Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Был в Тверской (Калининской) области в деревне Глазачи Удомельского района дом...
Дом родителей моих родителей и Дом моего летнего детства...
Сейчас, по прошествии многих лет возникло желание восстановить образ фамильного гнезда - в том виде, какой запомнился ещё чистой детской памятью... и по немногочисленным фотографиям.
Увы, не так много осталось людей, которые могли бы оценить схожесть макета с оригиналом. Да и самого дома уже нет...
Но есть память. И есть образы, хранящиеся в ней...
Макет делал именно - по памяти. Фотографии помогали лишь в деталях - количество венцов, соотношения, формы...
Да, и ещё: я не профи-моделист - делал как мог... И других подобных макетов не делал никогда. Так что, не судите строго.
Вначале я думал ограничиться основным срубом - без двора. Поэтому самодельный "станок" имел размах только в его габаритах.
В качестве брёвен я использовал продававшиеся в "строителе" 6-мм галтели. Собственно, от их диаметра я и рассчитал масштаб макета. Он получился равным 1:35.
Но на тот момент мне эта цифра пока ещё ничего не говорила. Просто рабочая константа...
Поперечные пазы в "брёвнах" выбирал с помощью круглого 6-мм рашпиля. Продольные пазы соблюдал не особо. Зачастую просто снимал фаску. Но, когда требовалась подгонка, выбирал продольный полукруглый паз тем же рашпилем и гравером с цилиндрической абразивной насадкой.
Пока делал сруб ещё не принял окончательного решения буду ли я потом "старить" брёвна цветом, но фактуру старых брёвен создавал сразу, обдирая кордщёткой на дрели по галтелям перед укладкой.
Стропила делал уже из более прочного материала - берёзы. А использовал для этого... шампуры "Пионерские" квадратного сечения.
Крышу изначально планировал делать съёмной, поэтому её каркас не приклеивал к срубу, а просто прижал станком - на время работы с кровлей.
В качестве "досок" использовал палочки для размешивания. Они большими упаковками продаются во всяких "оптовых" магазинах. В пачке штук эдак под тысячу. Но приходилось сортировать: было много безнадежно гнутых (их потом использовал "по мелочам").
Из отобранных прямых палочек делал длинные "доски", сращивая попарно. Срез для склейки делал сильно наискось, увеличивая площадь соприкосновения. ПВА схватывает почти так же быстро как и суперклей. Но "супер" я начал использовать уже много позже - на этапе отделки. А пока - только ПВА, принципиально!
Сделал козырьки и зашил фронтоны. Не сильно заботясь о щелях - всё как на оригинале!
Обрешетку делал опять же из шампуров, но уже других - бамбуковых шпажек порядка 3 мм в сечении. Пазы в стропилах под обрешетку протачивал гравером - с последующей "калибровкой" круглым надфилем, удачно совпавшим по диаметру с диаметром шпажек.
И вот он, ужас - дранка!!!
Конечно, можно было бы, по-лентяйски, сделать кровлю типа "рубероид", как оно и было на оригинале последние лет 20. Но я впал в амбицию: всё - только натуральное и аутентичное!
Благо, знакомые некогда презентовали целую пачку натурального дубового шпона - полутораметровыми полосами по 20 см шириной. Чтобы при нарезании шпон не крошился, предварительно его куски наклеивал на крафтовую бумагу (разумеется - под прессом). Получившиеся листы шпона на бумаге разрезал на полоски примерно 25 мм шириной - чтобы накрывало 3 соседних жерди обрешетки. И уже эти полоски нарезал на "дранки" - с помощью олдскульного фотографического резака. Быстро и ровно!
Дранки ряд за рядом (с перекрытием в один ряд) наклеивал на обрешетку. Долго, нудно... но как же реалистично в итоге получилось!
Готовая кровля - натуральный гипноглиф (осязательный наркотик)!
Крыльцо - это "визитная карточка" дома! Здесь халтурить нельзя никак! Поэтому делал всё точно так, как на оригинале: благо, есть четкие фотки - и снаружи, и внутри. Посередине "досок" шилом процарапывал канавку - для имитации двух узких досок рядом. Типа, "вагонка".
