стабилизаторов, а на верхнем вертикальном еще и сделал вырез под ходовой огонь.
Немного отошел от инструкции при монтаже ветровика на мостик. Инструкция предполагает согнуть вдвое травленую деталь, вложив в нее прозрачную пленку (она есть в наборе). Мне показалось, что ветровик в этом случае получится излишне толстым и я принял решение его разрезать пополам по линии сгиба и использовать в работе только одну из получившихся половинок. Высверлил АСБ и изготовил его отдельной деталью из пластикового прутка D=3,2 мм. Технологию можно подсмотреть в стройке «К-19».
Модель загрунтована грунтовкой Mr. Surfaser 1200. На подводной части сделан прешейдинг черным по линиям расшивки лючков, крышек ТА и прочего.
Затем накрашиваем по корпусу произвольную белую полосу, маскируем скотчем S=0,4 мм. Будущая WL готова.
Тут я вспомнил , что у лодки нет бортовых навигационных огней. Взял БАНО производства Elf масштаб 1/72 красного и зеленого цвета и разместил их на ограждении рубки в соответствии с фото. Замаскировал скотчем 0,4 мм нужную часть и продолжил малярные работы.
Далее подводную часть окрасил Tamiya TS-33 Dull Red. Затем жидко разведенной Tamiya XF-9 Hull Red - постшейдинг опять по тем же люкам, крышкам ТА и местами по корпусу, попытался воспроизвести что-то типа неравномерности окраски.
Верхняя часть корпуса. Основной цвет: сильно осветленный Tamiya XF-1 Black. Далее штатным Tamiya XF-1 Black и тонким факелом сделал постшейдинг по кромкам рулевых поверхностей и стыку ВСК и ограждения рубки. В завершении, очень жидко разведенным и осветленным еще процентов на 30 базовым прошелся по передним кромкам оперения и верхним поверхностям рубки и корпуса.
Модель покрыта гланцевым лаком от Gunze Mr. Color GX100 Super Clear III. Затем перевел декали. Они отличного качества - подложка тонкая, позиционируются замечательно. Единственное - надо аккуратно их двигать, могут порваться. Затем повторный слой глянца, смывка от MIG и финишный слой матового лака Mr. Color С182 Flat Clear.
Подводные лодки проекта 705 (705К) стали в советском ВМФ примером, как концептуально передовая идея оборачивается полным провалом при её реализации. Попытка создания высокоэффективного и в то же время дешёвого подводного «истребителя» полностью провалилась.
ПЛ типа «Лира» обладали исключительными скоростными и маневренными качествами. По этому показателю они не имели равных в мире и стали первыми в истории подводными лодками, которые могли успешно уклонятся от торпед противника именно за счёт скорости и маневренности. Те же качества обеспечивали лодкам, при определённых условиях, и некоторые тактические преимущества при слежении за ПЛ противника. Однако на этом перечень достоинств проекта заканчивался.
Надёжность ПЛ проекта 705 (705К) оказалась ниже всякой критики. Механизмы ПЛ постоянно выходили из строя, а их ремонт был крайне затруднён как нехваткой запасных частей, так и сложностью доступа к агрегатам и приборам. Малая численность экипажа, один из козырей проекта, привела к тому, что обслуживать лодку в море столь малым числом людей оказалось невозможно. Комплексная автоматизация проекта 705 (705К) совершенно не предусматривала управление системами при аварийных ситуациях, а поскольку элементная база за время строительства устарела, надёжность всех её элементов оказалась неудовлетворительной. Особенности реакторов данных ПЛ привели к тому, что техническое обслуживание эти корабли могли получать лишь в трёх базах флота. Более того, обеспечить надёжное поддержание температуры сплава теплоносителя с помощью береговых средств не удалось, и эта задача решалась за счёт тепла самого реактора. Такая практика привела к чрезмерной выработке ресурса. Личный состав относился к своим ненадёжным кораблям отрицательно, тем более, что условия обитания на «Лирах» также оставляли желать лучшего.
В итоге, советский ВМФ получил серию очень дорогих в эксплуатации и весьма ненадёжных ПЛ, чьи выдающиеся достоинства легко перекрывались многочисленными недостатками. Неудивительно, что в море эти подводные лодки выходили достаточно редко, а их активная служба оказалась весьма непродолжительной.
Что тут скажешь, специалистам и подводникам служивших на этих лодках виднее. Спорить смысла я не вижу. Я же получил на полку очередную модель нашей отечественной АПЛ, еще один маленький кусочек нашей истории. И на мой взгляд красивая лодка была все-таки!
В написании статьи использовал материалы с сайтов: Раз и Два.
Всем отличного настроения и приятного просмотра!
Danila77 в 20.01.2013 - 23:05 Хоть что мне говорите,а не нравятся мне травлёные винты,объёма нет
Да в принципе это лечится, суперклеем. Конкретно у этой модели винт не получился |
motzkin в 21.01.2013 - 00:04 Usatiymen
Очень понравилось. Покраска +2, винт -1 итого, заслуженный + в репу :mrgreen: Для маскировки ватерлинии использовали тамиевский скотч? Очень хорошо получилось! |
Usatiymen в 21.01.2013 - 01:12 motzkin
Спасибо за отзыв. Для WL использовал это: http://www.hlj.com/product/AIZ00014 |
айк в 21.01.2013 - 01:16 Внешне похожа на Тамиевский аналог.
З.Ы. в подписи проскочил "/url]" между картинками :wink: |
Usatiymen в 21.01.2013 - 01:17 Совершенно верно, на ощупь тоже. Очень помогает маскировать какие-либо линии. |
XORST в 21.01.2013 - 10:13 XORST
Намекаешь на точеные винты? Это уже парадный вариант. :smile: Хотя бы литые из смолы сделали. |
motzkin в 22.01.2013 - 00:23 motzkin
Спасибо за отзыв. Для WL использовал это: http://www.hlj.com/product/AIZ00014 Вот спасибо!!! А я и не знал что такое есть :shock: Чего только не придумают.... |
Usatiymen в 22.01.2013 - 12:15 motzkin
Коллега, у этого производителя еще есть скотч шириной 0,7, 1,0, 1,5 и 2,5 мм - практически на все случаи жизни. :grin: |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Микромир 1/350 АПЛ проекта 705К Лира