Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости |
Автомобиль был создан на базе более раннего полугусеничного броневика Wz. 28, поступивший на вооружение в 1928 г.
Он не нравился военным, которые были недовольны ее управляемостью, низкой максимальной скоростью, а также плохой проходимостью, и было решено перестроить как классический колёсный бронеавтомобиль.
На фото сзади хорошо видно, что центр тяжести был высоковат, и эти башенки на гусеницах были к тому же весьма неустойчивыми.
Реконструкция машин проходила постепенно в 1934-1938 годах. В ходе этой модернизации использовались различные типы типовых узлов, в результате чего было создано три различных типа автомобилей (обозначенных последовательно: Wz. 34, Wz. 34-I и Wz. 34-II).
Первая модель Wz.34 сохранила оригинальные двигатель и коробку передач Citroën мощностью 20 л.с., только новый задний мост был взят от легкого 1-тонного грузовика FIAT-614. Автомобиль Wz.34-I получил новый двигатель FIAT-108 от легковушки Polski Fiat 508 мощностью 23 л.с. с коробкой передач и такой же задний мост FIAT-614. Следующая версия Wz.34-II, построенный в наибольшем количестве, имел более новый 25-сильный двигатель FIAT-108-III, задний мост от легкого 1,2-тонного грузовика Polski Fiat 618 и другие усовершенствования, вроде гидравлических тормозов и т.д.
Внешне раннюю версию отличить от поздней весьма просто: боевое отделение у неё расширялось в виде спонсонов над задними колёсами, а кормовой лист с дверями был вертикальным. Перед водителем было два смотровых окна, прикрытые створками. Кроме того, существовало как минимум два типа носовой части корпуса - тупая, по-видимому, более длинная, с неоткидывающейся носовой частью капота; и более острая, укороченная, с полностью открывающимся капотом (как у более нового корпуса).
Более поздняя версия имела узкий кузов с наклонной кормой – по этому признаку поздняя версия хорошо различима от ранней при виде сзади или сбоку. У водителя было только одно смотровое окно, что является особенностью распознавания этого варианта при виде спереди.
Обе модификации бронеавтомобиля комплектовалась как 37-мм пушками Пюто SA-18 так и 7,92мм пулемётами Гочкисс. Причём пушка SA-18 (польское обозначение Wz.18) воевала ещё в первую мировую, и основным её назначением уничтожение пулеметных гнезд. Из-за низкой скорости и плохой бронепробиваемости она не подходила для борьбы с танками, однако могла пробить легкую броню с близкого расстояния. Обычно машины с орудиями были у командиров. На задние сдвоенные колеса можно было закрепить специальные цепи для улучшения сцепления с песком или снегом. В противном случае их возили на задних крыльях, но судя по их отсутствию на фотографиях, к 1 сентября 1939 года они уже не использовались.
Корпус изготавливался из броневых листов, приклепанных и привинченных к раме. У него была дверь с левой стороны, открывавшаяся назад, и большая дверь в кормовой части, открывавшаяся на левую сторону. С правой стороны двери не было. Перед водителем было одно смотровое окно (или два на Wz.34-I), защищённое крышкой с прорезями. Радиатор был защищен двустворчатой дверью, открывавшейся с места механика-водителя. Капот двигателя открывался вбок. За двигателем, находился топливный бак. С правой стороны носа находилось запасное колесо, с левой стороны - инструментальный ящик. Кроме того, у некоторых автомобилей обеих серий был передний бампер, а крылья иногда дополнительно крепились к корпусу распорками.
Башня была восьмигранной; на крыше имелся небольшой, шестиугольный, открывающийся, двухсекционный вентиляционно-смотровой купол. В бортах имелись два небольших окна с люками и несколько смотровых щелей.
Единственная фара зачастую без стекла, находилась с левой стороны, перед окном водителя (за время эксплуатации использовалось несколько типов фар).
Экипаж состоял из двух человек: водителя и командира-наводчика. Во время марша командир сидел на скамье с левой стороны боевого отделения, в бою – он находился в башне, сидя на ремне, закрепленном между её внутренними стенками. В качестве спинки водителя использовался ремень, закрепленный на стенках боевого отделения. Некоторые машины с ранним корпусом имели по две лавки для командира по бокам.
Автомобиль не был оборудован радио. Сигнализация осуществлялась цветными флажками, втыкаемыми в крышу башни.
Броневики участвовали в боевых действиях как против немцев, так и против СССР уже в виде трофеев. Часть из них была передана немцам Независимому Государству Хорватия.
Модель.
Как и вся продукция FtF, броневичок сделан очень качественно и просто, и в принципе его можно собрать за час, НО как и вся продукция FtF он грешит переупрощениями и недостаточной детализацией. Пластик и детализация сильно напоминают китайский S-Model. Может поляки отдали их разработку производство на аутсорсинг в Китай? Ну, почему бы и нет….
Поляки заботливо положили в коробку и пушку и пулемёт, и кроме того выпустили как раннюю так и позднюю версию броневика. Я купил раннюю, и решил делать с пушкой.
Модель собиралась «с нуля» для конкурса «Новогодний пинок». Из афтермаркета использовал только фару, а также добавил самодельный трос, рукоятки на капоте и глушитель. Можно было бы ещё поработать с ходовой частью, но я не настолько люблю польские броневички, чтобы настолько углубляться в матчасть. Наибольшую проблему для моделиста здесь представляет окраска: очень сложно нормально замаскировать поверхность, изобилующую всевозможными углами.
Окраска делалась по инструкции FtF.
В остальном Wz.34 собирается без проблем, и тем, кто не хочет заморачиваться с трёхцветными полосками, могу посоветовать сделать его трофейным, налепив из белых полосок кресты, и покрыв однотонным «панцерграу».
» Автор | |
---|---|
Кристобаль_Хунта | |
Опыт: | 10558 |
Репутация: | +523 |
Откуда: | Мурманская обл. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|