Дальнейшая отделка, в основном - внутренняя. А все размеры (по фотографиям) надо отмерять от точки пола. Соответственно, надо настилать пол. Использовал раскладку 5х20 мм. Как и с "вагонкой", шилом процарапывал каждую широкую доску, "разделяя" её на две узкие. Визуально - не отличишь. На месте будущей печки делаю вырез-паз для облегчения её снятия-установки, т.к. уже осознаю, что она будет съемной. В коридоре и на крыльце использую всё те же тонкие доски-палочки для размешивания.
И вот уже можно с помощью камеры мобильника "заглянуть" внутрь сруба - как будто сам там стоишь. Это волшебные моменты: смотришь, а память "дорисовывает" остальное!...
К этому времени пришло осознание, что двор делать таки придётся. Как иначе? Оставить дом с дыркой в стене? На том же станке "быстренько" набираю клеть двора...
Из 10 мм фанеры делаю временный подмакетник для всей постройки и уже на нём совмещаю два сруба. "Макетик" получается немаленьким...
Место стыковки двух срубов, как я точно помню, бабушка называла "мостичОк". И теперь я понимаю почему: он являлся как бы продолжением сруба дома внутри клети двора. Но на венцы дома и двора никак не опирался. Просто стоял на опорах рядом с ним. Да, именно как настил моста.
С крышей двора всё повторил уже отработанным манером. Только площадь крытой дранкой кровли двора получилась, похоже, раза в полтора больше, чем на доме! Да, "глаза боятся, а руки делают"...
Оформил лёгкие перегородки на мостичкЕ - те, что отделяют холодную кладовку и туалет. Настелил пол в хлеву. А потолок его набрал из более тонких 5-мм галтелей.
На этом была закончена, так сказать, обязательная программа: стены, пол и крыша. Всё дальнейшее - внутренняя отделка. Как, собственно, и при реальном строительстве.
Навесил двери на двор и на хлев. Полотна набирал всё из тех же палочек-"досок". Петли делал из обычного одножильного радиомонтажного провода. Три витка достаточно. Из него же - ручки и крючки. Накладные большие петли - из тонкой латунной полоски.
У стены дома снаружи пристроил курятник. Жерди его обрешетки - всё те же палочки для размешивания, разделенные вдоль на две или три части.
Перед наполнением интерьера требуется подготовить пол и стены...
Простым белым цветом покрасил "вагонку" в коридоре и на крыльце. Подобрав цвет, покрасил полы и подготовленные рейки-плинтуса.
Взяв с фотографий участки с рисунком обоев, "размножил" их на компьютере и распечатал получившиеся сплошные текстуры на цветном лазерном принтере (струйный лучше не использовать - от случайной капли рисунок обязательно "потечёт"). Получившимися "обоями" оклеил стены в жилых комнатах, кладовке и туалете. Прямо поверх бревен. Да, в своё время так и отделывали стены: к бревнам прибивали фанеру или коробочный картон (у кого что было) и поверх клели обычные обои.
После обоев и пола приклеил крашеные "плинтуса". Тут пригодились отбракованные кривые палочки - в качестве распорок-прижимов.
Входная дверь - узнаваемый элемент. Поэтому важно сделать её максимально точно. Пришлось потрудиться и набрать дверь практически точно так же, как если бы я её делал в натуральную величину.
Остальные "межкомнатные" двери, хоть и попроще, но сделать их тоже надо тщательно.
Окна - тоже деликатный элемент. Тем более, что принципиально решил делать их открывающимися.
Сначала склеил коробки, потом вставил подвижные рамы. Из двух отбракованных палочек сделал зажим, с помощью которого удобно красить окна.
Стекла вставлял в распор, подгоняя каждое по месту. Заморочисто, зато - реалистично. Дополнительно закрепил разбавленным ПВА с помощью рейсфедера.
Витражные окна на крыльце застеклил внахлёст. С дверями и окнами дом начинает приобретать уже совсем узнаваемый вид!
