Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Я расскажу, и может вы поймёте:
Лишь гидропланы знают на земле,
Как плыть по морю, но на самолёте,
Лететь по небу, но на корабле.
Из черновиков Лаймы Вайкуле.
Как известно, коллекционирование моделей гидросамолётов и летающих лодок даёт нам приятную возможность избавиться как минимум наполовину от превращающего любую модель в долгострой «синдрома продвинутого моделиста» – позволив не заморачиваться суперправильной деталировкой ниш шасси, и видимо поэтому является весьма привлекательным Не миновал сей участи и я.
- Достойнейший Васиру-Иван-дзан, а почему эти большеносые варвары на американском катере так оскорбительно смеются, показывают пальцами и называют нас какими-то «кукурузниками»?
- Это потому, Петька, что как говорил великий сэнсей Дзадору-сан, они все тупые. А теперь помолчи немного. Пикируем!
Дайниппон Кайгун Моногатари, глава «Сказание о Типе 0».
Так оно было или не совсем так – история умалчивает, но в апреле 1942 года не ас-пикировщик на «Вэле», а именно экипаж F1M2 парой 60-килограммовых бомб отправил на дно морское американский торпедный катер РТ-34, незадолго перед этим дерзнувший атаковать крейсер «Кума». Я не буду здесь детально пересказывать всю историю развития машины, отмечу лишь, что задумывавшийся как довольно рядовой корабельный катапультный ближний разведчик, «Пит» (Pete), как его называли американцы, вскорости освоил множество иных «профессий», от пикировщика до истребителя (!) и стал воистину универсалом, служившим в самых разнообразных местах – от флагмана Императорского флота линкора «Ямато» до заштатных авиабаз на богом забытых островах «Внешнего периметра обороны». Неудивительно, что «Пит» в итоге был растиражирован в более чем пристойных 1188 экземплярах, став самым массовым гидросамолётом Императорского флота и по праву завоевал себе почётное место в ряду таких уважаемых бипланов-участников Второй Мировой, как По-2, И-153, Swordfish, Gladiator, Fiat CR-42, Hs.123… Более того, он стал практически единственным бипланом – боевым самолётом специальной постройки, закончившим войну в частях первой линии: несмотря на вроде бы устаревшую бипланную схему, он далеко не был лёгкой добычей для истребителей союзников, чему весьма способствовало, наверное, даже не столько наличие наступательного вооружения в виде двух 7,7мм пулемётов (не считая оборонительного того же калибра на турели), сколько присущая бипланам маневренность (и как тут не вспомнить о тесной взаимосвязи в этом мире достоинств и недостатков).
Как известно, коллекционирование моделей гидросамолётов и летающих лодок даёт нам приятную возможность избавиться как минимум наполовину от превращающего любую модель в долгострой «синдрома продвинутого моделиста» – позволив не заморачиваться суперправильной деталировкой ниш шасси, и видимо поэтому является весьма привлекательным Не миновал сей участи и я. После добычи «Сейрана» и «Глена», «Рекса» и «Руфи», пришла наконец очередь и героя этого обзора. Собственно, ходил вокруг него я уже давно, как тот кот вокруг сметаны, но цена покусывалась. И как говорится, не было бы счастья, да тут коллега Twix (в миру Миша Юданов) устроил на нашем сайте распродажу... Так что я наконец стал довольным обладателем вожделенной коробочки с каталожным номером С-23, россыпью иероглифов на крышке (модель явно изначально предназначалась для японского рынка) и красивым боксартом с изображением самолёта, рулящего по прибрежной водной глади в окружении швартовочной команды. Помимо чисто художественной красоты, рисунок неплохо воспроизводит расположение расчалок и растяжек антенн, что будет явным подспорьем на завершающем этапе работы над моделью.
В коробке нас встречают четыре рамки традиционного фуджимовского серого пластика и одна с прозрачными деталями. Всего заявлена 71 деталь. Пластик мягкий, трудностей с обработкой судя по предыдущему опыту быть не должно. Облой на крупных деталях отсутствует как класс, на мелочёвке – символически присутствует (десятые доли мм) по линии стыка пресс-форм. Качество проработки поверхности весьма приятное, расшивка внутренняя, аккуратная и тоненькая. Беглое сравнение с чертежами из книги Mechanic of World Aircraft. A5M/Pete (спасибо за неё коллегам Lish и Adlersieg!) показало, что геометрия модели нареканий не вызывает, и даже линии расшивки находятся в нужных местах. Также именно там где надо (рули, верхнее крыло) присутствует недурная имитация полотна. Пуристы могут покритиковать её за чрезмерность, однако на мой вкус – это традиционная жертва «канонам искусства». Выглядит это в любом случае гораздо менее утрированно, чем на италовской «Савойе» SM.79.