Печку сделал из модельного картона. "Кирпичи" продавливал шилом по линейке.
Поскольку задумал делать печку "действующей" (с "огнём"-подсветкой), пришлось и все её внутренности выполнять реалистично: с шестком, сводом и дымоходом.
После покраски навесил обвязку лежанки и скамейку.
И вот уже можно через окошко "подсмотреть" как печка будет выглядеть в интерьере дома... и с его обитателями.
Этот шкаф был не просто шкаф, а ещё и перегородка, отделяющая кухню. Поэтому сразу прикрепил к нему тонкую стенку и кухонную полку сзади.
Шкаф, как и печку, не приклеивал к полу, а закрепил на двух штырях - чтобы можно было снимать при необходимости.
Комод-буфет был центральной "доминантой" комнаты. Там хранилась парадная посуда, а на дверках был выставлен "иконостас" из семейных фотографий (его тоже "вырезал" на компьютере с фотографии). Стенки и ящики комода широкие, поэтому сделал их уже не из палочек, а из деревянных медицинских шпателей. Посуда - из готового набора.
Какой же деревенский дом без металлической кровати и коврика с оленями над ней?
К сожалению, не заснял этапы её создания. Дуги делал из толстых, а каркас - из тонких обычных канцелярских скрепок. Соединял пайкой.
Матрас - из вспененного упаковочного полиэтилена. "Бельё" - из нетканого материала на клею. Коврик - снова вырезка-распечатка компьютером.
Яркий, один из самых реалистично получившихся уголков дома!
Другой непременный атрибут деревенского дома - венские стулья. Их тоже делал из толстых скрепок. Для облегчения пайки, закрепил ножки в бруске.
Другие стулья попроще.
Ножки у этого стола были уж очень точёные и этим очень приметные. Поэтому пришлось их точить и здесь, закрепляя круглые заготовки в цанге гравёра.
Шкаф уже особой сложности не представлял. Сундук, комод и тахта - тоже.
Кровать здесь уже другая по форме. Собирал тоже из скрепок на пайке. Только угловые стойки с набалдашниками сделал из четырех финишных гвоздей - "шляпка" у них нужной округлой формы, да и толщина подходящая. Увы, процесса сборки опять не заснял...
Не мог не сделать старую радиолу: сколько я на ней в детстве пластинок прослушал! В то время она стояла в этой комнате.
Ну и разные интерьерные "мелочи": часы с кукушкой, счетчик, радиоточка, половички, газовый шкаф с баллоном, плита, телевизор, холодильник, умывальник...
Каждая такая деталька делалась как-то "на одном дыхании" - поэтому на фотографиях опять только готовый результат.
И чуть не забыл про самое главное - про туалет! Газеты и обложки журналов нашел в интернете - почти все, которые там действительно были.
Сделал выгородки (загоны) с калитками на петлях.
Сено сделал из... сантехнического льна. Продается он в виде длинных расчёсанных "локонов". Беда только в том, что этот лён из пакета всегда вонючий - чем-то таким его пропитывают. Проветривание в течение месяца на балконе - не помогает, проверено. Нашел решение: лён нужно просто вымыть как волосы - с мылом или даже шампунем. Это полностью убирает запах и к тому же придает "мягкость и шелковистость". Стараться не спутывать волокна: мыть и отжимать аккуратно - потом будет легче нарезать. Просушив (хоть феном, хоть на газете) нарезать жгут острыми ножницами на отрезки 1-2 см. И вот теперь получившееся "сено" можно комкать, мять, сваливать... Короче, придавать нужную форму.
Слегка посыпав сеном смазанный ПВА пол в загонах, бОльшую часть остатков "забросил" на чердак над двором - где оно обычно и хранилось зимой.
После покраски пол сверху еще присыпал чистым "сеном" и побросал его "охапки" в загоны.
Поленница на дворе - чего, казалось бы, проще сделать: нарежь "поленьев" и склей в штабель. Но это сколько уйдёт материала!
Поэтому сначала сделал каркас из модельного картона. Покрасил его в матовый чёрный цвет и обклеил маленькими кусочками-торцами "поленьев".
Кусочки 6-мм галтелей покрасил в белый цвет с чёрными штрихами "под берёзу", "наколол" из них поленьев и положил на верхние ряды поленницы.
Чистовой подмакетник сделал из двух листов 6-мм фанеры с диагональными рёбрами жесткости. По периметру - рама с чистовыми кромками из лакированной буковой раскладки. Внутрь подмакетника спрятал все провода от подсветки и распаял их на разъём в правом дальнем углу.
Для экономии текстурной пасты, две "грядки" вдоль двора сформировал из того же упаковочного вспененного полиэтилена. Сверху накрыл их нетканым материалом на ПВА, приклеив края к подмакетнику. После этого с помощью мастихина нанёс готовую текстурную пасту с песком, формируя неровности и шероховатости широкой кистью. Сушил сутки.
Грядки и участки открытой земли покрыл самодельной присыпкой из... кофейной гущи. Да, из того, что остаётся в рожке эспрессо. Самый тот цвет и реалистичная текстура!
Наконец, обильно смазав всю остальную поверхность ПВА, покрыл её присыпкой двух "травяных" цветов в разных их комбинациях. Притрамбовывал большой круглой кистью. Неприклеенные остатки собирал пылесосом через марлю.
По "свежей травке" поставил забор. Всё из тех же палочек и 6-мм галтелей. После установки вдоль забора снизу с обеих сторон укрепил комковой фолиаж.
В деревне рядом со двором стоял сарай-сеновал. В него краем упирался другой забор, с калиткой в огород. Поэтому и без сарая обойтись, вроде как, нельзя... и сарай если ещё ставить, то макет станет уже совсем громоздким. Как быть? Нашел решение: сарай, вроде, ещё только строят. А "строящийся" сруб вполне реалистично можно "обрезать" по границе подмакетника.
Быстро собрал несколько венцов и вывел к углу забор. Но на стройке не может же быть только "голый" сруб - нужны все её атрибуты. Поэтому пришлось сделать кОзлы, леса, лестницы, штабель досок, еще не уложенное бревно. Потом еще специально прикупил фототравление "набор шанцевого инструмента" - топор, двуручную пилу, ножовку, лопаты. Ну, и, конечно, шабашников!
Из многожильного провода сделал деревья: яблони, кусты и сосну. Листва - фолиаж двух видов, закреплённый на ПВА и суперклей.
Вьюны и хмель всегда густо покрывали дом, крыльцо и курятник. Сделал их из готового декора "вьюн" двух видов - с цветами и без.
Подсолнухи сделал из готового набора фототравления: нужно было лишь приклеить листья на стебель и увенчать соцветием. И раскрасить.
А вот с капустой - беда: таких готовых наборов нет. Пришлось соображать самому. Маленькие, 6-8 мм неровной формы бумажные кружочки намочил, впрессовал в полукруглую ямку подходящей формы и дал высохнуть.
Получились листья капусты. Основной "кочан" сделал из скатанного на клею ПВА бумажного шарика, нанизанного на обрезок деревянной зубочистки. Потом, вокруг него подклеивал бумажные листья на каплю клея... После высыхания раскрасил светло-салатовой краской и... сам себя зауважал!
Со свёклой совсем "просто": нашел в интернете изображения листьев свеклы, уменьшил в масштабе, распечатал на лазернике, вырезал, подкрасил тыльную сторону в нужный цвет и собрал "букетики" из 6-7 "листьев". Воткнул в грядку.
Садовый и домашний инвентарь. Из набора фототравления - только лопаты. Остальное - самодельное: из проволоки, скрепок и зубочисток.
Сначала думал "населить" дом только кошками - их фигурки нашел сразу. Эдакий "кошкин дом". Ну, а когда потом нашел фигурки стариков, решил, что с котиками им будет веселее.
Было большое искушение сделать по-лентяйски: все светодиоды повтыкать в "потолок" в соответствующих местах, а провода спрятать "на чердаке". Вроде бы проще, но тогда пришлось бы питание как-то подводить к крыше. Контакты - ненадёжно, а проводом - неэстетично: прятать тоже надо. Поэтому решил всё-таки размещать подсветку именно там, где она была "на натуре". И это оправдалось: во-первых, свет идёт именно "так, как было", а во-вторых, это даёт возможность любоваться подсвеченными интерьерами и при снятой крыше.