Мотор «Цусей» дан в 2 детали, довольно достойно. Привыкнув по опыту общения с фуджимовскими моделями японских самолётов к, мягко говоря, некоторой спартанскости и дубовости интерьеров, я был приятно удивлён тем, что эта модель стала в какой-то мере исключением. Сказывается видимо, что это всё-таки разработка 1997 г. На внутренних стенках фюзеляжа сымитирован рельеф, неплохо смотрятся обе приборные доски (правда, раскрашивать их придётся самому от и до, декаль на приборки не предусмотрена), весьма изящно выполнена мелочёвка, как-то: ручка управления, наблюдательная «трубка» в кабине штурмана и т.п. Как явствует из сопоставления с «рентгеном» в вышеупомянутой книге Mechanic of World Aircraft, всё это довольно похоже на себя, хотя начинка кабины всё же далеко не полна (скажем, педали в пилотской кабине совсем бы не помешали, да и турельный пулемёт показался немного грубоват) – любителям деталировки вполне будет, где развернуться. В бортах фюзеляжа в районе штурманской кабины уже присутствуют отверстия под растяжки антенн. Пустячок, а приятно.
Ещё одним приятным сюрпризом модели является то, что центральный и левый крыльевой поплавки даны в двух вариантах – «полном» и «по ватерлинию», что может оказаться весьма кстати любителям диорам «с морем». Ну а для нелюбителей таковых предусмотрена весьма полезная для «водоплавающей авиации» перевозочная тележка, вроде бы тоже похожая на оригинал. Во всяком случае, спицованные колёса смотрятся весьма ажурно. Лично у меня «ватерлайновский» вариант поплавков сразу пошёл в загашник, может быть окажется кстати когда-нибудь… или кому-нибудь :_) Прозрачные детали (в количестве 6 штук) тонкие и прозрачные. К сожалению, из всех моих попыток качественно их сфотографировать ничего не вышло Отдельными деталями даны БАНО – 2 крыльевых и хвостовой. Ещё одна маленькая приятность.
В декали представлены 3 варианта. Боксартовский "жёлтый Та-14" с авиабазы Татеяма, "белый Са-41" из Сасебо и "жёлтый Оцу-44", само собой с этой самой базы в Оцу. Если верить инструкции, все они относятся к 1944 году, соответственно окрашены схожим образом – зелёный верх, серый низ (точнее, как недавно было установлено на здешнем форуме, верх Vallejo ModelAir 71021, низ Vallejo ModelAir 71049). Что особенно хорошо – на все 3 удалось найти фотоподтверждения. Хотя не исключено, что знакомый собаке Кутьке Враг где-то затаился и тут Декаль традиционного фуджимовского качества, выглядит чуточку толстоватой, но как показывает предыдущее общение с моделями этой фирмы, на спецжидкости должна реагировать нормально. Помимо хиномару и килевых кодов, присутствуют некоторые технические надписи и маркировки, и даже жёлтые элементы быстрой идентификации на верхнее и нижнее крыло. Белые элементы на момент извлечения деки из коробки имели традиционную для некоторых уважаемых японских производителей желтизну, коя столь же традиционно излечилась обильными ваннами из лучей восходящего… эээ… в реалиях моей квартиры – скорее заходящего солнца ;-D.
На мой взгляд, одна из лучших фуджимовских моделей японской авиации в 1/72, от работы с которой получат удовольствие и «изкоробочники», и «прецизионщики». Кроме предложенного в данном обзоре варианта, выпускалась также и под другими каталожными номерами, отличающимися декалями. В частности, в варианте С-24 предлагались маркировки на самолёты корабельных авиагрупп. В настоящее время на HobbyLinkJapan можно приобрести и вариант с травлёными растяжками/мелочёвкой.
» Автор | |
---|---|
Сергей,Ижевск | |
Опыт: | 120 |
Репутация: | +36/–1 |
foxbot в 15.10.2009 - 19:09 Очень хороший обзор. В меру художественности, в меру деталей. Одним словом, мне пришелся по вкусу... |
Снорри в 15.10.2009 - 20:11 Тема: Re: Обзор Fujimi 1/72 F1M2 (#C-23) - Универсальный солдат им Отличная статья! С чистой совестью могу теперь уходить на покой и переквалифицироваться в читатели ;) А потом, надеюсь, и в моделисты ;) |
Нечаев в 15.10.2009 - 21:04 Да, хорошо... и модель неплохая. Похоже, хася свою в 48-ом не без оглядки делала. |
asw в 16.10.2009 - 02:16 у меня тоже такой самолет,только декальки корабельных авиагрупп:)тоже был очень приятно удивлен качеством:)к нему кстати эдуард травление делает:) |
Нечаев в 16.10.2009 - 12:01 Делает, но какую-то бестолковую, как мне показалось. Видел, когда искал на 48-ой. |
omega в 16.10.2009 - 12:25 Делает, но какую-то бестолковую, как мне показалось. Видел, когда искал на 48-ой.
Ежели про травление, то "какое-то бестолковое, нет? :roll: |
Нечаев в 16.10.2009 - 12:31 А про "травленку" - какую-то. ))) Действительно, какая-то бестолковая. Я бы 3-4 детали использовал из набора. |
Сергей,Ижевск в 19.10.2009 - 10:42 Уважаемые коллеги, спасибо за столь высокую оценку моего скромного дебюта. Особенно тронули добрые слова уважаемого участника Снорри, ибо в плане стиля и подхода считаю его в большой мере своим "учителем". Постараюсь и в дальнейшем планку не опускать, не посрамить, и проч. :) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|