Волшебные моменты, глаза радуются. Свет в окнах - живой дом.
4-мм поликарбонат заказал уже вырезанный под размер. К подмакетнику прикрепил его при помощи крепежа для стекла/зеркал с декоративными заглушками "под бронзу". Панели в углах не склеивал, а соединил угловыми накладками для аквариума. Верхнее стекло получилось тяжеловатым, прогибалось. Поэтому пришлось распилить два таких уголка из запасного комплекта и сделать упоры посередине сторон.
Собственно, вот!
Спасибо за интерес и внимание!
d13151 в 07.02.2024 - 17:57 Ого! Вот вы заморочились! Титанический скрупулезный труд!
Вопрос один. Каким щучьим велением тепло поставлялось в спальную комнату от этой, воистину нетривиальной в своей конструкции, печи? И в догонку ко всему пелетону диорамщиков, присутствующим на скейле с испокон веку. Мне известно, что ваша религия запрещает вам макетировать здания стоящие на фундаментах, но "итс реал но гуд"((. Загрустит дом стоя прямо на земле-матушке через десяток дугой годков. А с ним и дедка и жучка..... А так то все классно! Смотрел и читал с удовольствием. Спасибо! Отвечаю: "спальная комната" называлась "та изба" и по сути являлась т.н. летней избой - т.е. неотапливаемой. Сколько себя помню, её мы обогревали электрическими "трамвайными" печками. Две такие печки на макете присутствуют - в обеих комнатах (в теплой избе печь топилась не каждый день). Фундамент у дома, конечно же, был - это ряд массивных валунов. Но увидеть их можно было лишь слегка подкопавшись под нижний венец, т.к. со временем уровень земли их почти скрыл. Когда делал чистовой подмакетник была мысль "вмуровать" в него хотя бы по углам подходящие натуральные камешки. Но решил, что трудозатрат будет больше видимого "эффекта" и по-хитрому прикрыл этот нюанс вездесущей "травой". ;-) |
Эйероплан в 07.02.2024 - 19:34 Ого! Вот вы заморочились! Титанический скрупулезный труд!
Вопрос один. Каким щучьим велением тепло поставлялось в спальную комнату от этой, воистину нетривиальной в своей конструкции, печи? И в догонку ко всему пелетону диорамщиков, присутствующим на скейле с испокон веку. Мне известно, что ваша религия запрещает вам макетировать здания стоящие на фундаментах, но "итс реал но гуд"((. Загрустит дом стоя прямо на земле-матушке через десяток дугой годков. А с ним и дедка и жучка..... А так то все классно! Смотрел и читал с удовольствием. Спасибо! Отвечаю: "спальная комната" называлась "та изба" и по сути являлась т.н. летней избой - т.е. неотапливаемой. Сколько себя помню, её мы обогревали электрическими "трамвайными" печками. Две такие печки на макете присутствуют - в обеих комнатах (в теплой избе печь топилась не каждый день). Фундамент у дома, конечно же, был - это ряд массивных валунов. Но увидеть их можно было лишь слегка подкопавшись под нижний венец, т.к. со временем уровень земли их почти скрыл. Когда делал чистовой подмакетник была мысль "вмуровать" в него хотя бы по углам подходящие натуральные камешки. Но решил, что трудозатрат будет больше видимого "эффекта" и по-хитрому прикрыл этот нюанс вездесущей "травой". ;-) А когда все же печь растопляли. Неужели каждый раз топили эту эхму, которую в моей вселенной обладатели подобных монстров разжигают реже чем никогда? В общем не вижу -ни дверки, ни поддувала для обычной топочной части печи (а плита со сковородкой есть) Возможно они присутствуют на той грани "где по фэншую должен быть умывальник" (вы знаете о чем я )))) |
motzkin в 07.02.2024 - 21:01 Тема: Самодел 1/35 Деревенский дом Тверская область Прекрасная работа! Коллега, вы профи-моделист, не скромничайте! )) |
d13151 в 07.02.2024 - 22:07 Тема: Re: Самодел 1/35 Деревенский дом Тверская область Прекрасная работа! Коллега, вы профи-моделист, не скромничайте! ))
Спасибо! Увы, "профи" - это когда много опыта, много моделей... А у меня из подобного опыта только ж/д макет, сделанный... 20 лет назад... "Из коробки"... Не считается! :-) |
d13151 в 09.02.2024 - 09:53 А когда все же печь растопляли. Неужели каждый раз топили эту эхму, которую в моей вселенной обладатели подобных монстров разжигают реже чем никогда?
В общем не вижу -ни дверки, ни поддувала для обычной топочной части печи (а плита со сковородкой есть) Возможно они присутствуют на той грани "где по фэншую должен быть умывальник" (вы знаете о чем я )))) "Топочной части" у нашей печи просто нет. Топилась она всегда только "целиком". Даже летом. Для готовки бабушке хватало 2-3 поленьев. Сковороды, кастрюли и чугунки просто задвигались в топку рядом с углями. А шестОк, на котором на макете стоит сковорода, использовался как "рабочий стол". :-) Так что, как видите, "ни дверки, ни поддувала" там действительно нет. Дверка была только одна - "вьюшка" - в начале дымохода: за ней в нише лежала крышка, перекрывающая его. И эта дверца на макете присутствует. :-) |
Эйероплан в 09.02.2024 - 21:20 А когда все же печь растопляли. Неужели каждый раз топили эту эхму, которую в моей вселенной обладатели подобных монстров разжигают реже чем никогда?
В общем не вижу -ни дверки, ни поддувала для обычной топочной части печи (а плита со сковородкой есть) Возможно они присутствуют на той грани "где по фэншую должен быть умывальник" (вы знаете о чем я )))) "Топочной части" у нашей печи просто нет. Топилась она всегда только "целиком". Даже летом. Для готовки бабушке хватало 2-3 поленьев. Сковороды, кастрюли и чугунки просто задвигались в топку рядом с углями. А шестОк, на котором на макете стоит сковорода, использовался как "рабочий стол". :-) Так что, как видите, "ни дверки, ни поддувала" там действительно нет. Дверка была только одна - "вьюшка" - в начале дымохода: за ней в нише лежала крышка, перекрывающая его. И эта дверца на макете присутствует. :-) Чего только на белом свете не увидишь...... :shock: :shock: :shock: |
jetac в 19.02.2024 - 22:10 Тема: Самодел 1/35 Деревенский дом Тверская область Кошак - это пять! Лижущий яйца :mrgreen: капитальный штришок. Единственно не понравился блеск одежды на фигурках, надо матовый лак |
d13151 в 19.02.2024 - 22:23 Тема: Re: Самодел 1/35 Деревенский дом Тверская область Кошак - это пять! Лижущий яйца :mrgreen: капитальный штришок. Единственно не понравился блеск одежды на фигурках, надо матовый лак
Спасибо! Кошаки - готовые фигурки, весьма реалистичные, да. Не смог устоять... :-) Насчёт блеска - да, самому потом не понравилось - после того как уже покрасил. Ну, не смывать же. Набор красок уж больно приглянулся - весьма нестандартные были цвета, включая телесный... Увы, были они глянцевые. Думал потом поверх покрыть прозрачным матовым (акриловым же) лаком, но решил не рисковать. Потому и говорю, что "не профи"... ;-) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Вопрос один. Каким щучьим велением тепло поставлялось в спальную комнату от этой, воистину нетривиальной в своей конструкции, печи?
И в догонку ко всему пелетону диорамщиков, присутствующим на скейле с испокон веку. Мне известно, что ваша религия запрещает вам макетировать здания стоящие на фундаментах, но "итс реал но гуд"((. Загрустит дом стоя прямо на земле-матушке через десяток дугой годков. А с ним и дедка и жучка.....
А так то все классно! Смотрел и читал с удовольствием.